учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Манханов А.Д.
(представитель работодателя)
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
организмов и систем надорганизменного уровня в пространстве и во времени; воздействие
антропогенных факторов среды на организмы, популяции сообщества и экосистемы; особенности
биоразнообразия природных экосистем и их трансформации под воздействием естественных и
антропогенных факторов. Формирование знаний, умений и навыков в сфере деятельности по
оптимизации состояния окружающей среды
Задачи: определение границ деятельности человека по использованию природы на основе
критического анализа современных научных достижений, междисциплинарных исследований,
личностного развития, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Формирование
мышления и мировоззрения о глобальной роли живых организмов в биосфере планеты, сохранении
биоразнообразия как основы ее устойчивости и стабильности, экологического, экономического и
социального благополучия человечества
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Этапы развития экологических идей.
Важнейшие подразделения экологии
Особенности действия биотических и
абиотических факторов
закономерности их влияния на организм.
Экологический потенциал вида и
сопротивление среды. Экологически
эквивалентные виды
Лимитирующие факторы
Пределы толерантности. Законы Ю.Либиха,
В.Шелфорда, Митчерлиха. Закон оптимума,
его применение в научной и практической
деятельности
организации экосистем
среды. Экологические группы наземных и
водных организмов по отношению к свету,
температуре, влажности, рН среды. Причины
и экологические последствия кислотных
дождей
взаимодействий. Биотический потенциал вида
и сопротивление среды. Причины
популяционных взрывов
динамика численности популяции, причины
популяционных взрывов. Методы регуляции
численности популяции.
территорий в Байкальском регионе:
перспективы озеленения и ландшафтного
дизайна селитебной зоны
Дж.Гриннела, Ч.Элтона и Р.Хатчинсона
взаимодействий, их экологическая роль.
математическое моделирование
межпопуляционных взаимодействий.
количественной оценки видового
разнообразия биоценозов. Продуктивность
биогеоценозов. Динамика биоценозов. Типы
сукцессий
структура. Типы биогеоценотических связей.
Моделирование динамических процессов в
биоценозах. Методические основы изучения
процессов в биогеоценозах
Гипотеза Геи. Модель Лавлока. Концепция
ноосферы
Типы пищевых цепей: пастбищные,
детритные и паразитические. Биологическая
продуктивность, валовая и чистая продукция,
методы ее оценки
современности. Тенденции изменения
окружающей среды. Экологические прогнозы.
Наше общее будущее
условие устойчивого развития Байкальского
региона
и отличия от естественных экосистем.
Продуктивность агроэкосистем. Экологически
безопасная продукция, условия ее получения.
Альтернативные системы земледелия.
Вермикультура и биогумус.
смена парадигмы развития цивилизации
последствия использования трансгенных
технологий.
утилизации отходов сельских поселений
Центральной экологической зоны БПТ
глобальных экологических проблем
рационального использования. Мониторинг
территориальных биоресурсов.
устойчивого развития БПТ
региона: особенности применения
природоохранных технологий в целях охраны
и восстановления биоресурсов. Мониторинг
компонентов экосистем Байкальского региона
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
Методы научного исследования в экологии/ В.Ю. Татарникова, Э.Г. Имескенова; ФГБОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2017. - 47 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов
Тестовые задания
Методы научных исследований
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что в переводе с латинского означает термин «экология»?
а) место обитания; б) наука о доме; в) наука об окружающей среде.
2. Критическое состояние окружающей природной среды, угрожающее существованию
человека и вызванное хищническим использованием основных природных ресурсов или
загрязнением окружающей среды называют:
а) экологическая проблема; б) экологический кризис; в) экологическая катастрофа; г) экологоэкономический ущерб.
3. Биосфера – это:
а) биоценоз; б) сообщество; в) экосистема.
4. Научная заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что:
а) он ввел понятие «экология»; б) создал теорию эволюции биосферы; в) создал учение об
экосистеме.
5. Если сукцессия начинается на участке, откуда было удалено прежнее сообщество, то ее
называют:
а) первичная; б) вторичная, в) гетеротрофная
6. Способность живых организмов к избирательному накоплению в своих телах определенных
химических элементов в ходе жизнедеятельности – это проявление __________ функции живого
вещества
7. Немецкий ученый Ю.Либих сформулировал:
а) закон толерантности; б) закон минимума; в) правило 10%.
8. Форма биотических отношений, при которой совместно обитающие популяции различных
видов не испытывают взаимного влияния называется:
а) симбиоз; б) нейтрализм; в) хищничество.
9. Форма межвидовых взаимоотношений, выгодная для обоих организмов называется:
а) конкуренция; б) хищничество; в) симбиоз; г) нейтрализм.
10. Выберите 2 правильных ответа. По отношению к свету растениям не свойственны такие
экологические группы, как:
а) ночные; б) сумеречные; в) теневыносливые; г) светолюбивые
11. Общее количество особей определенного вида на данной территории или в данном
объеме называется:
а) рождаемостью популяции; б) численностью популяции; в) плотностью популяции; г)
плодовитостью популяции
12. Если смертность в популяции превышает рождаемость, то такая популяция становится
____________.
26
13. Из предложенного перечня выберите то положение, которое характеризует понятие
мониторинга:
а) наблюдение; б) адаптация; в) норматив; г) экологическая экспертиза; д) интродукция.
14. Укажите исчерпаемые природные ресурсы (от 1 до 5 правильных ответов):
а) энергия Солнца; б) вода; в) растительный и животный мир; г) полезные ископаемые; д)
энергия ветра; д) ресурсы атмосферного воздуха.
15. Взаимодействие каких веществ с атмосферной влагой является причиной выпадения
кислотных дождей:
а) диоксид серы; б) угарный газ; в) аммиак.
16. Озоновый слой атмосферы выполняет следующую функцию:
а) способствует поддержанию теплового баланса Земли; б) снижает уровень жесткой
коротковолновой ультрафиолетовой радиации; в) препятствует загрязнению атмосферы.
17. Выберите 2 правильных ответа. Возникновение «парникового эффекта» связано с
увеличением в атмосфере содержания:
а) частиц пыли; б) аммиака; в) углекислого газа; г) угарного газа; д) метана
18. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков эвтрофикации (цветения) водоемов
является неверным:
а) массовое размножение фитопланктона; б) изменение окраски воды; в) ухудшение
кислородного режима водоема; г) усиление размножения рыбы в условиях увеличения количества
корма.
19. Укажите неверные утверждения (от 1 до 4 правильных ответов).
а) Вода входит в состав клеток и тканей живых организмов; б) Вода не участвует в процессе
почвообразования; в) Биологическое загрязнение воды создается болезнетворными
микроорганизмами; г) Процессы нейтрализации и флотации характерны для механической очистки
воды.
20. Большие железобетонные резервуары, в которых смешанные с активным илом сточные
воды подвергаются насыщению кислородом путем продувания через них воздуха, называются:
а) аэротенки; б) отстойники; в) метатенки
21. Самым опасным процессом, уничтожающим сельскохозяйственные земли, считается:
а) засоление почв; б) эрозия земель; в) перевыпас скота; г) чрезмерное химическое
загрязнение вследствие использования агрохимикатов.
22. Автотрофный компонент в агроэкосистеме называется _________.
23. К наследственным заболеваниям, не зависящим от состояния (загрязнения) окружающей
а) болезнь Минамата; б) сибирская язва; в) гемофилия; г) болезнь Ита-Ита
24. Химическое вещество или физическое воздействие, повышающие вероятность
возникновения у человека злокачественных образований (раковых опухолей) называются:
___________ .
25. К так называемой «зоне голода» в современном мире относятся страны:
а) Восточной Европы, Австралии; б) Африки, Южной, Юго-Восточной Азии; в) Восточной Азии,
Северной Америки
26. Какой организм является основным «чистильщиком» озера Байкал:
а) эпишура; б) голомянка; в) элодея канадская.
27. Установите соответствие между видом и названием ООПТ
1. Поющие пески а) заповедник
2. Баргузинский б) национальный парк
3. Тункинский в) памятник природы
Вариант 2
1. Какой ученый ввел в науку термин «экология»:
а) Дарвин; б) Геккель; в) Докучаев; г) Сукачев.
2. Обратное воздействие измененной человеком природы на его хозяйство и здоровье людей
– это:
а) закон ограниченности природных ресурсов; б) эффект бумеранга; в) закон Барри Коммонера.
3.Что такое биосфера Земли?
а) область жизни, охватывающая другие земные оболочки; б) поверхность континентов и
архипелагов; в) почва и часть атмосферы, расположенная непосредственно над ней.
4. Энергия солнечного света может быть преобразована в энергию химических веществ: а)
продуцентами; б) консументами; в) редуцентами.
5. Минерализация или разложение мертвого органического вещества живыми организмами –
это:
а) концентрационная функция живого вещества; б) деструктивная; в) энергетическая; г)
средообразующая.
27
6. Установите соответствие между этапами эволюции биосферы и их началом
1. Химическая эволюция а) около 3млн. лет назад
2. Биологическая эволюция б) 3,5 млрд. лет назад
3. Антропогенез в) 4,5 млрд. лет назад
7. Комплекс условий неорганической (неживой) природы, влияющих на организм – это:
а) абиотические факторы; б) биотические факторы; в) антропогенные факторы;
8. Какой ученый сформулировал «закон толерантности»:
а) Тенсли; б) Геккель; в) Шелфорд
9. Выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора – это:
а) толерантность; б) констелляция; в) популяция.
10. Форма взаимоотношений между организмами, при которой один из них живет за счет
питания тканями или соками другого, тесно связанных в своем жизненном цикле называется
_______________.
11. Популяция обладает рядом показателей, которые характеризуют ее как группу в целом, а
не отдельные ее особи. Рассчитайте смертность во время спячки в 2 популяциях малого суслика. В
первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га,
выжило 80, во второй соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше.
___________
12. Совокупность приспособлений, направленных на повышение вероятности выживания
особей популяции и оставления потомства называется:
а) биотическим потенциалом; б) экологической стратегией выживания; в) максимальной
продолжительностью жизни.
13. Какие нормативы дают экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния
окружающей природной среды, но не указывают на источник вредного воздействия и не регулируют
его поведение:
а) ПДВ; б) ПДК; в) ПДС.
14. По масштабам территориального охвата компонентов биосферы выделяют такие виды
мониторинга, как … (не менее 2 ответов):
а) локальный; б) биоэкологический; в) природно-хозяйственный; г) региональный; д) глобальный
15. Выберите правильные ответы (от 0 до 5) из предложенных вариантов. Последствиями
снижения концентрации озона в атмосфере Земли могут стать:
а) многочисленные солнечные ожоги человека, животных и растений;
б) рост заболеваемости людей раком кожи;
в) развитие глазных болезней человека;
г) стимулирование работы иммунной системы человека и животных;
д) интенсификация фотосинтеза у растений
16. Основным компонентом, какого смога, является озон:
а) черный смог; б) белый смог; в) ледяной смог.
концентрации углекислого газа в атмосфере. Укажите, что является прямым следствием повышения
концентрации углекислого газа в атмосфере:
а) пыльные бури; б) парниковый эффект; в) образование озоновых дыр; г) снижение урожайности
сельскохозяйственных культур
18. Тепловое загрязнение воды - это загрязнение
а) химическое; б) физическое; в) биологическое; г) механическое
19. Установите соответствие.
1. Механическая очистка воды а) нейтрализация
2. Биологическая очистка б) аэротенки
3. Химическая очистка в) нефтеловушки, жироловки
20. Соединение какого тяжелого металла, содержащегося в сточных водах промышленных
предприятий, стало причиной возникновения болезни Минамата?
а) свинец; б) ртуть; в) медь
21. Агроэкосистемы по сравнению с природными системами характеризуются:
а) более высокой биологической продуктивностью; б) меньшей биологической продуктивностью; в)
большей устойчивостью.
22. Свойство почвы обеспечивать растения водой, питательными веществами, воздухом
называется _____________.
23. Денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате ее
загрязнения, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствий таких изменений
называется:
а) эколого-экономический ущерб; б) эффективность природопользования; в) плата за использование
природных ресурсов
28
24. Естественное разрушение загрязняющих веществ в окружающей среде в результате
природных физических, химических и биологических процессов называется _________.
. 25. Процесс индустриализации и урбанизации вызывает сдвиги в рационе миллионов людей,
переселяющихся в города, то есть увеличивает потребление продукции животноводства. Этот сдвиг,
получил название:
а) социального прогресса; б) «зеленой революции»; в) «мясной революции».
26. Какой из этих организмов является биологическим загрязнителем Байкала?
а) голомянка; б) бычки-подкаменщики; в) ротан-головешка.
27. Первый государственный заповедник России созданный вблизи Байкала в 1916 году
называется _____________.
2. Методы экологических исследований. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
3. Экологическая проблема. Причины возникновения экологических проблем. (УК-1, УК-3.
УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
4. Экологический кризис и экологическая катастрофа. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК2, ПК-3)
5. Состав и структура биосферы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
6. Функции живого вещества. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
7. Учение В.И. Вернадского о биосфере. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
8. Сукцессия и гомеостаз. Виды сукцессий. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
9. Пищевые цепи и пищевые сети. Правило 10%.(УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК3)
10. Экологические пирамиды. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
11. Миграция загрязнений по пищевым цепям. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
12. Биоценоз. Структуры биоценоза. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
13. Экосистема и биогеоценоз. Пространственная структура экосистем. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
14. Особенности функционирования агроэкосистем. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2,
ПК-3)
15. Лимитирующие факторы. Закон минимума и закон толерантности. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
16. Экологические факторы. Совместное действие экологических факторов на организмы.
(УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
17. Абиотические факторы. Наземно-воздушная среда обитания. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1,
ПК-1, ПК-2, ПК-3)
18. Биотические факторы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
19. Экологические факторы и сельскохозяйственное производство. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
20. Продуктивность экосистем. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
21. Биотический круговорот веществ. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
22. Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1,
ПК-1, ПК-2, ПК-3)
19
23. Водная среда жизни. Адаптации живых организмов к среде обитания. (УК-1, УК-3. УК-5,
24. Живые организмы как среда обитания. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
25. Почва как среда обитания. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
26. Популяция. Основные характеристики популяций. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2,
ПК-3)
27. Регуляции численности популяций. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
28. Популяционный подход к изучению природы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК3)
29. Стратегии развития популяций. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
30. Внутривидовые отношения между членами популяции (одиночный и групповой образ
жизни). (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
31. Условия развития популяции (распределение организмов в пространстве, агрегация,
изоляция). (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
32. Экологическая ниша. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
33. Значение воды в природе и жизни человека. Рациональное использование воды. (УК1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
34. Источники и виды загрязнения воды. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
35. Эвтрофикация водоемов. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
36. Атмосфера: состав, строение, значение для биосферы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1,
ПК-2, ПК-3)
37. Методы очистки сточных вод. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
38. Экологические и экономические последствия кислотных дождей. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
39. Истощение озонового слоя; причины и экологические последствия. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
40. Парниковый эффект (причины и последствия). (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2,
ПК-3)
41. Смог: виды, причины возникновения. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
42. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК2, ПК-3)
43. Экологические функции почвенного покрова в биосфере, меры по их поддержанию.
(УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
44. Экологические проблемы химизации сельского хозяйства. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК1, ПК-2, ПК-3)
45. Эрозия почв. Меры по борьбе с эрозией. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
46. Пестициды, их воздействие на окружающую природную среду. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
47. Экологические проблемы механизации сельского хозяйства. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1,
ПК-1, ПК-2, ПК-3)
48. Природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1,
ПК-1, ПК-2, ПК-3)
49. Рациональное и нерациональное природопользование. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1,
ПК-2, ПК-3)
50. Экологические законы Б. Коммонера. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
51. Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
52. Нормирование качества окружающей природной среды. Классы опасности
загрязняющих веществ. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
53. Экологический мониторинг: виды, задачи. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
54. Биоиндикация как один из методов проведения экологического мониторинга. (УК-1, УК3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
55. Уникальность экосистемы озера Байкал. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
56. Экологические проблемы Байкальского региона. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2,
ПК-3)
57. Биологическое загрязнение озера Байкал. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
58. Байкал как участок Всемирного наследия. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
59. ФЗ «Об охране озера Байкал». Экологическое зонирование Байкальской природной
территории. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
60. ООПТ Байкальского региона. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
61. Самоочищение О.С. Самоочищение экосистемы оз. Байкал. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1,
ПК-1, ПК-2, ПК-3)
20
62. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
63. Экологические последствия загрязнения атмосферы (региональные и локальные
экологические проблемы. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
64. Эколого-экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. (УК-1, УК-3. УК-5,
ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
65. Проблема отходов и пути ее решения. (УК-1, УК-3. УК-5, ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3)
3. Биосферная роль живых организмов
4. Численность и плотность популяции – основные ее характеристики.
5. Проявление закона Либиха – Шелфорда в природе.
6. Хищники и жертвы.
7. Конкурентные отношения в природе.
8. Симбиоз и паразитизм как формы экологических отношений.
9. Живые организмы как среда обитания.
10. Значение экологии для сельского хозяйства. Агроэкосистемы и их особенности.
11. Экологические условия как лимитирующие факторы.
12. Приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды.
13. Водная среда обитания. Приспособления живых организмов к условиям среды.
14. Оценка экологической ситуации в России.
15. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.
16. Миграция загрязнений по пищевым цепям.
17. Популяционная экология. Регуляция численности популяций в биоценозах.
18. Кислотные дожди. Эколого-экономические последствия.
19. «Озонный щит» и «озонная дыра».
20. Потепление климата: есть ли угроза здоровью населения?
21. Экологические проблемы сельского хозяйства.
22. Экосистема и рекреационные нагрузки.
23. Экологические последствия загрязнения гидросферы.
24. Локальные и региональные экологические проблемы.
25. Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
26. Теплоэнергетика и окружающая среда
27. Экологические проблемы теплоэнергетики России
28. Возобновляемые источники энергии и перспективы их использования в мире и России
29. Экологические проблемы Байкальского региона (районов РБ, Заб. края, Иркутской обл.).
30. Уникальность экосистемы оз. Байкал. Байкал как участок Всемирного Наследия.
31. Особо охраняемые природные территории: виды, задачи, проблемы (на примере ООПТ
Байкальского региона).
32. Качество окружающей среды и здоровье человека.
33. Биоиндикация как один из методов экологического мониторинга.
34. Проблема отходов и пути ее решения.
35. Экологизация промышленности.
36. Управление отходами: опыт развитых стран и его значение для России.
24
37. Экологическая биотехнология.
38. Загрязнение мирового океана: проблемы и решения.
39. Экология и космос.
40. Роль зеленых насаждений в улучшении экологической ситуации
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п