учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: сформировать устойчивые знания по всем технологическим процессам и техническим средствам в сельском хозяйстве;
научить применять полученные знания для практической и научной деятельности; привить умения решения научно-исследовательских и инженерных задач, возникающих в процессе деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Раднаев, Даба Нимаевич. Практикум по сельскохозяйственным машинам. Посевные машины: учебно-методическое пособие / Д. Н. Раднаев, Е. П. Карпова ; ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2016. - 228 с. -20 экз
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Механизация сельскохозяйственного производства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Клин - основа рабочего органа почвообрабатывающего орудия. Классификация клиньев.
2. Основной закон измельчения материалов.
3. Математическая модель полунавесного плуга.
4. Переход от двухгранного плоского клина к трехгранному косому плоскому.
5. Поверхностная и объемная теории измельчения материалов.
6. Классификация математических моделей.
7. Развитие плоского клина в криволинейную поверхность.
8. Теория резания лезвием. Виды резания.
9. Принципы построения математических моделей.
10. Как определить величину реакции почвы на опорном колесе навесного плуга? При расчетах чего величина этой реакции может быть использована?
11. Теория соломо- и силосорезки.
12. Этапы построения математической модели с.-х. агрегатов
13. Как определить находится ли навесной плуг в положении устойчивого равновесия при работе (из силового анализа)?.
14. Теория дозирования.
15. Математическая модель рабочего органа сеялки (сошника)
16. Какими показателями оценивается качество пахоты?
17. Теория смешивания.
18. Принципы оценки адекватности математической модели в агроинженерии
19. Как определяется угол раствора стрельчатых лап культиваторов-плоскорезов и культиваторов-растениепитателей?
20. Основы физиологии и технологии машинного доения коров .
21. Сущность метода «черного ящика» при математическом моделировании в агроинженерии
22. Как определить подачу на нож фрезы и ее влияние на качество работы?
23. Теория режущих аппаратов низкого резания стригальной машинки.
24. Имитационное моделирование в агроинженерии и его этапы
25. Что такое показатель кинематического режима фрезы и как он определяется?
26. Факторы, определяющие норму высева семян зерновой сеялкой. Проанализировать формулу.
27. Построение математических моделей с.-х. агрегатов методом идентификации
28. Механизмы привода ножа и их конструктивные особенности.
29. Теория и анализ рабочего процесса двухтактного доильного аппарата.
30. Аппроксимация экспериментальных данных регрессионными зависимостями
31. Уравнения скорости, ускорения ножа сегментно-пальцевого режущего аппарата. Графическое определение скорости резания для различных типов сегментно-пальцевых режущих аппаратов.
32. Теория охлаждения молока.
33. Сущность математического моделирования в агроинженерии
34. Определение потребной мощности на привод молотильного барабана. Объяснить понятие удельной величины потребной мощности на единицу пропускной способности молотильного аппарата.
36. Построение и решение оптимизационной задачи принятия решения (задача о баке)
37. Кинематический режим соломотряса и его влияние на потери зерна.
38. Уравнение Стокса при сепарировании.
39. Планирование модельного эксперимента в агроинженерии
40. Что такое фаза отрыва вороха от поверхности клавиши? Ее влияние на рабочий процесс.
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
1. Основные положения анализа процессов производства продукции растениеводства.
2. Термины, понятия, определения. Классификация ресурсов.
3. Задачи сберегающего земледелия.
4. Основы теории ресурсосберегающих технологий в растениеводства.
5. Тяговые свойства современных тракторов и их анализ.
6. Ресурсосберегающих машин для почвообработки
7. Ресурсосберегающие рабочие органы, пути их совершенствования.
8. Машины для внесения удобрений
9. Машины для посева, посадки
10. Машины для ухода за растениями
11. Экологически безопасная система защиты растений от вредителей, болезней и сорняков
12. Машины для уборки томатов и огурцов
13. Машины для столовых корнеплодов
14. Машины для уборки капусты
1. Проблемы современного сельскохозяйственного производства.
2. Физико-механические свойства почвы и их влияние на технологические свойства.
3. Основные направления развития современной сельхозтехники.
4. История развития механизации сельского хозяйства.
5. Машины и орудия для обработки почвы.
6. Качество и показатели оценки пахоты.
7. Типы посадочных, посевных машин и их характеристики.
8. Зарубежные аналоги отечественных сельскохозяйственных машин.
9. Тенденции развития удобрений и машин для их внесения.
10. История развития зерноуборочных комбайнов.
11. Современные зерноуборочные комбайны.
12. Зарубежные аналоги отечественных культиваторов, преимущества и недостатки.
13. Современные сорта зерновых культур, их основные параметры.
14. Тенденция развития комплексных агрегатов.
15. Комплекс мероприятий по борьбе с засухой и ветровой эрозией.
16. Целесообразность применения ядохимикатов.
17. Применение энергосберегающих технологий в растениеводстве.
18. Перспективная ресурсосберегающая адаптивная технология возделывания культуры (по выбору).
19. Основные направления развития механизации растениеводства в условиях Забайкалья.
20. Основные направления обеспечения устойчивости развития растениеводства в засушливых зонах России
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Из каких основных частей состоит зерноуборочный комбайн:
а) жатка; б) мотовило; в) молотилка; г) вентилятор
2. Мотовило предназначено:
а) для подачи хлебной массы к режущему аппарату;
б) для подачи хлебной массы к молотильному аппарату;
в) для подачи хлебной массы к шнеку жатки.
3. Режущий аппарат состоит:
а) ножей; б) сегментов; в) пальцев; г) шатуна
4. Молотильный аппарат состоит из:
а) молотков; б) барабана; в) подбарабанья; г) колосового шнека
5. Шнек жатки служит для:
а) подачи зерна в бункер; б) подачи зерна в очистку
в) подачи срезанной массы в наклонную камеру
6. Соломотряс
в) перемещает солому на решетный стан; в) перемалывает солому.
7. Плуги предназначены для:
а) уничтожения сорняков; б) заделки удобрений; в) поверхностной обработки почвы;
г) выравнивания почвы
8. Культиватор КПШ-5 предназначен для:
а) подрезания сорняков; б) вычесывания сорняков; в) поверхностной обработки почвы;
г) основной обработки почва; д) борьбы с ветровой эрозией
9. В каких пределах должен быть зазор между первым барабаном и подбарабаньем комбайна «Енисей»-1200:
а) на входе 24-18 мм на выходе 3-5 мм; б) на входе 15-20 мм на выходе 1-2 мм;
в) на входе 25-30 мм на выходе 5-7 мм
10. В каких пределах регулируется частота вращения молотильного барабана гидровариатором комбайна «Енисей»-1200:
а) 300-500 об/мин; б) 530-1250 об/мин; в)760-1235 об/мин
11. Как правильно отрегулировать навесной плуг на глубину обработки 25 см:
а) под опорные колеса поставить подкладку равную 25 см;
б) под опорные колеса поставить подкладку равную 25 см минус 1-3 см;
в) под опорные колеса поставить подкладку равную 25 см плюс 1-3 см
12. Чем регулируется глубина обработки культиватора КПШ – 5:
а) ограничением штока гидроцилиндра; б) опорными колесами; в) навеской трактора
13. Какую операцию выполняет клин с углом α ?
а) сдвиг; б) крошение; в) оборот
14. Какие рабочие поверхности относятся к цилиндроидальным?
а) культурные; б) цилиндрические; в) винтовые; г) полувинтовые
15.Условие скольжения частицы почвы по рабочей поверхности клина соблюдается при:
а) α <φ ; б) α= φ ; в) α > φ;
где φ – угол трения почвы по стали;
α – угол между направлением движения и нормалью к рабочей поверхности клина.
16. Оборот пласта будет лучше, если отношение ширины захвата корпуса к глубине обработки будет:
а) к >1,27; б) к= 1,27; в) к < 1,27
17. Какие из перечисленных соотношений верны:
а) Ry = 0,35 Rx ; б) Rx = 0,35 Ry ; в) Ry = 0,2 Rz
18. К лезвию относится та часть ножа, где:
а) есть скольжение материала; б) нет скольжения материала
19. Чем больше угол атаки сферического диска, тем:
а) хуже подрезаются сорняки; б) лучше подрезаются сорняки
20. Гребнистость дна борозды h у дисковых орудий определяется по формуле:
а) h = ; б) h = ; в) h= D -
21. Подача на нож Sz определяется по формуле:
а) Sz = ; б) Sz = ; в) Sz =
22. Кинематический режим работы λ ротационных рабочих органов определяется по формуле:
а) λ = ; б) λ = ; в) λ =
23. Чтобы не произошло забивание лапы культиватора корнями сорняков должно соблюдаться условие:
а) α <φ; б) α = φ; в) α >φ
24. Удельное сопротивление плуга определяется по формуле:
а) К = ; б) К = ; в) К =
25. Для соблюдения условий равновесия плуга нагрузка Qк на опорное колесо должна быть:
а) Qk< 0; б) Qk> 0; в) Qk = 0
26. Рациональной формулой В.П. Горячкина является:
27. Какая рабочая поверхность лучше крошит?
а) культурная; б) полувинтовая; в) цилиндрическая
Вариант 2
1. Для чего предназначен дисковый нож плуга:
а) для отрезания пласта почвы в вертикальной плоскости;
б) для отрезания пласта почвы в горизонтальной плоскости; в) для крошения почвы
2. В каких пределах регулируют зазор между витками шнека и днищем корпуса жатки комбайнов:
а) 4-10 мм; б) 5-20 мм; в) 6-35 мм; г) 0-5 мм.
3. В каких пределах регулируют зазор между пальцами шнеку жатки и днищем жатки:
а)10-25 мм; б)15-30 мм; в) 20-35 мм
4. Как можно дополнительно уменьшить число оборотов молотильного барабана кроме гидровариатора:
а) уменьшением числа оборотов коленчатого вала двигателя;
б) уменьшением поступательной скорости комбайна;
в) перестановкой местами шкивов гидровариатора
5. Где должна соприкасаться планка мотовила со стеблем:
а) на 2/3 части выше линии среза; б) на 2/3 части ниже линии среза;
в) на середине стебля; г) у вершины стебля
6. Марка плуга ПЛН – 3-35 расшифровывается;
а) плуг лемешный полунавесной с тремя корпусами;
б) плуг лемешный навесной с тремя корпусами;
в) плуг лемешный навесной с шириной захвата 3 метра
7. Марка культиватора КПШ – 5 означает:
а) культиватор – плоскорез широкозахватный; а) культиватор – плоскорез широкозахватный;
в) культиватор –плуг широкозахватный
8. Жатка состоит из:
а) режущего аппарата; б) наклонной камеры; в) подбарабанья; г) приемного битера
9. Транспортная доска предназначена для:
а) транспортировки соломы в копнитель;
б) транспортировки зерна к решетному стану;
в) транспортировки зерна к бункеру;
г) транспортировки половы в половонабиватель
10. В систему очистки входит:
а) зерновой шнек; б) колосовой шнек; в) грохот; г) вентилятор
11. В ходовую часть входит:
а) гидротрансформатор; б) гидровариатор; в) гидромотор; г) гидронасос
12. Чем регулируют высоту среза растений:
а) перестановкой копирующих башмаков;
б) подъемом жатки гидроцилиндрами (регулировочными прокладками;
в) изменением положения режущего аппарата.
13. Как отрегулировать сеялку СЗ-3,6 на глубину заделки семян:
а) опорными колесами;
б) перестановкой сошников по высоте;
в) ограничителем на штоке гидроцилиндра.
14. Рабочая поверхность с диапазоном изменения ∆γ = 7… 150 относится к:
а) цилиндрической; б) полувинтовой; в) культурной; г) винтовой
15. Клин с углом β работает на:
а) сдвиг; б) оборот; в) крошение
16. Какие из перечисленных формул верны:
а) Rx = k а b; б) Rx = ; в) Rx = k
17. При резании лезвием следует относить к лезвию ту часть ножа, где:
а) нет скольжения; б) наблюдается скольжение
18. Рубящим режимом резания лезвием считается, если угол α между направлением скорости лезвия и нормалью к его поверхности будет:
а) α <φ; б) α = 0; в) α > φ
19. Гребнистость дна борозды h после прохода дисковых рабочих органов определяется выражением:
а) h = ; б) h = ; в) h= D -
20. Какая рабочая поверхность лучше выполняет оборот?
а) культурная; б) цилиндрическая; в) полувинтовая
21. Толщина лезвия δ определяется выражением:
а) δ = rsin 2φ; б) δ = 2rsinφ; в) δ = rsinφ
22. Зависимость между диаметром D и радиусом кривизны r сферического диска определяется формулой:
а) r = D sin ε1; б) D = r sin ε1; в) D = 2r sin ε1
23. Подача на нож Sz определяется по формуле:
а) Sz = ; б) Sz = ; в) Sz =
а) Rz = 0,2 Ry; б) Rz = 0,35 Rx; в) Rz = 0,2 Rx
25. Условием скольжения корней сорняков вдоль лапы культиватора является:
а) α >φ; б) α = φ; в) α <φ
26. Удельное сопротивление почвы определяется по формуле:
а) К = ; б) К = ; в) К =
27. Для соблюдения условий равновесия плуга в горизонтальной плоскости реакции опор Ny на полевые доски должны быть:
а) Ny = 0; б) Ny> 0; в) Ny< 0
28. Какая из перечисленных формул является членом рациональной формулы В.П. Горячкина:
а) P = kabn; б) P = KB; в) P =fG
Вариант 3
1.Сельскохозяйственные машины классифицируются по следующим признакам:
а) по агрегатированию; б) по назначению; в) по весу; г) по вылету маркера.
2. Сеялка СЗ-3,6 осуществляет посев зернобобовых культур следующим способом:
а) рядовым; б) ленточным; в) квадратно-гнездовым; г) пунктирным.
3. Борона БИГ-3А предназначена:
а) для ранневесеннего боронования;
б) для борьбы с корневищными сорняками;
в) для выравнивания поверхности поля;
г) для предпосевной подготовки почвы.
4. Культиватор КРН-4,2 предназначен:
а) для работы на горных склонах;
б) для предпосевной обработки почв;
в) для окучивания;
г) для обработки овощных культур.
5. Какие типы высевающих аппаратов вы знаете:
а) катушечный; б) штифтовый; в) молотковый; г) зубчатый.
6. Привод на высевающие аппараты к сеялке СЗС-2,1 осуществляется от:
а) опорных колес; б) вала отбора мощности; в) прикатывающих катков; г) гидромотора.
7. На какую высоту надо поднять опорное колесо навесного плуга, если необходимо вспахать почву на глубину 30 см:
а) 25-26 см; б) 26-27 см; в) 27-28 см; г) 30-32 см.
8. Что нужно сделать, если при пахоте передние корпуса плуга заглубляются, а задние выглубляются:
а) отрегулировать боковые раскосы навески трактора;
б) отрегулировать центральную тягу навески трактора;
в) отрегулировать опорное колесо плуга.
9. От чего получают привод разбрасывающие тарелки разбрасывателя 1-РМГ-4:
а) от опорного колеса;
б) от вала отбора мощности;
в) от гидромотора.
10. Дисковый нож плуга:
а) разрезает почву в вертикальной плоскости;
б) разрезает почву в горизонтальной плоскости;
в) разрезает почву в поперечной плоскости;
г) разрезает почву в продольной плоскости.
11. Сеялка СУПО-6 осуществляет посев:
а) кукурузы; б) свеклы; в) бахчевых культур; г) моркови.
12. Сеялка РТТ-4 предназначена для посева:
а) зерновых культур; б) зернобобовых культур; в) овощных культур;
г) для разбрасывания туков по поверхности поля.
13. Какие сошники применяются у стерневой сеялки СЗ-2,1:
а) анкерные; б) полозавидные; в) дисковые; г) культиваторные стрельчатые.
14. Как можно изменить норму высева сеялки СЗ-3,6:
а) изменением рабочей длины катушки;
б) изменением передаточного отношения в приводе высевающих аппаратов;
в) изменением скорости движения;
г) изменением зазора между ребром катушки и клапаном.
15. Культиватор КПС-4 предназначен:
а) для обработки пропашных культур
б) для основной обработки почв;
в) для освоения целинных земель;
г) для обработки садов и виноградников;
16. Какую операцию выполняет клин с углом γ?
а) оборот; б) крошение; в) сдвиг; г) смятие
а) культурные; б) полувинтовые; в) цилиндрические; г) винтовые
18. К фаскам следует относить ту часть ножа, где:
а) нет скольжения; б) есть скольжение
19. Какие из перечисленных соотношений верны:
а) Rx = 0,35 Ry; б) Rx = 0,2 Rz; в) Ry = 0,35 Rx
20. Толщина лезвия определяется выражением:
а) δ = 2rsinφ; б) δ = rsin2φ; в) δ = rsinφ
21. Чем больше угол атаки сферического диска, тем:
а) лучше подрезаются сорняки; б) хуже подрезаются сорняки
22. Зависимость между диаметром и радиусом кривизны сферического диска определяется формулой:
а) D = 2rsinε1; б) D = rsinε1; в) r = 2Dsinε1; г) D = 2rsinε;
23. Условием скольжения корней сорняков вдоль лапы культиватора является:
а) α <φ; б) α >φ; в) α = φ
24. Подача на нож определяется по формуле:
а) Sz = ; б) Sz = ; в) Sz =
25. Какой диапазон изменения угла γ у цилиндрической рабочей поверхности?
а) Δγ = 7…150; б) Δγ = 2…70; в) Δγ = 0; г) Δγ = 0…20
26. К какому режиму резания лезвием относится случай: α ≤ φ?
а) резание со скольжением;
б) резание с продольным перемещением, но без скольжением;
в) рубящее резание
27. Удельное сопротивление почвы определяется формулой:
а) к = ; б) к = ; в) к = ; г) к =
28. Для соблюдения условий равновесия плуга в вертикальной плоскости нагрузка на опорное колесо должна быть:
а) Qk = 0; б) Qk> 0; в) Qk< 0
29. Какая из перечисленных формул является рациональной формулой В.П. Горячкина:
а) P = fG + n(kab + abεv2); б) P = KB; в) P = fG + kadn + εabnv2; г) P = kabn
30. Глубина хода дисковых рабочих органов с возрастанием скорости:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется
Работа в команде (решение кейс-задач)
Задания:
1. Разбрасывателем РУМ-8 вносятся минеральные удобрения на поле длиной 1500 м при норме 5 ц/га. Определить, на сколько проходов хватит удобрений в кузове (грузоподъемность 11 000 кг) при ширине разбрасывания 12 м.
2. Исходные данные:
– Посевной агрегат - ДТ-75М+С-11/ЗСЗ-3,6А
– Длина рабочего участка (поля) - Lу= 1300 м
– Способ движения агрегата - челночный
– Вид поворота агрегата - грушевидный
– Кинематическая длина агрегата - lк = 7,4 м.
Для работы агрегата на посеве зерновых культур требуется подготовить поле, для чего необходимо рассчитать ширину поворотной полосы Lp, длину рабочего хода агрегата определить коэффициент рабочего хода агрегата , наметить линию первого прохода агрегата.
3. Исходные данные
– урожайность - У3= 30 ц/га
– соотношение зерна и соломы - 1:1,2
– рабочая скорость зерноуборочного комбайна - ур = 7,5 км/ч
– пропускная способность молотилки комбайна - = 8 кг/с
– уборочная площадь - Р = 1000 га
– коэффициент сменности - Кси = 1,5
– количество календарных дней - Дк= 12 дн
– время смены - /си= 7 ч
– коэффициент, учитывающий метеорологические условия - Км = 0,8
– коэффициент использования времени смены -т = 0,6.
Определить рациональный тип жатки и количество зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б для уборки зерновых культур.
4. Исходные данные
Испытания серийных и опытных лемехов проводились на вспашке суглинистых почв трактором Т-150К с плугом ПЛН-5-35. Производительность агрегата - 1 га/ч.
В результате испытаний установлено, что средние ресурсы серийных и опытных лемехов составляют соответственно 10 и 25 га. Качество вспашки обоими лемехами одинаково хорошее.
Цена серийного лемеха - 170 р., опытного лемеха - 340 р., годовой объем вспашки - 3000 га, трудоемкость замены
Предприятием «Сельхозтехника» разработана технология и изготовленаопытная партиялемехов, упрочненных белымизносостойким чугуном. Определить эффективность применения опытных лемехов в хозяйстве.
5.Исходные данные
- коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов МТЗ-82 -0,03;
- коэффициент охвата капитальным ремонтом КП и ЗМ для текущего ремонта тракторов - 0,10;
- трудоемкость капитального ремонта КП и ЗМ - 24 чел.-ч;
- режим работы участка - односменный;
- длительность производственного цикла ремонта принять Tц= 15,4 ч
В зоне обслуживания ремонтно-технического предприятия (РТП) эксплуатируется 5 000 тракторов МТЗ-82. Предприятие осуществляет капитальный ремонт агрегатов для этих тракторов, в том числе задних мостов (ЗМ) и коробок передач (КП).
Определить численность рабочих и площадь участка для ремонта этих агрегатов.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п