учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Мелиорация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
специфики почвы как природного образования; обеспечить слушателей курса теоретическими знаниями о
физических, физико-химических и биофизических процессах протекающих в почве, о научных основах, методах и
приемах рационального использования почвенного покрова, повышения эффективности и устойчивости
агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых условиях
Задачи: отразить положение агрофизики среди других агрономических наук;
- дать характеристику гранулометрического и скелетного состава почв, рассмотреть их значение; -
изучить классификацию почвенных структурных отдельностей, рассмотреть агрономическое
значение структуры почвы и факторы и условия структурообразования; - охарактеризовать общие физические и
физико-механические свойства почв; - освоить водные, воздушные и тепловые свойства и режимы почв.
- охарактеризовать состав, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства
плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства
специфики почвы как природного образования; обеспечить слушателей курса теоретическими знаниями о
физических, физико-химических и биофизических процессах протекающих в почве, о научных основах, методах и
приемах рационального использования почвенного покрова, повышения эффективности и устойчивости
агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых условиях
Задачи: отразить положение агрофизики среди других агрономических наук;
- дать характеристику гранулометрического и скелетного состава почв, рассмотреть их значение; -
изучить классификацию почвенных структурных отдельностей, рассмотреть агрономическое
значение структуры почвы и факторы и условия структурообразования; - охарактеризовать общие физические и
физико-механические свойства почв; - освоить водные, воздушные и тепловые свойства и режимы почв.
- охарактеризовать состав, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства
плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства
специфики почвы как природного образования; обеспечить слушателей курса теоретическими знаниями о
физических, физико-химических и биофизических процессах протекающих в почве, о научных основах, методах и
приемах рационального использования почвенного покрова, повышения эффективности и устойчивости
агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых условиях
Задачи: отразить положение агрофизики среди других агрономических наук;
- дать характеристику гранулометрического и скелетного состава почв, рассмотреть их значение; -
изучить классификацию почвенных структурных отдельностей, рассмотреть агрономическое
значение структуры почвы и факторы и условия структурообразования; - охарактеризовать общие физические и
физико-механические свойства почв; - освоить водные, воздушные и тепловые свойства и режимы почв.
- охарактеризовать состав, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства
плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства
специфики почвы как природного образования; обеспечить слушателей курса теоретическими знаниями о
физических, физико-химических и биофизических процессах протекающих в почве, о научных основах, методах и
приемах рационального использования почвенного покрова, повышения эффективности и устойчивости
агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых условиях
Задачи: отразить положение агрофизики среди других агрономических наук;
- дать характеристику гранулометрического и скелетного состава почв, рассмотреть их значение; -
изучить классификацию почвенных структурных отдельностей, рассмотреть агрономическое
значение структуры почвы и факторы и условия структурообразования; - охарактеризовать общие физические и
физико-механические свойства почв; - освоить водные, воздушные и тепловые свойства и режимы почв.
- охарактеризовать состав, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства
плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства
специфики почвы как природного образования; обеспечить слушателей курса теоретическими знаниями о
физических, физико-химических и биофизических процессах протекающих в почве, о научных основах, методах и
приемах рационального использования почвенного покрова, повышения эффективности и устойчивости
агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых условиях
Задачи: отразить положение агрофизики среди других агрономических наук;
- дать характеристику гранулометрического и скелетного состава почв, рассмотреть их значение; -
изучить классификацию почвенных структурных отдельностей, рассмотреть агрономическое
значение структуры почвы и факторы и условия структурообразования; - охарактеризовать общие физические и
физико-механические свойства почв; - освоить водные, воздушные и тепловые свойства и режимы почв.
- охарактеризовать состав, свойства, режимы почв, теоретические основы сохранения воспроизводства
плодородия почв с учетом экологически обоснованного сельского хозяйства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
состав почв
физико-механические
свойства почвы
состав почв.
физико-механические
свойства почвы
состав почв.
физико-механические
свойства почвы
почвенной влаги
влаги
методы регулирования
водного режима почв.
почвенной влаги
влаги
методы регулирования
водного режима почв.
почвенной влаги
влаги
методы регулирования
водного режима почв.
воды в насыщенной
влагой почве
в
ненасыщенной
влагой почве.
Движение
растворимых веществ в
почве
(инфильтрация) воды в
почву
фильтрации
и
впитывания:
экспериментал
ьные определения и
расчеты
воды в насыщенной
влагой почве
ненасыщенной влагой
почве. Движение
растворимых веществ в
почве
(инфильтрация) воды в
почву
фильтрации и
впитывания:
экспериментальные
определения и расчеты
воды в насыщенной
влагой почве
ненасыщенной влагой
почве. Движение
растворимых веществ в
почве
(инфильтрация) воды в
почву
фильтрации и
впитывания:
экспериментальные
определения и расчеты
способность почв
почвенные
параметры:
теплоемкость,
температуропроводность
факторов на
температурный режим
режима почв и приемы
его регулирования
способность почв
почвенные
параметры:
теплоемкость,
температуропроводность
факторов на
температурный режим
режима почв и приемы
его регулирования
способность почв
Теплофизические
почвенные
параметры:
теплоемкость,
температуропроводность
факторов на
температурный режим
режима почв и приемы
его регулирования
ФГБОУ ВО "БГСХА им. В. Р. Филиппова", Институт землеустройства, кадастров и мелиорации. - Улан-Удэ: Издательство БГСХА
имени В. Р. Филиппова, 2017. - 61 с. Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для деловой игры
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
Перечень тем для групповых дискуссий
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Агрофизика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие о гранулометрическом составе почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Агроэкологическая оценка гранулометрического состава почв.
2. Что мы называем механическими элементами.
3. В чем главные отличия отдельных фракций механических элементов по составу и свойствам?
4. Что называют гранулометрическим составом почвы, на чем основан принцип классификации почв по гранулометрическому составу?
5. Как дается название почве по гранулометрическому составу?
6. Какие почвы относятся к легким, тяжелым, почему? Чем они отличаются между собой?
7. Общие физические свойства почв, их агроэкологическая оценка, способы регулирования оптимального состояния плотности, порозности почв.
8. Дайте характеристику плотности твердой фазы почвы.
9. Чем отличается плотность почвы от плотности твердой фазы почвы.
10. Что такое пористость почвы, как она формируется? Обозначьте связь между содержанием, составом гумуса, физико-химическими свойствами, структурой почвы и пористостью.
11. Физико-механические свойства почвы, их характеристика, зависимость от гранулометрического, минералогического состава, содержания гумуса, мероприятия по улучшению физико-механических свойств почвы.
12. Дайте характеристику физико-механическим свойствам почвы, назовите агрономическое, агропроизводственное значение.
13. От чего зависят пластичность и липкость почвы, что это такое?
14. Охарактеризуйте процессы набухания и усадки почвы.
15. Что такое твердость почвы и удельное сопротивление?
16. Что такое физическая спелость почвы?
17. Как образуется плужная подошва? Ее вред и пути преодоления.
18. Что такое почвенная корка? Вред, причиняемый ею, и меры борьбы с этим явлением.
19. Охарактеризуйте физико-механические свойства и качество обработки почвы.
20. Как влияют физико-механические свойства почвы на рост, развитие и урожайность сельскохозяйственных культур.
21. Назовите приемы регулирования физико-механических свойств почвы.
22. Структуры почвы, ее виды, факторы структурообразования, способы сохранения и восстановления структуры почв.
23. Зависимость структуры почвы от гранулометрического, минералогического состава, содержания, состава гумуса и обменных катионов. Агроэкологическое значение структуры почвы.
24. Что такое структура и структурность?.
25. Дайте характеристику агрономически ценной структуры.
26. О чем говорит коэффициент структурности?.
27. В чем преимущества структурных почв перед бесструктурными?
28. Формы воды в почвах, их характеристика. Законы передвижения воды в почве и степень доступности для растений.
29. Почвенно-гидрологические константы. Их характеристика и зависимость от свойств почв.
30. Водные свойства почв, их характеристика, зависимость от гранулометрического состава, структуры, содержания гумуса, состава ППК.
31. Водный режим почв, типы водного режима. Регулирование водного режима в различных природно-климатических зонах.
32. Основные источники и значение воды в почве, законы ее передвижения.
33. Дайте характеристику категориям и формам воды в почве, обозначьте значение их в почвенных процессах и жизни растении, в агрономической практике.
34. Охарактеризуйте основные водные свойства почвы.
35. Почвенно-гидрологические константы, характеризующие пределы доступности влаги для растений.
36. Какая часть почвенной влаги и почвенно-гидрологическая константа являются наиболее благоприятными для развития растений, с чем это связано?
37. В чем существует различие между гигроскопической (Г) и максимально-гигроскопической (МГ) влагой почвы, с какой целью определяются эти показатели?
38. Дайте характеристику почве при ее полной влагоемкости (ПВ), какие процессы протекают в почве при указанном состоянии почвы?.
39. Какая влага в почве называется продуктивной, как определяется влажность завядания (ВЗ)?
40. Дайте характеристику влажности разрыва капилляров (ВРК).
41. Что Вы понимаете под водным режимом и водным балансом почвы? Назовите основные его статьи.
42. Назовите и дайте характеристику типам водного режима. Каковы мероприятия по его регулированию? Агроприемы, регулирующие водный режим в условиях Забайкалья
43. Тепловые свойства, тепловой режим почв, пути регулирования теплового режима в различных природно-климатических условиях.
44. Охарактеризуйте источники тепла в почве и ее тепловые свойства. Что такое альбедо поверхности почвы?
46. Дайте характеристику типов температурного режима, назовите факторы, обусловливающие различные типы режимов.
47. Как влияет температурный режим на рост и развитие растений?
48. Назовите приемы регулирования температурного режима.
Деловая игра
1 Тема (проблема): Дискуссионная площадка на тему «Общие физические и физико-механические свойства почвы. Плотность сложения, плотность твердой фазы и пористость почв. Агрофизическое значение плотности»
2 Концепция игры: Научиться правильно ориентироваться в процессе данного мероприятия, выступать на публике, отвечать и задавать вопросы, участвовать в обсуждениях, выступлениях и т.д.
3 Роли:
- выступающий 1;
- выступающий 2;
- выступающий n;
- председатель жюри;
- член жюри 1;
- член жюри 2;
- представители науки;
- представители образования.
4 Ожидаемый (е) результат (ы): обучающиеся на практическом примере могут приобрести навыки публичного выступления, а также научиться правильно, формулировать и задавать вопросы, делать предложения, высказывать свою точку зрения и т.д.
Перечень тем для групповых дискуссий
1. Физико-механические, физико-химические, химические и биологические факторы структурообразования.
2. Водный режим почв и методы регулирования водного режима почв.
3. Фильтрация: движение воды в насыщенной и ненасыщенной влагой почве.
4. Перенос тепла в почве.
1. Твердая фаза почв
Гранулометрический состав почв. Характеристика механических элементов. Классификация почв по гранулометрическому составу. Значение гранулометрического состава. Структура почвы. Классификация структурных отдельностей почв. Агрономическое значение структуры. Физико-механические, физико-химические, химические и биологические факторы структурообразования. Утрата (механическое разрушение, физико-химические явления, биологические процессы) и восстановление структуры почвы (агротехнические методы, возделывание многолетних трав, однолетних сельскохозяйственных культур, внесение органических удобрений, методы искусственного оструктуривания почв). Общие физические и физико-механические свойства почвы. Плотность сложения, плотность твердой фазы и пористость почв. Агрофизическое значение плотности. Пластичность, липкость, набухание, усадка, связность почвы, удельное сопротивление.
2. Влажность и водные свойства почв
Влажность почв. Свойства и формы почвенной влаги. Почвенно-гидрологические константы. Водный режим почв и методы регулирования водного режима почв. Давление почвенной влаги.
3. Движение воды и растворимых веществ в почве
Фильтрация: движение воды в насыщенной влагой почве. Водопроницаемость. Впитывание (инфильтрация) воды в почву. Коэффициенты фильтрации и впитывания: экспериментальные определения и расчеты. Движение воды в ненасыщенной влагой почве. Движение растворимых веществ в почве.
4. Теплофизические свойства почв
Теплопоглотительная способность почв. Перенос тепла в почве. Основные механизмы. Теплофизические почвенные параметры: теплоемкость, температуропроводность. Температурный режим почв. Влияние природных факторов на температурный режим. Температурный баланс почвы. Типы температурного режима почв и приемы его регулирования.
Темы рефератов
2. Физико-механические, физико-химические, химические и биологические факторы структурообразования. Синтетические структорообразователи почв и их применение в сельском хозяйстве.
3. Влияние минералогического, гранулометрического состава почв на физико-механические свойства почв.
4. Водный режим основных типов почв агроландшафтов Бурятии.
5. Тепловой режим почв агроландшафтов Бурятии и приемы его регулирования.
6. Температура почвы и и зависимость продуктивности растений от теплового режима почв.
7. Плотность сложения, плотность твердой фазы и пористость почв.
8. Агрофизическое значение плотности.
9. Пластичность, липкость, набухание, усадка, связность почвы, удельное сопротивление.
10. Определение агрофизики. Основные физические правила и законы в применении к агрофизике.
11. Движение воды в ненасыщенной влагой почве.
12. Движение растворимых веществ в почве.
Тестовые задания
Блок 1. Выбрать правильный ответ
1. Во фракцию физической глины входит:
А. песок мелкий
Б. песок средний
В. пыль средняя
Г. пыль крупная
2. К тяжелым почвам относят почвы:
А. тяжелосуглинистые
Б. легкосуглинистые
В. среднесуглинистые
Г. супесчаные.
3. Сущность сравнительно-географического метода исследований состоит в:
А. изучении почвенных режимов непосредственно в полевых условиях
Б. сравнении состава и свойств каждого из почвенных горизонтов и материнской породы
В. выявлении коррелятивных связей между строением, составом, свойствами почв и факторами почвообразования
Г. сравнении географического положения разных почв.
4. Оптимальная величина общей пористости почв составляет от объема почвы в %:
А. 0-20
Б. 75-85
В. 55-65
Г. 30-40
5. Чернозем выщелоченный содержит в составе почвенно-поглощающего комплекса катионы:
А. водорода
Б. кальция
В. натрия
Г. магния
6. В одну агропроизводственную группу можно объединить почвы:
А. освоенные и среднеокультуренные
Б. среднесуглинистые и глинистые
В. супесчаные и легкосуглнистые
Г. слабосмытые и сильносмытые
7. Характерными особенностями лессов являются:
А. наличие камней и валунов
Б. повышенное содержание пылеватых и илистых фракций
В. постепенный переход от землистого материала верхних слоев через крупнообломочный к исходной коренной породе
Г. рыхлое сложение и высокая пористость
8. Частицы размером менее 0,001 мм называются:
А. илом
Б. физическим песком
В. физической глиной
Г. мелкоземом
9. Почва отличается от почвообразующей породы:
А. наличием гумуса
Б. отсутствием новообразований
В. присутствием включений
Г. составом минералов
10. Ржаво-охристая окраска обусловлена присутствием:
А.простых солей
Б. карбонатов
Г. трехвалентного железа
11. Строение профиля солончака
А. А0 – Т1 – Т2 – Т 3 – G
Б. А – В – С
В. Ас – Вс – Сс
Г. А – В 1 – В2 – В3 – С
12. Дерновый горизонт имеют почвы:
А. каштановые
Б. болотные
В. лугово-черноземные
Г, подзолистые
13. Специфическая часть гумуса представлена:
А. микробной биомассой
Б. азотистыми соединениями
В. дубильными веществами
Г. гумусовыми кислотами
14. Почвенно-поглощающий комплекс - это:
А. все звенья твердой фазы почвы, способные к поглощению вещества
Б. суммарная поверхность почвенных частиц
В. совокупность почвенных коллоидов вместе с поглощенными ионами на коллоидах
Г. ионы водорода
15. Гранулометрический состав почв способствующий проявлению ветровой эрозии:
А. глинистый
Б. песчаный
В. тяжелосуглинистый
Г. суглинистый
16. Коэффициент увлажнения - это:
А. Годовое количество атмосферных осадков
Б. Количество испарившейся грунтовой воды
В. Количество воды, необходимое для роста и развития растений
Г. отношение среднемноголетнего количества осадков к количеству испарившейся воды с открытой водной поверхности за год.
17. Основоположником научного почвоведения признан:
А. Ломоносов М.В.
Б. Докучаев В.В.
Г. Вернадский В.И.
Г. Берцелиус И.
18. Главным участником биологического круговорота зольных элементов и азота в почвах являются:
А. микроорганизмы
Б. почвенные животные
В. вода
Г. растительность
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п