учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: сформировать систему знаний о теориях и моделях сельского развития, принципах функционирования и структуре сельской экономики, экономики АПК, об особенностях устойчивого развития сельской экономики, фермерских хозяйств и предпринимательства в сельской местности;
развить умения в сфере реализации форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и сельских территорий, программ развития АПК, сельского хозяйства и сельских территорий для организационно-экономической деятельности на уровне предприятий, отрасли, региона и экономики в целом; сформировать практические навыки анализа и использования различных источников информации для расчетов экономической эффективности сельскохозяйственного производства, развития фермерских хозяйств, планирования и прогнозирования устойчивого развития сельских предприятий, разработки проектов и программ устойчивого развития сельских муниципальных образований
форма текущего контроля успеваемости)
работ
использования в рыночных условиях
использования в рыночных условиях
использования в рыночных условиях
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2 Комплект контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
3 Темы рефератов
4 Комплект контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
5 Комплект вопросов для проведения устных опросов
6 Комплект кейс - заданий
8 Индивидуальное творческое задание
Экономика АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Первая сфера АПК характеризуется
1. предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции
2. отраслями, которые обеспечивают агропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства
3. отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей.
4. предприятия и организации, занимающиеся консалтинговыми и юридическими услугами
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Размещение сельского хозяйства представляет
1. выделение главной отрасли и создании условий для ее преимущественного развития.
2. собой процесс географического или пространственного разделения производства отдельных видов продукции на территории страны, республик, областей.
3. сосредоточение средств производства, рабочей силы и получение продукции в одном предприятии, отрасли или хозяйственном объединении, зоне, области районе.
4. все определения верны
Задание 3 (выберите один вариант ответа. Агропромышленные предприятия –
1. форма интегрированного соединения науки с производством
2. сельскохозяйственные предприятия, имеющие в своем составе промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции
3. объединяют ряд родственных отраслей сельского хозяйства и промышленности, которые тесно связаны между собой территориально, технологически и организационно.
4. сложная форма сельскохозяйственного и промышленного кооперирования представляет собой органическое сочетание производства сельскохозяйственного сырья с его промышленной переработкой, а в отдельных случаях они одновременно с производством и переработкой реализуют продукции.
Задание 4 (выберите один вариант ответа Закон, характеризующий постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек
1. Закон рыночного равновесия
2. Закон экономии ресурсов
3. Закон убывающей отдачи
4. Закон стоимости
1. на бирже
2. на аукционе
3. на ярмарке
4. на рынке
Задание 6 (выберите один вариант ответа В состав валовой продукции сельского хозяйства входит (лишнее выделить):
1. основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, молоко, мясо, шерсть и др. и побочная продукция, полученная одновременно с основной
2. сырой крахмал, виноматериалы, плодово-ягодные сокоматериалы и спирты
3. приплод и прирост живой массы скота и птицы
4. стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства
Задание 7 (выберите один вариант ответа Устойчивая добавочная прибыль, полученная как результат различной производительности последовательных добавочных вложений капитала на одном и том же участке земли, называется
1. Абсолютная рента
2. Дифференциальная рента I
3. Дифференциальная рента II
4. Прибыль от продажи земельного участка
Задание 8 (выберите один вариант ответа Издержки на оплату ресурсов, не принадлежащих предприятию
1. предельные
2. явные
3. переменные
4. постоянные
Задание 9. (выберите один вариант ответа) По теории трудовой стоимости категория «Цена» – это
1. денежное выражение стоимости
2. овеществленный в товаре общественно необходимый труд
3. то количество денег, которое покупатель готов отдать за товар
4. все определения верны
Задание 10 (выберите один вариант ответа) Сумма материальных затрат с учетом амортизационных отчислений отражает
1. фонд потребления
2. фонд накопления
3. фонд возмещения
4. стоимость продукции
Задание 11 (выберите один вариант ответа) . Кормообеспечение – это
1. эффективные способы употребления исходного кормового сырья, а также рационального межотраслевого и внутрихозяйственного распределения готовых кормов
2. процесс производства кормов на искусственно созданном плодородие с активным, целесообразном вмешательством человека в жизнедеятельность растительных организмов на всех стадиях формирования урожая
3. хозяйственное использование урожая кормовой продукции, сформированного на базе естественных кормовых угодьях
4. рациональное соотношение между различными источниками поступления кормов
Задание 12 (выберите один вариант ответа) Типы свиноводческих хозяйств подразделяются (лишнее выделить) на
1. смешанные
2. откормочные
3. репродуктивные
4. мясные
Задание 13 (выберите один вариант ответа.) Техническое перевооружение предприятии или его подразделения –
1. строительство дополнительных цехов и других подразделений основного, вспомогательных и обслуживающих производств и участков.
2. мероприятия, связанные с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования и совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений.
3. обновление производственного аппарата, при котором происходит замена старойпроизводственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями, без расширения производственной площади.
4. все определения верны
Задание 14 (выберите один вариант ответа) Социальная инфраструктура представляет собой
1. комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
2. часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства.
3. комплекс инженерно-технических сооружений и устройств обеспечивающих необходимые материально-технические условия, территориальной организации и развития хозяйства.
4. все определения верны
Задание 15 (выберите один вариант ответа. Согласно экологического законодательства ставка платежей за сверхнормативные, сверхлимитные выбросы предприятий умножается на коэффициент равный
1. 3
2. 4
4. 6
Задание 16 (выберите один вариант ответа.) Субсидия –
1. денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам
2. денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами
3. вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели
4. все определения верны
Задание 17 (выберите один вариант ответа.) Вид цены ресурса (установите соответствие):
Ответ: Установите соответствия
1. цена земли
2. цена капитала
3. цена труда
А.. капитализация дохода (рента)
Б. заработная плата
В. процентная ставка по банковским кредитам
Задание 18 (выберите один вариант ответа.). Показатели места отрасли в народном хозяйстве
1. удельный вес конечного продукта отрасли в валовом внутреннем продукте государства
2. удельный вес числа работников, занятых в отрасли, в общей численности населения
3. удельный вес пашни в общем объеме земельных ресурсов
4. удельный вес материально-производственных ресурсов, используемых отраслью
3. Принцип, которой предполагает чередование процесса изготовления продукции через строго установленные промежутки времени, называется ____________________.
4. Закон, где продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей, называется закон ____________________.
Задание 19 (выберите один вариант ответа.) Показатели, рассчитываемые при определении экономической эффективности производства продовольственного зерна
1. прибыль в расчете на 1 га посевов
2. себестоимость 1 ц кормовых единиц
3. затраты труда на 1 ц переваримого протеина
4. урожайность
Задание 20 (выберите один вариант ответа.) Сопоставить показатели по классификации инвестиций
1. нематериальные инвестиции
2. реинвестиции
3. портфельные инвестиции
Задание 21 (выберите один вариант ответа.) Социальная эффективность АПК выражается
1. стоимость конечного продукта на среднегодового работника
2. частями чистого конечного продукта сельского хозяйства и отраслей перерабатывающей промышленности и транспорта
3. повышением уровня автоматизации и комплексной механизации
4. производительностью труда в отраслях АПК
Задание 22 (выберите один вариант ответа.) Размещение сельского хозяйства – это
1. степень обособленности и выделения различных видов труда в обществе и зависит прежде всего от уровня развития производительных сил
2. сосредоточение средств производства, рабочей силы и получение продукции в одном предприятии, отрасли или производственном объединении, а также зоне, области, районе
3. процесс географического или пространственного разделения производства отдельных видов продукции на территории страны, республик, областей
4. все верно
Задание 23 (выберите один вариант ответа.) Агропромышленные объединения
1. производственно-хозяйственный комплекс по производству, промышленной переработке (доработке), хранению, упаковке и реализации продукции
2. органическое сочетание производства сельскохозяйственного сырья с его промышленной переработкой на соответствующих предприятиях, а в отдельных случаях они одновременно с производством и переработкой реализовывали продукцию
3. деятельность на основе использования научно-технических достижений и передового опыта под организационным и технологическим руководством головного предприятия (организации) на принципах взаимной заинтересованности и ответственности
4. специализированное предприятие, объединяющее производство сельскохозяйственного сырья, его хранение и промышленную переработку
Задание 24 (выберите один вариант ответа.) Закон, характеризующий увеличение сверх определенных значений одного из факторов производства не обеспечивает эквивалентный прирост дохода, называется:
2. Закон экономии ресурсов
3. Закон убывающей отдачи
4. Закон стоимости
Задание 25 (выберите один вариант ответа.) Публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте происходит
1. на бирже
2. на аукционе
3. на ярмарке
4. на рынке
Задание 26 (выберите один вариант ответа.) Оптовая торговля
1. форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных условиях.
2. предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для личного (семейного) использования
3. совокупность юридических и физических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем перепродают их (розничным торговцам или другим оптовикам)
4. сфера обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК.
Задание 27 (выберите один вариант ответа.) Монополия собственника на землю порождает
1. Абсолютная рента
2. Дифференциальная рента I
3. Дифференциальная рента II
4. Прибыль от продажи земельного участка
Задание 28 (выберите один вариант ответа.) Изменение переменных издержек возможно
1. пропорционально увеличению объемов производства
2. регрессивно
3. опережающими темпами в сравнении с ростом производства
4. все вышеперечисленное
Задание 29. (выберите один вариант ответа.) Цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок называются
1. трансфертные
2. прейскурантные
3. ступенчатые
4. базисные
Задание 30. (выберите один вариант ответа.). Производственно-экономическая эффективность
1. эффективность использования производственных ресурсов
2. экономическую результативность процесса производства сельскохозяйственной продукции с учетом его влияния на окружающую среду
3. реализацию экономических интересов и характеризуется эффективностью работы предприятия в целом
4. отражает совокупное влияние производственно-технологической эффективности и экономического механизма
Задание 31. (выберите один вариант ответа.). Кормообеспечение - это
1. рациональное соотношение между различными источниками поступления кормов
2. эффективные способы употребления исходного кормового сырья, а также рационального межотраслевого и внутрихозяйственного распределения готовых кормов
3. процесс производства кормов на искусственно созданном плодородие с активным, целесообразном вмешательством человека в жизнедеятельность растительных организмов на всех стадиях формирования урожая
4. хозяйственное использование урожая кормовой продукции, сформированного на базе естественных кормовых угодьях
Задание 32(выберите один вариант ответа.) Показателями эффективности в отрасли овцеводство выступают
1. среднесуточный прирост скота
2. расход кормов на единицу продукции
3. затраты труда на 1 ц прироста живой массы
4. все вышеперечисленные показатели
Задание 33 (выберите один вариант ответа.) Реконструкция –
1. строительство дополнительных цехов и других подразделений основного, вспомогательных и обслуживающих производств и участков
2. мероприятия, связанные с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования и совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений
3. обновление производственного аппарата, при котором происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями, без расширения производственной площади
4. все верно
Задание 34. (выберите один вариант ответа.) В производственную инфраструктуру входят (лишнее выделить)
1. Подразделения и службы специального обслуживания
2. Мелиоративные и ирригационные сооружения
3. Организации и учреждения, обслуживающие население
4. Складское, холодильное, элеваторное хозяйство
Задание 34. (выберите один вариант ответа.).
1. коренное улучшение земель
2. ликвидацию очагов загрязнения
3. внесение удобрений для повышения плодородия почв
4. противоэрозионные агротехнические мероприятия
Задание 35. (выберите один вариант ответа.) Компенсация - это
1. фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования бюджетных расходов субъектов РФ
2. ассигнования из государственного бюджета, выдаваемые предприятием за проданную продукцию для покрытия убытков
3. возмещение государством понесенных хозяйствующим субъектом расходов
4. денежная помощь, служащая дополнительным источником покрытия расходов
Задание 36. Установите соответствие по сферам АПК и отраслям
1. Первая сфера АПК
2. Вторая сфера АПК
3. Третья сфера АПК
А. сельскохозяйственное машиностроение
Б. комбикормовая промышленность
В. отрасль овощеводство
Г. микробиологическая промышленность
Д. пищевкусовая промышленность
Е. пчеловодство
Задание 37. (выберите один вариант ответа.) Показатели, характеризующие размер предприятия относительно размера рынка
1. доля стоимости активов предприятия в стоимости активов всех предприятий, действующих на рассматриваемом рынке
2. доля пашни предприятия в общей их площади
3. доля продаж предприятия в рыночном объеме реализации
4. доля используемых технических средств производства в общем объеме на рынке
Задание 38. Закон, характеризующий постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек называется ______________________
Задание 39. Придание товару уникальных качеств (реальных или мнимых), которое порождает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками называют продуктовая__________________
Задание 40. (выберите один вариант ответа.) . Ценовая политика государства в АПК осуществляется посредством применения
1. гарантированных цен
2. целевых цен
3. скользящих цен
4. постоянных цен
1. Основные понятия и структура сельской экономики.
2. Сельское хозяйство в системе сельской экономики
3. Экономический рост и факторы сельского развития.
4. Проблемы экономического развития села и подходы к их решению.
5. Понятие предпринимательской деятельности и особенности ее осуществления в сельской местности.
6. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в сельской местности.
7. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.
8. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса.
9. Основные показатели экономической эффективности сельского хозяйства и АПК, предпринимательства в сельской местности.
10. Инфраструктура сельского хозяйства. Инженерная инфраструктура села.
11. Экономика социальной сферы в сельской местности. Взаимосвязь экономики и социальной сферы на селе.
12. Производственно-технический потенциал села. Материально-техническое обеспечение села.
13. Земельные ресурсы и эффективность их использования. Государственное регулирование земельных отношений в сельской местности.
14. Трудовые ресурсы и их использование в рыночных условиях. Доходы сельского населения и проблема бедности.
15. Природные ресурсы и их использование в сельской экономике.
16. Эколого-экономическая эффективность использования природных ресурсов.
17. Теоретические основы государственного регулирования развития села и сельской экономики.
18. Государственные и региональные программы развития АПК и сельских территорий.
19. Меры государственной поддержки АПК и сельских территорий в Российской Федерации и регионах.
20. Особенности организации местного самоуправления в сельской местности. Специфика сельской местности.
2. Формы и виды предпринимательской деятельности в сельской местности
3. Развитие малых форм предпринимательства в сельской местности
4. Крестьянское (фермерское) хозяйство Республике Бурятия
5. Инфраструктура сельского хозяйства. Экономическая и социальная инфраструктура.
6. Специализация и диверсификация сельскохозяйственного производства.
7. Развитие диверсификации в аграрном секторе экономики России
8. Роль кооперации в развитии сельского хозяйства Республики Бурятия
9. Земельные ресурсы и эффективность их использования
10. Трудовые ресурсы и их использование в сельском хозяйстве.
11. Занятость и безработица в сельском хозяйстве Республики Бурятия
12. Экономическая эффективность использования природных ресурсов в сельском хозяйстве
13. Меры государственной поддержки АПК и сельских территорий в Республике Бурятия
14. Система местного самоуправления в сельской местности
15. Государственные и региональные программы развития АПК и сельских территорий
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п