учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: дать углубленные представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики; познакомить со спецификой микроэкономического моделирования и анализа; научить использовать методы, способы и показатели анализа индивидуальных и отраслевых рынков для оценки и прогнозирования состояния собственного бизнеса; углубить анализ концепции экономической эффективности в широком смысле на основе моделей общего равновесия; дополнить изучение микроэкономической теории как теории координации выборов её изучением как теории стимулов и мотивации.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов
Комплект кейс – задач и ситуационных заданий
Комплект тестовых заданий
Макроэкономика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Приведите в качестве примера довод, применительно к которому
выражение «это правильно в теории, но совершенно неверно на практике»
имело бы смысл, а также довод, применительно к которому это выражение
было бы абсолютно бессмысленным.
2. Проанализируйте высказывание Дж. М. Кейнса о том, что
экономисты «делают цивилизацию возможной».
3. Продолжите высказывание Дж. М. Кейнса «Положительная наука
может быть определена как совокупность систематических знаний,
относящихся...»
а) к тому, что есть;
б) к тому, что должно быть;
в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;
г) к оценочным суждениям.
4. Какие события экономической истории ХХ в. оказали
определяющее влияние на развитие экономических идей - на революции в
экономической теории?
5. Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский в своём учебнике «Основы политической экономии» (1909 г.) даёт следующую формулировку целей хозяйственной деятельности: «Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. Поэтому мы должны экономизировать свои силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних». Определить какая неточность допущена в этой формулировке; как формулируются экономические цели в современной экономической науке.
6. Почему основная часть обслуживающего персонала Макдональдса молодые люди?
7. Ряд исследований показывает, что для большинства людей более важным будет не величина их абсолютного дохода, а соотношение между их доходами и доходами окружающих. Не может ли этот факт сократить значение экономического роста как средства борьбы с бедностью?
8. В экономике, функционирующей в условиях полной занятости и полного использования ресурсов на постоянной технологической основе:
а) для увеличения производства средств производства необходимо
расширить производство предметов потребления;
б) для сокращения производства средств производства необходимо
уменьшить производство средств потребления;
в) увеличение производства средств производства невозможно;
г) для увеличения производства средств производства нужно
сократить производство предметов потребления.
9. Альтернативные издержки нового стадиона - это:
а) оплата его охраны и другого персонала;
б) цена строительства стадиона в будущем году;
в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из
доходов стадиона;
г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в
жертву строительству этого стадиона.
производства. Можно ли отнести к капиталу:
а) деньги, акции, облигации;
б) только акции и облигации;
в) деньги и акции, но не облигации;
г) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.
11. Кривая производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено
производить;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного
количества ресурсов;
г) время, когда вступает в действие закон.
12. Земельные собственники вообще не получат ренту, если:
а) существует налог на землю;
б) кривые спроса и предложения земельных участков пересекаются;
в) кривая предложения земли абсолютно неэластична;
г) кривая предложения земли находится справа от кривой спроса.
13. Преимущество ценового механизма выражается в том, что:
а) предоставляется личная свобода всем агентам рынка;
б) эффективно распределяются ресурсы;
в) уравнивается распределение дохода;
г) стабильно развивается экономика.
14.Общественные товары и услуги - это:
а) товары и услуги, от преимущества пользования которыми никто
не может быть устранён;
б) товары и услуги, за которые частные лица платят добровольно;
в) товары и услуги, всегда ассоциируемые с внешними издержками;
г) товары и услуги, предоставляемые частным сектором для блага
отдельного лица.
15. Что из перечисленного является характеристикой общественных
благ:
а) люди, которые не платят за эти блага, могут быть исключены из
пользования ими;
б) если один человек пользуется благом, то это не снижает пользу от
этого блага для других;
в) легко определить, кто должен оплатить затраты на производство
этих благ;
г) нет верного ответа.
16. Общественные блага отличаются от частных тем, что они:
а) делимы и находятся в индивидуальном пользовании;
б) неделимы и находятся в общественном пользовании;
в) делимы и находятся в общественном пользовании;
г) неделимы и находятся в индивидуальном пользовании.
17. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;
б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше
товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
18 Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х, вызовет:
а) сдвиг кривой спроса вверх или вправо;
б) сдвиг кривой предложения вверх или влево;
в) сдвиг кривой спроса и предложения вверх;
г) сдвиг кривой предложения вниз или вправо.
19. Какой термин отражает способность и желание людей платить за
что-либо:
а) потребность;
б) спрос;
в) необходимость;
г) желание.
20. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:
а) вкусов и предпочтений потребителей;
б) размера или распределения национального дохода;
в) цены товара;
г) численности или возраста покупателей.
21. Несколько лет назад в Wall Street Journal появилась передовица,
автор которой хотел упрекнуть экономиста из Министерства сельского
когда тот заявил, что мощное движение потребителей в США «вновь
привело к снижению цены на кофе, после того как она достигла высшей точки - 8,84 доллара за кг. « Это неверно - заявил автор передовицы. Рынок кофе ведет себя, так как и положено себя вести рынку и как это объясняется в элементарных учебниках: цены повышаются, спрос падает, и цены снижаются».
22. Переработка бумажного мусора для производства бумаги часто рассматривается как способ охраны окружающей среды, так как позволяет сохранить от вырубки деревья. Каким образом рост переработки бумажного мусора может привести к увеличению количества вырубаемых деревьев вместо ожидаемого уменьшения вырубки лесов?
23. В 1973 ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) ввела ограничения на поставки нефти на мировой рынок. Как это повлияло на цену нефти? Как изменение цены нефти на мировом рынке повлияло на рынок бензина в странах западной Европы и США? Известно, что до 1973 года многие американцы предпочитали большие автомобили, пожирающие много бензина. Поскольку нефть стоила относительно дешево, то многие дома отапливались нефтяным топливом. Как изменилась ситуация на рынках больших и малолитражных автомобилей с экономным расходованием горючего? Как изменилась ситуация на рынках товаров, позволяющих улучшить теплоизоляцию жилых домов (прокладок на окнах и дверях, окна с термостеклом и т.п.)? Как изменения на рынках автомобилей и теплоизоляционных материалов нефтяного топлива в последствии сказались на рынке бензина и нефтяного топлива? Как это в свою очередь повлияло на спрос на нефть? Ответ обязательно проиллюстрируйте графически.
24. При нынешних ценах спрос на аспирин кажется очень эластичным. Как вы думаете, что произойдет с эластичностью спроса, если цена аспирина вырастет в пять раз? В 50? Почему?
25. Эластичен ли спрос на лекарства, продаваемые по рецепту? Почему? Согласны ли вы с утверждением, что цены на лекарства, продаваемые по рецепту, могут свободно устанавливаться фирмами-производителями, т.к. люди будут покупать то, что прописывает врач?
26. С компанией XXX, продающей музыкальные диски через Интернет, можно связаться из любой точки США. Повлияло ли это на эластичность спроса на записи, продаваемые через местные розничные магазины?
27. В 1980-х годах появилось множество компаний, продающих компьютеры, аналогичные PC IBM. Как это повлияло на эластичность спроса на персональные компьютеры IBM?
28. Оценивая эластичность спроса на сигареты, говорят, что она
составляет 0,4, т.е. повышение цены на 10% приведет к снижению
величины спроса на 4%:
а) означает ли это, что повышение налога на табачную продукцию
послужит эффективным способом борьбы с курением?
б) означает ли это, что повышение налога на табачную продукцию -
эффективный способ повысить доходы государства?
в) если правительство желает одновременно и бороться с курением,
и повысить доходы государства от налога на табачные изделия, насколько
эластичным или неэластичным, по вашему мнению, должен быть спрос на
сигареты?
29. Ценовая эластичность будет выше:
а) на товары первой необходимости, чем на товары роскоши;
б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с
большей пользой для себя;
в) чем больше альтернативные издержки производства товаров;
г) чем менее необходим товар потребителю.
30. Если цена товара выросла с 2 руб. до 2,20 руб., а объем спроса
сократился с 10 до 8 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:
а) 3,00;
б) 2,71;
в) 2;
г) 2,5.
31. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике
эластичного спроса на товар:
а) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;
б) общий доход продавца сокращается, если цена растет;
в) покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены;
г) относительное изменение объема спроса больше, чем
относительное изменение цены;
д) общий доход продавца растет, если цена уменьшается.
32. Эластичность предложения зависит главным образом от:
а) числа товаров-заменителей данного продукта;
б) периода времени, в течение которого продавцы могут
приспособиться к изменениям цен;
в) того, является ли данный товар предметом первой необходимости
или роскоши;
г) того, относится ли данный товар к предметам длительного
пользования или текущего потребления;
д) доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного
товара.
34. Зависимость величины спроса на товар X от цены этого товара и цены товара Y задана функцией Qd =250-20Рх+10Ру. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X при Рх = 10, Ру=15. Определите, являются ли товары связанными в потреблении и вид связи, если она есть.
35. Предприниматель Петров продавал 1200 футболок в месяц, когда цена футболки у его конкурента, предпринимателя Иванова, была равна 50 рублям. Иванов снизил цену до 40 рублей. Сколько футболок теперь удается продать предпринимателю Петрову, если известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на «петровские» футболки по цене «ивановских» футболок равен 2.
36. При уровне дохода равным 900 руб./мес. величина спроса на товар была равна 20 литрам. Как изменится величина спроса на товар, если уровень дохода вырастет до 1100 руб./мес.? Известно, что коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,2.
37. Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) увеличивается в медленном темпе;
г) увеличивается или уменьшается, но является величиной
положительной;
д) является величиной отрицательной.
38. Закон убывающей предельной полезности означает, что:
а) отношение предельной полезности к ценам на предметы роскоши
меньше, чем на товары первой необходимости;
б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара,
убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров;
в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех
товаров;
г) полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения
дохода потребителя.
39. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:
а) изменении наклона бюджетной линии;
б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;
в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;
г) уменьшении наклона бюджетной линии;
д) увеличении наклона бюджетной линии.
40. Какое из следующих утверждений является неверным:
а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию
двух товаров;
б) все точки на одной кривой безразличия означают одинаковый
уровень удовлетворения потребностей;
в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень
денежного дохода;
г) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень
денежного дохода.
41. Функция полезности потребителя имеет вид TU=10x-5x . При
каком объёме потребления (х) общая полезность (TU) будет максимальной
и потребитель достигнет насыщения?
42.Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:
а) первый бутерброд;
б) бутерброд точки насыщения;
в) средний из съеденных бутербродов;
г) последний бутерброд.
43. Кардиналистская теория полезности отличается от
ординалистской тем, что:
а) не использует моделей;
б) не рассматривает субъективные предпочтения;
в) считает возможным количественное измерение полезности;
г) верно всё перечисленное.
44. Точка потребительского оптимума называется также точкой
равновесия потребителя, потому что:
а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения
соотношения товаров в потребительском выборе;
б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;
в) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;
г) эта точка - точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.
45. Изокванта иллюстрирует:
а) кривую общего объема продукта;
б) производственную функцию;
заданных количествах ресурса;
г) кривую среднего продукта;
д) кривую предельного продукта.
46. Любая точка, находящаяся либо на изокванте, либо на изокосте,
означает:
а) количество производимого продукта;
б) объём продукта в денежном выражении;
в) комбинацию физических объёмов ресурсов;
г) сумму издержек.
47. Как правило, во всех заданиях при построении изоквант используются только труд (L) и капитал (K). Можно ли построить изокванту (карту изоквант) в координатах труд - информация или капитал - предпринимательство?
48. При анализе последствий изменения цен на товары и услуги теория спроса выделяет эффект замещения и эффект дохода. Возникают ли эти эффекты при изменении цен на факторы производства? При каких условиях может возникнуть эффект, аналогичный эффекту дохода в потреблении.
49. Если считать обучение производственным процессом (целевая функция - объём полученных знаний, качество в целях упрощения не учитывается), то, что следует считать факторами производства, и какой вид производственной деятельности можно применить для описания такого процесса?
50. В долгосрочном периоде:
а) все издержки являются переменными;
б) все издержки являются постоянными;
в) переменные издержки растут быстрее, чем постоянные;
г) постоянные издержки растут быстрее, чем переменные.
51. Какое из следующих утверждений является неверным:
а) предельные издержки равны средним издержкам, когда средние
издержки принимают минимальное значение;
б) когда средние издержки сокращаются, предельные издержки
оказываются меньше средних издержек;
в) предельные издержки больше средних издержек в том случае,
когда объем выпускаемой продукции больше оптимального;
г) на величину предельных издержек не влияет изменение цен на
факторы производства.
52. Известна функция издержек: TC=4000 + 5Q + 10Q . Определить
период, величины постоянных, переменных, средних, предельных
издержек. Определить объём продукции, который необходимо
производить фирме, чтобы минимизировать средние общие издержки.
53. В краткосрочном периоде конкурентная фирма,
максимизирующая прибыль, или минимизирующая убытки, не будет
продолжать производство, если:
а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;
б) средние постоянные издержки выше цены продукта;
в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;
г) цена продукта ниже предельных издержек.
54. Дать рекомендации совершенно конкурентной фирме, если
общий доход равен 800 руб., постоянные издержки 100 руб., средние
общие 35 руб., средние переменные 30 руб., предельные издержки
составляют 39 руб.
55. Дать рекомендации совершенно конкурентной фирме, если объём
выпуска составляет 4000 ед., общий доход составил 5000 руб., постоянные
издержки равны 1500 руб., средние переменные 5,5 руб., предельные
издержки 5 руб.
56. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначать любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и
предельных издержек;
в) может произвести любой объём продукции и продать её по любой
цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию
цены и объёма выпуска, которая даёт максимум прибыли;
д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
57. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены
продукта потому, что:
а) цена меньше предельного дохода;
б) цена больше предельного дохода;
в) предельные издержки меньше средних издержек;
г) предельные издержки больше средних.
58. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен
выбрать такой объем выпуска, при котором:
б) предельные издержки равны общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) предельный доход равен общим издержкам.
59. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на
свой продукт, если:
а) средние издержки падают;
б) затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен переменным издержкам.
60. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что
монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна
потребителям, утверждают:
а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;
б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят
эффективный с точки зрения рынка объем продукции;
в) в условиях монополистической конкуренции достигается
эффективное с точки зрения общества использование ресурсов;
г) все предыдущие ответы верны.
61. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою
прибыль:
а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других
участников картеля;
б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников
картеля;
в) проводя активную ценовую дискриминацию;
г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты,
чтобы повысить цену.
62. На долгосрочном временном интервале:
а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции,
получают нулевую экономическую прибыль;
б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической
конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;
в) высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают
возможным получение функционирующими фирмами положительной
экономической прибыли;
г) олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных
рынках, могут получать экономическую прибыль;
д) все предыдущие ответы верны.
2. Агрегированная функция спроса по группе потребителей и по группе благ.
3. Прямая и обратная задача оптимизации индивидуального спроса.
4. Взаимосвязь функций полезности, потребительских расходов и косвенной функции полезности. Задача восстановления предпочтений.
5. Метод множителей Лагранжа. Использование метода Лагранжа для решения задачи потребительского выбора: вывод функции индивидуального спроса.
6. Эффект дохода и эффект замещения. Графическая и аналитическая интерпретация.
7. Маршаллианский и хиксианский анализ потребительского излишка.
8. Учёт первоначальной наделённости благами в задаче сравнительной статики.
9. Аксиомы выявленных предпочтений. Слабая аксиома о выявленных предпочтениях. Сильная аксиома о выявленных предпочтениях.
10. Индексы цен Ласпейреса и Пааше. Индекс дохода и его использование в определении выявленных предпочтений.
11. Выбор потребителя в условиях риска и неопределенности.
12. .Производство и производственная функция. Изокванты и их свойства.
13. Производственная функция и технический прогресс.
14. Задача максимизации прибыли фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
15. Задача минимизации издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Метод Лагранжа.
16. Закон убывающей предельной производительности.
17. Производственная функция Кобба-Дугласа, экономический смысл ее параметров
18. Равновесие производителя. Отдача от масштаба.
19. Минимизация затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах. Максимизация выпуска при данных затратах.
20. Максимизация прибыли и определение оптимального объема выпуска.
21. Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Предложение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
22. Эффективность обмена. Критерий экономической эффективности. Оптимум Парето.
24. Общее равновесие и экономика благосостояния.
25. Распределение ресурсов, эффективное по Парето: эффективность потребления, эффективность производства и эффективность производимого набора товаров.
26. Эффективность по Парето и общее конкурентное равновесие (первая и вторая основные теоремы благосостояния).
27. Равновесие в условиях внешних эффектов.
28. Общественные товары. Неэффективное распределение ресурсов: уравнение Самуэльсона.
29. Ценообразование монополиста и показатели монопольной власти.
30. Монопольная власть и эффективность. Проблемы естественной монополии.
31. Олигополия, выбор стратегии. Модели Курно, Бертрана, Штакельберга
32. Теоретико-игровые модели олигополистической конкуренции и двусторонней монополии.
33. Статические и динамические игры с неполной информацией.
34. Модель информационного взаимодействия «заказчик- исполнитель»
35. Спрос потребителя в неопределенности. Свойства предпочтений, функция, обладающая формой ожидаемой полезности, существование функции ожидаемой полезности.
36. Рынки с ассиметричной информацией
37. Внешние эффекты в производстве и потреблении. Теорема Коуза
38. Равновесие в условиях внешних эффектов
39. Стимулирование достоверности информации о величине спроса на общественное благо
40. Общественные блага. «Провалы рынка». Функции государства в рыночной экономике
41. Модель информационного взаимодействия «заказчик- исполнитель».
42. Стимулирование достоверности информации о величине спроса на общественное благо.
1. Линейная и квазилинейная функции полезности.
2. Функции Кобба-Дугласа, Леонтьева,СЕS и их экономические интепретации.
3. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому и Хиксу.
4. Концепция выявленных предпочтений и ее роль в теории потребительского выбора.
5. Уравнение Слуцкого в теории производства.
6. Проблемы государственной политики по отношению к естественной монополии.
7. Модель Чемберлина.
8. Модель Штакельберга.
9. Модель Эджуорта.
10. Стратегическое поведение и теория игр.
11. Равновесие доминирующих стратегий. Равновесие Нэша.
12. Оптимум при линейных технологиях и ломаных изоквантах.
13. Олигополия и теория игр.
14. Стратегии максимас и максимин.
15. Равновесие по Нэшу.
16. Теории дискриминации. Дискриминация на рынке труда.
17. Оценка эффективности инфестиционных проектов.
18. Причины неравенство доходов. Измерение неравенства.
19. Проблема неблагоприятного отбора.
20. Монопольная власть и эффективность.
21. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация и Парето- улучшение.
22. Выгоды от внешней торговли.
23. Парадоксы выбора в условиях неопределенности и их возможные объяснения
24. Модель обусловленного потребления. Выбор в условиях неопределенности
Комплект кейс – задач и ситуационных заданий
1. Приведите собственный пример и проанализируйте возникновение силы конкуренции в результате стремления фирм-соперников занять лучшие позиции на рынке отрасли.
2. Приведите собственный пример и проанализируйте возникновение силы конкуренции в связи с наличием контроля за условиями сделок со стороны поставщиков.
3. Приведите собственный пример и проанализируйте возникновение силы конкуренции в связи с наличием контроля за условиями сделок со стороны покупателей.
4. Приведите собственный пример и проанализируйте возникновение силы конкуренции в связи с угрозой появления на рынке отрасли продукта-заместителя.
5. Приведите собственный пример и проанализируйте возникновение силы конкуренции в связи с угрозой появления на рынке отрасли фирм-новичков.
6. При каких условиях фирме следует выбрать стратегию по низким издержкам? В чем сила данной стратегии? В чем слабость данной стратегии? Объясните, почему лидер по низким издержкам имеет защиту от пяти сил конкуренции. Каковы преимущества стратегии дифференциации? В чем слабость данной стратегии? Объясните, почему фирма, удачно реализующая стратегию дифференциации, успешно защищается от пяти сил конкуренции. При каких условиях фирме следует выбрать стратегию рыночной ниши? В чем сила такой стратегии? В чем ее слабость? Объяснит^ почему фирма, реализующая стратегию рыночной ниши, успешно защищается от пяти сил конкуренции.
8. Разберите ситуацию: фирмы расположены в северной части города, жилые кварталы - в южной. Фирмы выпускают один и тот же продукт и выбрасывают в атмосферу вредный для жителей дым.
а) почему фирмы создают внешние эффекты?
б) могут ли в рассматриваемой ситуации переговоры решить проблему внешних эффектов?
в) как местные власти могли бы определить эффективный уровень качества воздуха?
9. Сопоставьте следующие механизмы борьбы с внешними эффектами загрязнения, когда издержки и выигрыши от уменьшения загрязнения неопределенны:
а) налоги на выбросы;
б) стандарты на выбросы;
в) продаваемые лицензии на выбросы.
Привести примеры эффективного применения каждого механизма.
10. Во многих университетах Запада используется следующая система оценок (в порядке убывания их значимости): А, В, С, D, E, F. Крупный университет запрещает ставить отметки D, Е или F. Он объясняет это тем, что студенты стараются учиться выше среднего уровня, когда они не испытывают опасений быть исключенными. Университет заявляет, что он хочет, чтобы все его студенты получали только оценки А и В. Если цель состоит в том, чтобы поднять отметки в целом до уровня В или выше, то является ли это эффективной политикой? Ответьте, учитывая проблему морального риска.
11. Сталкиваясь с проблемой репутации производства автомобилей, требующих редкого ремонта, ряд американских автомобильных компаний предложили широкие гарантии покупателям машин (например, семилетние гарантии на все детали и выполнение необходимого ремонта):
а) с учетом ваших знаний о рынке «лимонов» почему это будет разумной политикой?
б) будет ли эта политика создавать проблему морального иска?
Объяснить.
12. Чтобы стимулировать конкуренцию и повысить благосостояние потребителей, Федеральная комиссия по торговле США требует, чтобы фирмы давали правдивую рекламу. Почему правдивая реклама благоприятствует конкуренции? Почему рынок менее конкурентен, если фирмы обманывают при рекламе?
13. Страховая компания рассматривает выпуск трех типов страховок от пожара
а) с полным страховым покрытием;
б) с полным страховым покрытием за вычетом 10 000 долл.;
в) с 90%-м покрытием всех потерь.
Какая страховка, скорее всего, создаст проблему морального риска?
14. Для рынков с преобладанием асимметричной информации согласились бы вы с каждым из следующих утверждений? Дать объяснение:
а) правительство должно субсидировать «Вестник потребителя»;
б) правительство должно установить стандарты качества: например, фирмам должно быть запрещено продавать товары низкого качества;
в) производитель качественного товара захочет, вероятно, предложить широкие гарантии;
г) правительство должно потребовать, чтобы все фирмы предложили широкие гарантии.
15. Могут ли меры по стимулированию спроса путем расходов на рекламу привести к снижению цены на продукцию фирмы и повышению ее прибыли? (обосновать с помощью геометрических построений.)
Могут ли меры по стимулированию спроса путем расходов на рекламу привести к повышению цены на продукцию фирмы и снижению ее прибыли? (обосновать с помощью геометрических построений.)
Могут ли меры по стимулированию спроса путем расходов на рекламу привести к снижению цены на продукцию фирмы и снижению ее прибыли? (обосновать с помощью геометрических построений.)
Могут ли меры по стимулированию спроса путем расходов на рекламу привести к повышению цены на продукцию фирмы и повышению ее прибыли? (обосновать с помощью геометрических построений.)
Может ли выпуск фирмы упасть в результате принятых ею мер по стимулированию спроса путем расходов на рекламу? (обосновать с помощью геометрических построений.)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п