учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков по макроэкономике;
- развитие знаний, умений, навыков применять основы экономических знаний в сфере профессиональной деятельности, используя отечественные и зарубежные источники информации, для сбора, анализа данных и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области макроэкономики для решения задач в сфере организации процесса формирования информации
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект кейс - заданий (ситуационные задания)
Занятие-исследование, занятии-поиск.
Тесты
Макроэкономика
2) охватывает все разделы дисциплины
1) проблемы экономического роста
2) равновесие на рынке определенных товаров
3) поведение фирм в национальной экономике
4) состояние мировой экономики
2. К показателю потока относится(-ятся) …
1) потребление
2) сбережения
3) производственный потенциал
4) государственный долг
3. В долгосрочном периоде увеличивает совокупное предложение …
1) появление новых технологий добычи полезных ископаемых
2) повышение цен на нефть на мировых рынках
3) превышение темпа роста номинальной заработной платы над темпом роста производительности труда
4) расширение объема импорта на отечественном рынке предметов потребления
4. Валовой внутренний продукт (ВВП) по системе национальных счетов представляет собой:
1) сумму всех конечных товаров и услуг;
2) сумму всех реализованных товаров и услуг;
3) сумму всех произведенных товаров и услуг;
4) сумму всех готовых товаров и услуг;
5) сумму всех конечных товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории страны как своими, так и иностранными производителями.
5 Согласно количественной теории денег, количество денег в обращении …
1) обратно пропорционально скорости обращения денег
2) обратно пропорционально уровню цен в экономике
3) зависит от уровня инфляции
4) прямо пропорционально скорости обращения денег
6 В составе банковской системы России ко второму уровню относится(-ятся) …
1) филиалы и представительства иностранных банков
2) Банк России
3) агентство по страхованию вкладов
4) аудиторские компании
7 Устойчивость заработной платы, наличие системы страхования по безработице являются основными причинами __________ безработицы.
1) естественной
2) циклической
3) скрытой
4) сезонной
8 Резкий рост государственных расходов, в условиях близких к полной занятости, становится причиной …
1) инфляции спроса
2) инфляции издержек
3) дезинфляции спроса
4) дезинфляции издержек
9 Условием интенсивного типа экономического роста является …
1) повышение квалификации работников
2) строительство нового предприятия
3) привлечение дополнительных экономических ресурсов
4) увеличение заработной платы
10 Наиболее точно раскрывает механизм циклических колебаний …
1) эффект мультипликатора-акселератора
2) расхождение между фактическими и официально учтенными ресурсами
4) нарушение пропорций между добывающими и перерабатывающими отраслями
11 Налог – это …
1) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается в бюджет государства для осуществления им своих функций
2) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами юридически значимых действий
3) дар, взнос, сделанный в пользу лица или учреждения с целью благотворительности
4) денежные средства, периодически вносимые членами объединения, на текущие расходы такого объединения
12 Если объем национального ВНП и уровень цен повысились, то:
1) реальный ВНП не изменился;
2) реальный ВНП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;
3) реальный ВНП сократился;
4) эта информация не позволяет определить динамику реального ВНП;
5) все предыдущие ответы неверны.
13 На рисунке показана модель IS–LM в открытой экономике.
Увеличение государственных расходов ведет к …
1) увеличению занятости и дохода
2) снижению ставки процента
3) обесценению национальной валюты
4) уменьшению занятости и дохода
14 Инструментом кредитно-денежной политики является …
1) ставка рефинансирования (учетная ставка)
2) норма депонирования
3) ставка налогов
4) денежный агрегат М2
15 Предельная склонность к сбережению — это:
1) отношение сбережения к совокупному доходу;
2) отношение приращения дохода к совокупному сбережению;
3) отношение приращения сбережения на единицу прироста дохода;
4) все ответы верны.
Блок 2.
16 К субъектам макроэкономики относят …
1) коммерческие банки
2) союзы предпринимателей
3) экономические союзы государств
4) международный валютный фонд
17 Кейнсианская теория утверждает, что …
1) потребление зависит от величины располагаемого дохода
2) доход задан экзогенно
3) доход задан эндогенно
4) потребление зависит от постоянного дохода
18 Если в России на 1.01.2024 года денежный агрегат М0 составлял 4036,1 млрд. руб., денежный агрегат М2 – 15697,7 млрд.руб., а норма обязательного резерва – 2,5%, то денежный мультипликатор равен … (Полученный ответ укажите с точностью до сотых).
19 Если некий гражданин желает получить реальный доход в 10% при ожидаемом уровне инфляции в 12%, то он должен вложить свои деньги, которые принесут ему номинальный доход в _______%. (Полученный ответ округлите до десятых).
20 Для стимулирования интенсивного типа экономического роста необходимо
1) финансирование фундаментальной науки
2) повышение квалификации работников
3) привлечение дополнительных экономических ресурсов
4) увеличение заработной платы
21 Если государственные расходы составили 10,62 трлн.руб., трансферты – 1,03 трлн.руб., государственный долг – 5,0 трлн.руб. с годовым процентом 5%, налоговые поступления в бюджет – 8,47 трлн.руб., то общий дефицит государственного бюджета равен ____ трлн.руб. (Полученный ответ укажите с точностью до сотых).
22 Покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке ведет к …
1) увеличению денежной базы
2) увеличению предложения денег
3) уменьшению денежного агрегата М0
4) уменьшению предложения денег
23 (Кейс-задание). В 2024–2025 гг. наблюдалась положительная динамика большинства макроэкономических показателей. В таблице приведены некоторые показатели системы национальных счетов.
Задание 23.1 ( – выберите один вариант ответа).
Варианты ответов:
1) минус все индивидуальные налоги, уплачиваемые домохозяйствами
2) минус социальные трансферты
3) плюс социальные трансферты
4) минус подоходные налоги и налог на прибыль
Задание 23.2 ( – выберите два и более вариантов ответа).
Индекс потребительских цен, в отличие от дефлятора ВВП, …
Варианты ответов:
1) учитывает только изменение цен на товары потребительского назначения
2) рассчитывается по неизменному набору товаров
3) рассчитывается по изменяющемуся набору товаров
4) учитывает только изменение цен на товары потребительского назначения, произведенные в данной стране
Задание 23.3 ( – введите ответ в поле ).
Реальный ВВП в 2024 году, по сравнению с предшествующим годом, вырос на ______ %. (Полученный ответ округлите до сотых).
24 (Кейс-задание). В государстве Ардения уровень инфляции за последние три года составил соответственно :100%, 130% и по итогам текущего года - 150% . Реальный уровень производства за рассматриваемый период снизился в пять раз и стабилизировался в этой точке Величина государственного долга на начало последнего в рассматриваемом периоде равна 200 аграм, номинальная ставка процентов по которому равна 35% состояние бюджета характеризуется также тем , что номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга выросли на 100% и по итогам последнего года составили 50 агров, номинальные налоговые поступления снизились и составили за последний год 80 агров.
Задание 24.1. В измерении итогов экономической деятельности за тот или иной период существуют номинальные и реальные стоимостные величины. к последним относятся…( – выберите один вариант ответа).
1) доходы государственного бюджета от таможенных пошлин, уплачиваемые по внешнему долгу проценты, выплаты материнского капитала в будущем, на период трех лет
2) общая величина доходов государственного бюджета, величина процентов , идущих на обслуживание внешнего долга, изменение заработной платы наемных работников без учета уровня цен
3) уровень безработицы, темп инфляции, значение коэффициента Оукена
4) общие расходы государственного бюджета, поступления от уплаты косвенных налогов, изменение пенсий и социальных пособий относительно прошлых периодов с учетом индекса инфляции
Задание 24.2. Экономическая ситуация, сложившаяся в Ардении называется
(укажите не менее двух вариантов ответов)
1) стагфляцией
2) стагнацией
3) спадом
4) естественной инфляцией
Задание 24.3.Номинальная величина сальдо государственного бюджета данной страны в текущем году равна ____ агров (введите ответ)
2. Потребление, сбережения и их взаимосвязь. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Парадокс к бережливости.
3. Сущность и виды инвестиций, факторы их определяющие. Акселератор. Функции инвестиций.
4. Экономический рост: цели, типы, факторы, пределы и показатели. Модели экономического роста.
5. Российский экономический кризис 90-х годов: принципы, формы, характер. Антикризисная политика государства.
6. Прямые и косвенные факторы экономического роста.
7. Экстенсивные и интенсивные типы экономического роста.
8. Модель экономического роста Е.Домара – Р. Харрода.
9. Качество экономического роста.
10. Понятие цикличности экономической динамики. Содержание и черты экономического цикла.
11. Основные этапы развития экономической теории о цикличности общественного производства. Большие циклы конъюнктуры. Н.Д. Кондратьева.
12. Труд: особенности формирования спроса и предложения на рынке.
13. Сущность и типы системы оплаты труда в рыночной экономике.
14. Человеческий капитал: сущность и закономерности.
15. Денежная масса, её структура и измерение. Рынок денег.
16. Типы денежно-кредитной политики. Методы денежно-кредитного регулирования. Денежный мультипликатор – механизм действия и экономические последствия.
18. Совместное равновесие на рынке благ, денег и ценных бумаг.
19. Виды кредитных инструментов. Сущность, функции и формы кредита.
20. Инфляция: причины, источники, виды, социально-экономические последствия. Кривая Филлипса. Антиинфляционное регулирование в России.
21. Инфляция спроса и предложения. Инфляционная спираль: «затраты - цены».
22. Основы бюджетного устройства РФ. Система бюджетных связей.
23. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит, профицит государственный долг.
24. Методы покрытия бюджетного дефицита.
25. Спрос, функции и виды налогов. Механизм воздействия на экономическую конъюнктуру. Кривая Лаффера.
26. Социальная политика российского государства, как следствие и фактор экономического развития.
27. Доходы населения, их виды и источники формирования. Неравенство в распределении доходов.
28. Уровень жизни. Система социальной защиты населения. Экономическая эффективность и равенство.
29. Индикативное планирование экономического роста.
30. Государственная индексация и распределения доходов. Кривая Лоренца.
1. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства (теория абсолютного сравнительного преимущества).
2. Международная миграция рабочей силы и капитала.
3. Международное разделение труда, содержание и основные формы.
4. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция. Конвертируемость и обратимость валют.
5. Международный валютный фонд и его функции.
6. Формы международных расчетов.
7. Валютные проблемы в современной экономике России.
8. Эффективность внешнеэкономических связей. Понятие открытой и закрытой национальной экономики.
9. Механизм формирования равновесного валютного курса. Паритет покупательной способности и процентный паритет.
10. Платежный баланс и его макроэкономическое значение. Механизм восстановления равновесия платежного баланса при гибком и фискальном валютных курсах.
1. Механизм достижения двойного равновесия в открытой экономике при фиксированном валютном курсе.
2. Достижение двойного равновесия при гибком валютном курсе.
3. Противоречия целей и временные лаги стабилизационной политики в открытой экономике. Активная и пассивная политика.
Комплект кейс - заданий (ситуационные задания)
Кейс 1
Государственная поддержка предпринимательства
Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства.
Под этим понятием мы понимаем вид хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Данная особенность делает предпринимательство очень привлекательным для самых широких слоев населения, что позволяет выделить несколько социально значимых функций коммерческой деятельности.
Во-первых, предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, в том; числе в отрасли-локомотивы, что способствует развитию национальной экономики в целом.
Во-вторых, появление широкой сети малых и средних предприятий способствует созданию многочисленных рабочих мест, что решает проблему избытка рабочей силы и структурной безработицы.
В-третьих, субъекты предпринимательской деятельности являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. В связи с этим благосостояние государства непосредственно зависит от успешного развития коммерческих организаций.
В-четвертых, становление предпринимательства способствует появлению в российском обществе многочисленного среднего класса, который может стать основой стабильного развития России...
Развитие экономики в первую очередь зависит от успехов бизнесменов в производственной сфере, поскольку именно здесь создаются как средства производства, так и предметы потребления, что позволяет насытить рынок товарами преимущественно отечественного товаропроизводителя...
Ни для кого не секрет, что большинство российских предпринимателей-производственников страдают от нехватки оборотных средств вообще и от отсутствия денежных средств в частности. К этому можно добавить моральный и физический износ фондов, и мы увидим картину состояния российской промышленности...
В связи с этим мы выделяем среди всего множества направлений поддержки - предпринимательства как основное капитальные вложения развитие производства со стороны государства.
Вопросы:
1. Какие четыре социально значимые функции предпринимательства выделяет автор документа?
2. Описывая состояние российской промышленности, автор называет проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели-производственники. Укажите две из них.
3. В тексте сформулирована одна особенность предпринимательской деятельности направленность на получение прибыли. Опираясь на полученные знания, назовите три другие характерные особенности этой деятельности.
Кейс 2
Агропромышленный комплекс России
Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Вопросы
1. Сформулируйте проблему.
2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)
3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?
7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
Занятие-исследование, занятии-поиск.
Пример проведения занятия - исследования по теме «Инфляция. Причины и следствия». Такой урок требует особой подготовки студента. Тема исследования сообщается заранее. Они получают домашнее задание: узнать как можно больше об экономической ситуации в России конца 90 – по настоящее время, из газет, журналов, дополнительной литературы.
Предварительно распределяются по группам. Исследование учащимися причин инфляции и ее последствий – это пример коллективной, групповой деятельности. Студенты делятся информацией, обсуждают, анализируют ее. Делают логические выводы.
1) Выяснить причины инфляции студентам помогает основное уравнение обмена (уравнения Фишера). MV=PQ (M-денежная масса, V-скорость обращения денег, P-средний уровень цен, Q-товарная масса).
Изучая это уравнение и анализируя, к каким последствиям может привести нарушение соответствия товарной и денежной массы, студенты называют следующие причины инфляции:
- неоправданный рост денежной массы;
- сокращение товарной массы.
2) Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, студенты приходят к пониманию основных последствий инфляции для общества и каждого человека.
При этом преподаватель направляет поисковую деятельность студентов. Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными.
Но исследования на этом не заканчиваются. Студенты измеряют индекс инфляции.
3) Каждый получает практическое задание составить примерную потребительскую корзинку своей семьи.
Составляют список товаров и услуг, которые постоянно приобретаются. Затем им нужно отметить цены на эти товары, потом отметить, какими стали цены на эти же товары их через месяц, 6 месяцев и то же самое сделать через год.
Теперь вычисляем индекс инфляции по известной формуле. Индекс инфляции вычисляется за месяц, 6 месяцев и за год. Сравниваем полученные данные с статистическими данными. Конечно, наши данные разнятся с данными статистики. Это происходит, потому что в свою потребительскую корзину студенты включают товары, которые пользуются наибольшим спросом, и поэтому их цена растет быстрее.
Выполнение этого задания помогает увидеть, что инфляция затрагивает каждого.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п