учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
- способы реализации принципов и концептуальных основ устойчивого развития сельских территорий:
Не знает, как разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Плохо знает, как разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Хорошо знает, как разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Отлично знает, как разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Не умеет разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Плохо умеет разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Хорошо умеет разрабатывать стратегию решения поставленной задачи
Не владеет навыками разработки стратегии решения поставленной задачи
Плохо владеет навыками разработки стратегии решения поставленной задачи
Хорошо владеет навыками разработки стратегии решения поставленной задачи
Отлично владеет навыками разработки стратегии решения поставленной задачи
ПКС-3: готовностью к разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учётом экологических, экономических параметров;
- способы реализации принципов и концептуальных основ устойчивого развития сельских территорий:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
лесопользования. Нормативно-правовая база.
лесопользования. Нормативно-правовая база.
лесопользования: экономические,
экологические и социальныеаспекты
лесопользования: экономические,
экологические и социальныеаспекты
лесопользования. Модель устойчивого
лесопользования РФ.
лесопользования. Модель устойчивого
лесопользования РФ.
лесопользования. Социальная миссия
концепции устойчивого лесопользования.
лесопользования. Социальная миссия
концепции устойчивого лесопользования.
лесопользование на период до 2030 года»
лесопользование на период до 2020 года»
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Проблемы устойчивого лесопользования
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Сущность и составляющие устойчивого лесопользования: экономические, экологические и социальные аспекты.
2. Пространственный базис устойчивого лесопользования. Модель устойчивого лесопользования РФ.
3. Экологические основы устойчивого лесопользования. Социальная миссия концепции устойчивого лесопользования.
4. Стратегия устойчивого лесопользования
5. Реализация ФЦП «Устойчивое лесопользование на период до 2020 года»
6. В чем различие понятий «устойчивое лесное хозяйство» и «устойчивое лесоуправление»?
7. В какой стране впервые оформилась идея устойчивого (неистощительного) лесного хозяйства? С какими особенностями социально-экономического развития страны это было связано?
8. С какого века в лесоводственной литературе стал использоваться термин «устойчивое (неистощительное) лесное хозяйство»?
9. Укажите период ХХ столетия, начиная с которого лесные страны Запада (США, страны Центральной и Северной Европы) стали переводить лесопользование на путь неистощительного и многоцелевого ведения лесного хозяйства. а) 1900–1923-е годы б) 1923–1945-е годы в) 1950–1970-е годы г) 1970–1990-е годы
10. Укажите возможные негативные экологические и социальные последствия, которые следует учитывать при плантационном лесоразведении. а) возможное иссушение почв б) использование пестицидов для защиты созданных плантаций в) снижение оборота рубки до 5–
15 лет г) применение минеральных удобрений д) использование генетически
модифицированных видов древесных пород е) увеличение объема сырья для целлюлознобумажной промышленности ж) снижение биологического разнообразия, вытеснение местных
видов
11. Как понятие «устойчивое развитие» (sustainable development) определено в докладе Комиссии
по окружающей среде и развитию ООН «Наше общее будущее» (Комиссии Брундтланд) в 1987
г.?
12. Перечислите три составляющие устойчивого развития. Какая из них важнее?
13. Перечислите 6 критериев устойчивого лесоуправления, разработанных странами —
участницами Хельсинкского процесса.
14. Перечислите 7 критериев устойчивого лесоуправления, предложенных странами —
участницами Монреальского процесса.
15. Что общего в представлениях об устойчивом лесоуправлении участников Хельсинкского и
Монреальского процессов?
16. Перечислите факторы (условия), создающие особый микроклимат леса («лесную среду»).
17. Дайте определение понятия «биомасса».
18. В чем различие понятий «биологическая продукция» и «биологическая продуктивность»?
19. Какой компонент леса создает основную часть первичной биологической продукции в лесных
экосистемах? Почему?
20. Перечислите виды-эдификаторы и ключевые виды экосистем широколиственных лесов.
21. Объясните эдификаторную роль в лесных экосистемах: • деревьев; • листо- и хвоегрызущих
насекомых; • крупных растительноядных животных; • дереворазрушающих грибов.
22. Приведите примеры ключевых видов лесных животных и растений в регионе своего
проживания. Объясните роль этих видов в лесных экосистемах.
23. Что понимается под нарушением лесной экосистемы?
24. Среди перечисленных ниже найдите примеры микро- и мезонарушений лесных экосистем: а)
создание животными системы троп; б) образование ветровально-почвенных комплексов; в)
прохождение по территории крупного лесного пожара; г) порои почвы кротами и другими
роющими животными; д) массовый ветровал деревьев, вызванный ураганом; е) промышленная
рубка леса.
25. Дайте определения понятий «сукцессия», «восстановительная сукцессия», «климакс»,
«квазиклимакс».
26. Опишите сукцессионные процессы, динамику изменения биомассы и продуктивности в лесных
экосистемах на примере: • осинника, образовавшегося после сильного пожара; • спелого
ельника черничного, пройденного выборочной рубкой; • вырубки, образовавшейся после
9
сплошной рубки ельника черничного без проведения мер 16 содействия естественному
возобновлению.
27. Почему деятельность по сохранению редких видов растений и животных, других ценных
объектов не всегда можно планировать в границах лесохозяйственного деления территории
(лесничества)?
28. Назовите причины перехода лесных экосистем в сукцессионное состояние на территории
России и других европейских стран.
29. Среди перечисленных ниже признаков найдите характерные для ненарушенных лесных
экосистем: а) упрощенный видовой состав; б) значительное количество окон в лесном пологе;
в) отсутствие или незначительное количество очень старых и крупных деревьев; г) наличие
экотонов (переходных территорий между участками разной растительности); д) большой запас
мертвой древесины в виде сухостоя и валежника.
30. Перечислите основные группы экосистемных функций лесов.
31. Среди перечисленных ниже найдите средообразующие функции леса: а) поддержание
формирование почв и защита их от эрозии; г) создание топлива для производства тепловой
энергии; д) обеспечение качества поверхностных вод; е) влияние на культуру, быт и религию
местного населения.
32. Какова роль лесов в поддержании углеродного баланса и климата Земли, в поддержании
водного баланса и в формировании климата на региональном уровне?
33. Дайте определение понятия «биологическое разнообразие» согласно Конвенции о
биологическом разнообразии 1992 г.
34. В практике ведения природоохранной деятельности биологическое разнообразие должно
сохраняться на трех уровнях. Перечислите эти уровни.
35. К чему приводит снижение видового разнообразия в экосистеме при ее хозяйственном
использовании?
36. Оцените степень биологического разнообразия на разных стадиях восстановительной
сукцессии: вырубка ельника черничного — последовательные возрастные стадии
формирования производного древостоя — возвращение материнского (коренного) типа леса.
37. В чем выражается влияние интродукции и реинтродукции древесных пород на биологическое
разнообразие лесных экосистем?
38. В чем сущность принципов предосторожности и адаптивности при ведении лесного хозяйства?
39. Охарактеризуйте каждый из основных уровней сохранения биологического разнообразия при
лесопользовании.
40. Перечислите требования к созданию сети охраняемых участков (ООПТ различных типов) для
сохранения биоразнообразия на ландшафтном уровне.
41. Назовите компоненты экологической сети, создаваемой для сохранения биоразнообразия
лесных экосистем на ландшафтном уровне.
42. Приведите примеры редких лесных экосистем на территории России, требующих защиты для
сохранения биологического разнообразия на уровне сообществ.
43. Дайте определение понятия «ключевой биотоп». Составьте список ключевых биотопов для
сохранения биологического разнообразия на локальном уровне при проведении
сплошнолесосечных рубок в районе своего проживания.
44. В чем сущность и экологическое значение использования методов имитации естественной
динамики леса при лесопользовании?
45. Дайте определение понятия «лесное хозяйство».
46. Какие факторы влияют на цели ведения лесного хозяйства?
47. В чем отличие леса как ресурса от других видов природных ресурсов?
48. Укажите цель экономически устойчивого лесоуправления и меры по ее достижению.
49. Какие участки леса образуют категории экономически недоступных лесов?
50. Среди перечисленных ниже участков найдите те, которые относятся к экономически
недоступным лесам: а) леса на каменистых россыпях и выходах скальных пород; б) небольшие
участки спелого леса (площадью до 3 га), находящиеся на значительном удалении от
лесотранспортных путей (лесовозных дорог); в) крупные участки спелого леса (площадью 25 га
и более) со средним запасом древостоя 120 м3/га в северной подзоне тайги Европейского
Севера России; г) крупный выдел со средним запасом спелой древесины менее 40 м3/га; д)
крупный участок спелого леса с составом древостоя 4Е6Б + Ос в регионе с наличием спроса
только на хвойную древесину (для производства целлюлозы).
51. Перечислите мероприятия, характерные для интенсивного уровня ведения лесного хозяйства,
обеспечивающего максимальную продуктивность лесов.
52. Среди приведенных ниже лесоводственных мероприятий укажите те, которые относятся к
экстенсивному ведению лесного хозяйства: а) систематический и приуроченный к
определенным возрастным стадиям развития древостоя уход; б) заготовка наиболее ценной
10
крупномерной древесины путем проведения выборочной рубки лучших деревьев с ориентацией
на естественное восстановление запасов этих деревьев; в) применение способов и технологий
рубок, обеспечивающих оптимальные для каждого типа леса условия последующего
возобновления; г) заготовка древесины в небольших объемах на почвах постоянного или
временного избыточного увлажнения; д) начало промышленной заготовки древесины на
достаточно ранних стадиях развития древостоя в процессе ухода за ним; е) активная охрана
лесов от пожаров.
53. Согласно современным представлениям устойчивое лесоуправление должно (выберите
верный ответ): а) иметь только одну цель управления лесами; б) иметь две - три цели
управления лесами; в) быть многоцелевым.
54. В чем плюсы и минусы сплошнолесосечного и выборочного хозяйств, а также сочетания
выборочных и мелкоконтурных сплошных рубок?
55. Каковы цели ведения лесного хозяйства в лесах зеленых зон и в других защитных лесах?
56. Укажите причины экономической неустойчивости системы управления лесами России в
настоящее время.
57. Назовите основные типы незаконных рубок в лесах России.
58. Оцените воздействие различных типов незаконных рубок леса на экономическую устойчивость
лесного хозяйства.
60. Укажите пути преодоления негативных тенденций в современном лесном хозяйстве России и
перехода к экономически устойчивому лесоуправлению.
61. Дайте определение понятия «социально ориентированное лесоуправление».
62. Выделите группы населения в России, имеющие разные представления о лесе и отношение к
нему.
63. Чем объясняется различие в отношении к лесу таких групп населения, как горожане, сельские
жители, охотники, люди, проводящие свой отдых вне леса?
64. Назовите группы социально значимых участков леса.
65. Подразделите перечисленные ниже социально значимые участки леса на группы
(хозяйственные, культурные и религиозные, исторические): а) святые рощи; б) памятные
посадки леса; в) места сбора недревесных ресурсов; г) делянки (участки) заготовки древесины
для нужд местного населения; д) старые кладбища; е) участок леса, на котором есть родник.
66. Перечислите законодательные акты России, в которых закреплены права граждан на
пользование лесом и лесными ресурсами.
67. Назовите неправительственные организации, деятельность которых направлена на внедрение
устойчивого лесоуправления. В каких направлениях она ведется?
68. Дайте определение общинного лесного хозяйства. Приведите примеры направлений
общинного лесного хозяйства в России и в других странах мира.
69. Какие цели преследует агролесоводство? Приведите примеры агролесоводственных
мероприятий на территории России.
70. В чем причины нарастания социальной напряженности в лесном секторе экономики России с
1990-х годов?
71. Как грамотное лесоуправление может способствовать решению социальных проблем местного
населения лесных регионов?
72. Какие политические, экономические, экологические и социальные условия необходимы для
устойчивого лесопользования?
73. Дайте определение лесной политики.
74. Почему собственность на леса является важным фактором, формирующим систему лесных
отношений?
75. Как соотносятся между собой лесная политика, лесное законодательство и целевые программы
развития лесного сектора?
76. Какие полномочия в области лесных отношений осуществляются на федеральном уровне?
77. Как институционально организовано государственное управление лесами на федеральном
уровне?
78. Как организована деятельность учреждений, осуществляющих исполнение государственных
функций и предоставление государственных услуг в области лесных отношений?
79. Какие полномочия в области лесных отношений реализуют департаменты лесного хозяйства в
федеральных округах, находящиеся в подчинении Федерального агентства лесного хозяйства?
80. Как оценивается деятельность органов государственной власти субъектов РФ по выполнению
ими переданных полномочий в сфере лесных отношений?
81. Как институционально организовано государственное и хозяйственное управление лесами в
субъектах РФ?
82. В каком правовом статусе осуществляют свою деятельность лесничества?
11
83. Почему административный регламент исполнения государственных функций и предоставления
государственных услуг может быть важным инструментом реализации лесной политики на
региональном уровне?
84. Какие основные положения должны содержаться в административном регламенте исполнения
государственных функций и предоставления государственных услуг?
85. В каких случаях осуществляется доступ к использованию лесов на базе договоров аренды без
проведения аукциона?
86. Как институционально организован доступ к использованию лесов в условиях аренды лесного
участка?
87. Какие коррупционные риски существуют при использовании лесов в системе арендных
отношений?
88. Какие инструменты предложены законодательством для обеспечения устойчивого
лесоуправления?
89. Какие задачи в области государственного и хозяйственного управления лесами решает лесной
план субъекта РФ?
90. Какие задачи в области государственного управления лесами призван решать
лесохозяйственный регламент?
91. Какие задачи в области управления использованием лесов призван решать проект освоения
лесов?
92. Почему и как разрешительная форма доступа к использованию лесов заменена заявительной
формой — через подачу лесной декларации?
93. Как формируется лесной доход от использования лесов?
94. Как формируется и распределяется плата за использование лесов при аренде лесных
95. Каким образом можно реформировать экономическую организацию использования и
воспроизводства лесов?
Вопрос 1
Предельная площадь лесосек при сплошных рубках спелых и
перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, в лесных
насаждениях с преобладанием породы – сосна, лиственница, ель, пихта:
Варианты ответов
25 га
15 га
10 га
12
Вопрос 2
Предельная ширина лесосеки при сплошных рубках спелых и
перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, в лесных
насаждениях с преобладанием породы – сосна, лиственница, ель, пихта:
Варианты ответов
100 м
250 м
300 м
Вопрос 3
Какие существуют способы примыкания лесосек?
Варианты ответов
постепенный, равномерный, куртинный
непосредственный, чересполосный
постепенный, расширенный, куртинный и шахматный
Вопрос 4
Допустимая погрешность геодезических инструментов, с помощью
которых производится съемка границ и привязка лесосек:
Варианты ответов
точность измерения линий - не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с
погрешностью не более 30 минут
точность измерения линий - не более 1 м на 100 м длины, измерения углов - с
погрешностью не более 30 минут
точность измерения линий - не более 1 м на 100 м длины, измерения углов - с
погрешностью не более 10 минут
Вопрос 5
В чистых молодняках сомкнутость крон после рубок ухода не должна
быть ниже:
Варианты ответов
0,4
0,7
0,5
Вопрос 6
Подлежат ли вырубке семенники при проведении рубок ухода в
молодняках:
Варианты ответов
нет
вырубаются при первых приемах рубки, их запас не учитывается при
определении интенсивности рубки
вырубаются, запас учитывается при определении интенсивности рубки
Вопрос 7
При проведении рубок ухода за лесом применяется хозяйственнобиологическая классификация деревьев, согласно которой все деревья по их
хозяйственно-биологическим признакам распределяются на три категории:
Варианты ответов
I - продуктивные, II - второстепенные, III - поврежденные
I - лучшие, II - вспомогательные, III - нежелательные
I - высокопродуктивные, II - второстепенные, III – усыхающие
Вопрос 8
За сколько лет до установленного возраста рубки спелых и перестойных
насаждений заканчивают проведение рубок ухода:
Варианты ответов
13
за 20 лет в хвойных и твердолиственных семенных насаждениях, а в
мягколиственных и твердолиственных порослевых насаждениях - за 10 лет
за 10 лет в хвойных и твердолиственных семенных насаждениях, а в
за 30 лет в хвойных и твердолиственных семенных насаждениях, а в
мягколиственных и твердолиственных порослевых насаждениях - за 20 лет.
Вопрос 9
Предельная площадь лесосек при сплошных рубках спелых и
перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, в лесных
насаждениях с преобладанием породы - сосна, лиственница, ель, пихта:
Варианты ответов
50 га
30 га
10 га
Вопрос 10
Предельная ширина лесосеки при сплошных рубках спелых и
перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, в лесных
насаждениях с преобладанием породы - береза, осина:
Варианты ответов
100 м
300 м
500 м
Вопрос 11
По площади осуществляется учет древесины при следующих видах
рубок:
Варианты ответов
прореживаний, проходных рубок, а также рубок обновления и
переформирования при среднем диаметре древостоя более 12 см
вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений
при всех видах сплошных рубок и чересполосных постепенных рубках
Вопрос 12
Количество оставляемых единичных семенников при содействии
естественному восстановлению лесов должно быть:
Варианты ответов
не менее 100 штук на 1 га
не менее 20 штук на 1 га
не менее 20 штук на лесосеке
Вопрос 13
Определите цель проведения проходных рубок:
Варианты ответов
создание благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев,
имеющихся в насаждении
создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев
создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и
кроны деревьев
Вопрос 14
Общая площадь технологических коридоров, прорубаемых при
проходных рубках, не должна превышать:
Варианты ответов
не более 0,2 га
не более 2 % от общей площади лесосеки
не более 15 % от площади лесосеки
14
Вопрос 15
Возраст проведения рубок прореживания в хвойных лесных насаждениях
по Байкальскому горному лесному району:
Варианты ответов
21 - 60 лет
21 - 30 лет
21 - 40 лет
Вопрос 16
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются на основании:
Варианты ответов
решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса
РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в
случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное)
пользование я
договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду
договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного
участка в безвозмездное пользование
Вопрос 17
Конечными результатами исполнения государственной функции по
осуществлению федерального государственного лесного надзора являются:
Варианты ответов
предупреждение
систематическое наблюдение за исполнением требований лесного
законодательства
анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного
законодательства при осуществлении органами государственной власти,
органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности
все выше перечисленные.
Вопрос 18
Срок проведения плановой или внеплановой выездной проверки не может
превышать:
Варианты ответов
10 рабочих дней
20 дней
20 рабочих дней
Вопрос 19
Подготовительные работы на лесосеке включают:
Варианты ответов
разметка в натуре границ погрузочных пунктов, трасс магистральных и
пасечных волоков (технологических коридоров), производственных и бытовых
площадок; рубка аварийных деревьев за границами лесосеки, угрожающих
безопасной работе, включая виды (породы) дере
валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений;
трелевка древесины; частичная переработка древесины; хранение древесины
в лесу;
очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; приведение в
надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек.
Вопрос 20
15
Общая площадь погрузочных площадок на на лесосеках площадью 10 га
и менее - при сплошных рубках с последующим возобновлением:
Варианты ответов
не более 0,2 га
до 0,40 га
не более 0,3 га
К
1. Перспективы ведения лесного хозяйства с сохранением постоянного лесного
покрова в России и Финляндии.
2. Влияние изменения климата на лесной сектор Российской Федерации и меры
адаптации к этим изменениям.
3. Рубки промежуточного пользования в орехопромысловых зонах кедровников.
4. Рубки ухода на землях сельскохозяйственного назначения.
5. Стратегия развития лесного комплекса до 2030 гг.
6. Акценты реализации лесного потенциала регионов России: эффективность и
устойчивое развитие.
7. Состояние лесов в Республике Бурятия.
8. Незаконные рубки в Республике Бурятия.
9. Управление государственными лесами в Финляндии, Швеции, России.
10.Глобальное изменение климата и адаптация к нему лесного комплекса.
11.Недревесная продукция леса в разных странах мира.
12.Леса и лесные ресурсы России.
13.Структура и динамика лесов и земель лесного фонда РФ.
14.Ресурсно-экологический потенциал лесов РФ.
15.Состояние и проблемы лесного комплекса РФ.
16.Цели и приоритеты лесной политики. Роль государства в регулировании лесных
отношений.
17.Принципы и цели и задачи лесной политики. Приоритетные направления
лесной политики.
18.Правовое обеспечение национальной лесной политики.
19.Проблемы российского лесного законодательства.
21.Совершенствование организационной и функциональной структуры
управления лесами.
22.Совершенствование экономического механизма управления лесами.
23.Совершенствование системы лесного планирования.
16
24.Совершенствование информационного обеспечения государственного
управления лесами
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА
1. Климатозащитные леса и экологическая безопасность России.
2. Цифровое управление лесами.
3. Стратегический план развития FSC в России до мая 2022 г.
4. Методические подходы и рекомендации по зонированию малонарушенных
лесных территорий.
5. Жизненный цикл картонной упаковки TETRA PAK: от леса до переработки и
повторного использования.
6. Защитные леса и сохранение водных биологических ресурсов.
7. Поглощение СО2 лесами России в контексте Парижского соглашения.
8. Декларация о сохранении малонарушенных лесов в XXI веке
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
1. Введение в систему отслеживания легальности происхождения древесины
Китая.
2. Некоторые причины кризиса лесного сектора и пути выхода из него.
3. Санитарные рубки в Бурятии: оценка назначения и проведения.
4. Рубки ухода в молодняках: как построить лесохозяйственное предприятие.
5. Старовозрастные леса, как глобальный сток углерода.
6. Лесные полосы: современное состояние и правовые основы
функционирования и управления на примере Республики Бурятия.
7. Опыт в тушении лесных пожаров на примере Республики Бурятии.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п