учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: Социально-экономический
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
- освоение обучающимися целостной системы знаний об экономической жизни общества как об области своей жизнедеятельности и о месте в ней отрасли своей специализации;
- создание представлений об основах экономической науки, ее развитии и современном состоянии, о методах экономического исследования;
- овладение умением находить, анализировать и эффективно использовать актуальную экономическую практическую и теоретическую информацию;
- развитие умения принимать рациональные решения при ограниченности ресурсов в жизненных и учебно-познавательных ситуациях;
- формирование готовности использовать приобретенные экономические знания в последующей трудовой, предпринимательской и проектно-исследовательской деятельности;
- воспитание ответственного отношения к принимаемым экономическим решениям, уважения к труду, к предпринимательской деятельности, к научно-исследовательской деятельности в области экономики;
- формирование способности ориентироваться в текущей российской и мировой экономической ситуации; анализировать события общественно-политической жизни с экономических позиций.
Задачи: - ознакомить студентов с базовыми понятиями и моделями;
- выработать навыки анализа экономических предпосылок микроэкономических моделей, их математического описания и геометрической интерпретации, выполнения упражнений и решения задач для проверки усвоения базовых экономических понятий, предпосылок и
следствий указанных моделей;
- подготовить теоретическую базу для ряда и прикладных дисциплин изучаемых позднее;
- пробудить интерес к проблемам экономики в целом, продемонстрировать их полезность для исследования и решения практических задач;
- выработать навыки расчета макроэкономических показателей, выявлять тенденции их изменения; выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;
- научить использовать полученную систему знаний для анализа с общих экономических позиций проблемы современной рыночной экономики, а также экономических процессов происходящих в нашей стране.
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс», кормовые рационы, 1С предприятие 1.0
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Экономика
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Общественное производство и его факторы.
3. Общественный продукт и его формы.
4. Собственность как экономическая категория. Права собственности.
5. Типы и формы собственности. Собственность в РФ.
6. Формы хозяйства. Товарное производство.
7. Товар и его свойства. Величина стоимости.
8. Происхождение и сущность денег.
9. Функции и виды денег.
10. Рынок, его функции и механизм.
11. Спрос и его факторы, кривая спроса, эластичность по цене.
12. Предложение и его факторы, кривая предложения, эластичность.
13. Рыночное равновесие и равновесная цена.
14. Общая и предельная полезность товара.
15. Равновесие спроса покупателя.
16. Бюджетные ограничения и бюджетная линия.
17. Кривые безразличия и предельная норма замещения.
18. Потребительский выбор на рынке.
19. Понятие фирмы, ее внутренняя и внешняя среда.
20. Виды издержек фирмы.
21. Характеристика постоянных и переменных издержек производства.
22. Понятие прибыли, бухгалтерская и экономическая прибыль.
23. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
24. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
25. Конкуренция на рынке. Виды конкурентных структур.
26. Совершенная конкуренция и ценообразование. Виды цен.
27. Чистая монополия и монопольные цены.
28. Монополистическая конкуренция.
29. Олигополия: понятие и ценовая политика.
30. Капитал: понятие, всеобщая формула, структура.
31. Прибавочная стоимость: создание, норма, структура.
32. Движение капитала. Основной и оборотный капитал.
33. Прибыль и норма прибыли. Цена производства.
34. Накопление капитала.
35. Спрос и предложение на рынке труда.
36. Равновесие на рынке труда и заработная плата.
37. Сущность и организация заработной платы.
38. Занятость и безработица.
39. Рента и арендная плата.
40. Дифференциальная рента и ее виды.
41. Абсолютная рента и оценка земли.
42. Торговый капитал и виды торгово-посреднической деятельности.
43. Долговые ценные бумаги. Облигации.
44. Акции, их виды и обращение.
45. Денежная система и денежные агрегаты.
46. ВНП и ВВП, методы их расчетов.
47. Номинальный и реальный ВНП, дефлятор ВНП.
48. Совокупный спрос и совокупное предложение.
49. Экономический рост и цикличность развития экономики.
51. Безработица: причины, виды и госрегулирование.
52. Государственный бюджет. Дефицит бюджета.
53. Налоговая система и фискальная политика.
54. Финансовая политика государства.
55. Мировая экономика и формы внешнеэкономической деятельности.
56. Международная валютная система и роль валютного курса.
57. Основные проблемы переходной экономики в России.
Перечень заданий закрытого типа
Задание № 1. К производственным ресурсам относятся:
А) Капитал
Б) Лидерские качества
В) Труд
Г) Предпринимательская способность
Д) Земля
Задание № 2. Экономическая система – это
А) Совокупность отношений товарного обмена
Б) Механизм взаимодействия покупателей и продавцов
В) Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе
действующих в нем отношений собственности (или имущественных отношений) и
организационных форм.
Задание № 3. Установите соответствие между экономической теорией и ее
представителем.
А)Институционализм 1.Адам Смит
Б)Монетаризм 2.Т. Веблен
В)Маржинализм 3.А.Курно
Г)Теория абсолютных
преимуществ
4.М.Фридман
Задание № 4. Установите соответствие между понятием социально-экономических
процессов и их содержанием
А) Индустриализация 1. Сосредоточение определенного вида деятельности на
предприятии.
Б) Автоматизация 2. Создание машинного производства, преимущественно
крупного производства во всех отраслях национального
хозяйства.
В) Специализация 3.Глобальное переосмысление подхода к бизнесу за счет
оптимизации и автоматизации бизнес-процессов на основе
согласованной работы IT– систем.
Г) Диверсификация 4. Деятельность по установлению правил и характеристик,
направленная на соблюдение стандартов.
Д) Цифровизация 5.Одновременное комплексное многоотраслевое развитие
производства и сферы услуг с целью повышения
эффективности и получения экономической выгоды и
предотвращения банкротства.
6. Применение технических средств, а также экономикоматематических методов для частичного или полного
освобождения человека от непосредственного участия в
производственных (или иных) процессах
Задание № 5. Расположите виды потребности от «высших» к «низшим»:
А) Социальная принадлежность
Б) Потребность в самореализации.
В) Физиологические потребности.
Г) Уважение и признание.
Д) Безопасность.
Перечень заданий открытого типа
Задание № 1. По данным органов государственной статистики, в трех отраслях
народного хозяйства сумма функционирующего капитала составляет: в 1 отрасли – 1млрд. руб.,
во 2 отрасли – 2 млрд. руб.; в 3 отрасли – 3 млрд. руб. Годовая прибыль, получаемая этими
отраслями, соответственно, составила 200, 100 и 210 млн. руб. Определите, какая отрасль
наиболее привлекательна с точки зрения вложения капитала?
Задание № 2. Численность населения 100 млн. чел. Дети до 16 лет и люди, находящиеся
в длительной изоляции составляют 24 млн. чел. Выбывшие из состава рабочей силы составляют
30 млн. чел. Безработных 4 млн. 600 тыс. чел. Уровень безработицы равен % ?
Задание № 3. Для какой экономической системы характерен механизм взаимосвязи
между производством и потреблением, основанный только на государственном регулировании?
Совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующаяся определенными
пропорциями и взаимосвязями называется _____________ _____________.
Задание № 5. Дополните фразу:
Нарушение баланса между товарной и денежной массой приводит к _________.
Перечень заданий закрытого типа
Задание №1. Укажите, к какому типу относится рынок, если на нем имеется только
одно предприятие-продавец:
А) Монополистической конкуренции
Б) Олигополии
В) Монополии
Г) Монопсонии
Задание №2. Спрос – это:
А) Потребности населения в данном благе
Б) Потребности, подкреплѐнные платѐжеспособностью покупателя
В) Желание людей обладать теми или иными благами
Г) Доход, связанный со сбережениями
Задание №3. Установите соответствие между показателями эффективности
использования основных производственных фондов и их содержанием:
А) Фондоотдача 1. Стоимость основных производственных фондов,
приходящаяся на одного работника
Б) Фондовооруженность 2.Соотношение остаточной и первоначальной стоимости
основных производственных фондов
В)Фондоемкость 3.Размер прибыли, приходящейся на каждый рубль
внеоборотных активов предприятия
Г) Фондорентабельность 4.Стоимость основных производственных фондов,
приходящаяся на 1 рубль продукции
5.Выпуск продукции на 1 рубль основных
производственных фондов
Задание №4. Установите соответствие между типом рыночной структуры и его
характеристикой:
А) Олигополия 1. Большое количество компаний производит
различную продукцию при очень слабом
контроле над ценами
Б) Монополистическая
конкуренция
2. Однородная продукция производится на
двух фирмах при частичном контроле над
ценами
В) Дуополия 3. Определенный продукт изготовляется одной
компанией с высокой степенью контроля над
ценами
Г) Чистая монополия 4. Небольшое количество фирм производит
однородную продукцию, осуществляя частный
контроль над ценами
Задание №5. Установите правильную последовательность в формуле кругооборота
денежного капитала:
А) Т— Д…П… Д' —Т'
Б) П — Т…П…Т' — Д'
В) Д — Т…П…Т' — Д'
Г) Д — П…П…Т' — П'
Перечень заданий открытого типа
Задание №1. На каком методе познания основано изучение влияния различных статей
затрат на рост себестоимости продукции?
Задание №2. Назовите вид конкуренции, если продавец для привлечения большего числа
покупателей использует рекламу.
Задание №3. Определите уровень инфляции, если в истекшем году физический объем
производства товаров и услуг увеличился на 7,5%, а объем производства товаров и услуг в
текущих ценах возрос по сравнению с прошлым годом на 9,5%.
Задание №4. Дополните фразу:
Возвратность, срочность, платность и гарантированность являются основными чертами
_________________ отношений.
Задание №5. Дополните фразу:
Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется в
_________________________________________________________.
Перечень заданий закрытого типа
А) Капитал
Б) Лидерские качества
В) Труд
Г) Предпринимательская способность
Д) Земля
Задание № 2. Экономическая система – это
А) Совокупность отношений товарного обмена
Б) Механизм взаимодействия покупателей и продавцов
В) Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе
действующих в нем отношений собственности (или имущественных отношений) и
организационных форм.
Задание № 3. Установите соответствие между экономической теорией и ее
представителем.
А)Институционализм 1.Адам Смит
Б)Монетаризм 2.Т. Веблен
В)Маржинализм 3.А.Курно
Г)Теория абсолютных
преимуществ
4.М.Фридман
Задание № 4. Установите соответствие между понятием социально-экономических
процессов и их содержанием
А) Индустриализация 1. Сосредоточение определенного вида деятельности на
предприятии.
Б) Автоматизация 2. Создание машинного производства, преимущественно
крупного производства во всех отраслях национального
хозяйства.
В) Специализация 3.Глобальное переосмысление подхода к бизнесу за счет
оптимизации и автоматизации бизнес-процессов на основе
согласованной работы IT– систем.
Г) Диверсификация 4. Деятельность по установлению правил и характеристик,
направленная на соблюдение стандартов.
Д) Цифровизация 5.Одновременное комплексное многоотраслевое развитие
производства и сферы услуг с целью повышения
эффективности и получения экономической выгоды и
предотвращения банкротства.
6. Применение технических средств, а также экономикоматематических методов для частичного или полного
освобождения человека от непосредственного участия в
производственных (или иных) процессах
Задание № 5. Расположите виды потребности от «высших» к «низшим»:
А) Социальная принадлежность
Б) Потребность в самореализации.
В) Физиологические потребности.
Г) Уважение и признание.
Д) Безопасность.
Задание № 6. Установите историческую последовательность видов экономических
систем согласно формационному подходу.
А) Феодальная
Б) Первобытнообщинная
В) Рабовладельческая
Г) Капиталистическая
Перечень заданий открытого типа
Задание № 1. По данным органов государственной статистики, в трех отраслях
народного хозяйства сумма функционирующего капитала составляет: в 1 отрасли – 1млрд. руб.,
во 2 отрасли – 2 млрд. руб.; в 3 отрасли – 3 млрд. руб. Годовая прибыль, получаемая этими
отраслями, соответственно, составила 200, 100 и 210 млн. руб. Определите, какая отрасль
наиболее привлекательна с точки зрения вложения капитала?
Задание № 2. Численность населения 100 млн. чел. Дети до 16 лет и люди, находящиеся
в длительной изоляции составляют 24 млн. чел. Выбывшие из состава рабочей силы составляют
30 млн. чел. Безработных 4 млн. 600 тыс. чел. Уровень безработицы равен % ?
Задание № 3. Для какой экономической системы характерен механизм взаимосвязи
между производством и потреблением, основанный только на государственном регулировании?
Задание № 4. Дополните определение:
Совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующаяся определенными
пропорциями и взаимосвязями называется _____________ _____________.
Задание № 5. Дополните фразу:
Перечень заданий закрытого типа
Задание № 1. Закон спроса предполагает, что:
А) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет
Б) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены
В) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров
Г) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон
Задание № 2. Если рыночная цена ниже равновесной, то
А) Возникает дефицит товаров
Б) Возникает излишек товаров
В) Падает цена ресурсов
Г) Формируется рынок покупателей
Задание № 3. К производственным отношениям относятся:
А) Рациональное использование ресурсов
Б) Этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми
В) Отношения производства, распределения, обмена и потребления благ
Г) Взаимодействие человека со средствами производства
Задание № 4. Интенсивность труда измеряется:
А) Затратами труда в единицу времени
Б) Затратами труда на единицу продукции
В) Количеством перерабатываемого сырья в единицу времени
Г) Увеличением количества продукции за счѐт использования более совершенной
техники
Задание № 5. Укажите, к какому типу относится рынок, если на нем имеется только
одно предприятие-продавец:
А) Монополистической конкуренции
Б) Олигополии
В) Монополии
Г) Монопсонии
Задание № 6. Спрос – это:
А) Потребности населения в данном благе
Б) Потребности, подкреплѐнные платѐжеспособностью покупателя
В) Желание людей обладать теми или иными благами
Г) Доход, связанный со сбережениями
Задание № 7.Установите соответствие между показателями эффективности
использования основных производственных фондов и их содержанием:
А) Фондоотдача 1. Стоимость основных производственных фондов,
приходящаяся на одного работника
Б) Фондовооруженность 2.Соотношение остаточной и первоначальной стоимости
основных производственных фондов
В)Фондоемкость 3.Размер прибыли, приходящейся на каждый рубль
внеоборотных активов предприятия
Г) Фондорентабельность 4.Стоимость основных производственных фондов,
приходящаяся на 1 рубль продукции
5.Выпуск продукции на 1 рубль основных
производственных фондов
Задание № 8. Установите соответствие между типом рыночной структуры и его
характеристикой:
А) Олигополия 1. Большое количество компаний производит
различную продукцию при очень слабом
контроле над ценами
Б) Монополистическая
конкуренция
2. Однородная продукция производится на
двух фирмах при частичном контроле над
ценами
В) Дуополия 3. Определенный продукт изготовляется одной
компанией с высокой степенью контроля над
ценами
Г) Чистая монополия 4. Небольшое количество фирм производит
однородную продукцию, осуществляя частный
контроль над ценами
Задание № 9. Установите правильную последовательность в формуле кругооборота
денежного капитала:
А) Т— Д…П… Д' —Т'
Б) П — Т…П…Т' — Д'
В) Д — Т…П…Т' — Д'
2. Современные модели смешанной экономики (американская,
западноевропейская, японская).
3. Предпринимательство: сущность, условия возникновения, виды.
Организационно-правовые формы предпринимательства.
4. Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике.
5. Рынок ценных бумаг и его развитие в современных условиях.
6. Теория производительности факторов производства.
7. Издержки производства: их виды, структура и изменение в краткосрочном
и долгосрочном периодах.
8. Определение предприятием оптимального объема производства и цены в
условиях чистой конкуренции.
9. Теория несовершенной конкуренции.
10. Экономическое поведение фирмы в условиях монополии. Государственное
регулирование деятельности монополий.
11. Олигополия как современная форма организации экономики.
12. Монополистическая конкуренция как форма организации рынка.
13. Влияние российского антимонопольного законодательства на
экономическое развитие.
14. Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы.
15. Формирование цен на факторы производства.
16. Заработная плата: ее сущность, формы, дифференциация и определение на
конкретных рынках труда.
17. Теории заработной платы и их использование в экономике.
18. Экономическая рента: ее сущность, виды и роль в экономике.
19. Теории ренты.
20. Капитал и процентный доход.
21. Прибыль предприятия: ее сущность, источники и стимулирующая роль в
экономике.
22. Теории прибыли.
21. Валовой внутренний продукт: его измерение, структура и распределение.
Задание № 10. Расположите в правильном порядке этапы международной экономической
интеграции:
А) Экономический союз
Б) Общий рынок
В) Таможенный союз
Г) Зона свободной торговли
Перечень заданий открытого типа
Задание № 1. Доход потребителя вырос по сравнению с прошлым годом на 6000 ден.ед.
Если предельная склонность к потреблению равна 0,8, то сбережения потребителя вырастут на
_________ден.единиц (ответ с точностью до целого значения)
Задание № 2. Денежные выплаты, направленные на поддержку национальных
производителей и косвенную дискриминацию импорта, называются?
Задание № 3. Графическое изображение экономического роста и воздействия на него
технического прогресса можно продемонстрировать с помощью?
Задание № 4. Номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%. На
сколько процентов изменился реальный доход?
Задание № 5. Если спрос и предложение заданы
уравнениями и , то равновесный объем составит ___ единиц
продукции.
Задание № 6. На каком методе познания основано изучение влияния различных статей
затрат на рост себестоимости продукции?
Задание № 7. Назовите вид конкуренции, если продавец для привлечения большего
числа покупателей использует рекламу.
Задание № 8. Определите уровень инфляции, если в истекшем году физический объем
производства товаров и услуг увеличился на 7,5%, а объем производства товаров и услуг в
текущих ценах возрос по сравнению с прошлым годом на 9,5%.
Задание № 9. Дополните фразу:
Возвратность, срочность, платность и гарантированность являются основными чертами
_________________ отношений.
Задание № 10. Дополните фразу:
Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется в
_________________________________________________________.
23. Личный доход и его распределение.
24. Уровень жизни и его показатели.
25. Социальная рыночная экономика: концепции, опыт. Процессы социальной
трансформации в России.
26. Доходы населения. Роль государства в перераспределении доходов.
27. Распределение доходов в рыночной экономике. Причины и социальноэкономические последствия дифференциации доходов в переходной экономике.
28. Социальная политика государства.
29. Макроэкономическое равновесие и его основные модели.
30. Теории макроэкономического регулирования.
31. Теории общего равновесия.
32. Cравнительный анализ неоклассической и кейнсианской моделей общего
экономического равновесия.
33. Совокупный спрос и совокупное предложение.
34. Рынок инвестиций и его особенности в современной экономике России.
35. Экономический цикл: типы, модели, теории.
36. Рынок труда и его особенности в современной экономике России.
37. Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России.
38. Безработица: причины, формы, теории. Проблемы занятости в России.
39. Современный рынок труда в развитых странах.
40. Инфляция: ее сущность, формы и социально-экономические последствия.
Антиинфляционные меры.
41. Теории инфляции и регулирования денежного обращения.
42. Инфляция и ее особенности в России.
43. Теории денег.
44. Денежный рынок и методы его регулирования.
45. Спрос на деньги: его структура, факторы и проблемы регулирования.
46. Денежное предложение и спрос на деньги: основные факторы и тенденции
(на примере России).
47. Кредитно-денежная политика как форма государственного регулирования
экономики.
48. Кредитно-денежная политика: теоретические основы, цели, инструменты.
49. Место и роль кредитно-денежной политики в теоретической концепции
классиков, кейнсианцев, монетаристов.
50. Современное состояние и перспективы денежно-кредитной политики
Центрального банка России.
51. Налоговая система развитых стран и ее воздействие на
макроэкономическое равновесие.
52. Налоги и их роль в развитии экономики России.
53. Налоговая политика в системе государственного регулирования.
54. Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики.
55. Налоговая система: сущность, структура, противоречия. Налоговая
реформа в России.
56. Бюджетно-налоговая политика: сущность, цели, инструменты.
57. Экономический рост и его показатели.
58. Теории экономического роста.
59. Экономический рост: сущность, типы, факторы, показатели.
60. Экономическая политика и экономический рост.
61. Человеческий капитал как фактор экономического роста.
62. Международные кредитные отношения и их развитие в современных
условиях.
63. Мировой кредитный и финансовый рынок.
64. Мировой рынок инвестиций: сущность, состояние, перспективы.
65. Вывоз капитала: сущность, формы, методы регулирования. Изменения
структуры финансового рынка в России.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п