учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: Естественнонаучный
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
Задачи: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;;
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических условий региона.:
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических условий региона.
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических условий региона.
основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные направления изменения климатических условий региона.
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
иметь представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
иметь представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
иметь представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
иметь представления о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде);
владеть основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.
работ
Принципы и методы природопользования.
Природно - ресурсный потенциал
энергетики. Воздействие металлургии, транспорта на окружающую среду.
Экологически обоснованные технологии и переработка отходов
Экологический мониторинг.
Правовые и социальные вопросы природопользования
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
- контрольные вопросы;
- комплект тестовых заданий;
- практические задания;
- работа в малых группах;
- темы рефератов (докладов).
Экологические основы природопользования
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1. Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на неё животных?
Задание 2. В городе проживают 500 тыс. человек. Какую площадь
должны иметь леса вокруг этого города, чтобы их хватило для обеспечения населения кислородом и для поглощения выделяемого при дыхании углекислого газа?
Примечание:
а) в солнечный день 1 га леса поглощает 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода;
б) в сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выделяет 750 г углекислого газа.
Задание 3. Ученые полагают, что если не предпринять срочных мер по нормализации экологической обстановки, то на Земле в результате деятельности человека к 2030 году исчезнет 20000 видов особей в год. Сколько видов будет исчезать каждый час?
Задание 4. Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 м2, в глинистых почвах - 225 особей, а в кислых почвах - 25 особей на 1 м2
Какую роль играют черви и что нужно сделать, чтобы их количество увеличить в почве?
Задание 5. Какое минимальное количество деревьев необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы углекислого газа в атмосферу?
За 1 сутки выбрасывается 48 тонн ядовитой окиси углерода (угарного газа), а 1 дерево перерабатывает за 1 сутки 2,5 кг ядовитой окиси углерода.
Задание 6. Произвести расчет платы за размещение бытовых отходов V класса опасности для школы в Западно-Сибирском экономическом районе, имеющей лимиты на размещение отходов.
Количество учащихся 285 человек, количество сотрудников 35 чел. Норматив образования отходов на одного учащегося 22 кг/год, на одного сотрудника соответственно – 216кг/год.
Задание 7. Произвести расчет платы за сверхлимитное размещение отходов V класса опасности в Восточно-Сибирском экономическом районе.
Объем отходов составляет 42 куб м/квартал, лимит соответственно – 35,2 куб/м за квартал.
Задание 8. Почему, в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?
Задание 9.
Ежегодно, вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах, промышленных и транспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в мировой океан попадает около 14 млн.т нефти. Один грамм нефти или нефтепродуктов способен образовывать пленку на площади 10м2 водной поверхности.
Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.
Задание 10. Наметьте виды ответственности за экологические правонарушения, приведенные ниже.
Нарушения Ответственность
Сброс мусора в реку
Вырубка леса
Оставили после отдыха мусор
Перекопали дорожку
Разлили нефтепродукты
Комплект тестовых заданий
Выберите 1 вариант ответа
1. Впервые понятие «Экология» ввел:
1. Зюсс;
2. Геккель;
3. Сукачев;
4. Вернадский.
2. К подразделам «Экологических основ природопользования» не относят:
1. промышленную экологию;
2. математическую;
3. экологию человека;
4. юридическую.
3. К подразделам «Экологических основ природопользования» не относят:
1.медицинскую экологию;
2. зооэкологию
3. сельскохозяйственную,
4. правовую экологию.
4. Природные ресурсы – это:
1. природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ;
2. объекты в системе живой и неживой природы, окружающие человека и используемые в общественном производстве,
3. все ответы верны.
5. Природные ресурсы по направлениям использования не бывают:
1. энергетическими;
2. неэнергетическими;
3. сельскохозяйственными,
4. неисчерпаемыми.
6. Слой атмосферы наиболее подверженный антропогенному загрязнению:
1. стратосфера
2. тропосфера
3. мезосфера
4. экзосфера
7. Воздействие кислотных дождей приводит к:
1. закислению водоемов
2. разрушению озонового слоя
3. повышению средней температуры на Земле
4. увеличению количества СО2 на планете
8. Что является причиной истощения лесных ресурсов:
1. кислотные дожди
2. образование железняков
3. лесные пожары
4. нерациональная рубка леса
10. Какой природный ресурс сейчас используется гораздо больше, чем другие?
1. Лесные ресурсы
2. Полезные ископаемые
3. Почвенные ресурсы
4. Водные ресурсы.
10. Что не будет относиться к профилактике лесных пожаров:
1. Просеки;
2. Пожарные вышки;
3. Встречные пожары;
4. Противопожарная пропаганда среди населения
11. Слой атмосферы в котором находится озоновый слой:
1. стратосфера
2. тропосфера
4. экзосфера
12. Отходы, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ:
1.питательные
2. ущербные
3. необходимые
4. токсичные
13. Увеличение количества парниковых газов приводит к:
1. закислению водоемов
2. разрушению озонового слоя
3. повышению средней температуры на Земле
4. увеличению количества СО2 на планете
14. Влияние урбанизации на природу:
1.Повышение продуктивности растительных сообществ
2. Разнообразие состава биогеоценоза
3. Обогащение атмосферы молекулярным кислородом
4. Возникновение особого климата, связанного с выделением во внешнюю среду тепла и изменением характера движения воздушных масс
15. Назовите фамилию учёного сформулировавшего законы экологии:
1.Вернадский
2.Сеченов
3. Коммонер
4. Геккель
16. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
1. задерживает тепловое излучение Земли
2. является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
3. образовался в результате промышленного загрязнения
4. способствует разрушению загрязнителей
17. Плодородие почвы определяется количеством:
1.минеральных веществ
2. гумуса
3. живых организмов
4. воды
18. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
1.абиотические
2. биотические
3. антропогенные
4. космические
19. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
1. жесткого УФ излучения
2. высоких температур
3. выбросов предприятий
4. выхлопных газов автотранспорта
20. Что не является природоохранным мероприятием:
1.Создание заповедников
2. Осушение болот
3. Осуществление экологического обучения
4. Осуществление экологического воспитания
21. Назовите фамилию учёного предложившего термин «экология»:
1.Вернадский
2. Сеченов
3. Коммонер
4. Геккель
22. Естественные источники загрязнения атмосферы:
1.Холодильные установки
2. Автотранспорт
3. Извержение вулканов
23. Преднамеренное влияние человека на растительный и животный мир:
1.Прополка огорода
2. Строительство зданий
3. Выброс мусора
4. Добыча полезных ископаемых
24. Международная организация по охране природы:
1. КОС
2. МСОП
3. НАТО
4. ЮАР
25. Что не является природоохранным мероприятием:
1.Создание заказников
2. Засоление почв
3. Осуществление экологического обучения
4. Очистные сооружения в населенных пунктах
26. Первое место в мире по запасам водных ресурсов занимает:
1.Бразилия
2.Россия
3. Аргентина
4. Канада
27. Природоохранные мероприятия:
1.использование альтернативных источников энергии
2. образование железняков
3. засоление почв
4. образование оврагов
28. Среди загрязнителей атмосферы на первом месте:
1. выбросы тепловых электростанций;
2. химическая промышленность;
3. выхлопные газы автотранспорта;
4. пищевая промышленность.
29. Среди энергетических ресурсов Земли наибольшая ресурсообеспеченность:
1. древесиной;
2. нефтью;
3. газом;
4. углем.
30. В перспективе необходимо развивать:
1. АЭС;
2. ТЭС,
3. альтернативные электростанции;
4. ГЭС.
31. Озоновая «дыра» над Антарктидой появилась в следствии:
1.запуска космических кораблей,
2. полетов сверхзвуковых самолетов,
3. больших масштабов производства фреонов,
4. нет ответов.
32. Парниковый эффект появился из-за большого количества в атмосфере:
1. углекислого газа
2. угарного газа,
3. сажи
4 ненасыщенных углеводородов.
33. Основными загрязнителями Мирового Океана являются:
1. радиоактивные отходы;
2. мусор;
3. нефть;
все ответы.
1.воды входящие в состав минералов
2. подземные воды,
3. атмосферные воды
4. озерные воды.
35. Процент пресной воды, находящейся в ледниках, от общего количества вод Земли составляет:
1) 20%4
2) 0,5%;
3) 1%;
4) 10%.
36. Наиболее обеспечены водами:
1. умеренные зоны;
2. субтропические зоны;
3. районы Средней Азии;
4. экваториальные зоны.
37. Основными загрязнителями пресных вод являются:
1. пестициды и ядохимикаты;
2. нефтепродукты;
3. поверхностно-активные вещества;
4. все ответы.
38. К водопользователям относят:
1. рыбное хозяйство;
2. сельское хозяйство;
3. коммунальное хозяйство;
4. воздушный транспорт.
39. К водопотребителям относят:
1. морской транспорт;
2. рекреационный комплекс,
3. металлургическую промышленность;
4. гидроэнергетику.
40. Какой из процессов не происходит при самоочищении водоемов:
1. окисление органических веществ кислородом воды,
2. всплывание частиц на поверхность при насыщении воды кислородом,
3. усвоение растениями минеральных солей,
4. потребление рыбами частиц органики.
41. К сточным водам не относят:
1. воды туалетов душевых;
2. воды орошаемого земледелия,
3. воды после промывки сырья;
4. воды, стекающие с территорий промышленных предприятий.
42. По количеству сбрасываемой воды лидируют следующие города:
1. Москва, Астрахань, Волгоград;
2. Красноярск, Санкт-Петербург Краснодар;
3. Москва, Волгоград, Новосибирск,
4. Москва, Санкт-Петербург, Ангарск.
43. Уровень грунтовых вод может меняться в результате:
1. интенсивной откачки нефти и газа;
2. строительства дорог;
3. сооружения шахт и рудников;
4. засаживания искусственных лесопосадок.
44. Максимальное использование лесных ресурсов выражается в:
1. использовании стволовой древесины,
2. использованиинедревесной продукции – шишек и ягод,
3. использование отходов деревообработки – пней, коры, зелени,
4. все ответы.
45. Первое захоронение в морях радиоактивных веществ произведено:
1. в СССР в 1957 г. около Мурманска;
3. в 1946 г. США около Калифорнии;
4. в1983г. Японией.
46. В рыночных условиях ресурсы не бывают:
1. ресурсы внутреннего рынка;
2. ресурсы стратегического значения,
3. ресурсы однозначного использования;
4. ресурсы экспортного значения.
47. К ресурсам многозначного использования относят:
1. лесные ресурсы;
2. земельные ресурсы;
3. гидроресурсы;
4. нет ответов.
48. Мониторинг это:
1. комплекс наблюдений за Мировым океаном;
2. наблюдения за антропогенными воздействиями в неблагоприятных районах;
3. комплекс мер по предотвращению загрязнений;
4. комплекс наблюдений, оценки и прогноза за состоянием биосферы.
49. В заповедниках осуществляется мониторинг:
1. импактный;
2. фоновый;
3. глобальный;
4. региональный.
3. Данные фонового мониторинга передаются:
50. Мониторинг за состоянием оз. Байкал:
1. фоновый;
2. региональный;
3. локальный;
4. глобальный.
51. К импактному мониторингу относят:
1. наблюдения за антропогенными воздействиями в опасных зонах;
2. наблюдения за биосферным развитием в опасных зонах;
3. наблюдения в биосферных заповедниках;
4. наблюдения за природными процессами в естественной обстановке.
52. Общественная экологическая экспертиза:
1. проводится государственными организациями;
2. проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности;
3. проводится Комитетом по надзору за природными ресурсами;
проводится Комиссией при Министерстве природных ресурсов.
53. ПДК – такие концентрации, которые:
1. опасны для жизнедеятельности человека;
2. вызывают адаптационные реакции организма;
3. вызывают мутации организма;
4. не влияют на здоровье человека.
54. Показатели экологического нормирования разделяют на группы:
1. технологические и медицинские;
2. технологические и биологические;
3. химические и биологические;
4. научно-технические, технологические и медицинские.
Выберите 2 и более вариантов
55. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:
1. озеленение
2. бетонные стены
3. ослабление его в источнике образования
4. шумоизоляция
56. Загрязнение почвы тяжелыми металлами связано с:
1. Использованием этилированного бензина автомашин
3. Внесением пестицидов
4. Использованием навоза как удобрения
57. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорт
1.«парниковые газы»
2. ядохимикаты
3. соли тяжёлых металлов
4. Нитраты
58. Что не является причиной истощения почвенных ресурсов:
1. кислотные дожди
2. карьерная добыча полезных ископаемых
3. разрушение озонового слоя
4. нерациональное использование пищевых ресурсов
59. Способ борьбы с вибрационным загрязнением:
1. озеленение
2. бетонные стены
3. ослабление его в источнике образования
4. шумоизоляция
60. Какая ответственность предусмотрена для лиц нарушивших природоохранное законодательство:
1. уголовная
2. социальная
3. административная
4. экологическая
61. Способ борьбы с инфразвуковым загрязнением:
1. озеленение
2. бетонные стены
3. ослабление его в источнике образования
4. шумоизоляция
62. Природоохранные мероприятия:
1.использование традиционных источников энергии
2.сбор ягод в лесах
3. разработка малоотходных технологий
4. создание заповедников
63. Плодородие почвы поддерживается при:
1. своевременном внесении удобрений,
2. частом вспахивании почв,
3. задержки влаги и чередовании с/х культур,
4. частом поливе.
64. Вредные вещества классифицируются на
1. на 5 классов опасности;
2. на 4 класса опасности;
3. на 3 класса опасности.
4. на 2 класса опасности.
65. Взрыв ёмкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР, 1957г) называется
1. экологическая катастрофа;
2. экологический кризис;
3. экологическое бедствие.
4. экологическое крушение.
Работа в малых группах
Задание 1.
Концепция игры
Группа делится на команды. Каждой команде выдается тема для работы в малой группе:
Тема 1. Использование и охрана атмосферы.
План:
1) Строение, состав и значение атмосферы;
2) Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы;
4) Методы очистки газо-дымовых выбросов.
Тема 4. Использование и охрана водных ресурсов.
План:
1) Состав и значение водных ресурсов;
2) Экологические проблемы гидросферы;
3) Меры по охране водных ресурсов;
4) Способы очистки сточных вод.
Решите кроссворд
По вертикали:
1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
2. Запасы и источники природной среды.
3. Практика использования природной среды и ресурсов.
4. Количество органического вещества, имеющегося в данный момент на единице площади.
5. Полное израсходование природных ресурсов.
По горизонтали:
б. Распределёние ресурсов по зонам страны.
7. Использование природных ресурсов, не приводящее к резким их изменениям и не ведущее к изменениям, наносящим урон здоровью человека.
8. Изменение экосистемы.
9. Жители определенного места (села, города, страны и т. д.).
10. Все что находится под земной поверхностью.
11. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
1 Экологические проблемы современности;
2 Экологические кризисы и революции.
3 Классификация и виды загрязнения окружающей среды.
4 Районы с экологически-неприятной обстановкой в РФ
5 Основные понятия природопользования.
6 Виды и формы природопользования;
7 Законы Барри Коммонера
8 Направления рационального природопользования;
9 Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы.
10 Меры по охране атмосферного воздуха;
Методы очистки газо-дымовых выбросов
11 Состав, строение и значение почв.
12 Экологические проблемы почв.
13 Меры по охране почв.
14 Значение растений и животных. Воздействие человека на биоресурсы;
15 Меры по охране биологических ресурсов
16 Состав и значение водных ресурсов.
17 Экологические проблемы гидросферы
18 Меры по охране водных ресурсов.
19 Способы очистки сточных вод.
20 Особо охраняемые природные территории.
21 Характеристика производства в горнодобывающей отрасли.
22 Экологические проблемы в горнодобывающей отрасли, металлургии.
23 Пути решения проблем в металлургии.
24 Способы получения электроэнергии, экологические проблемы с ними связанные и их решение. Альтернативные источники энергии.
25 Влияние транспорта на окружающую среду.
26 Мероприятия по уменьшению экологического воздействия.
27 Виды отходов и их переработка.
28 Понятие мониторинга, его виды;
29 Оценка качества окружающей среды;
30 Виды прогнозов.
31 Понятие экологического права. Источники экологического права;
32 Виды ответственности за экологические правонарушения.
33 Международное сотрудничество в области охраны природы. Концепция устойчивого развития
1. Экологические проблемы современности;.
2. Экологические кризисы и революции.
3. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.
4. Принципы и методы природопользования.
5. Использование и охрана атмосферы
6. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
7. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов
8. Рациональное использование и охрана биологических ресурсов.
9. Экологические проблемы в горнодобывающей отрасли, металлургии.
Пути решения проблем в металлургии.
10. Экологические проблемы энергетики.
11. Воздействие транспорта на окружающую среду.
12. Экологически обоснованные технологии и переработка отходов.
13. Правовые и социальные вопросы природопользования
14. Контроль, оценка и прогноз состояния окружающей среды.
15. Экологический мониторинг.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п