учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
бухгалтерской отчетности, приобретения практических навыков по организации и методике проведения анализа форм бухгалтерской отчетности с целью обоснованной оценки финансовых результатов деятельности, выявления влияния факторов и причинно-следственных связей, поиска неиспользованных резервов.
Задачи: - формирование понимания сущности бухгалтерской отчетности, как информационной базы для анализа текущего и прогнозируемого финансового состояния предприятия;
- формирование умения читать основные формы отчетности, оценивать их информативность;
- формирование умения самостоятельной разработки аналитических отчетных форм;
- формирование практических навыков анализа данных различных форм бухгалтерской отчетности и выявления неиспользованных резервов и возможностей;
- формирование практических навыков обобщения и представления результатов анализа бухгалтерской отчетности, обоснования выводов и рекомендаций, направленных на повышение результативности и эффективности хозяйствования, а также для использования полученной аналитической информации для обоснования и принятия управленческих решений.
бухгалтерской отчетности, приобретения практических навыков по организации и методике проведения анализа форм бухгалтерской отчетности с целью обоснованной оценки финансовых результатов деятельности, выявления влияния факторов и причинно-следственных связей, поиска неиспользованных резервов.
Задачи: - формирование понимания сущности бухгалтерской отчетности, как информационной базы для анализа текущего и прогнозируемого финансового состояния предприятия;
- формирование умения читать основные формы отчетности, оценивать их информативность;
- формирование умения самостоятельной разработки аналитических отчетных форм;
- формирование практических навыков анализа данных различных форм бухгалтерской отчетности и выявления неиспользованных резервов и возможностей;
- формирование практических навыков обобщения и представления результатов анализа бухгалтерской отчетности, обоснования выводов и рекомендаций, направленных на повышение результативности и эффективности хозяйствования, а также для использования полученной аналитической информации для обоснования и принятия управленческих решений.
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения; - гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации.
:
:
планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);
финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);
финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);
ПК 2.4.: Проводить анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности;
социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения; - гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации.
:
:
ПК 2.5.: Составлять финансовую модель бизнес-плана;
социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения; - гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации.
:
:
работ
анализа финансовой
отчетности
источников по данным баланса
платежеспособности предприятия
движении денежных
средств
методы финансового
анализа экономического
субъекта.
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс», кормовые рационы, 1С предприятие 1.0
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2) охватывает все разделы дисциплины
Основы анализа бухгалтерской отчетности
Кейс-задачи
Тестовые задания
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
Тематика курсовых работ
Вопросы к дифференцированному зачету
Тема. Анализ бухгалтерского баланса
Задание 1. Используя данные бухгалтерского баланса коммерческой организации про-вести анализ показателей
сравнительного аналитического баланса. Сделать выводы и предложения
Задание 2. Используя данные бухгалтерского баланса коммерческой организации определить тип финансовой
устойчивости организации, ценить финансовую устойчивость организации на основании расчетов относительных
показателей. Сделать выводы и предложения
Задание 3. Используя данные бухгалтерского баланса коммерческой организации опре-делить ликвиден баланс или нет,
оценить степень ликвидности баланса, рассчитав коэффициенты ликвидности. Сделать выводы и предложения
Задание 1.
1. Сгруппировать активы по степени ликвидности, а пассивы - по срочности погашения (табл.3);
2. Оценить ликвидность бухгалтерского баланса (табл. 4);
3. Сделать выводы
1. Рассчитать и проанализировать финансовые коэффициенты платежеспособности организации (табл. 5);
2. Сделать выводы об изменении платежеспособности организации за отчетный период, сравните полученные значения коэффициентов с оптимальными значениями.
Задание 3.
1. Рассчитать и проанализировать абсолютные показатели финансовой устойчивости (табл. 7);
2. Определить тип финансовой устойчивости
3. Сделать выводы.
Задание 4.
1. Рассчитать и проанализировать относительные показатели финансовой устойчивости (табл. 9);
2. Сделать выводы
Задание 5.
1. Провести анализ уровня и абсолютных и относительных показателей динамики финансовых результатов (табл. 10)
2. Сделать выводы
Задание 6.
1. Рассчитать и оценить динамику показателей рентабельности
2. Сделать выводы
Задание 7.
1. Проанализировать коэффициенты деловой активности и финансовый цикл предприятия
2. Сделать выводы
Задание 9.
1. Проанализировать состав, структуру и динамику собственного капитала
2. Сделать выводы
Задание 10.
1. Рассчитать коэффициенты движения собственного капитала
2. Сделать выводы
Задание 11.
1. Проанализировать эффективность использования собственного капитала
2. Сделать выводы
Задание 12.
1. Рассчитать и оценить величину чистых активов (табл. 18)
2. Сделать выводы и предложения
Задание 13.
1. Рассчитать денежный поток прямым методом (табл. 19)
2. Сделать выводы
Кейс-задачи
Задание 1. Аудиторская фирма в процессе проверки финансово-хозяйственной дея-тельности организации провела анализ ее финансовой устойчивости. Определите финансовую устойчивость экономического субъекта, используя коэффициент соотношения мобиль-ных и иммобилизованных активов и коэффициент реальной стоимости имущества. Сделайте выводы
Задание 2. Кредитное учреждение в процессе проверки платежеспособности организации провела анализ устойчивости ее финансового состояния. Проведите анализ ликвидности баланса организации. Сделайте выводы о финансовой устойчивости организации
Задание 3. Дать общую оценку финансового состояния предприятия и его изменений по данным аналитического баланса за отчетный период (таблица 1). Сделать выводы
Тестовые задания
Задание 1. (выберите один вариант ответа). Коэффициент, характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости является:
а) общий показатель платёжеспособности
б) коэффициент абсолютной ликвидности
в) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами +
г) коэффициент текущий ликвидности
Задание 2. (выберите один вариант ответа). Платежеспособность характеризуется
а) способностью предприятия расплачиваться по своим обязательствам +
б) способностью предприятия привлекать внешние источники финансирования
в) независимостью предприятия от внешних источников финансирования.
г) нет верного ответа
Задание 3. (выберите один вариант ответа). Коэффициент текущей ликвидности пока-зывает
а) сколько денежных единиц оборотных средств приходится на одну денежную едини-цу внеоборотных активов
б) сколько денежных единиц оборотных средств приходится на одну денежную едини-цу краткосрочных пассивов +
в) сколько денежных единиц оборотных средств приходится на одну денежную едини-цу пассивов
г) сколько денежных единиц оборотных средств приходится на одну денежную еди-ницу оборотных активов
Задание 4. (выберите один вариант ответа). Быстрореализуемые активы - это:
а) дебиторская задолженность плюс прочие оборотные активы +
б) денежные средства плюс основные средства;
г) отложенные налоговые активы плюс дебиторская задолженность.
Задание 5. (выберите один вариант ответа). Неустойчивое финансовое состояние характеризуется положением, при котором
а) для формирования запасов используют собственные средства, займы, используемые для покрытия запасов и кредиторскую задолженность по товарным операциям
б) для формирования запасов используют собственные средства, займы, используемые для покрытия запасов и кредиторскую задолженность +
в) для формирования запасов используют собственные средства, кредиты и займы, не погашенные в срок, и кредиторскую задолженность
г) для формирования запасов используют собственные средства, займы, используемые для покрытия запасов
Задание 6. (выберите один вариант ответа). Коэффициент автономии показывает:
а) удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования +
б) отношение собственных средств к долгосрочным заемным средствам
в) отношение заемных средств к уставному капиталу
г) отношение заемных средств к добавочному капиталу
Задание 7. (выберите два и более вариантов ответа). Денежные средства организации составляют 1215,2 тыс. руб., дебиторская задолженность – 796,7 тыс. руб., запасы – 4142,2 тыс. руб., краткосрочные пассивы – 3797,5 тыс. руб. Коэффициент текущей ликвидности ра-вен:
а) 1,6 +
б) 1,7
в) 1,8
г) 1,9
Задание 8. (выберите два и более вариантов ответа). Для оценки структуры баланса и возможности утраты платежеспособности используются:
а) коэффициент текущей ликвидности +
б) коэффициент соотношения собственного и заемного капитала
в) коэффициент обеспеченности собственными средствами +
г) коэффициент автономии
Задание 9. (выберите один вариант ответа). Абсолютная финансовая устойчивость характеризуется положением, при котором:
а) запасы полностью покрываются собственными средствами +
б) запасы полностью покрываются собственными средствами и займами, используемыми для покрытия запасов
в) запасы полностью покрываются собственными средствами и краткосрочной креди-торской задолженностью
г) собственный вариант ответа
10. Какие активы относятся к внеоборотным:
а) Долгосрочные финансовые вложения
б) Нематериальные активы
в) Основные средства
г) Запасы
11. Анализ ликвидности активов заключается в:
а) Сравнении сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности
б) Сравнении обязательств организации с прибылью
в) Сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности, с обязательствами по пассиву,
сгруппированными по срокам их погашения
12. В состав краткосрочных обязательств входят:
а) Нераспределенная прибыль
б) Дебиторская задолженность
в) Кредиторская задолженность
г) Финансовые вложения
13. В состав оборотных (текущих) активов не входят:
а) Нематериальные активы
б) Дебиторская задолженность
в) Запасы и затраты
г) Краткосрочные финансовые вложения
14. В состав прочих доходов входят (дайте несколько правильных ответов):
а) Сдача имущества в аренду
б) Доходы, полученные от совместной деятельности
в) Положительные курсовые разницы
г) Поступления от продажи основных средств
15. В состав прочих расходов входят (дайте несколько правильных ответов):
а) Отрицательные курсовые разницы
б) Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
в) Поступления от продажи основных средств
г) Сдача имущества в аренду
д) Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договора
16. В ходе финансового анализа используются измерители:
а) Преимущественно натуральные
в) Стоимостные, натуральные, трудовые, условно-натуральные
17. Верно ли данное утверждение? Любое изменение выручки от реализации продукции порождает еще более сильное
изменение прибыли от продаж:
а) Да
б) Нет
18. Верно ли утверждение: Оптимальным является равенство собственных и заемных средств: т.е. при необходимости
обязательства перед кредиторами могут быть покрыты за счет собственных средств
а) Да
б) Нет
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
Тема. Задачи и содержание анализа финансовой отчетности
1. Анализ финансовой отчетности - часть комплексного и тематического (финансового) анализа деятельности любой организации
2. Особенности анализа финансовой отчетности
3. Цели и задачи анализа финансовой отчетности
4. Задачи анализа имущественного и финансового положения организации
5. Частные задачи анализа потенциальных возможностей организации
6. Понятие бухгалтерской отчетности
7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как система показателей об имущественном и финансовом положении экономического субъекта, а также финансовых результатах его деятельности за отчетный период
8. Содержание и последовательность аналитических процедур
9. Основные типы моделей, используемые в анализе финансовой отчетности
Тематика курсовых работ:
1. Бухгалтерский баланс и его значение для анализа финансового состояния экономического субъекта (на примере конкретной организации)
2. Формирование и анализ информации в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере конкретной организации)
3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в системе информационного обеспечения анализа финансового состояния экономического субъекта (на примере конкретной организации)
4. Формирование и анализ бухгалтерской информации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере конкретной организации)
5. Анализ имущества экономического субъекта на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере конкретной организации)
6. Анализ источников финансирования имущества экономического субъекта на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере конкретной организации)
7. Анализ финансовых результатов деятельности экономического субъекта на основе отчета о финансовых результатах (на примере конкретной организации)
8. Формирование и анализ основных показателей финансового состояния экономического субъекта на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере конкретной организации)
9. Анализ движения денежных средств на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (на примере конкретной организации)
10. Анализ показателей рентабельности деятельности экономического субъекта (на примере конкретной организации)
11. Анализ показателей деловой активности экономического субъекта (на примере конкретной организации)
12. Анализ величины, структуры и эффективности использования капитала экономического субъекта (на примере конкретной организации)
13. Роль бухгалтерского баланса в анализе финансового состояния экономического субъекта и оценке вероятности банкротства (на примере конкретной организации)
14. Финансовый анализ в обосновании стратегии развития экономического субъекта (на примере конкретной организации)
15. Финансовый анализ эффективности управления экономического субъекта (на примере конкретной организации)
16. Финансовый анализ в оценке стоимости экономического субъекта (на примере конкретной организации)
17. Финансовый анализ при банкротстве экономического субъекта (на примере конкретной организации)
18. Финансовый анализ и его роль в предпринимательской деятельности (на примере конкретной организации)
19. Анализ финансовых показателей конкурентоспособности бизнеса (на примере конкретной организации)
20. Анализ собственного капитала и его эффективности инвестиционной политики экономического субъекта (на примере конкретной организации)
21. Финансовый анализ в планировании налоговой политики экономического субъекта (на примере конкретной организации)
22. Финансовый анализ при принятии управленческих решений (на примере конкретной организации)
23. Анализ эффективности деятельности экономического субъекта (на примере конкретной организации)
24. Анализ формирования и распределения прибыли экономического субъекта (на примере конкретной организации)
25. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник анализа финансового состояния экономического субъекта (на примере конкретной организации)
Вопросы к дифференцированному зачету
2. Особенности анализа финансовой отчетности
3. Цели и задачи анализа финансовой отчетности
4. Особенности и недостатки отчетности
5. Полнота и точность ее составления: три этапа проверки
6. Содержание и структура баланса
7. Цели и задачи анализа бухгалтерского баланса.
8. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о финансовых результатах и от-четом о движении денежных средств
9. Общая оценка финансового состояния организации
10. Сравнительный анализ бухгалтерского баланса
11. Вертикальный и горизонтальный анализ актива и пассива баланса
12. Анализ финансовой устойчивости организации
13. Понятие финансовой устойчивости, цели и задачи ее анализа
14. Типы финансовой устойчивости организации, их характеристики, методика определения на основе абсолютных показателей
15. Относительные показатели финансовой устойчивости, их критериальные значения, расчет и интерпретация полученных результатов.
16. Анализ ликвидности баланса
17. Классификация активов по степени ликвидности, пассивов по срочности погашения обязательств
18. Критерии определения ликвидности баланса на основе абсолютных показателей.
19. Относительные показатели ликвидности и их анализ
20. Экономическая сущность выручки, дохода, расходов, затрат и финансовых результатов, особенности их отражения в отчете о финансовых результатах.
21. Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
22. Факторный анализ показателей прибыли
23. Экономическое содержание показателей рентабельности
24. Задачи анализа рентабельности
25. Показатели рентабельности и их анализ
26. Понятие деловой активности
27. Цель и задачи анализа деловой активности организации
28. Показатели оборачиваемости и их анализ
29. Прямой метод анализа движения денежных потоков. Косвенный метод анализа движения денежных потоков
30. Содержание отчета об изменении капитала. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п