учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Направленность (профиль) Технология и организация экскурсионных услуг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Барлукова О.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: - Изучить и усвоить основные теоретические положения курса и ключевые понятия;
- Изучить туристские достопримечательности Бурятии их типологию, местоположение, состояние;
- Воспитание нравственности, морали, толерантности, уважительного отношения к историко-культурному и природному наследию;
- Овладение навыками практической оценки туристских ресурсов для развития различных видов туризма;
- На основе полученных знаний о туристских достопримечательностях Бурятии совершенствовать навыки разработки и реализации туристского продукта;
- Развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.
ПКС-4: Способен разрабатывать и применять технологии обслуживания туристов с использованием технологических и информационно-коммуникативных технологий;
ИД-1 Формирует туристский продукт, в т.ч. на основе современных информационно-коммуникативных технологий, а также с учетом индивидуальных и специальных требований туриста.
- основные туристские достопримечательности Республики Бурятия;
- социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности населения Бурятии;
- методы формирования туристского продукта, в т.ч. на основе современных информационно-коммуникативных технологий, а также с учетом индивидуальных и специальных требований
:
- собирать, обрабатывать и анализировать научную информацию при разработке туристского продукта;
- работать с различными источниками научной информации о туристских достопримечательностях Бурятии.
:
- навыками систематизации научной информации по дисциплине с целью решения профессиональных задач;
- навыками формирования туристского продукта, в т.ч. на основе современных информационно-коммуникативных технологий, а также с учетом индивидуальных и специальных требований
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
проверка задания
проверка конспекта
проверка задания
проверка конспекта
проверка задания
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся: темы рефератов и презентаций, темы эссе, вопросы модулей, перечень вопросов для самостоятельного изучения, темы групповых творческих проектов,
Комплект тестовых заданий
Туристские достопримечательности Бурятии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятия памятники, достопримечательности. Функции, свойства памятников (ПКС-4)
2. Классификация памятников и туристских достопримечательностей (ПКС-4)
3. Основные этапы развития отечественной дореволюционной памятникоохоанной деятельности (ПКС-4)
4. Охрана памятников в советский период (ПКС-4)
5. Современное российское законодательство охраны памятников (ПКС-4)
6. Методы оценки туристского потенциала территории (ПКС-4)
7. Методы оценки культурно-исторических ресурсов туризма. (ПКС-4)
8. Понятие и классификация археологических памятников. Археологические достопримечательности Бурятии эпохи каменного века (ПКС-4)
9. Памятники культуры плиточных могил и херексуров (ПКС-4)
10. Археологические памятники хунну как объекты туризма (ПКС-4)
11. Классификация архитектурных памятников (ПКС-4)
12. Архитектурные памятники районов Бурятии (ПКС-4)
13. Архитектурные памятники г.Кяхта (ПКС-4)
14. Архитектурные памятники Улан-Удэ 18-19 в. (ПКС-4)
15. Советская архитектура Улан-Удэ (ПКС-4)
16. Буддийские достопримечательности Бурятии (ПКС-4)
17. Дацаны Бурятии (ПКС-4)
18. Материальные буддийские памятники (ПКС-4)
19. Христианские памятники Бурятии (ПКС-4)
20. Православные храмы Бурятии (ПКС-4)
21. Старообрядческие церкви Бурятии (ПКС-4)
22. Музеи Республики Бурятия (ПКС-4)
23. Этнокультурные достопримечательности Бурятии (ПКС-4)
24. Методы оценки природных ресурсов рекреации и туризма. (ПКС-4)
25. Природные лечебные ресурсы туризма и методы их оценки. (ПКС-4)
26. Легенды о происхождении оз. Байкал (ПКС-4)
27. История исследования оз. Байкал (ПКС-4)
28. Флора и фауна Байкала (ПКС-4)
29. Геология и климат оз. Байкал (ПКС-4)
30. Заповедники Республики Бурятия и их достопримечательности (ПКС-4)
31. Национальные парки Бурятии и их достопримечательности (ПКС-4)
32. Понятие водные памятники и их классификация (ПКС-4)
34. Курорты Бурятии (ПКС-4)
35. Классификация ландшафтных и комплексных достопримечательностей на территории Бурятии (ПКС-4)
36. Геологические памятники Бурятии (ПКС-4)
37. Ботанические памятники Бурятии (ПКС-4)
38. Зоологические памятники Бурятии (ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1 Понятие, типология, функции туристских достопримечательностей. Методы оценки туристского потенциала территории
1. Понятия памятники, туристские достопримечательности
2. Типология памятников и туристских достопримечательностей
3. Функции, свойства туристских достопримечательностей
4. Методы оценки туристского потенциала территории
5. Российское законодательство в области охраны памятников природы, культуры и истории
Тема 2. Археологические достопримечательности Бурятии
1. Археологические памятники культуры плиточных могил
2. Археологические памятники культуры херексуров
3. Археологические памятники хунну в Бурятии
4. Иволгинское городище как туристская достопримечательность
Тема 3. Архитектурные достопримечательности районов Бурятии
1. Классификация архитектурных достопримечательностей Бурятии
2. Деревянное зодчество
3. Купеческие усадьбы
4. Гражданская архитектура
5. Малые скульптурные формы
6. Мемориальные комплексы
Тема 4. Архитектурные памятники Улан-Удэ
1. Деревянная архитектура Улан-Удэ
2. Архитектурные памятники Улан-Удэ 19 в.
3. Советская архитектура Улан-Удэ
Тема 5. Буддийские достопримечательности Бурятии как объекты туристской деятельности
1. Классификация буддийских достопримечательностей
2. Буддийский комплекс Богини Янжимы
3. Иволгинский дацан как объект туризма
4. Дацан Ринпоче Багша
5. Жизнь и деятельность выдающихся представителей буддийского духовенства как туристская достопримечательность
6. Культовые места районов Респубики Бурятия
Тема 6. Христианские достопримечательности Бурятии как объекты туризма
1. Православные монастыри Бурятии
2. Православные церкви Бурятии
3. Старообрядческие храмы Бурятии
Тема 7. Обычаи, традиции, хозяйство бурятского населения как объект туристской деятельности
1. Оценка потенциала территории (районов) Бурятии для развития этнотуризма
2. Обычаи, традиции, хозяйство бурятского населения
3. Этно-комплекс «Степной кочевник»
Тема 8. Обычаи, традиции, хозяйство семейского населения как объект туристской деятельности
1. Оценка потенциала территории (районов) Бурятии для развития этнотуризма
2. Обычаи, традиции, хозяйство семейского населения
3. Энотур «В гостях у семейских»
Тема 9. Событийный туризм в Бурятии
1. Понятие событийный туризм
2. Календарь событийного туризма Республики Бурятия
Тема 10. Музеи Республики Бурятия как объекты туристкой деятельности
1. Классификация музеев Бурятии
2. Музеи города Улан-Удэ
3. Музеи районов Республики Бурятия
Тема 11. Озеро Байкал как туристская достопримечательность
1. Легенды о происхождении оз. Байкал
2. История исследования оз. Байкал
3. Флора и фауна Байкала
4. Геология и климат оз. Байкал
5. Достопримечательности побережья Байкала
Тема 12. Байкальские Национальные парки и заповедники как объекты туристской деятельности и их достопримечательности
1. Байкальский государственный заповедник
2. Баргузинский заповедник
4. Забайкальский национальный парк
5. Заказник «Шумакский»
6. Национальный парк «Тункинский»
Тема 13. Ландшафтные достопримечательности Бурятии
1. Классификация ландшафтных памятников
2. Особо охраняемые ландшафтные памятники Бурятии (Ининский «сад камней», Инкинский оползень, Лесной массив Кокоринский, Озеро Фролиха, Остров Большой Бакланий,Остров камешек –Безымянный, Посадская долина, Скала Англичанка, Урочище Кругленький, Ушканьи Острова)
3. Ландшафтные памятники Бурятии
Тема 14. Геологические достопримечательности Бурятии
1. Классификация геологических памятников
2. Особо охраняемые геологические памятники Бурятии (Вулкан Тальская Вершина, Вулкан Уляборский, Засухинский разрез, Иволгинская сопка, Малочеремшанская пещера, Обнажение Уточкина падь, пещеры Баян-Дэлгэр и городовой Утес, Поющие пески Турали, Темниковская пещера и др.)
3. Геологические памятники Бурятии
Тема 15. Ботанические и зоологические достопримечательности Бурятии
1. Классификация ботанические и зоологические памятников
2. Особо охраняемые геологические памятники Бурятии (Лиственница долгожитель, Острова Горбуниха, Митрохин и Приморский, Остров Среднее Устье, Протока Колпинная)
3. Ботанические и зоологические памятники Бурятии
Тема 16. Водные достопримечательности Бурятии
1. Классификация водных памятников
2. Классификация минеральных источников
3. Особо охраняемые водные памятники Бурятии (минеральные источники, озера )
4. Водные достопримечательности Бурятии
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Тема 1. Архитектурные памятники г. Улан-Удэ
Деревянная архитектура Улан-Удэ
Архитектурные памятники Улан-Удэ 19 в.
Советская архитектура Улан-Удэ
Архитекторы Улан-Удэ
Театр оперы и балета, Гостиные ряды и т.д.
Архитектурное пространство Площади Советов
Минерт Л.В. и его вклад в развитие архитектуры г. Улан-Удэ
Религиозные памятники Улан-Удэ (дацаны, церкви)
Малые скульптурные формы
Тема 2. Обычаи, традиции, хозяйство бурятского населения как объект туристской деятельности
Оценка потенциала территории (районов) Бурятии для развития этнотуризма
Обычаи, традиции, хозяйство бурятского населения
религиозные верования бурятского населения,
жилище бурят,
бурятский национальный костюм
Этно-комплекс «Степной кочевник»
Тема 3. Событийный туризм в Бурятии
Понятие событийный туризм
Календарь событийного туризма Республики Бурятия
Сказочный Сагалган,
Байкальская рыбалка,
Ночь ёхора,
Голос кочевника и др.
Тема 4. Озеро Байкал как туристская достопримечательность
Легенды о происхождении оз. Байкал
История исследования оз. Байкал (деятельность И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.Д. Дыбровского, И.Д. Черского и др.)
Флора и фауна Байкала
Геология и климат оз. Байкал
Достопримечательности побережья Байкала
Популярные места отдых на Байкале
Острова, заливы Байкала
Особенности развития туризма на побережье озера Байкал
Вопросы модулей
Модуль 1
1. Понятия памятники, достопримечательности. Функции, свойства памятников
2. Классификация памятников и туристских достопримечательностей
3. Основные этапы развития отечественной дореволюционной памятникоохоанной деятельности
5. Методы оценки туристского потенциала территории
6. Понятие и классификация археологических памятников. Археологические достопримечательности Бурятии эпохи каменного века
7. Памятники культуры плиточных могил и херексуров
8. Археологические памятники хунну как объекты туризма
9. Архитектурные памятники районов Бурятии
10. Архитектурные памятники г.Кяхта
11. Архитектурные памятники Улан-Удэ 18-19 в.
12. Советская архитектура Улан-Удэ
13. Буддийские достопримечательности Бурятии
14. Христианские памятники Бурятии
15. Старообрядческие церкви Бурятии
16. Музеи Республики Бурятия
Модуль 2
1. Легенды о происхождении оз. Байкал
2. История исследования оз. Байкал
3. Флора и фауна Байкала
4. Геология и климат оз. Байкал
5. Заповедники Республики Бурятия и их достопримечательности
6. Национальные парки Бурятии и их достопримечательности
7. Понятие водные памятники и их классификация
8. Водные памятники Бурятии
9. Курорты Бурятии
10. Классификация ландшафтных и комплексных достопримечательностей на территории Бурятии
11. Геологические памятники Бурятии
12. Ботанические памятники Бурятии
13. Зоологические памятники Бурятии
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Роль туристских достопримечательностей в формировании туристско-рекреационной специализации региона.
Археологические достопримечательности Бурятии – глазковская культура, культура плиточных могил, культура херексуров.
Хунские археологические памятники
Археологические памятники Бурятии - стоянки, городища, могильники, писаницы (Дырестуйский Култук , Баян-Ундэр, Голы-Очи, Бага-Заря I, Бага-Заря II, Оргойтон, Дюрбены, Сарбадуй гора, Темниковская пещера, Ильмовая падь, Городовой Утес (Хугтэй-Хаан), Фофаново, Санный мыс, дюнные стоянки каменного века (с. Дурены, с. Хоронхой с. Полканово (Хара-Бусун), Подзвонкая, Хотогой Хабсагай, Баин Хара и др.
Шаманские священный места (обо, священные пещеры, скалы, камни, аршаны, лечебные источники, места шаманских захоронений, Буддийский комплекс Дворец Богини Янжимы и др.)
Буддийские культовые места и объекты (статуя Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова, Сандаловый будда
Дацаны Бурятии (Иволгинский дацан, Буддийский центр Ринпоче Багша, Сартул-Гэгэтуйский, Аршанский, Табангут-Ичетуйский, Чесанский, Сартуул-Булагский, Мурочинский, Баргузинский, Гусиноозерский, Цугольский, Агинский, Курумканский, Атаган-Дырестуйский, Ацагатский и др.)
Православные монастыри и храмы Бурятии (Сретенский монастырь, Селенгинский монастырь, Посольский Спасо-Преображенский монастырь, Одигитриевский собор)
Развлекательные достопримечательности Бурятии
Производственные достопримечательности Бурятии
Комплексные туристские достопримечательности
Классификация минеральных источников
Шумакские минеральные источники
Курорты Бурятии: Горячинск, Нилова Пустынь, Аршан, Кучигер и др.
Лечебные грязи Бурятии
Рельеф Республики Бурятия как туристская достопримечательность
Реки Бурятии как объекты активного туризма
Достопримечательные места Бурятии, связанные с деятельностью известных людей (А. Доржиев, И. Иалашников, Д. Итигэлов, протопоп Аввакум, братья Бестужевы и др.)
1. Природные достопримечательности Байкальского региона
2. Байкал, Малое море
3. Острова Байкала
4. Баргузинский залив
5. Ушканьи острова
6. Растительный и животный мир Байкала,
7. Легенды об оз. Байкал
9. Забайкальский, Тункинский государственные национальные природные парки;
10. Государственные природные заказники федерального значения (Алтачейский, Кабанский, Фролихинский)
11. Семь чудес природы Бурятии: гора Бархан-Уула, Ундэр Баабай — массив, Слюдянские озера, Гаргинские термальные источники, водопад в долине реки Шумилиха, ущелье реки Алла, скала-останец Соргостын хабсагай («Юхта»).
12. Лечебно-оздоровительные местности и курорты Бурятии (Аршан, Горячинск, Нилова пустынь, Умхей, Шумак, Жемчуг, Кучигер и др.)
13. Байкала-Амурская магистраль
14. Памятники истории, археологии, архитектуры и памятные места (г. Улан-Удэ, Баргузинского, Баунтовского, Бичурского, Джидинского, Еравнинского, Закаменского. Иволгинского, Кабанского, Кижингинского, Курумканского, Кяхтинского, Муйского, Мухоршибирского, Прибайкальского, Северо-Байкальского, Селенгинского, Тарбагатайского, Тункинского, Хоринского районов).
15. Религиозные достопримечательности (лик Богини Янжимы, Посольский Спасо-Преображенский монастырь, Селенгинский монастырь, Дацан Ринпоче Багша)
16. Сакральные места Баргузинской долины
17. Иволгинский дацан – центр буддизма России
18. Ацагатский Дацан – История и современность
19. Дацаны Бурятии как объекты туризма
20. Этнокультурные комплексы как объекты туризма
21. Сувинская Саксония (Суво), Бык-камень (Бухэ шулун), Ининский сад камней, Долина камней
22. Водопады Бурятии
23. Долина потухших вулканов (Падь Хи-Гол)
24. Долина Шумакских источников
25. Природные ландшафты Бурятии – объекты культового значения
26. Культовые места на территории национального парка Тункинский
27. Большая Байкальская тропа
28. «Заповедное Подлеморье» как центр развития экологического туризма
29. События как туристские достопримечательности
30. Оценка туристского потенциала районов Бурятии (на примере Иволгинского, Прибайкальского, Бичурского, Баргузинского, Закаменского, Северо-Байкальского и др. районов)
Темы эссе
Минеральные источники районов Бурятии (на выбор Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский район, Кяхтинский район, Муйский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Северо-Байкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский) и возможности их использования в туристских целях.
Озеро Байкал: природное чудо и туристический магнит Бурятии
Иволгинский дацан как центр буддизма и духовного туризма в Бурятии
Кругобайкальская железная дорога: история и современное значение для туризма
Термальные источники Аршан: целебные свойства и туристская привлекательность
Баргузинская долина: природные и культурные достопримечательности региона
Уникальное культурное наследие Бурятии: смешение буддизма, старообрядчества и шаманизма
Туризм в Улан-Удэ: сочетание исторических памятников и современной городской жизни
Активный туризм в горах Бурятии: альпинизм, горные походы и экотуризм
Роль буддийских дацанов в развитии внутреннего и международного туризма Бурятии
Влияние Великого чайного пути на культурное и туристское развитие Бурятии
Темы групповых творческих проектов
1. Разработка путеводителя по:
Иволгинский дацан
Буддийский центр Ринпоче Багша
Баргузинский дацан
Цугольский дацан
Ацагатский дацан
Сретенский монастырь
Селенгинский монастырь
Посольский Спасо-Преображенский монастырь
Одигитриевский собор
Селенгинский Спасский собор
Воскресенская церковь(Кяхта)
Успенская церковь (Кяхта) и др.
2. Разработка туристского продукта по теме:
Гастрономический туризм
Событийный туризм
Научно-популярный туризм
Автомобильный туризм
Культурно-познавательный туризм
Экологический туризм
Сельский туризм
Этнографический туризм
Религиозный туризм и др.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п