учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: получение студентами представления о физических явлениях, определяющих свойства и особенно-сти диэлектрических, проводниковых, полупроводниковых и магнитных материалов сельскохозяйственного электрооборудования.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПКС-1 Способен участвовать в испытаниях электрооборудования и средств автоматизации по стандартным методикам
ПКС-1: Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы;
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ПКС-1 Способен участвовать в испытаниях электрооборудования и средств автоматизации по стандартным методикам
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Классификация веществ по магнитным свойствам. Природа ферромагнитного состояния материалов. Процессы пери намагничивании ферромагнетиков. Влияние те6мпературы на магнитные свойства фер-ромагнетиков.
Классификация веществ по магнитным свойствам. Природа ферромагнитного состояния материалов. Процессы пери намагничивании ферромагнетиков. Влияние те6мпературы на магнитные свойства ферромагнетиков.
Классификация веществ по магнитным свойствам. Природа ферромагнитного состояния материалов. Процессы пери намагничивании ферромагнетиков. Вли-яние те6мпературы на магнитные свой-ства ферромагнетиков.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень дискуссионных вопросов
Тестовые задания
Темы рефератов
Электротехнические материалы
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Требования к электротехническим материалам. (УК-1, ПКС-1)
2. Кристаллическое строение металлов и их сплавов. (УК-1, ПКС-1)
3. Дефекты кристаллического строения металлов. (УК-1, ПКС-1)
4. Механические свойства материалов на основе цветных металлов. (УК-1, ПКС-1)
5. Испытания на растяжение пластичных материалов. (УК-1, ПКС-1)
6. Показатели прочности цветных металлов и их сплавов. (УК-1, ПКС-1)
7. Показатели пластичности материалов из цветных металлов. (УК-1, ПКС-1)
8. Механические испытания цветных металлов на твердость. (УК-1, ПКС-1)
9. Классификация и технические характеристики сплавов алюминия. (УК-1, ПКС-1)
10. Назначение, технические характеристики латуни и бронзы. (УК-1, ПКС-1)
11. Основные способы обработки цветных сплавов. (УК-1, ПКС-1)
12. Назначение и области применения диэлектрических материалов. (УК-1, ПКС-1)
13. Назначение, классификация и области применения диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
14. Электрофизические свойства диэлектрических материалов. (УК-1, ПКС-1)
15. Требования к электроизоляционным материалам и их свойствам. (УК-1, ПКС-1)
16. Построение энергетической диаграммы твердых диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
17. Газообразное, жидкое и твердое состояние диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
18. Значение и свойства электрической изоляции в электроустановках. (УК-1, ПКС-1)
19. Образование сквозного тока утечки на участке твердой изоляции. (УК-1, ПКС-1)
20. Объемная и поверхностная электропроводимость диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
21. Виды электропроводимости диэлектрических материалов. (УК-1, ПКС-1)
22. Электронная проводимость диэлектриков в электрических полях. (УК-1, ПКС-1)
23. Факторы, влияющие на электропроводимость газообразных диэлектриков в слабых электрических полях. (УК-1, ПКС-1)
25. Природа электропроводимости жидких диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
26. Зависимость электропроводимости от температуры в диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
27. Зависимость проводимости от температуры в твердых диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
28. Поверхностная электропроводимость твердых диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
29. Механизм изменения напряженности электрического поля плоского конденсатора заполненного диэлектриком. (УК-1, ПКС-1)
30. Понятие о диэлектрической проницаемости. Образование диполей в диэлектрике, помещенном в электрическое поле. (УК-1, ПКС-1)
31. Понятие о поляризованности диэлектрика. Электрический момент поляризованной частицы. (УК-1, ПКС-1)
32. Физическая природа поляризации диэлектриков. Виды микроскопических процессов приводящих к возникновению поляризации. (УК-1, ПКС-1)
33. Электронная упругая поляризация диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
34. Ионная упругая поляризация в кристаллических диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
35. Неупругие поляризации диэлектриков. Время релаксации диполя. (УК-1, ПКС-1)
36. Характерные электрические свойства сегнетоэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
37. Виды поляризации сегнетоэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
38. Зависимость диэлектрического гистерезиса и проницаемости от напряженности электрического поля и температуры. (УК-1, ПКС-1)
39. Виды потерь мощности в диэлектрических материалах. (УК-1, ПКС-1)
40. Токи через диэлектрик при постоянном напряжении. (УК-1, ПКС-1)
41. Векторная диаграмма токов, протекающих через конденсатор диэлектриком при переменном напряжении. (УК-1, ПКС-1)
42. Угол диэлектрических потерь и удельные диэлектрические потери. (УК-1, ПКС-1)
43. Диэлектрические потери в газообразных диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
44. Диэлектрические потери в твердых диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
45. Диэлектрические потери в жидких диэлектриках. (УК-1, ПКС-1)
46. Пробой диэлектриков и его физическая природа. (УК-1, ПКС-1)
47. Пробой газообразных, жидких и твердых диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
48. Изменение электрической прочности диэлектриков при облучении. (УК-1, ПКС-1)
49. Поверхностный пробой электроизоляционных материалов. (УК-1, ПКС-1)
50. Механические свойства диэлектриков. (УК-1, ПКС-1)
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Требования к электротехническим материалам.
2. Кристаллическое строение металлов и их сплавов.
3. Дефекты кристаллического строения металлов.
4. Механические свойства материалов на основе цветных металлов.
5. Испытания на растяжение пластичных материалов.
6. Показатели прочности цветных металлов и их сплавов.
7. Показатели пластичности материалов из цветных металлов.
8. Механические испытания цветных металлов на твердость.
9. Классификация и технические характеристики сплавов алюминия.
10. Назначение, технические характеристики латуни и бронзы.
11. Основные способы обработки цветных сплавов.
12. Назначение и области применения диэлектрических материалов.
13. Назначение, классификация и области применения диэлектриков.
14. Электрофизические свойства диэлектрических материалов.
15. Требования к электроизоляционным материалам и их свойствам.
16. Построение энергетической диаграммы твердых диэлектриков.
17. Газообразное, жидкое и твердое состояние диэлектриков.
18. Значение и свойства электрической изоляции в электроустановках.
19. Образование сквозного тока утечки на участке твердой изоляции.
20. Объемная и поверхностная электропроводимость диэлектриков.
21. Виды электропроводимости диэлектрических материалов.
22. Электронная проводимость диэлектриков в электрических полях.
23. Факторы, влияющие на электропроводимость газообразных диэлектриков в слабых электрических полях.
24. Зависимость плотности тока от напряженности в газах.
25. Природа электропроводимости жидких диэлектриках.
26. Зависимость электропроводимости от температуры в диэлектриках.
27. Зависимость проводимости от температуры в твердых диэлектриках.
28. Поверхностная электропроводимость твердых диэлектриков.
29. Механизм изменения напряженности электрического поля плоского конденсатора заполненного диэлектриком.
30. Понятие о диэлектрической проницаемости. Образование диполей в диэлектрике, помещенном в электрическое поле.
31. Понятие о поляризованности диэлектрика. Электрический момент поляризованной частицы.
32. Физическая природа поляризации диэлектриков. Виды микроскопических процессов приводящих к возникновению поляризации.
34. Ионная упругая поляризация в кристаллических диэлектриках.
35. Неупругие поляризации диэлектриков. Время релаксации диполя.
36. Характерные электрические свойства сегнетоэлектриков.
37. Виды поляризации сегнетоэлектриков.
38. Зависимость диэлектрического гистерезиса и проницаемости от напряженности электрического поля и температуры.
39. Виды потерь мощности в диэлектрических материалах.
40. Токи через диэлектрик при постоянном напряжении.
41. Векторная диаграмма токов, протекающих через конденсатор диэлектриком при переменном напряжении.
42. Угол диэлектрических потерь и удельные диэлектрические потери.
43. Диэлектрические потери в газообразных диэлектриках.
44. Диэлектрические потери в твердых диэлектриках.
45. Диэлектрические потери в жидких диэлектриках.
46. Пробой диэлектриков и его физическая природа.
47. Пробой газообразных, жидких и твердых диэлектриков.
48. Изменение электрической прочности диэлектриков при облучении.
49. Поверхностный пробой электроизоляционных материалов.
50. Механические свойства диэлектриков.
51. Термические свойства диэлектриков.
52. Физико-химические свойства диэлектриков.
53. Основные свойства газообразных диэлектриков.
54. Жидкие диэлектрики на основе нефтяных масел.
55. Синтетические жидкие диэлектрики.
56. Диэлектрики кремнийорганических и фторорганических соединений.
57. Свойства линейных полярных и неполярных полимеров.
58. Свойства полимеров получаемых поликонденсацией (смолы).
59. Свойства композиционных материалов (гетинакс, текстолит).
60. Свойства резины применяемой при производстве кабельных изделий.
61. Свойства электроизоляционных лаков, эмалей, компаундов и клеев.
62. Свойства волокнистых материалов (дерево, бумага, картон, лакоткани).
63. Свойства слюды и слюдяных материалов.
64. Свойства стекла и электротехнической керамики.
65. Свойства полупроводников применяемых в электротехнике.
66. Электропроводимость полупроводников.
67. Термоэлектрические явления (эффекты Зеебека и Томпсона).
68. Гальваномагнитные эффекты в полупроводниках (ЭДС Холла).
69. Свойства простых полупроводников (германий и кремний).
70. Назначение и электрические характеристики проводников.
71. Электрические характеристики проводниковых материалов. Удельная проводимость цветных металлов.
72. Удельное сопротивление цветных металлов и методы его определения.
73. Факторы, влияющие на удельное сопротивление проводников.
74. Зависимость сопротивления цветных металлов от температуры.
75. Характеристика термодвижущей силы и схема термопары.
76. Свойства проводниковых материалов и высокой проводимостью.
77. Назначение, состав и области применения серебра в электротехнике.
78. Свойства и электрические характеристики (графические и аналитические зависимости удельного сопротивления от температуры) меди.
79. Зависимость удельного сопротивления меди от температуры в области криогенных температур. Марки меди.
80. Назначение, свойства, марки и области применения алюминия.
81. Явление сверхпроводимости в металлах. Современная теория сверхпроводимости. Образование электронных пар.
82. Сверхпроводниковые материалы первого, второго и третьего порядка.
83. Свойства высокотемпературные сверхпроводники.
84. Криопроводниковые материалы на основе меди и алюминия.
85. Классификация и область применения контактных материалов.
86. Свойства и величина термодвижущей силы сплавов для термопар.
87. Назначение, состав, классификация и области применения материалов с большим удельным сопротивлением.
88. Характеристики магнитных материалов электроустановок.
89. Процессы намагничивания и перемагничивания материалов.
90. Свойства технически чистого железа.
91. Магнитные свойства пермаллоев (железоникелевые сплавы).
92. Магнитные сплавы с особыми свойствами.
93. Свойства аморфных магнитных материалов.
94. Свойства магнитодиэлектриков и магнитомягких ферритов.
95. Ферриты с прямоугольной петлей гистерезиса.
96. Свойства магнитотвердых материалов.
97. Свойства литых высококоэрцитивных сплавов.
99. Свойства магнитотвердых ферритов на основе бария и кобальта.
100. Свойства магнитов на основе редкоземельных металлов (кобальта и цезия, кобальта и самария).
101. Свойства магнитотвердых материалов (мартенситные стали).
6.2. Перечень дискуссионных вопросов
Тема: Области применения полупроводниковых материалов.
1. Общая характеристика полупроводниковых материалов. Разновидности полупроводников и их основные свойства.
2. Оптические и фотоэлектрические явления в полупроводниках.
3. Термоэлектрические явления в полупроводниках.
4. Гальваномагнитные эффекты в полупроводниках.
5. Получение и свойства p-n-перехода.
6. Электропроводность полупроводников. Собственная электронная и дырочная электропроводность.
7. Процессы, протекающие при контакте между металлом и полупроводником. Применение перехода металл – полупроводник.
8. Собственные и примесные полупроводники. Основные и неосновные носители заряда.
9. Кремний. Получение, свойства и применение.
10. Германий. Получение, свойства и применение.
11. Селен. Получение, свойства и применение.
12. Сложные полупроводниковые соединения.
13. Карбид кремния. Получение, свойства и применение.
14. Органические, аморфные и магнитные полупроводники. Их особенности и применение.
Тема: Основные направления совершенствования электроизоляционных, полупроводниковых, проводниковых и магнитных материалов в сельском хозяйстве.
1. Диамагнетики, парамагнетики, ферромагнетики.
2. Явления намагничивания и перемагничивания. Понятие о потерях в стали.
3. Общая характеристика магнитных материалов. Основные свойства магнитных материалов.
4. Классификация магнитомягких материалов. Требования к ним. Основные области применения.
5. Пермаллой, альсиферы. Свойства, применение.
6. Электротехнические кремнистые стали, свойства и применение. Электролитическое и технически чистое железо.
7. Магнитные ферриты. Их основные особенности и применение.
8. Характеристики магнитотвердых материалов, их классификация и применение в электротехнике. Требования к магнитотвердым материалам.
9. Магнитотвердые ферриты. Их основные особенности и применение.
10. Влияние температуры на магнитные свойства материалов.
11. Магнитные материалы с прямоугольной петлей гистерезиса. Их характеристики, свойства и применение.
12. Термомагнитные сплавы. Магнитострикционные материалы. Их свойства и применение.
13. Общая характеристика магнитных материалов. Основные свойства магнитных материалов.
14. Классификация магнитомягких материалов. Требования к ним. Основные области применения.
15. Явления намагничивания и перемагничивания. Понятие о потерях в стали.
6.4. Тестовые задания
Диэлектрические материалы
1. В слабых электрических полях в диэлектриках выполняется закон…
а) Юнга;
б) Ома;
в) Пашена;
г) Фарадея.
2. Процесс направленного движения свободных зарядов в диэлектрике под действием электрического поля с обязательным разряжением их на электродах называется током …
а) емкостным;
б) смещения;
в) абсорбции;
г) сквозной проводимости.
3. Электрическая мощность, рассеиваемая в диэлектрике под действием приложенного к нему напряжения и вызывающая потери диэлектрика, называются…
а) диэлектрической восприимчивостью;
б)пробивным напряжением;
в) диэлектрическими потерями;
г) пробоем диэлектрика.
4. Промежуток времени, в течение которого после внезапного прекращения действия внешненго электрического поля электрический момент единицы объема диэлектрика уменьшается в е (≈2,7) раз, называется …
а) временем релаксации;
б) временем жизни диэлектрика;
в) электрической постоянной;
г) относительной диэлектрической проницаемостью;
а) изменяется немонотонно;
б) изменяется неоднозначно;
в) уменьшается;
г) увеличивается.
6. Диэлектрическими материалами являются…
а) нихром, селен;
б) кремний, полиацетилен;
в) полистирол, силикатное стекло;
г) графит, карбид кремния.
7. Неполярными термопластическими полимерными диэлектриками являются….
а) поливинилхлорид и полиэтилен;
б) полиэтилен и политетрафторэтилен;
в) полифторхлорэтилен и полистирол;
г) поливинилхлорид и эпоксидная смола;
8. К линейным термопластичным материалам, которые после отвердевания превращаются в термореактивные диэлектрики, относятся
а) полиуретаны;
б) полиимиды;
в) полиамиды;
г) эпоксидные смолы;
9. К слоистому диэлектрическому материалу, изготовленному методом горячего прессования хлопчатобумажной ткани, пропитанной фенолформальдегидной смолой, относится
а) асботекстолит;
б) стеклотекстолит;
в) гетинакс;
г) текстолит.
10. Конденсаторная керамика должна иметь ________ диэлектрическую проницаемость и термостабильность, а также ______ тангенс угла диэлектрических потерь и температурный коэффициент диэлектрической проницаемости
а) высокую и большой;
б) высокую и малый;
в) низкую и большой;
г) низкую и малый.
11. Широко используемым жидким диэлектриком является ….
а) дистиллированная воды;
б) этиловый спирт;
в) трансформаторное масло;
г) серная кислота;
12. Диэлектрическая проницаемость жидких диэлектриков определяется _________________ поляризациями.
а) дипольной и релаксационной;
б) дипольной и ионной;
в) электронной и ионной;
г) электронной и дипольной.
13. Электропроводность жидких диэлектриков обусловлена перемещением …..
а) ионов и молионов;
б) ионов и электронов;
в) только электронов;
г) только ионов.
14. Одним из недостатков нефтяных масел как жидких диэлектриков является их способность к …
а) образованию осадков и уменьшению угла диэлектрических потерь;
б) старению и выделению пузырьков газа;
в) загущению и увеличению электрической прочности;
г) окислению и поглощению газов;
15. Жидкий диэлектрик совол относится к _______ углеводородам
а) фторированным;
б) хлорированным;
в) кремнийорганическим;
г) насыщенным.
16. В качестве газообразных диэлектриков часто используют…
а) водород и диоксид углерода;
б) воздух и элегаз;
в) метан и оксид углерода;
г) аммиак и этилен.
17. Основным недостатком газообразной электрической изоляции является
а) низкая электрическая прочность;
б) высокое значение тангенса угла диэлектрических потерь;
в) низкие значения диэлектрической проницаемости;
г) высокие значения критической напряженности электрического поля.
а) воздух;
б) азот;
в) аргон;
г) элегаз.
19. Газообразные диэлектрики при использовании в качестве электроизоляционных материалов имеют ______ удельное электрическое сопротивление и _______ тангенс угла диэлектрических потерь….
а) низкое и большой;
б) низкое и малый;
в) высокое и малый;
г) высокое и большой.
20. Для высоковольтных конденсаторов постоянной емкости часто применяют в качестве диэлектрическиго материала …..
а) воздух;
б) азот;
в) кислород;
г) технический водород.
21. Активными диэлектриками являются
а) пьезоэлектрики;
б) трансформаторные масла;
в) неполярные термопласты;
г) реактопласты.
22. Спонтанная поляризация, обусловленная смещением ионов из положения равновесия, характерна для ….
а) электретов;
б)пьезоэлектриков;
в) дипольных сегнетоэлектриков;
г) ионных сегнетоэлектриков.
23. Наиболее приближена к полупроводниковым материалам ….
а) конденсаторная сегнетокерамика;
б) терморезистивная сегнетокерамика;
в) сегнетова соль;
г) нелинейная сегнетокерамика;
24. Пьезокерамические материалы _____ класса применяют для изготовления пьезоэлементов, работающих в условиях воздействия повышенных температур
а) первого;
б) второго;
в) третьего;
г) четвертого;
25. При охлаждении нагретого или расплавленного диэлектрика в сильном электрическом поле получает
а) термоэлектреты;
б) электроэлектреты;
в) фотоэлектреты;
г) радиоэлектреты
Проводниковые материалы
1. Явление, заключающееся в неоднородности свойств металлов в различных направлениях, называют:
а) текстура;
б) изотропность;
в) анизотропия;
г) полиморфизм.
2. Основными носителями тока в металлах являются
а) ионы;
б) молекулы;
в) электроны;
г) протоны.
3. Ширина запрещенной зоны у проводников …
а) равна нулю;
б)1-2 эВ;
в) 2-3 эВ;
г) более 3 эВ.
4. Для проводников первого рода характерна связь ….
а) водородная;
б) ионная;
в) ковалентная;
г) металлическая.
5. При увеличении площади поперечного сечения металлического проводника его удельное сопротивление ……
а) изменяется по кривой с максимумом;
б) не изменяется;
г) увеличивается;
6. Для проводов обмоток вращающихся электрических машин и трансформаторов применяют ….
д) проводниковый алюминий;
е) стали обыкновенного качества;
ж) проводниковую медь;
з) легированные стали.
7. Для производства заземляющих проводников и заземлителей применяют в основном …
а) проводниковый алюминий;
б) стали обыкновенного качества;
в) проводниковую медь;
г) легированные стали.
8. Удельное сопротивление проводниковой меди НЕ может превышать ______ мкОм·м
а) 0,005;
б)0,010;
в) 0,015;
г) 0,020.
9. Алюминиевой проволокой повышенной прочности и твердости является проволока марки….
а) АТП;
б)АТ;
в) АПТ;
г) АМ.
10. Основным требованием к проводниковым материалам является…
а) высокая твердость;
б)высокая магнитная проницаемость
в)низкое удельное электрическое сопротивление;
г) низкая электропроводность.
11. Для изготовления нагревательных элементов электрических печей и приборов применяются …
а) нихромы и фехрали;
б) манганин и константан;
в) бронзы и латуни;
г) силумины и дюралюмины.
12. Сплав, в состав которого входят медь, марганец с добавками никеля и кобальта и имеющий удельное сопротивление порядка 0,5 мкОм·м, называется …
а) нихром;
б) константан
в)манганин
г) копель
13. Углеродные проводниковые материалы применяют для изготовления ….
а) твердых припоев;
б)щеток электрических машин;
в) нагревателей;
г) магнитопроводов трансформаторов.
14. Материалом с высоким удельным сопротивлением, рабочей температурой до 400оС и очень низким температурным коэффициентом электрического сопротивления является
а) силит;
б)дисилицид молибдена;
в)манганин;
г) константан.
15. Материалом с высоким сопротивлением, содержащем в своем составе алюминий, относится
а) фехраль;
б) константан;
в) нихром;
г) манганин.
16. Для изготовления термопар применяют хромель и ….
а) алюминий;
б)нихром;
в) алюмель;
г) манганин
17. Рабочий интервал температур от –50 до +800оС имеет термопара на основе сплавов хромели и
а) константана;
б)манганина;
в) алюмели;
г) копели.
18. Для измерения температуры до 600оС целесообразно применять термопару на основе
а) меди и копели;
б) железа и копели;
в) хромели и алюмели;
19. Неметаллическим проводниковым материалом является…
а) графит;
б) кремний;
в) мышьяк;
г) фторопласт.
20. Наиболее высокой точностью, стабильностью и воспроизводимостью характеристик обладают _________ термопары
а) медь-копель;
б) хромель-алюмель;
в)железо-копель;
г) платинородиевые;
21. Материалы для электрических контактов НЕ должны обладать
а) малой теплопроводностью;
б)малой окисляемостью;
в) высокой электростойкостью;
г) высокой механической прочностью;
22. По признаку увеличения удельного сопротивления представлен ряд
а) серебро – олово – вольфрам;
б) серебро – вольфрам –медь;
в) серебро – алюминий – олово;
г) серебро – олово – медь;
23. К мягким припоям относят сплавы на основе …
а) меди и цинка;
б) олова и цинка;
в)меди и серебра;
г) цинка и титана;
24. К сверхпроводникам II рода из чистых металлов можно отнести …
а) ниобий и ванадий;
б) алюминий и иридий;
в) ниобий и ртуть;
г) ванадий и алюминий.
1. Определить электрическое смещение в точке электрического поля напряженностью 10 кВ/см если изолирующей средой является воздух.
2. Определить величину заряда конденсатора емкостью 2 мкФ, если напряжение между его выводами 100 В.
3. Определить величину связанного заряда, индуктированного на проводящей пластинке в 1 см2, внесенной в электрическое поле перпендикулярно силовым линиям. Напряженность электрического поля 12 кВ/см. Изолирующей средой является трансформаторное масло с =2,5.
4. Определить емкость плоского однослойного конденсатора, имеющего площадь электродов 10 см2 и расстояние между ними 0,7 мм при =6.
5. Плоский конденсатор емкостью, равной Ф включен на напряжение 200 кВ. Определить Д – электрическое смещение в слое его изоляции с = 6 и размером пластин S=1 м2.
6. Двухслойный диэлектрик включен под переменное напряжение. Напряжение на первом слое U1= 6 кВ, на втором U2= 12 кВ. Толщины слоев соответственно 1 и 4 мм. Определить 1 первого слоя, если для второго слоя =5.
7. Определить емкость конденсатора в мкФ, если при f = 50 Гц в цепи с конденсатором ток равен 5 мА, а напряжение, приложенное к электродам, 400 В.
8. Найти ТК конденсаторной керамики, если ее емкость при возрастании температуры от минус 400С до плюс 600С снижается от 104,5 пФ до 97,0 пФ (ТК = -6К-1).
9. Назвать виды поляризации, сопровождающиеся током абсорбции и потерями энергии в диэлектриках.
10. Дать определение видов поляризации, не вызывающих потерь энергии в диэлектриках.
11. При температуре 200С диэлектрическая проницаемость воздуха .Средний температурный коэффициент диэлектрической проницаемости ТК =- -6 К-1. Вычислить воздуха при Т=00С.
12. У смеси керамических материалов при нагреве от 200С до 800С изменяется от 8 до 60. Чему равен температурный коэффициент относительной диэлектрической проницаемости ТК смеси керамических материалов?
13. Композиционный диэлектрик состоит из хаотической смеси двух компонентов с объемным содержанием компонента 1-40%, компонента 2-60%. Определить диэлектрическую проницаемость композиционного материала, если для компонента 1- =3, компонента 2- =8.
14. Плоский конденсатор имеет пластины 50х50 мм2 и расстояние между ними 1мм. Рассчитать емкость данного конденсатора: а) если между ними находится воздух; б) если между пластинами помещена пленка полиэтилена толщиной 0,5 мм. Для воздуха =1, для полиэтилена =2,3.
15. Рассчитать емкость плоского конденсатора, имеющего пластины 30х30 мм2 и расстояние 0,5 мм. Промежуток между обкладками на 1/3 заполнен полистиролом, на 2/3 бакелитовым лаком. Для полистирола =2,62. для бакелитового лака =4.
16. Двухслойный диэлектрик включен на переменное напряжение. Напряжение на первом слое U1=3 кВ, U2=9 кВ.
17. Определить относительную диэлектрическую проницаемость кварцевого стекла, если емкость конденсатора с данным диэлектриком С=135 пФ, площадь обкладки S=200 см2, толщина h=5 мм.
18. Описать методы расчета диэлектрической проницаемости диэлектрика по измеренной емкости.
19. Описать свойства, позволяющие отнести материалы к электроизоляционным.
20. Описать свойства, которыми должен обладать диэлектрик, предназначенный для изготовления конденсаторов.
21. Определить относительную диэлектрическую проницаемость фторопласта, если емкость конденсатора с данным диэлектриком С=50 пФ, площадь S=80 см2, толщина фторопласта h=3 мм.
22. При нагревании образца от 200С до 700С его емкость изменилась от 100,5 пФ до 99,6 пФ. Определить величину ТКс.
23. Диэлектрик конденсатора представляет собой смесь двух керамических материалов: титанит циркония Т-20 и ультрафарфор. Каково должно быть соотношение составных частей, чтобы температурный коэффициент диэлектрической проницаемости смеси был равен нулю? Чему равна диэлектрическая проницаемость такой смеси? Данные для смеси:
=80, = - -3К-1, =8, ТК = -4К-1.
24. Плоский конденсатор имеет пластины 50х50 мм2 и расстояние между пластинами 1мм. Рассчитать емкость конденсатора, если между пластинами находится воздух.
25. Композиционный диэлектрик состоит из 40% ультрафарфора и 60% керамики на основе соединений Тi. Определить относительную диэлектрическую проницаемость смеси, если для ультрафарфора =8, для керамики на основе Тi =80.
26. Найти диэлектрическую проницаемость аргона при Т=1000С, если при Т=200С она составляет =1,00043, полагая при этом, что температурный коэффициент равен ТК = - ( -1)/Т.
27. Рассчитать величину относительного изменения емкости силового конденсатора, состоящего из комбинированного диэлектрика (полистирол + поликарбонат) при изменении температуры от минус 200С до плюс 650С, если номинальная емкость этого конденсатора при 200С составляет 0,01 мкФ. Считать, что температурный коэффициент емкости в области рабочих температур остается неизменным и равен минус 50 К-1.
28. Рассчитать температурный коэффициент емкости силового конденсатора с комбинированным диэлектриком, состоящим из слоя поликарбонатной пленки толщиной h1=20 мкм, =3,0; ТК = - -6К-1 и слоя полиэтилентерефталата толщиной h2=1,0 мкм, =3,3; ТК = +200 К-1:
а) при последовательном соединении слоев диэлектрика;
б) при параллельном соединении слоев диэлектрика.
Номинальная емкость конденсатора при комнатной температуре составляет 0,01 мкФ.
29. Коаксиальный кабель со сплошной изоляцией из полиэтилена имеет диаметр внутреннего провода 1 мм и внешний диаметр изоляции 7 мм. Определить емкость (в пикофарадах) на один м кабеля. Диэлектрическая проницаемость полиэтилена 2,3.
6.5. Темы рефератов
1. Строение электротехнических материалов электроустановок.
2. Физические процессы в проводниковых материалах.
3. Эффекты и явления в проводниках.
4. Свойства проводниковых материалов.
5. Металлы и сплавы электроустановок различного назначения.
6. Свойства проводниковой меди и алюминия.
7. Сверхпроводящие металлы и сплавы, применяемые в электроэнергетике.
8. Сплавы высокого сопротивления и сплавы для термопар.
9. Свойства тугоплавких металлов электроустановок.
10. Неметаллические проводящие материалы.
11. Основные физические процессы в полупроводниках
12. Свойства полупроводниковых материалов различного типа.
13. Основные оптические и фотоэлектрические явления в полупроводниках.
14. Физические явления и свойства кремния для полупроводников.
15. Основные физические явления и свойства германия электроустановок.
16. Физические явления и свойства карбида кремния электронной техники.
17. Поляризация диэлектриков.
18. Электропроводимость диэлектрических материалов.
19. Потери в диэлектриках электроустановок.
20. Электрический пробой газообразных диэлектриков.
21. Электрический пробой жидких диэлектриков.
22. Электрический пробой твердых диэлектриков.
23. Свойства пассивных диэлектриков.
24. Активные диэлектрики автоматики электроустановок.
25. Свойства и характеристики сегнетоэлектриков.
26. Свойства и характеристики пьезоэлектриков.
27. Свойства и характеристики пироэлектриков.
28. Свойства и характеристики электретов.
29. Физические процессы в магнитных материалах.
30. Природа ферромагнитного состояния.
32. Поведение ферромагнетиков в переменных магнитных полях.
33. Свойства магнитных материалов электроустановок.
34. Магнитомягкие материалы, применяемые в электротехнике.
35. Свойства магнитотвердых материалов.
36. Направления совершенствования электротехнических материалов.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п