учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
практических навыков по корпоративным финансам; формирование и развитие компетенций в сфере
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и
финансы.
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков
по корпоративным финансам; - развитие знаний, умений, навыков в использовании количественных и
качественных методов для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами,
аналитических материалов по результатам их применения в сфере профессиональной
деятельности.
практических навыков по корпоративным финансам; формирование и развитие компетенций в сфере
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и
финансы.
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков
по корпоративным финансам; - развитие знаний, умений, навыков в использовании количественных и
качественных методов для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами,
аналитических материалов по результатам их применения в сфере профессиональной
деятельности.
практических навыков по корпоративным финансам; формирование и развитие компетенций в сфере
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и
финансы.
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков
по корпоративным финансам; - развитие знаний, умений, навыков в использовании количественных и
качественных методов для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами,
аналитических материалов по результатам их применения в сфере профессиональной
деятельности.
практических навыков по корпоративным финансам; формирование и развитие компетенций в сфере
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и
финансы.
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков
по корпоративным финансам; - развитие знаний, умений, навыков в использовании количественных и
качественных методов для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами,
аналитических материалов по результатам их применения в сфере профессиональной
деятельности.
практических навыков по корпоративным финансам; формирование и развитие компетенций в сфере
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и
финансы.
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков
по корпоративным финансам; - развитие знаний, умений, навыков в использовании количественных и
качественных методов для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами,
аналитических материалов по результатам их применения в сфере профессиональной
деятельности.
ПКС-5: Способен к разработке финансовой политики, составлению финансовых планов, бюджетов и смет исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта;
ПКС-5 Способен к
разработке
финансовой политики,
составлению
финансовых планов,
бюджетов и смет
исходя из
стратегических целей
и перспектив развития
экономического
субъекта
ИД-1ПКС-5
разрабатывает
финансовую
политику исходя из
стратегических
целей и
перспектив
развития
экономического
субъекта
финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных
форм собственности, организаций, ведомств и т.д.; основы управления активами организации,
основы финансового анализа деятельности и эффективности использования капитала организации,
методы подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета.:
внутренние организационно-распорядительные документы
содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и
т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; формировать
финансовые планы в рамках организации, выявлять взаимосвязь между финансовыми рисками и
доходностью компании, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать
необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет:
субъекта
деятельности и нести за них ответственность; способностью на основе анализа интерпретировать
финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий
различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения
для принятия управленческих решений; способностью, используя отечественные и зарубежные
источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить
информационный обзор и/или аналитический отчет для обоснования инвестиционных и других
решений организации.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
финансов
финансов
финансов
(предприятия)
(предприятия)
проверка кейс-задач
(предприятия)
(предприятия)
(предприятия)
проверка кейс-задач
(предприятия)
корпорации
корпорации
проверка кейс-задач
корпорации
планирование
планирование
проверка кейс-задач
планирование
финансовой структуры предприятия
финансовой структуры предприятия
практическая работа
финансовой структуры предприятия
практическая работа
корректировки бюджета предприятия
корректировки бюджета предприятия
практическая работа
корректировки бюджета предприятия
выполнению самостоятельной для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01
"Экономика", / В. И. Тимофеев ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО
БГСХА, 2018. - 41 с. Режим доступа- URL: http://bgsha.ru/art.php?i=725.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Корпоративные финансы
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.09 Корпоративные финансы
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Реализация принципа финансового соотношения сроков в системе управления корпоративными финансами предполагает (ПКС-5 ИД-1):
а) соответствие по времени между поступлениями денежных средств и их использованием б) соответствие объемов продаж, издержек, инвестиций требованиям учета конъюнктуры в) минимизация разрыва между получением и использованием денежных средств
г) соответствие объемов продаж и издержек;
Правильный ответ: в
Задание 2 (выберите один вариант ответа). В чем состоит приоритетная целевая установка управления корпоративными финансами? (ПКС-5 ИД-1)
а) избежание банкротства
б) лидерство в борьбе с конкурентами в) максимизация рыночной стоимости
г) максимизация прибыли
Правильный ответ: в
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Источниками увеличения уставного капитала за счет имущества акционерного общества и размещения дополнительных акций путем безвозмездного распределения среди акционеров являются: (ПКС-5 ИД-1)
а) добавочный и резервный капитал
б) добавочный капитал и амортизационный фонд
в) нераспределенная прибыль и резервный капитал
г) добавочный капитал и чистая (нераспределенная) прибыль
Правильный ответ: г
Задание 4 (выберите один вариант ответа). Формирование уставного капитала акционерного общества может сопровождаться появлением дополнительного источника финансирования - эмиссионного дохода. По какой статье отражается этот доход? (ПКС-5 ИД-1)
а) уставный капитал б) резервный капитал
в) добавочный капитал г) фонды накопления
Правильный ответ: в
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Дебиторская задолженность - это: (ПКС-5 ИД-1)
а) краткосрочная задолженность покупателей и заказчиков перед компанией
б) краткосрочная задолженность компании перед поставщиками
в) задолженность компании перед бюджетом
г) задолженность компании перед банками
Правильный ответ: а
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Амортизационные отчисления начисляются на группы активов: (ПКС-5 ИД-1)
а) продуктивный скот б) основные фонды
в) акции в фондовом портфеле компании г) земельные участки
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Снижается спрос на продукцию компании. Наименьшие потери прибыли от реализации достигаются при: (ПКС-5 ИД-1)
а) снижении цен
б) снижении натурального объема реализации
в) одновременном снижении цен и натурального объема
г) снижении затрат
Правильный ответ: в
Задание 8 (выберите один вариант ответа). При увеличении выручки от продаж постоянные затраты: (ПКС-5 ИД-1)
а) не изменяются б) уменьшаются в) увеличиваются
г) меняются пропорционально переменным затратам
Правильный ответ: а
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Основные фонды учитываются в балансе по стоимости (ПКС-5 ИД-1)
а) текущей
б) первоначальной
в) остаточной
г) рыночной
Правильный ответ: в
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Финансовые цели деятельности компании: (ПКС-5 ИД-1)
а) снижение финансовых рисков
б) совершенствование управленческих систем в) максимизация прибыли
г) экономическая экспансия
Правильный ответ: а
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Прирост или снижение выручки от реализации в плановом периоде по сравнению с базисным непосредственно приводит к изменению в балансе: (ПКС-5 ИД-1)
а) внеоборотных активов б) оборотных активов
в) убытков
г) прибыли
Правильный ответ: б
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Долгосрочные финансовые вложения - это: (ПКС-5 ИД-1)
а) эмитированные акции
б) долгосрочные банковские ссуды
в) долгосрочные инвестиции в ценные бумаги
г) стоимость незавершенного капитального строительства
Правильный ответ: в
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Прямые издержки - это издержки: (ПКС-5 ИД-1)
а) непосредственно относящиеся на отдельный продукт б) не зависящие от объема производства и продаж
в) сбытовые
г) на рекламу
Правильный ответ: а
Задание 14 (выберите один вариант ответа). Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто путем увеличения (ПКС-5 ИД-1)
а) выручки от реализации
б) кредиторской задолженности в) запасов
г) дебиторской задолженности
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 15 (Выберите не менее 2-х вариантов ответов). Верные утверждения: (ПКС-5 ИД-1)
а) финансы фирмы - это ее денежные средства
б) может возникнуть ситуация, когда при наличии прибыли нет денег на счетах в банке
в) компания, использующая банковский кредит, находится в плохом финансовом состоянии г) ускоренная амортизация способствует увеличению уровня самофинансирования
Правильный ответ: а, г
Задание 16 (Выберите не менее 2-х вариантов ответов). Расходы и риски, связанные с излишком оборотных средств: (ПКС-5 ИД-1)
а) простой рабочей силы
б) рост расходов на хранение излишков запасов
в) дополнительные затраты на решение вопросов финансирования
г) возможные банкротства банков, в которых хранятся денежные средства
Правильный ответ: б, г
Задание 17 (Выберите не менее 2-х вариантов ответов). Внутренними источниками финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах: (ПКС-5 ИД-1)
а) выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке б) иностранные инвестиции
в) реинвестируемая прибыль
г) амортизационные отчисления
Правильный ответ: в, г
Правильный ответ: воспользоваться скидкой
Задание 19 (Введите ответ). Раздел «собственный капитал» отражен в: (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: пассиве баланса
Задание 20 (Введите ответ). отношение объема реализованной продукции к среднегодовой стоимости основных средств – это: (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: фондоотдача
Задание 21 (Введите ответ). наличие у предприятия возможности погасить краткосрочные долги и продолжить бесперебойную деятельность – это: (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: платежеспособность
Задание 22 (Введите ответ). Долгосрочные заемные средства привлекаются предприятием для финансирования: (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: внеоборотных активов
Задание 23 (Введите ответ). характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала: (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: финансовый леверидж
Задание 24 (Установите соответствие) Установите соответствие между видами бюджета предприятия. (ПКС-5 ИД-1)
1. Бюджет продаж
2. Бюджет доходов и расходов
3. Бюджет движения денежных средств
4. Бюджет запасов продукции
а) Операционный бюджет
б) Финансовый бюджет
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-б, 4-а
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 25 (Кейс-задание) Рассчитайте операционный и финансовый цикл компании ООО «Промсервис» за 2023 год, если выручка за отчетный период составила 560134 тыс. руб. Показатели деятельности компании в 2022 году запасы - 226792 тыс. руб., дебиторская задолженность 49879 тыс. руб., кредиторская задолженность – 35562 тыс. руб. Показатели деятельности компании в 2023 году запасы - 189191 тыс. руб., дебиторская задолженность 54356 тыс. руб., кредиторская задолженность – 46843 тыс. руб. (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: операционный цикл – 168 дней, финансовый цикл – 141 день.
Задание 26 (Кейс-задание)
В первом квартале себестоимость единицы продукции составляла 98,2 тыс. руб., а удельные постоянные расходы-30, 2 тыс. руб./ шт. Доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости продукции в первом квартале составила 70%. Во втором квартале объем производства и реализации продукции был изменен, а затраты на сырье и материалы по сравнению с первым кварталом возросли на 40%. Остальные составляющие переменных расходов, приходящихся на единицу продукции, остались неизменными, себестоимость единицы продукции выросла на 22, 8 тыс. руб.
Определите на сколько процентов изменился объем производства. (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: снижение на 11%.
Задание 27 (Кейс-задание)
Корпорация принимает решение о финансировании инвестиционного проекта. Сумма инвестиций составляет 120 млн. руб. И включает в себя выпуск акций на 80 млн. руб. с размером дивидендов на одну акцию – 9 руб., цена продажи одной акции – 1200 руб., затраты на эмиссию одной акции составляют 20 руб. И планируется привлечение кредита в размере 40 млн. руб. со ставкой по кредиту 13%. Определите размер средневзвешенной цены капитала. (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: 3,94%
Задание 28 (Кейс-задание)
Себестоимость товарной продукции в отчетном году составила 360 тыс. руб. Затраты на 1 руб. товарной продукции -0,9 руб. В будущем году предполагается увеличить объем производства продукции на 10%. Затраты на 1 руб. товарной продукции установлены на уровне 0,85 руб. Определите себестоимость товарной продукции будущего года (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: 374 тыс. руб.
Задание 29 (Кейс-задание)
В целях обеспечения бесперебойного производства и реализации продукции организации необходима определенная величина оборотных средств. Годовая производственная программа – 3000 изделий. Себестоимость одного изделия – 1900 руб. Коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве – 0,58. Расход материалов на одно изделие – 1180 руб. при норме запаса – 45 дней. Норма запаса готовой продукции – 7 дней. Длительность производственного цикла – 55 дней. Определить нормативы оборотных средств: в производственных запасах материалов, в незавершенном производстве, в готовой продукции, а также совокупный норматив оборотных средств. (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: норматив ПЗ – 442 450 руб., норматив НПЗ – 505083, 33 руб., норматив ГП – 110 833,33 руб., совокупный норматив – 1058366,66 руб.
Задание 30 (Кейс-задание)
Рассчитайте рентабельность активов и рентабельность собственного капитала транспортной компании, если имеются следующие данные из финансовых отчетов, тыс. руб.: внеоборотные активы – 3800, оборотные активы – 1010, собственный капитал – 2900, прибыль до налогообложения – 1438. Ставка ННП – 20% (ПКС-5 ИД-1)
Правильный ответ: ROA – 23,9%; ROE – 39,7%
2. Цель и задачи корпоративных финансов.
3. Принципы организации корпоративных финансов.
4. Финансовая функция на предприятии.
5. Информационное обеспечение финансов корпорации.
6. Понятие финансовой стратегии и тактики корпорации.
7. Сущность и функции капитала.
8. Источники финансирования корпорации.
9. Структура капитала корпорации.
10. Факторы влияющие на формирование структуры капитала корпорации.
11. Финансовый леверидж.
12. Взаимосвязь между риском и доходностью.
13. Мониторинг стоимости компании.
14. Сущность финансовой политики предприятия.
15. Цели и задачи финансовой политики предприятия.
16. Содержание и инструменты финансового механизма предприятия.
17. Элементы финансовой политики корпорации.
18. Направления использования капитала на предприятии.
19. Сущность и виды активов предприятия.
20. Основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
21. Нематериальные активы предприятия.
22. Показатели эффективности использования активов предприятия.
23. Сущность и роль финансового планирования и прогнозирования.
24. Виды финансовых планов и прогнозов.
25. Методы финансового планирования и прогнозирования.
26. Понятие и роль бюджетирования деятельности предприятия.
27. Основы внедрения бюджетирования на предприятии.
28. Принципы и методы формирования организационной, финансовой и бюджетной структур
корпорации.
29. Распределение обязанностей между структурными подразделениями по организации системы
бюджетирования.
30. Классификация бюджетов предприятия.
31. Методика анализа денежных потоков.
32. Основы формирования бюджетов.
33. Регламентные документы.
34. Система мотивации персонала.
35. Контроль формирования и исполнения бюджета коммерческой организации.
36. Место бюджетирования в системе контроллинга.
37. Сущность инвестиций и инноваций.
38. Основы реализации инвестиционной и инновационной деятельности корпорации.
39. Основные направления инвестиционной и инновационной политики корпорации.
40. Критерии эффективности инвестиционной и инновационной деятельности корпорации.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Экономическая сущность корпоративных финансов
1. Определите назначение и принципы корпоративных финансов
2. Перечислите основные концепции корпоративных финансов
3. Дайте определение корпорации и перечислите основные формы объединения компаний Тема. Цена и структура капитала корпораций (предприятий)
1. Какие существуют виды источников финансирования деятельности предприятий?
2. Назовите концепции и принципы формирования капитала.
3. Поясните понятие цены капитала и методы ее определения.
4. Дайте определение финансового левериджа.
Тема. Финансовая политика корпорации (предприятия)
1. Объясните понятие финансовой политики, ее цель и задачи в крупной коммерческой организации.
2. Каковы объекты финансовой политики?
3. В чем заключается сущность и содержание финансового механизма предприятия?
4. Финансовая функция на предприятии.
Тема. Управление активами и пассивами корпорации
1. Понятие и виды активов и пассивов корпорации.
2. Какие существую специфические критерии и принципы формирования активов и пассивов корпорации?
3. Каковы основные принципы управления дебиторской и кредиторской задолженностью?
4. Перечислите и поясните содержание критерий оценки эффективности управления активами и пассивами.
Тема. Финансовое прогнозирование и планирование
1. Поясните понятие, значение и роль финансового планирования и прогнозирования.
2. Каковы виды, цели и задачи финансовых планов и прогнозов?
3. Назовите методы и инструменты финансового планирования и прогнозирования крупного предприятия.
4. Опишите факторы, влияющие на формирование финансовых планов и прогнозов. Тема. Формирование
1. Поясните понятие, виды и принципы формирования организационной и финансовой структур корпорации.
2. Каковы взаимосвязь организационной и финансовой структур? Тема. Бюджетное управление
1. Опишите участников, этапы и концепции бюджетного управления.
2. Каковы методы, инструментарий и задачи бюджетного управления?
3. Понятие и виды бюджетов корпорации.
4. Как осуществляется организация работы по составлению бюджетов? Тема. Система анализа исполнения и корректировки бюджета предприятия
1. Опишите этапы контроля над исполнением бюджета.
2. Как осуществляется анализ отклонений при исполнении бюджета?
3. Корректировка бюджетов при исполнении.
4. Распределение ответственности за исполнение бюджета среди структурных подразделений предприятия.
Комплект заданий для практических работ
Задание 1. Определить процентную ставку для n-летнего займа в А рублей ежегодной выплатой в R рублей.
Решить задачу для следующих исходных данных: п = 10 лет, А = 100000 руб., R = 16981 руб.
Расчеты провести для простой и сложной процентных ставок.
Задание 2 Выручка от продаж фирмы за три месяца отчетного года составила: в октябре 600 млн.руб., в ноябре 700 млн.руб., в декабре 800 млн.руб.
Подготовлены прогнозы выручки от продаж на четыре первых месяца планового года: январь
300 млн.руб., февраль 400 млн.руб., март 400 млн.руб., апрель 600 млн.руб. 25% продаж оплачивается в течение 10 дней, то фактически за наличный расчет, остальные продажи осуществляются в кредит. Клиенты, пользующиеся кредитом, платят следующим образом: 60% в течение 30 дней; 30% в течение 60 дней; 10% в течение 90 дней.
Себестоимость продаж (покупная стоимость товаров) составляет 80% объема продаж; фирма осуществляет закупки заранее один раз в месяц и оплачивает их наличными.
Планируемый фонд оплаты труда без социальных отчислений 60 млн.руб. в январе, 80 млн.руб. в феврале и 100 млн.руб. в марте.
Сумма ежемесячной арендной платы составляет 4 млн.руб.
Фирма должна выплатить в марте проценты по банковскому кредиту на сумму 30 млн.руб.
В конце декабря остатки на расчетном счете и кассе фирмы увеличились до 200 млн.руб. и администрация рассматривает эту сумму как необходимый минимум.
Разработайте бюджет движения денежных средств торговой фирмы ООО «Пром» на 6 месяцев планового года.
Задание 3. Заем D =20 000 тыс.руб. взят на n = 8 лет под i = 8% годовых. Погашаться будет ежегодными равными выплатами. Найдите размер это выплаты. Расчеты провести для простой и сложной процентных ставок.
Задание 4. Для ренты с параметрами: годовая ставка процента r = 12%, годовой платеж R = 400 д.е., длительность ренты п = 6 лет, получить следующие ее характеристики: коэффициенты приведения и наращения, современную и наращенную величины. Расчеты провести для простой и сложной процентных ставок.
Задание 5. Первый инвестор осуществил покупку одного ГКО по цене 85% от номинала, а затем продажу по цене 86% от номинала. Второй инвестор купил одну корпоративную облигацию по цепе 85% от номинала. По какой цене (в процентах от поминала) он должен продать корпоративную облигацию, чтобы получить прибыль в два раза большую, чем первый инвестор от операции с ГКО (учесть налог на прибыль)?
Задание 6. С помощью компьютера найден оптимальный портфель максимальной эффективности для трех ценных бумаг с доходностью и риском: (10, 21); (20, 34); (43, 47) (те же ценные бумаги, что и в примере 1); верхняя граница риска задана равной 27. Доли бумаг оказались равными 6, 49 и 45%. Проверить компьютерные расчеты.
Задание 7. Продавец реализует опцион колл на акцию компании «В» с ценой исполнения 30 руб. Цена за опцион (премия), полученная продавцом, составляет 4 руб. На момент исполнения опциона курс акции составил 32 руб. Определите, прибыль или убыток получил покупатель опциона.
Инвестор приобрел опцион стрэнгл на акции компании «А» со стеллажными точками (цены исполнения)140 и 180 руб. Премия, уплаченная при этом продавцу опциона, составила 50 руб. Рассчитайте итоги сделки для инвестора, если рыночная цена акции в момент исполнения двойного опциона составила 260 руб.
Задание 8. Товарная продукция в планируемом году АО «Ассорти» по производственной себестоимости оценивается в 130 000 тыс. руб., по оптовым ценам в 156 000 тыс.руб.
Ожидаемый остаток товаров на складе и в отгрузке по производственной себестоимости на конец отчетного периода составляет 11 800 тыс.руб.
Удельный вес товарной продукции 4 квартала по плану должен составить 30%.
Норма оборотных средств по готовой продукции на складе в 4 квартале планового года установлена в 12 дней.
Внепроизводственные расходы в плановом году оцениваются в 6,85 тыс. руб.
Повышение цен с 1 января планового года увеличит выручку от продаж входных остатков на начало планового года на 26%.
Коэффициент пересчета остатков на начало планируемого года по производственной себестоимости в оптовые цены установлен 1,13.
Рассчитайте выручку от продаж, полную себестоимость продаж, а также прибыль (убыток) от продаж в плановом периоде.
Самостоятельно изучить вопросы
Тема. Экономическая сущность корпоративных финансов
1. Виды финансовых отношений корпораций (предприятий).
2. Концепции и принципы управления финансами корпорации.
Тема. Цена и структура капитала корпорации (предприятия)
1. Концепции и принципы формирования капитала.
2. Понятие цены капитала и методы ее определения.
3. Операционный и финансовый леверидж.
4. Понятие рисковости капитала.
Тема. Финансовая политика корпорации (предприятия)
1. Объект финансовой политики.
2. Сущность и содержание финансового механизма предприятия.
3. Финансовая функция на предприятии.
4. Информационное обеспечение управления финансами корпорации.
5. Государственное регулирование корпоративных финансов.
Тема. Управление активами и пассивами корпорации
1. Специфические критерии и принципы формирования активов и пассивов корпорации.
2. Основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
3. Критерии оценки эффективности управления активами и пассивами.
Тема. Финансовое прогнозирование и планирование
1. Виды, цели и задачи финансовых планов и прогнозов.
2. Методы и инструменты финансового планирования и прогнозирования крупного предприятия.
3. Факторы влияющие на формирование финансовых планов и прогнозов.
4. Макроэкономические показатели.
Тема. Формирование организационной и финансовой структуры предприятия
1. Каким образом формируется организационная структура корпорации?
2. Каким образом формируется финансовая структура корпорации?
3. Каковы взаимосвязи организационной и финансовой структур?
Тема. Бюджетное управление
1. Участники, этапы и концепции бюджетного управления.
2. Методы, инструментарий и задачи бюджетного управления.
3. Организация работы по составлению бюджетов.
4. Единая система бюджета: прогноз доходов и расходов коммерческой организации, прогноз движения денежных средств, прогнозный баланс.
Тема. Система анализа исполнения и корректировки бюджета предприятия
1. Какова цель анализа исполнения и корректировки бюджета предприятия
2. Какие методы используются для анализа исполнения и корректировки бюджета предприятия
3. Каковы особенности корректировки бюджетов.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п