учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Частная зоотехния и технология производства продукции животноводства
Направленность (профиль) Частная зоотехния и технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Жамьянов Б.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучить требования ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик; особенности организации образовательного процесса; умением разрабатывать рабочие программы, планы занятий, оценочные средства и другие методические материалы. Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии; приобрести навыки разработки электронных образовательных ресурсов, методами организации самостоятельной работы обучающихся
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
ПКС-1: Способен проводить научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы, анализировать результаты, формулировать выводы);
форма текущего контроля успеваемости)
работ
ресурс]:Методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 36.04.02 "Зоотехния". - Улан-
Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 51 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00162
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Методика преподавания профессиональных дисциплин
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Составьте перечень основных характеристик содержания образования с точки зрения основных теорий формирования содержания образования. Проведите экспертизу целей высшего образования. ПКС-1;
2. Сформулируйте определение термина «компетенция» с позиций дифференцирующего и функционального подхода. Раскройте особенности каждого компонента, входящего в структуру компетенции. . ПКС-1; УК-5;
3. Расположите в определенном порядке уровни образования, согласно Болонской декларации, к которой присоединилась Российская Федерация и охарактеризуйте их. Выявите принципы, лежащие в основе Болонского процесса. Оцените возможности и перспективы развития высшего медицинского образования в рамках Болонского процесса. ПКС-1; УК-5;
4. Назовите основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.). Сравните развитие системы высшего образования в советский период с современной системой высшего образования. Приведите пример наиболее удачной модели высшего образования. Свой ответ обоснуйте. ПКС-1; УК-5;
5. Расположите в определенном порядке основные нормативные документы, регламентирующие работу вуза Российской Федерации. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между основными нормативными документами относительно образовательной деятельности в Российской Федерации. Предложите создание нормативного документа, который способствовал бы совершенствованию образовательного процесса вуза Российской Федерации. ПКС-1; ПКС-2;
6. Определите содержание следующих терминов: образовательный стандарт, ФГОС, профессиональный стандарт, учебная программа, учебный план. Раскройте особенности компетенций, обобщенных трудовых функций и трудовых функций. Напишите возможный сценарий формирования компетенций у преподавателя высшей школы в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». ПКС-1; УК-5;
7. Дайте определение педагогического процесса и назовите основные его структурные компоненты. Прокомментируйте следующую закономерность: взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе. Приведите пример значения каждой функции педагогического управления в педагогическом процессе. ПКС-1; УК-5;
8. Раскройте суть понятия «метод обучения». Проанализируйте классификацию методов обучения с различных точек зрения. Предложите иной (новый) вариант классификации методов обучения. ПКС-1; УК-5;
9. Назовите основные формы организации учебной деятельности. Сравните дидактические цели основных форм организации учебной деятельности. Разработайте структуру занятия (схематично) с применением одной из форм организации учебной деятельности. ПКС-1; УК-5;
10. Сделайте обзор относительно понимания термина «педагогическая технология». Сравните технологию обучения и методику обучения, а затем обоснуйте их отличительные особенности. Придумайте способ, который помог бы запомнить классификацию педагогических технологий.ПКС-1; УК-5;
11. Охарактеризуйте комплексные технологии активного обучения. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между технологиями активного обучения. Разработайте план по реализации технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (на любую тему). ПКС-1; УК-5;
12. Определите понятие «педагогическое проектирование» в различных подходах. Сравните технологический и вариативнотехнологический подход к проектированию. Оцените значимость инструментария педагогического процесса в работе преподавателя высшей школы. ПКС-1; УК-5;
13. Охарактеризуйте наиважнейшие этапы проектирования процесса обучения. Объясните значение целеполагания при проектировании процесса обучения. Предложите иерархию целей изучения модуля для преподаваемой вами дисциплины. ПКС-1; УК-5;
14. Дайте определение образовательной среды вуза. Опишите основные требования ФГОС к проектированию информационной образовательной среды. Проанализируйте информационную образовательную среду вашего образовательного учреждения. ПКС-1; УК-5;
15. Раскройте сущность технологии модульного обучения. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии модульного обучения. Предложите свой вариант реализации технологии модульного обучения на занятии. ПКС-1; УК-5;
16. Раскройте сущность технологии проблемного обучения. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии проблемного обучения. Предложите свой вариант реализации технологии проблемного обучения на занятии. ПКС-1; УК-5;
17. Раскройте сущность технологии командно-ориентированного обучения. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии командно-ориентированного обучения. Предложите свой вариант реализации технологии командно-ориентированного обучения на занятии. ПКС-1; УК-5;
18. Раскройте сущность технологии обучения, основанной на случае. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии обучения, основанной на случае. Предложите свой вариант реализации технологии обучения, основанной на случае, на занятии. ПКС-1; УК-5;
19. Раскройте сущность технологии проведения семинара в форме диалога. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии проведения семинара в форме диалога. Предложите свой вариант реализации технологии проведения семинара в форме диалога на занятии. ПКС-1; УК-5;
20. Раскройте сущность технологии обучения в сотрудничестве. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии обучения в сотрудничестве. Предложите свой вариант реализации технологии обучения в сотрудничестве на занятии. ПКС-1; УК-5;
21. Раскройте сущность здоровье сберегающей технологии. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации здоровье сберегающей технологии. Предложите свой вариант реализации здоровье сберегающей в вузе. ПКС-1; ПКС-2
22. Опишите инновационные средства обучения. Объясните значение электронной образовательной среды в
23. Перечислите основные интерактивные технологии. Раскройте особенности применения интерактивных технологий среди бакалавров, магистров и специалистов. Определите, какое оптимальное количество занятий с применением интерактивных технологий, на ваш взгляд, следует проводить среди бакалавров, магистров, специалистов с целью достижения максимально положительного результата.ПКС-1; УК-5;
24. Раскройте сущность технологии самопрезентации. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии самопрезентации. Предложите свой вариант реализации технологии самопрезентации для преподавателя и/или студента вуза. ПКС-1; УК-5;
25. Раскройте сущность технологии критического мышления. Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии критического мышления. Предложите свой вариант реализации технологии развития критического мышления у студентов на занятии. ПКС-1; УК-5; ;
26. Раскройте сущность технологии «портфолио». Опишите в общих чертах, шаги, необходимые для реализации технологии «портфолио». Напишите возможный сценарий активного развития технологии «портфолио» в вузе. ПКС-1; УК-5;
27. Раскройте сущность педагогического контроля. Сделайте обзор видов педагогического контроля в высшей школе. Аргументируйте значимость различных видов и форм контроля в образовательном процессе вуза. ПКС-1; УК-5;
28. Составьте список понятий, касающихся педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Проанализируйте компетенции, которые должны быть сформированы у преподавателя высшей школы. Разработайте план, позволяющий сформировать необходимые компетенции у преподавателя высшей школы. ПКС-1; УК-5;
29. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического мастерства преподавателя высшей школы. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между профессиональными способностями преподавателя вуза и наиважнейшими компетенциями. Предложите проект, который позволил бы оценить мастерство преподавателей вуза в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».ПКС-1; УК-5;
30. Систематизируйте знания об основных возрастных особенностях студентов. Аргументируйте важность развития компонентов самообразования у студентов. Предложите оптимальное, на ваш взгляд, решение повышения эффективности учебной деятельности студентов. ПКС-1; УК-5;
31. Перечислите основные понятия, которые необходимо знать для анализа работы кафедры. Составьте перечень основных характеристик, относящихся к разным видам деятельности кафедры. Предложите план развития кафедры на ближайшие 2-3 года, если бы Вас назначили заведующим (заведующей). ПКС-1; УК-5;
32. Расположите в определенном порядке и охарактеризуйте уровни исследовательской деятельности студентов. Проанализируйте факторы, способствующие активизации исследовательской деятельности студентов. Оцените значимость формирования положительной мотивации к исследовательской деятельности у студентов. ПКС-1; УК-5;
33. Назовите основные принципы управления качеством образования в вузе. Раскройте особенности измеряемых характеристик при оценке качества образования в вузе. Сравните подходы к управлению качеством образования и определите, какой из них, является наиболее оптимальным для высшего образования, на ваш взгляд. ПКС-1; УК-5;
34. Изложите основные закономерности воспитания. Выявите принципы, лежащие в основе воспитания. Докажите значимость работы куратора в процессе воспитания студентов. ПКС-1; УК-5;
35. Назовите основные этапы организации самостоятельной работы студентов. Проанализируйте сущность различных видов самостоятельной работы студентов. Предложите критерии оценки одного из видов самостоятельной работы студентов (на ваш выбор). ПКС-1; УК-5;
Комплект тестовых заданий
1. Педагогика – это наука, изучающая:
а) вопросы образования, воспитания и обучения человека
б) инновационные технологии обучения
в) информационные средства обучения
г) вопросы развития подрастающего поколения
2. Методика преподавания – это:
а) Составная часть педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практико-прикладные аспекты преподавания в системе профессионального образования
б) Составная часть педагогики, раскрывающая закономерности процесса обучения в профессиональном образовании
в) Составная часть педагогики, рассматривающая закономерности и взаимосвязи процесса воспитания, его содержания, методы и формы в профессиональном образовании
3. Государственный образовательный стандарт – это:
а) Нормативный документ образовательного учреждения
б) Совокупность учебных программ
в) Совокупность образовательных программ
г) Государственный документ, определяющий требования к образовательной подготовке специалиста
4. Основной функцией Государственного образовательного стандарта является:
а) Задать достаточно высокий ориентир в образовании
б) Установить общий для всех минимальный уровень образования
в) Обозначить нижний предел в образовании
5. Основными нормативными документами в профессиональном образовательном учреждении являются:
а) Учебники и учебные издания
б) Государственный образовательный стандарт
в) Образовательная программа
д) Методические рекомендации
е) Рабочая программа
6. Рабочие образовательные программы составляются
а) Учеными-специалистами
б) Авторами учебных пособий
в) Педагогами-предметниками
г) Руководителями образовательных учреждений
7. Рабочая образовательная программа отражает:
а) Примерное тематическое планирование
б) Необходимые средства обучения
в) Примерный перечень тем рефератов и курсовых работ
г) Целевые установки
д) Конкретное содержание дисциплины
е) Конкретное количество учебных часов на изучаемые дисциплины
8. Учебный план конкретной специальности отражает:
а) Современные достижения науки и техники
б) График учебного процесса
в) Традиции в подготовке специалистов
г) Состав образовательных областей и учебных дисциплин
д) Максимальный объем учебной нагрузки
е) Мировой и отечественный опыт подготовки специалистов
ж) Перечень и время всех видов производственной практики
9. К учебникам и учебным пособиям относят:
а) Книги, содержащие систематический учебный материал
б) Произведения зарубежных и отечественных ученых
в) хрестоматии
г) задачники
д) первоисточники
е) дидактические пособия
ж) карты
10. Основными компонентами содержания учебника являются:
а) информативный
б) проблемный
в) информативный
г) творческий
д) исследовательский
е) поведенческий
ж) эмоционально-ценностный
11. Учебник выполняет две основные функции:
а) Является источником учебной информации
б) Содержит задания для самостоятельной работы
в) Является средством организации образовательного процесса
г) Является средством отражения содержания знаний по учебной дисциплине
12. Лекционно - семинарская система обучения возникла:
а) В высших учебных заведениях античного периода
б) В первых университетах средневековья
в) В западных университетах
г) В высших учебных заведениях современного периода
13. Лекцию, главная цель которой преподнести и объяснить информацию, подлежащую к запоминанию, называют _______________.
14. Лекцию, на которой новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи, называют _________________.
15. Лекцию, на которой учебная информация преобразована в визуальную форму, называют ______________
16. Лекцию, в ходе которой участвуют два преподавателя, называют
___________________.
17. Лекцию, в содержание которой закладывается определенное количество ошибок, называют ________________.
18. Лекцию, в содержание которой включены ответы на интересующие студентов вопросы, называют ________________.
19. Дидактической целью практических занятий является
а) Формирование теоретических знаний
б) Закрепление теоретических знаний
в) Обобщение и систематизация теоретических знаний
г) Содействовать формированию умений и навыков
20. Основной дидактической целью семинарских занятий является
а) Формирование теоретических знаний
б) Углубление и обобщение знаний по важнейшим вопросам учебной дисциплины
в) Повторение и закрепление знаний
а) Обсуждение рефератов
б) Ответы на вопросы
в) Дискуссия
г) Круглый стол
д) Чтение докладов
22. Самостоятельная работа студентов - это
а) Планируемая работа студентов
б) Не планируемая работа студентов
23. Средства обучения – это:
а) Обязательный элемент обучения
б) Необязательный элемент обучения
24. Основными функциями средств обучения являются
а) обучающая
б) компенсаторная
в) информационная
г) развивающая
д) интегративная
е) контрольная
ж) инструментальная
25. Основными функциями педагогического контроля являются
а) образовательная
б) информационная
в) диагностическая
г) развивающая
д0воспитательная
е) информационная
26. Оценивание – это:
а) Процесс выставления отметок
б) Процесс диагностирования достигнутого уровня знаний и умений учащихся
27. Педагогические тесты – это:
а) Совокупность заданий, составленных для выявления знаний и умений учащихся
б) психологические диагностические методики
в) педагогические опыты
28. Тестовые задания, содержащие варианты ответов, называются
а) закрытыми
б) открытыми
29. Тестовые задания, не содержащие варианты ответов, называются:
а) закрытыми
б) открытыми
30. «Оценка» и «отметка» - это:
а) Принципиально различные понятия
б) синонимы
Контрольные вопросы
1. Что является предметом педагогики?
2. В чем различие категорий педагогика - учебный предмет, педагогика - наука?
3. Охарактеризуйте основные понятия педагогики?
4. В чем различие между объектом и предметом педагогики?
5. Что является методологической основой процесса обучения?
6.Назовите основные этапы усвоения учебного материала?
7.Назовите основные принципы обучения.
8.Назовите функции процесса обучения.
9.Чем программное обучение отличается от компьютерного?
10. В чем особенность модульного обучения?
11.В чем особенность модульно-рейтинговой оценки контроля знаний студентов?
12.В отличие методов обучения от приемов?
13.Какие функции несет в себе метод? Дайте им характеристики.
14.Назовите основные формы организации учебной работы.
15.Чем отличается традиционное занятие от занятия в интерактивной форме?
16.Структура лекции и характеристика ее составляющих.
17.В чем отличие семинара от лабораторного практикума?
18.Назовите методы контроля знаний студентов.
19.В чем смысл принципов воспитания?
20.Что такое метод воспитания?
21.Назовите группы методов воспитания.
22.Что такое форма воспитания?
Ситуационная задача № 1
На экзамене преподаватель замечает у студента шпаргалку и сообщает, что высшим баллом для этого студента будет «4», в итоге студент получает «3», чем оказался очень доволен.
1. Какими критериями оценки знаний пользовался преподаватель?
2. Как в этой ситуации определить уровень знаний студента?
Ситуационная задача № 2
При ответе на вопрос студент сильно заикается из-за волнения и индивидуальных особенностей речи. В результате преподаватель плохо понимает, о чем ведет речь студент, не может оценить его ответ.
1. Как преподавателю следует использовать знания о педагогическом мастерстве?
2. Объясните значимость педагогической диагностики в данной ситуации.
Ситуационная задача № 3
Если бы Вам поручили разработать сборник кейсов по дисциплине, то какие случаи из практической деятельности специалиста могли бы послужить основой для кейса?
1. Какие существуют этапы создания кейса?
2. Предложите один из видов кейса по интересующей вас дисциплине.
Ситуационная задача № 4
Заведующий кафедрой предложил преподавателям составить портфолио достижений на некоторых способных студентов, активно участвующих в общественной и научной жизни университета.
1. Как Вы считаете, какие виды портфолио можно составить?
2. Что может войти в данное портфолио?
Ситуационная задача № 5
Ректор предложил преподавателям составить портфолио достижений преподавателей университета. 1. Как Вы считаете, какие виды портфолио можно составить?
2. Что может войти в данное портфолио?
Ситуационная задача № 6
Начиная занятие, преподаватель узнает, что студенческая группа не подготовилась к важной теме по дисциплине, ссылаясь на отсутствие учебников в библиотеке и т.д.
1. Каковы Ваши действия в данной ситуации?
2. Необходимо ли, на Ваш взгляд, ставить неудовлетворительные отметки в данном случае?
3. Расскажите о принципах педагогической этики преподавателя высшей школы.
Ситуационная задача № 7
На занятии обучающиеся воспринимают учебную информацию, усваивают наиболее важные моменты в обобщенном виде, закрепляют изученное путем повторения нового материала, применяют изученное в ходе выполнения упражнений или анализа жизненных ситуаций.
1. Определите метод обучения, использованный преподавателем.
2. В каких случаях этот метод наиболее эффективен?
Ситуационная задача № 8
На занятии преподаватель дает студентам задание: слушать внимательно лекцию и находить, и записывать неточности и возникающие ошибки, которые преподаватель допускает намеренно. В конце лекции преподаватель обсуждает со студентами все зафиксированные ими ошибки.
1. Определите форму и вид учебной деятельности.
2. Какая педагогическая технология использована на занятии?
Ситуационная задача № 9
На занятии преподаватель вначале сообщает общее положение, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.
1. Какая педагогическая технология использована на занятии?
2. Укажите преимущества и недостатки этой педагогической технологии.
Ситуационная задача № 10
Студенты регулярно опаздывают на Ваше занятие, тем самым нарушая его ход, мешая другим учащимся, создавая нерабочую обстановку в коллективе.
1. Каковы Ваши действия в данной ситуации?
2. Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему с опозданиями обучающихся, используя интерактивные педагогические технологии?
Ситуационная задача № 11
На занятии студент систематически отказывается отвечать на вопросы преподавателя, не выполняет задания, обосновывая это тем, что ему не интересно, этот предмет «лишний» для изучения.
1. Какие педагогические технологии будут способствовать активизации студента?
2. Какова роль педагогической диагностики в работе преподавателя?
Ситуационная задача № 12
При ответе на вопрос студент не согласился с оценкой преподавателя (три), считая ее заниженной, настаивая четыре. Ответ действительно содержал недочеты, однако обучающийся их не усмотрел.
1. Каковы Ваши действия в данной ситуации?
2. Какие возможные ошибки были допущены со стороны преподавателя в ходе проведения педагогического контроля?
Ситуационная задача № 13
При проведении занятия, обучающимся необходимо было разделиться на несколько команд. Одна студентка стала выражать недовольство, сказав, что она не будет пересаживаться за другую парту и играть со своими одногруппниками.
1. Что делать преподавателю в сложившейся ситуации?
2. Какой альтернативный вариант решения проблемы может предложить преподаватель?
1.Профессиональные, социальные и психологические барьеры для преподавателей высшей школы и их устранение.
2.Инклюзивное образование в России: реалии и перспективы.
3.Профессиональная компетентность педагога в системе высшего образования.
4. Специфика вуза и его влияние на профессиональную адаптацию к педагогической деятельности.
5.Образовательный процесс в высшей школе.
6.Виды обучения в высшей школе.
7. Критерии оценивания знаний и умений студентов на семинарских и практических занятиях, зачетах и экзаменах
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п