учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: овладеть навыками повышения урожайности энтомофильности сельскохозяйственных культур с использованием пчел. Успешное использование пчел в сельском хозяйстве связано со знанием биологии пчелиной семьи, с технологией ухода за пчелами, со знанием пород, их особенностей, селекции пчел, а также болезни и вредителей пчел.
ПКС-1: Способен планировать и проводить научные исследования, обобщать результаты научной работы в области продуктивного и непродуктивного животноводства;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Влияние различных факторов на продуктивность и выживаемость пчелиной семьи.
Влияние различных факторов на продуктивность и выживаемость пчелиной семьи.
Влияние различных факторов на продуктивность и выживаемость пчелиной семьи.
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Пчеловодство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Из каких особей состоит пчелиная семья и в чем их отличие друг от друга по строению и выполняемой функции?
2. Процесс выделения воска у пчел. Опишите условия, необходимые для выделения воска и строительства сотов.
3. строение и функции пищеварительной системы пчел.
4. Строение половых органов пчелиной матки и рабочей пчелы.
5. Строение половых органов трутня. Процесс спаривания.
6. Строение и функции кровеносной системы пчелы.
7. Что такое пчелы-трутовки? Как предотвратить их появление на пасеке? Способы исправления отрутневевших семей.
8. Сроки и необходимые условия развития пчелиной матки, рабочей пчелы и трутня.
9. Строение и функции нервной системы пчелы.
10. что такое перга? В чем состоит процесс переработки пыльцы в пергу? Значение перги в жизни пчелиной семьи.
11. В чем состоит разница в питании личинки пчелиной матки и личинки рабочей пчелы?
12. Органы зрения у пчел. Способность пчел ориентироваться при полете.
13. Органы чувств пчелы.
14. Какое значение для жизни пчелиной семьи имеет способность пчел различать цвета, запахи, звуки?
15. Органы обоняния у пчел, их функции и значение в жизни пчелиной семьи.
16. Как осуществлять взаимосвязь между пчелами в семье?
17. Что такое условные и безусловные рефлексы? Приведите примеры из жизни пчел.
18. Естественное роение у пчел. Признаки подготовки семьи пчел к роению
19. Жизнь пчелиной семьи в период зимовки.
20. От каких условий зависит наращивание силы семьи перед главным взятком.
21. Значение объема улья для наращивания силы семьи и получения высоких сборов меда.
22. Преимущества использования ульев большого объема.
23. Основные способы увеличения числа семей на пасеке.
24. Почему нежелательно естественное роение пчелиных семей?
25. Методы предупреждения естественного роения.
26. Способы искусственного вывода пчелиных маток.
27. В чем сущность методов племенной работы в пчеловодстве?
28. Для чего и как проводится массовый отбор в пчеловодстве?
29. Для чего и как осуществляется индивидуальный отбор в пчеловодстве с проверкой маток по потомству?
30. Как выделить и использовать для размножения группу лучших семей пчел на пасеке?
31. Методы борьбы с варроатозом пчел.
32. Особенности организации кочевок с пчелами на взяток в крупных специализированных пчеловодческих хозяйствах.
34. Способы правильной сборки гнезда пчел перед зимовкой.
35. В каких случаях применяется подкормка пчел? Техника этой работы в крупных пчеловодческих хозяйствах.
36. Уход за пчелами зимой при зимовке в помещениях и вне их.
37. Техника замены старой пчелиной матки в семье на молодую.
38. Особенности технологии ухода за пчелами в хозяйствах, производящих продукты пчеловодства на промышленной основе. (
39. Устройство улья.
40. Основные работы на пасеке в день выставки пчел из зимовника.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Цели и техника промышленного скрещивания в пчеловодстве.
2. Способы правильной сборки гнезда пчел перед зимовкой.
3. В каких случаях применяется подкормка пчел? Техника этой работы в крупных пчеловодческих хозяйствах.
4. Уход за пчелами зимой при зимовке в помещениях и вне их
5. Техника замены старой пчелиной матки в семье на молодую.
6. Особенности технологии ухода за пчелами в хозяйствах, производящих продукты пчеловодства на промышленной основе.
7. Устройство улья.
8. Основные работы на пасеке в день выставки пчел из зимовника.
9. Цели и техники первого осмотра семей пчел весной.
10. Опишите процесс переработки нектара в мед.
11. Как и когда надо расширять гнездо семьи пчел?
12. Сущность и преимущества звеньевой организации труда на крупной промышленной пасеке. Профилактика и меры борьбы с «воровством» у пчел.
13. Основные принципы комплексной механизации пасечных работ.
14. Устройство и принцип действия медогонок.
15. Охрана труда и санитарные правила при работе по откачке меда.
16. Почему и каким образом требуется периодически обновлять соты в гнезде пчелиной семьи?
17. В чем состоят преимущества сильных семей перед средними и слабыми?
18. Основные требования, предъявляемые к зимовнику. Типы зимовников.
19. Основные мероприятия по ликвидации безвзяточных периодов в условиях вашей зоны
20. Что такое дрессировка пчел и в каких целях она применяется?
21. Что такое встречное опыление сельскохозяйственных растений и когда оно применяется?
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Сколько сегментов участвует в образовании грудного отдела
А-3 б- 4 в-5 г-2
2. Что у пчел образует наружный скелет?
А-эпидермис б-кутикула в-мышцы г-гиподерма
3. сколько члеников образуют подвижный жгутик усика у трутней
а-10 б-13 в-11 г-9
4. Где, на какой паре ног расположена шпорция?
а-1 паре, голени б-2 паре бедра в-3 паре, 1 членика лапки г-2 паре, голени
5. У каких особей пчелиной семьи развиты восковые железы и где?
А – у матки на 3-4 брюшном сегменте
Б- у трутня на последних четырех брюшных сегментах
В- у рабочей пчелы, на последних четырех стернитах
6. Сколько камерное сердце у пчелы?
а-4 б-5 в-3 г-6
7. Сколько дыхательных движении делает пчела вернувшись из полета?
А- 40 б-80 в- 150 г-120
8. Сколько трубочек участвуют в образование семенника?
А-100 б-50 в-160 г-200
9. Когда половые органы трутня достигают максимального развития
А- к 6 дню развития куколки б- первые дни выхода из ячейки
В- на 6 день после выхода из ячейки
Г- перед выходом из ячейки
10. Сколько трубочек участвует в образовании яичника матки
А-50 б-120 в-200 г-70
11. Сколько трубочек в яичниках рабочей пчелы
А-50 б-12 в- от 1 до 24 г-200
12. Какова концентрация СО2 в клубе в зимний период
А 0,03% б- 3,5 –4,5% в- 6-7% г- 1-2%
13. В какое время и при каких условиях матки вылетают на спаривание с трутнями?
А – с 10 до 12 час температура до 20оС, относительная влажность 50-60%
Б- с 14 до 16 час, темп. не ниже 25оС, относительная влажность 60-80% в - с 12 до 14 час, темп. ниже 25 оС относительная влажность 90-100%
14. Сколько дней длится стадия личинки у рабочей пчелы
15. Сколько дней идет на развитие матки
А- 15-16 б- 20-21 в-24 г-17
16. Сколько длится весь цикл развития трутня?
А – 16 б- 21 в- 24 г- 18
17. Сколько тысяч аммотидий входят в состав сложных глаз у рабочей пчелы:
А- 5 б- 3-4 в- 10 г- 8
18. Кем были детально изучены вкусовые рецепторы
А- Фришем б- Прокоповичем в- Аветисяном г- Гусевым
19. Каков возраст матки идущей на спаривание с трутнями?
А- от 1 до 7 суток б – с 7 до 30 дней
В – до 5 и старше 25 дней г- свыше 35 дней
20. Когда начинается формироваться клуб сильной семьи
А- при понижении температуры наружного воздуха до 13оС
Б- ср. 8оС в- ср 15оС г – ср.5оС
20. Когда начинается подготовка пчелиной семьи к основному медосбору
А весной б- зимой в- летом г- осенью
21.Каковы внутренние размеры многоярусного улья
А – 400-300-250 мм б- 450-375-250мм в- 450-300-200 мм
22. Какие зоотехнические требования предъявляются при строительстве зимовника
А – Т воздуха 5-8 оС, влажность 60%, б- Т воздуха 0-2оС влажность 75-85% в-15оС, влажность 70% г- нет правильного ответа
23. Сколько расходует меда сильная пчелиная семья за период зимовки?
А) 9-10 кг б) 5-6 кг в) 15-20 кг г) 2-3 кг
24. Какие оптимальные условия должны быть в зимовнике во время зимовки пчел?
А) температура + 2оС, влажность 75-85 % Б) температура +6+8оС, влажность 50-60%
В) температура +3+4оС, влажность 90-95% Г) температура – 6-8оС, влажность 50-60%
25. Какую окраску имеет среднерусская порода?
А) темно-серая б) серая в) желто-серая г) желтая
26. Сколько яиц откладывает матка желтой кавказской породы
а) 1500 б) 1700 в) 2500-3000 г) 2000-25000
27 .Какие методы и приемы селекции пчел вы знаете
а) массовый фенотипический отбор б) индивидуальный генотипический отбор
в) линейная селекция Г) а+б+в
28. Медопродуктивность кипрея узколистного (иван-чая) кг
а) 15-25 б) 300-500 в) 100-150 г) 400-500
29. Американский гнилец к какому типу болезней относится
а) инвазионное б) инфекционное в) незаразное г) не правильного ответа
30. Кто является возбудителем аскосфероза
а) гриб аскосфера б) бацилла ларве в) нозема апис в) клещ варроа
31. Что поражает клещ аскарапис?
А) кишечник б) паразитирует на груди в) трахеи г) кровеносную систему
32. Кто из клещей варроа якобсона паразитирует на пчелах
а) личинки б) самки в) самцы г) нет правильного ответа
33. Причины возникновения белковой дистрофии
а) недостаток меда б) недостаток пыльцы в) недостаток перги г) нет правильного ответа
34. Причины возникновения пыльцевого токсикоза
а) пыльца содержащая ядовитые алкалоиды б) пыльца содержащая гликозиды
в) пыльца содержащая сапонин, эфирные масла г) а+б+в
35. Причины возникновения падевого токсикоза
а) испорченный мед б) мед содержащий алколоид
в) ранняя кристаллизация кормовых запасов из-за большого содержания мелезитоза г) нет правильного ответа
36. Какие признаки появляются при запаривании пчел и расплода
а) шум в гнезде б) холестик и стенки улья сильно нагреты, соты оборваны, деформированы, мед растекается в) на дне улья погибшие пчелы г) а+б+в
37. Причины углеводного голодания
а) недостаток меда б) недоброкачественный мед в) чрезмерное расходование меда г) а+б+в
38. Какие методы и приемы селекции пчел вы знаете
а) массовый фенотипический отбор б) индивидуальный генотипический отбор
в) линейная селекция Г) а+б+в
39. Что такое инбридинг
а) – близкородственное скрещивание б) скрещивание между разными породами пчел
в) внутривидовое скрещивание г) нет правильного ответа
40. Какие зоотехнические требования предъявляются при строительстве зимовника?
А) +5-8оС, влажность 60% б) Т- 0-2оС, влажность 75-85%
В) Т-10-12оС, влажность 40% г) нет правильного ответа
ВАРИАНТ 2
1. Что у пчел образует наружный скелет?
2. Сколько сегментов участвует в образовании грудного отдела
А-3 б- 4 в-5 г-2
3. Где, на какой паре ног расположена шпорция?
а-1 паре, голени б-2 паре бедра в-3 паре, 1 членика лапки г-2 паре, У 4. У каких особей пчелиной семьи развиты восковые железы и где?
А – у матки на 3-4 брюшном сегменте
Б- у трутня на последних четырех брюшных сегментах
В- у рабочей пчелы, на последних четырех стернитах
Г- нет правильного ответа
5. Сколько дыхательных движении делает пчела вернувшись из полета?
А- 40 б-80 в- 150 г-120
6. Скольки камерное сердце у пчелы?
а-4 б-5 в-3 г-6
7. Какие особи пчелиной семьи размножаются партеногенетическим способом?
А- матка б- рабочее пчела в- трутни г- нет правильного ответа
8. Сколько трубочек участвуют в образование семенника?
А-100 б-50 в-160 г-200
9. Когда половые органы трутня достигают максимального развития
А- к 6 дню развития куколки б- первые дни выхода из ячейки
В- на 6 день после выхода из ячейки
Г- перед выходом из ячейки
10. Сколько трубочек участвует в образовании яичника матки
А-50 б-120 в-200 г-70
11. Каков возраст матки идущей на спаривание с трутнями?
А- от 1 до 7 суток б – с 7 до 30 дней
В – до 5 и старше 25 дней г- свыше 35 дней
12. В какое время и при каких условиях матки вылетают на спаривание с трутнями?
А – с 10 до 12 час температура до 20оС, относительная влажность 50-60%
Б- с 14 до 16 час, темп. не ниже 25оС, относительная влажность 60-80%
в - с 12 до 14 час, темп. ниже 25 оС относительная влажность 90-100%
г- нет правильного ответа
13. Сколько дней идет на развитие матки
А- 15-16 б- 20-21 в-24 г-17
14. Сколько длится весь цикл развития трутня?
А – 16 б- 21 в- 24 г- 18
15. Сколько тысяч аммотидий входят в состав сложных глаз у рабочей пчелы:
А- 5 б- 3-4 в- 10 г- 8
16. Кем были детально изучены вкусовые рецепторы
А- Фришем б- Прокоповичем в- Аветисяном г- Гусевым
17. Сколько дней идет на развитие рабочей пчелы
А- 15-16 б- 20-21 в-24 г-17
18. Какой отдел надглоточного ганглия отвечает за зрение
А- протоцерибрум б- дейтоцерибрум в- тритоцерибрум
19. Сколько тысяч аммотидий входят в состав сложных глаз у матки:
А- 5 б- 3-4 в- 10 г- 8
20. какие особи размножаются партогенетически?
А) матки б) рабочие пчелы в) трутни г) нет правильного ответа
21. Какова ширина улочки
А 10-12мм б 12-14мм в 8-10 мм г 14-16 мм
22. Когда начинает формироваться клуб сильной семьи
А- при понижении температуры наружного воздуха до 13оС
Б- ср. 8оС в- ср 15оС г – ср.5оС
23. Какова концентрация СО2 в клубе в зимний период
А 0,03% б- 3,5 –4,5% в- 6-7% г- 1-2%
24. Сколько улочек весной должна занимать пчелиная семья
А) 6-7 б) 4-5 в) 8-9 г) 12-13
25. Сколько пчел содержится на соте гнездовой рамки (435х 300 мм) с двух сторон
А- 3-4 тыс. б – 8,2 тыс в- 10-11 тыс г- 5-6 тыс
26. Какова ширина рамки в типовых ульях?
А – 300 мм б- 435 мм в- 230 мм г- 470 мм
27. Каковы внутренние размеры многоярусного улья
А – 400-300-250 мм б- 450-375-250мм в- 450-300-200 мм г- нет правильного ответа
28. Какие зоотехнические требования предъявляются при строительстве зимовника
А – Т воздуха 5-8 оС, влажность 60%, б- Т воздуха 0-2оС влажность
75-85%, в – Т 10-12оС, влажность 40% г- нет правильного ответа
29. Сколько длится весь цикл развития трутня?
А – 16 б- 21 в- 24 г- 18
А) температура + 2оС, влажность 75-85 %
Б) температура +6+8оС, влажность 50-60%
В) температура +3+4оС, влажность 90-95%
Г) температура – 6-8оС, влажность 50-60%
31. Какую окраску имеет среднерусская порода?
А) темно-серая б) серая в) желто-серая г) желтая
32. медопродуктивность подсолнечника (кг)
а) 30-50 б) 100-120 в) 400-450 г) 60-100
33 . Оптимальные условия выделения нектара
а) температура 22-28оС, влажность 60-80%
б) 8-10оС, влажность 40-50%
в) 25-30оС, влажность 80-90%
г) 15 – 20оС, влажность 50-60 %
34. Американский гнилец к какому типу болезней относится
а) инвазионное б) инфекционное в) незаразное г) нет правильного ответа
35. Кто поражается при нозематозе
а) матки б) взрослые пчелы в) трутни г) а+б+в
36. Кто является возбудителем акарапидоза?
А) клещи б) насекомые в) грибы г) вирусы
37. Кто является возбудителем варраотоза пчел
а) клещи б) насекомые в) бактерии г) грибы
38. Кто подвергается пыльцевому токсикозу
а) матка б) трутни в) личинки г) пчелы кормильцы
39. Причины углеводного голодания
а) недостаток меда б) недоброкачественный мед в) чрезмерное расходование меда г) а+б+в
40. Какие химические препараты особенно опасны при химическом токсикозе
а) гербициды б) акарациды в) пестициды г) инсектициды
ВАРИАНТ 3
1. сколько члеников образуют подвижный жгутик усика у трутней
а-10 б-13 в-11 г-9
2. Где, на какой паре ног расположена шпорция?
а-1 паре, голени б-2 паре бедра в-3 паре, 1 членика лапки г-2 паре, голени
3. Скольки камерное сердце у пчелы?
а-4 б-5 в-3 г-6
4. Что является органами выделения у пчел?
А-мальпигиевые сосуды б- протонефридии
В- тазовые почки г-метанефридии
5. Сколько дыхательных движении делает пчела вернувшись из полета?
А- 40 б-80 в- 150 г-120
6. Какие особи пчелиной семьи размножаются партеногенетическим способом?
А- матка б- рабочее пчела в- трутни г- нет правильного ответа
7. Сколько трубочек участвуют в образование семенника?
А-100 б-50 в-160 г-200
8. Когда половые органы трутня достигают максимального развития
А- к 6 дню развития куколки б- первые дни выхода из ячейки
В- на 6 день после выхода из ячейки
Г- перед выходом из ячейки
9. Сколько трубочек участвует в образовании яичника матки
А-50 б-120 в-200 г-70
10. Каков возраст матки идущей на спаривание с трутнями?
А- от 1 до 7 суток б – с 7 до 30 дней
В – до 5 и старше 25 дней г- свыше 35 дней
11. Сколько дней длится стадия личинки у рабочей пчелы
А- 5 дней б- 6 дней в- 7 дней г- 4 дня
12. Сколько потребляет пчелиная семья перги за 1 год
А –40 кг б- 30 кг в- 20-30 кг г- 10 кг
13. Сколько дней идет на развитие матки
А- 15-16 б- 20-21 в-24 г-17
14. Когда половые органы трутня достигают максимального развития?
А) к 6 дню б) первые дни выхода из ячейки в) на 6 день после выхода из ячейки г) после выхода из ячейки
15. Сколько тысяч аммотидий входят в состав сложных глаз у рабочей пчелы:
А- 5 б- 3-4 в- 10 г- 8
16. Кем были детально изучены вкусовые рецепторы
А- Фришем б- Прокоповичем в- Аветисяном г- Гусевым
17. Какова ширина улочки
А 10-12мм б 12-14мм в 8-10 мм г 14-16 мм
18. Какова концентрация СО2 в клубе в зимний период
19. Сколько пчел содержится на соте гнездовой рамки (435х 300 мм) с двух сторон
А- 3-4 тыс. б – 8,2 тыс в- 10-11 тыс г- 5-6 тыс
20. Какова ширина рамки в типовых ульях?
А – 300 мм б- 435 мм в- 230 мм г- 470 мм
21. Каковы внутренние размеры многоярусного улья
А – 400-300-250 мм б- 450-375-250мм в- 450-300-200 мм
22. Что такое роение?
А) естественное размножение пчелиной семьи
Б) искусственное размножение
В) воспроизведение отдельных особей
Г) нет правильного ответа
23. Какова ширина улочки?
А) 10-12 мм б) 12-14 мм в) 8-10 мм г) 14-16 мм
24. Какую окраску имеет среднерусская порода?
А) темно-серая б) серая в) желто-серая г) желтая
25. Какой печаток меда у серой горной кавказской породы:
а) белый б) темный в) смешанный г) нет правильного ответа
26. Сколько яиц откладывает матка украинской степной породы
а) 1000-1500 б) 1400-2000 в) 2000-2500 г) 2500-3500
27.Что называют нектарниками
а) специализированные участки основные паренхимы
б) специализированные железы цветков
в) специализированные клетки на стеблях выделяющие сладкие вещества
г) специализированные клетки на листьях выделяющие сладкие вещества
28. Медопродуктивность подсолнечника (кг)
а) 30-50 б) 100-120 в) 400-450 г) 60-100
29. при расчете медового запаса какой берется радиус? (км)
а) 3 б) 2 в) 1 г) 4
30. Кто является возбудителем аскосфероза
а) гриб аскосфера б) бацилла ларве
в) нозема апис в) клещ варроа
31. Кто поражается при нозематозе
а) матки б) взрослые пчелы в) трутни г) а+б+в
32. Что поражает клещ аскарапис?
А) кишечник б) паразитирует на груди в) трахеи г) кровенонсную систему
33. Кто является возбудителем варраотоза пчел
а) клещи б) насекомые в) бактерии г) грибы
34. Сколько длится весь цикл развития трутня?
А – 16 б- 21 в- 24 г- 18
35. Кто из клещей варроа якобсона паразитирует на пчелах
а) личинки б) самки в) самцы г) нет правильного ответа
36. Какого типа ротовой аппарат у клеща варроа якобкоки
а) колюще-грызущего б) грызуще-сосущего
в) колюще –сосущего г) сосуще-лижущего
37. Какие признаки проявляются при белковой дистрофии
а) сокращение откладки маткой яиц
б) уменьшение расплода, пестрый расплод в) канибализм г) а+б+в
38. Причины возникновения пыльцевого токсикоза
а) пыльца содержащая ядовитые алкалоиды
б) пыльца содержащая гликозиды
в) пыльца содержащая сапонин, эфирные масла
г) а+б+в
39.Причины возникновения падевого токсикоза
а) испорченный мед б) мед содержащий алколоид
в) ранняя кристаллизация кормовых запасов из-за большого содержания мелезитоза г) нет правильного ответа
40. Какие признаки появляются при запаривании пчел и расплода
а) шум в гнезде б) холестик и стенки улья сильно нагреты, соты оборваны, деформированы, мед растекается в) на дне улья погибшие пчелы г) а+б+в
1. Цели и техники первого осмотра семей пчел весной.
2. Опишите процесс переработки нектара в мед.
3. Как и когда надо расширять гнездо семьи пчел?
4. Сущность и преимущества звеньевой организации труда на крупной промышленной пасеке.
5. Профилактика и меры борьбы с «воровством» у пчел.
7. Устройство и принцип действия медогонок.
8. Охрана труда и санитарные правила при работе по откачке меда.
9. Почему и каким образом требуется периодически обновлять соты в гнезде пчелиной семьи?
10. В чем состоят преимущества сильных семей перед средними и слабыми?
11. Основные требования, предъявляемые к зимовнику. Типы зимовников.
12. Основные мероприятия по ликвидации безвзяточных периодов в условиях
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п