учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение технических средств автоматики, систем управления параметрами сельскохозяйственных технологических процессов.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
http://bgsha.ru/art.php?i=1995
Кушнарев, Сергей Николаевич. Монтаж, эксплуатация электрооборудования : методическое указание по выполнению расчетно-графической работы для обучающихся направления подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника", профиль "Энергообеспечение предприятий" / С. Н. Кушнарев, М. Б. Балданов ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Электрификация и автоматизация селського хозяйства". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 68 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2368
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для контрольной работы
Темы для рефератов
Задания для выполнения лабораторных работ
Представление конспекта по темам
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Комплект тестовых заданий
Автоматика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основные понятия, определение и терминология автоматики. (ОПК-1)
2. Микропроцессорные устройства. (ОПК-1)
3. Буквенные обозначения на функциональных схемах. (ОПК-1)
4. Управляющее устройство и объект управления. (ОПК-1)
5. Расчет и выбор первичных преобразователей. (ОПК-1)
6. Графические обозначения на функциональных схемах. (ОПК-1)
7. Обратные связи в системах автоматического управления. (ОПК-1)
8. Первичные преобразователи температуры. (ОПК-1)
9. Буквенные обозначения на принципиальных схемах. (ОПК-1)
10. Классификация автоматических систем управления. (ОПК-1)
11. Критерии устойчивости АСР. (ОПК-1)
12. Графические обозначения на принципиальных схемах. (ОПК-1)
13. Основные виды автоматизации. (ОПК-1)
14. Переходная, весовая и частотные характеристики. (ОПК-1)
15. Вторичные приборы. (ОПК-1)
16. ГОСТы ЕСКД по автоматике. (ОПК-1)
17. Понятие о типовых воздействиях. (ОПК-1)
18. Параметры элементов автоматики. (ОПК-1)
19. Виды и типы схем. (ОПК-1)
20. Элементарные звенья АСР. (ОПК-1)
21. Методика настройки тепловых реле. (ОПК-1)
22. Функциональная схема автоматизации. (ОПК-1)
23. Принцип действия и назначение электромагнитных реле. (ОПК-1)
24. Прибор КСМ – 4. (ОПК-1)
25. Принципиальная схема автоматизации. (ОПК-1)
26. Исполнительные элементы автоматики. (ОПК-1)
27. Операторная форма записи дифференциального уравнения. (ОПК-1)
28. Схемы соединения и подключений. (ОПК-1)
30. Стенд для настройки пуско-защитной аппаратуры. (ОПК-1)
31. Функции и параметры элементов автоматики. (ОПК-1)
32. Передаточный коэффициент порог чувствительности. (ОПК-1)
33. Статистические динамические характеристики объекта управления. (ОПК-1)
34. Автоматические регуляторы. Законы регулирования. (ОПК-1)
35. Автоматизация насосных установок (ОПК-1)
36. Программные устройства (ОПК-1)
37. Автоматизация процессов микроклимата (ОПК-1)
38. Алгебраические критерии устойчивости. (ОПК-1)
39. Принципиальная схема пуска АД. (ОПК-1)
40. Командный электропневматический прибор. (ОПК-1)
41. Устройства для защиты электродвигателей. (ОПК-1)
42. Экономическая эффективность автоматизации. (ОПК-1)
43. Автоматизация процессов в растениеводстве. (ОПК-1)
44. Логические элементы автоматики. (ОПК-1)
45. Последовательное и параллельное соединение звеньев. (ОПК-1)
46. Передаточная функция (ОПК-1)
47. Влагомеры (ОПК-1)
48. Частотные критерии устойчивости. (ОПК-1)
49. Сушка с/х продукции. (ОПК-1)
50. Электронные усилители. (ОПК-1)
51. Схемы подключений. (ОПК-1)
4.1.2.3 Перечень заданий для контрольных работ
обучающихся заочной формы обучения
1. Устройство и принцип действия КСМ-4
2. Устройство и принцип действия КСП
3. Методика подбора вторичных приборов
4. Принципы построения микропроцессорных систем
5. Внешняя и оперативная память
6. Ввод и вывод информации
7. Расчет устойчивости методом Вышнеградского
8. Расчет устойчивости методом Гурвича.
9. Запас устойчивости
10. Автоматизация процессов микроклимата
11. Автоматизация водоснабжения
Критерии оценивания:
полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий
– аккуратность оформления работы и др.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетен-ций в процессе освоения образовательной программы
5.1. Критерии оценки к зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систе-матические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять зада-ния, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие спо-собности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных про-граммой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литерату-ры, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружив-шему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендо-ванной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обна-ружившему пробелы в знаниях
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости
обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успе-ваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успева-емости обучающихся.
6.1. Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
Перечень вопросов к входному контролю
1. Источники электрической энергии.
2. Способы передачи электрической энергии.
3. Трансформаторные подстанции.
4. Потребители электрической энергии.
5. Аппараты управления.
6. Аппараты защиты.
7. Электротехнические материалы.
8. Основные законы электротехники.
9. Измерение электрических величин.
10. Электрические машины.
Критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий
6.2 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема: Введение. Основные понятия и терминология.
1. Что такое автоматика?
2. Что такое объект управления?
3. Ручное управление.
4. Автоматическое управление.
5. Частичная автоматизация- это…
Тема: Классификация электрических схем
1. Электрическая схема - это…
2. Идеализированные элементы электрических цепей.
3. Узел – это…
4. Контур- это..
5. Активные и пассивные цепи.
Тема: Принципиальные схемы
1. Что такое принципиальная схема?
2. Четкость действия схемы.
3. Удобство эксплуатации.
4. Правила выполнения схем.
5. Условные, графические обозначение элементов схем.
Тема: Схемы соединений и подключений
1. Схема внешних подключений.
2. Типы электрических схем соединений и подключений.
3. Функциональный чертеж.
4. Особенности внешнего подключения.
5. Структурный тип.
Тема: Основные элементы автоматики
1. Механизация- это…
2. Автоматическим управляющим устройством называют…
3. Регулируемые параметры управляемого процесса.
4. Линии обратной связи- это…
5. Виды автоматических систем.
Тема: Первичные преобразователи
1. Функциональные схемы измерительных преобразователей.
2. Основные требования к первичным преобразователям.
3. Классификация первичных преобразователей.
4. Основные характеристики первичных преобразователей.
5. Абсолютная погрешность первичного преобразователя.
Тема: Вторичные преобразователи
2. Классификация вторичных преобразователей.
3. Основные характеристики вторичных преобразователей.
4. Потенциометрический метод измерения.
5. Цифровые вторичные преобразователи.
Тема: Релейные элементы
1. Принцип воздействия на выходную цепь.
2. Статическая характеристика.
3. Основные виды защиты.
4. Эксплуатация РЗА.
5. Общие характеристики релейных элементов.
Тема: Автоматические регуляторы
1. Автоматизация – это…
2. Поведение конкретной САР зависит от действия…
3. Регуляторы давления.
4. Основы автоматического регулирования.
5. Автоматическое регулирование с помощью микропроцессоров.
Тема: Исполнительные механизмы
1. Дросселирующие регулирующие органы.
2. К вспомогательным блокам исполнительных устройств относят…
3. Основная характеристика.
4. Исполнительные механизмы и устройства.
5. Общие сведения.
Тема: Цифровые автоматические системы
1. Цифровые автоматические системы.
2. Устройства и аппаратура.
3. Функции центрального вычислительного устройства.
4. Универсальная ЭВМ.
5. Дискретная природа вычислительного устройства.
Тема: Классификация САУ
1. Обыкновенные системы.
2. Разомкнутые системы автоматического управления.
3. Замкнутые системы автоматического управления.
4. Системами автоматического регулирования.
5. Классы автоматических систем управления.
Тема: Элементарные звенья автоматики
1. Звено направленного действия.
2. Входные и выходные звенья.
3. Безынерционное звено.
4. Дифференцирующее звено.
5. Колебательное звено.
Тема: Статистические и динамические характеристики
1. Статические характеристики.
2. Динамические характеристики.
3. Временные характеристики.
4. Частотные характеристики.
5. Статические, астатические элементы.
Тема: Определение устойчивости САУ
1. Устойчивость САУ.
2. Качество управления САУ.
3. Фундаментальные противоречия в рамках теории управления.
4. Длительность переходного процесса.
5. Колебательность N.
Тема: Технологические требования по разработке систем автоматического управления
1. Цель и задача системы автоматического управления.
2. Какие блоки составляют объект управления?
3. Какие режимы объекта управления и его блоков и сколько технологически допустимых пе-реходов между этими режимами?
4. Какие датчики и исполнительные элементы могут быть применены для данной системы?
5. Какие функциональные и управляющие связи имеются между блоками, которые определя-ют будущую систему?
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рас-сказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обуча-ющихся).
6.3 Комплект заданий для контрольной работы
Автоматические регуляторы
1. К регулирующим органам не относятся :
а) заслонки б) клапаны в) закрылки г) шиберы д) задвижки
2. Условное изображение относится к звену:
а) усилительному б) апериодическому в) колебательному г) интегрирующему д) дифференциру-ющему е) чистого запаздывания
3. Не существует закона регулирования:
а) позиционного б) пропорционального в) интегрального г) позиционно-интегрального д) пропор-ционально-интегрального.
4. Регулирование с предварением осуществляется регулятором:
а) позиционным б) пропорционально-дифференциальным в) интегральным.
5. Какие регуляторы имеют:
а) жесткую обратную связь? б) гибкую обратную связь? в) не имеют обратной связи?
6. Не бывает в чистом виде регуляторов:
а) позиционных б) пропорциональных в) интегральных г) дифференциальных
7. Назовите устройство, осуществляющее гибкую обратную связь.
А) Датчик В) Контроллер С) Регулятор D) Задатчик E) Исполнительный элемент
8. Найдите соответствие : А. Аналоговый вход PID контроллера В. Аналоговый выход PID кон-троллера
1) состоит из пропорциональной (P), интегральной (I) и дифференциальной (D) составляющих. 2) называется «измерение» или «переменная процесса» или "Process Variable" или "PV".
9. Найдите соответствие: A. Выходная величина этого контроллера меняется непрерывно в зави-симости от отклонения системы. B. Выходная переменная этого типа контроллера может только изменяться шагами.
1. PID контроллер. 2. on-off контроллер
10. Задачами PID регулятора являются:
A. автоматическое управление и отсутствие постоянного наблюдения оператора. B. осуществле-ние регулирующего воздействия с минимальной погрешностью. C. уменьшение ошибки регулиро-вания до нуля D. компенсация низкочастотных возмущений.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
6.6 Представление конспекта по темам
Перечень тем:
1. Принципиальные схемы.
2. Основные элементы автоматики.
3. Первичные преобразователи.
4. Вторичные преобразователи.
5. Релейные элементы.
6. Исполнительные механизмы.
7. Цифровые автоматические системы.
8. Классификация САУ.
9. Элементарные звенья автоматики.
10. Статистические и динамические характеристики.
11. Определение устойчивости САУ.
12. Технологические требования по разработке систем автоматического управления.
Критерии оценивания:
- содержательность конспекта, соответствие плану;
- отражение основных положений;
- ясность, лаконичность изложения мыслей;
- грамотность изложения;
- конспект сдан в срок.
Тема: Классификация электрических схем
6. Электрическая схема - это…
7. Идеализированные элементы электрических цепей.
8. Узел – это…
9. Контур- это..
10. Активные и пассивные цепи.
Тема: Принципиальные схемы
6. Что такое принципиальная схема?
7. Четкость действия схемы.
8. Удобство эксплуатации.
9. Правила выполнения схем.
10. Условные, графические обозначение элементов схем.
Тема: Основные элементы автоматики
1. Механизация- это…
2. Автоматическим управляющим устройством называют…
3. Регулируемые параметры управляемого процесса.
4. Линии обратной связи- это…
5. Виды автоматических систем.
Критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на лабораторную работу в соответствии с заданием;
– степень усвоения теоретического материала по теме лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной про-граммной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
6.8 Комплект тестовых заданий
Введение. Основные понятия и терминология.
Датчиком называется:
1. Устройство, усиливающее сигнал, поступающий с выхода первичного преобразовате-ля.
2. Устройство, которое автоматически поддерживает постоянное значение выходной ве-личины.
3. Устройство, преобразующее контролируемую величину в выходной сигнал, удобный для передачи и дальнейшей обработки.
4. Усилительное устройство
Классификация устройств и элементов автоматики производится по:
1. Принципу действия
2. По функциональному назначению и виду энергии на входе и выходе
3. По статистической характеристике
4. По динамической характеристике
Передаточный коэффициент элемента автоматики называется статистическим в случае
1) 2) 3) 4)
Генераторные датчики:
1. Преобразуют контролируемый параметр в выходную величину
2. Вырабатывают ЭДС под действием измеряемой величины
3. Имеют выходной сигнал, пропорциональный измеряемой величине
4. Применяются как аккумуляторы
Потенциометрические датчики широко используются для …
1. Измерения деформаций
2. преобразования линейного или углового перемещения
3. измерения температуры
4. измерения давления
Принцип действия какого датчика описывается выражением Е=
1. электронного
2. температурного
3. индукционного
4. пьезоэлектрического
Измерительные преобразователи подразделяются на…
1. Электрические и механические 2. Первичные и вторичные
3. Релейные и позиционные 4.Гидравлические и пневматические
Выберите датчик для прибора КСМ 4
Теплоэлектрические датчики перечислены в варианте…
1. Термопары, термобиметаллические, тепломеханические
2. Металлические терморезисторы, полупроводниковые терморезисторы
3. Дилатометрические
4. Термобиметаллические
При нагреве металлического терморезистора его сопротивление…
1. Остается постоянным 2. Уменьшается
3.Увеличивается 4. Наблюдается релейный эффект
Критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Место РГР в структуре дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины, освоение которых обучающимися сопровождается или завер-шается выполнением РГР Компетенции, формирование/развитие которых обеспечивается в ходе выполнения и защиты (сдачи)
КП
№ Наименование
1 2 3
1 Принципиальные схемы (ОПК-1)
2 Схемы соединений и подключе-ний (ОПК-1)
3 Основные элементы автоматики (ОПК-1)
4 Первичные преобразователи (ОПК-1)
5 Вторичные преобразователи (ОПК-1)
6 Принципиальные схемы (ОПК-1)
Перечень примерных тем РГР
1. Устройство и принцип действия КСМ-4
2. Устройство и принцип действия КСП
3. Методика подбора вторичных приборов
4. Принципы построения микропроцессорных систем
5. Внешняя и оперативная память
6. Ввод и вывод информации
7. Расчет устойчивости методом Вышнеградского
8. Расчет устойчивости методом Гурвича.
9. Запас устойчивости
10. Автоматизация процессов микроклимата
11. Автоматизация водоснабжения
Критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использова-ния рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
6.4 Темы для рефератов
Схемы соединений и подключений
1. Схема внешних подключений.
2. Типы электрических схем соединений и подключений.
3. Функциональный чертеж.
4. Особенности внешнего подключения.
5. Структурный тип.
Критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие граммати-ческих ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п