учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение теоретическими основами и практическими методами расчетов эксплуатация и техническое обслуживание теплоэнергетического оборудования электростанций и тепловых сетей; участие в раз-работке и осуществлении условий эффективной и технологически безопасной эксплуатации; ознакомление с современными подходами к расчету сложных систем, элементами рационального проектирования конструкций.
ПКС-6: Готов участвовать в тепловых, плановых испытаниях и ремонтах технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работах;
ПКС-6 Готов участвовать в тепловых, плановых испытаниях и ремонтах технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работах
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
3 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор, 3 стендов. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями (Беспроводная) Кнопка компьютерная SimplyWorks Switch 75 беспроводная Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE.
Бадмаев, Юрий Цырендоржиевич. Методические указания для практических занятий с обучающимися инженерного факультета по дисциплине "Котельные установки и парогенераторы" (направление подготовки - Энергообеспечение предприятий, квалификация (степень) выпускника - бакалавр; форма обучения - очная, заочная / Ю. Ц. Бадмаев; Департамент кадровой политики и образ. Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. "Электрификация и автоматизация сел. хоз-ва". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 40 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2338
Источники и системы теплоснабжения : лабораторный практикум для обучающихся по направлению подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника" / М. Б. Балданов ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 50 с. -
http://bgsha.ru/art.php?i=4159.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая
Темы для рефератов
Кейс-задачи
Задания для выполнения самостоятельных работ
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Источники и системы теплоснабжения
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Перечень экзаменационных вопросов
2. Предмет и содержание курса. Назначение и область применения источников и систем теплоснабжения предприятий (ПКС-6).
3. Понятие о централизованном и децентрализованном теплоснабжении. (ПКС-6).
4. Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии. (ПКС-6).
5. Оценка эффективности теплофикации. (ПКС-6).
6. Определение расхода топлива на раздельную выработку электрической энергии и тепло-ты. (ПКС-6).
7. Методика расчета потерь теплоты зданиями. (ПКС-6).
8. Тепловой баланс помещений. (ПКС-6).
9. Классификация тепловых нагрузок. (ПКС-6).
10. Часовые и годовые графики расходов теплоты жилыми и промышленными районами. (ПКС-6).
11. Методы расчета часовых и годовых расходов теплоты на отопление, вентиляцию (ПКС-6).
12. Методы расчета горячее водоснабжение, кондиционирование (ПКС-6).
13. Классификация систем теплоснабжения (ПКС-6).
14. Выбор теплоносителя и системы теплоснабжения (ПКС-6).
15. Требования к качеству сетевой воды (ПКС-6).
16. Выбор основного и вспомогательного оборудования котельных (ПКС-6).
17. Выбор метода и схемы водоподготовки в производственных котельных (ПКС-6).
18. Методика составления и расчета тепловых схем ТЭЦ (ПКС-6).
20. Совместная работа котельных и ТЭЦ в системах теплоснабжения (ПКС-6).
21. Методы и схемы водоподготовки на ТЭЦ (ПКС-6).
22. Очистка дымовых газов ТЭЦ от вредных выбросов (ПКС-6).
23. Принципиальные схемы, параметры и оборудование энергетических газотурбинных установок (ГТУ) ( ПКС-6).
24. Методы повышения тепловой эффективности ГТУ (ПКС-6).
25. Особенности тепловых схем теплофикационных ГТУ (ПКС-6).
26. Принципиальные схемы, параметры и оборудование парогазовых установок (ПКС-6).
27. Особенности теплофикационных установок ПГУ (ПКС-6).
28. Возобновляемые источники энергии. (ПКС-6).
29. Установки, использующие вторичные энергетические ресурсы для генерации тепла и элек-троэнергии. (ПКС-6).
30. Основные методы регулирования тепловой нагрузки. (ПКС-6).
31. Тепловые характеристики теплообменных аппаратов систем теплоснабжения. (ПКС-6).
32. Конструкция теплопроводов (ПКС-6).
33. Теплоизоляционные материалы и конструкции. (ПКС-6).
34. Виды прокладок тепловых сетей. (ПКС-6).
35. Трубы и их соединения. Опоры (ПКС-6).
36. Компенсация температурных деформаций. (ПКС-6).
37. Конденсатосборные установки (ПКС-6).
38. Смесительные узлы (ПКС-6).
39. Аккумуляторы теплоты (ПКС-6).
40. Защита местных установок горячего водоснабжения от коррозии, шлама и накипи (ПКС-6).
41. Автоматизация тепловых подстанций (ПКС-6).
42. Технологические схемы и компоновка насосных станций (ПКС-6).
Перечень вопросов к зачету, зачету с оценкой по дисциплине (модулю)
1. Виды топлив и их характеристики (ПКС-6).
2. Теплота сгорания топлива. Высшая и низшая теплота сгорания топлива (ПКС-6).
3. Условное топливо. Перерасчет видов топлива в условное топливо (ПКС-6).
4. Перерасчет тепловой энергии и электроэнергии в условное топливо (ПКС-6).
5. Тепловая энергия. Способы получения и передачи с теплоносителем (ПКС-6).
6. Электроэнергия. Способы получения. Передача электрической энергии (ПКС-6).
7. Промышленное производство электроэнергии, виды и типы электростанций (ПКС-6. Тепловые электростанции. ТЭС, ТЭЦ (ПКС-6).
8. Атомные электростанции (ПКС-6).
10. Превращения ядерного горючего в топливном цикле (ПКС-6).
11. Теплофикация, роль ТЭЦ и котельных в еѐ системе (ПКС-6).
12. Классификация централизованных систем теплоснабжения (ПКС-6).
13. Децентрализованные системы теплоснабжения (ПКС-6).
14. Магистральные и распределительные электрические сети (ПКС-6).).
15. Нетрадиционные источники энергии. Возобновляемые источники энергии (ПКС-6).
16. Понятие энергетики. Энергетическая система (ПКС-6).
17. Системы энергообеспечения предприятий (ПКС-6).
18. Актуальность и потенциал энергосбережения в РФ (ПКС-6).
19. Энергетическая стратегия России (ПКС-6).
20. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ПКС-6).
21. Элетрическая энергия (ПКС-6).
22. Тепловая энергетика (ПКС-6).
23. Перспективы развития энергетики в РБ (ПКС-6).
24. Топлино энергетические ресурсы в России (ПКС-6).
25. Энергооборудование на твердом топливе (ПКС-6).
26. Система теплоснабжения с/х предприятий (ПКС-6).
27. Холодильное оборудование в с/х производстве (ПКС-6).
28. Виды и типы, принцип работы компрессорного оборудования (ПКС-6).
29. Вентиляционные технологии в сельском хозяйстве (ПКС-6).
30. Тепловые солнечные системы и установки (ПКС-6).
31. Фотоэлектрические солнечные системы (ПКС-6).
32. Ветровая энергетика, системы и установки (ПКС-6).
33. Энергия биомасс, биогазовые установки (ПКС-6).
34. Твердое топливо. Основные их характеристики (ПКС-6).
35. Энергия твердых бытовых отходов. Системы и установки (ПКС-6).).
36. Жидкое топливо: бензин, дизтопливо и их характеристики (ПКС-6).
37. Газовая энергетика в сельском хозяйстве (ПКС-6).
39. Автоматизация теплообеспечения (ПКС-6).
40. Элементы и системы котельной установки (ПКС-6).
41. Автоматизация горячего водоснабжения (ПКС-6).
42. Элементы автоматики котлоагрегатов (ПКС-6).
43. Электрические обогревательные системы и установки (ПКС-6).
44. Система теплоснабжения частного сектора (ПКС-6).
45. Система газоснабжения частного сектора (ПКС-6).
Перечень тем для написания контрольных работ
- Атомные электростанции;
- Атомные теплоэлектростанции;
- Гидроэлектростанции;
- Ветровые электростанции;
- Солнечные электростанции;
- Тепловые электростанции;
- Тепловые электроцентрали
. Перечень вопросов к входному контролю
1. Что такое мощность, работа, энергия?
2. В каких единицах измеряется мощность, работа, энергия?
3. Закон передачи теплоты от одного тела другому?
4. Что будет происходить с давлением внутри герметичного сосуда при увеличении и при умень-шении температуры?
5. Как изменяются свойства воды при ее охлаждении менее 0 0С и нагреве более 100 0С
6. Можно ли нагреть воду более 100 0С Что нужно предпринять?
7. Что нужно предпринять для кипения воды при температуре менее 100 0С?
8. Что произойдет с температурой воздуха при резком сжатии и при резком разрежении в сосуде?
9. Как изменится температура тела при конденсации паров воды на поверхности тела?
10. Как изменится температура тела при испарении воды с поверхности тела?
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1. Источниками тепловой энергии в системе централизованного теплоснабжения являются:
А- ТЭЦ и котельные
В- ГРЭС
С- индивидуальные котлы
D- КЭС
E- АЭС
2. Теплофикацией называется:
А- выработка электроэнергии
В- централизованное теплоснабжение на базе комбинированной выработки тепловой и элек-трической энергии
С- выработка тепловой энергии
D- передача электроэнергии на большие расстояния
E- потребление тепловой энергии
3. Виды тепловых нагрузок :
А- сезонные и круглогодовые
В- на отопление и вентиляцию
С- технологические
D-горячее водоснабжение и вентиляция
E- электрические и технологические
4. К сезонным тепловым нагрузкам относятся:
А- горячее водоснабжение
В- отопление и вентиляция
С – технологическая
D- электроснабжение
E- канализация
5. Коэффициент инфильтрации учитывает:
А- теплопроводность стен
В- теплопередачу стен, окон, полов и потолков
С- долю расхода тепла на подогрев наружного воздуха, поступающего через неплотности
D- теплопередачу изоляционного слоя
E- количество теплоты, теряемого через неплотности ограждений
6. В зависимости от источника приготовления тепла различают системы теплоснабжения:
А- централизованные и децентрализованные
В- однотрубные и многотрубные водяные
С- многоступенчатые и одноступенчатые
E- водяные, пароые и газовые
7. Водяные системы по способу подачи воды на горячее водоснабжение делят на :
А- многоступенчатые и одноступенчатые
В- открытые и закрытые
С- централизованные и децентрализованные
D- водяные и паровые
E- однотрубные и многотрубные
8. Схемы присоединения местных систем отопления различаются:
А- зависимые и независимые
В- одноступенчатые и многоступенчатые
С- паровые и водяные
D- однотрубные и многотрубные водяные
E- однотрубные и многотрубные паровые
9. В зависимых схемах присоединения теплоноситель поступает :
А- непосредственно из тепловых сетей в отопительные приборы
В- из тепловой сети в подогреватель
С- из подогревателя в тепловую сеть
D- непосредственно из тепловых сетей в аккумулятор
E- непосредственно из тепловых сетей в смесительный узел
10. Системы горячего водоснабжения по месту расположения источника разделяются на:
А- с естественной циркуляцией и с принудительной циркуляцией
В- централизованные и децентрализованные
С- с аккумулятором и без аккумулятора
D- однотрубные и многотрубные
E- водяные и паровые
11. Регулирование тепловой нагрузки по месту регулирования различают :
А- центральное, групповое, местное
В- количественное и качественное
С- автоматическое и ручное
D- пневматическое и гидравлическое
E- прямоточное и с рециркуляцией
12. Качественное регулирование тепловой нагрузки осуществляется:
А- изменением температуры теплоносителя при постоянном расходе
В- изменением расхода теплоносителя при постоянной температуре
С- пропусками подачи теплоносителя
D- изменением диаметра труб
E- изменением давления теплоносителя
13. Грязевики, элеваторы, насосы, подогреватели являются оборудованием:
А- ЦТП
В- МТП
С- тепловых камер
D- ТЭЦ
E- котельной установки
14. Задачей гидравлического расчета тепловых сетей является:
А- определение потерь теплоты
В- определение диаметра труб и потерь давления
С- определение скорости движения теплоносителя
D- определение потерь расхода теплоносителя
E- расчет тепловой нагрузки
15. Потери давления при движении теплоносителя по трубам складывается из :
А- потерь давления на трение и местные сопротивления
В- потерь напора на турбулентность движения
С- потерь теплоты при трении
D- потерь теплоты через изоляционный слой
E- потерь теплоносителя
16. Пьезометрический график позволяет определить:
А- предельно допустимые напоры
В- давление или напор в любой точке тепловой сети
С- статический напор
D- потери теплоты при движении теплоносителя
E- диаметр трубопровода
17. Компенсация температурных удлинений труб производится:
А- подвижными опорами
В- неподвижными опорами
С- компенсаторами
D- запорной арматурой
E- подпиточными насосами
А- линейным удлинением труб при нагревании
В- скольжением опор при охлаждении
С- трением теплопроводов по опоре
D- статическим напором
E- потерями теплоты при движении теплоносителя
19. Проходные каналы относятся к следующему типу прокладок:
А- надземной
В- подземной бесканальной
С- подземной канальной
D- воздушной на мачтах
E- подводной
20. Канальные прокладки теплопроводов предназначены для:
А- защиты теплопроводов от воздействия грунта и коррозионного влияния почвы
В- защиты теплопроводов от воздействия атмосферных осадков
С- защиты теплопроводов от потерь теплоты
D- компенсации температурных удлинений труб
E- циркуляции теплоносителя
Вариант 2
1. При прокладке в одном направлении не менее 5 труб применяются:
А- непроходные каналы
В- проходные каналы
С- полупроходные каналы
D- стальные трубы
E- пластмассовые каналы
2. По принципу работы высокие стойки подразделяются на:
А- жесткие, гибкие и качающиеся
В- вертикальные, горизонтальные
С- одноветвевые, двухветвевые
D- водяные и паровые
E- однотрубные и многотрубные
3. Назначение тепловой изоляции:
А- защита от воздействия грунта
В- уменьшение тепловых потерь
С- поддержание гидравлического режима тепловой сети
D- компенсация температурных удлинений труб
E- защиты теплопроводов от воздействия атмосферных осадков
4. Теплоизоляционные материалы должны обладать:
А- высокими теплозащитными свойствами
В- высоким коэффициентом теплопроводности
С- коррозионно- агрессивными свойствами
D- низкими теплозащитными свойствами
E- высокими механическими свойствами
5. Антикоррозионную обработку наружной поверхности труб при температуре теплоносителя до 150° С производят:
А- битумной грунтовкой
В- бензином
С- органическими растворителями
D- минеральной ватой
E- любым теплоизоляционным материалом
6. Тепловые потери в тепловых сетях бывают:
А- линейные и местные
В- в окружающую среду через теплоизоляцию
С- гидравлические и статические
D- аварийные и базовые
E- непрерывные и периодические
7. К основному оборудованию ТЭЦ относятся :
А- насосы и подогреватели
В- теплопроводы и РОУ
С- котел и турбина
D- ЦТП и МТП
E- тепловые узлы и абонентские вводы
8. Водоподготовка для тепловых сетей включает следующие операции:
А-механическое фильтрование
В- осветление, умягчение, деаэрация
С- регенерация ионитов
D-взрыхление и отмывка ионитов
E- регенерация и отмывка ионитов
9. Испытания тепловых сетей бывают:
В- наладочные и аварийные
С- пусковые и эксплутационные
D- непрерывные и периодические
E- летние и зимние
10. Задачей наладки тепловых сетей является:
А- обеспечение расчетного распределения теплоносителя у всех потребителей
В- определение плотности и прочности трубопроводов
С- определение потерь тепла
D- компенсация температурных удлинений труб
E- обеспечение безаварийной эксплуатации тепловых сетей
11.Для теплоснабжения потребителей используются теплоносители:
А- вода и водяной пар
В- дымовые газы
С- инертные газы
D- перегретый пар
E- горячий воздух
12. Длительность отопительного сезона зависит от:
А- мощности станции
В- климатических условий
С- температуры воздуха в помещениях
D- температуры теплоносителя
E- потерь теплоты теплоносителя
13. Система централизованного теплоснабжения включает в себя:
А- источник теплоты, теплопроводы, тепловые пункты
В- источник теплоты, потребители
С- ЦТП и абонентские вводы
D- МТП и ЦТП
E- котел и турбину
14. По характеру циркуляции различают системы отопления:
А- с естественным и принудительным движением воды
В- открытые и закрытые
С- централизованные и децентрализованные
D- водяные и паровые
E- однотрубные и многотрубные водяные
15. Изменение температуры теплоносителя при постоянном его расходе относится к методу регулирования тепловой нагрузки:
А- количественному
В- прерывистому
С- качественному
D- сезонному
E- круглогодичному
16. Изменение расхода теплоносителя при постоянной его температуре относится к методу регулирования тепловой нагрузки:
А- количественному
В- прерывистому
С- качественному
D- сезонному
E- круглогодичному
17. В независимых схемах присоединения теплоноситель поступает
А- непосредственно из тепловых сетей в отопительные приборы
В- из тепловой сети в подогреватель
С- из подогревателя в тепловую сеть
D- непосредственно из тепловых сетей в аккумулятор
E- непосредственно из тепловых сетей в смесительный узел
18. В одноступенчатых системах теплоснабжения потребители присоединяют:
А- непосредственно к тепловым сетям
В- к ЦТП
С- к МТП
D- к котельной установке
E- к тепловому узлу
19. Сетевая вода используется как греющая среда для нагревания водопроводной воды в:
А- открытых системах
В- закрытых системах
С- паровых системах
D- однотрубных системах
E- многотрубных водяных системах
20. Тепловые потери в тепловых сетях бывают:
В- в окружающую среду через теплоизоляцию
С- гидравлические и статические
D- аварийные и базовые
E- непрерывные и периодические
Вариант 3
1. Один и тот же теплоноситель циркулирует как в теплосети, так и в отопительной системе
А- в зависимых схемах присоединения
В- в независимых схемах присоединения
С- в открытых системах
D- однотрубных системах
E-многотрубных системах
2. Для регулирования температуры воды в подающем трубопроводе теплосети устанавливают:
А- грязевики
В- подогреватели
С- элеваторы
D- подпиточные насосы
E- конденсатосборники
3. Постоянство расхода воды обеспечивается:
А- регуляторами расхода
В- регуляторами температуры
С- дроссельными шайбами
D- подогревателями
E- элеваторами
4. Шероховатостью трубы называют:
А- турбулентный режим движения теплоносителя
В- выступы и неровности, влияющие на линейные потери давления
С- гидравлические сопротивления
D- потери напора на гидравлические сопротивления
E- потери температуры теплоносителя
5. Изменение расхода теплоносителя при постоянной его температуре относится к методу регулирования тепловой нагрузки:
А- количественному
В- прерывистому
С- качественному
D- сезонному
E- круглогодичному
6. Давление, выраженное в линейных единицах измерения, называется:
А- гидродинамическим давлением
В- пьезометрическим напором
С- геометрическим напором
D- статическим давлением
E- избыточным давлением
7. Предельно допустимый напор для чугунных радиаторов:
А- 80 м
В- 140 м
С- 60 м
D- 20 м
E- 200 м
8. Аварийная подпитка в закрытых системах теплоснабжения предусматривается в разме-ре:
А- 2%
В-12%
С- 22%
D- 90%
E- 33%
9. Гидравлическим режимом тепловых сетей определяется:
А- взаимосвязь между температурой теплоносителя и его расходом
В- взаимосвязь между расходом теплоносителя и давлением в различных точках системы
С- взаимосвязь между расходом теплоносителя и его сопротивлением
D- гидравлические сопротивления
E- коэффициентом теплопроводности
10. Расчет гидравлического режима сводится к определению :
А- потерь давления при известных расходах воды
В- расходов воды при заданном давлении
С- сопротивления сети
D- коэффициента теплопроводности
E- потерь теплоты теплоносителя
11. Редукционно-охладительные установки (РОУ) служат для:
В- выработки острого пара
С- снижения давления и температуры острого пара
D- защиты теплопроводов от воздействия атмосферных осадков
E- циркуляции теплоносителя
12. Паровые компрессоры служат для:
А- повышения давления пара
В- повышения температуры пара
С- понижения давления пара
D- обеспечения циркуляции теплоносителя
E- защиты теплопроводов от воздействия атмосферных осадков
13. Деаэрация предназначена для:
А- удаления из воды растворенных солей
В- удаления из воды грубодисперсных примесей
С- удаления из воды кислорода и углекислого газа
D- удаления из воды накипеобразователей
E- снижения давления и температуры острого пара
14. Система отопления получает тепло независимо от системы горячего водоснабжения при:
А- связанной подаче
В- смешанной подаче
С-независимой подаче
D-зависимой подаче
E-нормальной подаче
15. Схемы сбора конденсата в паровых системах бывают:
А- открытыми и закрытыми
В- параллельными и последовательными
С- прямоточными и противоточными
D-зависимыми и независимыми
E-прямоточными и смешанными
16. Для поддержания заданных параметров теплоносителя, поступающего в системы отопления, горячего водоснабжения тепловые пункты оснащаются:
А- конденсатосборниками
В- смесительными насосами
С- автоматическими регуляторами
D- грязевиками
E-запорной арматурой
17. Регуляторы, работающие с использованием постороннего источника энергии, называются:
А- регуляторами давления
В- регуляторами температуры
С- обратным клапаном
D- регуляторами прямого действия
E-регуляторами непрямого действия
18. Системы горячего водоснабжения , состоящие только из подающих трубопроводов, называются:
А- кольцевые
В- закрытые
С- циркуляционные
D-тупиковые
E-централизованные
19. Совокупность мероприятий по изменению теплоотдачи приборов в соответствии с из-менением потребности в тепле нагреваемых ими сред, называется:
А- регулированием отпуска тепла
В- аккумулированием тепла
С- опрессовкой системы теплоснабжения
D- промывкой системы теплоснабжения
E-испытанием системы теплоснабжения
20. Уклон тепловых сетей на участках должен приниматься:
А-не более 0,002
В-0,2-0,8
С-не менее 0,002
D- не имеет значения
E-не более 0.05
Вариант 4
1 .Для сбора влаги в пониженных точках трассы устраивают:
А- приямки
В-воздушники
С- низкие опры
D-сальниковые компенсаторы
E- камеры
А- подающие и обратные
В- бетонные и железобетонные
С- магистральные и местные
D- монолитные и засыпные
E-разгруженные и неразгруженные
3. По принципу работы компенсаторы подразделяются на:
А-гибкие и волнистые шарнирного типа
В-сальниковые и линзовые
С-осевые и радиальные
D-подвижные и неподвижные
E- с предварительной растяжкой и без предварительной растяжки
4. Для восприятия усилий, возникающих в теплопроводах, и передачи их на несущие кон-струкции или грунт устанавливают:
А- опоры
В-компенсаторы
С- запорную арматуру
D- конденсатосборники
E- колодцы и приямки
5. Для закрепления трубопровода в отдельных точках и восприятия усилий, возникающих на участках, предназначены:
А- железобетонные каналы
В- конденсатосборники
С- компенсаторы
D- подвижные опоры
E- неподвижные опоры
6. В результате взаимодействия металла с агрессивными растворами грунта возникает:
А- электрохимическая коррозия
В- химическая коррозия
С- теплоотдача от теплоносителя
D-теплопотери
E- температурное удлинение металла
7. Задачей гидравлического расчета тепловых сетей является:
А- определение тепловых потерь
В-определение потерь давления теплоносителя и диаметра трубопровода
С- определение допустимого напряжения материала трубы
D- определение толщины стенки трубы
E- определение расхода теплоносителя
8. Разность напоров в подающей и обратной линиях для любой точки сети называется:
А- располагаемым напором
В- статическим напором
С- пъезометрическим напором
D- скоростным напором
E- потерей напора
9.Нейтральной называется точка, в которой:
А- статический напор равен нулю
В- максимальный пьезометрический напор
С- поддерживается постоянный напор, как при гидродинамическом, так и при статическом ре-жимах
D- минимальный пьезометрический напор
E- при статическом режиме напор соответствует максимально допустимому
10. Отопление, при котором генератор тепла и нагревательный прибор конструктивно скомпонованы вместе и установлены в обогреваемом помещении, называется:
А- местным
В-центральным
С- воздушным
D- водяным
E- паровым
11. По преобладающему виду теплоотдачи нагревательных приборов системы отопления бывают:
А-водяные и паровые
В- местные и центральные
С- лучистые, конвективные, панельно-лучистые
D- конвективные и радиационные
E- низкого, высокого давления
12. Основным элементом системы отопления являются:
А-генератор тепла
В- нагревательные приборы
С- теплопроводы
D- обогреваемые помещения
13. Отопительный прибор, выполненный из стальных труб, на которые наносится пла-стинчатое оребрение, называется:
А-радиатором
В- отопительной панелью
С- ребристые трубы
D- змеевиком
E- конвектором
14. Системы водяного отопления по способу циркуляции воды делятся на:
А-с естественной циркуляцией и с насосной циркуляцией
В- двухтрубные и однотрубные
С- местные и центральные
D- тупиковые и с попутным движением
E- с верхней и нижней разводкой
15. По месту расположения распределительных горизонтальных трубопроводов горячего водоснабжения системы отопления делятся на системы:
А- с естественной циркуляцией и с насосной циркуляцией
В- с верхней и нижней разводкой
С- двухтрубные и однотрубные
D- тупиковые и с попутным движением
E- местные и центральные
16. Системы парового отопления по связи с атмосферой бывают:
А- низкого, высокого давления
В- двухтрубные и однотрубные
С- замкнутые и разомкнутые
D- открытые и закрытые
E- тупиковые и с попутным движением
17. При необходимости понижения давления пара перед системой парового отопления устанавливают:
А-редукционные клапаны
В- конденсатоотводчик
С- насос
D- регулятор давления
E- элеватор
18. Системы воздушного отопления по виду первичного теплоносителя подразделяют на:
А- местные и центральные
В- с естественной циркуляцией и с насосной циркуляцией
С-рециркуляционные и прямоточные
D- тупиковые и с попутным движением
E- паровоздушные, водовоздушные
19. В помещениях, в которых воздух не загрязнен вредными веществами применяют си-стемы воздушного отопления:
А-с частичной рециркуляцией
В- с полной рециркуляцией
С-прямоточные
D- с параллельными струями
E- с веерными струями
20. Емкость, предназначенная для хранения горячей воды в целях выравнивания суточно-го графика расхода воды в системе теплоснабжения, а также для создания и хранения за-паса подпиточной воды на источнике теплоты, называется:
А-котел
В- конденсатосборник
С- водоподогреватель
D- грязевик
E- бак-аккумулятор горячей воды
– Расчет системы теплоснабжения предприятия
– Расчет системы теплоснабжения населенного пункта
. Кейс - задачи
Задания.
1) Определить состав рабочей массы челябинского угля марки М, если состав его горючей массы: Сг=68,0%, Нг=5,1%, Sлг=2,4%, Nг=1,9%, Ог=22,6%. Зольность сухой массы Ас=36,2%, влажность рабочая Wр=18,5%.
2) Теплоэлектроцентраль израсходовала Втэц = 80*106 кг/год топлива, выработав при этом электроэнергии Э = 49*1010 кДж/год и отпустив теплоты внешним потребителям Q = 38,6*1010 кДж/год. Определить удельный суммарный расход условного топлива на выработку 1 МДж энергии, если топливный эквивалент сжигаемого топлива КЭ=0,9 и КПД котельной установки ηк.у=0,89.
3) В сосуде объемом 300 л находится кислород при давлении Р1 = 2 бар и температуре t = 20 °С. Какое количество теплоты необходимо подвести, чтобы температура кислорода по-высилась до температуры t =300 °С? Какое давление установится при этом в сосуде? Зависимость теплоемкости от температуры принять нелинейной C = 0,9173 +
4) 0,01 кг воздуха при Р1 = 10 бар и t1 = 25 °С расширяется в цилиндре с подвижным порш-нем до давления Р2 = 1 бар. Определить конечный объем, конечную температуру, количество подведенного тепла и полученную работу, если расширение в цилиндре происходит: а) изотермически; б) адиабатно; в) политропно с показателем n = 1,3.
5) Железный электропровод диаметром d=10 мм охлаждается поперечным потоком воздуха, скорость и средняя температура которого соответственно равны ω=2 м/с и tж=15ºС. Определить коэффициент теплоотдачи поверхности провода и допустимую силу тока в электропроводе при условии, что температура провода не должна превышать tст=95ºС. Удельное сопротивление провода ρ=0,098 Ом·мм2/м.
6) Электропровод диаметром d1 = 5 мм имеет температуру tсж 1 =70 °С и охлаждается потоком воздуха, который имеет температуру tж=15 ºС. Коэффициент теплоотдачи от поверхности провода воздуху α1=8 Вт/(м2·°С). Определить температуру стенки t1 сж 1 которую будет иметь провод, если покрыть его каучуковой изоляцией толщиной 2 мм, а силу тока в проводе оставить неизменной. Коэффициент теплопроводности каучука λи=0,15 Вт/(м·°С). Коэф-фициент теплоотдачи от поверхности изоляции к воздуху αи=5 Вт/(м2·°С).
7) Энтальпия влажного насыщенного пара при давлении Р1 = 14 бар составляет hх =2705 кДж/кг. Как изменится степень сухости пара, если к 1 кг его будет подведено 40 кДж теплоты при постоянном давлении.
8) Воздух с параметрами t1= 20 ℃, и φ1= 60%, используемый для сушки, сначала подогрева-ется в калорифере до t2= 95 ºС, а затем направляется в сушильную камеру, откуда отработавший сушильный агент выходит при t3= 35ºС. Определить конечные параметры воздуха: влагосодержание, относительную влажность, абсолютную влажность, парциальное давление водяного пара, температуру мокрого термометра, температуру точки росы, а также расход воздуха и тепла на 1 кг испаренной влаги. Показать найденные параметры отработавшего сушильного агента и в целом процесс сушки в H,d- диаграмме.
9) Определить относительный электрический к. п. д. турбогенератора, если параметры пара перед турбиной: р0= 4 МПа, t0= 390°С; за турбиной: р2 = 1 МПа, t2= 240 °С, механический к. п. д. турбины ηм = 0,97 и к. п. д. электрического генератора ηг = 0,95.
10) Для использования теплоты газов, уходящих из паровых котлов, газоходах последних устанавливают водоподогреватели, называемые водяными экономайзерами. Минимально допустимая температура воды, поступающей в экономайзер, должна быть, по крайней мере, на 10 °С выше температуры точки росы водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. В противном случае возможна конденсация паров на трубах экономайзера и коррозия металла, особенно если в уходящих газах присутствует продукт сгорания серы (SO2). Опре-делить допускаемую температуру питательной воды, если объем продуктов сгорания (Vпс)н=1,25 м3/кг, а объем водяных паров (Vвп)н = 0,35 м3/кг. Давление продуктов сгорания в газоходе экономайзера принять равным 0,1 МПа.
Темы для рефератов
1. Электрическая энергия
2. Тепловая энергетика
3. Перспективы развития энергетики в РБ
4. Топливно- энергетические ресурсы в России
5. Энергооборудование на твердом топливе
6. Система теплоснабжения с/х предприятий
7. Холодильное оборудование в с/х производстве
8. Виды и типы, принцип работы компрессорного оборудования
9. Вентиляционные технологии в сельском хозяйстве
10.Тепловые солнечные системы и установки
11.Фотоэлектрические солнечные системы
12.Ветровая энергетика, системы и установки
13.Энергия биомасс, биогазовые установки
14.Твердое топливо. Основные их характеристики
15.Энергия твердых бытовых отходов. Системы и установки
16.Жидкое топливо: бензин, дизтопливо и их характеристики
17.Газовая энергетика в с/х
18.Элементы и системы котельной установки
19.Автоматизация теплообеспечения
20.Элементы автоматики котлоагрегатов
21.Электрические обогревательные системы и установки
22.Система теплоснабжения частного сектора
23.Система газоснабжения частного сектора
Вопросы для самостоятельного изучения темы
1. Виды топлив и их характеристики.
2. Теплота сгорания топлива. Высшая и низшая теплота сгорания топлива.
3. Условное топливо. Перерасчет видов топлива в условное топливо.
4. Перерасчет тепловой энергии и электроэнергии в условное топливо.
5. Тепловая энергия. Способы получения и передачи с теплоносителем.
6. Электроэнергия. Способы получения. Передача электрической энергии.
7. Промышленное производство электроэнергии, виды и типы электростанций.
8. Тепловые электростанции. ТЭС, ТЭЦ.
9. Атомные электростанции.
11. Теплофикация, роль ТЭЦ и котельных в её системе.
12. Классификация централизованных систем теплоснабжения.
13. Децентрализованные системы теплоснабжения.
14. Магистральные и распределительные электрические сети.
15. Нетрадиционные источники энергии. Возобновляемые источники энергии.
16. Понятие энергетики. Энергетическая система.
17. Системы энергообеспечения предприятий.
18. Актуальность и потенциал энергосбережения в РФ.
19. Энергетическая стратегия России.
20. Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
21. Электрическая энергия
22. Тепловая энергетика
23. Перспективы развития энергетики в РБ
24. Топливно- энергетические ресурсы в России
25. Энергооборудование на твердом топливе
26. Система теплоснабжения с/х предприятий
27. Холодильное оборудование в с/х производстве
28. Виды и типы, принцип работы компрессорного оборудования
29. Вентиляционные технологии в сельском хозяйстве
30. Тепловые солнечные системы и установки
31. Фотоэлектрические солнечные системы
32. Ветровая энергетика, системы и установки
33. Энергия биомасс, биогазовые установки
34. Твердое топливо. Основные их характеристики
35. Энергия твердых бытовых отходов. Системы и установки
36. Жидкое топливо: бензин, дизтопливо и их характеристики
37. Газовая энергетика в с/х –ве
38. Элементы и системы котельной установки
39. Автоматизация теплообеспечения
40. Элементы и системы котельной установки
41. Автоматизация горячего водоснабжения
42. Элементы автоматики котлоагрегатов
43. Электрические обогревательные системы и установки
44. Система теплоснабжения частного сектора
45. Система газоснабжения частного сектора
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п