учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: получить знания по теории и устройствам различных типов нагнетателей и тепловых двигателей; навыки эксплуатации и принципов выбора типов машин для конкретных энергетических систем; усво-ить характеристики нагнетателей
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-7 Готов участвовать в работах по оценке технического состояния и остаточного ресурса и обслуживанию технического оборудования, в организации профилактических осмотрах и текущего ремонта оборудования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Нагнетатели и тепловые двигатели [Электронный ресурс]: лабораторный практикум для обучающихся по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника / А. А. Коновалова– Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 54 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4476
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для контрольной работы
Темы для рефератов
Кейс-задачи
Задания для выполнения самостоятельных работ
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Нагнетатели и тепловые двигатели
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Назначение и классификация нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
2. Назначение и классификация тепловых двигателей (ОПК-3; ПКС-7).
3. Запишите уравнение состояния (ОПК-3; ПКС-7).
4. Приведите уравнение неразрывности потока (ОПК-3; ПКС-7).
5. Запишите уравнение изменения количества движения (ОПК-3; ПКС-7).
6. Приведите уравнение изменения момента количества движения (ОПК-3; ПКС-7).
7. Запишите уравнение сохранения энергии потока (ОПК-3; ПКС-7).
9. Как влияет форма канала на характер не изоэнтропного потока ? (ОПК-3; ПКС-7).
10. Назовите основные параметры работы нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
11. При каких условиях выводится уравнение Эйлера ? (ОПК-3; ПКС-7).
12. Выведите уравнения Эйлера (ОПК-3; ПКС-7).
13. Как влияют конструктивные параметры нагнетателя на его напор (ОПК-3; ПКС-7).
14. Приведите характеристики нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
15. Приведите особенности совместной работы нагнетателей и сети (ОПК-3; ПКС-7).
16. Приведите известные Вам способы регулирования расхода нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
17. Сравните разные способы регулирования расхода нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
18. Устойчивость совместной работы нагнетателей и сети. (ОПК-3; ПКС-7).
19. Понятие помпажа (ОПК-3; ПКС-7).
20. Особенности параллельного подключения нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
21. Особенности последовательного подключения нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
22. Постройте совместную характеристику параллельно работающих нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
23. Постройте совместную характеристику последовательно включенных нагнетателей (ОПК-3; ПКС-7).
24. Как осуществляется практический выбор насосов (ОПК-3; ПКС-7).
25. Как осуществляется практический выбор вентиляторов (ОПК-3; ПКС-7).
26. Постройте типичную характеристику нагнетателя объемного действия (ОПК-3; ПКС-7).
27. Проблемы равномерности подачи и всасывания нагнетателей объемного действия (ОПК-3; ПКС-7).
28. Приведите схему поршневого компрессора (ОПК-3; ПКС-7).
29. Постройте теоретическую и соответствующую действительности индикаторные диаграммы поршне-вого компрессора (ОПК-3; ПКС-7).
30. Процессы изотермического, политропного и адиабатного сжатия (ОПК-3; ПКС-7).
31. Коэффициент объемной подачи поршневого компрессора (ОПК-3; ПКС-7).
32. Объясните необходимость многоступенчатого сжатия (ОПК-3; ПКС-7).
33. Выбор степени сжатие в многоступенчатом компрессоре (ОПК-3; ПКС-7).
34. Назовите способы регулирования расхода поршневого компрессора (ОПК-3; ПКС-7).
35. Сравните разные способы регулирования расхода поршневых компрессора (ОПК-3; ПКС-7).
36. Принцип работы паровых турбин (ОПК-3; ПКС-7).
37. Классификация паровых турбин (ОПК-3; ПКС-7).
38. Понятие турбинной степени (ОПК-3; ПКС-7).
39. Определение турбинной степени активного типа (ОПК-3; ПКС-7).
40. Определение турбинной степени реактивного типа (ОПК-3; ПКС-7).
41. Приведите схему радиальной турбины и назовите основные ее достоинства и недостатки (ОПК-3; ПКС-7).
42. Постройте тепловой цикл паротурбинной установки в T-S координатах (ОПК-3; ПКС-7).
43. Приведите выражение для определения термического КПД ПТУ (ОПК-3; ПКС-7).
44. Назовите пути повышения эффективности ПТУ (ОПК-3; ПКС-7).
45. Абсолютный и относительный КПД паровой турбины (ОПК-3; ПКС-7).
46. Нерасчетные режимы сопла Лаваля (ОПК-3; ПКС-7).
47. Особенности расширения пара в соплах с косым перерезом (ОПК-3; ПКС-7).
48. Неизотермическое истечение пара из сопел (ОПК-3; ПКС-7).
49. Приведите основные геометрические характеристики турбинной ступени (ОПК-3; ПКС-7).
50. Рассчитайте необходимые параметры и постройте совместный треугольник скоростей для турбин-ной ступени активного типа (ОПК-3; ПКС-7).
51. Рассчитайте необходимые параметры и постройте совместный треугольник скоростей для турбин-ной ступени реактивного типа (ОПК-3; ПКС-7).
52. Как высчитывается силовое действие потока пара на рабочие лопатки турбинной ступени? (ОПК-3; ПКС-7).
53. Назовите внешние и внутренние потери в паровых турбинах (ОПК-3; ПКС-7).
54. Основные достоинства многоступенчатых паровых турбин (ОПК-3; ПКС-7).
55. Приведите тепловой процесс многоступенчатой паровой турбины на I-S диаграмме (ОПК-3; ПКС-7).
56. Понятие коэффициента возвращения теплоты (ОПК-3; ПКС-7).
57. Понятие лопаточного КПД турбинной ступени (ОПК-3; ПКС-7).
58. Лопаточный КПД турбинной ступени активного типа (ОПК-3; ПКС-7).
59. Лопаточный КПД турбинной ступени реактивного типа (ОПК-3; ПКС-7).
60. Характеристический коэффициент многоступенчатой паровой турбины (ОПК-3; ПКС-7).
61. Предельная и единичная мощность паровой турбины (ОПК-3; ПКС-7).
62. Приведите пути повышения единичной мощности паровой турбины (ОПК-3; ПКС-7).
63. Охарактеризуйте режимы работы паровых турбин (ОПК-3; ПКС-7).
. Перечень тем для написания контрольных работ
- Понятие помпажа
- Особенности параллельного подключения нагнетателей
- Особенности последовательного подключения нагнетателей
- Совместная характеристика параллельно работающих нагнетателей
- Совместная характеристика последовательно включенных нагнетателей
- Как осуществляется практический выбор насосов
- Как осуществляется практический выбор вентиляторов
Перечень вопросов к входному контролю
1. 1-е свойство гидростатического давления?
2. Безнапорные потоки - что это такое?
3. Вакуум в жидкости. Дайте определение вакуума принятое в гидравлике.
4. Как вязкость воздуха зависит от температуры?
5. Какова размерность динамической вязкости в СИ?
6. Гидравлический радиус - дайте точное определение этого термина.
7. Гидравлический удар - что это такое?
8. В чём измеряется гидродинамический напор в гидравлике (единицы измерения)?
9. Дайте точное гидравлическое определение для гидростатического давления
10. Дайте формулу динамического давления газа в словесном определении.
11. Дайте точное определение живого сечения потока жидкости или газа.
12. Как зависит вязкость жидкости от температуры?
13. Дайте точно определение закона Архимеда.
14. Дайте точное определение закона Дарси.
15. Дайте определение избыточного давления
16. Характерная особенность напорной линии потока жидкости?
17. Дайте точное гидравлическое определение - что такое напорные потоки?
18. Объясните точно, что означает знак МИНУС у аэродинамического коэффициента?
19. Что такое плотность жидкости? Дайте чёткое определение.
20. Полное гидростатическое давление в жидкости?
2.1.2 Критерии оценки результатов выполнения входного контроля
Комплект тестовых заданий
Вопросы Варианты ответов
1.Укажите типы нагнетателей по которым они классифицируются
1. Динамические и статические.
2. Объемные и динамические.
3. Статические и объемные.
4. Статические и циклические.
5. Роторные.
2.Выберите вариант ответа в котором, по вашему мне-нию, дано наиболее точное определение понятия «По-дача»
1. Количество жидкости перемещаемое нагнетателем в единицу времени.
2. Скорость жидкости перемещаемой нагнетателем.
3. Высота столба жидкости перемещаемой нагнетателем.
4. Напор столба жидкости перемещаемой нагнетателем.
5. Давление столба жидкости перемещенной нагнетателем.
3.Укажите виды лопастей рабочего колеса, которые ис-пользуются в нагнетателях
1. Радиальные, аксиальные, отогнутые вперед.
2. Радиальные, аксиальные, отогнутые назад.
3. Радиальные, отогнутые назад, отогнутые вперед.
4. Радиальные, аксиальные, осевые.
5. Радиально винтовые.
4.Какой вид лопастей рабочего колеса позволяет пере-дать максимальное количество энергии
1. Аксиальные.
2. Отогнутые назад.
3. Отогнутые вперед.
4. Осевые.
5. Радиальные.
5.Степень реактивности рабочего колеса характеризует способность рабочих лопастей развивать ……..
1.Статический напор.
2. Динамический напор.
3. Полный напор.
4. Скоростной напор.
5. Статический напор.
6.Назовите величину степени реактивности для лопастей отогнутых предельно вперед
1. ρ=1.
2. ρ=0,5.
3. ρ=0.
4. ρ=1,5.
5. ρ=0,1.
7.Назовите величину степени реактивности для радиальных лопастей
1. ρ=1.
2. ρ=0,5.
3. ρ=0,3.
4. ρ=1,5.
8.Назовите величину степени реактивности для лопастей отогнутых предельно назад
1. ρ=0,7.
2. ρ=0,5.
3. ρ=0.
4. ρ=1,5.
5. ρ=1.
9.Какая скорость оказывает максимальное влияние на увеличение напора развиваемого рабочим колесом центробежного нагнетателя…
1. Окружная скорость.
2. Осевая скорость.
3. Радиальная скорость.
4. Угловая скорость.
5. Касательная скорость.
10.Для каких целей увеличивается количество ступеней при проектировании центробежных нагнетателей…
1. Увеличение массовой подачи.
2. Уменьшение объёмной подачи.
3. Увеличение напора.
4. Уменьшение напора.
5. Уменьшение числа оборотов вала.
11. Для какого типа нагнетателей характерен помпаж или автоколебательный режим работы
1. Поршневые и центробежные.
2. Осевые и поршневые.
3. Центробежные и осевые.
4. Для нагнетателей с электроприводом.
5. Винтовые.
12.Укажите вариант ответа в котором перечислены только типы турбин имеющие в своем составе конденсационную установку
1. Т, ПТ, ТР.
2. Т, Р, ПР.
3. К, ПТ, ПР.
4. К, Р, Т.
5. К, Т, ПТ.
13.Эффективность какого цикла или какой установки оце-нивает термический КПД ( t)…
1. КПД реального цикла Карно.
2. КПД котлоагрегата.
3. КПД идеального цикла Ренкина.
4. КПД реального цикла Ренкина.
5. КПД турбоагрегата.
14.В чем заключается назначение системы регенеративно-го подогрева питательной воды…
1. Увеличение КПД котлоагрегата.
2. Увеличение КПД турбоагрегата.
3. Увеличение относительного внутреннего КПД турбо-агрегата.
4. Увеличение КПД идеального цикла Ренкина.
5. Увеличение абсолютного внутреннего КПД турбоагрегата.
15. Совершенство какого элемента ТЭУ оценивает относи-тельный внутренний КПД ( oi)…
1. Экономайзер котельного агрегата.
2. Газоход котельного агрегата.
3. Паропровод от котельного агрегата до турбоагрегата.
4. Проточная часть турбины.
5. Конденсатор турбины.
16.Эффективность какого цикла или какой установки оце-нивает абсолютный внутренний КПД ( i)…
1. Цикл Карно.
2. Идеальная паротурбинная установка.
3. Реальная паротурбинная установка.
4. Проточная часть турбины.
5. Пароводяной тракт котельного агрегата.
17. Укажите вариант ответа в котором перечислены только те виды скоростей, которые используются при построении треугольников скоростей
1. Абсолютная, относительная, окружная.
2. Угловая, окружная, относительная.
3. Абсолютная, окружная, угловая.
4. Абсолютная, относительная, угловая.
5. Относительная, абсолютная, центробежная.
18.Укажите вариант ответа в котором правильно указаны потери энергии в турбинной ступени
1. Потери с входной скоростью, потери с выходной скоростью, потери в турбинной решетке.
2. Потери с входной скоростью, потери с выходной скоростью, потери в сопловой решетке.
3. Потери с входной скоростью, потери с выходной скоростью, потери в рабочей решетке.
5. Потери с выходной скоростью, потери в турбинной решетке, потери в сопловой решетке, потери в рабочей решетке.
19. От каких параметров зависит окружная скорость рабо-чей лопатки…
1. Длина рабочей части лопатки, угловая скорость ло-патки.
2. Средний диаметр ступени, масса лопатки.
3. Средний диаметр ступени, частота вращения ротора.
4. Длина рабочей части лопатки, масса лопатки.
5. Масса лопатки, угловая скорость лопатки.
20.От каких параметров зависит угловая скорость рабочей лопатки…
1. Длина рабочей части лопатки.
2. Средний диаметр ступени.
3. Масса лопатки.
4. Окружная скорость рабочей лопатки.
5. Частота вращения ротора.
21.Выберите вариант ответа в котором, по вашему мне-нию, дано наиболее точное определение понятия «число Маха»
1. Отношение абсолютной скорости к относительной.
2. Отношение относительной скорости к скорости зву-ка.
3. Отношение абсолютной скорости к окружной скоро-сти.
4. Отношение текущей скорости к скорости звука.
5. Отношение угловой скорости к окружной скорости.
22.По какой формуле определяется кинетическая энергия потока при расчете параметров торможения…
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
23.По какой формуле определяется величина потерь с выходной скоростью…
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
24. По какой формуле определяется полезная работа 1 кг пара в турбинной ступени…
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
25.Какая турбинная ступень называется «чисто актив-ной»…
1. Ступень у которой располагаемый теплоперепад рабочей решетки - .
2. Ступень у которой располагаемый теплоперепад рабочей решетки - .
3. Ступень у которой располагаемый теплоперепад рабочей решетки - .
4. Ступень у которой располагаемый теплоперепад рабочей решетки - .
5. Ступень у которой располагаемый теплоперепад рабочей решетки - .
26. По какой формуле определяется теоретическая скорость потока на выходе из сопловой решетки…
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
27. Укажите в каком случае величина потерь с выходной скоростью минимальна…
1. Если угол между вектором абсолютной скорости С1 и плоскостью вращения рабочей решетки равен 900.
2. Если угол между вектором относительной скорости W1 и плоскостью вращения рабочей решетки равен 900.
3. Если угол между вектором абсолютной скорости С2 и плоскостью вращения рабочей решетки равен 900.
4. Если угол между вектором относительной скорости W2 и плоскостью вращения рабочей решетки равен 900.
5. Если угол между вектором абсолютной скорости С2 и плоскостью вращения рабочей решетки равен 450.
28.Какое соотношение векторов скорости характеризует «чисто активную» турбинную ступень...
1. С0=С1.
2. С1=С2.
3. С1=W1.
4. W1=W2.
5. C2=W2.
29.Какое течение потока пара называется конфузорным…
1. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки меньше, чем на входе.
2. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки больше, чем на входе.
3. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки равна энтальпии пара, входе.
4. Если скорость потока пара на выходе из турбинной решетки меньше, чем на входе.
5. Если скорость потока пара на выходе из турбинной решетки равна скорости потока пара на входе.
1. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки меньше, чем на входе.
2. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки больше, чем на входе.
3. Если энтальпия пара на выходе из турбинной решет-ки равна энтальпии пара, входе.
4. Если скорость потока пара на выходе из турбинной решетки больше, чем на входе.
5. Если скорость потока пара на выходе из турбинной решетки равна скорости потока пара на входе.
31.Выберите вариант ответа в котором, по вашему мне-нию, дано наиболее точное определение понятия «сте-пень реактивности»
1. Степень реактивности – это отношение располагаемого теплоперепада сопловой решетки к располагаемому теплоперепаду турбинной ступени.
2. Степень реактивности – это отношение располагаемого теплоперепада турбинной ступени от параметров торможения к располагаемому теплоперепаду сопло-вой решетки.
3. Степень реактивности – это отношение располагаемого теплоперепада рабочей решетки к располагаемо-му теплоперепаду турбинной ступени от параметров торможения.
4. Степень реактивности – это отношение располагаемого теплоперепада турбинной ступени к располагаемому теплоперепаду рабочей решетки.
5. Степень реактивности – это отношение располагаемого теплоперепада турбинной ступени к располагаемому теплоперепаду турбинной ступени от параметров торможения.
32.После буквы в обозначении турбины указывается
1. Мощность и давление в конденсаторе.
2. Мощность, а за тем номинальное давление перед стопорным клапаном.
3. Мощность и крутящий момент на фланце турбины.
4. Мощность и номинальное число оборотов.
5. Температура пара.
33.Опорные подшипники являются подшипниками …
1. Роликовыми.
2. Качения.
3. Шариковыми.
4. Скольжения.
5. Игольчатыми.
34.Упорный подшипник воспринимает
1. радиальные нагрузки.
2. Осевые нагрузки.
3. осевые и радиальные нагрузки.
4. Изгибающие нагрузки.
5. Сдвига.
35.Относительная скорость пара на рабочих лопатках в реактивной ступени
1. Остается неизменной.
2. Уменьшается.
3. Увеличивается.
4. Зависит от места ступени в турбине.
5. Увеличивается только на 1-ой ступени.
36.КПД турбины при работе на переменных режимах …
1. Увеличивается на 3 %.
2. Остается неизменной.
3. Увеличивается.
4.А реактивных турбинах уменьшается, а в активных увеличивается.
5. Уменьшается.
37.Расширение потока пара имеет место …
1. Во всех ступенях.
2. Только в активных ступенях.
3. Только в реактивных ступенях.
4. Только на последней ступени.
5. Только на первой ступени.
38.Перекрыш влияет на КПД турбины …
1. Положительно.
2. Отрицательно.
3. Не влияет.
4. Положительно только в ЦНД.
5. Отрицательно только на 1-ой ступени.
39.Поток пара в косом срезе …
1. Изменяет свое направление только в активной ступе-ни.
2. Не изменяет свое направление.
3. Изменяет свое направление.
4. Изменяет свое направление только в реактивной сту-пени.
5. Ведет себя в зависимости от влажности пара.
40.Поток пара на турбинной ступени …
1. Зависит от нахождения ступени в турбине.
3. Зависит от давления пара.
4. Неразрывный.
5. Зависит от сухости пара.
41.Скорость выхода газов из компрессора находится в интервале
1. 5 ÷ 7 м/с.
2. 1 ÷ 3 м/с.
3. 3 ÷ 5 м/с.
4. 7 ÷ 10 м/с.
5. 11 ÷ 15 м/с.
42.Наиболее интенсивные износ поверхностей наблюдается при скорости потока газов
1. 8 ÷ 10 м/с.
2. 2 ÷ 3 м/с.
3. 3 ÷ 5 м/с.
4. 5 ÷ 8 м/с.
5. 10 ÷ 11 м/с.
43.Назначение котла состоит в
1. Высвобождение потенциальной энергии, заключен-ной в топливе и передаче её теплоносителю.
2. Получение свежего пара.
3. Получение горячей воды.
4. Сжигание топлива.
5. Получение горячей воды и свежего пара.
44.Назначение турбины состоит в
1. Преобразование потенциальной энергии на во вращательное движение ротора и передаче его генератору электрической энергии.
2. Вращение электрогенератора.
3. Получение электрической энергии.
4. Использование потенциальной энергии пара.
5. Преобразование потенциального пара в вращатель-ное движение ротора.
45.На надежность оборудования сварного соединения
1. Не влияют.
2. Увеличиваются.
3. Снижаются.
4. Повышаются на 10 %.
5. Повышаются на 15 %.
46.В наименовании турбины буква К обозначает …
1. Турбина с противодавлением.
2. Турбина тепловая.
3. Турбина конденсационная.
4. Турбина конденсационная с производственным от-бором.
5. Двухвенечная турбина.
47.В наименовании турбины буква Р обозначает …
1. Турбина с противодавлением конденсационная.
2. Турбина с противодавлением.
3. Турбина с противодавлением теплофикационная.
4. Турбина теплофикационная с отопительными при-борами нерегулируемого давления.
5. Турбина конденсаторная.
48.В наименовании турбины буква Т обозначает …
1. Турбина конденсационная.
2. Турбина теплофикационная с производственным и отопительными регулируемыми отборами пара..
3. Турбина с противодавлением.
4. Турбина теплофикационная с отопительным отбором пара.
5. Турбина конденсационная.
49.В наименовании турбины буква ТР обозначает …
1. Турбина конденсационирования.
2. Турбина конденсационная с противодавлением.
3. Турбина конденсационная.
4. Турбина центробежная.
5. Турбина теплофикационная с производственным отбором и противодавлением.
50.Осевые усилия имеют наибольшее значение …
1. В активной турбине.
2. В реактивной турбине.
3. В активной турбине с некоторой степенью реакции.
4. В турбине с отрицательной степенью реактивности.
5. В турбине со ступенями Баумана.
Задания. Задача №1.
рис.8
Определить полное давление, создаваемое вентилятором при производительности Q = 4,2 м3/с, работаю-щим со всасывающей трубой длиной l1 = 15 м, диаметром d1 = 600 мм и нагнетательной трубой длиной l2 = 40 м, диаметром d2 = 500 мм, оканчивающейся диффузором с d3 = 0,7 м. Построить профиль изменения давления по длине воздуховода, принимая потери в диффузоре ΔPд = 100 Па при плотности воздуха ρ = 1,2 кг/м3, λ = 0,015.
Дано:
Q = 4,2 м3/с, l1 = 15 м, d1 = 600 мм, l2 = 40 м, d2 = 500 мм, d3 = 0,7 м, ΔPд = 100 Па, ρ = 1,2 кг/м
Найти: P - ?
Задача №2.
Во сколько раз изменится мощность насоса в котельной установке и количество требуемых ресурсов, если его установить из положения 1 (t1 = 20°C, P1 = 1300 Па) в положение 2 (рис.9) t2 = 190 °C, при производи-тельности G = 12,5 кг/с, плотности воздуха в положении 1 ρ1 = 1,2 кг/м3, КПД η = 0,7.
Дано:
t1 = 20°C, P1 = 1300 Па, t2 = 190 °C, G = 12,5 кг/с, ρ1 = 1,2 кг/м3, η = 0,7
Найти: N1 - ? , N2 - ?
Задача №3.
Дымосос расположен у основания дымовой трубы, высота которой составляет L = 120 м. Определить по-требляемую мощность насоса с учетом самотяги дымовой трубы, если известно: производительность Q = 50000 м3/ч, температура газов tгаз = 180 °С ( Rгаз = 202,5 Дж/(кг*К) ), температура воздуха tвозд = 10 °С ( Rвозд = 284,5 Дж/(кг*К) ), сопротивление дымовой трубы Δh = 25 мм вод. ст., диаметр устья дымовой трубы d = 1,5 м, разряжение газа перед дымососом hразр =20 мм вод. ст., КПД дымососа η = 0,75, атмосферное давление Pатм = 0,1 МПа.
Дано:
L = 120 м, Q = 50000 м3/ч, tгаз = 180 °С, Rгаз = 202,5 Дж/(кг*К), tвозд = 10 °С, Rвозд = 284,5 Дж/(кг*К), Δh = 25 мм вод. ст., d = 1,5 м, hразр =20 мм вод. ст., η = 0,75, Pатм = 0,1 Мпа
Найти: N - ?
Темы для рефератов
1 Процессы изотермического, политропного и адиабатного сжатия
2. Коэффициент объемной подачи поршневого компрессора
3. Объясните необходимость многоступенчатого сжатия
4. Выбор степени сжатие в многоступенчатом компрессоре
5. Назовите способы регулирования расхода поршневого компрессора
6. Сравните разные способы регулирования расхода поршневых компрессора
7. Принцип работы паровых турбин
8. Классификация паровых турбин
9. Понятие турбинной степени
10. Определение турбинной степени активного типа
11. Определение турбинной степени реактивного типа
Вопросы для самостоятельного изучения темы
1.Процессы изотермического, политропного и адиабатного сжатия
2. Коэффициент объемной подачи поршневого компрессора
3. Объясните необходимость многоступенчатого сжатия
4. Выбор степени сжатие в многоступенчатом компрессоре
5. Назовите способы регулирования расхода поршневого компрессора
6. Сравните разные способы регулирования расхода поршневых компрессора
7. Принцип работы паровых турбин
8. Классификация паровых турбин
9. Понятие турбинной степени
10. Определение турбинной степени активного типа
11. Определение турбинной степени реактивного типа
12. Приведите схему радиальной турбины и назовите основные ее достоинства и недостатки
13. Постройте тепловой цикл паротурбинной установки в T-S координатах
14. Приведите выражение для определения термического КПД ПТУ
15. Назовите пути повышения эффективности ПТУ
16. Абсолютный и относительный КПД паровой турбины
17. Нерасчетные режимы сопла Лаваля
18. Особенности расширения пара в соплах с косым перерезом
19. Неизотермическое истечение пара из сопел
21. Рассчитайте необходимые параметры и постройте совместный треугольник скоростей для турбинной ступени активного типа
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п