учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение обучающимися разновидностями твердого и газообразного топлив, их органического состава и теплоты сгорания: ;научить анализировать разновидности котельных установок и вспомогатель-ного оборудования по назначению, принципам действия и производительности; теоретическое опре-деление тепловых нагрузок сельскохозяйственных и иных предприятий
ПКС-3: Способен обеспечить соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны труда, производственно-трудовой дисциплины, экологической безопасности на производстве;
ПКС-3 Способен обеспечить соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны труда, производственно-трудовой дисциплины, экологической безопасности на производстве
ПКС-7 Готов участвовать в работах по оценке технического состояния и остаточного ресурса и обслуживанию технического оборудования, в организации профилактических осмотрах и текущего ремонта оборудования
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-3 Способен обеспечить соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны труда, производственно-трудовой дисциплины, экологической безопасности на производстве
ПКС-7 Готов участвовать в работах по оценке технического состояния и остаточного ресурса и обслуживанию технического оборудования, в организации профилактических осмотрах и текущего ремонта оборудования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Определение к.п.д. топки. Определение к.п.д. парогенератора. Определение ча-сового расхода топлива. Расчет топки.
Определение к.п.д. топки. Определение к.п.д. парогенератора. Определение часового расхода топлива. Расчет топки.
Котельные установки и парогенераторы : учебно-методическое пособие / Ю. Ц. Бадмаев, Н. С. Хусаев, М. Б. Балданов ; ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2020. - 66 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4045.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для контрольной работы
3. Комплект заданий для практических (лабораторных) работ
4. Кейс-задачи
5. Перечень тестовых заданий
Котельные установки и парогенераторы
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Технологическая схема тепловой электрической станции. Место и значение парового котла в системе электрической станции (ПКС-3, ПКС-7)
2. Технологическая схема генерации пара в барабанном парогенераторе и его характеристики. (ПКС-3, ПКС-7)
3. Технологическая схема генерации пара в прямоточном парогенераторе и его характеристики. (Котлы высокого давления и сверхкритического давления). (ПКС-3, ПКС-7)
4. Классификация парогенераторов, работа контуров с естественной и принудительной циркуляцией, а так же прямоточных.(ПКС-3, ПКС-7)
5. Профили и компоновка парогенераторов. Компоновка котлов утилизаторов.(ПКС-3, ПКС-7)
6. Характеристики и химический состав твердых топлив (ПКС-3, ПКС-7).
7. Теоретически необходимое количество воздуха и теоретические объемы продуктов сгорания.(ПКС-3, ПКС-7).
8. Состав продуктов сгорания, действительные объемы продуктов сгорания в потоке.(ПКС-3, ПКС-7).
9. Определение избытка воздуха на работающем котле. Токсические вещества в дымовых газах и меры защиты.(ПКС-3, ПКС-7).
10. Прямые и обратные реакции. Цепные реакции.(ПКС-3, ПКС-7).
11. Тепловое воспламенение. Самовоспламенение.(ПКС-3, ПКС-7).
12. Механизм горения углеродной частицы при сухой и мокрой газификации.(ПКС-3, ПКС-7).
13. Механизм горения топлив (турбулентное и ламинарное горение).( ПКС-3, ПКС-7).
14. Адиабатическая и действительная температура горения в топочной камере.(ПКС-3, ПКС-7).
15. Излучения факела по высоте топочной камеры.(ПКС-3, ПКС-7).
16. Тепловой баланс и КПД котельного агрегата. Анализ тепловых потерь (Q2,Q3,Q4,Q5,Q6,).(ПКС-3, ПКС-7).
17. Определение часового расхода топлива.(ПКС-3, ПКС-7).
18. Топочные камеры пылеугольных паровых котлов. Топочные камеры газомазутных парогенераторов. Способы шлако- и золоудаления из котлов.(ПКС-3, ПКС-7).
19. Компоновка ПГ. Достоинства и недостатки каждого из них.(ПКС-3, ПКС-7).
20. Тепловой расчет ПГ. Оптимизация компоновки поверхностей нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
21. Характеристики, параметры и уравнения движения рабочей среды.(ПКС-3, ПКС-7).
22. Температурный режим поверхностей нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
23. Расчет контура с естественной циркуляцией.(ПКС-3, ПКС-7).
24. Надежность работы контуров естественной циркуляции.(ПКС-3, ПКС-7).
25. Гидродинамическая устойчивость потока в парообразующих трубках.(ПКС-3, ПКС-7).
26. Тепловая и гидравлическая развертка в трубах. Влияние коллекторов на распределение рабочей среды по трубам. (ПКС-3, ПКС-7).
27. Принципы конструктивного выполнения экранных поверхностей нагрева в барабанных парогенераторах.(ПКС-3, ПКС-7).
28. Экранные поверхности прямоточных парогенераторов.(ПКС-3, ПКС-7).
29. Конструкция пароперегревателей, особенности, компоновка.(ПКС-3, ПКС-7).
30. Конструкция водяных экономайзеров, особенности, компоновка, коррозия.Воздухоподогреватели.(ПКС-3, ПКС-7).
31. Процессы на внешней стороне поверхностей нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
32. Работа ПГ при переменных нагрузках.(ПКС-3, ПКС-7).
33. Регулирование температуры перегретого пара.(ПКС-3, ПКС-7).
34. Водный режим барабанных и прямоточных ПГ.(ПКС-3, ПКС-7).
Перечень экзаменационных вопросов
1. Источники энергии для котельных установок.(ПКС-3, ПКС-7).
2. Материальный баланс процесса горения топлива.(ПКС-3, ПКС-7).
3. Материальный баланс нагреваемой среды.(ПКС-3, ПКС-7).
4. Общее уравнение теплового баланса котла.(ПКС-3, ПКС-7).
5. Теплота, полезно затрачиваемая на производство пара. Расход топлива и КПД котла.(ПКС-3, ПКС-7).
6. Потеря теплоты с уходящими газами.(ПКС-3, ПКС-7).
7. Потеря теплоты от химической неполноты сгорания.(ПКС-3, ПКС-7).
8. Потеря теплоты от механической неполноты сгорания.(ПКС-3, ПКС-7).
9. Потеря теплоты от наружного охлаждения.(ПКС-3, ПКС-7).
10. Потеря теплоты с физической теплотой шлаков и другие потери.(ПКС-3, ПКС-7).
11. Зависимость КПД котла от нагрузки.(ПКС-3, ПКС-7).
12. Эксергетический баланс котла.(ПКС-3, ПКС-7).
13. Классификация топок.(ПКС-3, ПКС-7).
14. Показатели работы топочных устройств.(ПКС-3, ПКС-7).
16. Сжигание газообразного топлива.(ПКС-3, ПКС-7).
17. Эксплуатация газовых топок. Предотвращение образования и уменьшение вредных выбро-
сов. (ПКС-3, ПКС-7).
18. Особенности расчета газовых горелок и топок.(ПКС-3, ПКС-7).
19. Схемы распыления жидкого топлива. Мазутные форсунки.(ПКС-3, ПКС-7).
20. Комбинированные газомазутные горелки.(ПКС-3, ПКС-7).
21. Топки для сжигания жидкого топлива. Эксплуатация топок (ПКС-3, ПКС-7).
22. Классификация слоевых топок.(ПКС-3, ПКС-7).
23. Характеристика процесса горения твердого топлива в плотном слое.(ПКС-3, ПКС-7).
24. Топки для сжигания твердого топлива в плотном слое.(ПКС-3, ПКС-7).
25. Не механизированные и полумеханические топки.(ПКС-3, ПКС-7).
26. Механические топки.(ПКС-3, ПКС-7).
27. Сепарация и промывка пара.(ПКС-3, ПКС-7).
28. Топки с кипящем слоем.(ПКС-3, ПКС-7).
29. Сжигание газообразного топлива.(ПКС-3, ПКС-7).
30. Выбор слоевых топок и основы их расчета.(ПКС-3, ПКС-7).
31. Особенности сжигания твердого топлива в пылевидном состоянии.(ПКС-3, ПКС-7).
32. Основные схемы пылеприготовления. ( ПКС-3, ПКС-7).
33. Особенности горения угольной пыли.(ПКС-3, ПКС-7).
34. Пылеугольные горелки.(ПКС-3, ПКС-7).
35. Топки для сжигания угольной пыли.(ПКС-3, ПКС-7).
36. Выбор и расчетные характеристики топок для сжигания угольной пыли.(ПКС-3, ПКС-7).
37. Теплообмен в топке.(ПКС-3, ПКС-7).
38. Расчет теплообмена в топке.(ПКС-3, ПКС-7).
39. Теплообмен в конвективных поверхностях нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
40. Расчет теплообмена в конвективных поверхностях нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
41. Интенсификация радиационного и конвективного теплообмена.(ПКС-3, ПКС-7).
42. Условия гидродинамической надежной работы элементов котла.(ПКС-3, ПКС-7).
43. Режим гидродинамической надежной работы элементов котла.(ПКС-3, ПКС-7).
44. Гидродинамическая характеристика испарительных систем.(ПКС-3, ПКС-7).
45. Гидродинамика котлов с естественной циркуляцией.(ПКС-3, ПКС-7).
46. Гидродинамика прямоточных котлов.(ПКС-3, ПКС-7).
47. Гидродинамика котлов с принудительной циркуляцией.(ПКС-3, ПКС-7).
48. Системы газовоздушного тракта котла.(ПКС-3, ПКС-7).
49. Аэродинамика дымовой трубы.(ПКС-3, ПКС-7).
50. Выбор вентилятора и дымососа.(ПКС-3, ПКС-7).
51. Образование накипей и требование к питательной воде (ПКС-3, ПКС-7)..
52. Водный режим котла.(ПКС-3, ПКС-7).
53. Сепарация и промывка пара.(ПКС-3, ПКС-7).
54. Характеристика тепловой схемы котла.(ПКС-3, ПКС-7).
55. Температура продуктов сгорания на выходе из топки.(ПКС-3, ПКС-7).
56. Тепловосприятие в испарительной системе экономайзере, пароперегревателе.(ПКС-3, ПКС-7).
57. Подогрев воздуха, расположение воздухоподогревателя.(ПКС-3, ПКС-7).
58. Температура уходящих газов.(ПКС-3, ПКС-7).
59. Примеры тепловой схемы котла.(ПКС-3, ПКС-7).
60. Тепловые схемы котельной. (ПКС-3, ПКС-7).
61. Конструкции и типы котлов.(ПКС-3, ПКС-7).
62. Эксплуатация котлов.(ПКС-3, ПКС-7).
63. Эксплуатация отопительной котельной(ПКС-3, ПКС-7).
64. Выбор вентилятора и дымососа (ПКС-3, ПКС-7).
65. Конструкции испарительных поверхностей нагрева.(ПКС-3, ПКС-7).
66. Конструкции и назначение пароперегревателей.(ПКС-3, ПКС-7).
67. Регулирование температуры пара.(ПКС-3, ПКС-7).
68. Конструкции экономайзеров.(ПКС-3, ПКС-7).
69. Конструкции воздухоподогревателей.(ПКС-3, ПКС-7).
70. Рекомендации по методике теплового расчета котла.(ПКС-3, ПКС-7).
71. Металл и прочность элементов котла.(ПКС-3, ПКС-7).
72. Абразивный износ, коррозия загрязнения и очистка поверхностей нагрева котла.(ПКС-3, ПКС-7).
73. Содержание вредных выбросов в продуктах сгорания котлов.(ПКС-3, ПКС-7).
74. Золоудаление.(ПКС-3, ПКС-7).
75. Очистка продуктов сгорания от окислов серы.(ПКС-3, ПКС-7).
76. Очистка продуктов сгорания от окислов азота.(ПКС-3, ПКС-7).
77. Температурные напоры на каждую конвективную поверхность нагрева (ПКС-3, ПКС-7).
78. Точка росы и ее влияние на тепловой расчет котла (ПКС-3, ПКС-7).
79. Температура газов на выходе из топки (ПКС-3, ПКС-7).
80. Влияние влажности на расчет котла (ПКС-3, ПКС-7).
81. Невязка теплового баланса по ступеням расчета(ПКС-3, ПКС-7).
83. Количество продувочной воды при проведении теплового расчета котла. (ПКС-3, ПКС-7).
84. Прямоточные котлы как перспектива развития промышленного энергетического машиностроения. (ПКС-3, ПКС-7).
85. Парогазовые установки(ПКС-3, ПКС-7).
86. Мини ТЭЦ (ПКС-3, ПКС-7).
87. Блочные отопительные котельные. (ПКС-3, ПКС-7).
88. Газовые котлы при отоплении (ПКС-3, ПКС-7).
89. Современные установки по золоулавливанию (ПКС-3, ПКС-7).
90. Блочные энергетические котельные.(ПКС-3, ПКС-7).
Комплект заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
Тема 1. Технологическая структура ТЭС (ТЭЦ И КЭС) схемы ТЭС и АЭС. Место и назначение котельных установок и парогенераторов в схемах электростанций.
Тема 2. Конструкции паровых котлов Классификация паровых котлов. Основные схемы образования пара в паровых котлах (естественная, принудительная и комбинированная циркуляция, прямоточная схема). Особенности современных паровых котлов. Перспективы развития.
Тема 3. Энергетическое топливо. Основы теории горения. Виды топливо и его состав. Теплота сгорания топлива и приведенные характеристики. Технические характеристики твердых топлив, мазута и природных газов. Способы сжигания твердого топлива. Системы пылеприготовления. Подготовка к сжиганию мазута и природного газа.
Тема 4. Топочные камеры (пылеугольных) паровых котлов Основные характеристики пылеугольных камерных топок. Конструкция топочных газомозутных камер. Горелочные устройства и их размещение. Мазутные форсунки. Организация сжигания природного газа. Комбинированные газомазутные горелки.
Тема 5. Теплообмен в поверхностях нагрева парового котла . Тепловые характеристики настенных экранов. Излучательная способность факела. Расчет теплообмена излучением в топочной камере. Лучистый теплообмен в газоходах котла. Конвективный теплообмен в газоходах котла. Выбор скоростей газов и рабочей среды в конвективных поверхностях нагрева.
Тема 6. Технологические схемы золоудаления. Очистка уходящих газов
от выбросов вредных веществ и конструкция элементов системы очистки.
Тема 7. Характеристики, параметры и уравнения движения рабочей среды. Основные уравнения гидродинамики и теплообмена водопарового тракта. Характеристики движения пароводяной смеси.
Тема 8. Тепловой баланс парового котла . Тепловой баланс парового котла. Определение коэффициента полезного действия. Характеристики тепловых потерь.
Тема 9. Парогенераторы атомных электрических станций. Классификация парогенераторов АЭС и их особенности. Парогенераторы с водным теплоносителем. Парогенераторы с жидкометаллическим и газовым теплоносителями. Реактор как генератор пара.
Тема 10. Гидродинамика парогенерирующих и пароперегревательных поверхностей нагрева. Классификация разомкнутых гидравлических систем.. Влияние коллекторов на распределение рабочей среды по трубам. Методика расчета контуров циркуляции (простой и сложный контуры циркуляции). Закономерности барботажного процесса. Динамический слой в паропромывочных устройствах. Влияние неравномерности тепловыделения и примесей на динамический двухфазный слой.
Тема 11. Водный режим парогенератора. Продукты коррозии конструкционных материалов. Водный режим прямоточных паровых котлов (гидразинно-аммиачный, нейтральный, комплексонный водный режим). Методы получения чистого пара (сепарация капельной влаги из пара, промывка пара, ступенчатое испарение). Нормирование качества питательной воды.
Тема 12. Процессы на внешней стороне поверхностей нагрева. Механизм образования отложений. Абразивный износ конвективных поверхностей нагрева. Коррозия поверхностей нагрева (высокотемпературная и низкотемпературная коррозия). Поведение металла при высоких температурах. Контроль за металлом в эксплуатации.
Тема 13. Условия работы поверхностей нагрева котла. Теплопроводность парообразующих поверхностей и их компоновка. Методы повышения надежности топочных экранов и их конструкции (методы повышения надежности циркуляции, увеличение кратности циркуляции, секционирование экранов, методы повышения надежности топочных экранов прямоточных котлов). Экономайзеры. Воздухоподогреватели. Методы повышения коррозионной стойкости воздухоподогревателей.
Тема 14. Компоновка и расчет парового котла. Компоновка парового котла. Каркас парового котла. Обмуровочные ограждения. Тепловая изоляция. Тепловая схема котла. Тепловой, аэродинамический расчет котла (задачи и методы). Конструктивный и поверочный расчеты парового котла.
Тема 15. Эксплуатация паровых котлов. Эксплуатационные режимы и показатели. Стационарные режимы эксплуатации котлов. Нестационарные режимы работы в диапазоне допустимых нагрузок. Пусковые схемы блоков. Режимы останова и сброса нагрузки котла. Режимы растопки котла и пуска блока.
Тема 16. Разновидности парогенераторов. Котлы – утилизаторы. Схемы, режимы работы
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Общие понятия теории горения. Условия возникновения горения. Горючее вещество. Окислители.топлива.
2. Природные и искусственные виды энергетического топлива.
3. Элементный состав топлива. Элементный состав различных энергетических топлив.
4. Виды состояний исходной массы топлива. Рабочая, воздушно-сухая, сухая, горючая и органическая массы топлива. Пересчет элементного состава топлив с одной массы на другую.
5. Теплотехнические характеристики энергетического топлива. Теплота сгорания. Влажность. Минеральные примеси, зольность топлива. Балласт топлива.
7. Характеристики и классификация твёрдого топлива. Жидкое топливо. Газовое топливо.
8. Материальный баланс процесса горения. Теоретически необходимое количество воздуха. Расчёт необходимого количества воздуха для горения индивидуальных соединений. Коэффициент избытка воздуха.
9. Материальный баланс процесса горения. Расчёт необходимого количества воздуха для горения сложных смесей.
10. Материальный баланс процесса горения. Расчёт состава продуктов сгорания и их объёмов для индивидуальных соединений.
11. Материальный баланс процесса горения. Расчёт состава продуктов сгорания и их объёмов для сложных смесей.
12. Теплота горения. Закон Гесса. Расчёт теплового эффекта реакций горения. Низшая и высшая теплоты сгорания топлива.
13. Расчёт высшей и низшей теплот горения. Формулы Менделеева для твердых и жидких топлив. Расчёт теплоты горения газо-воздушных смесей.
14. Выбор вентилятора и дымососа.
15. Конструкции испарительных поверхностей нагрева.
16. Конструкции и назначение пароперегревателей.
17. Регулирование температуры пара.
18. Конструкции экономайзеров.
19. Конструкции воздухоподогревателей.
20. Рекомендации по методике теплового расчета котла.
21. Металл и прочность элементов котла.
22. Абразивный износ, коррозия загрязнения и очистка поверхностей нагрева котла.
23. Содержание вредных выбросов в продуктах сгорания котлов.
24. Точка росы и ее влияние на тепловой расчет котла
25. Температура газов на выходе из топки
26. Влияние влажности на расчет котла
27. Прямоточные котлы как перспектива развития промышленного энергетического машиностроения
28. Парогазовые установки
29. Блочные отопительные котельные
30. Газовые котлы при отоплении
Комплект заданий для контрольной работы
Тема 1. Энергетическое топливо и основы теории горения.. Классификация, характеристики и показатели топок
Задание 1.. Общая технологическая схема, рабочие вещества и основные элементы котельной установки.
Задание 2. Общее уравнение теплового баланса. Располагаемая и полезно затраченная теплота. Потери теплоты и их определение. Тепловой КПД котла с изменением нагрузки
Тема 2. Классификация, характеристики и показатели топок для сжигания газового и жидкого топлив.
Задание 1. Сжигание газового топлива. Сжигание газового топлива с низкой и высокой теплотой сгорания.
Задание 2.. Предотвращение образования и уменьшение вредных выбросов при сжигании газового топлива.
Задание 3. Особенности и принципы организации сжигания жидкого топлива..
Задание 4. Классификация слоевых топок. Характеристики процессов горения топлива в слое. Топки для сжигания твердого топлива в плотном слое. Топки с кипящим слоем
Тема 3.Котлы и их разновидности. Тепловая схема котла. Теплообмен и гидродинамика в элементах котла. Водный режим и качество пара. Аэродинамика газовоздушного тракта.
Задание 1. Общая характеристика, классификация и конструкции котлов. Котлы с естественной циркуляцией и прямоточные котлы с многократно принудительной циркуляцией. Компоновка котлов
Задание 2. Конструктивные схемы топочных экранов. Назначение и устройство зажигательных поясов. Пути интенсификации радиационной теплопередачи. Теплопередача в полурадиационных поверхностях нагрева.
Тема 4. Условия надежной работы элементов котла. Принципиальные схемы испарительных систем с естественной и принудительной циркуляцией.
Задание 1. Гидродинамика испарительной системы с естественной циркуляцией и расчет простого контура. Схема расчета циркуляции в сложных контурах.
Задание 2. Надежность циркуляции и ее показатели при постоянном и нестационарном режимах. Гидродинамическая характеристика водогрейного котла.
Задание 3. Температура продуктов сгорания на выходе из топки и температура уходящих газов. Подогрев воздуха и расположение экономайзера и воздухоподогревателя в газовом тракте.
Задание 4. Системы газовоздушного тракта котла. Теплохимические процессы в газовом тракте. Сопротивления при движении потоков воздуха и продуктов сгорания в элементах котла.
Перечень тестовых заданий
1. Естественными твердыми топливами являются:
1. Дрова 5. Брикеты угольные
2. Древесный уголь 6. Полукокс и кокс
3. Древесные отходы 7. Бурые и каменные угли
4. Торф 8. Полуантрациты и антрациты
2. К искусственным жидким топливам относятся:
1. Бензин 5. Дизельное топливо
2. Керосин 6. Мазуты
3. Нефть 7. Сланцевое масло
3. К искусственным газообразным топливам относятся:
1. Генераторный, водяной, коксовый, полукоксовый и доменный газы.
2. Газы подземной газификации
3. Газ, добываемый из недр природы
4. Естественным жидким топливом является:
1. Сланцевое масло 2.Нефть 3.Угольные мазуты
5. К естественным газообразным топливам относятся:
1. Газ подземной газификации
2. Газ, добываемый из недр природы
6. В органическую часть топлива входят:
1. C, H, O, N, S, Ap
2. C, H
3. C, H, Wp
7. Самыми ценными элеметами топлива являются:
1. C, N 2.C, H 3.O, N
8. Во внутренний балласт топлива входят:
1. C, S 2. C, H 3. O, N 4. AP, WP
9. Во внешний балласт топлива входят:
1. C, S 2. C, H 3. O, N 4. AP, WP
10. Собственно горючими в горючей массе топлива являются:
1. O, N 2. C, H, C 3. AP, WP
11. Энергоносителями в емкостных и проточных водонагревателях являются:
1. Электричество 4. Водяной пар
2. Нагретая вода 5. Твердое топливо
3. Газообразное топливо
12. К емкостным водонагревателям относятся:
1. ВЭТ-400 4. ЭВ-150 М
2. ВЭП-600 5. ЭПВ-2А
3. УАП-400
13. К проточным водонагревателям относятся:
1. ВЭТ-800 4. ВЭП-600
2. ЭПВ-2А 5. ЭВ-150М
3. УАП-1600
14. Мощность ЭД установок резания определяется:
1. 2. 3.
15. Уравнение политропного процесса:
PVn=const 2. PVK=const 3. PV=const
16. Назвать случай конвективного теплообмена с минимальными значениями значениями коэффициента теплоотдачи.
1. вынужденная конвекция
2. кипение жидкости
3. естественная конвекция
4. конденсация пара
17. Критерий подобия, зависящий только от физических свойств теплоносителя
1. Рейнольдса
2. Прандтля
3. Грассгофа
4. Нуссельта
18. Что может являться физической характеристикой среды?
1.Коэффициент теплопередачи
1. Коэффициент теплоотдачи
2. Коэффициент теплопроводности
3. лучеиспускательная способность
19. Размерность, характеризующая удельный поток тепла.
1. , 2. , 3. , 4. ,
20. Какая схема движения теплоносителей обеспечивает наибольшее значение среднего температурного напора?
1. чистый прямоток
2. чистый противоток
3. смешанный ток
4. перекрестный ток
21. Применение расширителей непрерывной продувки имеет прямое назначение:
1. Уменьшить величину непрерывной продувки,
2. уменьшить, количество загрязненных сточных вод,
3. достигнуть полного использования тепла продувочной воды,
4. снизить потери теплоносителя (пара и конденсата) за счет непрерывной продувки котлов.
22. Почему на современных конденсационных электростанциях используется блочная схема главных паропроводов (котел-турбина)? Следует выбрать неправильный вариант ответа.
1. Сокращается стоимость сооружения электростанции.
3. Повышается надежность системы теплового контроля и противоаварийной автоматики.
4. Сокращается число звеньев в технологической цепи агрегата, что упрощает профессиональную подготовку вахтенного персонала.
23. Какая из составных частей теплового баланса котельного агрегата определяете коэффициентом избытка воздуха в уходящих газах...
1. ...q2 (потеря тепла с уходящими газами)
2. ... q3 (потеря от химического недожога)
3. …q4 (потеря от механического недожога)
4. ...q6 (потеря с физическим теплом шлаков)
24. Топливо с наименьшей теплотой сгорания.
1. ...Бурый уголь
2. ...Антрацитовый штыб
3. ...Мазут
4. ...Каменный уголь
25. Какая схема конвективного пароперегревателя является оптимальной с точки зрения экономии металла и надежности работы пароперегревателя...
1. ...Прямоточная
2. ...Перекрестная
3. ...Противоточная
4. ...Смешанная
1-ый вариант – Проект энергообеспечения сельскохозяйственного поселка с производственными и жилыми зданиями на 2000, 2500, 2800, 3000, 3500 и 4000 человек;
2-ой вариант – Проект энергообеспечения животноводческого предприятия с производственными и подсобными помещениями молочного комплекса крупного рогатого скота на 600, 800, 1000, 1200, 1600, 2000 голов;
3-ий вариант – Проект энергообеспечения свиноводческого предприятия с производственными и подсобными помещениями на 25, 80, 108 тысяч голов.
Темы рефератов
1. Источники энергии для котельных установок. Материальный баланс процесса горения топлива.
2. Материальный баланс нагреваемой среды. Общее уравнение теплового баланса котла.
3. Теплота, полезно затрачиваемая на производство пара. Расход топлива и КПД котла.
4. Потери теплоты с уходящими газами, от химической и механической неполноты сгорания.топлива
5. Зависимость КПД котла от нагрузки. Эксергетический баланс котла.
6. Классификация топок. Показатели работы топочных устройств.
7. Топки, классификация горелок для газообразного топлива.
8. Интенсификация радиационного и конвективного теплообмена.
9. Условия гидродинамической надежной работы элементов котла.
10. Режим гидродинамической надежной работы элементов котла.
11. Гидродинамическая характеристика испарительных систем.
12. Гидродинамика котлов с естественной циркуляцией.
13. Гидродинамика прямоточных котлов.
14. Гидродинамика котлов с принудительной циркуляцией.
15. Системы газовоздушного тракта котла.
16. Конструкции испарительных поверхностей нагрева.
17. Конструкции и назначение пароперегревателей.
18. Регулирование температуры пара.
19. Конструкции экономайзеров.
20. Конструкции воздухоподогревателей.
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в команде)
Задание 1. . Водяной пар. Истечение газов и паров
1.1. Процесс парообразования в паровом котле.
1.2. Диаграмма водяного пара в координатах s-i. Параметры состояния влажного, сухого и перегретого пара.
1.3. Цикл Карно для водяного пара. Принципиальная схема паросиловой установки.
1.4. Цикл Ренкина для водяного пара. Принципиальная схема паросиловой установки.
Задание 2. Теплопередача.
2.1. Лучистый теплообмен.
2.2. Виды теплообмена.
2.3. Теплопроводность через плоские однослойную и многослойную стенки.
2.4. Классификация теплообменных аппаратов.
Задание 3. Котельные установки и парогенераторы
3.1. Топки котельных установок. Тепловые характеристики топок.
3.3. Классификация паровых котлов.
3.4. Схема котельной установки.
3.5. Дополнительные элементы котельного агрегата.
3.6. Вспомогательные устройства котельной.
Задание 4. Средства теплотехнических измерений.
4.1 Методы определения расхода газов.
4.2 Смеси газов. Теплоемкость газов. .
Задание 5.Влажный воздух.
5.1. Определение параметров влажного воздуха и расчет процесса сушки.
5.2. Влажный воздух.
5.3. Специфические параметры влажного воздуха.
5.4. Диаграмма влажного воздуха Рамзина.
5.5. Приборы для измерения параметров влажного воздуха.
Темы лабораторных работ
Термодинамические процессы. . Циклы ДВС и ГТУ.
Поршневой компрессор и его испытания
Котельные установки и парогенераторы
Отопительные приборы. Теплогенераторы. Теплосиловые установки.
Кейс - задачи
Задача №1. Расчет процессов горения топлива.
Процессы горения топлива рассчитываются по заданному составу топлива и заданному коэффициенту избытка воздуха.
а) пересчет топлива на рабочую массу и молекулярные объемы. Если состав топлива задан не на рабочую массу, его следует перенести в рабочую массу согласно таблице 3 приложения. После пересчета на рабочую массу сумма:
С^Р+Н^Р+N^Р+О^Р+W^P+S^P+A^P=100%
При использовании возможна ошибка в четвертом знаке (не более), тогда производится округление за счет С^Р, т.к. его содержание в топливе наибольшее. Приступать к дальнейшему расчету можно только после получения 100% суммы всех составляющих элементарного состава топлива на рабочую массу. Далее, приняв 100% топлива за 100г, можно считать, что каждый процент является одним граммом. Затем производят пересчет топлива в молекулярные объемы. Так как зола топлива A^Pимеет неоднородный состав и, кроме того, в процессах горения не участвует, ее не пересчитывают в молекулярные объемы и фигурирует она только в материальном балансе горения, который составляют в граммах. Пересчет рабочей массы топлива из граммов в молекулярные объемы производится путем деления каждого составляющего (кроме золы) на его молекулярную массу (таблицу 5).
Таблица 5. Молекулярная масса составляющих топлива
Состав топлива Молекулярная масса, г/моль
С 12
Н 2
N 28
О 32
S 32
W 18
б) Определение количества воздуха, необходимого для горения топлива. По реакциям горения С, Н, определяем необходимое для их сгорания количество кислорода. С+О_2=СО_2; 2Н_2+О_2=2Н_2 О; S+О_2=SО_2.
Для сгорания одного молекулярного объема углерода требуется один молекулярный объем кислорода, для водорода – 0,5 молекулярных объемов кислорода, для серы – один молекулярный объем кислорода, т.е. для сгорания всего топлива потребуется кислорода из воздуха:
О_воз=О+0,5Н+S м.о. (молекулярных объемов).
Если в топливеО_(м.о.)кислорода, то поступит из воздуха для горения:
О_воз^'=О_воз-О_(м.о.)
С этим кислородом в топку поступает азот:
N_воз=79/21 О_воз^' /м.о./,
Тогда теоретическое количество воздуха:
λ_m=N_воз+О_воз^'; (м.о.)/(100 гтоплива)
Действительное количество воздуха: λ_о=αλ_m; (м.о.)/(100 гтоплива) ,
Или в м^3/кг топлива: λ_g^'=0,0224*10λ_g м^3/кг топлива.
в) Определение состава и количества продуктов горения.
Из реакций горения, приведенных выше, видно, что при сгоранииС_(м.о.) получается С_(м.о.) СО_2, при сгорании Н_(м.о.)-Н_(м.о.) Н_2 О. Кроме того, в продукты горения переходит влага из топлива, таким образом, всего Н_2 О в продуктах горения будет: Н_2+W_(м.о.); при сгорании S_(м.о.)получается S_(м.о.) SО_2.
Азот в горении не участвует и весь уходит с газами. При коэффициенте избытка воздуха α азота из воздуха попадает в продукты горения αN_воз. Кроме того, в дымовые газы перейдет азот из топлива N_(м.о.). таким образом,
αN_воз+N_(м.о.).
Кислород в дымовых газах будет тот, который остался от горения, т.е.
(α-1)О_воз^'. .
Сведем в таблицу 6 состав и количество продуктов горения. Процентный состав подсчитываем, приняв сумму, т.е. общее количество продуктов горения, U_(gм.о.) за 100%
Таблица 6 .Состав и количество продуктов горения
Состав продуктов горения Количество
м.о. %
СО_2 С СО_2
SО_2 S SО_2
Н_2 О W+H Н_2 О
N_2 αN_воз+N_m N_2
О_(2 изб) /α-1/О_воз^' О_(2 изб)
Всего: U_g 100%
При расчете излучения газов на основе данных таблицы 6 определяют парциальные давления RО_2 и Н_2 О:
Р_(RО_2 )=(%СО_2+%SО_2)/100, Р_(Н_2 О)=(%Н_2 О)/100
Если перевести объем дымовых газов в м^3/кг топлива, то:
U_g^'=10*0.0224U_g м^3/кг топлива.
г) Материальный баланс горения
В приходе 100 г топлива и воздух, т.е.:
G_пр=100 г+(28N_воз +32 О_воз^' )α; г.
Расход составят продукты горения в граммах и зола. Таким образом:
G_рас=44СО_2+18(W+H)+64SО_2+28(αN_воз+N_m )+32(α-I) О_воз^'+А_г^р.
Расхождение в балансе:
(G_большее-G_меньшее)/G_прихода *100% не должно превышать 0,1%.
Задача №2. Расчет калориметрической температуры горения и выбор действительной температуры в топке.
Калориметрическая температура горения определяется из соображения, что тепло, содержащееся в дымовых газах, должно быть равно теплотворности топлива Q_н^р, которую находят по формуле Менделеева:
Q_н^'р=81С^р+300Н^р+26 (С^р-О^р )-6(9Н^р+W^р); ккал/кг,
илиQ_н^р=Q_н^'р*4,2 кДж/кг.
Затем определяют тепло газов: Q_r=∑_1^n▒〖G_i*i_i 〗 ,
Где G_iи i_i – соответственно вес и энтальпия составляющих газов. Так как для определения энтальпии нужно знать температуру, т.е. t_K , то приходится, задаваясь t_K , определять Q_г с тем расчетом, чтобы один раз получить Q_г>Q_н^р, другой Q_г<Q_н^р. Затем путем интерполяции определяется Q_г=Q_н^р.
Задаемся t_K^' , тогда:
Q_г^'=10 [44RО_(2 м.о.) i_(RО_2 )+18(W_(м.о.)+Н_(м.о.) )iН_2 О+28 (α+N_(м.о.) )iN_2+32(α-1/О_воз^')iО_2] кДж/кг.
Энтальпии можно получить путем умножения соответствующих теплоемкостей (табл.4 приложения) на заданнуюt_K и деления на 1000 (т.к. составляющие дымовых газов определены в грамм-молях). Так как Q_г в редком случае может быть равным Q_н^р, следует вторично задаться t_K^'' большей, чем в первом случае, и опять определить Q_г следующим образом: Q_г^''-Q_г^' соответствует t_K^''-t_K^',
Q_н^р-Q_г^' соответствует ∆t_K.
Таким образом: ∆t_K=((Q_н^р-Q_г^' )*(t_K^''-t_K^'))/(Q_г^''-Q_г^' ) ,
тогда t_K=t_K^'+∆t_K.
Затем задаются действительной температурой t_г , которая должна быть меньше калориметрической на 200-300℃.
Задача №3. Определение к.п.д. топки
Тепло дымовых газов при действительной температуре t_г определяют так же, как тепло дымовых газов приt_K, пользуясь табл.4 приложения.
Далее составляют тепловой баланс топки. Тепловой баланс топки дает следующие статьи прихода и расхода:
а) приход тепла в топку равен Q_н^р кДж/кг + Q_воз, где Q_воз - физическое тепло, внесенное в топку воздухом, отнесенное к килограмму топлива, кДж/кг,
Q_воз=λ_g^'*ρ_воз С_рвоз t_воз.
Здесь λ_g^'- действительное количество воздуха, м^3/кг (см. расчет горения топлива); ρ – плотность воздуха кг/м^3 при t_воз=250℃ (табл. 6 приложения); С_рвоз- теплоемкость воздуха при той же температуре, кДж/кг * град (табл.6 приложения);
б) механический недожог можно принять исходя из того, что очаговых остатках (шлак и зола) содержание углерода обычно составляет ˜0,7% на килограмм топлива, т.е. при теплотворности углерода 34000 кДж/кг.
Q_мн=34000*0,007≅240 кДж/кг;
для жидкого топлива механический недожог отсутствует;
в) химический недожог при расчете на полное горение отсутствует, Q_(х.н)=0;
г) охлаждение топки невелико и оценивается в размере 0,2% от Q_н^р+Q_воз, что составляет:
Q_(х.н)=0,002(Q_н^р+Q_воз) кДж/кг;
д) потеря тепла со шлаками (физическое тепло шлаков) при температуре шлаков 500℃, количестве их 0,01А^р+0,007 и теплоемкости 1,26 кДж/кг * град составит:
где А^р % - содержание золы в топливе;
следовательно, общая сумма потерь в топке составит:
Q_(пот.топ)=Q_(м.н.)+Q_ох+Q_(ф.шл.) кДж/кг,
или в процентах: (∑Q_(пот.топ))/(Q_н^р+Q_воз )*100
е) Теплосодержание газов в топке (полезное тепло) равно:
Q_г=t_r∑G_r C_r ,
где суммарная теплоемкость газов ∑G_r C_r
определяется при заданной температуре в топке;
тогда к.п.д. топки:
η_т=Q_г/(Q_н^р+Q_воз )*100%,
Задача №4. Определение к.п.д. парогенератора
Коэффициент правой отдачи δ, характеризующей теплоотдачу через лучеиспускание, равен:
δ=(〖 (Q〗_н^р+Q_воз)-∑Q_(пот.топ)-∑G_r C_r t_r)/(Q_н^р+Q_воз )*100%
Добавочная потеря (сверх потерь тепла в топке) на охлаждение дымоходов по практическим соображениям принимается равной 0,25% от Q_н^р+Q_воз, т.ч.:
Q_(ох.топ)=0,0025(Q_н^р+Q_воз)
Вторая добавочная потеря с уходящими из котла газами (перед экономайзером) может быть определена по остатку теплового баланса установки:
q_r^I=100-(Q_г*100)/(Q_н^р+Q_воз )-(∑Q_(пот.топ))/(Q_н^р+Q_воз ) 100-0.25
Для определения температуры уходящих газов необходимо знать теплоемкость составляющих их, которая зависит от температуры. Поэтому приходится предварительно задаваться температурой. По практическим соображениям t_г^'=600-1000℃ пред экономайзером (после парогенератора). Тогда:
∑G_r C_tr=10[G_(RО_2 )*C_(RО_2 )+G_(Н_2 О)*C_(Н_2 О)+G_воз W_воз ]кДж/кг*град
Здесь G_(RО_2 )=44〖RО_2〗_(м.о.); G_(Н_2 О)=18(W_(м.о.)+Н_(м.о.) );
G_воз=28(〖αN〗_воз+N_( м.о.) )+32(α-1/О_воз^')
Теплоемкость газов G_(RО_2 ); C_(Н_2 О); G_воз находят по таблице 4 приложения и делят на 1000.
Тепло уходящих из котла газов определяют по формуле:
Q_г^'=t_г^'∑G_r C_r кДж/кг; q_r^I=Q_г/(Q_н^р+Q_воз )*100
Если q_r^I не получится равным q_r^I, определенному ранее, то задаются другой t_г^' и расчет повторяют до тех пор, пока расчетное q_r^I не будет равно q_r^I при заданной t_г^'.
К.п.д. парогенератора: η_к=η_m-0.25-q_r^I (%)
Задача №5. Определение часового расхода топлива
производится по формуле:
η_к=(Д(i_п-i_пв))/(B(Q_н^р+Q_воз))
Откуда часовой переход топлива:
В=(Д(i_п-i_пв )*100)/((Q_н^р+Q_воз)η_к ) кг/ч.
Испарительность топлива:
И=Д_(кг.пара)/В_(кг топлива) ,
где i_п - энтальпия пара, кДж/кг (табл. 1 приложения);
i_пв=t_пв*4.2 - энтальпия питательной воды, кДж/кг.
Составляем выражение для суммарной средней теплоемкости продуктов горения в парогенераторе для температуры
(t_г+t_г^')/2, t_г^'=t_(г эк)^'
, т.е. температура газов за котлом есть температура газов перед экономайзером.
С_((t_г+t_г^')/2)=10(G_(RО_2 )*C_(RО_2 )+G_(Н_2 О)*C_(Н_2 О)+С_воз W_воз ) кДж/кг*град.
Соответствующие теплоемкости C_(RО_2 ); C_(Н_2 О); С_воз находят по таблице 4 приложения и делят их на 100%.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п