учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение основными понятиями технической термодинамики, терминологией, законами, основными процессами, протекающими в тепловых машинах; освоение методов расчета процессов, методов расчета и экспериментального определения свойств рабочих тел и теплоносителей
ОПК-1: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-1 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
ИД-2 Не знает и не понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД-2 Знает и понимает на недостаточном уровне методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД-2 Знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации, но допускает ошибки
ИД-2 Знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД-2 Не умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2 Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2 Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2 Не владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2 Плохо владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2 Владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ОПК-2: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения;
ОПК-1 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 Способен применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач
ИД-2 Не знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-3 Не знает законы химии
ИД-4 Не знает основы автоматического управления
ИД-5 Не знает системы автоматического регулирования
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики на недостаточном уровне
ИД-3 Знает законы химии на недостаточном уровне
ИД-4 Знает основы автоматического управления на недостаточном уровне
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования на недостаточном уровне
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики, но допускает ошибки
ИД-3 Знает законы химии, но допускает ошибки
ИД-4 Знает основы автоматического управления, но допускает ошибки
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования, но допускает ошибки
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-3 Знает законы химии
ИД-4 Знает основы автоматического управления
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования
ИД-2 Не умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Не умеет применять основные законы химии
ИД-4 Не умеет применять основы автоматического управления и регулирования
ИД-5 Не умеет выполнять моделирование систем автоматического управления
ИД-2 Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, при этом допускает грубые ошибки
ИД-3 Умеет применять основные законы химии, при этом допускает грубые ошибки
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования, при этом допускает грубые ошибки
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2 Умеет, но допускает н демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры которые неточности
ИД-3 Умеет применять основные законы химии, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Умеет применять основные законы химии
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления
ИД-2 Не владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Не владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 Не владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 Не владеет навыками моделирования систем автоматического управления
ИД-2 Плохо владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Плохо владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 Плохо владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 Плохо владеет навыками моделирования систем автоматического управления
ИД-2 Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, но допускает некоторые неточности
ИД-3 Владеет навыками применения основных законов химии, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Владеет навыками моделирования систем автоматического управления, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 Владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 Владеет навыками моделирования систем автоматического управления
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Однокомпонентной системы на примере состояния насыщения “пар - жидкость” воды
влажного воздуха
давлением воды в состоянии насыщения на кривой парообразования
влажного воздуха
и реального газов из суживающегося сопла
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень дискуссионных вопросов
Кейс задачи
Тестовые задания
Техническая термодинамика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Термодинамическая система. Основные параметры состояния (ОПК-1, ОПК-2).
2. Виды энергии и их особенности (ОПК-1, ОПК-2).
3. Теплота, ее графическое и аналитическое определение (ОПК-1, ОПК-2).
4. Работа, ее графическое и аналитическое определение (ОПК-1, ОПК-2).
5. Первый закон термодинамики. Равновесные и неравновесные процессы (ОПК-1, ОПК-2).
6. Теплоемкость газов. Постоянная теплоемкость. Нелинейная зависимость теплоемкости от температуры (ОПК-1, ОПК-2).
7. Объединенное уравнение первого и второго законов термодинамики (ОПК-1, ОПК-2).
8. Второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия (ОПК-1, ОПК-2).
9. Идеальные газы. Уравнения состояния идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
10. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона (ОПК-1, ОПК-2).
11. Изохорный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
12. Изобарный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
13. Изотермический термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
14. Адиабатный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
15. Политропный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
16. Термодинамические функции. Удельный термодинамический потенциал. Закон Нернста–Планка (ОПК-1, ОПК-2).
17. Дифференциальные уравнения термодинамики. Уравнения Максвелла (ОПК-1, ОПК-2).
18. Дифференциальные уравнения 1 закона термодинамики. Частные производные калорических величин (ОПК-1, ОПК-2).
19. Дифференциальные уравнения теплоемкостей реальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
20. Эксергия, ее виды. Эксергетические потенциалы. Потери эксергии (ОПК-1, ОПК-2).
21. Эксергетический баланс и эксергетические показатели (ОПК-1, ОПК-2).
22. Графическое изображение эксергии и ее потерь в Ts – диаграмме. Эксергетические диаграммы (ОПК-1, ОПК-2).
23. Термодинамические свойства реальных газов. Уравнения состояния реальных газов (ОПК-1, ОПК-2
24. Ван-дер-Ваальский газ. Термодинамическое подобие (ОПК-1, ОПК-2).
25. Термодинамические свойства паров и жидкостей. Фазовые переходы. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса (ОПК-1, ОПК-2).
26. Таблицы термодинамических свойств воды и водяного пара. Диаграммы воды и водяного пара – Ts, hs (ОПК-1, ОПК-2).
27. Изобарный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
28. Изохорный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
29. Изотермный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
30. Адиабатный термодинамический процесс расширения реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
31. Адиабатный термодинамический процесс сжатия реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
32. Техническая термодинамика; основные понятия и определения. Рабочие вещества. Идеальный газ, реальные газы (ОПК-1, ОПК-2)
33. Уравнение состояния идеального газа. Газовая постоянная идеального газа. Р-V и Т-S диаграммы (ОПК-1, ОПК-2).
34. Теплота, работа, внутренняя энергия. Равновесные и неравновесные, обратимые и необратимые процессы (ОПК-1, ОПК-2).
35. Законы темодинамики для открытых систем (ОПК-1, ОПК-2).
36. Первый закон термодинамики. Смеси рабочих веществ и параметры смесей. Теплоемкость. Теплоемкости смеси идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
37. Водяной пар. Степень сухости пара. Диаграммы Р-V и i-S и таблицы водяного пара. Энтальпия влажного пара и ее использование в расчетах. Процессы водяного пара (ОПК-1, ОПК-2).
38. Газовая постоянная смеси идеальных газов. Таблицы термодинамических свойств веществ. Энтальпия (ОПК-1, ОПК-2).
39. Частные и общие случаи политропных процессов и их изображение в Р-V и Т-S диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
40. Зависимости между параметрами и уравнения для теплоты, работы, внутренней энергии и энтропии в процессах. Графический анализ процессов (ОПК-1, ОПК-2).
42. Термический КПД цикла и холодильный коэффициент. Цикл Карно (ОПК-1, ОПК-2).
43. Энтропия. Физический смысл энтропии. Максимальная работа (ОПК-1, ОПК-2).
44. Анализ высокотемпературных тепловыделяющих и теплоиспользующих установок (ОПК-1, ОПК-2).
45. Схемы и принципы работы ДВС. Термодинамический циклы ДВС (ОПК-1, ОПК-2).
46. изобарного и смешанного сгорания в Р-V и T-S диаграммах. КПД и основные характеристики циклов. Эксергетический анализ циклов (ОПК-1, ОПК-2).
47. Схемы и принципы работы газовых турбин. Циклы ГТУ. Регенеративнй цикл ГТУ (ОПК-1, ОПК-2).
48. Эффективный КПД ГТУ (ОПК-1, ОПК-2).
49. Процессы сжатия воздуха в одноступенчатом и многоступенчатом компрессорах. Условия работы многоступенчатого компрессора и определение числа ступеней. Определение работы и мощности на привод компрессора (ОПК-1, ОПК-2).
50. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Влажный воздух: свойства; i-d диаграмма; термодинамические процессы (ОПК-1, ОПК-2).
51. Основы термодинамики потока (неравновесных процессов). Истечение жидкостей, паров и газов через сопла, насадки и отверстия (ОПК-1, ОПК-2).
52. Адиабатное течение идеального газа в суживающихся и расширяющихся каналах. Конфузоры и диффузоры. Истечение реальных газов и паров из сопел. Процессы в эжекторах (ОПК-1, ОПК-2).
53. Циклы паросиловых (теплосиловых) установок и их эффективность. Цикл ПСУ с перегревом пара, циклы регенеративный. Бинарный циклы (ОПК-1, ОПК-2).
54. Необратимое расширение пара в турбине. Ступени турбины. Внутренний относительный КПД в турбине ПСУ. Парогазовые циклы (ОПК-1, ОПК-2).
55. Циклы холодильных машин. Циклы тепловых насосов. Условия эффективного использования
56. Способы теплообмена. Теплообмен при фазовых превращениях (ОПК-1, ОПК-2).
57. Значение теплообмена для технологических процессов переработки нефти, газа, и конденсата. Теплопроводность. Закон Фурье (ОПК-1, ОПК-2).
58. Коэффициент теплопроводности. Температурный градиент (ОПК-1, ОПК-2).
59. Теплопроводность при стационарном режиме однослойной, многослойной плоской и цилиндрической стенки и тел произвольной формы (ОПК-1, ОПК-2)
60. Конвекционный теплообмен. Коэффициент теплоотдачи. Применение методов подобия и размерностей к анализу и расчету процессов конвективного теплообмена (ОПК-1, ОПК-2).
61. Конвективный теплообмен. Теплоотдача при свободном движении жидкости. Теплоотдача при свободном движении жидкости в трубах. Расчетные уравнения (ОПК-1, ОПК-2).
62. Теплообмен излучением. Закон Стефана-Больцмана. Теплообмен излечением между параллельно и произвольно расположенными телами (ОПК-1, ОПК-2).
63. Излучение газов. Теплообмен излучением в котельных топках (ОПК-1, ОПК-2).
64. Теплопередача. Сложный теплообмен. Коэффициент теплопередачи (ОПК-1, ОПК-2).
65. Тепловой расчет теплообменных аппаратов (ОПК-1, ОПК-2).
66. Топливо. Классификация и состав топлива. Теплота сгорания. Понятие об условном топливе. Разновидности топлива (ОПК-1, ОПК-2).
67. Промышленные котельные установки. Назначение и классификация (ОПК-1, ОПК-2).
68. Элементы котельной установки. Конструктивные особенности (ОПК-1, ОПК-2).
Перечень заданий для контрольных работ
обучающихся заочной формы обучения
Задание 1. М кг газа сжимается до уменьшения объема в "Е" раз. Сжатие производится изотермическое и адиабатное. Определите объем газа в начале и конце сжатия, температуру и давление газа в конце сжатие, изменение внутренней энергии, тепло и затраченную работу для двух случаев сжатия, если дано:
начальное давление Р1 = 0,35 МПа;
начальная температура t1 = 36 ℃;
показатель адиабаты k = 1,4;
степень сжатия Е = 3;
газ–воздух;
М = 6 кг;
Задание 2. Смесь, состоящая из 0,8 киломолей азота и 0,2 киломолей кислорода с начальными параметрами p1 = 1 МПа и Т1 = 1000 К, расширяется до давления p2 = 0,43 МПа. Расширение может осуществляться по изотерме, адиабате и политропе с показателем n = 1,2. Определить газовую постоянную смеси, её массу и объём, конечные параметры смеси, работу расширения, теплоту, участвующую в процессе, изменение внутренней энергии , энтальпии и энтропии. Дать сводную таблицу результатов и анализ её. Показать процессы в pv - и Ts – диаграммах.
Указание. Показатель адиабаты, а следовательно, и теплоёмкости Ср, Сv следует принять постоянными, не зависящими от температуры.
Задание 3. На сколько уменьшится теоретическая мощность на привод трехступенчатого компрессора (по сравнению с одноступенчатым) производительностью V = 0,5 м3/с, если начальные параметры воздуха р1 = 0,1 МПа, t1 = 17℃, конечное давление р2 = 6,4 МПа, показатель политропы сжатия n =1,3, КПД компрессора ηк = 0,8?
Задание 4. m кг газа расширяется политропно с показателем политропы n от начального состояния с параметрами p1 и t1 до конечного давления p2. Определить теплоту Q, работу L, изменения внутренней энергии ΔU, энтальпии ΔH и энтропии ΔS. Считать, что c = const. Изобразить процесс на pv – диаграмме без соблюдения масштаба .
Задание 6. Определить теоретическую мощность, затрачиваемую на привод одноступенчатого компрессора производительностью V = 0,2 м3/с, если начальные параметры воздуха p1 = 0,1 МПа, t1 = 20 ℃, степень повышения давления β = 6, показатель политропы сжатия n = 1,3, КПД компрессора ηк = 0,78.
Задание 7. Воздух из начального состояния 1 (p1 = 4 МПА и t1 = 1600 ℃) изохорно охлаждается до температуры t2 = 200 ℃, а затем изотермически сжимается до состояния 3, в котором p3 = p1. Показать процесс 1-2-3 в Pv- и Ts- диаграммах. Определить значения t , p и v воздуха в точках 1, 2, 3. Вычислить удельные значения работы, теплоты, изменения внутренней энергии и энтропии воздуха в процессах 1-2, 2-3 и 1-2-3 в целом. Изохорный процесс рассчитать с учётом зависимости теплоёмкости воздуха от температуры.
Задание 8. Воздух с начальным объемом V1 = 80 м3, начальным давлениям P1 = 2 атм и начальной температурой t1 = 15 ℃ сжимается до уменьшения объема в Е = 5 раз. Сжатия производится по изотерме, по адиабат и политропе с показателем n = 1,5. Определить вес сжимаемого воздуха, конечные его параметры (давления, температура, удельный объем и энтропию).
Задание 9. Фактическая мощность, затрачиваемая на привод одноступенчатого компрессора, составляет 52 кВт. Определить адиабатный к.п.д. этого компрессора, если в нём адиабатно сжимается 0,3 кг/с воздуха от давления р1 = 0,1 МПа (t1 = 20 ℃) до р2 = 0,45 МПа. Изобразить процесс в координатах p, v, и T,s.
Задание 10. Смесь, состоящая из М1 = 0,9 киломолей углекислого газа и М2 = 0,1 киломолей окиси углерода с начальными параметрами Р1 = 6 МПа и T1 = 2000 K, расширяется до конечного объема V2 = εV1 (ε = 14). Расширение осуществляется по изотерме и по адиабате. Определить газовую постоянную смеси, её массу и начальный объем, конечные параметры смеси, работу расширения, теплоту процесса, изменение внутренней энергии, энтальпии и энтропии. Дать сводную таблицу результатов и анализ ее. Показать процессы в PV- и Ts-диаграммах.
Задание 11. Какой должна быть площадь сечения отверстия предохранительного клапана парового котла, чтобы при внезапном прекращении отбора сухого насыщенного пара из него в количестве G = 0,6 кг/с абсолютное давление не превысило p = 1,4 МПа? Атмосферное давление В = 750 мм. рт. ст. Потерей давления пара, теплообмен при прохождении отверстия и скоростью пара на входе в отверстие клапана пренебречь .
Задание 12. В цилиндре находится воздух под давлением p = 5,1 атм и температуре t1 = 135. Он занимает объем V1 = 0,88 м3. Определите, чему будет равен объем V2, м3 воздуха, если при неизменном давлении температура его будет понижена до t2 = 0. Определите количество отведенного тепла и совершенную работу. Среднюю теплоемкость воздуха ср в заданном интервале температур принять по таблице справочной литературы.
Задание 13. В калориметре, содержится по 0,500 кг воды при температуре 30, опускают образцы металлов массою по 0,500 кг. Температура каждого образца равна 150. После того как были опущены образцы серебра, стали и магния, температура в соответствующих калориметрах оказалась равной 37,3, 42,1 и 54,0
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Основные понятия технической термодинамики: термодинамическая система, энергия, работа, единица измерения.
2. Основные параметры состояния рабочего тела, единицы измерения.
3. Внутренняя энергия и энтальпия как функция состояния.
4. Работа изменения объема рабочего тела.
5. Первый закон термодинамики.
6. Уравнения состояния идеальных газов.
7. Основные законы идеальных газов.
8. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона.
9. Теплоемкость идеальных газов. Уравнение Майера.
10. Изохорный процесс идеальных газов.
11. Изотермический процесс идеальных газов.
12. Изобарный процесс идеальных газов.
13. Адиабатный процесс идеальных газов.
14. Политропные процессы идеальных газов.
15. Термодинамическая обратимость. Оценка эффективности циклов.
16. Основные формулировки второго закона термодинамики.
17. Цикл Карно.
18. Энтропия. Физический смысл энтропии. Уравнение Гуи-Стодола.
19. Аналитическое выражение второго закона термодинамики.
20. Водяной пар: основные понятия и определения.
21. Парообразование в PV-диаграмме.
22. IS-диаграмма водяного пара.
23. Влажный воздух. Относительная влажность воздуха. Температура точки росы. Id-диаграмма влажного воздуха.
24. Уравнение первого закона термодинамики для потока. Техническая работа потока.
25. Истечение газов через сопла.
26. Дросселирование газов и паров.
27. Термодинамический анализ работы компрессора. Многоступенчатое сжатие в компрессорах.
28. Термодинамический цикл ДВС (цикл Отто).
29. Термодинамический цикл ДВС (цикл Дизеля).
31. Термодинамический цикл Ренкина.
32. Цикл воздушной холодильной установки.
33. Цикл паровой холодильной установки.
34. Цикл теплового насоса.
Перечень дискуссионных вопросов
1) Что изучает техническая термодинамика?
2) Когда возникла термодинамика как наука? Что положено в основу технической термодинамики?
3) Что называется термодинамической системой?
4) Какая термодинамическая система называется: изолированной, открытой, закрытой, теплоизолированной?
5) Что называется энергией?
6) Что называется рабочим телом?
7) Что называется идеальным газом? 8) Что называется реальным газом?
9) Что подразумевается под термодинамическим состоянием системы? Какие состояния термодинамической системы Вам известны?
10) Назовите основные параметры состояния, их размерности и физический смысл?
11) Какое состояние термодинамической системы называют равновесным, стационарным и нестационарным?
12) Дайте определение термодинамического процесса (равновесного и неравновесного)?
13) Решите задачу: плотность воздуха при определённых условиях равна 1,29 кг/м3 . Определить удельный объем воздуха при этих условиях.
14) Решите задачу: в сосуде объемом 0,8 м3 находится 1,5 кг окиси углерода. Определить удельный объем и плотность окиси углерода при указанных условиях.
15) Водяной пар. Что называется водяным паром? В чем заключается сущность кипения? Температура кипения.
16). Динамическое равновесие. Насыщенный пар. Влажный насыщенный пар, сухой насыщенный пар, перегретый пар. Что называют степенью сухости и влагосодержанием пара?
17). Процесс парообразования в p-υ и T-s – координатах. Теплота парообразования. Параметры критического состояния водяного пара.
18). Термодинамические параметры водяного пара и связь между ними.
19) Термодинамические процессы водяного пара в h-s – диаграмме. Расчет основных термодинамических параметров.
20). Влажный воздух. Определение ненасыщенного и перенасыщенного влажного воздуха. Точка росы.
21) Удельное и относительное влагосодержание. Абсолютная и относительная влажность.
22) h-d диаграмма влажного воздуха и определение его параметров.
Комплект тестовых заданий
1. По изменению какой из приведенных ниже величин можно судить о том, подводится теплота к рабочему телу или отводится от него?
-:a) Энтальпия
-:b) Температура.
+:c) Энтропия
-:d) Удельный объем
2. Какая термодинамическая система называется изолированной?
+:a) Система не обменивается с окружающей средой теплотой и механической работой
-:b) Система не обменивается с окружающей средой механической работой
-:c) Система не обменивается с окружающей средой любыми видами энергии
-:d) Система не обменивается с окружающей средой химической энергией и теплотой
3. По изменению какой из приведенных ниже величин можно определить знак работы?
-:a) Внутренняя энергия
-:b) Энтропия
-:c) Температура
+:d) Удельный объем
4. Какое из приведенных ниже соотношений определяет содержание второго начала термодинамики?
-:a) ds = dq/T
-:b) ds < dq/T
+:c) ds ≥ dq/T
-:d) ds ≤ dq/T
5. Какими из приведенных ниже соотношений определяется абсолютное давление? (В0 –барометрическое давление; ризб –избыточное давление; Н0 –разрежение).
-:a) Н0 + ризб.
+:b) В0 + ризб.
-:c) В0 - ризб.
-:d) ризб – В0.
+:a) Изобарный
-:b) Изохорный
-:c) Адиабатный
-:d) Изотермический
7. Каким выражением определяется приращение внутренней энер-гии идеального газа du?
-:a) T*ds
-:b) cp*dt
-:c) p*dv
+:d) cv*dt.
8. Каким выражением определяется элементарная работа расширения газа dl?
-:a) T*ds
-:b) cv*dt
+:c) p*dv
-:d) сp*dt
9. Что устанавливает закон Нернста?
-:a) При абсолютном нуле теплоемкость каждого вещества в отдельности равна нулю
-:b) При абсолютном нуле суммарная теплоемкость конденсированных веществ равна нулю.
+:c) Вблизи абсолютного нуля максимальные работы и тепловые эффекты в реакциях, протекающих в конденсированных системах, равны
-:d) При абсолютном нуле энтропия конденсированных веществ равна нулю
11. Где расположена критическая точка в фазовой hs –диаграмме
-:a) На пограничной кривой в точке максимума энтальпии
-:b) На правой ветви пограничной кривой
+:c) На левой ветви пограничной кривой
-:d) На пограничной кривой в точке минимума энтальпии
12. Что такое степень сухости (х) водяного пара?
+:a) Отношение массы паровой фракции к общей массе влажного пара
-:b) Отношение массы паровой фракции к массе жидкой фракции
-:c) Отношение температуры пара к температуре насыщения
-:d) Масса паровой фракции в единице объема
13. Чему равна энтальпия hх влажного насыщенного пара со степенью сухости х?
-:a) h'
-:b) h – rx.
-:c) rx.
+:d) h'+rx .
14. Что такое влагосодержание воздуха d?
-:a) Отношение массы водяного пара к массе влажного воздуха в данном объеме.
-:b) Масса водяного пара в данном объеме влажного воздуха
+:c) Отношение массы водяного пара к массе сухого воздуха в смеси
-:d) Масса водяного пара в 1 м3 влажного воздуха
15. Что такое температура точки росы tр?
-:a) Температура насыщения при данном давлении
+:b) Температура, при которой достигается относительная влажность при охлаждении воздуха
-:c) Температура смоченного термометра
-:d) Температура испаряющейся жидкости
16. Какое применение имеют сопла Лаваля
+:a) Получение струи газа со сверхзвуковой скоростью
-:b) Измерение скорости течения
-:c) Измерение расхода газа
-:d) Распыливание топлива в форсунках
17. Чему равна теоретическая скорость газа при адиабатном истечении через сопло?
-:a) [2(р1 – р2)]0,5
-:c) (2р2/р1)0,5
+:d) [2(h1 – h2)]0,5.
18. Как меняется температура идеального газа при дросселировании?
-:a) Уменьшается
-:b) Увеличивается
+:c) Остается неизменной
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
19. При каком процессе сжатия работа, затрачиваемая на привод компрессора, будет иметь наименьшее значение?
-:a) При адиабатном сжатии
-:b) При сжатии по политропе, k > n > 1
+:c) При изотермическом сжатии
-:d) При сжатии по политропе, n > k
20. Как изменяется работа, затрачиваемая на привод многоступенчатого поршневого компрессора, с увеличением (при прочих равных условиях) числа ступеней сжатия?
-:a) Увеличивается
-:b) Однозначный ответ невозможен
-:c) Не изменяется
+:d) Уменьшается
21. Для чего при высоких степенях сжатия газа применяются многоступенчатые компрессоры с охлаждением между ступенями?
-:a) Чтобы уменьшить нагрузку на подшипники
-:b) Чтобы уменьшить объемные потери
+:c) Чтобы избежать недопустимо высоких температур газа
-:d) Чтобы повысить КПД компрессора
22. Почему цикл Карно называют циклом идеальной тепловой машины?
+:a) Цикл Карно обеспечивает наивысший термический КПД при заданных температурах подвода и отвода теплоты.
-:b) Машина, работающая по циклу Карно, не загрязняет окружающую среду
-:c) При повышении цикла Карно параметры рабочего тела возвращаются к исходным значениям
-:d) Машина, работающая по циклу Карно, имеет наименьшие массу и габариты
23. Чем ограничивается степень сжатия в карбюраторных ДВС?
-:a) Мощностью стартера
-:b) Самовоспламенением горючей смеси
-:c) Отказами системы зажигания
+:d) Нагрузкой на кривошипно-шатунный механизм
24. Чем ограничивается степень повышения давления в газотурбинных установках (ГТУ)?
-:a) Нагрузкой на подшипники
-:b) Потерями энергии в компрессоре
+:c) Пределом текучести лопаток турбины при высоких температурах
-:d) Увеличением шума
25. Для чего применяется регенерация теплоты в ГТУ?
-:a) Для улучшения массогабаритных показателей
+:b) Для повышения термического КПД
-:c) Для уменьшения вредных выбросов в атмосферу
-:d) Для снижения степени сжатия в компрессоре
26. В чем преимущество дизельного двигателя перед ГТУ?
+:a) У дизеля выше КПД.
-:b) Дешевле изготовление
-:c) Дешевле топливо
-:d) Проще в обслуживании
27. Как изменяются термический КПД цикла Ренкина и влажность пара на выходе из турбины с ростом давления пара перед турбиной (при прочих равных условиях)?
-:a) КПД цикла увеличивается, влажность пара уменьшается
-:b) КПД циклы и влажность пара уменьшаются
-:c) КПД цикла уменьшается, влажность пара увеличивается
+:d) КПД цикла и влажность пара увеличиваются
28. Как изменяется термический КПД цикла Ренкина при повышении давления в конденсаторе?
-:b) Колеблется около некоторого среднего значения
+:c) Уменьшается
-:d) Увеличивается
29. Какую выгоду дает применение ПТУ с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии на ТЭЦ?
-:a) Возможность использовать более дешевое топливо
-:b) Уменьшение затрат на оборудование
+:c) Повышение степени использования теплоты
-:d) Упрощение обслуживания
30. Что дает регенеративный подогрев питательной воды в ПТУ?
-:a) Уменьшение затрат на оборудование
-:b) Уменьшение эрозионного износа лопаток турбины
-:c) Уменьшение расхода пара на выработку 1 кВт.ч. мощности
+:d) Повышение термического КПД цикла
31. Почему термический КПД атомных ПТУ ниже, чем в установочных на органическом топливе?
-:a) Больше затрачивается энергии на собственные нужды
-:b) Турбины имеют меньше ступеней
+:c) В атомных установках острый пар – насыщенный с более низкими пара- метрами
-:d) Выше давление в конденсаторе
32. Выберите определение понятия «прямой цикл».
+:a) Цикл, в котором линия расширения расположена выше линии сжатия
-:b) Цикл, в котором линия расширения расположена ниже линии сжатия
-:c) Цикл, в котором линии расширения и сжатия совпадают
-:d) Цикл, в котором линия подвода теплоты расположена ниже линии отвода теплоты
33. В закрытом сосуде находится идеальный газ при избыточном давлении р1 =0,02 МПа при температуре 400 ºС. До какой температуры (ºС) нужно его охладить, чтобы в сосуде установилось разрежение р2 = 0,03 МПа. Барометрическое давление 0,1 МПа.
-:a) 233
-:b) 176
-:c) 267
+:d) 120
34. Выберите наиболее полное определение понятия «идеальный газ»
-:a) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул
-:b) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь силами взаимодействия между молекулами
+:c) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул и силами взаимодействия между ними
-:d) Состояние реального вещества, в котором не существенно влияние вращательного, колебательного и поступательного движения молекул
35. Как меняется энтальпия идеального газа при дросселировании
-:a) Уменьшается
+:b) Остается неизменной
-:c) Увеличивается
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
36. Идеальный газ, занимающий объем 0,05 м3, при давлении 0,1 МПа сжимается изотермически до половины объема. Определите количество теплоты (кДж) процесса.
+:a) 3,47
-:b) -3,47
-:c) -34,7
-:d) -1,73
37. Масса идеального газа при неизменных температуре и плотности увеличивается вдвое. Что при этом произойдет с давлением?
-:a) Увеличится в 2 раза
-:b) Уменьшится в 2 раза
-:c) Уменьшится в 4 раза
+:d) Не изменится
38. Какими свойства обладает внутренняя энергия идеального газа?
-:a) Зависит от давления, не зависит от объема
+:c) Зависит от объема и температуры
-:d) Не зависит от объема и температуры
39. Как работает тепловой насос?
-:a) Теплота, отнятая от окружающей среды, аккумулируется в баке с водой
-:b) Окружающая среда (воздух, вода) непосредственно подается насосом для отопителя
+:c) Теплота окружающей среды с низкой температурой повышается, за счет затраты механической энергии, до уровня пригодного для отопления
40. На каком принципе работает тепловая труба?
+:a) Герметичная труба с теплоносителем внутри, движение которого осуществляется под действием капиллярных сил при нагревании одного конца трубы
-:b) Труба открыта с одного конца и заполнена теплоносителем
-:c) Труба открыта с обеих сторон, по которой прокачивается горячий тепло- носитель
Кейс -1
Какой должна быть площадь сечения отверстия предохранительного клапана парового котла, чтобы при внезапном прекращении отбора сухого насыщенного пара из него в количестве G = 0,6 кг/с абсолютное давление не превысило p = 1,4 МПа? Атмосферное давление В = 750 мм. рт. ст. Потерей давления пара, теплообмен при прохождении отверстия и скоростью пара на входе в отверстие клапана пренебречь
Кейс-2
В цилиндре находится воздух под давлением p = 5,1 атм и температуре t1 = 135 ℃. Он занимает объем V1 = 0,88 м3. Определите, чему будет равен объем V2, м3 воздуха, если при неизменном давлении температура его будет понижена до t2 = 0 ℃. Определите количество отведенного тепла и совершенную работу. Среднюю теплоемкость воздуха ср в заданном интервале температур принять по таблице справочной литературы.
Кейс – 3.
В калориметре, содержится по 0,500 кг воды при температуре 30 ℃, опускают образцы металлов массою по 0,500 кг. Температура каждого образца равна 150 ℃. После того как были опущены образцы серебра, стали и магния, температура в соответствующих калориметрах оказалась равной 37,3 ℃, 42,1 ℃ и 54,0 ℃ .
Определить теплоемкости металлов, пренебрегая массой калориметров.
Кейс - 4
Мощность станции на выходных шинах составляет 12 МВт. Какое количество топлива B, кг/ч, сжигается в топках котлов электростанции, если все потери энергии на станции составляют 70 %, а теплота сгорания топлива Qн = 6700 ккал/кг.
Кейс-5
Стальной образец массой 0,2 кг долгое время выдерживается в нагревательной печи. Затем он быстро опускается в калориметр с 0,5 кг воды при t = 20 ℃. Температура воды в калориметре после установления равновесного состояния становится равной 75 ℃.
Какова температура в нагревательной печи? Теплоемкость стали cст = 470 Дж/(кг × К).
Кейс - 6
В калориметре, содержится по 0,500 кг воды при температуре 30 ℃, опускают образцы металлов массою по 0,500 кг. Температура каждого образца равна 150 ℃. После того как были опущены образцы серебра, стали и магния, температура в соответствующих калориметрах оказалась равной 37,3 ℃, 42,1 ℃ и 54,0 ℃.
Определить теплоемкости металлов, пренебрегая массой калориметров
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п