учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Экономика предприятия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных понятий и терминов, применяемых в области экономики; изучение действия экономических законов и форм их проявления в АПК с учетом их специфических особенностей; ознакомить с оценкой эффективности выбора рационального варианта и основных направлений повышения эффективности производства продукции.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
исследования рынка
продукции
маркетинговые исследования
рынка
агробизнеса
продукции
маркетинговые исследования
рынка
агробизнесе
развитии агробизнеса
хозяйства
агробизнеса
сельского хозяйства
агробизнесе
развитии агробизнеса
сельского хозяйства
агробизнесе
развитии агробизнеса
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект кейс задач
3. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
4 Темы докладов
Экономика АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
Материалы тестовых заданий
Тема Виды сельскохозяйственных организаций, их организационно¬-экономические основы
1. Участники этой организационно-правовой формы в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени предприятия и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом
А) товарищество на вере;
Б) полное товарищество;
В) хозяйственное общество;
Г) производственный кооператив.
2.Полное товарищество создается и действует на основании
А) положения;
Б) коллективного договора;
В) устава;
Г) учредительного договора.
3. Допишите пропущенные слова в тексте. Участники полного товарищества солидарно несут __________________ своим имуществом по обязательствам товарищества
А) совместную ответственность;
Б) субсидиарную ответственность;
В) индивидуальную ответственность;
Г) коллективную ответственность.
4.Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть (два ответа)
А) некоммерческие объединения
Б) индивидуальные предприниматели
В) некоммерческие организации;
Г) коммерческие организации
5.Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется
А) полными товарищами;
Б) товарищами на вере;
В) участниками товарищества;
Г) работниками товарищества.
6.Учредительным документом акционерного общества является
А) учредительный договор;
Б) соглашение;
В) устав;
Г) положение.
7.Хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники которого не отвечают по его
А) ПАО;
Б) АО;
В) ООО;
Г) ЗАО.
8.Добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов - это
А) полное товарищество;
Б) АО;
В) производственный кооператив;
Г) ЗАО.
9.Учредительным документом производственного кооператива является
А) учредительный договор;
Б) соглашение;
В) устав;
Г) положение.
10.Его имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
А) полное товарищество;
Б) АО;
В) унитарное предприятие;
Г) ЗАО.
Тема Трудовые ресурсы и производительность труда в сельском хозяйстве
1. Сумма затрат рабочего времени всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия
А) полная трудоемкость
Б) производственная трудоемкость
В) трудоемкость управления производством
Г) суммарный фонд затрат
2. Отношение суммы принятых и уволенных к среднесписочной численности работников предприятия
А) коэффициент оборота кадров по приему
Б) общий коэффициент оборота кадров
В) коэффициент оборота кадров по увольнению
Г) коэффициент текучести кадров
3. Отношение числа лиц, состоящих в списочном составе предприятия в течение всего календарного года к среднесписочной численности работников
А) коэффициент постоянства кадров
Б) коэффициент стабильности кадров
В) коэффициент сменяемости кадров
4.Может включать несколько уровней иерархии в пределах одного функционального подразделения
А) вертикальная команда;
Б) специализированная команда;
В) специальная группа
5. Развитие персонала - это:
А) процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач
Б) процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации
В) система взаимосвязанных видов деятельности для организации эффективной управленческой структуры и структуры менеджеров для достижения организационных целей
6. В физиологическом плане труд представляет собой процесс расходования:
А) физической энергии человека;
Б) физической и нервно-психической энергии человека;
В) нервно-психической и умственной энергии человека;
Г) умственной и физиологической энергии человека.
7.Примером таких команд могут быть команды, которые работают в производственной фирме над созданием нового продукта, в университете - над разработкой нового учебного курса и тому подобное. Потребность в создании таких команд обусловлено необходимостью учета различных подходов и позиций, которые высказывают представители различных отделов.
А) вертикальная команда;
Б) горизонтальная команда;
В) специальная группа
8. Современная экономика труда не рассматривает трудовую деятельность в следующем аспекте:
А) социально-психологическом;
Б) физиологическом;
9.Включает сотрудников разных отделов, которым поручается совместное выполнение определенных действий
А) вертикальная команда;
Б) горизонтальная команда;
В) специальная группа
10.При использовании данной коллективной формы организации труда возможен обмен рабочими местами согласно разработанной схеме или использование трудовой деятельности на всех рабочих местах в подразделении
А) коллективная форма организации труда с полным разделением трудовой деятельности;
Б) коллективная форма организации труда с выборочной взаимозаменяемостью;
В) коллективная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью
Тема Цена и ценообразование на продукцию отраслей АПК
1.Установите соответствие между понятиями и определениями
Функции цены:
А) учетно-измерительная функция;
Б) распределительная функция;
В) функция балансирования спроса и предложения;
Г) стимулирующая функция.
Определения функций цены:
1) состоит в том, что посредством цен предприятия учитывают затраты используемых ресурсов (факторов производства) на создание продукта, измеряют себестоимость, контролируют соблюдение нормативов затрат и выявляют экономию или перерасход;
2) ее предпочтительно использовать для повышения или изменения качества, для увеличения выпуска новой продукции;
3) связана с отклонением цены от стоимости под влиянием рыночных факторов;
4) заключается в регулировании связей между производством и потреблением.
2. Ценовой механизм в системе АПК включает в себя
А) ценовые отношения;
Б) функции государства по регулированию цен;
В) финансовое регулирование;
Г) экономическое регулирование.
3. Они были предусмотрены с 1995 года
А) закупочные цены;
Б) залоговые цены;
В) гарантированные цены;
Г) сдаточные цены.
4. На их уровень воздействуют политические факторы, валютный курс, государственное регулирование
А) закупочные цены;
Б) залоговые цены;
В) мировые цены;
Г) гарантированные цены.
5. В нее не включается НДС и акцизы
А) закупочная цена;
Б) залоговая цена;
В) гарантированная цена;
Г) сдаточная цена.
6.Установите соответствие между понятиями и определениями
Понятия:
А) принцип целевой направленности;
Б) принцип непрерывности;
В) принцип научного построения цены.
Определение:
1) означает, что предприятие при установлении цен должно исходить из конкретных социально-экономических задач и цели его развития;
2) предполагает учет в ценообразовании объективных экономических законов и законов рынка, что требует сбора и анализа внутренней и внешней информации;
3) ценообразования означает необходимость корректировки цен, учета изменений условий производства и реализации продукции.
7. При использовании этого метода основным ценообразующим фактором является спрос на товар, ценностное восприятие этого товара покупателем
А) установление цены на основе потребительской ценности товара;
Б) метод формирования цены посредством ориентации на уровень сложившихся рыночных цен;
В) расчет цены на основе безубыточности отрасли и получения целевой прибыли;
Г) метод, кратко обозначаемый как «издержки плюс».
8. Ценовая политика государства непосредственно влияет на уровень цен
А) объем инвестиций;
Б) динамику доходов предприятия;
В) экономический рост и развитие;
9. Он оплачивается конечным потребителем и не затрагивает издержек и прибыли предприятий-производителей, взимается не со всей стоимости товара, а с ее прироста по стадиям
А) налог на добавленную стоимость;
Б) подоходный налог;
В) налог на землю;
Г) транспортный налог.
10. Включает общее замораживание цен и цен на отдельные товары, установление фиксированных цен и тарифов, установление предела роста цен за определенный период и предела торговых и снабженческих надбавок, установление рекомендованных цен и некоторые другие методы
А) косвенное регулирование цен;
Б) прямое государственное регулирование цен;
В) бюджетная политика;
Г) налоговая политика.
1. Предмет и задачи науки «Экономика АПК» (ПКС-1)
2. Методы исследования науки «Экономика АПК» (ПКС-1)
3. Значение сельского хозяйства в экономике страны и его особенности (ПКС-1)
4. Отрасль: понятие и структура (ПКС-1)
5. Границы и принципы сочетания отраслей (ПКС-1)
6. Состав и структура АПК (ПКС-1)
7. Экономическая и социальная эффективность АПК (ПКС-1)
8. Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы (ПКС-1)
9. Экономическая и продовольственная безопасность страны (ПКС-1)
10. Сущность и значение инфраструктуры (ПКС-1)
11. Экономическое значение производственной инфраструктуры (ПКС-1)
12. Социальная инфраструктура и ее задачи (ПКС-1)
13. Размещение как форма общественного разделения труда (ПКС-1)
14. Специализация в АПК (ПКС-1)
15. Концентрация в АПК (ПКС-1)
16. Понятие, формы и типы интеграции (ПКС-1)
17. Межхозяйственная кооперация (ПКС-1)
18. Земельные ресурсы как основой фактор производства (ПКС-1)
19. Государственный кадастр и мониторинг земель (ПКС-1)
20. Экономическая оценка земли в сельском хозяйстве (ПКС-1)
21. Трудовые ресурсы: понятие и состав (ПКС-1)
22. Рынок труда в сельском хозяйстве (ПКС-1)
23. Производительность труда: понятие и показатели (ПКС-1)
24. Экономическая сущность и классификация основных средств (ПКС-1)
25. Энергетические ресурсы и средства механизации сельского хозяйства (ПКС-1)
26. Показатели оснащенности и эффективности использования основных средств (ПКС-1)
27. Пути повышения эффективности использования основных средств производства (ПКС-1)
28. Оборотные средства и эффективность их использования (ПКС-1)
29. Основные пути повышения эффективности использования оборотных средств (ПКС-1)
30. Основные пути ресурсосбережения в АПК (ПКС-1)
31. Экономическая сущность и виды издержек (ПКС-1)
32. Себестоимость продукции и ее виды (ПКС-1)
33. Состав затрат и методические основы исчисления себестоимости продукции (ПКС-1)
34. Факторы и пути снижения себестоимости продукции сельского хозяйства (ПКС-1)
35. Экономическая сущность цены и функция цен (ПКС-1)
36. Факторы, влияющие на установление цен (ПКС-1)
37. Система цен на продукцию АПК и ценовое регулирование в отрасли (ПКС-1)
38. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и направления его совершенствования (ПКС-1)
39. Доходы сельскохозяйственных предприятий и их виды (ПКС-1)
40. Показатели и методика определения экономической эффективности (ПКС-1)
41. Доходность как основное условие расширенного воспроизводства (ПКС-1)
42. Распределение доходов в сельском хозяйстве (ПКС-1)
43. Условия и источники расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве (ПКС-1)
44. Понятие эффект, эффективность и ее виды (ПКС-1)
45. Государственное регулирование агропромышленного комплекса (ПКС-1)
1. Организация производственно экономической деятельности сельхозпредприятия в условиях рыночной экономики.
2. Организация производственно финансовой деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. Организация производственно финансовой деятельности ассоциации (кооператива) крестьянских (фермерских)
4. Совершенствование внутрипроизводственных экономических отношений на основе хозрасчета и аренды (в определенной отрасли).
5. Организация производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции (на примере конкретного хозяйства).
6. Трудовые ресурсы и их рациональное использование (на примере конкретного хозяйства).
7. Совершенствование оплаты труда и материального стимулирования сельскохозяйственных работников и специалистов (на примере конкретного хозяйства).
8. Организация маркетинговой службы в сельхозпредприятии.
9. Организация растениеводства (или какой-то одной отрасли).
10. Совершенствование организационной структуры в целом хозяйства или в отраслях растениеводства.
11. Совершенствование специализации отраслей растениеводства в соответствии с природно-экономическими условиями и спросом продукции на рынке.
12. Организация и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.
13. Организация производства в подсобных отраслях растениеводства
14. Опыт создания и эффективность работы цехов по переработке продукции в хозяйстве.
15. Организация промышленного производства продукции растениеводства.
16 .Организация и оплата труда в полеводческой бригаде (или в другой отрасли) и пути ее совершенствования.
17. Организация производства на предприятиях по переработке и выпуску растениеводческой продукции.
18. Обоснование рациональной производственной структуры сельскохозяйственного предприятия соответствующей формы собственности и хозяйствования.
19.Организация производства зерна и повышение его эффективности
20. Организация производства овощей и повышение его эффективности.
21. Организация плодов и ягод и пути повышения его эффективности.
22. Организация производства кормов и и повышение его эффективности
23. Организация личных подворий и их эффективность в сельском хозяйстве.
24. Современная организационно-правовая форма хозяйства и перспективы его развития.
25. Организация растениеводства (или какой-то одной отрасли).
26. Совершенствование организационной структуры в целом хозяйства или в отраслях растениеводства.
27. Совершенствование специализации отраслей растениеводства в соответствии с природно-экономическими условиями и спросом продукции на рынке.
Тематика контрольных работ и рефератов.
Исходя из конкретных условий производства - студент может выбрать одну из следующих тем или предложить свою.
1.Организация производства зерна и повышение его эффективности
2. Организация производства овощей и повышение его эффективности.
3. Организация плодов и ягод и пути повышения его эффективности.
4. Организация производства кормов и и повышение его эффективности
5. Организация личных подворий и их эффективность в сельском хозяйстве.
6. Современная организационно-правовая форма хозяйства и перспективы его развития.
7. Организация растениеводства (или какой-то одной отрасли).
8. Совершенствование организационной структуры в целом хозяйства или в отраслях растениеводства.
9. Совершенствование специализации отраслей растениеводства в соответствии с природно-экономическими условиями и спросом продукции на рынке.
10. Организация и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.
11. Организация производства в подсобных отраслях растениеводства
12. Опыт создания и эффективность работы цехов по переработке продукции в хозяйстве.
13. Организация промышленного производства продукции растениеводства.
14 .Организация и оплата труда в полеводческой бригаде (или в другой отрасли) и пути ее совершенствования.
15. Организация производства на предприятиях по переработке и выпуску растениеводческой продукции.
16. Обоснование рациональной производственной структуры сельскохозяйственного предприятия соответствующей формы собственности и хозяйствования.
17. Организация производственно экономической деятельности сельхозпредприятия в условиях рыночной экономики.
18. Организация производственно финансовой деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
19. Организация производственно финансовой деятельности ассоциации (кооператива) крестьянских (фермерских) хозяйств.
20. Совершенствование внутрипроизводственных экономических отношений на основе хозрасчета и аренды (в определенной отрасли).
21. Организация производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции (на примере конкретного хозяйства).
22. Трудовые ресурсы и их рациональное использование (на примере конкретного хозяйства).
23. Совершенствование оплаты труда и материального стимулирования сельскохозяйственных работников и специалистов (на примере конкретного хозяйства).
24. Организация маркетинговой службы в сельхозпредприятии.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что является объектом и предметом науки «Экономика и организация сельскохозяйственного производства»?
2. Какие задачи решает наука?
3. Какие методы используются для решения задач науки?
5. Перечислите основные принципы организации сельскохозяйственного производства (их содержание)
6. Организационная форма производства и как они подразделяются?
7. Организационная форма предприятия и как они подразделяются?
8. Каковы отличительные особенности сельскохозяйственного кооператива? В чем отличия производственных и потребительских кооперативов?
9. Каковы отличительные особенности хозяйственных товариществ и обществ? Какие виды хозяйственных товариществ вы знаете?
10. Каковы отличительные особенности хозяйственных товариществ и обществ? Какие виды хозяйственных обществ вы знаете?
11. Какие виды унитарных предприятий вы знаете? Каковы особенности их функционирования?
12. Каковы основные принципы организации крестьянских (фермерских) хозяйств? Какие задачи стоят перед ними?
13. Какие вы знаете формы хозяйств населения, каковы их организационно-экономические признаки?
14. Дайте определение системы растениеводства, системы земледелия и ее элементы.
15. Дайте определение системы животноводства и охарактеризуйте их материально-технические, технологические и организационно-экономические элементы.
16. Назовите основные принципы прогнозирования и планирования развития сельскохозяйственных предприятий.
17. Каковы разделы и порядок разработки годового плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия?
18. В чем сущность перспективного планирования на предприятии?
19. В чем сущность оперативного планирования на предприятии?
20. Каковы экономические сущность и значение специализации в организации сельскохозяйственного производства?
21. Формы специализации сельскохозяйственного производства.
22. Изложите принципы рационального сочетания отраслей на предприятии.
23. Каков состав земельных угодий?
24. Какие формы собственности на землю вы знаете?
25. Как определяются размер земельного налога, арендной платы на землю, нормативная цена земли?
26. Каковы основные задачи землеустройства?
27. Перечислите основные показатели использования основных фондов и как их найти?
28. Что входит в состав оборотных средств предприятия?
29. Что такое лизинг? Как на его основе используются машины и оборудование?
30. Какие вы знаете формы технического обслуживания и ремонта тракторов?
31. Дайте понятие рабочей силы и трудовых ресурсов?
32. Что такое производительность труда и методика её определения?
33. Каковы основные принципы оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях?
34. В чем особенности материального стимулирования на предприятиях разных организационно-правовых форм?
35. Как производится оплата труда работников растениеводства?
36. Раскройте основную сущность и принципы хозяйственного расчета.
37. Назовите принципы и формы внутрихозяйственного расчета.
38. Понятие себестоимости продукции и ее виды.
39. Дайте классификацию затрат. Состав переменных издержек производства.
40. Дайте классификацию затрат. Состав постоянных издержек производства.
41. Что такое цена товара, продукции и из чего она складывается?
42. Понятие и критерии экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
43. Какие показатели характеризуют экономическую эффективность производства отдельных видов с/х продукции зерна, картофеля, овощей и кормовых культур?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п