учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение современного оборудования возобновляемой энергетики и освоение современных методов проектирования объектов АПК с системами энергоснабжения на базе оборудования возобновляемой энергетики; изучение устройств, методов расчета, наладки и режимов работы гелиотехнического и биоэнергетического оборудования.
ПКС-4: Способен к проведению экспериментов по заданной методике, обработке и анализу полученных результатов с привлечением соответствующего математического аппарата;
ПКС-4 Способен выполнять работы по повышению эффективности энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве
ПКС-6 Способен организовать работу по повышению эффективности энергетического и электротехнического оборудования
ПКС-6: Готов участвовать в тепловых, плановых испытаниях и ремонтах технологического оборудования, монтажных, наладочных и пусковых работах;
ПКС-4 Способен выполнять работы по повышению эффективности энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве
ПКС-6 Способен организовать работу по повышению эффективности энергетического и электротехнического оборудования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в команде)
Комплект заданий для практических (лабораторных) работ
Кейс-задачи
Перечень тестовых заданий
Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Классификация НВИЭ. (ПКС-4, ПКС-6)
2. Причины интенсивного развития НВИЭ, их преимущества и недостатки, темпы роста, перспективы. (ПКС-4, ПКС-6)
3. Технологические, экологические, социальные аспекты возобновляемой энергетики. (ПКС-4, ПКС-6)
4. Гелиоэнергетика: направления использования солнечной энергии. Предпосылки примене¬ния различных гелиоустановок, преимущества, недостатки, перспективы. (ПКС-4, ПКС-6)
5. Фотоэлектрическая генерация (принцип действия, характеристики, схема, экономические показатели, области применения, перспективы). (ПКС-4, ПКС-6)
6. Солнечные нагреватели (схемы, устройство, преимущества, недостатки). (ПКС-4, ПКС-6)
7. Коллекторы солнечной энергии (КСЭ). Общее устройство, показатели. (ПКС-4, ПКС-6)
8. Эффективность КСЭ и методы её повьшения. (ПКС-4, ПКС-6)
9. Солнечные водонагревательные установки (схемы, характеристики). (ПКС-4, ПКС-6)
10. Солнечный пруд (схема, принцип действия). (ПКС-4, ПКС-6)
11. Башенные солнечные электростанции (общее устройство, варианты, показатели, недостатки). (ПКС-4, ПКС-6)
12. Преобразование солнечной энергии в механическую – двигатель Стирлинга (схема, принцип действия, КПД). (ПКС-4, ПКС-6)
13. Гибридные установки на основе ВИЭ (схемы, преимущества, область применения). (ПКС-4, ПКС-6)
б) Коллектор солнечной энергии + тепловая насосная установка; другие возможные варианты.
14. Ветроэнергетика (основные положения использования энергии ветpa, ресурсы ветроэнергетики). (ПКС-4, ПКС-6)
15. Схемы ветроэнергетических установок (ВЭУ). (ПКС-4, ПКС-6)
16. Устройство ветровых двигателей (ВД). Классификация ветровых колес. (ПКС-4, ПКС-6)
17. Варианты использования ВД для отопления помещений и обогрева, схемы. (ПКС-4, ПКС-6)
18. Основы теории ВЭУ. Преобразование энергии ветра. Определение мощности ветрового по¬тока.
(ПКС-4, ПКС-6)
19. Выбор характеристик ветрового колеса. (ПКС-4, ПКС-6)
20. Режимы работы ветроколеса. (ПКС-4, ПКС-6)
21. Специфические требования, предъявляемые к выходным параметрам ВЭУ. (ПКС-4, ПКС-6)
22. Стабилизация числа оборотов ветороколеса. (ПКС-4, ПКС-6)
23. Способы изменения частоты, вырабатываемой генератором электроэнергии и её стабилизация.
(ПКС-4, ПКС-6)
24. Геотермальная энергия. Условия и особенности её использования, ресурсы геотермальной энергии. (ПКС-4, ПКС-6)
25. Верхне-Мутновская геоэс (характеристика геотермального поля. Схема Верхне-Мутновской ГЕОЭС, работа и характеристики ГЕОЭС). (ПКС-4, ПКС-6)
26. Схема бинарной ГЕОЭС. Особенности её работы, преимущества. (ПКС-4, ПКС-6)
27. Биомасса. Использование в энергетике (предпосылки, преимущества, ресурсы). (ПКС-4, ПКС-6)
28. Направления использования биомассы, их особенности, преимущества, применение. (ПКС-4, ПКС-6)
29. Биогаз (схема и работа биогазовой установки, характеристика ИБГУ – 1, преимущества, перспектива применения). (ПКС-4, ПКС-6)
30. Малая гидроэнергетика, малые-, микрогэс, устройство, схема работы, преимущества.
Энергия приливов и волн. Особенности применения, характеристики. (ПКС-4, ПКС-6)
31. Использование рассеянной энергии окружающей среды; тепловой насос (принцип работы, схема, характеристики). (ПКС-4, ПКС-6)
Перечень вопросов к зачету с оценкой
1. Виды энергетических ресурсов, структура их потребления в мире и в России. (ПКС-4, ПКС-6)
2. Возможное место нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, приливов) в удовлетворении энергетических потребностей. (ПКС-4, ПКС-6)
3. Экологические и социальные аспекты развития нетрадиционной энергетики. (ПКС-4, ПКС-6)
4. Методы расчета потенциала солнечной энергии. Прямое, диффузное (рассеянное) и отраженное солнечное излучение. (ПКС-4, ПКС-6)
5. Расчет потока солнечной энергии на горизонтальную, наклонную и нормальную поверхность. Ресурсы солнечной энергии. (ПКС-4, ПКС-6)
6. Типы солнечных энергетических установок, их эксплуатационные и техникоэкономические характеристики. (ПКС-4, ПКС-6)
7. Основные направления применения солнечных энергетических установок. (ПКС-4, ПКС-6)
8. Системы с солнечными тепловыми коллекторами. Системы солнечного горячего водоснабжения. (ПКС-4, ПКС-6)
9. Солнечные электростанции башенного и модульного типа. (ПКС-4, ПКС-6)
10. Фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии. (ПКС-4, ПКС-6)
11. Ветроэнергетический кадастр региона. Характеристики кадастра. (ПКС-4, ПКС-6)
12. Приведение средних скоростей ветра к заданным условиям открытости на местности и заданной высоте. (ПКС-4, ПКС-6)
13. Повторяемость скоростей ветра. Выравнивание эмпирической повторяемости скоростей ветра с помощью аналитических зависимостей. Уравнение Вейбулла. (ПКС-4, ПКС-6)
14. Классификация ветроэнергетических установок (ВЭУ) по принципу работы (крыльчатые, карусельные, барабанные, с роторами Савониуса и Дарье), их эксплуатационные и технико-экономические характеристики. (ПКС-4, ПКС-6)
15. Обтекание плоской поверхности, перпендикулярной направлению ветра. (ПКС-4, ПКС-6)
16. Работа лопасти и ветроколеса крыльчатой ВЭУ. Теория идеального ветроколеса. (ПКС-4, ПКС-6)
17. Удельная мощность и энергия ветрового потока. Ветроэнергетические ресурсы: потенциальные, технические и экономические. (ПКС-4, ПКС-6)
18. Основные направления использования ветровой энергии. (ПКС-4, ПКС-6)
19. Предпосылки развития системной ветроэнергетики (сооружения ветропарков) на Кольском полуострове. Технико-экономические показатели работы ВЭУ в составе энергосистемы. (ПКС-4, ПКС-6)
20. Перспективы использования ВЭУ для энергоснабжения автономных потребителей энергии (совместная работа ВЭУ с дизельными электростанциями и котельными). (ПКС-4, ПКС-6)
21. Перспективы участия ВЭУ в работе систем теплоснабжения. (ПКС-4, ПКС-6)
22. Основные понятия гидрологии. Мощность и энергия водного потока. (ПКС-4, ПКС-6)
23. Потенциал малой гидроэнергетики, методы его расчета. Валовые, технические и экономические гидроэнергоресурсы. (ПКС-4, ПКС-6)
24. Общие понятия о гидротурбинах, их видах и параметрах. Схемы гидротурбинных установок. (ПКС-4, ПКС-6)
25. Состав и компоновка основных сооружений ГЭС. Русловые, приплотинные и деривационные ГЭС. (ПКС-4, ПКС-6)
26. Регулирование речного стока водохранилищами ГЭС (суточное, недельное, годовое, многолетнее). (ПКС-4,
27. Особенности оптимизации режимов работы ГЭС. Технико-экономическая эффективность гидроэлектростанций. (ПКС-4, ПКС-6)
28. Приливные электростанции, их энергетические характеристики, особенности режимов работы. (ПКС-4, ПКС-6)
29. Волновые электростанции, их энергетические характеристики, особенности режимов работы. (ПКС-4, ПКС-6)
30. Биоэнергетика: источники потенциала. Основные типы биоэнергетических установок. (ПКС-4, ПКС-6)
31. Теплонасосные установки и их энергетические характеристики. (ПКС-4, ПКС-6)
32. Геотермальные источники тепловой энергии. Направления использования геотермальной энергии. (ПКС-4, ПКС-6)
4.1.2. Средства для индивидуализации выполнения,
контроля фиксированных видов ВАРО
4.1.2.1. Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы
Задание 1. Анализ системы механизированных и автоматизированных технологий животноводческих предприятий
Задание 2. Расчет системы энергообеспечения сельскохозяйственного посёлка
1. Биотопливо и биогаз - перспективные энергоносители для энергетических установок государственных учреждений расположенных в сельских районах
2. Обоснование технико-экономической эффективности применения твердотопливных газогенераторных котлов для отопления зданий
Задание 3. Определения потребности в газообеспечении животноводческих предприятий
1. Твердотопливные газогенераторные котлы
2. Методика определения технико-экономической эффективности применения газогенераторных котлов для отопления животноводческих предприятий.
Критерии оценивания:
- соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем; соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям; способность выполнять вычисления; умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач; умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой; обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
4.1.2.2 Перечень вопросов для контрольных работ
обучающихся заочной формы обучения
1. Разновидности нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов.
2. Возобновляемые источники энергии: Солнца, ветра, биомассы, термальных вод, малых рек , вторичного тепла (сточных вод, вытяжного воздуха и т.д.) сельскохозяйственного производства и быта.
3. Пути экономии теплоэнергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
4. Энергетический потенциал биомассы в России. Биоэнергетические станции по производству биогаза в мире.
5. Характеристика и технология производства биотоплива-газа.
6. Биогазовые системы и оборудования для малых сельскохозяйственных предприятий и возможности их анедрения.
7.. Оценка экономической эффективности энергоснабжения государственного учреждения от использования газопоршневой мини-ТЭЦ работающей на биогазе
8. Биотопливо и биогаз - перспективные энергоносители для энергетических установок государственных учреждений расположенных в сельских районах
9. Преимущества биогазовой энергетики и мероприятия, стимулирующие ее развитие
10. Разновидности технологических схем по производству биогаза и удобрений.
11. Основные формы и материалы, применяемые при изготовлении биореакторов.
12. Разновидности систем подогрева сырья при анаэробном сбраживании;
13. Разновидности оборудований для сбора и хранения биогаза.
14. Подготовка и использование биогаза.
15. Технико-экономическая оценка эксплуатации биоэнергетических систем в условиях Сибири.
16. Сезонная эксплуатация биоэнергетической установки.
17. Определение оптимальной дозы загрузки биореактора.
18. Определение теплового баланса биоэнергетической установки.
19. Противопожарная безопасность при эксплуатации биогазового оборудования.
20.Экологические достоинства применения в сельском хозяйстве биоэнергетической технологии.
21. Биогазовые установки (газогенераторы)
22. .Биогазовые когенерационные мини-ТЭЦ
23. Технико-экономическое обоснование эффективности строительства в учреждениях газопоршневых мини-ТЭЦ работающих на биогазе
24. Энергетическая характеристика отходов по производству биотоплива.
25. Технология производства топливных брикетов, существующее оборудование и их основные характеристики.
26. Обоснование технико-экономической эффективности применения твердотопливных газогенераторных котлов для отопления зданий
28. Методика определения технико-экономической эффективности применения газогенераторных котлов для отопления зданий
29. Методика определения технико-экономической эффективности применения газогенераторных котлов для отопления зданий
30. Валовый, технический потенциал солнечной энергии.
31. Солнечные системы теплоснабжения.
32. Солнечные водонагревательные установки.
33. Солнечные коллектора(СК). Устройство, принцип действия.
34. Теплотехнические характеристики (τα)п,UL,FR.
35. Энергетический баланс СК.
36 Полезное солнечное тепло (Qпол).
37. Пассивные солнечные системы.
38. Пассивные закрытые системы солнечного отопления (стена Тромба-Мишеля).
39. Энергия ветра. Потенциал ветровой энергии.
40. Ветроэнергетические системы и оборудования.
41. Основные виды и элементы ветроэнергетических установок(ВЭУ).
42. Классификация и конструкция ветроустановок.
43. Производство электроэнергии ВЭУ.
44. Методика выбора ВЭУ для энергоснабжения с/х потребителей.
45. Техническое обоснование применения ВЭУ
46. Экономическая оценка целесообразности применения ВЭУ
47. Энергия малых водотоков для применения мини- ГЭС .
48. Энергетический потенциал ветровой энергии в России и в мире.
49. МиниГэсы для фермерских и крестьянских хозяйств,
50. Микрогидроэлектрические станции для сельскохозяйственного производства.
51. Фотоэнергетические системы и оборудования. Технология производства электроэнергии.
52. Фотоэлементы, фотомодули.
53.Основные элементы солнечной батареи: инвертор, зарядное устройство, аккум.батарея.
54. Энергетические характеристики солнечной фотоэлектрической установки с заданными техническими параметрами и вольтамперной характеристикой.
55. Объем потребления энергии объектом и расчет фотоэлектрической станции
56. Оценка капитальных затрат на установку и эксплуатацию гелиоэнергетической станции. Определение срока окупаемости гелиоэнергетической станции
57. Определение параметров и расчет солнечного коллектора
58. Оценка капитальных затрат на установку и эксплуатацию солнечного коллектора. Определение срока окупаемости солнечного коллектора
59. Устройство и принцип работы гидроагрегата Микро- ГЭС и предварительная оценка целесообразности использования объекта в энергетических целях.
60. Определение параметров водного объекта, влияющих на выбор типа гидроагрегата Микро- ГЭС и режим его работы
61. Проведение технико-экономического обоснования . выбора типа силового агрегата применительно к выбранному гидротехническому объекту Микро- ГЭС, в том числе определение срока окупаемости проекта.
62. Расчёт гидроэнергетического потенциала речного стока
63. Расчёт собственных затрат и срока окупаемости за счёт производства электроэнергии малой ГЭС
64. Тепло- энергетический потенциал термальных вод.
65. Энергетические ресурсы, характеристика систем и оборудований термальных вод. Технология производства тепловой энергии.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
5.1. Критерии оценки к экзамену
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
5.2. Критерии оценки к зачету с оценкой
зачет (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет(71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет(менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля
успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1.Какой вид топлива преобладает в структуре потребления ТЭР Байкальского региона?
2. В чем особенность электроснабжения коммунально-бытовых и с/х потребителей Байкальского региона?
3. За счет каких источников энергии можно обеспечить надежное и устойчивое энергообеспечение сельского хозяйства и население Байкальского региона?
4.Каков в мире экономический потенциал ВИЭ в настоящее время?
5.Технический потенциал возобновляемых энергоресурсов России.
6.Современные мировые тенденции развития возобновляемой энергетики .
7.Технический потенциал возобновляемой энергетики Байкальского региона.
8.Перспективы использования солнечной энергии и энергии малых рек в сельскохозяйственном производстве и быте в условиях РБ.
9. Основные параметры технологического процесса метанообразования..
10. Виды технологических схем производства биогаза.
11. Из каких основных элементов состоит биоэнергетическая система?
12. Назовите формы реакторов и их конструктивные особенности.
13. Теплота сгорания биогаза и его соотношение к другим источникам энергии.
14. Из чего складывается капитальные затраты на создание биоэнергетического оборудования?
15. Перечислите основные характеристики метана, углекислого газа, сероводорода.
16. Разновидности технологических схем по производству биогаза и удобрений.
17. Основные формы и материалы, применяемые при изготовлении биореакторов.
18. Разновидности систем подогрева сырья при анаэробном сбраживании;
19. Какое оборудование применяется для перемешивания сбраживаемой массы?
20. Разновидности оборудований для сбора и хранения биогаза.
21. Подготовка и использование биогаза.
22. Технико-экономическая оценка эксплуатации биоэнергетических систем в условиях Сибири.
23. Сезонная эксплуатация биоэнергетической установки.
24. Формула для определения оптимальной дозы загрузки биореактора.
25. Формула для определения теплового баланса при эксплуатации биоэнергетического оборудования.
26. Противопожарная безопасность при эксплуатации биогазового оборудования.
27. Экологические достоинства применения в сельском хозяйстве биоэнергетической технологии.
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе); полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.); сознательность ответа (учитывается
6.2. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Солнечная энергетика
1.1. Валовый, технический потенциал солнечной энергии.
1.2. Солнечные системы теплоснабжения.
1.3. Солнечные водонагревательные установки. Солнечные коллектора (СК). Устройство, принцип действия.
1.4. Энергетический баланс солнечного коллектора.. Полезное солнечное тепло (Qпол).
1.5. Фотоэнергетические системы и оборудования. Технология производства электроэнергии.
1.6. Фотоэлементы, фотомодули.
1.7. Основные элементы солнечной батареи: инвертор, зарядное устройство, аккум.батарея..
1.8. Пассивные солнечные системы. Пассивные закрытые системы солнечного отопления (стена Тромба-Мишеля).
Задание 2. Биоэнергетические системы и оборудования для сельскохозяйственных предприятий и возможности их анедрения.
2.1. Энергетический потенциал биомассы в России. Биоэнергетические станции по производству биогаза в мире.
2.2. Характеристика и технология производства биотоплива-газа.
2.3. Преимущества биогазовой энергетики и мероприятия, стимулирующие ее развитие
2.4. Разновидности технологических схем по производству биогаза и удобрений.
2.5. Основные формы и материалы, применяемые при изготовлении биореакторов.
2.6. Разновидности оборудований для сбора и хранения биогаза. Подготовка и использование биогаза.
2.7. Определение теплового баланса биоэнергетической установки.
2.8. Противопожарная безопасность при эксплуатации биогазового оборудования.
2.9. Биогазовые когенерационные мини-ТЭЦ
2.10. Технология производства топливных брикетов, существующее оборудование и их основные характеристики.
Задание 3. Энергия ветра. Потенциал ветровой энергии.
3.1. Ветроэнергетические системы и оборудования.
3.2. Основные виды и элементы ветроэнергетических установок(ВЭУ).
3.3. Классификация и конструкция ветроустановок.
3.4. Производство электроэнергии ВЭУ. .
3.5. Техническое обоснование применения ВЭУ
Задание 4. Энергия малых водотоков для применения на производстве.
4.1.Устройство и принцип работы гидроагрегата Микро- ГЭС и предварительная оценка целесообразности использования объекта в энергетических целях.
4.2. Определение параметров водного объекта, влияющих на выбор типа гидроагрегата Микро- ГЭС и режим его работы
4.3. Проведение технико-экономического обоснования . выбора типа силового агрегата применительно к выбранному гидротехническому объекту Микро- ГЭС.
4.4. Расчёт собственных затрат и срока окупаемости за счёт производства электроэнергии малой ГЭС.
Задание 5. Энергия термальных источников.
5.1. Тепло- энергетический потенциал термальных вод.
5.2. Характеристика систем и оборудований термальных вод. Технология производства тепловой энергии.
Критерии оценивания:
полнота раскрытия темы; правильность формулировки и использования понятий и категорий; правильность выполнения заданий; аккуратность оформления работы.
6.3. Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в команде)
Тема 1. Изучение энергетического потенциала НВИЭ в России и Республике Бурятии (Кейс-задание)
Тема 2. Исследование режимов работы ветроэлектрических установок с учетом вероятности распределения скоростей ветра по градациям РБ (Работа в команде)
4.1. Ветроэнергетические системы и оборудования.
4.2. Основные виды и элементы ветроэнергетических установок(ВЭУ).
4.3. Классификация и конструкция ветроустановок.
Тема 3. Исследование энергетического потенциала малых водотоков Бурятии (Работа в команде)
Критерии оценки:
– правильность выполнения задания на лабораторную работу в соответствии с заданием;
– степень усвоения теоретического материала по теме лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
Шкала оценивания:
65. Кейс-задачи
Задача №1 Определение низшей теплоты сгорания биогаза-биотоплива
Биогаз представляет собой смесь газов, основными компонентами которого являются метан и углекислый газ.
При использовании биогаза в котельных установках необходимо определить низшую теплоту его сгорания, которая определяется по следующей формуле:
Q_(н.б.)=Q_(м.i)∙i∙0,01
где Qн.б. – низшая теплота сгорания биогаза, кДж/м3;
Qн.i – низшая теплота сгорания горючих компнентов, состоящих в биогаза, кДж/м3;
i – компонент биогаза, %.
Плотность биогаза ρб (кг/м3) определяем по следующему выражению:
ρ_б=ρ_i∙i∙0,01,
где ρi – плотность отдельных компонентов, состоящих в биогазе, кг/м3.
Для определения количества сухого воздуха V_св^т (м3/м3) необходимого для полного сгорания биогаза в котельных установках определяется по формуле:
V_св^т=4,76⁄100[∑▒(m+n⁄4) C_m H_n+0,5H_2+0,5CO-O_2+0,5H_2 C]
где 4,76 – коэффициент, учитывающий содержание кислорода в воздухе;
∑▒(m+n⁄4) C_m H_n– различные углеводороды, входящие в состав биогаза.
Имея в виду, что в топочное устройство подается влажный воздуха, то теоретически необходимое количество воздуха необходимо пересчитать с учетом влагосодержания:
V_в^т=V_(с.в)^т+d⁄1000∙ρ_в∙V_(с.в)^т
где d – влагосодержание воздуха, принимаемое равной 118 г/кг;
ρв – плотность воздуха, принимаемая равной 0,83 кг/м3.
Задача №2. Определение теплоемкости биогаза.
При использовании биогаза в котельных установках необходимо определить верхние и нижние пределы воспламеняемости. Наибольшая концентрация горючей смеси в биогазе считается верхним пределом воспламеняемости Zв (%) и определяется по следующему выражению:
Z_в=(r_1+r_2+⋯+r_n)/(r_1/(l_1^в )+r_2/(l_2^в )+⋯+r_n/(l_n^в ))
где r1 – объемная доля отдельного горючего компонента биогаза, %;
l_1^в– верхний предел воспламеняемости отдельного компонента биогаза, %;
l_n^в– соответственно нижний предел воспламеняемости биогаза, %.
Объемная теплота сгорания биогаза Q_б^V (кДж/м3) в общем виде вычисляется кК произведение его объема Vб (м3) при нормальных условиях на объемную теплоемкость С (ккал/м3, оС) при постоянном давлении и температуре t (оС).
Q_б^V=V_б∙с∙t
Теплоемкость биогаза не является величиной постоянной и изменяется в зависимости от температуры газов.
Полученные результаты аналитического и теоретического исследования теплоэнергетической характеристики биогаза сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Состав и теплоэнергетическая характеристика биогаза
Характеристика Компонента биогаза Биогазовая смесь
СН4 СО2 Н2 Н2S
Объемная доля, % 55-70 27-44 < 1 < 2 100
Объемная теплота сгорания, МДж/м3 35,8 - 10,8 22,8 26,8
Предел воспламеняемости, % 5…5 - 4…80 4…45 6…12
Температура воспламенения, оС 65…750 - 585 - 650-750
Критическое давление, МПа 4,7 7,5 1,3 8,9 7,6…8,9
Нормальная плотность, г/л 0,72 1,98 0,09 1,54 1,2
Критическая плотность, г/л 102 468 31 340 320
Критическая температура, оС -82,5 31,0 - 100 -2,5
Плотность относительного воздуха, г/л 0,55 2,5 0,07 1,2 0,83
Приведенные в таблице 1 теплоэнергетические свойства биогаза позволяют судить о возможностях его практического использования и необходимых для этого приемах. Объемная теплота сгорания Q_б^V биогаза в основном определяется содержанием метана СН4, поскольку незначительное количество Н2 и Н2S на этот показатель практически не влияют. При выяснении возможности сжижения газовой смеси необходимо учитывать критические значения давления и температуры отдельных ее компонентов. Эти значения показывают, что сжижение биогаза практические нецелесообразно.
Задача №3. Определение КПД котельной установки при работе на биогазе.
При подборе котельного оборудования следует учитывать количество и единичную производительность агрегатов,
∑Qприх. = ∑Qрасх
Qх.б.+Qв=Q1+Q2+Q3+Q4
Приход теплоты состоит из следующих основных статей химической теплоты биогаза - Qх.б и теплоты, вносимой подогретым воздухом - Qв, а расход теплоты в котельной установке состоит изтеплоты, необходимой на нагрев воды - Q1, потери теплоты с уходящими газами - Q2, потери теплоты от химической неполноты сгорания биогаза - Q3 и потери теплоты в окружающую среду Q4.
После расшифровки выражения следует:
B(Qн.б.+V_в^т*tв*Св)=G*C(tк-tн)+B[Jпс+0.01* Qн.б.(i+q)]
где В – часовой расход биогаза [м3/ч]; Qн.б. – низшая теплота сгорания биогаза [кДж/м3]; V_в^т - теоретически необходимое количество воздуха [м3/м3]; tв – температура, входящего в котел воздуха [оС]; Св – средняя объемная теплоемкость воздуха [кДж/(кг*oC)]; G – расход воды [кг/ч]; С – удельная теплоемкость воды [кДж/(кг*oC)]; Jпс – теплосодержание продуктов сгорания [кДж/м3]; i–потери тепла от химической неполноты сгорания биогаза [%]; q – потери теплоты от ограждающей поверхности котла [%].
Далее, в таблице 2 представлены основные составляющие теплового баланса котла, выраженные через расход биогаза – В (м3/ч)
Таблица 2. Основные составляющие теплового баланса (кДж/ч) котла.
Наименование величины Условные обозначения Определения величины
Химическая теплота биогаза Qх.б. 26800*В
Теплота, вносимая воздухом Qв 117*В
Теплота на нагрев воды Q1 7022898
Потери с уходящими газами Q2 2087*В
Потери от химическогонедожега Q3 53,5*В
Потери в окружающую среду Q4 804*В
Приравнивая статьи прихода и расхода теплоты, определяем расход биогаза по следующей формуле:
В=Q1/(Qх.б.+Qв-Q2-Q3-Q4)=293м 3/ч
Таким образом, по полученным расчетам теплового баланса, необходимо определить КПД котельной установки:
η_(к.у.)=(Q1/(Qн.б.*В))/(100%)
Коэффициент полезного действия котельной установки составляет 89% при работе на биогазе, т.е. достаточно высок, поэтому уменьшение теплопотерь нецелесообразно.
Критерии оценивания:
соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблемеи рынку);оригинальность подхода (новаторство,креативность);применимость решения напрактике;глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексностьрешения).
4.1.3.5. Тестовые задания
1. Назвать возобновляемые источники энергии (ВИЭ):
1.Природные источники энергии
2.Традиционные источники энергии (ядерное топливо, уголь, нефть, природный газ)
3.Энергия солнца, ветра, термальных вод, биомассы, малых рек +
4.Источники энергии окружающей среды
2. Что такое валовый потенциал солнечной энергии?
1.Потенциал суммарной солнечной радиации, фиксируемый на актинометрических станциях
2.Среднегодовой объем солнечной энергии при полном ее превращении в полезную энергию +
3.Климатологические данные годового солнечного излучения на горизонтальную поверхность
4.Суммарная солнечная радиация на данную поверхность
3. Дать определение техническому потенциалу солнечной энергии:
1.Часть валового потенциала солнечной энергии, преобразование которого в полезно используемое тепло возможно при данном уровне развития технических средств +
2.Потенциал солнечной энергии, который можно технически использовать для получения горячей воды и воздуха
3.Количество полезного тепла, получаемое от солнечных систем теплоснабжения
4.Часть валового потенциала ,превращенного в тепло и злектроэнергию
4. Дать определение экономическому потенциалу солнечной энергии:
1. часть валового и технического потенциала, полезно используемого для энергетических нужд
2. часть технического, экономически обоснованного для получения полезного тепла
3. часть технического потенциала, преобразование которого в полезную энергию экономически целесообразно при данном уровне цен на традиционные энергоносители, оборудование, материалы, транспортные услуги, оплату труда. +
4. часть технического потенциала ,используемого на технологические нужды
5. Как определить полезное тепло, получаемое от солнечных коллекторов (СК)?
2.Нужно знать параметры СК, к.п.д., оптические и тепловые характеристики
3.Нужны: теплотехнические характеристики СК, количество прихода суммарной СР на наклонную поверхность, температуру горячей воды и окружающей среды..+
4. Необходимо знать характеристики СК, температуру горячей воды, к.п.д
6. Активные солнечные системы теплоснабжения
1. системы с использованием солнечных коллекторов с теплоносителем воздух +
2. системы с использованием солнечных модулей
3. системы с использованием солнечных фотоэлементов
4. системы как функции элемента здания для восприятия, аккумулирования и передачи
солнечного тепла
7. Пассивные солнечные системы
1. системы с использованием солнечных коллекторов с теплоносителем воздух
2. системы с использованием солнечных модулей
3. системы с использованием солнечных приставок
4. системы как функции элемента здания для восприятия, аккумулирования и передачи солнечного тепла +
8. Основные элементы активной солнечной системы
1.солнечный коллектор, аккумулятор, система распределения теплоты, теплообменник
2.теплопоглощающая панель, аккумулятор, светопрозрачное покрытие, корпус
3..корпус, модуль, тепловой аккумулятор, насос.
4. солнечный коллектор, светопрозрачноепокрытии
9. Основные элементы пассивной солнечной системы
1. солнечный коллектор, аккумулятор, система распределения теплоты +
2.теплопоглощающая стена , аккумулятор, светопрозрачное покрытие
3.корпус,система распределения теплоты, вентилятор
4.циркуляционные каналы, теплопоглощающий экран, стена ,светопрозрачноепокры- тие, вентилятор, аккумулятор
10. Чем отличаются активные солнечные системы с естественной циркуляцией от систем с принудительной циркуляцией ?
1.наличием теплообменника, автоматических регуляторов
2. отсутствием циркуляционного насоса +
3.тепловым аккумулятором.
4.дублером, вторым контуром
11. Как отличить открытые от закрытых пассивных солнечные системы ?
1.отсутствием приемника солнечной радиации, совмещенного с наружными
ограждающими конструкциями, циркуляционных каналов +
2 наличием аккумуляторов теплоты, циркуляционных каналов
3. наличием светопрозрачного покрытия ,вентиляторов,аккумуляторов
4. наличием вентиляторов,аккумуляторов
12. Назвать правильно обозначения основных характеристик солнечного коллектора
1. Оптический к.п.д τα ,коэффициент эффективности отвода тепла FR, коэффициент полезного действия ή, общий коэффициент тепловых потерь UL, +
2. Коэффициент эффективности отвода тепла ή, оптический к.п.д τα общий коэффициент тепловых потерь FR, коэффициент полезного действия τα
3. Общий коэффициент тепловых потерь FR, оптический к.п.дτα
4. Коэффициент полезного действия τα, коэффициент эффективности отвода тепла ή, общий коэффициент тепловых потерь UL,
13. Назвать общие элементы конструкции солнечного коллектора
и пассивной солнечной стены.
1.корпус,лучепоглощающая панель, остекление, патрубки, +
2. светопрозрачное покрытие, лучепоглощающая панель, вентилятор
3. циркуляционный насос, светопрозрачное покрытие
4. теплообменник, корпус, остекление
14. Уравнение теплового баланса солнечного коллектора
1.Qпол =FR[Эβ (τα)-UL(Тт-Та)]; +
2 Qпол =FR(τα)-(Эβ -UL(Тт-Та);
3 Qпол =FRUL [Эβ (τα)-UL(Тт-Та)];
4 Qпол =FR(Тт-Та)[Эβ (τα)-UL];
15. Уравнение коэффициента полезного действия солнечного коллектора
1. ή= FRUL (τα- );
2.ή= FR τα (1- UL );
3. ή= FR (τα- UL);
4. ή= FR(τα- UL ); +
1 широта местности, склонение Солнца, высота Солнца, часовой угол, зенитный и азимутальный углы +
2 широта местности, альбедо подстилающей поверхности, масса атмосферы, облачность, высота поверхности над уровнем моря
3 коэффициент отражения земной поверхности, широта местности, склонение Солнца, часовой угол,долгота
4 масса атмосферы, облачность, количество ясных и пасмурных дней, влажность, склонение, альбедо
17. Формула определения к.п.д. солнечного коллектора
1. ; +
2. ;
3. ;
4. ;
18. Нормальная плотность биогаза, г/л:
1) 0,8 2) 5,6 3) 1,2 4. 10,2
19. Имеет ли запах метан?
1) Нет 2) Едкий запах 3) Тухлый запах 4. Горелый запах
20. Каким цветом горит метан СН4?
1) Красноватым 2) Голубоватым 3) Желтоватым 4. Бесцветный
21. От каких величин и параметров зависит экономический потенциал тепловой энергии от солнечного излучения?
1. количества полезного тепла, снимаемого с 1 м2 солнечного коллектора в год (Vт), критическим значением удельного съема энергии Vткр, удельной стоимости производства энергии от традиционного источника Цтрэ, срока службы, удельной стоимости солнечной установки.+
2. дефицита тепловой энергии, технического потенциала СЭ, среднегодовой температуры окружающей среды, скорости ветра.
3. валового потенциала солнечной энергии, параметров СК, дефицита тепловой энергии.
4. прихода солнечной радиации, критического значенияудельной солнечной энергии, потребности региона в тепловой энергии.
22. Какое назначение имеет зарядный регулятор?
1. защита аккумулятора от перезарядки, устранения опасности поражения электрическим током
2.Защита аккумулятора от: перезарядки, полной разрядки, обеспечение оптимальной зарядки аккумулятора (ограничение напряжения в диапазоне работы, обеспечение газообразования) +
3.Преобразование постоянного напряжения солнечного генератора в переменное
при работе приборов переменного напряжения или при присоединении к сети.
4.Для устранения опасности поражения электрическим током при появлении напряжения на частях электрооборудования
23. Назвать обозначение ULиТнуравнении:
1.площадь солнечного коллектора,эффективный коэффициент отвода тепла
2.полный коэффициент тепловых потерь,среднемесячная температура наружного воздуха +
3 эффективный коэффициент отвода тепла, среднемесячная приведенная поглощательная способность.
4.cуммарная нагрузка теплоснабженния, эффективный коэффициент отвода тепла
24. Дать определение часового угла ( ) солнца.
1. угол измеряемый в экваториальной плоскости между проекцией отрезка от точки на земной поверхности до центра Земли и проекцией линии, соединяющей центры Солнца и Земли. +
2. угол между линией, соединяющей точку А на земной поверхности с центром Земли и ее проекцией на плоскость экватора.
3. угол между линией соединяющей центры Земли и Солнца и ее проекцией на плоскость экватора.
4. угол между солнечным лучом и нормалью к горизонтальной плоскости в точке А на земной поверхности.
25. Дать определение широты φ.
1. угол измеряемый в экваториальной плоскости между проекцией отрезка от точки на земной поверхности до центра Земли и проекцией линии, соединяющей центры Солнца и Земли.
2. угол между линией, соединяющей точку А на земной поверхности с центром Земли и ее проекцией на плоскость экватора. +
3. угол между линией соединяющей центры Земли и Солнца и ее проекцией на плоскость экватора.
4. угол между солнечным лучом и нормалью к горизонтальной плоскости в точке А на земной поверхности.
26. Дать определение склонения солнца δ
1. угол измеряемый в экваториальной плоскости между проекцией отрезка от точки на земной поверхности до центра Земли и проекцией линии, соединяющей центры Солнца и Земли.
2. угол между линией, соединяющей точку А на земной поверхности с центром Земли и ее проекцией на плоскость экватора.
3. угол между линией соединяющей центры Земли и Солнца и ее проекцией на плоскость экватора. +
4. угол между солнечным лучом и нормалью к горизонтальной плоскости в точке А на земной поверхности.
27. Дать определение зенитного угла Солнца z.
1. угол измеряемый в экваториальной плоскости между проекцией отрезка от точки на земной поверхности до центра Земли и проекцией линии, соединяющей центры Солнца и Земли.
2. угол между линией, соединяющей точку А на земной поверхности с центром Земли и ее проекцией на плоскость экватора. +
4.угол между солнечным лучом и нормалью к горизонтальной плоскости в точке А на земной поверхности.
28. Дать определение высоте Солнца
1. угол в вертикальной плоскости между солнечным лучом и его проекцией на горизонтальную плоскость
2. угол между линией, соединяющей точку А на земной поверхности с центром Земли и ее проекцией на плоскость экватора. +
3. угол между линией соединяющей центры Земли и Солнца и ее проекцией на плоскость экватора.
4. угол между солнечным лучом и нормалью к горизонтальной плоскости в точке А
29. Содержит ли биогаз окись углерода?
1. Да 2. В малом количестве 3. Нет 4. В виде следов
30. Во сколько раз уменьшается биогаз при переводе в жидкообразное состояние?
1. 600 2. 100 3. 50 4. 900
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п