учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Цифровые энергосистемы и комплексы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2, 3
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Сосоров С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение механической компоненты современной естественнонаучной картины мира, понятий и законов прикладной механики; овладение методами решения научно-технических задач в области механики, основными алгоритмами математического моделирования механических явлений и конструирования механизмов и деталей; ознакомление обучающихся с историей и перспективой развития прикладной механики.
ОПК-1: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ИД ОПК-2 не знает и не понимает методику поиска
ИД ОПК-2 знает и понимает на недостаточном уровне методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД ОПК-2 знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации, но допускает ошибки
ИД ОПК-2 знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД ОПК-2 не умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации
ИД ОПК-2 умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации, при этом допускает грубые
ошибки
ИД ОПК-2 умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые
неточности
ИД ОПК-2 умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации
ИД ОПК-2 не владеет навыками поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации
ИД ОПК-2 плохо владеет навыками поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации
ИД ОПК-2 владеет навыками поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые неточности
ИД ОПК-2 владеет навыками поиска, хранения,обработки и анализа представленной информации
ОПК-2: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения;
ОПК 2.2. не знает алгоритмы и компьютерные программы для решения задач профессиональной деятельности
ОПК 2.2. знает алгоритмы и компьютерные программы для решения задач профессиональной деятельности, но допускает грубые ошибки
ОПК 2.2 знает алгоритмы и компьютерные программы для решения задач профессиональной деятельности, но допускает незначительные ошибки
ОПК 2.2 знает алгоритмы и компьютерные программы для решения задач профессиональной деятельности
ОПК 2.2 не умеет работать с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач
ОПК 2.2 умеет работать с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач, но при этом допускает грубые ошибки
ОПК 2.2 умеет работать с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач, но при этом допускает незначительные ошибки
ОПК 2.2 умеет работать с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач
ОПК 2.2 не владеет навыками работы с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач
ОПК 2.2 плохо владеет навыками работы с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач
ОПК 2.2 владеет навыками работы с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач, допускает незначительные ошибки
ОПК 2.2 владеет навыками работы с алгоритмами и компьютерными программами для решения профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Пространственная система сил
Центр тяжести
Основные положения и аксиомы статики
Центр тяжести
Основные теоремы динамики мат. точки и механической системы.
Теорема о движении центра масс
Уравнение Лагранжа II рода.
Расчеты на прочность и жесткость при кручении
Геометрические характеристики плоских сечений
Расчеты на прочность и жесткость при растяжении сжатии
Внутренние силовые факторы изгибе. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов при изгибе
поперечного сечения
Разъемные и неразъемные соединения
зубчатых передач
Виды разрушения зубьев.
подшипников качения
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
перечень вопросов к экзамену
критерии оценки экзамена
Перечень вопросов к зачету
Критерии оценки зачета
Прикладная механика
2) охватывает все разделы дисциплины
ТЕМА 1.1 ВВЕДЕНИЕ
1. На какие составляющие можно разложить полное перемещение? Приведите пример.
2. Что представляет гипотеза плоских сечений?
3. Что означает принцип начальных размеров, на чем он основан и как пользуются им?
4. В чем состоит принцип независимости действия сил? Область его применения. Приведите примеры.
5. Какое действие нагрузки называется статическим?
ТЕМА 1.2 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОСКИХ СЕЧЕНИЙ
1. Как находят оси с экстремальными значениями осевых моментов инерции и как они называются?
2. Для чего находят главные центральные оси и величины главных моментов инерции? Где ими пользуются?
3. При повороте осей координат изменяются моменты инерции. Что сохраняется постоянным при повороте осей?
4. О каких осях можно утверждать, что они главные? На каком основании?
5. Что называется осевым, полярным и центробежным моментами инерции сечения?
6. Какая зависимость существует между статистическими моментами относительно двух параллельных осей?
7. Как определяются координаты центра тяжести простого сечения?
8. Изложите порядок определения положения центра тяжести сложного сечения.
9. Чему равны осевые моменты инерции прямоугольника относительно оси, совпадающей с одной из его сторон и относительно центральной оси, параллельной одной из его сторон?
10. Как строится круг Мора (круг инерции)?
11. Чему равны осевые моменты инерции круга и кольца относительно осей, проходящих через их центры тяжести?
12. Чему равны полярные моменты инерции круга и кольца относительно их центра?
13. Какие зависимости существуют между осевыми и центробежными моментами сечения для параллельных осей в общем случае, когда начало старой инерции системы координат находится в центре тяжести сечения?
14. Напишите формулы, выражающие изменение осевых и центробежных моментов инерции сечения при повороте осей.
15. В чем состоит аналогия между напряжениями в случае плоского напряженного состояния и моментами инерции плоских сечений?
16. Как определяются моменты инерции для любого наклона осей при помощи круга Мора?
17. Как определяются главные моменты инерции и положения главных осей инерции при помощи круга Мора?
18. Почему производят разбивку сложного сечения на простые части при определении моментов инерции и в какой последовательности определяются значения главных центральных моментов инерции?
ТЕМА 1.3. РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ.
1. Что представляет собой приведенная площадь составного (из двух разных материалов) стержня и чему она равна?
2. Какие напряжения называются монтажными? Приведите примеры и изложите порядок расчета.
3. Какие напряжения называются монтажными? Покажите на примере порядок их определения.
4. Как отражается увеличение жесткостей отдельных элементов статически неопределимых систем на усилиях в этих и других элементах.
5. Какова зависимость усилий в элементах статически неопределенных систем от внешних нагрузок Р, изменения температуры и неточности изготовления, т.е. линейна она или нет?
6. Какие напряжения называются местными?
7. Что понимается под концентрацией напряжения? Приведите пример концентратов напряжений.
8. Что называется теоретическим коэффициентом концентрации напряжений и от каких факторов он зависит?
9. Какие примеры принимаются для уменьшения концентрации напряжений?
10. Чем объясняется, что концентрация напряжений менее опасна для пластичных материалов, чем для хрупких?
11. Какие элементы из пластичных материалов составляют исключение?
12. Почему концентрация напряжений не опасна для чугуна?
13. Что представляет собой допускаемая, предельная и предельно допускаемая нагрузки?
Раздел 2.КРУЧЕНИЕ. НАПРЯЖЕННО – ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ.
КРИТЕРИИ ПРОЧНОСТИ.
ТЕМА 2.1. КРУЧЕНИЕ.
1. Возникают ли касательные напряжения в сечениях, параллельных оси бруса и чему они равны?
2. Чем объяснить разрушения бруса из хрупкого материала при кручении по наклонным к оси сечениям?
3. По какой формуле вычисляется потенциальная энергия при кручении и как она получается? Почему в формуле потенциальной энергии присутствует множитель ½.
5. Как распределяются касательные напряжения при кручении бруса прямоугольного сечения? В каких точках сечения они имеют наибольшие значения?
6. Что происходит с поперечным сечением бруса некруглого сечения при его закручивании? Как называется это явление?
7. Как направлены касательные напряжения в сечении бруса некруглого сечения?
8. Как вычисляется момент ,передаваемый швиком, по известной частоте вращения и мощности, заданной в: 1)кВт.; 2) л.с.; 3)кг с м/с?
9. В каких площадках, проходящих через данную точку бруса круглого сечения, при кручении возникают экстремальные касательные и нормальные напряжения и чему они равны?
10. Как производится расчет скручиваемого бруса на прочность?
11. Как выбираются допускаемые напряжения при расчете на кручение?
12. Как производится расчет скручиваемого бруса на жесткость?
13. По какой формуле вычисляются напряжения в цилиндрической винтовой пружине и какие допущения приняты при его выводе?
14. Как определяются деформации цилиндрической винтовой пружине?
ТЕМА 2.2. НАПРЯЖЕННОЕ И ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ.
1. Какой вид имеет обобщенный закон Гука для случая, когда по граням параллелепипеда действуют как нормальные, так и касательные напряжения?
2. В каких случаях применим обобщенный закон Гука?
3. Чему равно относительное изменение объема, если известны напряжения по главным и произвольным площадкам?
7. Какой материал деформируется без изменения объема? Докажите это.
8. Чему равна потенциальная энергия деформации, если известны главные напряжения? В каком предположении выводится формула для потенциальной энергии?
9. Как выводятся формулы для потенциальной энергии, связанной с изменением объема и форм?
10. Что называется полной и удельной потенциальной энергией деформации и из каких частей она состоит и какова ее размерность?
11. Как определяются главные напряжения и положения главных площадок при помощи круга Мора?
12. Как находят максимальные касательные напряжения в случае объемного напряженного состояния?
ТЕМА 3.1. ИЗГИБ.
1. Перечислите основные типы опор, применяемые для закрепления балок. Покажите реакции их связей и приведите примеры определения значений опорных реакций в статически определимых балках.,
2. Какие внутренние усилия возникают в поперечных сечениях бруса в случае плоского действия внешних сил и какие правила знаков приняты для каждого из них? Покажите на примере.
3. Как вычисляются изгибающий момент М и поперечная Q в поперечном сечении бруса?
4. В каком порядке строятся эпюры поперечных сил и изгибающих моментов и что представляют собой каждая ордината этих эпюр?
5. Существуют дифференциальные зависимости между интенсивностью распределенной нагрузки q изгибающим моментом М и поперечной силой Q. Кем они установлены? Покажите эти зависимости.
6. Какие выводы можно сделать, используя зависимости между функцией и ее первой производной к дифференциальным зависимостям между Q и М. Приведите пример.
7. Чем отличается чистый плоский изгиб от плоского поперечного изгиба? Приведите примеры.
8. Что представляет собой нейтральный слой и нейтральная ось и как они расположены?
9. Чему равна кривизна оси балки при чистом изгибе?
10. Что называется жесткостью сечения при изгибе?
Выведите формулу для нормальных напряжений при чистом изгибе. Какими допущениями вы должны обязательно воспользоваться?
11. Какая зависимость существует между кривизной изогнутой оси и изгибающим моментом? О чем говорит эта зависимость?
12. Как изменяются нормальные напряжения по высоте балки? В каких точках сечения они достигают наибольших значений? Покажите эпюру.
13. Нейтральная ось. Покажите , что она всегда должна проходить через центр тяжести сечения. Что представляет собой эта ось по отношению к нейтральному слою и поперечному сечению?
14. Что представляет собой момент сопротивления при изгибе и какова его размерность? Приведите пример использования его в расчетах.
15. Нейтральная ось, проходящая через центр тяжести, не лежитв середине высоты сечения. Материал имеет разное сопротивление на растяжение и сжатие. Как нужно вести расчет балки на прочность?
16. Нейтральная ось проходит через середину высоты сечения. Как следует вести расчет на прочность?
17. При каком условии балка с поперечным сечением, не имеющим ни одной оси симметрии, находится в условиях чистого прямого изгиба?
18. Выведите формулу для касательных напряжений при изгибе. Каким предположением нужно воспользоваться? Для каких сечений вычисляются напряжения по выведенной формуле?
19. Как распределяются касательные напряжения, если сечение прямоугольное? Покажите, что сумма касательных напряжений в данном поперечном сечении действительно равна поперечной силе.
20. Какой вид имеют эпюры касательных напряжений в поперечных сечениях прямоугольной и двутавровой
21. Вырежьте из балки двумя поперечными и двумя продольными сечениями элемент в сечении, где М и не равны нулю. К какому виду напряженного состояния можно отнести напряженное состояние этого элемента? Покажите элемент со всеми напряжениями.
22. К какому виду напряженного состояния можно отнести напряженное состояние в точках сечения, наиболее удаленных от нейтральной оси? Покажите элемент у этих точек со всеми действующими напряжениями.
23. К какому виду напряженного состояния относится напряженное состояние в точках нейтральной оси балки в сечениях, где N = О и Q = О ?
24. Как находятся главные напряжения при прямом поперечном изгибе?
25. Что представляют собой траектории главных напряжений?
26. Какие формы поперечных сечений являются рациональными для балок из пластичных материалов?
27. Напишите условие прочности балки из пластичного материала, имеющего постоянное по всей длине поперечное сечение, для всех трех видов расчета: поперечного и для расчета на определение допускаемой нагрузки.
28. Если пролет балки мал, а сосредоточенные нагрузки значительны, достаточен ли расчет на прочность только по нормальным напряжениям? Если нет то почему?
29. Как объяснить необходимость дополнительной проверки прочности двухтавровых балок по наибольшим главным напряжениям и по максимальным касательным напряжениям? В каких точках сечения делается эта проверка?
30. Покажите наиболее рациональную форму сечения для балки, материал которой плохо сопротивляется растягивающим усилиям. Как ведут расчет на прочность таких балок?
31. Какая балка называется балкой равного сопротивления? Приведите пример.
32. Какие зависимости используются для получения дифференциального уравнения изогнутой оси? Какое предположение о перемещениях принимается во внимание? Приведите пример использования этого уравнения.
33. Какие дифференциальные соотношения можно получить из дифференциального уравнения изогнутой оси, если сечение балки постоянно?
34. При интегрировании дифференциальных уравнений при участках получаются произвольные постоянные. Как определяются значения этих постоянных? В чем суть приема Клебша?
38. В каком порядке производится определение углов поворота и прогибов сечения балки методом непосредственного интегрирования основного дифференциального уравнения упругой линии?
39. Что представляют собой уравнения метода начальных параметров и почему они так называются?
40. Как определяются значения неизвестных начальных параметров?
41. Что называется центром изгиба? В чем состоит практическое значение определения его положения? Приведите пример.
42. Как нужно вводить в дифференциальные уравнения изогнутой оси сосредоточенные моменты. Чтобы однотипные произвольные постоянные интегрирования оказались равными?
43. Покажите геометрический смысл произвольных постоянных, появляющихся при интегрировании дифференциальных уравнений изогнутой оси.
1. Основные сведения
2. Испытательная машина
3. Порядок выполнения и обработка результатов
4. Диаграмма напряжений при растяжении
Тема 2. Изучение устройства для испытания образца на сжатие
1. Основные сведения
2. Испытательная машина
3. Порядок выполнения и обработка результатов
4. Диаграмма напряжений при сжатии
Тема 3. Изучение устройства для испытания материалов на кручение
1. Основные сведения
2. Машины для испытания на кручение
3. Порядок выполнения и обработка результатов
4. Определение модуля сдвига
Тема 4. Определение нормальных напряжений и перемещений при изгибе балки.
1. Основные сведения
2. Машины для испытания на кручение
3. Порядок выполнения и обработка результатов
4. Определение напряжений и перемещений при изгибе
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п