учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Цифровые технические системы в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Сосоров С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение общих принципов расчета и в приобретении навыков конструирования, обеспечивающих рациональный выбор материалов, форм, размеров и способов изготовления типовых изделий машиностроения; самостоятельное решение ряда конструкторских задач для обеспечения прочности, надежности и экономичности, умение пользоваться справочной литературой и стандартами при проектировании новой техники.
ПКС-2: Способен участвовать в разработке новых машинных технологий, технических средств и технологий технического обслуживания, хранения, ремонта и восстановления деталей машин;
:
расчеты при проектировании технических средств и процессов производства.
расчеты при проектировании технических средств и процессов производства.
расчеты при проектировании технических средств и процессов производства.
расчеты при проектировании технических средств и процессов производства.
расчетов при проектировании технических средств и технологических процессов производства, систем электрификации и автоматизации сельскохозяйственных объектов; конструировать узлы машин общего назначения в соответствии с техническим заданием; методами и способами разработки и проектирования новой техники и технологии.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
САПР
САПР
Планетарные передачи
2. Детали машин, основы конструирования и подъемно-транспортные машины : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки «Агроинженерия» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: О. Г. Зимина, В. С. Трофимова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2024. - 83 с. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/03023. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Пример экзаменационного билета
Критерии оценки к экзамену/ к зачету
2.Средства
для индивидуализации выполнения,
контроля фиксированных видов (ВАРО) Выполнение и защита (сдача) курсового проекта (работы) по дисциплине. Перечень примерных тем курсовых проектов (работ
Критерии оценки к курсовой работе/ проекту
Примерный обобщенный план-график курсового проектирования
(выполнения курсовой работы) по дисциплине
Процедура защиты (сдачи) курсового проекта (курсовой работы)
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
3. Средства
для текущего контроля Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов , критерии оценивания, шкала оценивания
Тесты текущего контроля знаний по разделам дисциплины, критерии оценивания, шкала оценивания
Система автоматизированного проектирования и детали машин
2) охватывает все разделы дисциплины
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемости обучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Какие вопросы рассматриваются в курсе “Детали машин?
2. В чем отличие механизма от машины?
3. Что следует понимать под деталью машины? Какие детали называются деталями общего назначения?
4.Какие требования предъявляются к машинам и их деталям?
5.Назовите основные материалы, используемые в машиностроении?
6. Назовите основные способы обработки, позволяющие изменить механические характеристики машиностроительных материалов?
7.Что называется циклом перемены напряжений? Перечислите основные характеристики переменного цикла.
9. Назовите основные критерии работоспособности деталей машин и их влияние на качество машиностроительных изделий .
10.Что называется точностью изготовления деталей? Дайте определение допуска и посадки и их обозначение на чертежах.
11. Что называется шероховатостью поверхности, виды шероховатостей и обозначение на чертежах?
12. В чем разница между эскизным и техническим проектами ?
13. Что такое технологичность элементов машин и факторы на нее влияющие?
14. Назначение стандартизации и унификации в машиностроении?
15. Назовите преимущества, недостатки и область применения сварных соединений.
16 .Какой процесс называют сваркой и какие типы сварных швов используются при соединении деталей ?
17. В чем заключается расчет сварных швов на прочность от действия внешних (силы и момента) нагрузок ?
18. Какие факторы учитывают при выборе допускаемых напряжений для материала сварного
шва ?
19. В чем заключается технология получения паяных соединений и где они находят применение ? Какие типы припоев существуют ?
20.Какие материалы и виды термической обработки применяют для повышения прочности и долговечности зубчатых передач.
21. От каких характеристик материала зависят в основном выносливость и допускаемые контактные напряжения зубчатых передач.
22. Достоинства и недостатки фрикционных передач?
23. Отличие фрикционных вариаторов от коробок скоростей с зубчатыми колесами?
24. Критерии работоспособности фрикционных передач? По каким напряжениям их рассчитывают?
25. Как определяются геометрическое и фактическое передаточные отношения?
26. .Какие виды скольжения наблюдаются во фрикционных передачах?
27. Назовите преимущества и недостатки фрикционных вариаторов.
28. Что такое модуль зацепления?
29. Какая окружность называется делительной, вершин зубьев?
30. Чем измеряется толщина зубьев?
31. Что такое шаг зацепления?
32. Назначение редуктора.
33. Что такое передаточное число и передаточное отношение?
34. Назовите преимущества и недостатки цилиндрических редук-
торов.
35.Чем объясняется неодинаковая ширина венца шестерни и ко-
леса зубчатой пары редуктора?
36. Назовите преимущества и недостатки конических передач.
37. Как определяется передаточное число конических передач?
38. Чем контролируют уровень масла в редукторе?
39. Как определяют передаточное число червячного редуктора?
40. Назовите достоинства и недостатки редуктора.
41. Как определяют делительный диаметр червяка?
42. Почему для изготовления венцов червячных колес применя-
ют бронзы?
43. Назовите преимущества и недостатки цилиндрических передач.
44. От каких параметров зависит КПД цилиндрического редук-
тора?
45. Как определяют крутящий момент на двигателе?
46. Назовите преимущества и недостатки планетарной передачи.
47. Как определяется КПД передачи?
48. Из каких деталей состоят подшипники качения?
49.Из каких материалов изготовляют подшипники качения?
50. Каковы достоинства и недостатки подшипников качения по
сравнению с подшипниками скольжения?
51. Какие различают виды подшипников качения по форме тел
качения и по направлению воспринимаемой ими нагрузки?
52. Как различают серии подшипников качения и когда их применяют?
53. Какие различают основные виды шарико и роликоподшипников по конструкции и где их применяют?
54.Каковы особенности конструкции и работы игольчатых подшипников и где их применяют?
55.Каковы достоинства и недостатки шарикоподшипников по сравнению с роликоподшипниками?
56.Какие существуют способы посадки и закрепления подшипников качения на валах и в их корпусах?
57. Для чего применяют смазку в подшипниках качения и как
она осуществляется?
58. Как подбирают подшипники качения по ГОСТу?
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания
Баллы
для учета в рейтинге (оценка) Степеньудовлетворениякритериям
86-100баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетво-рительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
Менее -56баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
6.2. Комплект тестовых заданий для текущего контроля знаний
Материалы тестовых заданий
Материалы тестовых заданий для компьютерного тестирования ( М-тест, бессрочная лицензия)находятся в базе данных компьютерного класса ауд.363 и сгруппированы по темам/разделам изучаемой дисциплины в следующем виде:
1. Цилиндрические передачи
2. Червячные передачи
3. Конические передачи
4. Планетарные передачи
5. Валы и оси
6. Подшипники
7. Ременные передачи
8. Цепные передачи
9. Грузоподъемные машины
10. Транспортирующие машины
Тестовые задания по данной теме /Разделу состоят из 15-25вопросов и программа произвольно выдает 6 вопросов и на каждый вопрос дается 4 ответа и студент выбирает один ответ за 15 минут компьютерного тестирования по каждой теме.
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степеньудовлетворениякритериям
86-100баллов«отлично» Выполнено 86-100% заданий
71-85 балла«хорошо» Выполнено 71-85% заданий
56-70 балла«удовлетворительно» Выполнено 56-70% заданий
0-56баллов«неудовлетвориительно» Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий
Время тестирования: 40 мин.
Общее количество вопросов: 40
Вопрос № 1.1
Курс «Детали машин» изучает теорию, расчет и конструирование:
2. деталей машиностроительного назначения;
3. деталей машин общего назначения;
4. деталей широкой номенклатуры применения;
Вопрос № 1.2
Нагрузочной способностью передачи называется:
1. номинальное значение передаваемой мощности;
2. номинальное значение частоты вращения и крутящего момента.
3. нагрузка, при которой обеспечивается оптимальная долговечность передачи;
4. предельная нагрузка, при которой происходит потеря работоспособности;
Вопрос № 1.3
Машинами называются
1. устройства для выполнения механической работы;
2. устройства, оснащенные энергетической установкой.
3. механические устройства для облегчения ручного труда;
4. механические устройства, служащие для преобразования энергии, материалов или информации
Вопрос № 1.4
Деталью называется изделие:
1. из однородного материала, полученное без сборочных операций;
2. изготовленное путем механической обработки. Резьбовые соединения
3. выполняющее, определенную работу;
4. из нескольких сборочных единиц, имеющее вполне конкретное назначение
Вопрос № 1.5
У трубной резьбы угол профиля составляет
1. 55°
2. 60°
3. 65°
4. 30°
Вопрос № 1.6
У метрической резьбы угол профиля составляет
1. 60°
2. 65°
3. 30°
4. 55°
Вопрос № 1.7
По форме головок болты и винты не бывают
1. потайными
2. полукруглыми
3. пятигранными
4. шестигранными
Вопрос № 1.8
Из каких материалов изготовляют заклепки
1. высокоуглеродистых сталей
2. серого чугуна
3. цветных сплавов
4. пластмассы
Вопрос № 1.9
К преимуществам заклепочных соединений не относится:
1. виброустойчивость
2. экономия материала
3. соединение несваривающихся материалов
4. простота и надежность контроля качества соединения
Вопрос № 1.10
Шпоночный паз изготовляют :
1. фрезерованием
2. протягиванием
3. долблением
4. сверлением
Вопрос № 1.11
Подбор шпонок производят (b*h*l):
1. по угловой скорости
2. по диаметру вала и длине ступицы
3. по крутящему моменту Т
4. в зависимости от материала вала
Вопрос № 1.12
Последовательность расчета валов:
1. приближенный, проверочный, ориентировочный
3. приближенный, уточненный, ориентировочный
4. ориентировочный, уточненный, приближенный
Вопрос № 1.13
Что такое ось и вал, в чем их отличие:
1. вал поддерживает вращающиеся детали и подшипники
2. вал поддерживает вращающиеся детали и передает крутящий момент
3. ось поддерживает вращающиеся детали и передает крутящий момент
4. ось поддерживает вращающиеся детали и подшипники
Вопрос № 1.14
Какую роль играет вкладыш:
1. увеличивает трение
2. увеличивает прочность
3. вращается вместе с валом
4. повышает износостойкость
Вопрос № 1.15
Какую роль играет вкладыш (подшипник скольжения):
1. увеличивает трение
2. увеличивает прочность
3. вращается вместе с валом
4. повышает износостойкость
Вопрос № 1.16
Подшипники скольжения нельзя заменить:
1. при малой ширине корпуса
2. для высокоскоростных валов
3. по экономическим соображениям
4. при малых нагрузках
Вопрос № 1.17
Основным критерием работоспособности подшипника скольжения является:
1. износостойкость трущейся пары;
2. исключение контактноговыкрашивания;
3. исключения схватывания трущейся пары;
4. исключение выдавливания смазки.
Вопрос № 1.18
Наибольшее распространение в опорах валов находят:
1. подшипники скольжения
2. подшипники качения
3. газовые подшипники
4. подшипники жидкостного трения
Вопрос № 1.19
При увеличении числа зубьев шестерни плавность работы передачи:
1. увеличивается
2. постоянная
3. уменьшается
4. не изменяются
Вопрос № 1.20
Параметры шевронной передачи рассчитывают как параметры:
1. конической
2. прямозубой
3. винтовой
4. косозубой
Вопрос № 1.21
Минимальное количество зубьев колеса принимают не менее:
1. 13;
2. 17;
3. 28;
4. 20.
Вопрос № 1.22
При увеличении числа зубьев шестерни плавность работы передачи:
1. не изменяются
2. уменьшается
3. увеличивается
4. постоянная
Вопрос № 1.23
Силами в зацеплении цилиндрических прямозубых передач планетарного редуктора с двумя и более сателлитами являются:
1. радиальные и окружные
2. окружные и осевые
4. радиальные и осевые
Вопрос № 1.24
В червячных передачах действуют такие силы, как:
1. радиальные и осевые
2. радиальные и окружные, осевые
3. окружные и осевые
4. окружные, радиальные
Вопрос № 1.25
Назовите способы искусственного охлаждения червячного редуктора:
1. оребрение корпуса, обдув и установка змеевика с холодной водой
2. оребрение корпуса, работа только на открытом воздухе
3. обдув корпуса, применение специальных масел
4. обдув корпуса и работа только при малой частоте вращения колеса
Вопрос № 1.26
Венец червячного колеса изготавливают из:
1. бронзы
2. стали 40ХН
3. закаленной стали
4. алюминия
Вопрос № 1.27
Червяк изготавливают из:
1. серого чугуна
2. стали ЗОЛ
3. бронзы
4. стали 40Х
Вопрос № 1.28
Преимуществом червячной передачи являются:
1. высокая нагрузочная способность
2. большая скорость зацепления
3. плавность и бесшумность работы
4. применение мягких сплавов
Вопрос № 1.29
Достоинством конической передачи является:
1. высокая нагрузочная способность
2. высокий КПД
3. передача крутящего момента под углом
4. большое передаточное число
Вопрос № 1.30
Передаточное отношение определяется как:
1. отношение делительных диаметров ведущего и ведомого элементов передачи;
2. отношение КПД ведущего и ведомого элементов передачи;
3. отношение угловых скоростей ведомого и ведущего валов.
4. отношение угловых скоростей ведущего и ведомого валов;
Вопрос № 1.31
Нагрузочная способность конической передачи по сравнению с цилиндрической составляет:
1. 95%
2. 90%
3. 80%
4. 85%
Вопрос № 1.32
Определить диаметр вершин зубьев da2 колеса прямозубой передачи, если z2=50 и m = 4 мм.
1. 200 мм. Цепные передачи
2. 80 мм;
3. 88мм;
4. 208 мм;
Вопрос № 1.33
Передаточное отношение определяется как:
1. отношение КПД ведущего и ведомого элементов передачи;
2. отношение угловых скоростей ведущего и ведомого валов;
3. отношение делительных диаметров ведущего и ведомого элементов передачи;
4. отношение угловых скоростей ведомого и ведущего валов.
Вопрос № 1.34
Износ шарниров цепи приводит к:
1. увеличению скорости цепи
2. уменьшению силы окружной
3. нарушению зацепления
4. увеличение шага цепи
К основным параметрам приводных цепей не относится:
1. шаг;
2. предел прочности материала валика. Ременные передачи
3. масса 1 погонного метра;
4. разрушающая нагрузка
Вопрос № 1.36
Основным достоинством ременной передачи является:
1. плавность и бесшумность работы
2. малые габариты
3. высокая нагрузочная способность
4. большая скорость ремня
Вопрос № 1.37
Передаточное отношение определяется как:
1. отношение КПД ведущего и ведомого элементов передачи;
2. отношение угловых скоростей ведущего и ведомого валов;
3. отношение угловых скоростей ведомого и ведущего валов.
4. отношение делительных диаметров ведущего и ведомого элементов передачи;
Вопрос № 1.38
Преимуществом ременной передачи является:
1. постоянство передаточного отношения
2. большое передаточное отношение
3. высокий кпд
4. смягчение толчков и ударов
Вопрос № 1.39
Преимуществом планетарной передачи является:
1. возможность получения больших передаточных чисел.
2. приемлемые требования к изготовлению и монтажу;
3. невысокое значение КПД;
4. возможность компенсации пусковых нагрузок;
Вопрос № 1.40
Что не является элементом планетарной передачи
1. водило;
2. солнечная шестерня;
3. направляющее. Муфты
4. центральное колесо;
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степеньудовлетворениякритериям
86-100баллов«отлично» Выполнено 86-100% заданий
71-85 балла«хорошо» Выполнено 71-85% заданий
56-70 балла«удовлетворительно» Выполнено 56-70% заданий
0-56баллов«неудовлетвориительно» Выполнено 0-56% заданий
6.4 Работа в группах
Организация работы осуществляется так:
Вся группа работает над заданием; - работа в малых группах.
Тема: Изучение конструкции редукторов. Цилиндрический зубчатый редуктор
Работа осуществляется на примере реальных макетов редукторов. В процессе работы обучающиеся знакомятся с конструкцией, принципом работы, проводят расчеты
Происходит обсуждение, затем выводы по данной работе.
Тема: Механизмы передач
Представлены реальные зубчатые механизмы, обучающиеся проводят исследование данного механизма, знакомятся с принципом работы, для чего и где применяется тот или иной зубчатый механизм. Осуществляют подсчет числа зубьев, определяют передаточного отношение. Данные записывают, делаются выводы, происходит обсуждение.
Критерии оценивания
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность ориентироваться в представленном материале;
Шкала оценивания
Баллы
для учета в рейтинге (оценка)
Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к чертежу. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована.
71-85 баллов
«хорошо» Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к чертежу, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней. Часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Часть материалов не имеет непосредственного отношения к чертежу. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к чертежу, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п