учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных законов термодинамики и тепломассообмена, термодинамических процессов и циклов, свойств рабочих тел, основ расчета теплообменных аппаратов, горения, энергосбережения, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии, теплоэнергетических и холодильных установок, использования теплоты в сельскохозяйственном производстве, теплоснабжения, связи теплоэнергетических и теплоиспользующих установок с проблемой защиты окружающей среды.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ОПК-1 Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Первый закон термодинамики
и паров
Лекция – визуализация
Кейс-задача
Кейс-задача
Кейс-задача
Тестирование
Устный опрос
Кейс-задача
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для самостоятельной работы
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в команде)
Комплект заданий для практических (лабораторных) работ
Кейс-задачи
Перечень тестовых заданий
Темы рефератов
Теплотехника
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и метод технической термодинамики, её задача и основные определения (ОПК-1).
2. Рабочее тело. Основные термодинамические параметры состояния (ОПК-1)
3. Характеристическое уравнение Менделеева-Клапейрона. Физический смысл величин, входящих в уравнение, и их единицы измерения (ОПК-1)
4. Газовые смеси. Способы задания газовой смеси. Закон Дальтона (ОПК-1).
5. Постоянная, переменная, средняя и истинная теплоёмкости (ОПК-1)
6. Сущность первого и второго законов термодинамики (ОПК-1).
7. Первый закон термодинамики. Работа расширения идеального газа. (ОПК-1).
8. Энтальпия. Первый закон термодинамики через энтальпию (ОПК-1).
9. Второй закон термодинамики. Круговые термодинамические процессы.(ОПК-1).
10. Энтропия идеального газа. Графики термодинамических процессов в координатах s-T (ОПК-1)
11. Термодинамические процессы идеального газа. Политропный процесс. (ОПК-1).
12. Изохорный процесс идеального газа. Первый закон термодинамики для изохорного процесса. (ОПК-1).
13. Изобарный процесс идеального газа. Первый закон термодинамики для изобарного процесса. (ОПК-1).
14. Изотермический процесс идеального газа. Первый закон термодинамики для изотермического процесса. (ОПК-1).
15. Адиабатный процесс идеального газа. Первый закон термодинамики для адиабатного процесса. (ОПК-1).
16. Второй закон термодинамики. Термодинамические циклы. (ОПК-1).
17. Цикл Карно. Эксэргия. (ОПК-1).
18. Термодинамический цикл поршневого ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме. (ОПК-1).
19. Термодинамический цикл поршневого ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении.
20. Термодинамический цикл поршневого ДВС со смешанным подводом теплоты.(ОПК-1)
21. Сравнительная эффективность термодинамических циклов ДВС. (ОПК-1)
22. Цикл ГТУ с подводом теплоты при постоянном давлении. (ОПК-1)
23. Цикл ГТУ с подводом теплоты при постоянном объёме. (ОПК-1)
24. Многовальные ГТУ. Область применения многовальных ГТУ. (ОПК-1)
25. Поршневой компрессор с вредным пространством и принцип его работы.
26. Термодинамический цикл поршневого компрессора (ОПК-1).
27. Многоступенчатое сжатие. Особенности работы многоступенчатого поршневого компрессора (ОПК-1).
28. Процесс парообразования в паровом котле (ОПК-1).
29. Диаграмма водяного пара в координатах s-i. Параметры состояния влажного, сухого и перегретого пара. (ОПК-1).
31. Цикл Ренкина для водяного пара. Принципиальная схема паросиловой установки. (ОПК-1).
32. Принципиальная схема воздушной холодильной машины. Термодинамический цикл. (ОПК-1).
33. Принципиальная схема паровой холодильной машины. Термодинамический цикл. (ОПК-1).
34. Влажный воздух. Специфические параметры влажного воздуха. (ОПК-1).
35. Диаграмма влажного воздуха Рамзина. Приборы для измерения параметров влажного воздуха. (ОПК-1).
36. Особенности истечения газов и паров через сопла различной формы. Сопло Лаваля. Дросселирование паров. (ОПК-1).
37. Виды теплообмена. Теплопроводность через плоские однослойную и многослойную стенки. (ОПК-1).
38. Классификация теплообменных аппаратов. Основы расчета теплообменных аппаратов.
39. Топливо. Основные определения. Состав топлив. (ОПК-1).
40. Процесс горения топлив. Коэффициент избытка воздуха. Высшая и низшая теплотворная способность топлива. (ОПК-1).
41. Котельные установки. Классификация котельных установок. (ОПК-1)
42. Топки котельных установок. Тепловые характеристики топок. (ОПК-1)
43. Основные элементы парового котла. Тепловой баланс котельного агрегата. (ОПК-1)
44. Классификация паровых котлов. Схема котельной установки (ОПК-1).
45. Дополнительные элементы котельного агрегата.
46. Вспомогательные устройства котельной. (ОПК-1)
47. Подготовка воды для парового котла. (ОПК-1)
48. Правила эксплуатации котельных установок. (ОПК-1).
49. Методы очистки котлов. (ОПК-1).
50. Техническое освидетельствование парового котла.
51. Применение тепла в сельском хозяйстве. (ОПК-1).
52. Способы сушки продуктов с.-х. производства(ОПК-1).
53. Процесс сушки с.-х. продукции. Методика расчета процесса сушки. (ОПК-1).
54. Применение теплоты на животноводческих фермах и комплексах. (ОПК-1).
55. Применение холода в сельском хозяйстве.
56. Классификация систем отопления. (ОПК-1).
57. Водяные системы отопления с естественной циркуляцией.(ОПК-1).
58. Водяные системы отопления с принудительной циркуляцией.(ОПК-1).
59. Воздушные системы отопления. Область применения. (ОПК-1).
60. Паровые системы отопления. Область применения. (ОПК-1).
61. Горячее водоснабжение. (ОПК-1).
62. Отопление и горячее водоснабжение индивидуального дома. (ОПК-1).
63. Типы культивационных сооружений защищенного грунта. (ОПК-1).
64. Способы обогрева культивационных сооружений защищенного грунта.
65. Пути экономии теплоэнергетических ресурсов в сельском хозяйстве. Использование нетрадиционных источников энергии. (ОПК-1).
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Как устроена и работает вентиляционная установка?
2. Назовите основные методы измерения скорости и расхода газа.
3. Что подразумевается под статическим, динамическим и полным напором?
4. Как измерить статический, динамический и полный напор газа в канале?
5. На основании каких уравнений определяется скорость потока и плотность газа в канале, а также массовая производительность вентилятора?
6. Как определяется абсолютная и относительная ошибка измерения?
7. Какие основные правила техники безопасности необходимо соблюдать при использовании вентиляционной установки?
8. Как устроен и работает поршневой компрессор?
9. Какие процессы составляют цикл компрессора?
10. Для чего между ступенями устанавливаются холодильник и коллекторы?
11. Чем ограничивается максимальное давление, развиваемое в ступени компрессора?
12. От чего зависит производительность поршневого компрессора?
13. Что называется вредным пространством поршневого компрессора?
14. Для чего компрессоры выполняются многоступенчатыми?
15. Чем объясняется отличие действительной индикаторной диаграммы от теоретического цикла поршневого компрессора с вредным пространством?
16. Что называется относительной влажностью?
17. Что называют абсолютной влажностью?
18. Что такое влагосодержание?
19. Что такое температура точки росы, и как она определяется на диаграмме
i– d?
20. Что такое парциальное давление пара, и как оно определяется на диаграмме i– d?
21. В чем состоит принцип работы психрометра?
22. Как изменяются параметры состояния воздуха при изменении температуры?
23. Что будет происходить с влажным воздухом при понижении температуры ниже точки росы?
25. Как изменяется процесс сушки с изменением температуры подогрева
воздуха?
6.6. Перечень тестовых заданий
1. Термодинамическая система, не обменивающаяся теплотой с окружающей средой, называется:
1) открытой;
2) закрытой;
3) изолированной;
4) адиабатной. +
2. Величина R называется:
1) удельная газовая постоянная;
2) термический коэффициент полезного действия;
3) универсальная газовая постоянная; +
4) холодильный коэффициент.
3. Термодинамическая система, не обменивающаяся с окружающей средой веществом, называется:
1) закрытой; +
2) замкнутой;
3) теплоизолированной;
4) изолированной.
4. Термодинамическая система, не обменивающаяся с окружающей средой ни энергией, ни веществом, называется:
1) адиабатной;
2) закрытой;
3) замкнутой;+
4) теплоизолированной.
5. Термодинамический процесс, протекающий как в прямом, так и в обратном направлении называется:
1) равновесным;
2) обратимым; +
3) неравновесным;
4) необратимым.
6. Термодинамический процесс, в котором рабочее тело, пройдя ряд состояний, возвращается в начальное состояние, называется:
1) необратимым;
2) равновесным;
3) обратимым; +
4) неравновесным.
7. Закон Авогадро утверждает, что все идеальные газы при одинаковых р и Т в равных объёмах содержат одинаковые число:
1) атомов;
2) молекул;
3) степеней свободы;
4) молей. +
8. По обратному циклу Карно работают:
1) тепловые двигатели;
2) паровые турбины;
3) двигатели внутреннего сгорания; +
4) холодильные установки.
9.По прямому циклу Карно работают:
1) тепловые двигатели;
2) тепловые насосы;
3) паровые турбины;
4) холодильные установки.+
10. По циклу Отто работают:
1) дизельные двигатели; +
2) карбюраторные двигатели;
3) паровые турбины;
4) тепловые насосы.
11. Сравнивать циклы ДВС необходимо:
1) по наибольшим площадям диаграмм; +
2) по наибольшим давлениям;
3) по наименьшим площадям диаграмм;
4) по наименьшим температурам.
12. Наибольший термический КПД будет у цикла:
1) с изобарным подводом теплоты;
2) Карно; +
3) с изохорным подводом теплоты;
4) со смешанным подводом теплоты.
1) кипением;
2) испарением; +
3) конденсацией;
4) дистилляцией.
14. Смесь жидкости и водяного пара называется:
1) сухим насыщенным паром;
2) перегретым паром;
3) влажным ненасыщенным паром;
4) влажным насыщенным паром. +
15. Массовая доля водяного пара в смеси характеризуется:
1) энтальпией;
2) удельным объемом пара в смеси;
3) паросодержанием; +
4) влагосодержанием.
16. Сравнивать циклы ДВС необходимо:
1) по наибольшим площадям диаграмм; +
2) по наибольшим давлениям;
3) по наименьшим площадям диаграмм;
4) по наименьшим температурам.
17. Уравнение Руша показывает зависимость между:
1) температурой и удельным объемом водяного пара;
2) температурой и паросодержанием водяного пара;
3) давлением и удельной теплотой парообразования;
4) температурой кипения и давлением в системе. +
18. Паросодержание в области влажного насыщенного пара равно:
1) x=0; 2) 0<x<1; +
3) x=1; 4) x>1.
19. В момент полного испарения жидкости пар называется:
1) влажный ненасыщенный пар;
2) сухой насыщенный пар; +
3) перегретый пар;
4) сухой насыщенный пар.
20. Паросодержание в области сухого насыщенного пара равно:
1) x=0; 2) 0<x<1;
3) x=1; + 4) x>1.
21. При нагревании сухого насыщенного пара он превращается в:
1) влажный насыщенный пар;
2) сухой насыщенный пар;
3) жидкость;
4) перегретый пар. +
22. Паросодержание перегретого пара равно:
1) x=1; + 2) x>1;
3) x<1; 4) x=0.
23. Удельную теплоту парообразования находят по выражению:
1) ; 2) ; +
3) ; 4) .
24. Теплота, затраченная на нагрев воды до кипения определяется по формуле:
1) ;2) ;
3) ; + 4) .
25. Теплота, затраченная на перегрев пара, определяется по формуле:
1) ; 2) ; +
3) ; 4) .
26. Если атмосферный воздух не содержит водяных паров, то он называется:
1) сухим атмосферным воздухом;
2) ненасыщенным атмосферным воздухом;
3) перенасыщенным атмосферным воздухом; +
4) ненасыщенным атмосферным воздухом.
27. Если атмосферный воздух содержит сухой насыщенный пар, то он называется:
1) сухим атмосферным воздухом;
2) насыщенным влажным атмосферным воздухом;
3) ненасыщенным влажным атмосферным воздухом;
4) перенасыщенным влажным атмосферным воздухом.+
28. Температура, при которой перегретый пар превращается в сухой насыщенный пар, называется:
1) температурой испарения; +
2) температурой конденсации;
3) температурой точки росы;
29. Единицей измерения абсолютной влажности воздуха является:
1) граммы влаги;
2) граммы влаги/кг влажного воздуха; +
3) кг влаги/м3 влажного воздуха;
4) кг влаги/кг влажного воздуха.
30 Влагосодержание воздуха выражается:
1) граммы;
2) доли единицы;
3) проценты;
4) граммы влаги/кг сухого воздуха. +
Раздел 1. Термодинамика
Задание 1. Сущность первого закона термодинамики.Термодинамические процессы идеального газа.
Задание 2. . II - закон термодинамики. Круговые термодинамические процессы. Цикл Карно.
4. Термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме.
5. Термодинамический цикл ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении.
6.Термодинамический цикл ДВС с комбинированным подводом теплоты.
Раздел 2. Основы теории тепломассообмена.
Задание1.Виды теплообмена.Основы расчета теплообменных аппаратов.
Задание 2. Газотурбинные и паросиловые установки. Принципиальная схема и термодинамический цикл газотурбинных установок.
Задание3.Принципиальная схема паросиловых установок.Термодинамический цикл паросиловых установок. Цикл Ренкина.
Задание4.Истечение газов и паров. Процесс дросселирования.Поршневой компрессор и его термодинамический цикл.
Задание 5.Термодинамические принципы получения холода. Циклы холодильных машин.Влажный воздух и параметры его состояния. Процесс сушки.
Раздел 3.Теплоэнергетические установки
Задание 1.Топливо. Основные понятия и определения. Процессы горения топлив.
Задание 2.Отопительные приборы. Котельные установки и теплогенераторы.
Раздел 4. Применение теплоты на производстве.
Задание1.Типы культивационных сооружений защищенного грунта.Способы обогрева культивационных сооружений защищенного грунта.
Задание 2. Применение теплоты в животноводческих комплексах.
Задание 3.Водяные системы отопления с естественной циркуляцией.Водяные системы отопления с принудительной циркуляцией.
Задание 4.Горячее водоснабжение.Отопление и горячее водоснабжение индивидуального дома.
Задание 5.Пути экономии теплоэнергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
6.3. Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в команде)
Задание 1. Теплопередача.
2.1. Лучистый теплообмен.
2.2. Виды теплообмена.
2.3. Теплопроводность через плоские однослойную и многослойную стенки.
2.4. Классификация теплообменных аппаратов.
Задание 2. Котельные установки и парогенераторы
3.1. Топки котельных установок. Тепловые характеристики топок.
3.2. Основные элементы парового котла. Тепловой баланс котельного агрегата.
3.3. Классификация паровых котлов.
3.4. Схема котельной установки.
3.5. Дополнительные элементы котельного агрегата.
3.6. Вспомогательные устройства котельной.
6.5. Кейс-задачи
Задача 1. Определить объемный состав смеси, если задан массовый; или массовый состав, если задан объемный или мольный;
Кажущаяся молекулярная масса смеси по формуле через объемные доли компонентов:
= Σ(iri ) = 44 0,12 + 280,75 + 18 0,08 + 32 0,05 .
Массовый состав смеси по формуле :
gCO2 = μCO2 rCO2 / μ;gH2O = μH2OrH2O / μ; gO2 = μO2 rO2 / μ
Проверка: Σgi = 1,0.
Кажущаяся молекулярная масса смеси по формуле, через массовые доли компонентов:
μ = 1/Σ(gi / μi) ,
где: Σ(gi / μi).
RCO2 = 8314/μCO2;RH2O = 8314/μH2O; RO2 = 8314/μO2
Газовые постоянные смеси по формуле через объемные доли компонентов:
R = 8314/Σ(μiri) = 8314/μ
и по формуле, через массовые доли компонентов:
R = Σ(giRi)
Задача 3. Определить парциальные давления компонентов газовой смеси по формуле через объемные доли:
pСО2 = prCO2,бар; pN2= prN2;pH2O = prH2O; pО2= prO2,бар.
Проверка по закону Дальтона: Σpi = p = 10 бар.
То же через массовые доли, по формуле:
pСО2 = pgCO2RCO2 / R, бар;pN2 = pgN2RN2 / R,бар;
pH2O = pgH2ORH2O / R,бар;pО2 = pgO2RO2 / R, бар.
Σpi = p,бар.
Задача 4. Определить массу газовой смеси по уравнению Клапейрона и истинные теплоемкости смеси при заданной температуре:
m = pV/(RT) = 10·105·3/(284·373), кг.
Массы компонентов смеси:
mСО2= mgCO2,кг; mN2 = mgN2,кг;mH2O = mgH2O,кг; mO2 = mgO2,кг.
Проверка: Σmi =m, кг.
Истинные теплоемкости смеси при t = 100 °С:
а) мольные: ( ср) = Σ(сpiri), кДж/ (кмольК);(сv) = (сp) – 8,314, кДж/(кмольК);
б) массовые: сp = (сp)/, кДж/(кгК); сv = (сv)/, кДж/(кгК);
в) объемные: сp= (сp)/22,4 , кДж/(м3К); сv = (сv)/22,4 , кДж/(м3К).
6.7. Темы рефератов
1. Цикл Карно. Эксэргия.
2. Термодинамический цикл поршневого ДВС с подводом теплоты при постоянном объеме.
3. Термодинамический цикл поршневого ДВС с подводом теплоты при постоянном давлении.
4. Термодинамический цикл поршневого ДВС со смешанным подводом теплоты.
5. Сравнительная эффективность термодинамических циклов ДВС.
6. Цикл ГТУ с подводом теплоты при постоянном давлении.
7. Цикл ГТУ с подводом теплоты при постоянном объёме.
8. Многовальные ГТУ. Область применения многовальных ГТУ.
9. Поршневой компрессор с вредным пространством и принцип его работы.
10. Термодинамический цикл поршневого компрессора.
11. Многоступенчатое сжатие. Особенности работы многоступенчатого поршневого компрессора.
12. Процесс парообразования в паровом котле.
13. Диаграмма водяного пара в координатах s-i. Параметры состояния влажного, сухого и перегретого пара.
14. Цикл Карно для водяного пара. Принципиальная схема паросиловой установки.
15. Цикл Ренкина для водяного пара. Принципиальная схема паросиловой установки.
16. Принципиальная схема воздушной холодильной машины. Термодинамический цикл.
17. Принципиальная схема паровой холодильной машины. Термодинамический цикл.
18. Влажный воздух. Специфические параметры влажного воздуха.
19. Диаграмма влажного воздуха Рамзина. Приборы для измерения параметров влажного воздуха.
20. Особенности истечения газов и паров через сопла различной формы. Сопло Лаваля. Дросселирование паров.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п