учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области управления финансами экономических субъектов; развитие знаний, умений, навыков предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
ОПК-4: Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности;;
экономических последствий, способностью составлять проекты распорядительных и организационных документов, осуществлять их внедрение в управленческую деятельность:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Деловая игра "Доклад и дискуссия"
коммерческих организаций
некоммерческую деятельность
некоммерческую деятельность
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии),
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (темы письменных работ): перечень вопросов для самостоятельного изучения.
Комплект тестовых заданий
Финансы
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.О.18 Финансы
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Финансовые отношения возникают (ОПК-4):
а) в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства
б) только в процессе распределения ВВП
в) в процессе распределения и потребления ВВП и национального богатства
г) в процессе формирования национального богатства
Правильный ответ: а
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Финансовые отношения возникают в связи с формированием (ОПК-4):
а) только централизованных денежных фондов
б) централизованных и децентрализованных финансовых фондов
в) только децентрализованных денежных фондов
г) целевых специальных фондов
Правильный ответ: б
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Финансовые ресурсы создаются (ОПК-4):
а) в непроизводственной сфере
б) в сфере потребления
в) в сфере материального производства
г) в сфере обмена
Правильный ответ: в
Задание 4 (выберите один вариант ответа). Инвестиционными ресурсами обладают (ОПК-4):
а) домохозяйства и государственный сектор
б) домохозяйства и финансовые институты
в) домохозяйства и коммерческие фирмы
г) государственный сектор и финансовые институты
Правильный ответ: г
Задание 5 (выберите один вариант ответа). В процессе перераспределения (вторичного распределения) добавленной стоимости формируются доходы (ОПК-4):
а) населения и корпораций
б) только корпораций
в) государства, корпораций
г) государства и финансовых корпораций
Правильный ответ: а
Задание 6 (выберите один вариант ответа). К централизованным финансовым фондам относят (ОПК-4):
а) только бюджеты федеральный и региональные
б) только бюджеты государственных внебюджетных фондов
в) только бюджеты федеральный, региональные и местные
г) бюджеты федеральный, региональные и местные, государственных внебюджетных фондов
Правильный ответ: г
а) федеральный, субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов
б) федеральный, субъектов Российской Федерации, местные, государственных
внебюджетных фондов
в) федеральный, местные, государственных внебюджетных фондов, территориальных
государственных внебюджетных фондов
г) федеральный, субъектов Российской Федерации, местные
Правильный ответ: г
Задание 8 (выберите два и более правильных ответа). Финансовая политика состоит из (ОПК-4):
а) денежной
б) экономической
в) кредитной
г) налоговой
Правильный ответ: а
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Субъектами государственной финансовой политики являются (ОПК-4):
а) органы местного самоуправления
б) федеральные и региональные органы власти
в) органы власти субъектов Российской Федерации
г) федеральные, региональные и местные органы власти
Правильный ответ: б
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Финансовая политика включает в себя (ОПК-4):
а) налоговую, бюджетную, валютную, таможенную, денежно-кредитную политику
б) налоговую, бюджетную, экономическую, таможенную политику
в) налоговую, бюджетную, экономическую, денежно-кредитную политику
г) социальную, экономическую, инвестиционную политику
Правильный ответ: а
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации – это (ОПК-4):
а) совокупность денежных отношений, связанных с формированием использованием
централизованного фонда государства
б) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
в) финансовый план государства, принимаемый законодательными (представительными) органами власти
г) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения
расходных обязательств Российской Федерации
Правильный ответ: б
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Доходы бюджета – это (ОПК-4):
а) финансовые средства, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации в безвозмездном порядке
б) поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета
в) денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации
г) совокупность денежных отношений, связанных с формированием централизованного фонда государства
Правильный ответ: б
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Расходы бюджета – это (ОПК-4):
а) выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета
б) денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства
в) финансовые средства государственных и местных органов власти
г) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации
Правильный ответ: а
Задание 14 (выберите один вариант ответа). К безвозмездным поступлениям относятся (ОПК-4):
а) бюджетные кредиты
б) субсидии
в) суммы принудительного изъятия
г) средства самообложения граждан
Правильный ответ: б
Задание 15 (выберите один вариант ответа). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации – это (ОПК-4):
а) основанная на государственном устройстве и административно территориальном делении РФ, регулируемая нормами международного права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
б) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
в) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Правильный ответ: б
Задание 16 (выберите один вариант ответа). Консолидированный бюджет Российской Федерации - это (ОПК-4):
а) федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
б) федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, включая территориальные государственные внебюджетные фонды
в) федеральный бюджет, свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов
г) основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федеральных округов и внебюджетных фондов
Правильный ответ: а
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Органом управления государственными финансами является (ОПК-4):
а) Министерство финансов РФ, Министерства финансов субъектов Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ
б) Министерство экономического развития и торговли, Счетная палата РФ, Министерство финансов
в) Министерство финансов РФ и находящиеся в его ведении федеральные службы, финансовые органы субъектов РФ
г) Министерства и ведомства Российской Федерации
Правильный ответ: в
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Источником формирования доходов государственных внебюджетных фондов являются (ОПК-4):
а) только страховые взносы юридических лиц
б) неналоговые доходы и безвозмездные поступления
в) только взносы физических лиц
г) только бюджетные ассигнования
Правильный ответ: а
Задание 19 (выберите один вариант ответа). В состав государственных внебюджетных фондов включены (ОПК-4):
а) только федеральные фонды
б) только региональные фонды
в) федеральные и территориальные фонды
г) федеральные, региональные и местные фонды
Правильный ответ: в
Задание 20 (выберите два и более правильных ответа). Финансовые планы экономических субъектов (ОПК-4):
а) смета доходов и расходов бюджетного учреждения
б) баланс доходов и расходов промышленного предприятия
в) финансовый план страховой компании
г) бизнес-план предприятия
Правильный ответ: а, б, в
Задание 21 (выберите два и более правильных ответа). Виды финансовых документов, разрабатываемые как прогноз: (ОПК-4)
а) перспективный финансовый план РФ
б) сводный баланс финансовых ресурсов РФ
в) консолидированный бюджет РФ
г) федеральный бюджет
Правильный ответ: а, б, в
Задание 22 (выберите один вариант ответа). Финансовое планирование - это (ОПК-4):
а) функциональный элемент системы управления финансами
б) элемент финансовой системы страны
в) элемент финансовой политики
г) элемент финансового механизма
Правильный ответ: а
Задание 23 (выберите два и более правильных ответа). Этапы финансового планирования (ОПК-4):
а) балансирование, сведение в одно целое отдельных статей доходов и расходов
б) финансового плана
в) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период
г) анализ выполнения плана за предыдущий период
Правильный ответ: а, б, в, г
Задание 24 (выберите два и более правильных ответа). Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах (ОПК-4):
а) инфляционные процессы
б) налоговая политика
в) амортизационная политика
г) членство в отраслевом профсоюзе
Правильный ответ: а, б, в
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 25 (Установите соответствие). Установите соответствие между видами государственных займов и их
Виды займов Характеристики
1) Внутренний государственный заем А) Размещается на внутреннем рынке в национальной валюте
2) Внешний государственный заем Б) Привлекается у иностранных кредиторов в иностранной валюте
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б.
Задание 26 (Установите соответствие). Установите соответствие между функциями государственного кредита и их описаниями (ОПК-4).
Функции государственного кредита Описание
1) Распределительная А) Перераспределение финансовых ресурсов
2) Формирования доходов бюджета Б) Обеспечение бюджета финансовыми средствами
3) Поощрительная В) Стимулирование экономической активности
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 27 (Установите соответствие). Установите соответствие между органами управления государственным долгом и их функциями (ОПК-4).
Орган управления Функция
1) Правительство А) Формирование и исполнение долговой политики
2) Федеральная налоговая служба Б) Контроль за исполнением налогового законодательства
3) Центральный банк В) Выпуск и размещение государственных ценных бумаг
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 28 (Установите соответствие). Установите соответствие между типами государственных ценных бумаг и их сроками обращения (ОПК-4).
Тип ценных бумаг Срок обращения
1) ГКО (государственные краткосрочные облигации) А) Краткосрочные (до 1 года)
2) ОФЗ (облигации федерального займа) Б) Среднесрочные и долгосрочные
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б.
Задание 29 (Установите соответствие). Установите соответствие между способами мобилизации заемных средств и их описаниями (ОПК-4).
Способ мобилизации заемных средств Описание
1) Размещение долговых ценных бумаг А) Выпуск облигаций и других долговых инструментов
2) Получение кредитов от ЦБ РФ Б) Заем у Центрального банка
3) Размещение акций В) Выпуск долевых ценных бумаг (не относится к государственным займам)
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 30 (Установите соответствие). Установите соответствие между видами государственных финансов и их примерами (ОПК-4).
Вид государственных финансов Пример
1) Бюджетные финансы А) Государственный бюджет
2) Внебюджетные фонды Б) Пенсионный фонд
3) Государственные кредиты В) Заемные средства, привлечённые государством
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 31 (Установите соответствие). Установите соответствие между функциями финансов и их определениями (ОПК-4).
Функции финансов Определение
1) Распределительная А) Перераспределение доходов и ресурсов
2) Контрольная Б) Контроль за использованием финансов
3) Стимулирующая В) Мотивация экономических субъектов
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 32 (Установите соответствие). Установите соответствие между видами государственного бюджета и их характеристиками (ОПК-4).
Вид бюджета Характеристика
1) Федеральный бюджет А) Бюджет центрального уровня
2) Региональный бюджет Б) Бюджет субъектов федерации
3) Местный бюджет В) Бюджет муниципальных образований
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 33 (Установите соответствие). Установите соответствие между элементами бюджетной системы и их примерами (ОПК-4).
Элемент бюджетной системы Пример
1) Государственный бюджет А) Федеральный бюджет
2) Бюджет субъектов федерации Б) Бюджет области
3) Местный бюджет В) Бюджет муниципального района
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б, 3 — В.
Задание 34 (Установите соответствие). Установите соответствие между типами налогов и их характеристиками (ОПК-4).
Тип налога Характеристика
1) Прямые налоги А) Взимаются непосредственно с доходов или имущества
2) Косвенные налоги Б) Включаются в цену товаров и услуг
Правильный ответ: 1 — А, 2 — Б.
Задание 35 (Установите последовательность). Установите последовательность этапов бюджетного процесса в Российской Федерации (ОПК-4).
Варианты этапов:
б) составление проекта бюджета
в) утверждение бюджета
г) контроль за исполнением бюджета
Правильный порядок:
б) → в) → а) → г)
Задание 36 (Установите последовательность). Расположите по порядку стадии формирования государственного долга (ОПК-4).
Варианты стадий:
а) обслуживание долга
б) возникновение долга
в) погашение долга
г) рефинансирование долга
Правильный порядок:
б) → а) → г) → в)
Задание 37 (Установите последовательность). Установите последовательность операций управления государственным долгом (ОПК-4).
Варианты операций:
а) выпуск новых займов
б) изменение условий обслуживания займов (конверсия, реструктуризация)
в) погашение обязательств
г) планирование и прогнозирование долга
Правильный порядок:
г) → а) → б) → в)
Задание 38 (Установите последовательность). Расположите по порядку основные функции государственных финансов (ОПК-4).
Варианты функций:
а) распределительная
б) контрольная
в) стабилизационная
г) регулирующая
Правильный порядок:
а) → г) → в) → б)
Задание 39 (Установите последовательность). Установите последовательность этапов кредитного процесса в государственном кредитовании (ОПК-4).
Варианты этапов:
а) предоставление кредита
б) возврат кредита с процентами
в) оформление кредитного соглашения
г) использование кредитных средств
Правильный порядок:
в) → а) → г) → б)
Задание 40 (Установите последовательность). Расположите по порядку этапы формирования государственного бюджета (ОПК-4).
Варианты этапов:
а) разработка бюджетной политики
б) подготовка бюджетных предложений
в) рассмотрение и утверждение бюджета
г) исполнение бюджета
Правильный порядок:
а) → б) → в) → г)
Задание 41 (Установите последовательность). Установите последовательность этапов реструктуризации государственного долга (ОПК-4).
Варианты этапов:
а) переговоры с кредиторами
б) изменение условий долга
в) оформление соглашения
г) выполнение новых условий
Правильный порядок:
а) → б) → в) → г)
Задание 42 (Установите последовательность). Расположите по порядку виды государственного долга по срокам (ОПК-4).
Варианты:
а) текущий долг
б) капитальный долг
в) краткосрочный долг
г) долгосрочный долг
Правильный порядок:
Задание 43 (Установите последовательность). Установите последовательность формирования доходной части бюджета (ОПК-4).
Варианты:
а) прогнозирование налоговых поступлений
б) сбор налогов и сборов
в) анализ экономической ситуации
г) учет неналоговых доходов
Правильный порядок:
в) → а) → г) → б)
Задание 44 (Установите последовательность). Расположите по порядку этапы функционирования рынка государственных ценных бумаг (ОПК-4).
Варианты этапов:
а) выпуск облигаций
б) размещение ценных бумаг
в) обращение на вторичном рынке
г) погашение облигаций
Правильный порядок:
а) → б) → в) → г)
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 45 (Кейс-задание) (ОПК-4). Правительство планирует бюджет на следующий год. Ожидаемые доходы составляют 5 трлн рублей, а расходы — 5,5 трлн рублей. Какое бюджетное сальдо будет у государства? Какие меры можно принять для достижения сбалансированного бюджета?
Решение: Бюджетное сальдо = доходы - расходы = 5 трлн - 5,5 трлн = -0,5 трлн рублей. Это дефицит бюджета.
Для сбалансирования бюджета государство может:
• увеличить доходы (например, повысить налоги или улучшить сбор налогов);
• сократить расходы (пересмотреть приоритеты расходов);
• привлечь заемные средства (государственные займы).
Правильный ответ: дефицит бюджета 0,5 трлн рублей; для сбалансирования необходимо либо увеличить доходы, либо сократить расходы, либо использовать заемные средства
Задание 46 (Кейс-задание) (ОПК-4). Расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составляют 0,76 млрд руб. Доходы бюджета в прогнозируемом периоде увеличатся на 20 % и составят 840 млн руб. Определите размер дефицита или профицита бюджета субъекта РФ.
Решение: Доходы текущего года: 840 млн/1.2=700 млн840 млн/1.2=700 млн
Расходы: 760 млн руб.
Профицит/дефицит = Доходы - Расходы = 840 млн - 760 млн = +80 млн руб.
Ответ: Профицит бюджета составляет 80 млн руб
Тема. Экономическая сущность финансов. Финансовая система
1. Финансы – экономическая категория товарного производства
2. Сущность финансов. Денежный характер финансовых отношений
3. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений
4. Функции финансов, как проявление их сущности
5. Понятие и структура финансовой системы
Тема. Управление финансами. Финансовая политика
1. Общее понятие об управлении финансами
2. Управление финансами на макро- и микроуровне
3. Содержание и значение финансового контроля
4. Финансовый аппарат РФ, функции органов управления
5. Содержание и задачи финансовой политики
6. Финансовая политика России на современном этапе ее развития
Тема. Бюджетная система страны
1. Социально-экономическая сущность бюджета
2. Функции государственного и муниципальных бюджетов
3. Бюджетная система РФ
4. Бюджетная классификация
5. Доходы государственного бюджета, их экономическая сущность и формы
6. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность
7. Межбюджетные отношения
Тема. Государственные внебюджетные фонды
1. Основы обязательного социального страхования, его экономическая сущность и роль
в системе социальной защиты граждан
3. Типы пенсионных систем (распределительная и накопительная)
4. Порядок формирования Пенсионного фонда РФ и основные направления
использования его средств
5. Реформирование пенсионной системы в РФ
6. Фонд социального страхования РФ. Порядок формирования и расходования его
средств
7. Основные направления использования средств Фонда социального страхования РФ
8. Фонд обязательного медицинского страхования
9. Порядок формирования и расходования его средств
10. Особенности государственного социального страхования в других странах
Тема. Государственный и муниципальный кредит
1. Сущность государственного и муниципального кредита
2. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении
общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей
3. Государственные заимствования и их формы
4. Понятие государственного долга
5. Муниципальный кредит, его особенности
6. Муниципальный долг, его структура
7. Управление государственным и муниципальным долгом
Тема. Основы функционирования финансов коммерческих организаций
1. Финансы коммерческих организаций реального сектора экономики
2. Источники формирования капитала организации
3. Направления расходования по основным видам деятельности. Финансовое
планирование
4. Формирование и использование прибыли
5. Специфика функционирования коммерческих организаций малого бизнеса.
Финансовая поддержка малого бизнеса
Тема. Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
1. Особенности организации финансов некоммерческих организаций
2. Организация финансов в различных организационно-правовых формах
некоммерческой деятельности (государственные и муниципальные учреждения, потребительские
кооперативы, общественные фонды, религиозные, благотворительные организации, политические
партии, общественные движения)
3. Финансовый механизм бюджетных учреждений
4. Финансовый механизм автономных учреждений
5. Финансовый механизм казенных учреждений
6. Источники формирования и виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
Тема. Финансы домашних хозяйств
1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в
рыночной системе хозяйствования
2. Финансовые решения домашних хозяйств
3. Бюджет домашних хозяйств
4. Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства
5. Состав, структура и показатели расходов домашних хозяйств
Тема. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
1. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых
ресурсов
2. Виды финансовых рынков: по секторам торговли, по особенностям регулирования
3. Особенности формирования финансового рынка в РФ
4. Классификация финансовых инструментов
5. Международные финансовые организации
6. Понятие и структура международных финансов
7. Международный валютный фонд
8. Группа всемирного банка
9. Участие России в международных финансовых организациях
Комплект заданий для практических работ
Тема. Экономическая сущность финансов
Задание 1. Изучите эволюцию понятия финансов. Сделайте выводы и предложения.
Задание 2. Раскройте функции финансов, их содержание и направленность.
Задание 3. Дайте понятие и характеристику финансовой системы и ее структуру:
государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов – коммерческих
организаций, некоммерческих организаций, финансовых посредников, финансы домохозяйств.
Тема. Управление финансами
Задание 1. Раскройте общее понятие об управлении финансами.
Задание 2. Раскройте содержание и значение финансового контроля.
Задание 3. Охарактеризуйте Финансовый аппарат РФ, функции органов управления.
финансовой политики: бюджетная политика, налоговая политика, таможенная политика, ценовая
политика, инвестиционная политика, социальная политика.
Тема. Бюджетная система страны
Задание 1. Раскройте социально-экономическую сущность и функции бюджета.
Задание 2. Охарактеризуйте бюджетную систему РФ.
Задание 3. Проведите анализ доходов федерального бюджета на текущий период.
Задание 4. Проведите анализ расходов федерального бюджета на текущий период.
Тема. Государственные внебюджетные фонды
Задание 1. Раскройте объективную необходимость государственного социального
страхования.
Задание 2. Охарактеризуйте деятельность Пенсионного фонда РФ.
Задание 3. Охарактеризуйте деятельность Фонда социального страхования РФ.
Задание 4.. Фонд обязательного медицинского страхования.
Задание 5. Раскройте особенности государственного социального страхования в других
странах.
Тема. Государственный и муниципальный кредит
Задание 1. Раскройте сущность государственного и муниципального кредита.
Задание 2. Дайте понятие государственного долга.
Задание 3.Дайте понятие муниципального кредита, его особенности.
Задание 4.Раскройте методы управления государственным и муниципальным долгом.
Тема. Основы функционирования финансов коммерческих организаций
Задание 1. Раскройте сущность финансов коммерческих организаций реального сектора
экономики. Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций.
Задание 2. Охарактеризуйте источники формирования капитала организации. Направления
расходования по основным видам деятельности.
Задание 3. Проведите анализ формирования и использования прибыли предприятия.
Задание 4. Составьте схему формирования и использования финансовых ресурсов
акционерного инвестиционного фонда.
Задание 5. Составьте схему, иллюстрирующую состав источников финансовых ресурсов
коммерческих организаций различных организационных - правовых форм.
Задание 6. На основе данных, публикуемые в средствах массовой информации и
экономической литературе, оцените современную доходность 10-15 видов предпринимательской
деятельности граждан и проведите сравнительный анализ.
Тема. Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
Задание 1. Раскройте особенности организации финансов некоммерческих организаций.
Задание 2. Охарактеризуйте особенности организации финансов в различных
организационно-правовых формах некоммерческой деятельности
Задание 3. Раскройте финансовый механизм бюджетных учреждений.
Задание 4. Раскройте финансовый механизм автономных учреждений.
Задание 5. Раскройте финансовый механизм казенных учреждений.
Задание 6. Проанализируете источники формирования и виды финансовых ресурсов
некоммерческих организаций.
Тема. Финансы домашних хозяйств
Задание 1. Раскройте социально-экономическую сущность и функции финансов домашних
хозяйств в рыночной системе хозяйствования.
Задание 2. Охарактеризуйте виды деятельности домашнего хозяйства (оплачиваемые работы
в общественном и частном секторе, неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства,
работы, выполняемые членами других домашних хозяйств или для них).
Задание 3. Раскройте финансовые решения домашних хозяйств.
Задание 4. Раскройте содержание бюджета домашних хозяйств.
Задание 5. Раскройте состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства.
Задание 6. Раскройте состав, значение и показатели расходов домашнего хозяйства.
Тема. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
Задание 1. Охарактеризуйте финансовый рынок и его роль в мобилизации и
перераспределении финансовых ресурсов.
Задание 2. Перечислите виды финансовых рынков: по секторам торговли, по особенностям
регулирования.
Задание 3. Раскройте особенности формирования финансового рынка в РФ.
Задание 4. Перечислите международные финансовые организации и охарактеризуйте
направления их деятельности.
Задание 5. Раскройте участие России в международных финансовых организациях
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного
выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру
задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить
новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить
лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема Бюджетная система страны
1. Федеральный бюджет РФ
2. Региональный бюджет (на примере субъекта РФ)
3. Местный бюджет (на примере муниципального образования)
4. Этапы бюджетного процесса РФ
5. Функции органов управления финансами
Тема. Государственный и муниципальный кредит
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита
2. Классификация государственного кредита
3. Управление государственным кредитом
4. Государственные ценные бумаги
Тема Финансы домашних хозяйств
1. Доходы и расходы семейного бюджета
2. Планирование личного семейного бюджета
3. Планирование личных сбережений
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Экономическая сущность финансов
1. Эволюцию понятия финансов. Сделайте выводы и предложения
2. Функции финансов, их содержание и направленность
3. Понятие и характеристика финансовой системы и ее структуры
Тема. Управление финансами. Финансовая политика
1. Общее понятие об управлении финансами
2. Содержание и значение финансового контроля
3. Финансовый аппарат РФ, функции органов управления
4. Содержание и задачи финансовой политики. Составляющие финансовой политики:
бюджетная политика, налоговая политика, таможенная политика, ценовая политика, инвестиционная
политика, социальная политика
Тема. Бюджетная система страны
1. Социально-экономическая сущность и функции бюджета
2. Бюджетную систему РФ
3. Доходы федерального бюджета
4. Расходы федерального бюджета
Тема. Государственные внебюджетные фонды
1. Необходимость государственного социального страхования
2. Пенсионный фонд РФ
3. Фонда социального страхования РФ
4.. Фонд обязательного медицинского страхования
5. Особенности государственного социального страхования в других странах
Тема. Государственный и муниципальный кредит
1. Сущность государственного и муниципального кредита
2. Понятие государственного долга
3. Понятие муниципального кредита, его особенности
4.Методы управления государственным и муниципальным долгом
Тема. Основы функционирования финансов коммерческих организаций
1. Сущность финансов коммерческих организаций реального сектора экономики. Факторы,
влияющие на организацию финансов коммерческих организаций
2. Источники формирования капитала организации. Направления расходования по основным
видам деятельности
3. Анализ формирования и использования прибыли предприятия
Тема. Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
1. Особенности организации финансов некоммерческих организаций
2. Особенности организации финансов в различных организационно-правовых формах
некоммерческой деятельности
3. Финансовый механизм бюджетных учреждений
4. Финансовый механизм автономных учреждений
5. Финансовый механизм казенных учреждений
6. Источники формирования и виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
1. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в
рыночной системе хозяйствования
2. Виды деятельности домашнего хозяйства (оплачиваемые работы в общественном и
частном секторе, неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства, работы,
выполняемые членами других домашних хозяйств или для них)
3. Финансовые решения домашних хозяйств
4. Бюджет домашних хозяйств
5. Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства
6. Состав и значение расходов домашних хозяйств
Перечень вопросов к экзамену:
1. Экономическая сущность финансов (ОПК-4)
2. Финансы – экономическая категория товарного производства (ОПК-4)
3. Денежный характер финансовых отношений (ОПК-4)
4. Эволюция понятия финансов (ОПК-4)
5. Виды финансовых отношений (ОПК-4)
6. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений (ОПК-4)
7. Функции финансов, как проявление их сущности (ОПК-4)
8. Понятие финансовой системы (ОПК-4)
9. Структура финансовой системы (ОПК-4)
10. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы (ОПК-4)
11. Становление и развитие финансовой системы РФ (ОПК-4)
12. Общее понятие об управлении финансами (ОПК-4)
13. Управление финансами на макро- и микроуровне (ОПК-4)
14. Содержание и значение финансового контроля (ОПК-4)
15. Финансовый аппарат РФ, функции органов управления (ОПК-4)
16. Министерство финансов РФ (ОПК-4)
17. Функциональные элементы управления финансами (ОПК-4)
18. Финансовое право и его роль в управлении финансами (ОПК-4)
19. Содержание и задачи финансовой политики (ОПК-4)
20. Составляющие финансовой политики (ОПК-4)
21. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики (ОПК-4)
22. Финансовая политика России на современном этапе ее развития (ОПК-4)
23. Социально-экономическая сущность бюджета (ОПК-4)
24. Функции государственного и муниципальных бюджетов (ОПК-4)
25. Бюджетная система РФ (ОПК-4)
26. Бюджетная классификация (ОПК-4)
27. Доходы государственного бюджета, их экономическая сущность и формы (ОПК-4)
28. Расходы государственного бюджета, их экономическая сущность (ОПК-4)
29. Формы предоставления бюджетных средств (ОПК-4)
30. Бюджетный дефицит. Бюджетный профицит (ОПК-4)
31. Межбюджетные отношения (ОПК-4)
32. Обязательное социальное страхование, его экономическая сущность и роль в системе
социальной защиты граждан (ОПК-4)
33. Пенсионный фонд РФ (ОПК-4)
34. Порядок формирования Пенсионного фонда РФ и основные направления использования
его средств (ОПК-4)
35. Реформирование пенсионной системы в РФ (ОПК-4)
36. Фонд социального страхования РФ (ОПК-4)
37. Основные направления использования средств Фонда социального страхования РФ
(ОПК-4)
38. Фонд обязательного медицинского страхования (ОПК-4)
39. Порядок формирования и расходования его средств (ОПК-4)
40. Особенности государственного социального страхования в других странах (ОПК-4)
41. Сущность государственного и муниципального кредита (ОПК-4)
42. Роль государственного и муниципального кредита в финансовом обеспечении
общегосударственных, региональных и муниципальных потребностей (ОПК-4)
43. Государственные заимствования и их формы (ОПК-4)
44. Понятие государственного долга (ОПК-4)
45. Муниципальный кредит, его особенности (ОПК-4)
46. Управление государственным и муниципальным долгом (ОПК-4)
47. Финансы коммерческих организаций реального сектора экономики (ОПК-4)
48. Источники формирования капитала организации (ОПК-4)
49. Формирование и использование прибыли (ОПК-4)
50. Особенности организации финансов некоммерческих организаций (ОПК-4)
51. Финансовый механизм бюджетных учреждений (ОПК-4)
52. Финансовый механизм автономных учреждений (ОПК-4)
54. Источники формирования и виды финансовых ресурсов некоммерческих организаций.
(ОПК-4)
55. Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств в рыночной
системе хозяйствования (ОПК-4)
56. Бюджет домашних хозяйств (ОПК-4)
57. Состав, значение и показатели доходов домашнего хозяйства (ОПК-4)
58. Состав, значение и показатели расходов домашних хозяйств (ОПК-4)
59. Личные сбережения (ОПК-4)
60. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых
ресурсов (ОПК-4)
61. Виды финансовых рынков (ОПК-4)
62. Особенности формирования финансового рынка в РФ (ОПК-4)
63. Международные финансовые организации (ОПК-4)
64. Понятие и структура международных финансов (ОПК-4)
65. Международный валютный фонд (ОПК-4)
66. Группа всемирного банка (ОПК-4)
67. Участие России в международных финансовых организациях (ОПК-4)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п