учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: целостное представление об теплоснабжении в энергетике предприятий АПК. О видах топливных энергетических ресурсов и их грамотном применении в технологических процессах предприятий.
ПКС-2: Способен осуществлять монтаж, наладку, эксплуатацию энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве;
ПКС-2 Способен осуществлять монтаж, наладку, эксплуатацию энергетического и электротехнического оборудования, машин и установок в сельскохозяйственном производстве
форма текущего контроля успеваемости)
работ
идеального газа.
Теплоэнергетика и тепловые сети : методические указания для самостоятельной работы для обучающихся по направлениям подготовки 35.03.06 Агроинженерия и 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: А. И. Дарханов, Н. С. Хусаев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 66 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4763.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
перечень примерных тем расчетно-графической работы
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных вопросов
Кейс задачи
Тестовые задания
Тепловые сети
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Термодинамическая система. Основные параметры состояния (ПКС-2).
2. Виды энергии и их особенности (ПКС-2).
3. Теплота, ее графическое и аналитическое определение (ПКС-2).
4. Работа, ее графическое и аналитическое определение (ПКС-2).
5. Первый закон термодинамики. Равновесные и неравновесные процессы (ПКС-2).
6.Теплоемкость газов. Постоянная теплоемкость. Нелинейная зависимость теплоемкости от температуры (ПКС-2).
8. Объединенное уравнение первого и второго законов термодинамики (ПКС-2).
9. Второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Энтропия (ПКС-2).
10. Идеальные газы. Уравнения состояния идеальных газов (ПКС-2).
11.Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях III-го рода (ПКС-2).
12.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях I-го рода (ПКС-2).
13.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода (ПКС-2).
14.Передача теплоты через многослойную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода (ПКС-2).
15.Критический диаметр изоляции (ПКС-2).
16.Теплопроводность в пластине при наличии внутренних источников теплоты (ПКС-2).
17.Теплопроводность цилиндрического стержня при наличии внутренних источников теплоты (ПКС-2).
18.Теплопроводность цилиндрической стенки при наличии внутренних источников теплоты (ПКС-2).
19.Теплопроводность тонкого стержня (ПКС-2).
20.Плоская ребристая стенка с ребрами постоянного сечения (ПКС-2).
21.Передача теплоты через круглое ребро постоянного сечения (ПКС-2).
22.Передача теплоты через трапециевидные и треугольные ребра (ПКС-2).
23.Охлаждение (нагревание) бесконечной пластины (ПКС-2).
24.Анализ полученного решения (ПКС-2).
25.Количество теплоты, отдаваемое пластиной окружающей среде в процессе охлаждения (ПКС-2).
Перечень примерных тем РГР
– Расчет системы тепловых сетей предприятия;
Критерии оценивания:
- полнота разработки темы;
- степень изученности литературы по рассматриваемому вопросу;
- обоснованность и качество расчётов;
- качество выполнения графического материала и соблюдения требований государственных стандартов к оформлению пояснительной записки;
- оригинальность решения задач проектирования;
- самостоятельность выполнения задания.
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Основные понятия технической термодинамики: термодинамическая система, энергия, работа, единица измерения.
2. Основные параметры состояния рабочего тела, единицы измерения.
3. Внутренняя энергия и энтальпия как функция состояния.
4. Работа изменения объема рабочего тела.
5. Первый закон термодинамики.
6. Уравнения состояния идеальных газов.
7. Основные законы идеальных газов.
8. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона.
9. Теплоемкость идеальных газов. Уравнение Майера.
10. Изохорный процесс идеальных газов.
11. Изотермический процесс идеальных газов.
12. Изобарный процесс идеальных газов.
13. Адиабатный процесс идеальных газов.
14. Политропные процессы идеальных газов.
15. Термодинамическая обратимость. Оценка эффективности циклов.
16. Основные формулировки второго закона термодинамики.
17. Цикл Карно.
18. Энтропия. Физический смысл энтропии. Уравнение Гуи-Стодола.
19. Аналитическое выражение второго закона термодинамики.
20. Водяной пар: основные понятия и определения.
21. Парообразование в PV-диаграмме.
22. IS-диаграмма водяного пара.
23. Влажный воздух. Относительная влажность воздуха. Температура точки росы. Id-диаграмма влажного воздуха.
24. Уравнение первого закона термодинамики для потока. Техническая работа потока.
25. Истечение газов через сопла.
26. Дросселирование газов и паров.
27. Термодинамический анализ работы компрессора. Многоступенчатое сжатие в компрессорах.
28. Термодинамический цикл ДВС (цикл Отто).
29. Термодинамический цикл ДВС (цикл Дизеля).
30. Термодинамический цикл газотурбинной установки (p = const).
31. Термодинамический цикл Ренкина.
32. Цикл воздушной холодильной установки.
33. Цикл паровой холодильной установки.
34. Цикл теплового насоса.
Критерии оценки:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
6.2. Перечень дискуссионных вопросов
1) Что изучает техническая термодинамика?
2) Когда возникла термодинамика как наука? Что положено в основу технической термодинамики?
3) Что называется термодинамической системой?
4) Какая термодинамическая система называется: изолированной, открытой, закрытой, теплоизолированной?
5) Что называется энергией?
6) Что называется рабочим телом?
7) Что называется идеальным газом? 8) Что называется реальным газом?
9) Что подразумевается под термодинамическим состоянием системы? Какие состояния термодинамической системы Вам известны?
10) Назовите основные параметры состояния, их размерности и физический смысл?
11) Какое состояние термодинамической системы называют равновесным, стационарным и нестационарным?
13) Решите задачу: плотность воздуха при определённых условиях равна 1,29 кг/м3 . Определить удельный объем воздуха при этих условиях.
14) Решите задачу: в сосуде объемом 0,8 м3 находится 1,5 кг окиси углерода. Определить удельный объем и плотность окиси углерода при указанных условиях.
15) Водяной пар. Что называется водяным паром? В чем заключается сущность кипения? Температура кипения.
16). Динамическое равновесие. Насыщенный пар. Влажный насыщенный пар, сухой насыщенный пар, перегретый пар. Что называют степенью сухости и влагосодержанием пара?
17). Процесс парообразования в p-υ и T-s – координатах. Теплота парообразования. Параметры критического состояния водяного пара.
18). Термодинамические параметры водяного пара и связь между ними.
19) Термодинамические процессы водяного пара в h-s – диаграмме. Расчет основных термодинамических параметров.
20). Влажный воздух. Определение ненасыщенного и перенасыщенного влажного воздуха. Точка росы.
21) Удельное и относительное влагосодержание. Абсолютная и относительная влажность.
22) h-d диаграмма влажного воздуха и определение его параметров.
Критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
6.3. Кейс-задачи
Кейс -1
Какой должна быть площадь сечения отверстия предохранительного клапана парового котла, чтобы при внезапном прекращении отбора сухого насыщенного пара из него в количестве G = 0,6 кг/с абсолютное давление не превысило p = 1,4 МПа? Атмосферное давление В = 750 мм. рт. ст. Потерей давления пара, теплообмен при прохождении отверстия и скоростью пара на входе в отверстие клапана пренебречь
Кейс-2
В цилиндре находится воздух под давлением p = 5,1 атм и температуре t1 = 135 ℃. Он занимает объем V1 = 0,88 м3. Определите, чему будет равен объем V2, м3 воздуха, если при неизменном давлении температура его будет понижена до t2 = 0 ℃. Определите количество отведенного тепла и совершенную работу. Среднюю теплоемкость воздуха ср в заданном интервале температур принять по таблице справочной литературы.
Кейс – 3.
В калориметре, содержится по 0,500 кг воды при температуре 30 ℃, опускают образцы металлов массою по 0,500 кг. Температура каждого образца равна 150 ℃. После того как были опущены образцы серебра, стали и магния, температура в соответствующих калориметрах оказалась равной 37,3 ℃, 42,1 ℃ и 54,0 ℃ .
Определить теплоемкости металлов, пренебрегая массой калориметров.
Кейс - 4
Мощность станции на выходных шинах составляет 12 МВт. Какое количество топлива B, кг/ч, сжигается в топках котлов электростанции, если все потери энергии на станции составляют 70 %, а теплота сгорания топлива Qн = 6700 ккал/кг.
Кейс-5
Стальной образец массой 0,2 кг долгое время выдерживается в нагревательной печи. Затем он быстро опускается в калориметр с 0,5 кг воды при t = 20 ℃. Температура воды в калориметре после установления равновесного состояния становится равной 75 ℃.
Какова температура в нагревательной печи? Теплоемкость стали cст = 470 Дж/(кг × К).
Кейс - 6
В калориметре, содержится по 0,500 кг воды при температуре 30 ℃, опускают образцы металлов массою по 0,500 кг. Температура каждого образца равна 150 ℃. После того как были опущены образцы серебра, стали и магния, температура в соответствующих калориметрах оказалась равной 37,3 ℃, 42,1 ℃ и 54,0 ℃.
Определить теплоемкости металлов, пренебрегая массой калориметров.
Критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
6.4 Комплект тестовых заданий
1. По изменению какой из приведенных ниже величин можно судить о том, подводится теплота к рабочему телу или отводится от него?
-:a) Энтальпия
-:b) Температура.
+:c) Энтропия
-:d) Удельный объем
2. Какая термодинамическая система называется изолированной?
+:a) Система не обменивается с окружающей средой теплотой и механической работой
-:b) Система не обменивается с окружающей средой механической работой
-:c) Система не обменивается с окружающей средой любыми видами энергии
-:d) Система не обменивается с окружающей средой химической энергией и теплотой
3. По изменению какой из приведенных ниже величин можно определить знак работы?
-:a) Внутренняя энергия
-:b) Энтропия
-:c) Температура
+:d) Удельный объем
4. Какое из приведенных ниже соотношений определяет содержание второго начала термодинамики?
-:a) ds = dq/T
-:b) ds < dq/T
+:c) ds ≥ dq/T
-:d) ds ≤ dq/T
5. Какими из приведенных ниже соотношений определяется абсолютное давление? (В0 –барометрическое давление; ризб –избыточное давление; Н0 –разрежение).
-:a) Н0 + ризб.
+:b) В0 + ризб.
-:c) В0 - ризб.
-:d) ризб – В0.
6. В каком из процессов теплота равна изменению энтальпии?
+:a) Изобарный
-:b) Изохорный
-:c) Адиабатный
-:d) Изотермический
7. Каким выражением определяется приращение внутренней энер-гии идеального газа du?
-:a) T*ds
-:b) cp*dt
-:c) p*dv
+:d) cv*dt.
8. Каким выражением определяется элементарная работа расширения газа dl?
-:a) T*ds
-:b) cv*dt
+:c) p*dv
-:d) сp*dt
9. Что устанавливает закон Нернста?
-:a) При абсолютном нуле теплоемкость каждого вещества в отдельности равна нулю
-:b) При абсолютном нуле суммарная теплоемкость конденсированных веществ равна нулю.
+:c) Вблизи абсолютного нуля максимальные работы и тепловые эффекты в реакциях, протекающих в конденсированных системах, равны
-:d) При абсолютном нуле энтропия конденсированных веществ равна нулю
11. Где расположена критическая точка в фазовой hs –диаграмме
-:a) На пограничной кривой в точке максимума энтальпии
+:c) На левой ветви пограничной кривой
-:d) На пограничной кривой в точке минимума энтальпии
12. Что такое степень сухости (х) водяного пара?
+:a) Отношение массы паровой фракции к общей массе влажного пара
-:b) Отношение массы паровой фракции к массе жидкой фракции
-:c) Отношение температуры пара к температуре насыщения
-:d) Масса паровой фракции в единице объема
13. Чему равна энтальпия hх влажного насыщенного пара со степенью сухости х?
-:a) h'
-:b) h – rx.
-:c) rx.
+:d) h'+rx .
14. Что такое влагосодержание воздуха d?
-:a) Отношение массы водяного пара к массе влажного воздуха в данном объеме.
-:b) Масса водяного пара в данном объеме влажного воздуха
+:c) Отношение массы водяного пара к массе сухого воздуха в смеси
-:d) Масса водяного пара в 1 м3 влажного воздуха
15. Что такое температура точки росы tр?
-:a) Температура насыщения при данном давлении
+:b) Температура, при которой достигается относительная влажность при охлаждении воздуха
-:c) Температура смоченного термометра
-:d) Температура испаряющейся жидкости
16. Какое применение имеют сопла Лаваля
+:a) Получение струи газа со сверхзвуковой скоростью
-:b) Измерение скорости течения
-:c) Измерение расхода газа
-:d) Распыливание топлива в форсунках
17. Чему равна теоретическая скорость газа при адиабатном истечении через сопло?
-:a) [2(р1 – р2)]0,5
-:b) (2р1/р2)0,5
-:c) (2р2/р1)0,5
+:d) [2(h1 – h2)]0,5.
18. Как меняется температура идеального газа при дросселировании?
-:a) Уменьшается
-:b) Увеличивается
+:c) Остается неизменной
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
19. При каком процессе сжатия работа, затрачиваемая на привод компрессора, будет иметь наименьшее значение?
-:a) При адиабатном сжатии
-:b) При сжатии по политропе, k > n > 1
+:c) При изотермическом сжатии
-:d) При сжатии по политропе, n > k
20. Как изменяется работа, затрачиваемая на привод многоступенчатого поршневого компрессора, с увеличением (при прочих равных условиях) числа ступеней сжатия?
-:a) Увеличивается
-:b) Однозначный ответ невозможен
-:c) Не изменяется
+:d) Уменьшается
21. Для чего при высоких степенях сжатия газа применяются многоступенчатые компрессоры с охлаждением между ступенями?
-:a) Чтобы уменьшить нагрузку на подшипники
-:b) Чтобы уменьшить объемные потери
+:c) Чтобы избежать недопустимо высоких температур газа
-:d) Чтобы повысить КПД компрессора
+:a) Цикл Карно обеспечивает наивысший термический КПД при заданных температурах подвода и отвода теплоты.
-:b) Машина, работающая по циклу Карно, не загрязняет окружающую среду
-:c) При повышении цикла Карно параметры рабочего тела возвращаются к исходным значениям
-:d) Машина, работающая по циклу Карно, имеет наименьшие массу и габариты
23. Чем ограничивается степень сжатия в карбюраторных ДВС?
-:a) Мощностью стартера
-:b) Самовоспламенением горючей смеси
-:c) Отказами системы зажигания
+:d) Нагрузкой на кривошипно-шатунный механизм
24. Чем ограничивается степень повышения давления в газотурбинных установках (ГТУ)?
-:a) Нагрузкой на подшипники
-:b) Потерями энергии в компрессоре
+:c) Пределом текучести лопаток турбины при высоких температурах
-:d) Увеличением шума
25. Для чего применяется регенерация теплоты в ГТУ?
-:a) Для улучшения массогабаритных показателей
+:b) Для повышения термического КПД
-:c) Для уменьшения вредных выбросов в атмосферу
-:d) Для снижения степени сжатия в компрессоре
26. В чем преимущество дизельного двигателя перед ГТУ?
+:a) У дизеля выше КПД.
-:b) Дешевле изготовление
-:c) Дешевле топливо
-:d) Проще в обслуживании
27. Как изменяются термический КПД цикла Ренкина и влажность пара на выходе из турбины с ростом давления пара перед турбиной (при прочих равных условиях)?
-:a) КПД цикла увеличивается, влажность пара уменьшается
-:b) КПД циклы и влажность пара уменьшаются
-:c) КПД цикла уменьшается, влажность пара увеличивается
+:d) КПД цикла и влажность пара увеличиваются
28. Как изменяется термический КПД цикла Ренкина при повышении давления в конденсаторе?
-:a) Не изменяется
-:b) Колеблется около некоторого среднего значения
+:c) Уменьшается
-:d) Увеличивается
29. Какую выгоду дает применение ПТУ с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии на ТЭЦ?
-:a) Возможность использовать более дешевое топливо
-:b) Уменьшение затрат на оборудование
+:c) Повышение степени использования теплоты
-:d) Упрощение обслуживания
30. Что дает регенеративный подогрев питательной воды в ПТУ?
-:a) Уменьшение затрат на оборудование
-:b) Уменьшение эрозионного износа лопаток турбины
-:c) Уменьшение расхода пара на выработку 1 кВт.ч. мощности
+:d) Повышение термического КПД цикла
31. Почему термический КПД атомных ПТУ ниже, чем в установочных на органическом топливе?
-:a) Больше затрачивается энергии на собственные нужды
-:b) Турбины имеют меньше ступеней
+:c) В атомных установках острый пар – насыщенный с более низкими пара- метрами
-:d) Выше давление в конденсаторе
32. Выберите определение понятия «прямой цикл».
+:a) Цикл, в котором линия расширения расположена выше линии сжатия
-:b) Цикл, в котором линия расширения расположена ниже линии сжатия
-:c) Цикл, в котором линии расширения и сжатия совпадают
-:d) Цикл, в котором линия подвода теплоты расположена ниже линии отвода теплоты
33. В закрытом сосуде находится идеальный газ при избыточном давлении р1 =0,02 МПа при температуре 400 ºС. До
-:a) 233
-:b) 176
-:c) 267
+:d) 120
34. Выберите наиболее полное определение понятия «идеальный газ»
-:a) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул
-:b) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь силами взаимодействия между молекулами
+:c) Состояние реального вещества, в котором можно пренебречь размерами молекул и силами взаимодействия между ними
-:d) Состояние реального вещества, в котором не существенно влияние вращательного, колебательного и поступательного движения молекул
35. Как меняется энтальпия идеального газа при дросселировании
-:a) Уменьшается
+:b) Остается неизменной
-:c) Увеличивается
-:d) Колеблется около некоторого среднего значения
36. Идеальный газ, занимающий объем 0,05 м3, при давлении 0,1 МПа сжимается изотермически до половины объема. Определите количество теплоты (кДж) процесса.
+:a) 3,47
-:b) -3,47
-:c) -34,7
-:d) -1,73
37. Масса идеального газа при неизменных температуре и плотности увеличивается вдвое. Что при этом произойдет с давлением?
-:a) Увеличится в 2 раза
-:b) Уменьшится в 2 раза
-:c) Уменьшится в 4 раза
+:d) Не изменится
38. Какими свойства обладает внутренняя энергия идеального газа?
-:a) Зависит от давления, не зависит от объема
-:b) Не зависит от давления и температуры
+:c) Зависит от объема и температуры
-:d) Не зависит от объема и температуры
39. Как работает тепловой насос?
-:a) Теплота, отнятая от окружающей среды, аккумулируется в баке с водой
-:b) Окружающая среда (воздух, вода) непосредственно подается насосом для отопителя
+:c) Теплота окружающей среды с низкой температурой повышается, за счет затраты механической энергии, до уровня пригодного для отопления
40. На каком принципе работает тепловая труба?
+:a) Герметичная труба с теплоносителем внутри, движение которого осуществляется под действием капиллярных сил при нагревании одного конца трубы
-:b) Труба открыта с одного конца и заполнена теплоносителем
-:c) Труба открыта с обеих сторон, по которой прокачивается горячий тепло- носитель
обучающихся заочной формы обучения
Сеть (рис. 1а–1в) состоит из двух смежных колец I и II. На-правления путевых расходов qi–j линий указаны предположительно.
Рисунок 1.1. б
Рисунок 1.1. в
Исходные данные Номер варианта
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
схема а б в а б в а б в а б в а б в
Q1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Q2 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Q3 36 38 40 42 44 46 48 50 52 54 56 58 60 62 64
Q4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Q5 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Q6 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Q7 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
l1-5 350 - 450 400 - 400 450 - 350 500 - 300 200 - 300
l1-5 650 750 650 700 700 600 750 650 550 800 600 500 500 600 800
l5-4 250 400 400 300 250 200 350 200 150 400 200 100 300 250 250
l4-3 100 100 50 150 150 200 200 200 150 250 300 200 50 100 100
l1-2 650 650 550 700 600 500 750 550 450 800 500 400 650 650 550
l2-3 250 400 400 300 450 450 350 350 300 400 300 350 300 400 300
l2-7 300 - - 350 - - 400 - - 450 - - 500 - -
l7-6 500 550 450 550 500 400 600 450 350 650 400 300 500 550 450
l6-3 250 300 250 300 250 200 350 200 150 400 200 100 300 250 250
l1-7 - 350 300 - 300 250 - 300 200 - 300 200 - 350 300
l2-5 - 350 - - 400 - - 300 - - 250 - - 250 -
Э1-5 0,5 - 0,7 1 - 1 0,8 - 0,5 0,9 - 1 1 - 1
Э5-4 1 0,8 1 1,2 1,5 1 1 1 0,8 0,8 2 1,5 2 1,5 1
Э4-3 1 1 1 1,5 2 2 2 1,5 1 1 2 1,5 2 1,5 1
Э1-2 1,5 1 1,5 2 2,5 3 2,5 2 1,5 1 2,5 2 1,5 1 1,5
Э2-3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Э7-6 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,6 0,7 0,8
Э6-3 0,6 0,6 1 0,8 0,7 0,5 0,4 0,9 1 0,8 0,6 0,5 1 0,8 0,7
Э1-7 - 0,9 0,5 - 0,9 0,6 - 1 0,4 - 0,8 0,7 - 0,9 0,7
Э2-5 - 0,5 - - 1 - - 0,5 - - 1 - - 1 -
h 6 7 8 3 4 5 6 7 8 6 7 8 3 4 5
Найти:
– диаметры всех водопроводных линий Di–j;
– скорости течения воды на всех участках сети vi–j;
– величины потерь напора hi–j на всех участках сети;
– уточнить направления течения воды на всех участках сети;
– исправленные (за счет перебрасываемых) значения расчетных расходов Q′i (или Q″i и т. д.) в каждой точке отбора;
– минимальный необходимый напор сети hmin;
– требуемый напор hсети и суммарный расход воды Q в сети (основные характеристики насоса и (или) водонапорной башни).
Начертить:
схему сети (в масштабе) в соответствии со схемой задания (см. рис. 1а–1в) с указанием найденных величин;
таблицу всех найденных характеристик по отдельным участкам сети.
Критерии оценивания:
- полнота разработки темы;
- степень изученности литературы по рассматриваемому вопросу;
- обоснованность и качество расчётов;
- качество выполнения графического материала и соблюдения требований государственных стандартов к оформлению пояснительной записки;
- оригинальность решения задач проектирования;
- содержания доклада при защите работы и качество ответов на вопросы;
- самостоятельность выполнения задания.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п