учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта
«Бухгалтер»
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции;
- развитие знаний, умений, навыков осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, анализировать и интерпретировать бухгалтерскую, финансовую и иную информацию;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта
«Бухгалтер»
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции;
- развитие знаний, умений, навыков осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, анализировать и интерпретировать бухгалтерскую, финансовую и иную информацию;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта
«Бухгалтер»
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции;
- развитие знаний, умений, навыков осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции, анализировать и интерпретировать бухгалтерскую, финансовую и иную информацию;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области в области калькулирования себестоимости сельскохозяйственной продукции для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов
ПКС-4: Способен к организации и управлению процессом ведения бухгалтерского учета и отчетности в экономическом субъекте;
ИД-1. Организует процесс формирования информации в системе бухгалтерского учета
бухгалтера:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
калькуляции себестоимости продукции
расходов
вспомогательных производств
принципы калькуляции
себестоимости продукциии
отложенных расходов
работ, услуг вспомогательных
производств
принципы калькуляции
себестоимости продукции
отложенных расходов
работ, услуг
вспомогательных
производств
растениеводства
животноводства
подсобных промышленных и обслуживающих
производств
продукции растениеводства
продукции животноводства
продукции подсобных
промышленных и
обслуживающих производств
продукции растениеводства
продукции подсобных
промышленных и
обслуживающих производств
продукции животноводства
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для практических работ
3. Комплект контрольных вопросов для проведения устного опроса
4. Комплект заеданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
5. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
6. Комплект тестовых заданий
Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.ДВ.02.01 Учет затрат и калькулирования себестоимости продукции
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Полная себестоимость продукции определяется путем (ПКС-4, ИД-1)
а) суммирования цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов
б) суммирования производственной себестоимости и коммерческих расходов
в) вычитания из производственной себестоимости остатков незавершенного
производства
г) суммирования производственной себестоимости и цеховых расходов
Правильный ответ: б
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Себестоимость одного кормо-дня определяется (ПКС-4, ИД-1)
а) все затраты по содержанию взрослого поголовья рабочего скота делят на отработанные дни рабочим скотом;
б) все затраты по содержанию взрослого поголовья рабочего скота делят на 365 дней.
в) все затраты по содержанию взрослого поголовья рабочего скота за вычетом дней отработанных рабочим скотом делят на количество кормо-дней;
г) все затраты по содержанию взрослого поголовья рабочего скота за вычетом стоимости побочной продукции делят на общее количество кормо-дней
Правильный ответ: г
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Амортизация основных средств, используемых для нужд управления, отражается (ПКС-4, ИД-1)
а) Дт 23 Кт 02
б) Дт 02 Кт 01
в) Дт 26 Кт 02
г) Дт 02 Кт 26
Правильный ответ: в
а) 28
б) 20-3
в) 43
г) 94
Правильный ответ: а
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Какая из ниже перечисленных калькуляций определяет среднюю себестоимость продукции на плановый период и составляется по прогрессивным нормам расходы сырья, материалов, затрат труда и т.д. (ПКС-4, ИД-1)
а) плановая
б) нормативная
в) провизорная
г) фактическая
Правильный ответ: а
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Фактическая себестоимость услуг ремонтномеханических мастерских списывается в (ПКС-4, ИД-1)
а) Дт 20
б) Кт 20
в) Дт 94
г) Дт 76
Правильный ответ: а
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Оприходование многолетних трав оформляется следующим первичным документом (ПКС-4, ИД-1)
а) акт приемки грубых и сочных кормов
б) дневник поступления продукции АПК
в) накладная внутрихозяйственного назначения
г) реестр приемки грубых кормов
Правильный ответ: а
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Объектами калькулирования себестоимости в мясном скотоводстве, являются (ПКС-4, ИД-1)
а) приплод, молоко
б) прирост живой массы, живая масса
в) живая масса, приплод, молоко
г) приплод, прирост живой массы, живая масса
Правильный ответ: г
Задание 9 (выберите один вариант ответа). При расчете себестоимости зерновых культур применяется метод калькулирования (ПКС-4, ИД-1)
а) исключения затрат на побочную продукцию
б) коэффициентов
в) пропорциональный
г) комбинированный
Правильный ответ: г
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Расходы по доставке кормов из мест хранения на фермы относятся на счет (ПКС-4, ИД-1)
а) 20
б) 44
в) 91
г) 26
Правильный ответ: г
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Затраты на содержание опылительного пчеловодства за минусом побочной продукции списывают в дебет счета (ПКС-4, ИД-1)
а) 20-1
б) 20-2
в) 23
г) 25
Правильный ответ: а
Задание 12 (выберите один вариант ответа). При каком методе учета затраты непосредственно относят на конкретный объект учета, по которому исчисляют себестоимость продукции (ПКС-4, ИД-1)
а) позаказном
б) попроцессном
в) попередельном
г) нормативном
Правильный ответ: а
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Синтетический учет затрат ведется в журнале-ордере №: (ПКС-4, ИД-1)
а) 6
б) 7
в) 10
Правильный ответ: в
Задание 14 (выберите один вариант ответа). Расходы, связанные с производством нескольких видов продукции называют (ПКС-4, ИД-1)
а) прямыми
б) косвенными
в) накладными
г) основными
Правильный ответ: б
Задание 15 (выберите один вариант ответа). Объектом исчисления себестоимости помидор являются (ПКС-4, ИД-1)
а) плоды
б) кочаны
в) корнеплоды
г) клубни
Правильный ответ: а
Задание 16 (выберите один вариант ответа). В мясном скотоводстве одну голову приплода оценивают (ПКС-4, ИД-1)
а) в размере 10% общей суммы затрат на содержание основного стада
б) исходя из живой массы теленка при рождении и фактической себестоимости 1 ц прироста живой массы отъемышей
в) по средней рыночной стоимости
г) исходя из живой массы теленка при рождении и фактической себестоимости 1 ц живой массы отъемышей прошлого года
Правильный ответ: г
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Количество полноценного зерна в используемых зерноотходах определяется (ПКС-4, ИД-1)
а) по данным лабораторного анализа
б) экспертным путем
в) с использованием рыночных цен
г) с использованием соответствующих коэффициентов
Правильный ответ: а
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Квадратные метро-дни используются при распределении затрат в (ПКС-4, ИД-1)
а) плодоводстве
б) овощеводстве открытого грунта
в) овощеводстве закрытого грунта
г) однолетних и многолетних трав
Правильный ответ: в
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 19 (вставьте пропущенное слово). Период инкубации у кур составляет ______ день (ПКС-4, ИД-1)
Правильный ответ: 21 день
Задание 20 (выберите два варианта ответа). При изменении объемов производства сумма переменных затрат (ПКС-4, ИД-1)
а) увеличивается
б) в расчете на единицу продукции увеличивается
в) остается неизменной
г) уменьшается
Правильный ответ: а, г
Задание 21 (отразите последовательность). Укажите последовательность закрытия субсчетов по счету 23 «Вспомогательное производство»: 1 - Электроснабжение, 2 - водоснабжение, 3 - ремонтные мастерские, 4 - автотранспорт, 5 - машинно-тракторный парк (ПКС-4, ИД-1)
а) 3,1,4,5,2
б) 1,2,3,5,4
в) 2,1,4,3,5
г) 1,2,3,4,5
Правильный ответ: в
Задание 22 (выберите два варианта ответа). Объектами калькуляции по молодняку овец на выращивании и откорме являются (ПКС-4, ИД-1)
а) прирост живой массы
б) побочная продукция
в) живая масса
г) прирост живой массы, побочная продукция, живая масса
Правильный ответ: а, в
Задание 23 (выберите два варианта ответа). Списание недостачи от гибели посевов зерновых культур отражается бухгалтерской записью (ПКС-4, ИД-1)
а) Дт 43 Кт 94
б) Дт 94 Кт 20-2
в) Дт 20-1 Кт 94
г) Дт 73 Кт 94
Правильный ответ: в, г
автомобильном транспорте являются
а) работа машины
б) тонны перевезенного груза
в) тонно-километры
г) рабочие дни
Правильный ответ: а, г
Задание 25 (ответьте верно или неверно). Валовой прирост живой массы в молочном скотоводстве определяется с учетом живой массы павших животных (ПКС-4, ИД-1)
а) верно
б) неверно
Правильный ответ: б
Задание 26 (выберите несколько вариантов ответа). К техническим культурам относят (ПКС-4, ИД-1)
а) масличные – подсолнечник, клещевина, соя, горчица
б) многолетние и однолетние травы
в) прядильные культуры – лен-долгунец, канатник
г) сахарная свекла
Правильный ответ: в, г
Задание 27 (вставьте пропущенное слово). Обмер готового сенажа проводят через ______ дней после закладки сенажной массы в хранилище (ПКС-4, ИД-1)
Правильный ответ: 15-20 дней
Задание 28 (установите соответствие). Установите соответствие между технологическими группами и объектами калькуляции (ПКС-4, ИД-1)
1 Родительское стадо - а Суточный молодняк
2 Промышленное стадо- б Яйцо пищевое
3 Цех инкубации - в Племенное яйцо
4 Цех по выращиванию молодняка - г Прирост живой массы
Правильный ответ:1-в, 2-б, 3-а, 4 - г
Задание 29 (выберите один вариант ответа). Объектом калькулирования себестоимости в картофелеводстве являются (ПКС-4, ИД-1)
а) картофель
б) корнеплоды
в) клубни
г) кочаны
Правильный ответ: в
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 30. Общая сумма затрат на производство продукции садоводства – 20800 руб. Получено от урожая, ц: яблок – 200, вишни – 100, абрикосов – 20. Цена реализации 1 ц продукции (ПКС-4, ИД-1)
руб.: яблок – 40, вишни – 70, абрикосов – 60. Плановая себестоимость 1 ц продукции, руб.: яблок – 45, вишни – 72, абрикосов – 50.
3.1. Затраты на производство между несколькими видами продукции в садоводстве распределяются (ПКС-4, ИД-1)
а) пропорционально плановой себестоимости;
б) пропорционально удельному весу полученных видов продукции
в) согласно установленным коэффициентам
г) пропорционально стоимости продукции по ценам реализации
Правильный ответ: г
3.2. База распределения затрат в садоводстве определяется (ПКС-4, ИД-1)
а) Объем продукции каждого вида продукции умножается на плановую себестоимость;
б) Объем продукции каждого вида продукции умножается на цену реализации;
в) Общая сумма затрат на производство делится на общее количество полученного урожая
г) Определяется удельный вес каждого вида продукции
Правильный ответ: б
3.3. Составить калькуляцию себестоимости продукции в садоводстве (ПКС-4, ИД-1)
1. Сущность и задачи себестоимости и ее место в системе экономических показателей (ПКС-4)
2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством (ПКС-4)
3. Виды себестоимости и калькуляций (ПКС-4)
4. Калькуляция себестоимости и нормирование затрат на производство продукции (работ, услуг) (ПКС-4)
5. Понятие об объектах учета затрат, объектах калькуляции и калькуляционных единицах (ПКС-4)
6. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) (ПКС-4)
7. Периодичность и последовательность калькуляционных расчетов себестоимости продукции (работ, услуг) (ПКС-4)
8. Экономическое содержание управленческих и отложенных расходов (ПКС-4)
9. Учет и распределение общепроизводственных расходов (ПКС-4)
10. Учет и распределение общехозяйственных расходов (ПКС-4)
11. Учет и распределение расходов будущих периодов (ПКС-4)
12. Учет затрат и калькуляция себестоимости работ ремонтной мастерской (ПКС-4)
14. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции и услуг гужевого транспорта (ПКС-4)
15. Учет затрат и калькуляция себестоимости по электро-тепло, водоснабжению и прочим вспомогательным производствам (ПКС-4)
16. Учет затрат и калькуляция себестоимости услуг машинно-тракторного парка (ПКС-4)
17. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций (ПКС-4)
18. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции растениеводства (ПКС-4)
19. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции зерновых культур (ПКС-4)
20. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции технических культур (ПКС-4)
21. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции картофеля, овощей и бахчевых культур (ПКС-4)
22. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции кормовых культур, силоса и сенажа, витаминно-травяной муки (ПКС-4)
23. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений и цветоводства (ПКС-4)
24. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций себестоимости продукции животноводства (ПКС-4)
25. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции основного стада крупного рогатого скота молочного направления (ПКС-4)
26. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции молодняка крупного рогатого скота и взрослого скота на откорме (ПКС-4)
27. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции крупного рогатого скота мясного направления (ПКС-4)
28. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции свиноводства (ПКС-4)
29. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции овцеводства (ПКС-4)
30. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции пчеловодства (ПКС-4)
31. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции выращивания молодняка рабочего скота (ПКС-4)
32. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции кролиководства (ПКС-4)
33. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции звероводства (ПКС-4)
34. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции птицеводства (ПКС-4)
35. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции рыбоводства (ПКС-4)
36. Учет затрат и калькуляция себестоимости живой массы скота и птицы (ПКС-4)
37. Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции подсобных
промышленных производств (ПКС-4)
38. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции и услуг мельницы (ПКС-4)
39. Учет затрат и калькуляция себестоимости услуг и продукции лесопильного производства (ПКС-4)
40. Учет затрат и калькуляция себестоимости продукции от забоя скота (ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Общеметодологические принципы калькуляции себестоимости продукции
1. Сущность и задачи себестоимости и ее место в системе экономических показателей
2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
3. Виды себестоимости и калькуляций
4. Калькуляция себестоимости и нормирование затрат на производство продукции (работ, услуг)
5. Понятие об объектах учета затрат, объектах калькуляции и калькуляционных единицах
6. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)
7. Периодичность и последовательность калькуляционных расчетов себестоимости продукции (работ, услуг)
Тема. Учет управленческих и отложенных расходов
1. Экономическое содержание управленческих и отложенных расходов
2. Учет и распределение общепроизводственных расходов
3. Учет и распределение общехозяйственных расходов
4. Учет и распределение расходов будущих периодов
Тема. Калькуляция себестоимости работ, услуг вспомогательных производств
1. Калькуляция себестоимости работ ремонтной мастерской
2. Калькуляция себестоимости работ грузового автотранспорта
3. Калькуляция себестоимости продукции и услуг гужевого транспорта
4. Калькуляция себестоимости по электро-тепло, водоснабжению и прочим
вспомогательным производствам
5. Калькуляция себестоимости услуг машинно-тракторного парка
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
1. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций и общие принципы
калькулирования себестоимости продукции растениеводства
2. Калькуляция себестоимости продукции зерновых культур
3. Калькуляция себестоимости продукции технических культур
4. Калькуляция себестоимости продукции картофеля, овощей и бахчевых культур
5. Калькуляция себестоимости продукции кормовых культур, силоса и сенажа,
витаминно-травяной муки.
6. Калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений и цветоводства.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции животноводства
2. Калькуляция себестоимости продукции основного стада крупного рогатого скота молочного направления
3. Калькуляция себестоимости продукции молодняка крупного рогатого скота и взрослого
скота на откорме
4. Калькуляция себестоимости продукции крупного рогатого скота мясного направления
5. Калькуляция себестоимости продукции свиноводства
6. Калькуляция себестоимости продукции овцеводства
7. Калькуляция себестоимости продукции пчеловодства
8. Калькуляция себестоимости продукции выращивания молодняка рабочего скота
9. Калькуляция себестоимости продукции кролиководства
10. Калькуляция себестоимости продукции звероводства
11. Калькуляция себестоимости продукции птицеводства
12. Калькуляция себестоимости продукции рыбоводства
13. Калькуляция себестоимости живой массы скота и птицы
Тема. Калькуляция себестоимости продукции подсобных промышленных и обслуживающих производств
1. Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции подсобных
промышленных производств
2. Калькуляция себестоимости продукции и услуг мельницы
3. Калькуляция себестоимости услуг и продукции лесопильного производства
4. Калькуляция себестоимости продукции от забоя скота
Комплект заданий для практических работ
Тема. Калькуляция себестоимости работ, услуг вспомогательных производств
Задание 1. На основании исходных данных открыть в накопительной ведомости учета в
ремонтной мастерской аналитические счета на следующие заказы: ремонт автомашины ГАЗ-53,
инвентарный № 45; ремонт трактора МТЗ-80, инвентарный № 37, ремонт прочих машин и
оборудования; цеховые расходы. Записать в журнале факты хозяйственной жизни по счетам,
открытым в накопительной ведомости учета затрат в ремонтной мастерской. Определить и списать в
затраты ремонтных объектов цеховые расходы в нормативном размере. Составить ведомость
распределения цеховых расходов и произвести корректировку нормативного размера до фактических
сумм. Определить фактическую себестоимость ремонтируемых объектов в ремонтной мастерской.
Задание 2. На основании исходных данных определить корреспондирующие счета по фактам
хозяйственной жизни. Составить калькуляцию фактической себестоимости работ, выполненных
грузовым автотранспортом.
Задание 3. На основании исходных данных определить корреспондирующие счета по фактам
хозяйственной жизни. Распределить затраты по содержанию и эксплуатации машинно-тракторного
парка по потребителям услуг. Заполнить производственный отчет по вспомогательным
производствам, содержанию и эксплуатации машинно-тракторного парка. Исчислить фактическую
себестоимость единицы работ, выполненных машинно-тракторным парком.
Тема. Учет управленческих и отложенных расходов
Задание 1. На основании исходных данных определить корреспондирующие счета по фактам
хозяйственной жизни. На основании приведенных данных заполнить производственный отчет по
общепроизводственным и общехозяйственным расходам. Распределить общепроизводственные и
общехозяйственные расходы растениеводства по объектам учета затрат.
Задание 2. На основании исходных данных определить корреспондирующие счета по фактам
хозяйственной жизни. На основании приведенных данных заполнить производственный отчет по
общепроизводственным и общехозяйственным расходам. Распределить и списать
общехозяйственные расходы по объектам учета затрат.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
Задание 1. На основании исходных данных заполнить производственный отчет по
растениеводству. Исчислить фактическую себестоимость продукции озимой ржи.
Задание 2. Определить затраты, приходящиеся на выращивание овощей открытого грунта,
распределить затраты по видам культур. Исчислить фактическую себестоимость продукции
отдельных овощных культур. Определить и списать калькуляционные разницы между фактической и
плановой себестоимостью продукции отдельных овощных культур.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции животноводства
Задание 1. На основании приведенных данных заполнить производственный отчет по
животноводству. Исчислить фактическую себестоимость 1 центнера молока и 1 головы приплода
Задание 2. На основании приведенных данных заполнить производственный отчет по
животноводству. Рассчитать количество центнеров прироста живой массы телят до 8-ми месяцев.
Исчислить фактическую себестоимость 1 ц прироста, 1 ц живой массы телят до 8-ми месяцев и
одного теленка к моменту отъема. Определить стоимость выбывшего поголовья в течение года и
оставшегося в хозяйстве на конец года.
Задание 3. На основании приведенных данных заполнить производственный отчет по
животноводству. Рассчитать количество центнеров прироста живой массы поросят до двухмесячного
возраста. Исчислить фактическую себестоимость 1 ц прироста, 1 ц живой массы поросят до
двухмесячного возраста, а также себестоимость одной головы поросят-отъемышей. Определить
стоимость выбывшего поголовья в течение года и оставшегося в хозяйстве на конец года
года. Исчислить фактическую себестоимость 1 тыс. гол. суточных птенцов.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции подсобных промышленных и обслуживающих
производств
Задание 1. Составить калькуляцию фактической себестоимости 1ц размола зерна и 1ц муки.
Определить и списать калькуляционные разницы между фактической и плановой себестоимостью
муки. Заполнить производственный отчет по промышленным производствам.
Задание 2. Составить калькуляцию фактической себестоимости 1ц говядины и 1ц свинины.
Определить и списать калькуляционные разницы между фактической и плановой себестоимостью
продукции, полученной от забоя скота.
Кейс-задачи
Тема. Калькуляция себестоимости работ, услуг вспомогательных производств
Задание. По данным журнала учета затрат в ремонтно-механических мастерских затраты на
ремонт трактора составили 9200 руб., в том числе затраты на оплату труда – 3600 руб. Цеховые
расходы мастерской 4800 руб. В течение года цеховые расходы в плановой оценке были списаны в
сумме – 4200 руб. Плановый размер цеховых расходов ремонтной мастерской по отношению к
прямым расходам на оплату труда - 10%
1. (выберите один вариант ответа). Используя вышеприведенные условия определить суммы
отклонения на 1 руб. прямой заработной платы:
1) 0,1444 руб.
2) 0,1556 руб.
3) 0,1667 руб.
4) Нет правильного ответа
2. (выберите один вариант ответа). Сумму отклонения фактических цеховых расходов от
плановых по потребителям находят путем
1) умножения отклонения фактических цеховых затрат от плановых на 1 руб. прямой
заработной платы на базу распределения (прямую заработную плату рабочих)
2) деления отклонения фактических цеховых затрат от плановых на 1 руб. прямой
заработной платы на базу распределения (прямую заработную плату рабочих)
11
3) отклонение списывают общей суммой на счета затрат производства пропорционально
(прямой заработной плате рабочих)
4) отклонение не рассчитывают
3. Определить сумму фактических затрат по ремонту
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
Задание. Сумма общепроизводственных расходов растениеводства составила 17 000 руб.
Затраты на возделывание пшеницы составили – 45320 руб., ячменя – 21800 руб., озимой ржи – 31497
руб. Стоимость семенного материала соответственно – 5742 руб., 3551 руб., 4221 руб.
1. (выберите один вариант ответа). Базой для распределения общепроизводственных
расходов в растениеводстве является:
1) сумма всех затрат по возделыванию культур
2) сумма всех затрат по возделыванию культур с учетом стоимости семян и посадочного
материала
3) сумма всех затрат по возделыванию культур за вычетом стоимости семян и
посадочного материала
4) стоимость семян и посадочного материала
2. (выберите один вариант ответа). Коэффициент распределения общепроизводственных
расходов в растениеводстве находят:
1) путем деления общепроизводственных расходов на базу распределения
2) путем деления базы распределения на общепроизводственные расходы
3) путем умножения общепроизводственных расходов на базу распределения
4) путем умножения базы распределения на общепроизводственные расходы
3. Распределить общепроизводственные расходы на объекты учета затрат и составить
бухгалтерские записи по списанию затрат.
Задание. Общая сумма затрат на производство продукции садоводства – 20800 руб. Получено
от урожая, ц: яблок – 200, вишни – 100, абрикосов – 20. Цена реализации 1 ц продукции, руб.: яблок –
40, вишни – 70, абрикосов – 60. Плановая себестоимость 1 ц продукции, руб.: яблок – 45, вишни – 72,
абрикосов – 50.
1. (выберите один вариант ответа). Затраты на производство между несколькими видами
продукции в садоводстве распределяются:
5) Пропорционально плановой себестоимости;
6) Пропорционально удельному весу полученных видов продукции
7) Согласно установленным коэффициентам
8) Пропорционально стоимости продукции по ценам реализации
2. (выберите один вариант ответа). База распределения затрат в садоводстве определяется:
5) Объем продукции каждого вида продукции умножается на плановую себестоимость;
6) Объем продукции каждого вида продукции умножается на цену реализации;
урожая
8) Определяется удельный вес каждого вида продукции
3. Составить калькуляцию себестоимости продукции в садоводстве.
Задание 6. В организации получено: зерно кукурузы в массе початков – 24900 ц; стеблей –
67 000 ц. Затраты на выращивание и уборку составили 524000 руб., из них затраты на стебли – 73000
руб.
1. (выберите один вариант ответа). Физический вес зерна кукурузы корректируют на базисную
влажность зерна в початках, которая принимается в размере:
1) 10%
2) 22%
3) 20%
4) 12%
2. (выберите два варианта ответа). Используя вышеприведенные условия определить
физическую массу зерна, если выход зерна из початков – 65%, и массу сухого зерна, если
фактическая влажность – 23%.
1) 16185 ц
2) 6225 ц
3) 21912 ц
4) 14567 ц
3. Определить фактическую себестоимость 1 ц сухого зерна
Тема. Калькуляция себестоимости животноводства
Задание. Затраты на содержание молодняка крупного рогатого скота на откорме за год
составили 442975 руб. Стоимость павшего молодняка по плановой себестоимости живой массы –
6750 руб., стоимость навоза – 4730 руб. По данной бухгалтерской отчетности живая масса
молодняка на начало года составила 986 ц, живая масса поголовья на конец года - 1855 ц. В течение
12
года поступил приплод весом 171 ц, реализовано животных массой 846 ц, пало голов живой массой
19 ц.
1. (выберите один вариант ответа). Валовой прирост живой массы определяется следующим
образом:
1) масса поголовья животных на конец года плюс масса выбывшего поголовья минус
масса поступившего поголовья и приплода минус масса поголовья на начало год;
2) масса поголовья животных на конец года, включая павших животных минус масса
поступившего поголовья и приплода минус масса поголовья на начало год;
3) масса поголовья животных на конец года плюс масса выбывшего поголовья, включая
павших животных минус масса поступившего поголовья и приплода минус масса поголовья на начало
год
4) масса поголовья животных на начало года плюс масса поступившего поголовья и
приплода минус масса поголовья на конец года;
2. (выберите один вариант ответа). Определить прирост живой массы молодняка крупного
рогатого скота:
9) 3535 ц
10) 1544 ц
11) 1563 ц
12) 1525 ц
3. Определить фактическую себестоимость 1 ц прироста живой массы
Задание. Затраты на содержание 25 голов рабочего скота составили 27920 руб. Получено
побочной продукции на сумму – 1000 руб., приплода – 5 голов по плановой себестоимости 3 руб.
1. (выберите один вариант ответа). Общее количество кормо-дней в гужевом транспорте
определяется
1) среднегодовое поголовье рабочего скота умножают на 365 дней
2) среднегодовое поголовье приплода рабочего скота умножают на 365 дней
3) среднегодовое поголовье рабочего скота умножают на 220 дней
4) среднегодовое поголовье рабочего скота умножают на количество рабочих дней в
среднем на голову в год
2. (выберите два варианта ответа). К побочной продукции при расчете себестоимости 1
кормо-дня рабочего скота относится
1) приплод рабочего скота, навоз
2) шерсть-линька, конский волос
3) приплод, шерсть-линька, конский волос
4) навоз
3. Используя вышеприведенные условия рассчитать себестоимость 1 кормо-дня
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой
игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного
выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру
задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить
новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить
лекционный материал.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции животноводства
Задание. Подготовить доклады:
1. Калькуляция себестоимости продукции пчеловодства
2. Калькуляция себестоимости продукции кролиководства
3. Калькуляция себестоимости продукции звероводства
4. Калькуляция себестоимости продукции рыбоводства
Комплект заданий для деловой игры «Брейн ринг»
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап – Брейн ринг. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап -
Разбор игры преподавателем
Роли. Ведущий, эксперт, капитан команды, члены команды, члены команды болельщиков
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
Задание 1 (брейн-ринг)
1. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций и общие принципы
калькулирования себестоимости продукции растениеводства.
2. Калькуляция себестоимости продукции зерновых культур.
3. Калькуляция себестоимости продукции технических культур.
4. Калькуляция себестоимости продукции картофеля, овощей и бахчевых культур.
5. Калькуляция себестоимости продукции кормовых культур, силоса и сенажа,
витаминно-травяной муки.
6. Калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений и цветоводства.
Первый тур – ответить на вопросы:
1. Приведите определение категории «калькуляция»
2. Перечислите этапы подготовительных работ по составлению отчетной калькуляции
3. Вид затрат, состоящий из однородных расходов
4. Счет 20 по назначению и структуре является?
5. Что такое сопряженные виды продукции, приведите примеры?
6. Каков порядок расчета себестоимости по зерновой продукции в семеноводческих
организациях?
7. Какие способы калькуляции себестоимости применяют в учете?
8. Что такое побочная продукция, приведите примеры?
9. Каков порядок учета побочной продукции в картофелеводстве?
10. Какие документы оформляются при оприходовании овощей открытого грунта?
11. Перечислите объекты калькуляции продукции многолетних трав
12. Назовите коэффициенты перевода продукции однолетних трав в условную продукцию
13. Как оцениваются зерноотходы?
14. Какова методика калькуляции себестоимости силоса?
15. Какая база распределения затрат в овощеводстве закрытого грунта
16. Русская культура, называемая в народе «рубашка в поле»
17. Разница между плановой и фактической себестоимостью называется:
18. Выход продукции с 1 га площади
19. Как оцениваются остатки незавершенного производства
20. Назовите регистр аналитического учета затрат и выхода продукции
растениеводства
Второй тур – сформировать бухгалтерские проводки
1. Что означает проводка Дт 43 Кт 20-1
2. Составьте бухгалтерскую проводку по приведенной хозяйственной операции:
начислена заработная плата работникам свекловодческой бригады
3. Что означает проводка Дт 20-1 Кт 23-3
4. Составьте бухгалтерскую проводку: израсходованы семена кукурузы на посев
5. Составьте бухгалтерскую проводку «оказаны услуги сельскохозяйственной авиации
по обработке посевов средствами химической защиты растений»
6. Что означает бухгалтерская проводка Дт 20-1 Кт 25-1
7. Составьте бухгалтерскую проводку «начислена амортизация по зерновой сеялке» /
8. Что означает бухгалтерская проводка Дт 20-1 Кт 10-4
на растениеводство»
10. Составьте бухгалтерскую проводку «списаны затраты на выращивание
пастбищных кормов, скормленных на корню скоту»
11. Что означает проводка Дт 20-1 Кт 23-4
12. Составьте бухгалтерскую проводку «оприходовали зеленую массу для
приготовления сенажа
13. Что означает бухгалтерская проводка Дт 43-1 Кт 20-1
14. Составьте бухгалтерскую проводку «оприходована продукция садоводства»
15. Что означает бухгалтерская проводка Дт 20-1 Кт 10-2 «списаны удобрения
израсходованные в растениеводстве»
Третий тур - разгадать кроссворд
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Общеметодологические принципы калькуляции себестоимости продукции
1. Сущность и задачи себестоимости и ее место в системе экономических показателей.
2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством.
3. Виды себестоимости и калькуляций.
4. Калькуляция себестоимости и нормирование затрат на производство продукции
(работ, услуг).
5. Понятие об объектах учета затрат, объектах калькуляции и калькуляционных
единицах.
6. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг).
7. Периодичность и последовательность калькуляционных расчетов себестоимости
продукции (работ, услуг).
Тема. Учет управленческих и отложенных расходов
1. Экономическое содержание управленческих и отложенных расходов.
2. Учет и распределение общепроизводственных расходов.
3. Учет и распределение общехозяйственных расходов.
4. Учет и распределение расходов будущих периодов.
Тема. Калькуляция себестоимости работ, услуг вспомогательных производств
1. Калькуляция себестоимости работ ремонтной мастерской.
2. Калькуляция себестоимости работ грузового автотранспорта.
3. Калькуляция себестоимости продукции и услуг гужевого транспорта.
4. Калькуляция себестоимости по электро-тепло, водоснабжению и прочим
вспомогательным производствам.
5. Калькуляция себестоимости услуг машинно-тракторного парка.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
7. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций и общие принципы
калькулирования себестоимости продукции растениеводства.
8. Калькуляция себестоимости продукции зерновых культур.
9. Калькуляция себестоимости продукции технических культур.
10. Калькуляция себестоимости продукции картофеля, овощей и бахчевых культур.
11. Калькуляция себестоимости продукции кормовых культур, силоса и сенажа,
витаминно-травяной муки.
12. Калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений и цветоводства.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции животноводства
1. Подготовительные работы по составлению отчетных калькуляций себестоимости
продукции животноводства.
2. Калькуляция себестоимости продукции основного стада крупного рогатого скота
молочного направления.
3. Калькуляция себестоимости продукции молодняка крупного рогатого скота и взрослого
скота на откорме.
4. Калькуляция себестоимости продукции крупного рогатого скота мясного направления.
5. Калькуляция себестоимости продукции свиноводства.
6. Калькуляция себестоимости продукции овцеводства.
7. Калькуляция себестоимости продукции пчеловодства.
8. Калькуляция себестоимости продукции выращивания молодняка рабочего скота.
9. Калькуляция себестоимости продукции кролиководства.
10. Калькуляция себестоимости продукции звероводства.
11. Калькуляция себестоимости продукции птицеводства.
12. Калькуляция себестоимости продукции рыбоводства.
13. Калькуляция себестоимости живой массы скота и птицы.
Тема. Калькуляция себестоимости продукции подсобных промышленных и обслуживающих
производств
1. Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции подсобных
промышленных производств.
3. Калькуляция себестоимости услуг и продукции лесопильного производства.
4. Калькуляция себестоимости продукции от забоя скота.
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы по темам дисциплины
Тема. Общеметодологические принципы калькуляции себестоимости продукции
1. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством
2. Калькуляция себестоимости и нормирование затрат на производство продукции
(работ, услуг).
3. Периодичность и последовательность калькуляционных расчетов себестоимости
продукции (работ, услуг).
Тема. Калькуляция себестоимости работ, услуг вспомогательных производств
1. Калькуляция себестоимости по электро-тепло снабжению
2. Калькуляция себестоимости по водоснабжению и прочим вспомогательным
производствам.
3. Калькуляция себестоимости услуг машинно-тракторного парка.
Тема. Учет управленческих и отложенных расходов
1. Экономическое содержание управленческих и отложенных расходов
2. Учет и распределение расходов будущих периодов
Тема. Калькуляция себестоимости продукции растениеводства
1. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции растениеводства
2. Калькуляция себестоимости силоса и сенажа, витаминно-травяной муки
3. Калькуляция себестоимости продукции многолетних насаждений и цветоводства
Тема. Калькуляция себестоимости продукции животноводства
1. Калькуляция себестоимости продукции пчеловодства
2. Калькуляция себестоимости продукции звероводства
3. Калькуляция себестоимости продукции птицеводства
4. Калькуляция себестоимости продукции рыбоводства
Тема. Калькуляция себестоимости продукции подсобных промышленных и обслуживающих
производств
1. Методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции подсобных промышленных
производств.
Задание 3. Решить самостоятельно
1. На мельнице предприятия переработано в течение года – 8000 ц зерна. Фактические
затраты на эксплуатацию мельницы (без стоимости зерна) составили – 240000 руб. Фактическая
себестоимость зерна, переданного в переработку – 150500 руб. В результате размола получено
готовой продукции – 7900 ц муки и 100 ц мучной пыли (в оценке по цене использования в организации
на сумму 25000 руб.). Плановая себестоимость 1 ц муки 45 руб. Рассчитать фактическую
себестоимость 1 ц муки, определить и списать отклонение фактической себестоимости от плановой.
2. На пилораме в течение отчетного периода переработано 500 куб. м лесоматериала,
фактическая себестоимость которого 207750 руб. Затраты по эксплуатации лесопилки составили
84000 руб. выход продукции составил 420 куб. м пиломатериалов. Получено от распила 65 куб. м
горбыля и 15 куб. м опилок. Возможная цена реализации 1 куб. м горбыля – 270 руб., опилок – 80
руб. Определить фактическую себестоимость 1 куб. м пиломатериалов
3. По данным журнала учета затрат в ремонтно-механических мастерских затраты на ремонт
трактора составили 9200 руб., в том числе затраты на оплату труда – 3600 руб. Цеховые расходы
мастерской 4800 руб. В течение года цеховые расходы в плановой оценке были списаны в сумме –
4200 руб. Плановый размер цеховых расходов ремонтной мастерской по отношению к прямым
расходам на оплату труда - 10%. Определить сумму фактических затрат по ремонту
4. Затраты на содержание 25 голов рабочего скота составили 27920 руб. Получено побочной
продукции на сумму – 1000 руб., приплода – 5 голов по плановой себестоимости 3 руб. Используя
вышеприведенные условия рассчитать себестоимость 1 кормо-дня
5. Сумма общепроизводственных расходов растениеводства составила 17 000 руб. Затраты
на возделывание пшеницы составили – 45320 руб., ячменя – 21800 руб., озимой ржи – 31497 руб.
Стоимость семенного материала соответственно – 5742 руб., 3551 руб., 4221 руб. Распределить
общепроизводственные расходы на объекты учета затрат и составить бухгалтерские записи по
списанию затрат.
6. В организации получено: зерно кукурузы в массе початков – 24900 ц; стеблей – 67 000 ц.
Затраты на выращивание и уборку составили 524000 руб., из них затраты на стебли – 73000 руб.
Определить фактическую себестоимость 1 ц сухого зерна
7. На приготовление сенажа использовано 67000 ц зеленой массы клевера (фактическая
себестоимость 1 ц –13,20 руб.) и однолетних злаковых трав 45300 ц (фактическая себестоимость 1 ц
– 18,70 руб.). Расходы по сенажированию составили – 394100 руб. Убыль при ферментации сенажа –
15%. Плановая себестоимость 1 ц сенажа 140 руб. Рассчитать фактическую себестоимость 1 ц
сенажа, определить и списать отклонение фактической себестоимости от плановой.
8. В семеноводческом хозяйстве общая сумма затрат на производство семенного зерна
озимой пшеницы за вычетом стоимости побочной продукции и зерноотходов составила 4530074 руб.
Получено всего зерна 31650 ц, из них по видам, ц: семян суперэлиты – 4000, семян элиты – 6000,
семян I репродукции – 8500, семян II и III репродукции – 13150. Цена реализации 1 ц, руб.: семян
Определите фактическую себестоимость 1 ц зерна озимой пшеницы различных репродукций.
9. В инкубатор 22 декабря заложено 7000 шт. куриных яиц. Плановая себестоимость цыпленка
– 0,8 руб. Определить стоимость незавершенного производства в инкубаторе
10. Затраты на содержание молодняка крупного рогатого скота на откорме за год составили
442975 руб. Стоимость павшего молодняка по плановой себестоимости живой массы – 6750 руб.,
стоимость навоза – 4730 руб. По данной бухгалтерской отчетности живая масса молодняка на
начало года составила 986 ц, живая масса поголовья на конец года - 1855 ц. В течение года поступил
приплод весом 171 ц, реализовано животных массой 846 ц, пало голов живой массой 19 ц.
Определить фактическую себестоимость 1 ц прироста живой массы
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п