учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков в области бухгалтерской финансовой отчетности;
- развитие знаний, умений, навыков по сбору и обработке данных для составления форм бухгалтерской отчетности, анализу и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иной информации;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области бухгалтерской финансовой отчетности для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов.
ПКС-4: Способен к организации и управлению процессом ведения бухгалтерского учета и отчетности в экономическом субъекте;
ИД-2. Формирует профессиональное суждение при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
отчетности в РФ
отчету о финансовых результатах
финансовых результатах
(финансовой) отчетности в РФ
результатах
балансу и отчету о финансовых
результатах
финансовых результатах
отчетности в РФ
отчету о финансовых результатах
финансовых результатах
2.Методические указания, вопросы и задания для лабораторных занятий по дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчетность и ее аналитические возможности". Модуль 1. "Бухгалтерская финансовая отчетность" [Электронный ресурс] / А. Н. Гомбоева, М. У. Базарова ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Экономический факультет, Каф. "Бухгалтерского учета и аудита". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 36 с. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
3. Методические указания, вопросы и задания для лабораторных занятий по дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчетность и ее аналитические возможности". Модуль II "Анализ бухгалтерской финансовой отчетности" [Электронный ресурс] / М. У. Базарова, А. Н. Гомбоева ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Экономический факультет, Каф. "Бухгалтерского учета и аудита". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 33 с. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
4. Методические указания, вопросы и задания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Бухгалтерская финансовая отчетность и ее аналитические возможности" [Электронный ресурс] / А. Н. Гомбоева, М. У. Базарова ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Экономический факультет, Каф. "Бухгалтерского учета и аудита". - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 52 с. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для практических работ
3. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
4. Кейс-задачи
5. Комплект заданий для ролевой игры
6. Комплект заданий для деловой игры «Брейн-ринг»
7. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
8. Комплект тестовых заданий
Бухгалтерская финансовая отчетность
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.11 Бухгалтерская финансовая отчетность
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (– выберите один вариант ответа). По назначению отчетность подразделяется (ПКС-4, ИД-2)
1) годовая и промежуточная
2) внешняя и внутренняя
3) сводная и консолидированная
4) финансовая и статистическая
Правильный ответ: 2
Задание 2 (– выберите один вариант ответа). Первым отчетным годом для организаций, созданных после 30 сентября, считается (ПКС-4, ИД-2)
1) период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно
2) период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации включительно
3) 12 полных месяцев от даты государственной регистрации юридического лица
4) период с 1 января по 31 декабря текущего года
Правильный ответ: 2
Задание 3 (–выберите один вариант ответа). При составлении форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в основном используются (ПКС-4, ИД-2)
1) данные Главной книги (при ручном способе составления финансовой отчетности)
2) данные оперативного и статистического учета
3) данные финансового, управленческого учета
Правильный ответ: 4
Задание 4 (–выберите один вариант ответа). Бухгалтерский баланс, в котором отсутствуют регулирующие статьи, называется (ПКС-4, ИД-2)
1) баланс-брутто;
2) сальдовый баланс
3) баланс-нетто;
4) вступительный баланс
Правильный ответ: 1
Задание 5 (–выберите один вариант ответа). Оборот по Кт 90-1 за вычетом оборота по Дт90-3, 90-4, 90-5 формирует (ПКС-4, ИД-2)
1) себестоимость продаж
2) валовую прибыль (убыток)
3) Прибыль (убыток) от продаж
4) выручку
Правильный ответ: 4
Задание 6 (–выберите один вариант ответа). К какому виду деятельности для целей составления Отчета о движении денежных средств относится поступление денежных средств от продажи готовой продукции (ПКС-4, ИД-2)
1) к финансовой деятельности,
2) к инвестиционной деятельности
3) к текущей деятельности.
4) к операционной деятельности
Правильный ответ: 3
Задание 7 (–выберите один вариант ответа). Пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах – это (ПКС-4, ИД-2)
1) Форма бухгалтерской отчетности
2) Аналитическая часть бухгалтерской отчетности
3) Форма статистической отчетности
4) Часть управленческой отчетности
Правильный ответ: 1
Задание 8 (–выберите один вариант ответа). По счетам расчетов в отчетности отражаем (ПКС-4, ИД-2)
1) свернутое сальдо;
2) по усмотрению организации
3) дебетовые и кредитовые обороты
4) развернутое сальдо
Правильный ответ: 4
Задание 9 (–выберите один вариант ответа). Резерв под обесценение финансовых вложений в бухгалтерском балансе (ПКС-4, ИД-2)
1) отражается в разделе «Капитал и резервы»;
2) вычитается из учетной стоимости финансовых вложений
3) вычитается из рыночной стоимости финансовых вложений
4) отражается по отдельной строке баланса
Правильный ответ: 2
Задание 10 (–выберите один вариант ответа). Деловая репутация фирмы не возникает (ПКС-4, ИД-2)
1) при объединении компаний путем покупки.
2) при объединении компаний путем слияния.
3) при объединении компаний путем покупки и слияния
4) при объединении путем выкупа акций
Правильный ответ: 4
Задание 11 (–выберите один вариант ответа). Показатель «Базовая прибыль (убыток) на акцию» в отчете о финансовых результатах рассчитывают (ПКС-4, ИД-2)
1) все организации
2) общества с ограниченной ответственностью
3) акционерные общества
4) индивидуальные предприниматели
Правильный ответ: 3
Задание 12 (–выберите один вариант ответа). Бухгалтерская отчётность организации (ПКС-4, ИД-2)
1) включает показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений
2) включает показатели представительств и иных подразделений, за исключением филиалов
3) не содержит показатели филиалов, представительств и иных подразделений
4) включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения
Правильный ответ: 4
Задание 13 (–выберите один вариант ответа). Для заполнения показателей «Прочие доходы» и «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах используются счета (ПКС-4, ИД-2)
1) 91
2) 91,99
4) 90, 91, 99
Правильный ответ: 2
Задание 14 (–выберите один вариант ответа). Оборот по дебету счета 80 «Уставный капитал» означает (ПКС-4, ИД-2)
1) увеличение уставного капитала
2) уменьшение уставного капитала
3) погашение задолженности учредителей
4) отсутствие операций по счету
Правильный ответ: 2
Задание 15 (–выберите один вариант ответа). Для заполнения Отчета о движении денежных средств используются данные по счетам (ПКС-4, ИД-2)
1) 50, 51, 52, 55, 57
2) 50, 51, 52, 55, 57, 58, 76
3) 50, 51, 52, 55
4) 50, 51, 52
Правильный ответ: 3
Задание 16 (–выберите один вариант ответа). В каком разделе Бухгалтерского баланса отражаются оценочные обязательства (ПКС-4, ИД-2)
1) в разделе III «Капитал и резервы».
2) не отражаются в Бухгалтерском балансе.
3) в разделе V «Краткосрочные обязательства»
4) в разделе IV «Долгосрочные обязательства»
Правильный ответ: 2
Задание 17 (–выберите один вариант ответа). К событиям после отчетной даты, свидетельствующим о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, относятся (ПКС-4, ИД-2)
1) Обнаруженные до отчетной даты существенные ошибки в бухгалтерском учете, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период.
2) Дорогостоящие ремонтные работы
3) Объявление дивидендов дочерними и зависимыми обществами за периоды, предшествующие отчетной дате.
4) Искажения в отчетности
Правильный ответ: 3
Задание 18 (–выберите один вариант ответа). Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее (ПКС-4, ИД-2)
1) 90 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность
2) 180 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность
3) 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность
4) 140 дней после окончания года
Правильный ответ: 3
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 19 (–выберите два варианта ответа). Актив баланса состоит из разделов (ПКС-4, ИД-2)
1) основные средства
2) оборотные активы
3) капитал и резервы
4) внеоборотные активы
Правильный ответ: 2,4
Задание 20 (–выберите несколько вариантов ответа). В состав промежуточной отчетности включаются (ПКС-4, ИД-2)
Варианты ответов:
1) бухгалтерский баланс
2) отчет о финансовых результатах
3) отчет о движении капитала
4) отчет о движении денежных средств
Правильный ответ: 1,2
Задание 21 (–выберите два варианта ответа). Финансовый результат экономического субъекта состоит из следующих элементов (ПКС-4, ИД-2)
1) прибылей (убытков) от обычного вида деятельности
2) дооценки активов
3) прочих доходов и расходов
4) чрезвычайных доходов и расходов
Правильный ответ: 1,3
Задание 22 (–установите соответствие).Установите соответствие между сферами деятельности в форме «Отчет о движении денежных средств» и относящимися к ним хозяйственными операциями (ПКС-4, ИД-2)
1. Текущая деятельность 1. Поступление кредитов и займов
2. Инвестиционная деятельность 2. Поступление денежных средств от покупателей продукции
3. Финансовая деятельность 3. Приобретение ценных бумаг
Правильный ответ: 31-2, 2-3, 3-1
Задание 23 (– вставьте пропущенное слово).Прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности до налогообложения за отчетный период равна 250000 руб. Чему равен налог на прибыль? (ПКС-4, ИД-2)
Правильный ответ: 62500
1) 1,2,3,4
2) 4,2,3,1
3) 1,3,2,4
4) 2,3,4,1
Правильный ответ: 4
Задание 25 (– вставьте пропущенное слово).Раскрытие причин изменения учетной политики в течение отчетного года производится в ____________ порядке (ПКС-4, ИД-2)
Правильный ответ: обязательном
Задание 26 (–выберите несколько вариантов ответа). В соответствии с ФСБУ 4/2023 бухгалтерская отчетность должна давать____________ представление о финансовом положении организации (ПКС-4, ИД-2)
1) непротиворечивое
2) достоверное
3) единое
4) полное
Правильный ответ: 2
Задание 27 (–выберите несколько вариантов ответа). Операционный или географический сегмент является отчетным, если при этом выполняется одно из следующих условий (ПКС-4, ИД-2)
1) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки всех сегментов
2) финансовый результат деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов
3) активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов
4) обязательства сегмента составляют не менее 10% суммарных обязательств всех сегментов.
Правильный ответ: 1,2,3
Задание 28 (–выберите несколько вариантов ответа).По каждому условному обязательству в бухгалтерской отчетности раскрывается, как минимум, следующая информация (ПКС-4, ИД-2)
1) характер условного обязательства
2) оценочное значение или диапазон оценочных значений условного обязательства, если они поддаются определению;
3) неопределенности, существующие в отношении срока исполнения и (или) величины обязательства;
4) сумма оценочного обязательства, признанная в отчетном периоде;
Правильный ответ: 3,4
Блок 3.(тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Кейс - задание
Задание 29. Сумма выручки от продажи продукции в организации составила за отчетный период 354 000 руб. ( в том числе НДС) (ПКС-4, ИД-2)
29.1. (–выберите два варианта ответа). В отчете о финансовых результатах по статье выручка отражается:
1) выручка от продажи за минусом НДС
2) выручка от продажи, в т.ч. НДС
3) доход по обычным видам деятельности и прочие доходы
4) прибыль по обычным видам деятельности
Правильный ответ: 1,2
29.2. Определите сумму налога на добавленную стоимость (ПКС-4, ИД-2)
1) 54200 руб.
2) 59000 руб.
3) 63720
4) 54000 руб.
Правильный ответ: 2
29.3. На основании вышеприведенных данных заполнить соответствующие строки в отчете о финансовых результатах (ПКС-4, ИД-2)
Задание 30. В организации на балансе организации числятся: основные средства – 455000 руб., нематериальные активы – 125000 руб., запасы – 50 000 руб., дебиторская задолженность – 120 000 руб., денежные средства – 10 000 руб., уставный капитал – 500 000 руб., нераспределенная прибыль – 130 000 руб., кредиторская задолженность – 110 000 руб., доходы будущих периодов – 20 000 руб.
30.1. (–выберите один вариант ответа). Показатель «чистые активы» отражается в следующей форме отчетности (ПКС-4, ИД-2)
1) отчет о финансовых результатов
2) отчет об изменениях капитала
3) отчет о целевом использовании средств
4) бухгалтерский баланс
Правильный ответ: 2
30.2. (–выберите два варианта ответа).Чистые активы (собственные средства) - это все активы организации за вычетом всех обязательств организации. (ПКС-4, ИД-2)
1) это пассивы организации за вычетов всех обязательств организации
3) это все активы организации с учетом всех обязательств организации
4) это величина задолженности организации своим владельцам (акционерам, участникам, пайщикам и т.д.)
Правильный ответ: 2
30.3. Рассчитать стоимость чистых активов организации на основании вышеприведенных данных. (ПКС-4, ИД-2)
Тема. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
1. Сущность, виды бухгалтерской отчетности
2. Пользователи бухгалтерской отчетности
3. Общие требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерской отчетности в рыночной экономике
4. Качественные характеристики отчетных форм
5. Элементы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое положение организации и ее финансовые результаты
6. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России
7. Состав бухгалтерской отчетности в международной и российской практике
8. Порядок, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности
9. Публичность бухгалтерской отчетности
10. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности
11. Виды искажений бухгалтерской отчетности
12. Влияние ошибок на содержание отчетных форм
13. Аудит бухгалтерской отчетности
Тема. Бухгалтерский баланс
1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.
2. Состав и классификация статей актива
3. Состав и классификация статей пассива
4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о финансовых результата
5. Виды и формы бухгалтерских балансов
6. Методы оценки отдельных статей баланса
7. Техника составления бухгалтерского баланса
8. Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из главной книги и других учетных регистров
9. Раскрытие в балансе справочной информации
10. Сущность вуалирования и фальсификации бухгалтерских балансов
Тема. Отчет о финансовых результатах
1. Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах в рыночной экономике
2. Показатели отчета о финансовых результатах, порядок их формирования и отражения в учетных регистрах и форме отчета
3. Определение понятий: выручка, доходы, прибыль, убыток, расходы, себестоимость продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, нераспределенная прибыль и др.
4. Порядок формирования и отражения отчетных данных о текущем налоге на прибыль и
чистой прибыли (непокрытом убытке)
5. Раскрытие информации о базовой и разводненной прибыли на одну акцию в акционерных обществах
Тема. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
1. Состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
2. Форматы отчета об изменениях капитала в международной практике.
3. Структура и содержание статей российского отчета об изменениях капитала.
4. Техника формирования показателей разделов отчета об изменении капитала.
5. Чистые активы: понятие и порядок их исчисления.
6. Назначение отчета о движении денежных средств
7. Модели составления отчета о движении денежных средств в международной практике.
8. Сравнительная характеристика прямого и косвенного методов составления отчета.
9. Показатели отчета о движении денежных средств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
10. Взаимосвязь отчета с балансом и отчетом о финансовых результатов.
Тема. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
1. Назначение и состав пояснений (примечаний) к бухгалтерской отчетности.
2. Состав примечаний и требования к их раскрытию в бухгалтерской отчетности в международной практике.
3. Разделы пояснений.
4. Порядок отражения информации о важнейших отчетных показателях по видам
деятельности и географическим рынкам сбыта.
5. Сопутствующая финансовая и прочая информация исходя из требования
законодательства или фондовых бирж.
Комплект заданий для практических работ
Задание 1. На основании исходных данных для выполнения задания
1. Указать в журнале регистрации хозяйственных операций корреспонденцию счетов.
2. Составить шахматную ведомость в программе Exсel
4. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам в программе Exсel:
5. Сформировать баланс на начало и конец отчетного периода в программе Exсel.
Тема. Отчет о финансовых результатах
Задание 1. На основании исходных данных задачи 1 темы «Бухгалтерский баланс» и ее решения сформировать отчет о финансовых результатах на начало и конец отчетного периода в программе Exсel.
Тема. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание 1. На основании исходных данных задачи 1 темы «Бухгалтерский баланс» и ее решения сформировать отчет о движении денежных средств в программе Exсel.
Задание 2. Составить отчет об изменениях капитала за отчетный период, используя пакеты прикладных программ MS Excel.
Тема. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание 1. Составить пояснения к балансу за отчетный период используя пакеты прикладных
программ MS Excel
Кейс-задачи
Тема. Бухгалтерский баланс
Задание 1. На начало отчетного периода на балансе организации учитывается следующее имущество: автомобиль грузовой – 300 000, молодняк животных – 86 000, программа «1С Бухгалтерия» - 25 300, акции – 54 000, незавершенное строительство -112 000, амортизация
основных средств – 28 000, линии электропередач – 15 000, патент – 8000, амортизация нематериальных активов – 12000.
Установить соответствие между показателями и их местонахождением по статьям баланса
1. Основные средства 1. Базы данных
2. Нематериальные активы 2. Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования
3. Финансовые вложения 3. Буровые установки
4. Материальные поисковые активы 4. Многолетние насаждения
Тема. Отчет о финансовых результатах
Задание 2. Сумма выручки от продажи продукции в организации составила за отчетный
период 35400 руб. (в том числе НДС).
В отчете о финансовых результатах по статье выручка отражается (выберите два варианта
ответа):
1) выручка от продажи за минусом НДС
2) выручка от продажи, в т.ч. НДС
3) доход по обычным видам деятельности и прочие доходы
4) прибыль по обычным видам деятельности
Определить сумму налога на добавленную стоимость
1) 54200 руб.
2) 59000 руб.
3) 63720
4) 54000 руб.
На основании вышеприведенных данных заполнить соответствующие строки в отчете о финансовых результатах.
Задание 3. По данным отчетности в организации чистая прибыль (убыток) составляет 9723
руб. количество акций на 01.01.12 - 1000, на 01.03.12 - 880, на 31.12.12 – 760.
Информацию о базовой прибыли (убытке) на акцию рассчитывают:
1) акционерные общества
2) общества с ограниченной ответственностью
3) сельскохозяйственные производственные кооперативы
4) государственные и муниципальные унитарные предприятия
Для определения показателя базовой прибыли (убытка) на акцию используются показатели:
а) базовая прибыль (убыток) отчетного периода; среднегодовое количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода
б) чистая прибыль (убыток) отчетного периода; средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода
в) базовая прибыль (убыток) отчетного периода; средневзвешенное количество привилегированных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода
г) базовая прибыль (убыток) отчетного периода; средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода
На основании вышеприведенных данных рассчитать базовую прибыль (убыток) на акцию
Тема. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание 4. По данным отчетности в организации произошли следующие операции: зачислены краткосрочные кредиты – 60000, поступила арендная плата – 10 000, приобретены основные средства – 98000, поступила выручка от продажи готовой продукции – 117 000, выплачена заработная плата работникам – 64000, перечислен налог на прибыль – 19200.
Отчет о движении денежных средств составляется за:
1) период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду
3) учетный период
4) отчетный период
Установить соответствие между сферами деятельности в форме «Отчет о движении денежных средств» и относящимися к ним хозяйственными операциями
1. Денежные потоки от текущих операций 1. Поступление кредитов и займов
2. Денежные потоки от инвестиционных операций
2. Поступление денежных средств от покупателей продукции
3. Денежные потоки от финансовых операций 3. Платежи в связи с приобретением ценных бумаг
Составить отчет о движении денежных средств по разделу «Денежные потоки от текущих операций».
Задание 5. В организации на балансе организации числятся: основные средства – 455000 руб., нематериальные активы – 125000 руб., запасы – 50 000 руб., дебиторская задолженность – 120 000 руб., денежные средства – 10 000 руб., уставный капитал – 500 000 руб., нераспределенная прибыль – 130 000 руб., кредиторская задолженность – 110 000 руб., доходы будущих периодов – 20 000 руб.
Показатель «чистые активы» отражается в следующей форме отчетности
1) отчет о финансовых результатов
2) отчет об изменениях капитала
3) отчет о целевом использовании средств
4) бухгалтерский баланс
Чистые активы (собственные средства) - это все активы организации за вычетом всех это пассивы организации за вычетом всех обязательств организации
1) это все активы организации за вычетом всех обязательств организации.
2) это все активы организации с учетом всех обязательств организации
3) это величина задолженности организации своим владельцам (акционерам,
участникам, пайщикам и т.д.)
Рассчитать стоимость чистых активов организации на основании вышеприведенных данных
Комплект заданий для ролевой игры
Тема: Бухгалтерский баланс
Концепция игры.
Роли. Ведущий, банкир, аудитор, руководитель организации, бухгалтер, сотрудники
организаций
Задания. Выполнить тестовые задания, карточки-задания, решить кроссворды.
Ожидаемые результаты. Научить отражать факты хозяйственной жизни на основе
предлагаемых ситуаций; выработать умение вести аукцион; отработать процедуру задавания
вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые
формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный
материал.
Комплект заданий для деловой игры «Брейн ринг»
Тема: Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей
и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап – Брейн ринг. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап -
Разбор игры преподавателем
Роли. Ведущий, эксперт, капитан команды, члены команды, члены команды болельщиков
Задание 1 (брейн-ринг)
Первый тур – ответить на вопросы:
1. В чем сущность бухгалтерской отчетности?
2. Перечислите формы бухгалтерской отчетности?
3. Какие основные требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?
4. За какие периоды составляют бухгалтерскую отчетность?
5. Кому и в какие сроки представляется бухгалтерская отчетность в обязательном порядке?
6. Дать характеристику многоуровневой системы нормативного регулирования правил составления бухгалтерской отчетности.
7. Перечислите виды отчетностей, которые должны составлять организации.
8. На какие виды подразделяется отчетность по периодам времени и по степени обобщения данных.
9. Назовите главные причины необходимости разработки и признания МСФО.
10. Каковы отличительные особенности бухгалтерской отчетности:
11. Отчетность считается сопоставимой, если в ней:
12. Чем обусловлена потребность гармонизации учета и подходов к составлению финансовой отчетности на международном уровне
13. Каким основополагающим принципом бухгалтерского учета вызвана необходимость составления бухгалтерской (финансовой) отчетности?
14. Какие качественные критерии должны быть обеспечены составителями бухгалтерской отчетности?
15. Ответственность за организацию ведения бухгалтерского финансового учета и составления отчетности несут:
17. В какие сроки бухгалтерская отчетность представляется территориальным органам государственного управления
18. Числовые показатели, представляемые в отчетных формах, должны быть приведены:
Второй тур – сформировать бухгалтерские проводки
1. Что означает проводка Дт 90-9 Кт 99
2. Составьте бухгалтерскую проводку начислены дивиденды по привилегированным акциям
3. Что означает проводка Дт 84 Кт 82
4. Составьте бухгалтерскую проводку: выкуплены собственные акции для последующей перепродажи
5. Составьте бухгалтерскую проводку сформирован уставный капитал
6. Что означает бухгалтерская проводка Дт 26 Кт 96
7. Составьте бухгалтерскую проводку начислен текущий налог на прибыль
8. Что означает бухгалтерская проводка Дт 99 Кт 77
9. Составьте бухгалтерскую проводку «часть общехозяйственных расходов списана на продажу»
10. Составьте бухгалтерскую проводку «списаны коммерческие расходы на продажу»
11. Что означает проводка Дт 90 Кт 43
12. Составьте бухгалтерскую проводку «оприходовали зеленую массу для приготовления сенажа
13. Что означает бухгалтерская проводка Дт 44 Кт 10
14. Составьте бухгалтерскую проводку «отражена выручка от продажи»
15. Что означает бухгалтерская проводка Дт 76 Кт 91-1
1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ
1. Пользователи бухгалтерской отчетности
2. Элементы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое положение организации и ее финансовые результаты
3. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России
4. Виды искажений бухгалтерской отчетности
5. Какое влияние оказывают допущенные ошибки на содержание бухгалтерской отчетности?
6. Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Тема. Бухгалтерский баланс
1. Принципы построения баланса.
2. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о финансовых результатах.
3. Оценка отдельных статей баланса
4. Как влияет оценка статей баланса на достоверность отчетности?
5. Особенности оценки статей баланса в условиях инфляции
6. Порядок раскрытия справочной информации в балансе
7. Понятия: вуалирование и фальсификация баланса
Тема. Отчет о финансовых результатах
1. Схемы построения отчета о финансовых результатах в международной практике
2. Основы определения финансового результата в отчете о финансовых результатах.
3. Показатели отчета о финансовых результатах
4. Порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах и отражения в учетных регистрах
5. Взаимосвязь отчета о финансовых результатах с налоговой декларацией
Тема. Приложения к балансу и отчету о финансовых результатах
1. Отчет о целевом использовании полученных средств
2. Форматы отчета об изменениях капитала в международной практике
3. Основные подходы к пониманию сущностной трактовки понятия «капитал»
4. Понятие капитала, его виды
5. Понятие чистых активов и порядок их исчисления
6. Модели формирвоания отчета о движении денежных средств в международной практике
7. Взаимосвязь отчета о движении денежных средств с бухгалтерским балансом и
отчетом о финансовых результатов
Тема. Пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах
1. Раскройте состав примечаний к бухгалтерской отчетности
2. Раскройте требования к раскрытию примечаний в бухгалтерской отчетности
3. Требования существенности, сопоставимости и нейтральности.
4. Существенные статьи финансовой отчетности, порядок их расчета
5. Как обеспечивается сопоставимость за отчетный и предшествующие ему годы
6. Что такое сопутствующая финансовая и прочая информация в соотвествии с нормативными актами или фондовымыи биржами
Задание 2. Изучить самостоятельно вопросы
Тема. Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
1. Сущность, виды бухгалтерской отчетности
2. Пользователи бухгалтерской отчетности
3. Общие требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерской отчетности в рыночной экономике
4. Качественные характеристики отчетных форм
5. Элементы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое положение организации и ее финансовые
6. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России
7. Состав бухгалтерской отчетности в международной и российской практике
8. Порядок, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности
9. Публичность бухгалтерской отчетности
10. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности
11. Виды искажений бухгалтерской отчетности
12. Влияние ошибок на содержание отчетных форм
13. Аудит бухгалтерской отчетности
Тема. Бухгалтерский баланс
13. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.
14. Состав и классификация статей актива
15. Состав и классификация статей пассива
16. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о финансовых результата
17. Виды и формы бухгалтерских балансов
18. Методы оценки отдельных статей баланса
19. Техника составления бухгалтерского баланса
20. Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из главной книги и
других учетных регистров
21. Раскрытие в балансе справочной информации
22. Сущность вуалирования и фальсификации бухгалтерских балансов
Тема. Отчет о финансовых результатах
23. Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах в рыночной экономике
24. Показатели отчета о финансовых результатах, порядок их формирования и отражения в учетных регистрах и форме отчета
25. Определение понятий: выручка, доходы, прибыль, убыток, расходы, себестоимость продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, нераспределенная прибыль и др.
26. Порядок формирования и отражения отчетных данных о текущем налоге на прибыль и чистой прибыли (непокрытом убытке)
27. Раскрытие информации о базовой и разводненной прибыли на одну акцию в акционерных обществах
Тема. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
28. Состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
29. Форматы отчета об изменениях капитала в международной практике.
30. Структура и содержание статей российского отчета об изменениях капитала.
31. Техника формирования показателей разделов отчета об изменении капитала.
32. Чистые активы: понятие и порядок их исчисления.
33. Назначение отчета о движении денежных средств
34. Модели составления отчета о движении денежных средств в международной практике.
35. Сравнительная характеристика прямого и косвенного методов составления отчета.
36. Показатели отчета о движении денежных средств в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
37. Взаимосвязь отчета с балансом и отчетом о финансовых результатов.
Тема. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
38. Назначение и состав пояснений (примечаний) к бухгалтерской отчетности.
39. Состав примечаний и требования к их раскрытию в бухгалтерской отчетности в международной практике.
40. Разделы пояснений.
41. Порядок отражения информации о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическими рынкам сбыта.
42. Сопутствующая финансовая и прочая информация исходя из требования законодательства или фондовых бирж.
Задание. Решить самостоятельно задания
Тема. Бухгалтерский баланс
Задание. На основе данных сальдо по счетам бухгалтерского учета составьте бухгалтерский
баланс СПК «Искра».
Тема. Отчет о финансовых результатах
Задание. Составьте соответствующие разделы формы «Отчет о финансовых результатах» исходя из следующих данных. В отчетном периоде ООО «Искра реализована готовая продукция в количестве 150 ц. по цене 2832 руб. за 1 ц. Прямые затраты на производство единицы готовой продукции составили - 1200 руб. за 1 ц., общая сумма общепроизводственных расходов - 27 600 руб., сумма общехозяйственных расходов - 52 000 руб., сумма расходов на продажу - 16 200 руб.
Задание. Составьте отчет о финансовых результатах исходя из следующих данных. В ООО «Искра» реализовано продукции сумму 11 210 тыс. руб. (в том числе НДС -18%.) Себестоимость проданной продукции составила 7 250 тыс. руб. Расходы на продажу - 960 тыс. руб. В ООО «Искра» прочие доходы составили: полученные проценты по облигациям – 26 тыс. руб.; оплата за сданное в аренду помещение - 85 тыс. руб.; положительная курсовая разница – 3 тыс. руб. Прочие расходы составили: образован резерв по сомнительным долгам - 10 тыс. руб., списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности - 340 тыс. руб.
Задание. Рассчитать отложенные налоги, исходя из следующих данных. Бухгалтерская прибыль отчетного года составила 604 тыс.руб. За отчетный период в организации возникли следующие различия между данными бухгалтерского и налогового учета: амортизация по основным средствам в налоговом учете составила 25 тыс. руб., в
Задание. Составьте отчет о финансовых результатах, исходя из следующих данных.
Предметом деятельности организации является продажа готовой продукции и сдача в аренду помещений. За отчетный период организация получила следующие показатели деятельности: выручка от продажи продукции - 761 тыс. руб. (в том числе НДС - 18%), себестоимость продукции - 465 тыс. руб., расходы на продажу - 85 тыс. руб.; выручка от сдачи в аренду - 112 тыс. руб. (в том числе НДС-18%) расходы, связанные с арендованным имуществом, - 51 тыс. руб.; доход по депозитному вкладу – 2 тыс. руб.; доход по акциям других организаций - 24 тыс. руб.; дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности - 12 тыс. руб.; получено основное средство по договору дарения (остаточная стоимость - 245 тыс. руб., рыночная стоимость - 302 тыс. руб. у
организации имеются 50 акций, котирующиеся на бирже (учетная стоимость акций - 260 руб., рыночная стоимость - 310 руб., курсовые разницы составили (положительные – 1 тыс. руб., отрицательные - 700 руб.).
Задание. Рассчитайте базовую прибыль (убыток) на акцию и разводненную прибыль (убыток) на акцию по следующим данным. Нераспределенная прибыль года - 640 тыс. руб. Дивиденды по
привилегированным акциям, начисленные за год - 60 тыс. руб. По состоянию на 1 января в АО числилось 580 обыкновенных акций. В мае общество разместило 50 акций, а в ноябре обществом выкуплено у акционеров 80 акций. В отчетном году АО реализовали 200 акций по цене 1000 руб. за одну акцию, рыночная стоимость акций - 1350 руб.
Тема. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание. Определите величину чистых активов предварительно составив бухгалтерский баланс организации на 31 декабря 200_ г, по исходным данным.
Задание. Сгруппируйте приведенные в таблице виды поступлений и выбытия денежных средств в целях составления отчета о движении денежных средств по следующим видам деятельности: текущая; инвестиционная; финансовая
Тема. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Задание. Отразить факты хозяйственной жизни и заполнить раздел пояснения к бухгалтерскому балансу «Нематериальные активы». Исходные данные: В прошлом году организацией были приобретены исключительные права на изобретение. Первоначальная стоимость права на изобретение составила - 150 000 руб. На начало отчетного года сумма начисленной амортизации по НМА составила - 16 000 руб. В течение отчетного года по нему начислена амортизация в сумме 24 000 руб. В отчетном году организация зарегистрировала товарный знак, расходы на оформление составили 50 000 руб. Сумма начисленной амортизации товарного знака на конец отчетного года составила 8000 руб.
Задание. Отразить факты хозяйственной жизни и заполнить раздел пояснения к бухгалтерскому балансу «Основные средства». Исходные данные: На начало отчетного года в организации числились здание, автомобиль и компьютеры. Первоначальная стоимость здания - 200 тыс. руб., автомобиля - 800 тыс. руб. и компьютера - 20 тыс. руб. По данным объектам была начислена амортизация: по автомобилю - 320 тыс. руб.; по компьютеру – 2,5 тыс. руб.; по зданию - 40 тыс. руб. На 1 января отчетного года по автомобилю была произведена переоценка коэффициент переоценки составил - 2. В течение отчетного года по автомобилю начислена амортизация в сумме 300 тыс. руб., по компьютерам - 17 тыс. руб., по зданию - 100 тыс. руб. Кроме того, в отчетном году организаций был введен в эксплуатацию склад стоимостью 126 тыс. руб. На конец отчетного года сумма начисленной амортизации по нему составила 28 тыс. руб.
Задание. Отразить факты хозяйственной жизни и заполнить раздел пояснения к бухгалтерскому балансу «Доходные вложения в материальные ценности». Исходные данные: Основной вид деятельности организации - прокат транспортных средств, в т.ч. легковых автомобилей. По состоянию на 1 января отчетного года в организации числилось 10 машин общей стоимостью 400 тыс. руб. Амортизация составляла 150 тыс. руб. В течении отчетного года амортизация увеличилась на 40 тыс. руб. В июле приобретен еще один легковой автомобиль стоимостью 360 тыс. руб. За отчетный года начислена амортизация по данному автомобилю в размере 60 тыс. руб. В ноябре организация предоставила в аренду помещение склада стоимостью 2 000 тыс. руб., сумма амортизации по данному складу 800 тыс. руб. Годовая амортизация по складу составила 160 тыс. руб.
Перечень вопросов к зачету
1. Сущность, виды бухгалтерской отчетности
2. Пользователи бухгалтерской отчетности
3. Общие требования, предъявляемые пользователями к бухгалтерской отчетности в рыночной экономике
4. Качественные характеристики отчетных форм
5. Элементы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое положение организации и ее финансовые результаты
6. Система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности в России
7. Состав бухгалтерской отчетности в международной и российской практике
8. Порядок, адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности
9. Публичность бухгалтерской отчетности
10. Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности
11. Виды искажений бухгалтерской отчетности
12. Влияние ошибок на содержание отчетных форм
13. Аудит бухгалтерской отчетности
14. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике
15. Состав и классификация статей актива
16. Состав и классификация статей пассива
17. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о финансовых результата
18. Виды и формы бухгалтерских балансов
19. Методы оценки отдельных статей баланса
21. Порядок формирования данных по отдельным статьям баланса из главной книги и других учетных регистров
22. Раскрытие в балансе справочной информации
23. Сущность вуалирования и фальсификации бухгалтерских балансов
24. Значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах в рыночной экономике
25. Показатели отчета о финансовых результатах, порядок их формирования и отражения в учетных регистрах и форме отчета
26. Определение понятий: выручка, доходы, прибыль, убыток, расходы, себестоимость продаж, валовая прибыль, прибыль до налогообложения, нераспределенная прибыль и др.
27. Порядок формирования и отражения отчетных данных о текущем налоге на прибыль и чистой прибыли (непокрытом убытке)
28. Раскрытие информации о базовой и разводненной прибыли на одну акцию в акционерных обществах
29. Структура и содержание статей отчета об изменениях капитала
30. Чистые активы
31. Показатели отчета о движении денежных средств
32. Отчет о целевом использовании полученных средств
33. Назначение и состав пояснений (примечаний) к бухгалтерской отчетности
34. Разделы пояснений: учетная политика организации
35. Разделы пояснений: информация об аффилированных лицах
36. Порядок отражения информации о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п