учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение обучающимися разновидностями отопительно-вентиляционного оборудования, умение анализировать конструкции теплопроводов по назначению, принципам действия и производительности, теоретическое определение гидравлических и тепловых нагрузок энергетического оборудования предприятий.
ПКС-2: Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам;
ПКС-2 Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-2 Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы для самостоятельного изучения темы
Кейс-задачи
Отопительно-вентиляционное оборудование
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Система отопления, отопительные установки (ПКС-2, ПКС-7).
2. Вентиляционные установки , отопительно-вентиляционные системы (ПКС-2, ПКС-7).
3. Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) (ПКС-2, ПКС-7).
4. Центральный тепловой пункт (ЦТП) (ПКС-2, ПКС-7).
5.Узел управления (УУ) — узел подключения систем отопления здания (ПКС-2, ПКС-7).
6. Категории помещений общественных зданий (ПКС-2, ПКС-7).
7. Надежность систем отопления, вентиляции и кондиционирования(ПКС-2, ПКС-7).
8. Расчетные тепловые нагрузки при проектировании тепловых сетей.(ПКС-2, ПКС-7).
9. Расчетные потери теплоты в тепловых сетях (ПКС-2, ПКС-7).
10. Требования к теплоизоляционным материалам и конструкциям подземных теплопроводов.(ПКС-2, ПКС-7).
11. Выбор теплоизоляционной конструкции трубопроводов на основе технико-экономических расчетов. (ПКС-2, ПКС-7).
12.Типы опор при сооружении теплопроводов (ПКС-2, ПКС-7).
13. Безканальная прокладка теплопроводов (ПКС-2, ПКС-7).
14. Типы опор теплопроводов по принципу действия (ПКС-2, ПКС-7).
15. Недостатки простых подвесных опор теплопроводов тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
16. Назначение арматур тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
17. Разновидности арматур по функциональному назначению (ПКС-2, ПКС-7).
18. Назначение и принцип работы запорных и регулирующих арматур (ПКС-2, ПКС-7).
19. Характеристика основных параметров арматур тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
20. Назначение и принцип работы предохранительных и защитных арматур (ПКС-2, ПКС-7).
21. Подразделение арматур в зависимости от способов присоединения к теплопроводам (ПКС-2, ПКС-7).
22. Разновидности арматур теплопроводов по принципу материала изготовления(ПКС-2, ПКС-7).
23.Различие арматур теплопроводов по цвету окраски(ПКС-2, ПКС-7).
24. Техническая характеристика, назначение и способы монтажа кранов к трубопроводам(ПКС-2, ПКС-7).
25. Назначение, устройство и принцип действия вентилей трубопроводов тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
26. Разновидности, техническая характеристика, назначение и способы монтажа задвижек к трубопроводам (ПКС-2, ПКС-7).
27. Назначение, устройство и принцип действия клапанов в тепловых сетях (ПКС-2, ПКС-7).
28. Тепловые сети и теплофикация населённых пунктов и промышленных предприятий (ПКС-2, ПКС-7).
29. Технология прокладки наземных тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
30. Подземная прокладка тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
31.Конструктивные элементы тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
32. Способы изоляции тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
33.Разновидности конструкции тепловой изоляции труб теплопроводов (ПКС-2, ПКС-7).
34 Гидравлический расчет тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
35. Тепловой расчет тепловых сетей (ПКС-2, ПКС-7).
36. Тепловые сети и их разновидности (ПКС-2, ПКС-7).
37. Опыт развития и совершенствования теплофикационных установок и систем(ПКС-2, ПКС-7).
4.1.2.1 Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы
Комплект заданий
Задание 1. Определение потенциала солнечной энергии для производства тепловой и электрической энергии в условиях Республики Бурятия;
Задание 2. Энергообеспечение с/х предприятий на основе биогаза;
Задание 3. Расчет ветроэнергетической установки для условий Забайкальского края, республики Бурятия и Иркутской области
Задание 5. Методика выбора ВЭУ для энергоснабжения с/х потребителей
Критерии оценивания:
- соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем; соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям; способность выполнять вычисления;умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой; обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
4.1.2. Средства
для индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО
4.1.2.1. Перечень темы эссе/ рефератов
Тема 1.
1.Порядок определения параметров хладоагента в ключевых точках процесса
2.Основы процесса низкотемпературного разделения воздуха на отдельные
компоненты
3.Основные элементы кондиционера, предназначенного для обработки воздуха в
холодный период
4.Виды водозаборных устройств, схема и основные элементы берегового
водозабора
5.Основы выбора насосного оборудования (параллельная и последовательная
работа насосов)
6.Основы получения холода в абсорбционных холодильных машинах (АХМ),
основные элементы АХМ
7.Тепловой баланс паровой компрессионной холодильной установки,
определение расхода хладоагента
8.Определение параметров приточного воздуха в теплый и хол
одный периоды
9. Основные элементы кондиционера, предназначенного для обработки воздуха в теплый период
10.Основные показатели качества исходной воды, требования потребителей АПК
к качеству обработанной воды
11.Холодильный цикл реальной паровой компрессионной холодильной
установки, определение параметров хладоагента в ключевых точках
12.Факторы, влияющие на выбор нормируемых параметров в кондиционируемом
помещении, вид нормируемых параметров (привести примеры)
13.Гидравлическая характеристика насосов и водопроводной сети
14.Принципиальная схема обработки исходной воды, основные элементы
15.Основные процессы обработки воздуха и оборудование, применяемое в
кондиционерах
Тема 2
1.Основные измеряемые параметры давления в газопроводах
2.Классификация газопроводов по давлению
энергоносителей
3.Уравнение сплошности для потока жидкости
4.Основы определения расхода природного газа для отдельных групп потребителей
5.Графическое изображение приборов, датчиков и исполнительных механизмов
6.Определение температурного напора для конденсатора
7.Основные процессы и установки, предназначенные для обработки природного газа перед транспортом
8.Привести условное обозначение прибора для измерения температуры показывающего, сигнализирующего
9. Определение температурного напора для испарителя 12
10.Назначение ГРП (ГРУ)
11.Привести условное обозначение прибора для измерения температуры показывающего, регистрирующего, регулирующего
12.Основы расчета диаметров трубопроводов
13.Основные элементы безопасности ГРУ
14.Привести условное обозначение прибора для измерения температуры с помощью термопары и милливольтметра
15.Тепловой баланс конденсатора с водяным охлаждением
16.Регулирование соотношения «газ-воздух» в горелке с вентилятором
17.Привести условное обозначение прибора для измерения уровня, регистрирующего, сигнализирующего
18.Определение площади поверхности теплообменника
Критерии оценивания:
полнота раскрытия темы; степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины; знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок; умение логически выстроить материал ответа; умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы; степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);выполнение требований к оформлению работы.
4.1.2.2 Перечень заданий для контрольных работ
обучающихся заочной формы обучения
1. Газораспределительная станция и пункты. Промысловый и магистральный газопроводы.
2. Определение расчётной потребности в газе, графики определения и методы покрытия пиковых нагрузок.
3. Гидравлический расчёт газовых сетей.
4. Технико-экономические показатели в системе газоснабжения предприятий.
5. Техника безопасности в топливном хозяйстве. Токсичность и взрывоопасность, утечка горючих газов, испытание газовых сетей на прочность и герметичность.
6. Мероприятия по защите окружающей среды в системе топливоснабжения. Охрана труда при эксплуатации и ремонтных работах в системе топливоснабжения.
7.Система технического водоснабжения. Требования к качеству и параметрам технической воды. Характеристика потребителей технической воды.
8. Методика определения потребности в воде на технологические, противопожарные, хозяйственные и питьевые нужды предприятия.
9. Система обеспечения искусственными горючими газами: области использования.
10. Способы получения холода. Технико-экономические показатели. Проблемы защиты окружающей среды.
11. Системы холодоснабжения: назначение, схемы, классификация.
12. Методика определения потребности в холоде.
13. Технологические схемы холодильных станций, их выбор и расчёт.
14. Требования предъявляемые к холодильным агентам и хладоносителям.
15. Теоретический цикл парокомпрессорной холодильной установки в Т-S и Р-Н диаграммах.
16. Действительный цикл парокомпрессорной холодильной установки в Т-S и Р-Н диаграммах.
17. Схемы и циклы в Т-S диаграмме 2-х ступенчатых холодильных установок с неполным и полным промежуточным охлаждением, с теплоносителем.
18. Схема и принцип действия абсорбционной холодильной установки.
19. Схема и принцип действия пароэжекторной холодильной установки.
абсорбционной холодильной установки.
20. Энергетическое сравнение абсорбционной и пароэжекторной холодильных установок.
21 Методика расчёта парокомпрессорной холодильной установки.
22. Методика расчёта абсорбционной холодильной установки.
23. Понятие эксергия, коэффициент работоспособности теплоты.
24. Физический смысл и определение коэффициента трансформации теплоты, холодильного и теплового агрегата.
25. Тепловой баланс парокомпрессорной холодильной установки.
26. Тепловой балансабсорбционнойхолодильной установки.
27. Т-S и Р-Н диаграммы холодильных агентов.
28. Идеальные процессы ожижения и замораживания газов.
29. Дроссель-эффект Джоуля-Томпсона.
30. Схемы и квазициклы ожижения воздуха высокого, среднего и низкого давлений.
31. Использование в квазициклах ожижения детандеров.
32. Свойства газовых смесей и характеристика методов их разделения.
33. Низкотемпературная ректификация.
34. Принцип действия ректификационной колонны.
35. Графическое определение температурного напора.
36. Конструкция регенеративных теплообменников воздухоразделительных установок.
37. Система обеспечения предприятий продуктами разделения воздуха: назначение, схемы, классификация.
38. Характеристика продуктов разделения воздуха.
40. Характеристика потребителей технического и технологического кислорода, азота, аргона и других продуктов разделения. Графики и режимы потребления.
41. Низкотемпературная тепловая изоляция.
42. Расчёт низкотемпературной изоляции.
43. Выбор и расчёт компрессоров холодильных установок.
44. Использование вторичных энергетических ресурсов (ВЭР) в холодильных установках.
Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется чернилами (не красными) в ученической тетради (12-15 страниц), на обложке которой должны быть указаны название дисциплины (Котельные установки и парогенераторы), специальность, курс, фамилия, имя и отчество, домашний адрес и номер зачетной книжки (шифр) обучающегося. На каждой странице должны быть оставлены поля шириной не менее 3 см для замечаний преподавателя. Ответы на вопросы должны быть достаточно подробными в то же время конкретными.
Текст должен быть написан четко, без помарок и сокращений. Если работа выполняется в тетради в клетку, то писать следует через строчку. Текст вопроса вторично писать не нужно, достаточно поставить его порядковый номер. Ответ на каждый вопрос желательно начинать с новой страницы.
Схемы должны быть вычерчены карандашом с помощью чертежных инструментов с соблюдением стандартных условных графических обозначений и символов и снабжены кратким пояснением описания работы. Рисунки и схемы допускаются в виде ксерокопий из книги. Они могут быть выполнены на отдельных листах, аккуратно вклеенных в тетрадь.
Критерии оценивания: полнота раскрытия темы; правильность формулировки и использования понятий и категорий; правильность выполнения заданий; аккуратность оформления работы .
4.1.3. Средства для текущего контроля
4.1.3.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Система обеспечения искусственными горючими газами: области использования.
2. Способы получения холода. Технико-экономические показатели. Проблемы защиты кружающей среды.
3. Системы холодоснабжения: назначение, схемы, классификация.
4. Методика определения потребности в холоде.
5. Технологические схемы холодильных станций, их выбор и расчёт.
6. Требования предъявляемые к холодильным агентам и хладоносителям.
7. Теоретический цикл парокомпрессорной холодильной установки в Т-S и Р-Н диаграммах.
8. Действительный цикл парокомпрессорной холодильной установки в Т-S и Р-Н диаграммах.
9. Схемы и циклы в Т-S диаграмме 2-х ступенчатых холодильных установок с неполным и полным промежуточным охлаждением, с теплоносителем.
10. Схема и принцип действия абсорбционной холодильной установки.
11. Схема и принцип действия пароэжекторной холодильной установки.
абсорбционной холодильной установки.
12. Энергетическое сравнение абсорбционной и пароэжекторной холодильных установок.
13 Методика расчёта парокомпрессорной холодильной установки.
14. Методика расчётаабсорбционной холодильной установки.
15. Понятиеэксергия, коэффициент работоспособности теплоты.
16. Физический смысл и определение коэффициента трансформации теплоты, холодильного и теплового агрегата.
17. Тепловой баланс парокомпрессорной холодильной установки.
18. Тепловой балансабсорбционнойхолодильной установки.
19. Т-S и Р-Н диаграммы холодильных агентов.
20. Идеальные процессы ожижения и замораживания газов.
21. Дроссель-эффект Джоуля-Томпсона.
22. Схемы и квазициклы ожижения воздуха высокого, среднего и низкого давлений.
23. Использование в квазициклах ожижения детандеров.
24. Свойства газовых смесей и характеристика методов их разделения.
25. Низкотемпературная ректификация.
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе); полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.); сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала); логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией); использование дополнительного материала; рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Задание 1:
Биогаз представляет собой смесь газов, основными компонентами которого являются метан и углекислый газ.
При использовании биогаза в котельных установках необходимо определить низшую теплоту его сгорания, которая определяется по следующей формуле:
Q_(н.б.)=Q_(м.i)∙i∙0,01
где Qн.б. – низшая теплота сгорания биогаза, кДж/м3;
Qн.i – низшая теплота сгорания горючих компнентов, состоящих в биогаза, кДж/м3;
i – компонент биогаза, %.
Плотность биогаза ρб (кг/м3) определяем по следующему выражению:
ρ_б=ρ_i∙i∙0,01,
где ρi – плотность отдельных компонентов, состоящих в биогазе, кг/м3.
Для определения количества сухого воздуха V_св^т (м3/м3) необходимого для полного сгорания биогаза в котельных установках определяется по формуле:
V_св^т=4,76⁄100[∑▒(m+n⁄4) C_m H_n+0,5H_2+0,5CO-O_2+0,5H_2 C]
где 4,76 – коэффициент, учитывающий содержание кислорода в воздухе;
∑▒(m+n⁄4) C_m H_n– различные углеводороды, входящие в состав биогаза.
Имея в виду, что в топочное устройство подается влажный воздуха, то теоретически необходимое количество
V_в^т=V_(с.в)^т+d⁄1000∙ρ_в∙V_(с.в)^т
где d – влагосодержание воздуха, принимаемое равной 118 г/кг;
ρв – плотность воздуха, принимаемая равной 0,83 кг/м3.
Задание 2:
При использовании биогаза в котельных установках необходимо определить верхние и нижние пределы воспламеняемости. Наибольшая концентрация горючей смеси в биогазе считается верхним пределом воспламеняемости Zв (%) и определяется по следующему выражению:
Z_в=(r_1+r_2+⋯+r_n)/(r_1/(l_1^в )+r_2/(l_2^в )+⋯+r_n/(l_n^в ))
где r1 – объемная доля отдельного горючего компонента биогаза, %;
l_1^в– верхний предел воспламеняемости отдельного компонента биогаза, %;
l_n^в– соответственно нижний предел воспламеняемости биогаза, %.
Объемная теплота сгорания биогаза Q_б^V (кДж/м3) в общем виде вычисляется кК произведение его объема Vб (м3) при нормальных условиях на объемную теплоемкость С (ккал/м3, оС) при постоянном давлении и температуре t (оС).
Q_б^V=V_б∙с∙t
Теплоемкость биогаза не является величиной постоянной и изменяется в зависимости от температуры газов.
Полученные результаты аналитического и теоретического исследования теплоэнергетической характеристики биогаза сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Состав и теплоэнергетическая характеристика биогаза
Приведенные в таблице 1 теплоэнергетические свойства биогаза позволяют судить о возможностях его практического использования и необходимых для этого приемах. Объемная теплота сгорания Q_б^V биогаза в основном определяется содержанием метана СН4, поскольку незначительное количество Н2 и Н2S на этот показатель практически не влияют. При выяснении возможности сжижения газовой смеси необходимо учитывать критические значения давления и температуры отдельных ее компонентов. Эти значения показывают, что сжижение биогаза практические нецелесообразно.
Задание 3:
При подборе котельного оборудования следует учитывать количество и единичную производительность агрегатов, работающих на биогазе в зависимости от максимальной тепловой нагрузки отапливаемого помещения. По проведенным теоретически предпосылкам и полученным результатам теплоэнергетической характеристики биогаза наиболее приемлемым является котельная установка марки КП-300 Гн, производительность которого составляет 300 кг/час пара с поверхностью нагрева 14 м2. В связи с этим, необходимо определить эффективность работы на на биогазе путем составления теплового баланса, т.е. статьи прихода и расхода теплоты на потребительские цели:
∑Qприх. = ∑Qрасх
Qх.б.+Qв=Q1+Q2+Q3+Q4
Приход теплоты состоит из следующих основных статей химической теплоты биогаза - Qх.б и теплоты, вносимой подогретым воздухом - Qв, а расход теплоты в котельной установке состоит изтеплоты, необходимой на нагрев воды - Q1, потери теплоты с уходящими газами - Q2, потери теплоты от химической неполноты сгорания биогаза - Q3 и потери теплоты в окружающую среду Q4.
После расшифровки выражения (8) следует:
B(Qн.б.+V_в^т*tв*Св)=G*C(tк-tн)+B[Jпс+0.01* Qн.б.(i+q)]
где В – часовой расход биогаза [м3/ч]; Qн.б. – низшая теплота сгорания биогаза [кДж/м3]; V_в^т - теоретически необходимое количество воздуха [м3/м3]; tв – температура, входящего в котел воздуха [оС]; Св – средняя объемная теплоемкость воздуха [кДж/(кг*oC)]; G – расход воды [кг/ч]; С – удельная теплоемкость воды [кДж/(кг*oC)]; Jпс – теплосодержание продуктов сгорания [кДж/м3]; i–потери тепла от химической неполноты сгорания биогаза [%]; q – потери теплоты от ограждающей поверхности котла [%].
Далее, в таблице 2 представлены основные составляющие теплового баланса котла, выраженные через расход биогаза – В (м3/ч)
Таблица 2. Основные составляющие теплового баланса (кДж/ч) котла.
Приравнивая статьи прихода и расхода теплоты, определяем расход биогаза по следующей формуле:
В=Q1/(Qх.б.+Qв-Q2-Q3-Q4)=293м 3/ч
Таким образом, по полученным расчетам теплового баланса, необходимо определить КПД котельной установки:
η_(к.у.)=(Q1/(Qн.б.*В))/(100%)
Коэффициент полезного действия котельной установки составляет 89% при работе на биогазе, т.е. достаточно высок, поэтому уменьшение теплопотерь нецелесообразно.
Критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания
Шкала оценивания:
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
5.1. Критерии оценки к экзамену
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемостиобучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п