учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
углубленными фундаментальными профессиональными знаниями в вопросах селекции, генетических и
биологических основах формирования продуктивности животных, способного на основе проведенных
самостоятельных или совместно с руководителем исследовании дать сравнительную оценку племенной и
хозяйственной ценности, а также эффективности разведения отечественных и зарубежных пород в
сопоставимых условиях их кормления и содержания.
Задачи: изучить факторы породообразования и классификации пород сельскохозяйственных
животных; - изучить хозяйственно-биологические особенности, стандарты отечественных, завозных и
импортных пород; - изучить методические положения породоиспытания в животноводстве; - изучить
методы отбора пород животных, обеспечивающих продукцию высокого качества.
ПКС-3: Способен планировать и организовать эффективное использование животных, материалов и оборудования;
ИД-1ПКС-3 ИД-2ПКС-3 ИД-3ПКС-3
ИД-1ПКС-4 ИД-2ПКС-4 ИД-3ПКС-4
ИД-1ПКС-5 ИД-2ПКС-5 ИД-3ПКС-5
экспериментов и наблюдений, обработки и анализа их результатов; прогрессивные технологии
производства продукции животноводства; обеспечивающих продукцию высокого качества в
соответствии с нормативными правовыми актами в сфере агропромышленного комплекса :
использования
животных, материалов и
оборудования.
Не знает и не
понимает
принципы
эффективног
о
использовани
я животных,
материалов и
оборудования
и понимает
принципы
эффективн
ого
использова
ния
животных,
материалов
и
оборудован
ия
понимает
принципы
эффективн
ого
использова
ния
животных,
материалов
и
оборудован
ия
мере знает
и понимает
принципы
эффективн
ого
использова
ния
животных,
материалов
и
оборудован
ия
особенностей животных разных пород; обеспечить разведение и воспроизводство пород животных с
высокой продуктивностью, экологической пластичностью и окупаемостью затрат; собирать,
обрабатывать, использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции
животных; :
планировать
эффективное
использовани
е племенных
животных и
материалов
удовлетвор
ительно
планироват
ь
эффективн
ое
использова
ние
племенных
животных и
материалов
хорошо
планироват
ь
эффективн
ое
использова
ние
племенных
животных и
материалов
отлично
планироват
ь
эффективн
ое
использова
ние
племенных
животных и
материалов
пород животных для увеличения производства продукции и улучшение ее качества; анализировать
5
техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт по теме исследований;
составлять отчеты по теме или разделу, этапу и заданию исследований. :
навыками
организации
эффективног
о
использовани
я животных,
материалов и
оборудовани
я
удовлетвор
ительно
навыками
организаци
и
эффективн
ого
использова
ния животных,
материалов
и
оборудован
ия
хорошо
навыками
организаци
и
эффективн
ого
использова
ния
животных, материалов
и
оборудован
ия
отлично
навыками
организаци
и
эффективн
ого
использова
ния
животных, материалов
и
оборудован
ия
ПКС-4: Способен использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции животных;
ИД-1ПКС-3 ИД-2ПКС-3 ИД-3ПКС-3
ИД-1ПКС-4 ИД-2ПКС-4 ИД-3ПКС-4
ИД-1ПКС-5 ИД-2ПКС-5 ИД-3ПКС-5
экспериментов и наблюдений, обработки и анализа их результатов; прогрессивные технологии
производства продукции животноводства; обеспечивающих продукцию высокого качества в
соответствии с нормативными правовыми актами в сфере агропромышленного комплекса :
понимает
современные
методы и
приемы
(индексная
селекция,
биотехнологи
ческие
методы)
комплексной
оценки и
селекции
животных
и понимает
современн
ые методы
и приемы
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
понимает
современн
ые методы
и приемы
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
мере знает
и понимает
современн
ые методы
и приемы
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
особенностей животных разных пород; обеспечить разведение и воспроизводство пород животных с
высокой продуктивностью, экологической пластичностью и окупаемостью затрат; собирать,
обрабатывать, использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции
животных; :
обосновать
использовани
е
современных
методов и
приемов
(индексная
селекция,
биотехнологи
ческие
методы)
комплексной
оценки и
селекции
животных
удовлетвор
ительно
обосновать
использова
ние
современн
ых методов
и приемов
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
хорошо
обосновать
использова
ние
современн
ых методов
и приемов
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
отлично
обосновать
использова
ние
современн
ых методов
и приемов
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й оценки и
селекции
животных
пород животных для увеличения производства продукции и улучшение ее качества; анализировать
5
техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт по теме исследований;
составлять отчеты по теме или разделу, этапу и заданию исследований. :
современным
и методами и
приемами
(индексная
селекция,
биотехнологи
ческие
методы)
комплексной
оценки и
селекции
животных
удовлетвор
ительно
современн
ыми
методами и
приемами
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й
оценки и
селекции
животных
хорошо
современн
ыми
методами и
приемами
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й
оценки и
селекции
животных
отлично
современн
ыми
методами и
приемами
(индексная
селекция,
биотехноло
гические
методы)
комплексно
й
оценки и
селекции
животных
ПКС-5: Способен осуществлять контроль и координацию работ по содержанию, кормлению и разведению животных;
ИД-1ПКС-3 ИД-2ПКС-3 ИД-3ПКС-3
ИД-1ПКС-4 ИД-2ПКС-4 ИД-3ПКС-4
ИД-1ПКС-5 ИД-2ПКС-5 ИД-3ПКС-5
экспериментов и наблюдений, обработки и анализа их результатов; прогрессивные технологии
производства продукции животноводства; обеспечивающих продукцию высокого качества в
соответствии с нормативными правовыми актами в сфере агропромышленного комплекса :
понимает
принципы
контроля и
координации
работ по
содержанию,
кормлению и
разведению
животных
и понимает
принципы
контроля и
координаци
и работ по
содержани
ю,
кормлению
и
разведению
животных
и понимает
принципы
контроля и
координаци
и работ по
содержани
ю,
кормлению
и
разведению
животных
мере знает
и понимает
принципы
контроля и
координаци
и работ по
содержани
ю,
кормлению
и
разведению
животных
особенностей животных разных пород; обеспечить разведение и воспроизводство пород животных с
высокой продуктивностью, экологической пластичностью и окупаемостью затрат; собирать,
обрабатывать, использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции
животных; :
определить
точки
контроля
технологии
содержания
кормления и
разведения
животных
удовлетвор
ительно
определить
точки
контроля
технологии
содержания
кормления
и разведения
животных
хорошо
определить
точки
контроля
технологии
содержания
кормления
и
разведения животных
отлично
определить
точки
контроля
технологии
содержания
кормления
и
разведения животных
пород животных для увеличения производства продукции и улучшение ее качества; анализировать
5
техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт по теме исследований;
составлять отчеты по теме или разделу, этапу и заданию исследований. :
основами
проведения
технологичес
кого аудита
хорошо
основами
проведения
технологич
еского
аудита
отлично
основами
проведения
технологич
еского
аудита
форма текущего контроля успеваемости)
работ
породоиспытания в животноводстве
пород с.-х. животных в РФ и за рубежом
полезных признаков отечественных и зарубежных пород
сельскохозяйственных животных
животноводстве
пород при разведении их в различных регионах РФ и за
рубежом
молочного, мясо-молочного и
мясного направления
продуктивности
Рост и развитие, живая масса,
мясная молочная
продуктивность, методы ее
учета. Анализ данных
бонитировки испытуемых пород
свиней мясного, мясо-сального
и сального направления
продуктивности. Рост,
развитие, живая масса, мясная
продуктивность, молочность,
методы их учета. Анализ
данных бонитировки
овец мясного, шерстного и
мясо-сального направления
продуктивности.
Шерстная продуктивность.
Определение длины, густоты,
тонины, крепости шерсти.
Анализ данных бонитировки
в продуктивном и спортивном
коневодстве. Рост, развитие,
живая масса, мясная, молочная
продуктивность, методы их
учета. Анализ данных
бонитировки
овец мясного, шерстного и
мясо-сального направления
продуктивности.
Шерстная продуктивность.
Определение длины, густоты,
тонины, крепости шерсти.
Анализ данных бонитировки
свиней мясного, мясо-сального
и сального направления
продуктивности. Рост,
развитие, живая масса, мясная
продуктивность, молочность,
методы их учета. Анализ
данных бонитировки
аспекты породоиспытания в
животноводстве
испытанию различных пород с.-х.
животных в РФ и за рубежом
молочного, мясо-молочного и мясного
направления продуктивности
Рост и развитие, живая масса, мясная
молочная продуктивность, методы ее
учета. Анализ данных бонитировки
испытуемых пород
разных пород в условиях промышленных
комплексов
продуктивных качеств и физико
механических свойств шерсти овец
забайкальской тонкорунной породы в
зависимости от зоны их разведения
мясного, мясо-сального и сального
направления продуктивности. Рост,
развитие, живая масса, мясная
продуктивность, молочность, методы их
учета. Анализ данных бонитировки
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150, весы РН, Весы электронные ВК-300 лабораторные, весы электронные ВК-600 лабораторные, электропечь мечта.
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Критерии оценки к зачету
Темы рефератов
Критерии для оценки рефератов
Шкала оценивания
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Критерии оценивания устных опросов
Шкала оценивания
Комплект тестовых заданий
Критерии для оценки тестовых заданий
Шкала оценивания
Темы дискуссий
Критерии для оценки
Шкала оценивания
Породоиспытание и породное районирование
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Современное состояние и перспективы развития отрасли животноводства РФ и РБ. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
2. Роль отрасли животноводства в народном хозяйстве РФ и РБ. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
3. Состояние и перспективы развития племенного дела и генетических ресурсов с/х животных РФ и РБ. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
4. Роль племенных хозяйств в повышении племенных и продуктивных качеств животных приспособительных качеств их организма к условиям разведения в зональном аспекте по регион республике. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
5. Создание и сохранение мощного отечественного генофонда в стране. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
6. Какова основная цель селекционной работы животноводстве? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
7. Сколько пород создано учеными РФ и РБ. за последние годы? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
8. Учение о породе. Понятие о породе животных и факторы породообразования. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
Породообразовательный процесс в животноводстве, тип и направление продуктивности выводимых новых пород, их зависимость от социально-экономических, природно-климатических и экологических условий, от потребности людей в той или иной продукции, а также затрат на ее производство. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
9. Использование мирового генофонда для создания современных отечественных пород с/х животных. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
10. Что такое порода? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
11. Факторы, влияющие на создание породы? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
12. Использование породных ресурсов. Породоиспытание в РФ и РБ, зарубежье, их роль в оценке качеств и дальнейших путей совершенствования пород с/х животных. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
13. Использование породных ресурсов. Породоиспытание в РФ и РБ. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
14. Оценка качеств и дальнейшие пути совершенствования пород с/х животных региона. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
15. Основная цель организации и проведения порода испытания. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
16. Какую роль играют в пород ообразовании линии и семейства животных? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС- 5)
17. Племенная работа как система комплексных мероприятий по совершенствованию с/х животных. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
18. Племенная работа как система совершенствования с/х животных ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
19. Задачи племенных хозяйств в выведении новых пород, линий, семейств и типов, выращивании и реализации высокопродуктивного племенного молодняка. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
20. Понятие о генотипе и фенотипе. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
21. Что такое пробанд? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
22. Крупномасштабная селекция в животноводстве на современном этапе организации племенного дела и породного районирования с/х животных. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
23. Крупномасштабная селекция и породное районирование в животноводстве( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
24. Роль элитных производителей-улучшателей в повышении племенных и продуктивных качеств с/х животных( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
25. Что означает термин крупномасштабная селекция? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
26. Роль элитных производителей, в совершенствовании пород и породных групп? ( ПКС-3, ПКС- 4, ПКС-5)
27. Понятие о породном районировании и породоиспытаний. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
28. Основные породы КРС мясного направления продуктивности районированные в РФ и РБ, их хозяйственные и биологические особенности. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
29. Основные породы КРС молочного направления продуктивности районированные в РФ и РБ, их хозяйственные и биологические особенности. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
30. Перечислите породы КРС мясного направления районированные в РФ и РБ? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
31. Перечислите породы КРС молочного направления районированные в РФ и РБ? ( ПКС-3, ПКС- 4, ПКС-5)
32. Породное районирование и породоиспытание лошадей разводимых в РФ и РБ. ( ПКС-3, ПКС- 4, ПКС-5)
33. Основные породы лошадей продуктивного направления разводимые в РФ и РБ, их биологические, хозяйственные и продуктивные особенности. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
34. Основные породы лошадей спортивного направления продуктивности разводимые в РФ и РБ, их хозяйственные и биологические особенности. ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
35. Основные породы овец шерстного направления продуктивности районированные в РФ и РБ? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
36. Понятие о породе? Основные особенности породы? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
38. Герефордская порода ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
39. Классификация пород по численности и ареалу распространения? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
40. Голштинская порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
41. Швицкая порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
42. Факторы породообразования? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
43. Черно-пестрая порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
44. Симментальская порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
45. Классификация пород по количеству и качеству труда затраченного на их формирование? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
46. Джерсейская порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
47. Калмыцкая порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
48. Классификация пород по продуктивности КРС и овец? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
49. Симментальская порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
50. Казахская белоголовая порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
51. Классификация пород по продуктивности свиней и лошадей? ( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
52. Голландская порода( ПКС-3, ПКС-4, ПКС-5)
1. Теоретические основы и практические аспекты породоиспытания в животноводстве
2. Современное состояние работ по испытанию различных пород с.-х. животных в РФ и за рубежом
3. Селекционные и генетические параметры хозяйственно-полезных признаков отечественных и зарубежных пород сельскохозяйственных животных
4. Основные методические положения породоиспытания в животноводстве
5. Продуктивные и биологические особенности испытуемых пород при разведении их в различных регионах РФ и за рубежом
6. Экономическая эффективность разведения испытуемых пород при разведении их в различных регионах РФ
7. Организация испытания пород молочного, мясо-молочного и мясного направления продуктивности
8. Рост и развитие, живая масса, мясная молочная продуктивность, методы ее учета. Анализ данных бонитировки испытуемых пород
9. Организация испытания пород свиней мясного, мясо-сального и сального направления продуктивности. Рост, развитие, живая масса, мясная продуктивность, молочность, методы их учета. Анализ данных бонитировки
10. Организация испытания пород овец мясного, шерстного и мясо-сального направления продуктивности.
11. Шерстная продуктивность. Определение длины, густоты, тонины, крепости шерсти. Анализ данных бонитировки
12. Организация испытания пород в продуктивном и спортивном коневодстве. Рост, развитие, живая масса, мясная, молочная продуктивность, методы их учета. Анализ данных бонитировки
13. Определение экономической эффективности испытуемых пород
Комплект тестовых заданий
1. Что такое порода:
А) Большая группа животных, созданных трудом человека, имеющая общность происхождения,
передающая по наследству ценные хозяйственно полезные признаки, характеризующаяся определенным типом и развивающаяся в соответствии с экономическими требованиями эпохи.
В) Многочисленная группа животных, созданная трудом человека, общего генетического корня, недостаточно устойчиво передающая качественные признаки потомству, приспособленная к определенным условиям.
С) Достаточная группа животных, имеющая определенный ареал распространения без общего генетического корня, обладающая хорошими воспроизводительными и приспособительными качествами.
Д) Группа животных, созданная трудом человека, имеющая одного линейного производителя, стойко передающего хозяйственно – полезные признаки потомству и характеризующиеся определенным типом конституции и экстерьера.
Е) Порода – группа животных, производящая мясо, молоко, шерсть и другие виды продукции животного происхождения
2. Составляющая часть породы:
А) Порода состоит из заводских и внутрипородных типов, линий и семейств. В) Порода состоит из зональных типов и нескольких линий.
С) Порода состоит из отродий, заводских и внутрипородных типов, линий и семейств. Д) Порода состоит из отродий, линий и нескольких семейств.
Е) Порода состоит из большого количества животных состоящих в родстве между собой.
3. Константность породы:
А) Это стабильное количество животных в породе;
В) Стойкость передачи признаков (качественных и некачественных) потомству; С) Это стойкость передачи качественных родительских признаков потомству; Д) Стойкость передачи отдельных некачественных признаков потомству;
Е) Константность –это пластичность или изменчивость породы в зависимости от направления селекции.
4. Заводская линия:
А. Группа животных, происходящая от одной выдающейся родоначальницы, связанных между собой по материнской стороне в нескольких поколениях и по продуктивным качествам превосходящих средний показатель по породе;
В) Это достаточная группа животных, происходящих от высокопродуктивных производителей и маток, по продуктивным качествам превосходящих средний показатель по породе;
С) Группа животных происходящих от одного высокопродуктивного производителя, стойко передающего свои качества потомству;
Е) Это группа высокопродуктивных животных, полученных от скрещивания животных разных пород.
5. Отбор по фенотипу:
А) Отбор животных по индивидуальным свойствам и признакам: экстерьеру, работоспособности, воспроизводительным качествам;
В) Отбор животных по окрасу, полу, видовой принадлежности; С) Отбор животных по происхождения и качеству потомства;
Е) Отбор животных по экстерьеру и конституционным особенностям и качеству потомства.
6. Отбор по генотипу:
А) Отбор по конституции, экстерьеру и качеству потомства;
В) Отбор по экстерьеру работоспособности, воспроизводительным особенностям; С) Отбор животных по происхождения и качеству потомства;
Д) Отбор животных по продуктивности; Е) Отбор животных по происхождения. 7.Гетерозис:
А) Это свойство помеси I поколения проявлять те или иные качества в большей степени, чем у родительских форм;
В) Это свойство помеси II поколения проявлять те или иные качества большей степени, чем у родительских форм;
С) Это свойство помеси III поколения проявлять те или иные качества большей степени, чем у родительских форм;
Д) Это свойство помеси IV поколения проявлять те или иные качества большей степени, чем у родительских форм;
Е) Это свойство помесей не проявлять качественные признаки родителей в потомстве.
8. Породное районирование:
А) Это распределение пород животных по определенным районам региона в связи с их высокой продуктивностью;
В) Это распределение пород и породных групп животных по различным регионам в связи с их
приспособительными качествами к природно-климатическим и кормовым условиям конкретного региона;
С) Это разведение пород, породных групп животных в связи с их экономической эффективностью, и в связи с их приспособленностью к условиям данного региона или зоны;
Д) Это распределение пород, породных групп комбинированной продуктивности в той или иной зоне разведения животных;
Е) Породное районирование – это разведение сельскохозяйственных животных полученных путем скрещивания нескольких пород между собой.
9. Породы КРС районированные в РБ?
А) симментальская, красная степная, казахская белоголовая, герефордская, бурая латвийская, черно – пестрая, аулиекольская;
В) казахская белоголовая, герефордская, швидская, алатауская, симментальская, красная степная;
С) симментальская, красная степная, казахская белоголовая, абердин – ангусская, бурая латвийская, черно – пестрая;
Д) казахская белоголовая, симментальская, калмыцкая, черно – пестрая ;
Е) зебу, черно – пестрая, красная степная, казахская белоголовая, герефордская, калмыцкая.
10)План селекционно – племенной работы включает в себя:
А)7 разделов (перечислить); В) 6 разделов (перечислить); С) 5 разделов (перечислить); Д) 4 разделов (перечислить);
Е) 3 основных разделов (перечислить);
11. Чистопородное разведение:
А) это спаривание животных внутри одной и той же породы, животных принадлежащих разным породам, но родственных между собой, животных 4 поколения помеси;
В) это спаривание животных нескольких заводских пород животных между собой; С) это спаривание животных только внутри одной породы;
Д) это спаривание животных разных пород между собой;
Е) это спаривание животных двух линий принадлежащих разным породам;
12. Скрещивание животных:
А) спаривание животных внутри одной породы;
В) спаривание животных принадлежащих разным породам; С) столкновение двух производителей за обладание самкой;
Д) спаривание животных двух семейств и линий принадлежащих одной породе; Е) спаривание животных разных пород до 5 – 4 поколений между собой.
13. Препотентность:
А) особая индивидуальная сила наследственности позволяющая повторить в потомстве в большей степени положительные качества производителя;
В) явление, производящее производителей к импотенции;
С) явление, способствующее производителям проявлять особую половую активность;
Д) явление, позволяющее получать гетерогенных потомков в природе не схожих между собой по типу, экстерьеру, продуктивности;
Е) сила наследственности позволяющая получить в потомстве однородных, гомогенных наследников схожих по продуктивности.
14. Селекционный дифференциал:
А) это разница между средней величиной признака племенной группы животных и средней величиной признака основного стада;
В) это математическая обработка селекционных достижений в племенной работе со стадом;
С) это изменение селекционных признаков при соответствующей организации отбора и подбора; Д) это возрастной интервал смены поколений у сельскохозяйственных животных;
Е)это селекционный эффект вследствие правильной организации племенной работы с животными.
А) это выяснение особенностей роста развития животных, формирование продуктивности у молодняка при определенных природно-климатических и кормовых условиях зоны разведения;
В) это испытание пород животных на рабочие качества и продуктивность;
С) испытание сельскохозяйственных животных на транспортных и тяговых работах; Д) это обобщение и анализ материалов бонитировки племенного скота;
Е) оценка взрослых животных испытуемых пород по живой массе, убойному выходу, телосложению, экстерьеру и конституции.
16. Критерии оценки испытуемых пород животных.
А) высокая продуктивность, оплата корма продукцией, воспроизводительные качества, экономическая эффективность;
В) высокая продуктивность, оплата корма продукцией, приспособительные качества;
С) высокая продуктивность, высокая оплата корма продукцией, типичность породы;
Д) высокая молочная продуктивность, высокие приспособительные качества испытуемых животных, крепкий габитус и хорошие экстерьерные данные;
Е) высокая мясная продуктивность, приспособленность к региону выращивания, хорошая оплата.
17. Наиболее эффективные селекционно-племенные результаты достигаются при разведении в районе, области:
А) не более 2 пород одного вида животных; В) не более 4 пород одного вида животных; С) 5 пород животных одного вида;
Д) не более 3пород одного вида животных; Е)6пород животных одного вида;
18. Кто занимается породоиспытанием в регионах:
А) Зональные институты, опытные станции, специалисты агропрома и хозяйств; В) Руководители сельскохозяйственных формирований и их зооветспециалисты;
С) Министерства сельского – хозяйства республики, районные и областные управления сельского – хозяйства;
Д) НИИ, специалисты областных управлений сельского – хозяйства; Е) Зональные опытные станции.
19. Для сравнительной оценки выбирают породы:
А) породы ранние рекомендованные планом породного районирования, и породы не включенные в план породного районирования, но используемые в отдельных хозяйствах зоны;
В) рекомендованные планом породного районирования;
С) породы нерекомендованные планом породного районирования;
Д) породы скота завезенные из дальнего зарубежья без предварительного анализа их качественных данных;
Е) породы не включенные в план породного районирования и раннее не разводимые в данной зоне. 20.Численность овец испытуемой породы должны быть:
А) не менее 100 голов;
В) не менее 150 – 200 голов; С) не менее 300 голов;
Д) не менее 1000 голов;
Е) не менее 2000 голов;
21. Численность испытуемой породы лошадей должна быть: А) не менее 10 голов;
В) не менее 20 голов; С) не менее 50 голов; Д) не менее 100 голов; Е) не менее 200 голов;
22. Численность испытуемой пород КРС должна быть:
А) не менее 10 голов; В) не менее 20 голов; С) не менее 50 голов; Д) не менее 100 голов; Е) не менее 200 голов;
23. Для достоверной оценки испытуемых крупных животных отбирают в возрасте: А)0,5 – 1,5 лет;
В)1,5 – 2 лет;
С)2 – 3 года;
Д)1 – 5 лет;
Е) 10 лет;
24. Продолжительность породоиспытания животных: А. 1 – 2 года;
В. 2 – 3 года;
С. 3 – 4 года;
Д. 4 – 5 лет;
Е. 10 лет;
25. Метод разведения испытуемых пород животных: А) чистопородное, помесей «в себе»;
В) воспроизводительное скрещивание; С) поглотительное скрещивание;
Д) переменное скрещивание:
Е) промышленное скрещивание.
26. Классность животных испытуемых пород:
А) не ниже класса элита; В) не ниже 1 класса;
С) не ниже 2 класса; Д) не ниже 3 класса; Е) вне класса.
27. Под крупномасштабной селекцией понимают:
А) централизованная система племенной работы с породами сельскохозяйственных животных на основе интенсивного использования лучших производителей – улучшателей с применением науки и ЭВМ;
В) оценка, отбор и подбор высокопродуктивных матерей и отцов для конкретного региона разведения; С) накопление и обработка данных племенного учета по районированным породам;
Д) использование в селекции достижение биотехнологий;
Е) организация селекционной работы в масштабе всей республики.
28. Цели и задачи племенной работы в животноводстве:
С) улучшение показателей мясной и молочной продуктивности животных;
Д) выращивание высококлассных животных разного направления продуктивности; Е) племенное, рабочепользовательное, продуктивное и спортивное.
29. Что такое селекция с/х животных:
А) процесс совершенствования пород;
В) непрерывное улучшение хозяйственно – полезных признаков животных;
С) составление родительских пар в целях получения потомства желательного типа;
Д) передача индивидуальных качеств выдающегося родоначальника группе животных и распространение их в породе;
Е) создание высокопродуктивных потомков выдающейся родоначальницы. 30.Основная задача отбора животных:
А) отбор лучших животных по фенотипу из общего стада для формирования племенного ядра; В) непрерывное улучшение хозяйственно полезных признаков животных;
С) составление родительских пар в целях получения потомства желательного типа;
Д) передача индивидуальных качеств выдающегося родоначальника группе животных и распространение их в породе;
Е) создание высокопродуктивных потомков выдающейся родоначальницы. 31.Основная задача подбора животных:
А) процесс совершенствования пород;
В) непрерывное улучшение хозяйственно – полезных признаков животных;
С) составление лучших родительских пар в целях получения потомства желательного типа;
Д) передача индивидуальных качеств выдающегося родоначальника группе животных и распространение их в породе;
Е) создание высокопродуктивных потомков выдающейся родоначальницы.
32. Что такое бонитировка с/х животных:
А) комплексная оценка животных по совокупности признаков и распределение их на классы; В) чистопородное разведение, межпородное скрещивание, гибридизация;
С) родственное разведение животных;
Д) неродственное разведение с/х животных;
Е) спаривание животных, принадлежащих к разным породам.
33. Методы разведения с/х животных:
А) заводское, товарное;
В) чистопородное, межпородное скрещивание, гибридизация; С) родственное разведение животных;
Д) неродственное разведение с/х животных;
Е) спаривание животных, принадлежащих к разным породам.
34. Что такое инбридинг:
А) оценка животных по рабочим качествам;
В) чистопородное разведение, межпородное скрещивание, гибридизация; С) родственное разведение;
Д) неродственное разведение;
Е) спаривание животных, принадлежащих к разным породам.
35. Что такое аутбридинг:
А) оценка животных по работоспособности;
В) чистопородное разведение, межпородное скрещивание, гибридизация; С) родственное разведение животных;
Д) неродственное разведение животных;
Е) спаривание животных, принадлежащих к разным породам.
36. Что такое скрещивание с/х животных:
А) гибридизация с/х животных; В) чистопородное разведение; С) родственное разведение; Д) неродственное разведение;
Е) спаривание животных, принадлежащих к разным породам.
40. Цели и задачи промышленного скрещивания:
А) спаривание представителей 2 или большего количества пород и последующем разведении помеси желательного типа «в себе»;
В) улучшение отдельных качеств животных, какой либо породы без существенного изменения их типа и основных свойств;
С) преобразовать малопродуктивную породу путем последующего спаривания маток каждого нового поколения с производителями высокопродуктивной породы;
Д) скрещивание животных, различающихся по типу телосложения происхождения, и последующего выращивания помесей первого поколения;
Е) получение помесей и их последующем поочередном каждом поколении скрещивании с производителями двух или большего числа пород.
41. Цели и задачи переменного скрещивания:
А) спаривание представителей двух или большего количества пород и последующем разведении помеси желательного типа «в себе»;
В) улучшение отдельных качеств животных, какой либо породы без существенного изменения их типа и основных свойств;
С) преобразовать малопродуктивную породу путем последующего спаривания маток каждого нового поколения с производителями высокопродуктивной породы;
Е) получение помесей и их последующем поочередном в каждом поколении скрещивании с производителями двух или большего числа пород.
42. Укажите тесный инбридинг:
А II-I, I-II, II-II, III-II В)II-II, II-III и III-II
С)III-III,III-IV,IV-III и IV-IV Д)III-V,IV-V,V-IV и V-V Е)III-IV и IV-III
43. Система крупномасштабной селекции означает:
А. Оценка и подбор матерей и отцов-производителей по единой программе для всей породы, не зависимо от численности и распространения
В. Выращивание, оценка и отбор ремонтных производителей по развитию, экстерьеру, воспроизводительной и приспособительной способности
С. Оценка производителей по качеству потомства
Д. Создание системы сбора, накопления и обработки данных племенного учета по породе с применением генетико-математических методов обработки
Е. Иммуногенетическая аттестация происхождения племенных животных, цитогенетическая оценка производителей, трансплантация эмбрионов
44. Банк селекционных данных по породам включает в себя:
А. Сведения о матерях производителей, включая данные о продуктивности и племенной ценности самих производителей и их предков
В. Сведения о производителях, включая данные о продуктивности и племенной ценности самих производителей и их предков
С. Сведения о дочерях производителей
Д. Селекционно-генетические, зоотехнические и экономические параметры характеризующие всю породную популяцию
Е. Автоматизированную информационную систему (АИС)
45. Задачи АИС ЭВМ по крупномасштабной селекции:
А. Анализирует селекционную работу, составляет план селекционной работы
В. Оценивает производителей по развитию, воспроизводительной способности и качеству потомства С. Осуществляет отбор матерей и отцов производителей
Д. Производит отбор и оценку маток
Е. Обеспечивает рекламу высокоценных производителей и маток для дальнейшей племенной реализации хозяйствам
46. Задачи по совершенствованию пород:
А. Повышение экономической эффективности преобразования кормов в продукты животноводства
(селекция по оплате корма продукцией)
В. Повышение роли элитных производителей в селекционной работе. Отбор и подбор производителей по качеству потомства
С. Обеспечение товарных хозяйств племенным материалом, обладающих высокой продуктивностью и отличными приспособительными качествами
Д. Селекция пород на повышение природной резистентности, устойчивости к заболеваниям Е. Применение методов гибридизации
47. Структура породы состоит:
А. Отродье
В. Внутрипородный тип С. Линия
Д. Семейство
Е. Высококлассных производителей и маток
48. Основные задачи породоиспытания:
А. Выявление пород, породных групп и внутрипородных заводских типов, наиболее пригодных для разведения в данных конкретных условиях и дающих максимальную продукцию с минимальными затратами на ее производство
В. Составление характеристики генетических и фенотипических особенностей пород и групп для проведения племенной работы по совершенствованию их продуктивности в данных природных и климатических условиях
С. Выявление лучших производителей из числа сравниваемых пород и установление более выгодных вариантов скрещивания разных пород между собой
Д. Выявление лучших маток из числа сравниваемых пород для скрещивания
Е. Составление характеристики фенотипических особенностей пород для проведения племенной работы по совершенствованию их продуктивности в данных природных и климатических условиях
49. Примитивные породы:
А. Породы, сформированные под воздействием природно-климатических и кормовых условий В. Породы, сформированные под воздействием труда человека
С. Породы, сформированные под воздействием кормовых условий
Д. Породы, сформированные под влиянием экономических и природно-климатических условий
Е. Породы, сформированные под воздействием целенаправленной селекционно-племенной работы
50. Заводские породы:
А. Породы, сформированные под воздействием природно-климатических и кормовых условий В. Породы, сформированные под воздействием труда человека
С. Породы, сформированные под воздействием кормовых условий
Д. Породы, сформированные под влиянием экономических и природно-климатических условий
51. Переходные породы:
А. Породы, сформированные под воздействием природно-климатических и кормовых условий В. Породы, полученные при скрещивании двух или нескольких
С. Породы, перевезенные с одной экологической зоны в другую
Д. Породы, сформированные под влиянием экономических и природно-климатических условий Е. Породы, занимающие промежуточное место между заводскими и примитивными породами
52. Породы овец по направлению продуктивности подразделяют: А. Тонкорунные
В. Полутонкорунные.
С. Грубошерстные
Д. Полугрубошерстные Е. Пуховые
53. Породы лошадей подразделяют:
А. Верховые
В. Легкоупряжные
С. Тяжелоупряжные
Д. Верхово – вьючные Е. Пастушьи
54. Породы КРС по направлению продуктивности подразделяют: А. Молочные
В. Мясные
С. Комбинированные Д. Маломолочные
Е. Рабочие
55. Породы свиней по продуктивности: А. Сальные
В. Мясосальные С. Мясные
Д. Кабаны
Е. Подсвинки
56. Породы кур по продуктивности подразделяют:
А. Яичные
В. Мясояичные С. Мясные
Д. Бойцовые
Е. Декоративные
57. Акклиматизация пород:
А. Это приспособление животных к новым условиям жизни В. Это пластичность породы
С. Это вырождение, дегенерация породы Д. Это перерождение породы
С. Это константность, стойкость породы
58. Факторы породообразования:
А. Социально-экономические, природно-климатические, кормовые В. Природные и климатические
С. Пастбищно-тебеневочные Д. Социальные
Е. Экономические
59. План селекционно-племенной работы состоит из разделов:
А. История создания породы, и характеристика ее по основным конституциональным и хозяйственно полезным признакам
В. Цели племенной работы с породой
С. Методика и техника племенной работы с породой
Д. Мероприятия по кормовой базе, содержанию и уходу за животными, исходя из особенностей породы к природным условиям зоны разведения
Е. План организационных мероприятий по созданию племенных хозяйств, выращивания и продажи племенного молодняка и прочее
60. Основные принципы районирования пород по регионам страны, области:
А. Порода должна обеспечивать получение максимального количества животноводческой продукции при минимальных затратах труда и средств.
В. Животные планируемой породы должны обладать максимальными приспособительными свойствами к данным условиям региона.
С. План породного районирования должен обеспечить организацию и проведение программы селекционно-племенной работы по улучшению продуктивности разводимых животных.
Д. Организацию или возможность организации племенной базы в данной области или регионе. Е. Основное условие плана породного районирования – это многопородность
1. Понятие о породе. Основные особенности породы.
2. Голландская порода
3. Герефордская порода
4. Основные классификации пород КРС.
5. Голштинская порода
6. Швицкая порода
7. Факторы породообразования.
9. Симментальская порода
10. Джерсейская порода
11. Калмыцкая порода
12. Забайкальская порода
13. Казахская белоголовая порода
14. Классификация пород по продуктивности свиней и лошадей
15. Классификация пород по продуктивности овец
16. Крупная белая порода
17. Порода дюрок
18. Порода ландрас
19. Бурятская грубошерстная порода Буубэй
20. Бурятская полугрубошерстная порода
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п