учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование представлений о функционировании растительного организма в условиях внешней среды;
- функционирования растительного организма в изменяющихся условиях среды;
- изучение адаптивных и акклимационных способностей различных типов растений;
- ознакомление с основными методами оценки устойчивости растений и клеток к абиотическим и биотическим стрессорам;
- ознакомление с путями повышения устойчивости растений к действию неблагоприятных факторов среды.
ПКС-6: Способен разработать теоретические модели, позволяющие прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов;
ИД-1ПКС-6 Разрабатывает теоретические модели, позволяющие прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов
ИД-1ПКС-11 Выполняет функции преподавателя в соответствии с нормативно-правовыми актами сфере образования
ИД-2ПКС-11 Проектирует образовательные программы и разрабатывает научно-методическое обеспечение их реализации
ИД-3ПСК-11 Реализует духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
:
:
ПКС-11: Готов выполнять функции преподавателя в образовательных организациях;
ИД-1ПКС-6 Разрабатывает теоретические модели, позволяющие прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов
ИД-1ПКС-11 Выполняет функции преподавателя в соответствии с нормативно-правовыми актами сфере образования
ИД-2ПКС-11 Проектирует образовательные программы и разрабатывает научно-методическое обеспечение их реализации
ИД-3ПСК-11 Реализует духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Убугунов Л.Л. Питание растений в криоаридных условиях Бурятии./: Учебное пособие/ Л.Л.Убугунов, М.Р.Маладаева, Н.Е.Абашеева и др Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им.В.Р.Филиппова, 2004.- 242 с.
3. Практикум по физиологии растений: учебное пособие для вузов. – 4-е изд., перераб и доп. – пособия для студентов вузов. Гриф УМО. – М.: КолосС, 2003 – 288 с.
4. Физиология и питание растений в криоаридных условиях Забайкалья : доп. Метод. советом Бурятской ГСХА в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: Ю. Н. Рузавин [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2021. - 138 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Перечень тем докладов
3. Контрольные вопросы для проведения устных опросов
4. Комплекс тестовых заданий
5. Перечень дискуссионных тем
Экологическая физиология растений
2) охватывает все разделы дисциплины
(один правильный ответ)
1. Что называют стрессорами
а) органы растения, отвечающие за стресс
б) защитные вещества – смолы, фитонциды и др.
в) специальные органы защиты растения- колючки, жгучие волоски
г) неблагоприятные факторы
2. К физическим факторам относятся
а) гербициды, инсектициды, промышленные отходы, избыточная влажность и др.
б) влияние животных, избыточная влажность и др.
в) цветение, созревание плодов, освещенность и др.
г) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная влажность и другие
3. Группы растений по отношению к засухе
а) гомойогидрические, пойкилоксерофиты, эфемеры
б) гомойогидрические, суккуленты, полуксерофиты
в) суккуленты, несуккулентные виды, эфемеры
г) суккуленты, эфемеры, несуккулентные виды, гомойогидрические
4. На популяционном уровне в стрессовую реакцию включается дополнительный фактор –
а) искусственный отбор
б) естественный отбор
в) норма реакции
г) естественный и искусственный отбор
5. А. Прямое действие радиации состоит -
Б. Непрямое или косвенное действие состоит -
а) в повреждениях молекул, мембран, органоидов клеток, вызываемых продуктами радиолиза воды
б) в радиационно-химических превращениях молекул в месте поглощения энергии излучения
Вариант №2
(несколько правильных ответов)
1. Стресс это -
а) проблема надежности в физиологии растений
б) неспецифические механизмы устойчивости у растений
в) специфические механизмы устойчивости у растений
2. К химическим факторам относятся
а) гербициды, инсектициды, промышленные отходы и др.
б) соли, газы, ксенобиотики и др.
в) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная
влажность и др.
г) влияние животных, избыточная влажность и др.
3. Основными причинами гибели клеток при низких отрицательных температурах являются:
а) их обезвоживание; механическое сжатие льдом
б) превращение сахара в крахмал; образование большого количества воды; образование льда
в) их насыщение водой; механическое сжатие льдом
г) их обезвоживание; гибель от мицелия грибов
4. А. Факультативные (необязательные) паразиты -
Б. Факультативные сапрофиты -
В. Облигатные (обязательные) паразиты –
а) фитофтора картофеля
б) возбудитель серой гнили
в) возбудитель бурой ржавчины пшеницы
5. К первичным неспецифическим процессам, происходящим в клетках растений при действии любого стресс-фактора не относят:
а) повышение проницаемости мембран, деполяризация мембранного потенциала плазмалеммы
б) сдвиг рН цитоплазмы в щелочную сторону
в) усиление поглощения кислорода, ускоренная трата АТФ, развитие свободнорадикальных реакций54
г) активизация и синтез стрессовых белков
Вариант №3
(несколько правильных ответов)
1. Ввел понятие стресс -
а) Г. Селье; б) Н.Е. Введенский; в) К.А. Тимирязев; г) Ч. Дарвин
2. К физическим факторам относятся -
а) гербициды, инсектициды, промышленные отходы и др.
б) соли, газы, ксенобиотики и др.
в) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная влажность и др.
г) недостаточная или избыточная влажность, температура и др.
3. При стрессах в клетках возрастает содержание
а) белков, сахаров
б) углеводов, пролина
в) жиров, сахаров
г) углеводов, жиров
4. А. Эвгалофиты -
Б. Криногалофиты –
В. Гликогалофиты –
а) полыни, кохии
б) солерос, сведа
в) кермек, тамарикс
5. ……………….способность растений сохранять жизнедеятельность при действии вредных газов
Вариант № 4
(несколько правильных ответов)
1. Для растений характерны фазы стрессовой реакции
а) первичная стрессовая реакция; адаптация; истощение ресурсов надежности
б) первичная стрессовая реакция; остановка роста; адаптация; усиленный рост
в) тревоги; остановка роста; адаптация; усиленный рост
г) тревоги; адаптации; истощение ресурсов надежности; усиленный рост
2. К химическим факторам относятся
а) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная влажность и др.
б) влияние животных, избыточная влажность и др.
в) гербициды, инсектициды, промышленные отходы и др.
г) соли, газы, ксенобиотики и др.
3. Растения, произрастающие на засоленных почвах –
а) гликогалофиты
б) эвгалофиты
в) криногалофиты
г) солевыделяющие галофиты
4. ……………. – эти вещества способствуют перенесению морозов, образуются при усилении процессов синтеза, защищают ткани
5. Переход в состояние покоя сопровождается:
б) уменьшается количество ауксина и гиббереллина и увеличивается количество АБК
в) смещается баланс в сторону увеличения количества воды и минеральных веществ
г) уменьшается количество сахаров и жиров, увеличивается количество АБК
Вариант №5
(несколько правильных ответов)
1. Факторы, вызывающие стресс у растений
а) абиотические, биотические, антропогенные
б) физические, генетические, адаптационные
в) физические, химические, биологические
г) абиотические, генетические, антропогенные
2. К химическим факторам относятся
а) гербициды, инсектициды, промышленные отходы и др.
б) соли, газы, ксенобиотики и др.
в) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная влажность и др.
г) влияние животных, избыточная влажность и др.
3. Важную роль в неспецифической устойчивости растений играют антибиотические вещества ………………
4. Наиболее солеустойчивые растения, накапливающие в вакуолях значительные концентрации солей -
а) эвгалофиты
б) криногалофиты
в) гликогалофиты
г) настоящие галофиты
5. Устойчивость теплолюбивых растений к низким положительным температурам ……………..
Вариант №6
(несколько правильных ответов)
1.Защита от неблагоприятных факторов среды обеспечивается:
а) особенностями анатомического характера, двигательными и физиологическими реакциями, выработкой защитных веществ
б) кутикулой, восками, коркой, сейсмонастиями, выделение АБК и спецбелков, выработкой смол, фитонцидов, токсинов
в) особенностями морфологического характера, двигательными и физиологическими реакциями, выработкой электротропизмов
г) особенностями анатомического характера, двигательными и физиологическими реакциями, выработкой травмотропизмов
2. К биологическим факторам, способным вызвать стресс у растений относятся:
а) гербициды, инсектициды, промышленные отходы и др.
б) радиоактивное излучение, механические воздействия, избыточная влажность и др.
в) цветение, созревание плодов, конкуренция с др. растениями и др.
г) влияние животных, избыточная влажность и др.
3. Устойчивость растений к низким положительным температурам
4. Что такое гипоксия и аноксия для растений? Приведите примеры. К чему приводит гипоксия и аноксия?
1. Что понимается под «средой». Факторы среды. Экологические факторы. (ПКС-6; ПКС-11)
2. Классификации экологических факторов. Классификация Г.Вальтера. (ПКС-6; ПКС-11)
3. Понятие «оптимум». Критерии оптимума. Правило оптимума. (ПКС-6; ПКС-11)
4. Методы определения оптимума. (ПКС-6; ПКС-11)
5. Виды оптимумов: естественный и прагматический; онтогенетический и филогенетический;
аутэкологический и синэкологический (ПКС-6; ПКС-11)
6. Понятие «адаптация». Генетическая (филогенетическая) и негенетическая
(онтогенетическая) адаптации. (ПКС-6; ПКС-11)
7. Температура растения. Супратемпературные растения. Адаптации вегетативных и
генеративных органов к пониженной температуре. (ПКС-6; ПКС-11)
8. Субтемпературные растения. Адаптации к повышенной температуре. (ПКС-6; ПКС-11)
9. Диапазоны температурной толерантности растений. Эвритермы и стенотермы. (ПКС-6;
ПКС-11)
10.Экология фотосинтеза и дыхания растений. (ПКС-6; ПКС-11)
11. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к холодным
местообитаниям. (ПКС-6; ПКС-11)
12. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации растений к жарким
местообитаниям. (ПКС-6; ПКС-11)
13. Понятие “стресс” Температурный стресс. (ПКС-6; ПКС-11)
14. Механизм повреждения высокими температурами. (ПКС-6; ПКС-11)
15. Терморезистентность растений. (ПКС-6; ПКС-11)
16. Терморезистентность важнейших физиологических процессов: фотосинтеза и
пигментов; водорастворимых белков. (ПКС-6; ПКС-11)
ПКС-11)
18. Устойчивость к образованию льда и закаливание к действию мороза (ПКС-6; ПКС-11)
19. Теория закаливания растений по И.И. Туманову. (ПКС-6; ПКС-11)
10. Зональная гипотеза действия температур С.Н.Дроздова. (ПКС-6; ПКС-11)
20.Количественные и качественные характеристики света. Спектральный состав солнечного
излучения. Понятие о физиологически активной радиации (ФАР). (ПКС-6; ПКС-11)
21 Световой режим местообитания и относительное световое довольствие (ОСД).
Измерение радиации и освещенности. (ПКС-6; ПКС-11)
22.Фотопериод. Фотоиндуцируемые процессы у растений. (ПКС-6; ПКС-11)
23.Группы растений по отношению к фотопериоду : растения длинного дня (ДДР), короткого
дня (КДР), нейтральные (НР). (ПКС-6; ПКС-11)
24.Механизмы регуляции цветения. Индуцированный механизм регуляции цветения у
растений. Понятие «фитохром». (ПКС-6; ПКС-11)
25.Теория цветения М.Х Чайлахяна. (ПКС-6; ПКС-11)
26.. Экологические группы растений по отношению к свету: световые (гелиофиты), теневые
(сциофиты) и теневыносливые (факультативные гелиофиты). (ПКС-6; ПКС-11)
27.. Морфофизиологические и анатомические адаптации гелиофитов и сциофитов к уровню
освещенности. (ПКС-6; ПКС-11)
28. Экологические группы растений по отношению к уровню освещенности. (ПКС-6; ПКС-11)
29.. Морфолого-анатомические особенности гелиофитов (ПКС-6; ПКС-11)
30. Физиологические адаптации гелиофитов к высокому уровню освещенности. (ПКС-6; ПКС-
11)
31.. Морфолого-анатомические особенности сциофитов. (ПКС-6; ПКС-11)
32.. Физиологические адаптации сциофитов к высокому уровню освещенности. (ПКС-6; ПКС-
11)
33.. Экологические группы растений по отношению к водному режиму : ксерофиты, мезофиты,
гигрофиты. (ПКС-6; ПКС-11)
34.. Ксерофиты. Адаптации суккулентов и склерофитов к недостатку воды. (ПКС-6; ПКС-11)
35.. Мезофиты. Классификации мезофитов. Морфолого-анатомические и физиологические
адаптации мезофитов. (ПКС-6; ПКС-11)
36. Психрофиты и криофиты. Классификация психрофитов. Ксероморфизм психрофитов.
(ПКС-6; ПКС-11)
37. Гигрофиты. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации гигрофитов. (ПКС-6;
ПКС-11)
38.Морфологические особенности погруженных, полупогруженных, гетерофилльных
гидрофитов. (ПКС-6; ПКС-11)
39.Особенности анатомической структуры листьев погруженных гидрофитов (ПКС-6; ПКС-11)
40.Особенности анатомической структуры листа плавающего гидрофита (ПКС-6; ПКС-11)
41.Особенности анатомической структуры листа гетерофилльного гидрофита (ПКС-6; ПКС-11)
42.Абиотические факторы почвы. Механический состав, органические вещества,
температурный и водный режим почвы. (ПКС-6; ПКС-11)
43.Кислотность почвы. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы:
ацидофилы,нейтрофилы, базифилы. (ПКС-6; ПКС-11)
44.Важнейшие макро- и микроэлементы почвы. Экологические группы растений в
зависимости от богатства почв: эвтрофы, олиготрофы, мезотрофы. Нитрофилы и нитрофобы.
Кальциефилы и кальциефобы. (ПКС-6; ПКС-11)
45.Засоленность почв. Галофиты и гликофиты. (ПКС-6; ПКС-11)
46.Биотические факторы почвы. Микробиота, мезобиота, макробиота. (ПКС-6; ПКС-11)
47.Микробиота. Функции почвенных бактерий, грибов и водорослей в процессах
почвообразования. (ПКС-6; ПКС-11)
48.Растения-псаммофиты. (ПКС-6; ПКС-11)
49.Морфолого-анатомические особенности растений-псаммофитов (ПКС-6; ПКС-11)
50.Литофиты. (ПКС-6; ПКС-11)
51.Галофиты. Особенности морфоструктуры. (ПКС-6; ПКС-11)
52.Анатомические особенности галофитов. (ПКС-6; ПКС-11)
53.Понятия «биоценоз», « биогеоценоз», «экосистема». (ПКС-6; ПКС-11)
54.Биотические связи организмов в биоценозах. Типы биотических отношений у растений:
конкуренция, паразитизм, комменсализм, мутуализм, аллелопатия. (ПКС-6; ПКС-11)
55.Биотические взаимоотношения между растениями. Контактные, трансабиотические,
трансбиотические (ПКС-6; ПКС-11)
56.Взаимоотношения между растениями и их консортами: с прокариотами, грибами,
сосудистыми растениями, животными. (ПКС-6; ПКС-11)
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема: Введение. Периодичность действия факторов среды.
1. Что понимается под «средой». Факторы среды. Экологические факторы.
2. Классификации экологических факторов. Классификация Г.Вальтера.
4. Методы определения оптимума.
5. Виды оптимумов: естественный и прагматический; онтогенетический и филогенетический;
аутэкологический и синэкологический.
6. Понятие «адаптация». Генетическая (филогенетическая) и негенетическая
(онтогенетическая) адаптации.
Тема: Аббиотические факторы среды.
1. Абиотические факторы почвы. Механический состав, органические вещества, температурный
и водный режим почвы.
2. Кислотность почвы. Экологические группы растений по отношению к кислотности почвы:
ацидофилы,нейтрофилы, базифилы.
3. Важнейшие макро- и микроэлементы почвы. Экологические группы растений в зависимости
от богатства почв: эвтрофы, олиготрофы, мезотрофы. Нитрофилы и нитрофобы. Кальциефилы и
кальциефобы.
4. Засоленность почв. Галофиты и гликофиты.
Тема: Биотические факторы среды.
1. Понятия «биоценоз», « биогеоценоз», «экосистема».
2. Биотические связи организмов в биоценозах. Типы биотических отношений у растений:
конкуренция, паразитизм, комменсализм, мутуализм, аллелопатия.
3. Биотические взаимоотношения между растениями. Контактные, трансабиотические,
трансбиотические
4. Взаимоотношения между растениями и их консортами: с прокариотами, грибами, сосудистыми
растениями, животными.
5. Биотические факторы почвы. Микробиота, мезобиота, макробиота.
6. Микробиота. Функции почвенных бактерий, грибов и водорослей в процессах
почвообразования.
Тема: Антропогенные факторы среды.
1. Применение гербицидов и их воздействие на рост и развитие растений.
2. Воздействие на фотосинтетическую активность растений диоксида азота и сернистого газа.
3. Как зависит действие излучения от фаз развития растений?
4. Реальный способ снижения токсического действия высоких концентраций минеральных солей
на растения
5. Чем определяет чувствительность растений ионизирующему облучению?
Перечень дискуссионных тем
1. Влияние эдафических факторов среды на физиологические процессы в растениях.
2. Влияние биотических факторов среды на физиологические процессы в растениях.
3. Антропогенные факторы среды, воздействующие на физиологические процессы в растениях.
1. Сигнальные системы растительной клетки. Их роль в поддержании устойчивости растений
и надежности функционирования.
2. Эволюция фотосинтеза. Роль фотосинтеза в развитии биосферы и формировании газового
состава атмосферы.
3. Экзогенные и эндогенные факторы цветения и сексуализации растений.
4. Роль света в процессах роста и развития растений. Явление фотопериодизма.
5. Регуляция фотопериодических реакций. Криптохромы и фитохромы.
6. Влияние температуры на процессы роста и развития растений. Термопериодизм. Явление
яровизации.
7. Движения растений. Тропизмы, настии, нутации. Механизмы движений, их регуляция и роль
в адаптациях к неблагоприятным факторам среды.
8. Общие принципы устойчивости растений к биотическим и абиотическим факторам среды.
Специфическая и неспецифическая устойчивость. Протекторные вещества растений.
9. Фитоиммунитет. Механизмы устойчивости растений к патогенам.
10. Физиологическое взаимодействие растений в фитоценозах. Аллелопатия
11. Основные типы жизненных форм растений. Их физиологическая характеристика.
12. Функциональные особенности гидро-, гигро-, мезо- и ксерофитов.
13. Особенности физиологии термофильных и криофильных растений.
14. Анатомо-морфологические и физиологические признаки сциофитов и гелиофитов в связи
с особенностями местообитаний.
15. Белки теплового шока и устойчивость растений к температурному стрессу.
16. Активные формы кислорода и их сигнальная роль у растений.
17. Окислительный стресс у растений. Пути устранения активных форм кислорода и
предотвращения их образования в клетках растений.
18. Роль растений в биогеохимических циклах углерода, азота, кислорода и других
элементов.
19. Растения и глобальные климатические изменения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п