учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по бюджету и бюджетной системе; развитие знаний, умений, навыков применения бюджетной классификации РФ, использования нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, расчетно-аналитической деятельности в процессе управления бюджетами бюджетной системы РФ и зарубежных стран
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2.1. ИД-1. Формирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определяет ожидаемые результаты решения
выделенных задач
ПКС-5.2. ИД-2. Составляет финансовые планы, бюджеты и сметы исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта
экономических процессах и явлениях, тенденции изменения социально-экономических показателей в области бюджета и бюджетной системы; практику применения законодательства РФ, методические документы по бюджетированию, финансовый менеджмент, внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;:
экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей в области бюджета и бюджетной системы; формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов; применять методы финансовых вычислений;:
ПКС-5: Способен к разработке финансовой политики, составлению финансовых планов, бюджетов и смет исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта;
УК-2.1. ИД-1. Формирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определяет ожидаемые результаты решения
выделенных задач
ПКС-5.2. ИД-2. Составляет финансовые планы, бюджеты и сметы исходя из стратегических целей и перспектив развития экономического субъекта
экономических процессах и явлениях, тенденции изменения социально-экономических показателей в области бюджета и бюджетной системы; практику применения законодательства РФ, методические документы по бюджетированию, финансовый менеджмент, внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;:
внутренние организационно-распорядительные документы
экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей в области бюджета и бюджетной системы; формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов; применять методы финансовых вычислений;:
субъекта
форма текущего контроля успеваемости)
работ
политика государства
политика государства
политика государства.
мобилизации доходов в бюджет
мобилизации доходов в бюджет
мобилизации доходов в бюджет
бюджетных расходов, методология их
планирования
бюджетных расходов, методология их
планирования
бюджетных расходов, методология их
планирования
пути развития экономики страны
пути развития экономики страны
пути развития экономики страны
здравоохранение, социальную политику
здравоохранение, социальную политику
здравоохранение, социальную политику
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Комплект заданий для деловой игры,
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (темы письменных работ): перечень вопросов для самостоятельного изучения.
Комплект тестовых заданий
Бюджет и бюджетная система
2) охватывает все разделы дисциплины
Б1.В.17 Бюджет и бюджетная система
Блок 1 (тестовые задания – дескриптор «Знать»)
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Что такое бюджетная система РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Совокупность всех налогов и сборов государства
b) Совокупность федерального, региональных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов
c) Совокупность только федерального и местных бюджетов
d) Совокупность только внебюджетных фондов
Правильный ответ: b
Задание 2 (выберите один вариант ответа). Какое из перечисленных является уровнем бюджетной системы РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Федеральный бюджет
b) Международный бюджет
c) Корпоративный бюджет
d) Бюджет частных компаний
Правильный ответ: a
Задание 3 (выберите один вариант ответа). Какой принцип НЕ относится к бюджетной системе РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Единство бюджетной системы
b) Самостоятельность бюджетов
c) Конфиденциальность бюджетных данных
d) Сбалансированность бюджета
Задание 4 (выберите один вариант ответа). Что означает принцип «разграничения доходов и расходов» в бюджетной системе (УК-2, ПКС-5)?
a) Доходы и расходы не учитываются
b) Доходы и расходы распределяются между уровнями бюджетной системы по установленным нормам
c) Доходы и расходы объединяются в один бюджет
d) Доходы полностью расходуются на местном уровне
Правильный ответ: b
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Как называется группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (УК-2, ПКС-5)?
a) Бюджетный процесс
b) Бюджетная классификация
c) Бюджетный контроль
d) Бюджетное планирование
Правильный ответ: b
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Что такое бюджет (УК-2, ПКС-5)?
a) Фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
b) Совокупность налогов, собираемых государством
c) Финансовый отчет предприятия
d) Денежные средства частных компаний
Правильный ответ: a
Задание 7 (выберите один вариант ответа). Какая функция бюджета связана с перераспределением финансовых ресурсов (УК-2, ПКС-5)?
a) Контрольная функция
b) Распределительная функция
c) Инвестиционная функция
d) Регулирующая функция
Правильный ответ: b
Задание 8 (выберите один вариант ответа). Какой документ утверждает федеральный бюджет РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Конституция РФ
b) Федеральный закон о бюджете
c) Указ Президента РФ
d) Постановление Правительства РФ
Правильный ответ: b
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Какие бюджеты входят в состав бюджетной системы РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Только федеральный и местные бюджеты
b) Федеральный, региональные, местные и внебюджетные фонды
c) Только региональные бюджеты
d) Только внебюджетные фонды
Правильный ответ: b
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Что регулирует бюджетное законодательство РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Только налоги
b) Все бюджетные правоотношения, включая полномочия органов власти и бюджетный процесс
c) Только расходы бюджета
d) Только доходы бюджета
Правильный ответ: b
Задание 11 (выберите один вариант ответа). Что такое внебюджетные фонды (УК-2, ПКС-5)?
a) Фонды, не связанные с государством
b) Государственные целевые фонды, финансируемые вне основного бюджета
c) Частные инвестиционные фонды
d) Фонды местных предприятий
Правильный ответ: b
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Какой из перечисленных принципов относится к бюджетной системе РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Анонимность
b) Целевой характер и адресность использования средств
c) Произвольность распределения средств
d) Непрозрачность бюджетного процесса
Задание 13 (выберите один вариант ответа). Что такое бюджетный дефицит (УК-2, ПКС-5)?
a) Превышение доходов над расходами
b) Превышение расходов над доходами
c) Равенство доходов и расходов
d) Отсутствие доходов
Правильный ответ: b
Задание 14 (выберите один вариант ответа). Какой уровень бюджета в РФ является самостоятельным звеном (УК-2, ПКС-5)?
a) Только федеральный бюджет
b) Федеральный, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты
c) Только местные бюджеты
d) Только бюджеты субъектов РФ
Правильный ответ: b
Задание 15 (выберите один вариант ответа). К какой категории относится бюджет как экономическая категория (УК-2, ПКС-5)?
a) Частная собственность
b) Форма образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения задач государства
c) Финансовый отчет
d) Капитал предприятия
Правильный ответ: b
Задание 16 (выберите один вариант ответа). Что из перечисленного относится к функциям бюджета (УК-2, ПКС-5)?
a) Распределительная и контрольная
b) Производственная и маркетинговая
c) Инвестиционная и торговая
d) Управленческая и кадровая
Правильный ответ: a
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Кто утверждает бюджеты субъектов РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Федеральное собрание РФ
b) Законы субъектов РФ
c) Президент РФ
d) Правительство РФ
Правильный ответ: b
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Что такое бюджетный процесс (УК-2, ПКС-5)?
a) Процесс сбора налогов
b) Процедуры планирования, утверждения, исполнения и контроля бюджета
c) Процесс инвестирования бюджета
d) Процесс распределения прибыли предприятий
Правильный ответ: b
Задание 19 (выберите один вариант ответа). Какой из документов регулирует бюджетные правоотношения в РФ (УК-2, ПКС-5)?
a) Трудовой кодекс РФ
b) Бюджетный кодекс РФ
c) Гражданский кодекс РФ
d) Налоговый кодекс РФ
Правильный ответ: b
Задание 20 (выберите один вариант ответа). Что такое межбюджетные трансферты (УК-2, ПКС-5)?
a) Переводы средств между бюджетами разных уровней
b) Переводы средств частных компаний
c) Платежи налогоплательщиков в бюджет
d) Инвестиции в бюджет
Правильный ответ: a
Задание 21 (выберите один вариант ответа). Какой из принципов бюджетной системы РФ обеспечивает прозрачность и открытость информации (УК-2, ПКС-5)?
a) Гласность
b) Конфиденциальность
c) Централизация
d) Анонимность
Правильный ответ: a
Задание 22 (выберите один вариант ответа). Что из перечисленного НЕ относится к доходам бюджета (УК-2, ПКС-5)?
a) Налоговые поступления
b) Доходы от собственности государства
c) Заработная плата работников бюджета
d) Неналоговые доходы
Правильный ответ: c
Задание 23 (выберите один вариант ответа). Что такое бюджетная классификация (УК-2, ПКС-5)?
a) Метод группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов
b) Классификация налогоплательщиков
c) Классификация государственных служащих
d) Классификация предприятий по доходам
Правильный ответ: a
Задание 24 (выберите один вариант ответа). Какой орган утверждает местные бюджеты (УК-2, ПКС-5)?
a) Федеральное собрание РФ
b) Правовые акты органов местного самоуправления
c) Президент РФ
d) Правительство РФ
Правильный ответ: b
Задание 25 (выберите один вариант ответа). Что является основой формирования государственных доходов (УК-2, ПКС-5)?
a) Налоговое законодательство
b) Трудовое законодательство
c) Гражданское законодательство
d) Торговое законодательство
Правильный ответ: a
Задание 26 (выберите один вариант ответа). Что означает принцип самостоятельности бюджетов (УК-2, ПКС-5)?
a) Бюджеты всех уровней утверждаются одним органом
b) Каждый бюджет имеет право самостоятельно формировать доходы и расходы в рамках законодательства
c) Бюджеты не имеют права изменять свои доходы
d) Бюджеты зависят полностью от федерального бюджета
Правильный ответ: b
Задание 27 (выберите один вариант ответа). Какова основная цель дисциплины «Бюджетная система» (УК-2, ПКС-5)?
a) Формирование у студентов компетенций в области планирования, утверждения, исполнения и контроля бюджета
b) Изучение бухгалтерского учета предприятий
c) Изучение маркетинга и управления персоналом
d) Изучение международных финансов
Правильный ответ: a
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 28 (Установите последовательность). Установите правильную последовательность этапов бюджетного процесса (УК-2, ПКС-5):
1. Исполнение бюджета
2. Составление бюджета
3. Контроль за исполнением бюджета
4. Утверждение бюджета
a) 2 – 4 – 1 – 3
b) 4 – 2 – 1 – 3
c) 2 – 1 – 4 – 3
d) 1 – 2 – 3 – 4
Правильный ответ: а)
Задание 29 (Установите соответствие). Расположите по порядку уровни бюджетной системы РФ по убыванию (УК-2, ПКС-5):
1. Федеральный бюджет
2. Муниципальный бюджет
3. Бюджет субъекта РФ
а) 1 – 3 – 2
b) 3 – 1 – 2
c) 2 – 3 – 1
d) 3 – 2 – 1
Правильный ответ: а)
1. Анализ предыдущего бюджета
2. Определение доходов
3. Определение расходов
4. Согласование и утверждение
а) 1 – 2 – 3 – 4
b) 2 – 1 – 3 – 4
c) 1 – 3 – 2 – 4
d) 3 – 2 – 1 – 4
Правильный ответ: а)
Задание 31 (Установите соответствие). Установите соответствие между типами бюджетов и их характеристиками (УК-2, ПКС-5):
Тип бюджета Характеристика
1) Федеральный бюджет а) Бюджет муниципального образования
2) Бюджет субъекта РФ б) Бюджет всей страны
3) Муниципальный бюджет в) Бюджет региона
а) 1 – б, 2 – в, 3 – а
b) 1 – а, 2 – б, 3 – в
c) 1 – в, 2 – а, 3 – б
d) 1 – б, 2 – а, 3 – в
Правильный ответ: а)
Задание 32 (Установите соответствие). Установите соответствие между видами доходов бюджета и их примерами (УК-2, ПКС-5):
Вид дохода Пример
1) Налоговые доходы а) Платежи за пользование природными ресурсами
2) Безвозмездные поступления б) Налог на добавленную стоимость (НДС)
3) Доходы от имущества в) Государственные субсидии
a) 1 – б, 2 – в, 3 – а
b) 1 – а, 2 – б, 3 – в
c) 1 – в, 2 – а, 3 – б
d) 1 – б, 2 – а, 3 – в
Правильный ответ: а)
Задание 33 (Установите соответствие). Установите соответствие между функциями бюджета и их описаниями (УК-2, ПКС-5):
Функция бюджета Описание
1) Распределительная а) Контроль за расходованием средств
2) Контрольная б) Перераспределение ВВП и доходов
3) Регулирующая в) Влияние на экономику через налоги и расходы
а) 1 – б, 2 – а, 3 – в
b) 1 – в, 2 – б, 3 – а
c) 1 – а, 2 – в, 3 – б
d) 1 – б, 2 – в, 3 – а
Правильный ответ: а)
Задание 34 (Установите последовательность). Установите правильную последовательность действий при исполнении бюджета (УК-2, ПКС-5):
1. получение доходов
2. планирование расходов
3. контроль за использованием средств
4. финансирование расходов
Варианты:
а) 2 – 1 – 4 – 3
b) 1 – 2 – 3 – 4
c) 2 – 4 – 1 – 3
d) 1 – 4 – 2 – 3
Правильный ответ: а)
Задание 35 (Установите соответствие). Соотнесите источники доходов бюджета с их типами (УК-2, ПКС-5):
Источники доходов Тип дохода
1) Налоговые поступления а) доходы от продажи государственного имущества
2) Неналоговые доходы б) налоги и сборы
3) Доходы от приватизации в) плата за услуги и штрафы
Варианты:
b) 1-а, 2-б, 3-в
c) 1-в, 2-а, 3-б
d) 1-б, 2-а, 3-в
Правильный ответ: a)
Задание 36 (Установите соответствие). Соотнесите методы финансирования дефицита бюджета с их характеристиками (УК-2, ПКС-5):
Методы финансирования Характеристика
1) Внутренние займы а) выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке
2) Внешние займы б) кредиты международных финансовых организаций
3) Эмиссия денег в) создание дополнительной денежной массы
Варианты:
a) 1-а, 2-б, 3-в
b) 1-б, 2-а, 3-в
c) 1-в, 2-а, 3-б
d) 1-а, 2-в, 3-б
Правильный ответ: a)
Задание 37 (Установите последовательность). Расположите стадии формирования бюджета по порядку (УК-2, ПКС-5):
1. утверждение бюджета
2. исполнение бюджета
3. составление проекта бюджета
4. контроль за исполнением бюджета
Варианты:
a) 3 – 1 – 2 – 4
b) 1 – 3 – 2 – 4
c) 3 – 2 – 1 – 4
d) 2 – 3 – 1 – 4
Правильный ответ: a)
Задание 38 (Установите последовательность). Расположите уровни бюджетной системы РФ по возрастанию количества бюджетов (УК-2, ПКС-5):
1. федеральный бюджет
2. бюджеты субъектов РФ
3. местные бюджеты
Варианты:
a) 1 – 2 – 3
b) 3 – 2 – 1
c) 2 – 1 – 3
d) 1 – 3 – 2
Правильный ответ: a)
Задание 39 (Установите последовательность). Расположите этапы бюджетного контроля в правильном порядке (УК-2, ПКС-5):
1. анализ отчетности
2. проверка исполнения бюджета
3. подготовка рекомендаций
4. проведение аудита
Варианты:
a) 2 – 4 – 1 – 3
b) 4 – 2 – 1 – 3
c) 1 – 2 – 3 – 4
d) 2 – 1 – 4 – 3
Правильный ответ: a)
Задание 40 (Установите последовательность). Расположите виды бюджетных доходов по степени их значимости для федерального бюджета РФ (УК-2, ПКС-5):
1. налоговые доходы
2. неналоговые доходы
3. займы населения
4. кредиты международных организаций
Варианты:
a) 1 – 2 – 3 – 4
b) 2 – 1 – 4 – 3
c) 3 – 4 – 1 – 2
Правильный ответ: a) 1 – 2 – 3 – 4
Задание 41 (Установите последовательность). Расположите виды бюджетных расходов по приоритету (УК-2, ПКС-5):
1. социальные расходы
2. оборона и безопасность
3. экономическое развитие
4. обслуживание государственного долга
Варианты:
a) 1 – 2 – 3 – 4
b) 2 – 1 – 3 – 4
c) 3 – 4 – 2 – 1
d) 4 – 3 – 2 – 1
Правильный ответ: a)
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 42. (Кейс -задание) (УК-2, ПКС-5) В условиях экономического кризиса дефицит бюджета РФ зависит от цен на нефть. Социальные обязательства остаются высокими, что влияет на налоговую нагрузку.
Вопрос 1: Почему размер бюджетного дефицита РФ определяется прежде всего ценами на нефть?
Варианты ответов:
a) Нефть - главный источник доходов бюджета.
b) Цены на нефть влияют на экспортные поступления.
c) Нефть не влияет на бюджет.
Правильный ответ: a,b
Вопрос 2: Как социальные расходы влияют на структуру государственного бюджета?
Варианты ответов:
a) Социальные расходы сокращаются быстро.
b) Социальные расходы остаются высокими и требуют увеличения налогов.
c) Социальные расходы не влияют на бюджет.
Правильный ответ: b
Задание 43. (Кейс -задание) (УК-2, ПКС-5) Государственный бюджет РФ предусматривает значительные социальные расходы и инвестиции. Однако из-за кризиса 2008-2009 гг. и роста социальных обязательств бюджетный дефицит сохраняется.
Как структура государственного бюджета способствует достижению приоритетов развития экономики России?
Варианты ответов:
a) Социальные расходы поддерживают стабильность общества, но ограничивают инвестиции в развитие.
b) Инвестиции преобладают над социальными расходами, что способствует быстрому росту экономики.
c) Бюджет не учитывает социальные обязательства и направлен только на инвестиции.
d) Социальные расходы и инвестиции сбалансированы, что обеспечивает устойчивое развитие.
Правильный ответ: a
Задание 44. (Кейс -задание) (УК-2, ПКС-5) В России действует бюджетный федерализм с распределением доходов и расходов между федеральным центром и регионами. Межбюджетные трансферты играют важную роль. Какова роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе РФ?
Варианты ответов:
a) Трансферты обеспечивают финансовую поддержку регионов с недостаточными доходами.
b) Трансферты используются только для финансирования федеральных программ.
c) Трансферты уменьшают финансовую самостоятельность регионов.
d) Трансферты не влияют на бюджет регионов.
Правильный ответ: a
Задание 45. (Кейс -задание) (УК-2, ПКС-5) Муниципальные образования используют различные налоговые режимы, включая патентную систему и единый налог на вмененный доход. С 2011 года сфера применения патентной системы расширяется. Как расширение патентной системы налогообложения влияет на бюджеты муниципальных образований?
Варианты ответов:
a) Увеличивает поступления в местные бюджеты за счёт расширения числа налогоплательщиков.
b) Снижает налоговые поступления, так как налоговая нагрузка уменьшается.
c) Не влияет на доходы муниципалитетов.
d) Приводит к уменьшению числа предпринимателей.
Правильный ответ: a
Тема 1. Сущность, функции бюджета и бюджетная политика государства
Вопросы для обсуждения
1.Экономическая сущность и функции бюджета.
2. Бюджет как инструмент государственного регулирования национальной экономики, планирования экономического роста и финансовых процессов.
3.Факторы, влияющие на содержание и приоритеты текущей бюджетной и среднесрочной финансовой политики
4.Основная характеристика составных частей бюджета: бюджетных поступлений, бюджетных расходов, бюджетного дефицита и профицита.
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и содержание бюджетного устройства и бюджетной системы, его обусловленность типом государства.
2. Основные виды бюджетов: федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
3. Характеристика, роль, значение и взаимодействие бюджетов разных уровней в решении общих задач социального, экономического и финансового развития государства, регионов и муниципальных образований.
4. Понятие, содержание и назначение консолидированного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации органов местного самоуправления.
Тема 3. Межбюджетные отношения
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и принципы формирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
2. Содержание межбюджетных отношений.
3. Расходные обязательства Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ: необходимость, формы, нормативно-правовое обеспечение.
5. Распределение доходов между бюджетами.
6. Понятие, содержание и виды бюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам.
Тема 4. Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет.
Вопросы для обсуждения
1.Система доходов бюджета и ее понятие.
2.Экономическое содержание и принципы организации источников доходов в бюджеты всех уровней. Критерии группировки доходов бюджета в бюджетной классификации Российской Федерации.
3.Принципы и методы формирования и мобилизации доходов в бюджеты, их источники и виды: налоговые неналоговые и безвозмездные поступления.
4.Роль, значение и характеристика налоговых доходов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов, налогов на имущество, платежей за использование природных ресурсов и др.
5. Принципы и формы организации неналоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации муниципальных образований в Налоговом кодексе Российской Федерации.
6.Безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, зарубежных организаций и правительств, международных финансовых организаций.
Тема 5. Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов, методология их планирования.
Вопросы для обсуждения
1.Экономическое содержание бюджетных расходов, их классификация.
2.Понятие и содержание бюджета текущих расходов и бюджета развития.
3. Состав и структура расходов звеньев бюджетной системы.
4.Общие задачи и принципы финансирования расходов из федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики, социальную политику, внешнеэкономическую деятельность, национальную оборону и правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга.
5.«Электронный бюджет» в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Тема 6. Государственная поддержка инновационногопути развития экономики страны.
Вопросы для обсуждения
1.Значение бюджетных расходов, направляемых в реальный сектор экономики, особенности их финансирования.
2. Состав и структура расходов на поддержку отраслей реального сектора экономики.
3.Формы и методы предоставления бюджетных ассигнований на развитие промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта энергетики, связи, дорожного хозяйства, информатики и других отраслей экономики.
4.Порядок предоставления государственных дотаций, компенсаций, субсидий, товарных кредитов.
5.Влияние объемов и структуры бюджетных расходов на структурную перестройку экономики, укрепление конкурентоспособности российских предприятий, обеспечение экологической безопасности, совершенствование рыночных отношений и механизмов их регулирования.
6. Государственные инвестиции как расходы, стимулирующие экономический рост.
7.Развитие государственно-частного партнерства, обеспечение модернизации и технологического развития экономики.
Тема 7. Расходы бюджетов на образование, здравоохранение,социальную политику
Вопросы для обсуждения
1.Роль и значение расходов бюджетов на образование, здравоохранение, социальную политику.
2. Закрепление полномочий за нижестоящими бюджетными уровнями по финансированию расходов на образование,здравоохранение, социальную политику.
3.Состав и структура расходов на образование, здравоохранение, социальную политику источники их финансового обеспечения.
4.Методы планирования и финансирования расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы, расходов на текущее содержание учрежденийобразования, здравоохранения, социальной сферы.
5.Особенности исчисления затрат на материально-техническое содержание и финансовое обеспечение расходов на оказание государственных социальных услуг.
Тема 8. Основы бюджетного процесса
Вопросы для обсуждения
1.Этапы бюджетного процесса, их содержание, значение и взаимосвязь.
3.Участники бюджетного процесса и их полномочия.
4.Основные этапы бюджетного процесса, их характеристика и законодательное регулирование.
5.Содержание организационной, экономической и методической работы финансовых органов на всех этапах бюджетного процесса.
6. Основные направления совершенствования бюджетного процесса.
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Тема 1. Сущность, функции бюджета и бюджетная политика государства
1.Экономическая сущность и функции бюджета.
2. Бюджет как инструмент государственного регулирования национальной экономики, планирования экономического роста и финансовых процессов.
3.Факторы, влияющие на содержание и приоритеты текущей бюджетной и среднесрочной финансовой политики государства.
4.Основная характеристика составных частей бюджета: бюджетных поступлений, бюджетных расходов, бюджетного дефицита и профицита.
Тема 2. Бюджетное устройство и бюджетная система
1. Понятие и содержание бюджетного устройства и бюджетной системы, его обусловленность типом государства.
2. Основные виды бюджетов: федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
3. Характеристика, роль, значение и взаимодействие бюджетов разных уровней в решении общих задач социального, экономического и финансового развития государства, регионов и муниципальных образований.
4. Понятие, содержание и назначение консолидированного бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации органов местного самоуправления.
Тема 3. Межбюджетные отношения
1. Понятие и принципы формирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
2. Содержание межбюджетных отношений.
3. Расходные обязательства Российской Федерации и муниципальных образований.
4. Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ: необходимость, формы, нормативно-правовое обеспечение.
5. Распределение доходов между бюджетами.
6. Понятие, содержание и виды бюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам.
Тема 4. Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет.
1.Система доходов бюджета и ее понятие.
2.Экономическое содержание и принципы организации источников доходов в бюджеты всех уровней. Критерии группировки доходов бюджета в бюджетной классификации Российской Федерации.
3.Принципы и методы формирования и мобилизации доходов в бюджеты, их источники и виды: налоговые неналоговые и безвозмездные поступления.
4.Роль, значение и характеристика налоговых доходов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов, налогов на имущество, платежей за использование природных ресурсов и др.
5. Принципы и формы организации неналоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации муниципальных образований в Налоговом кодексе Российской Федерации.
6.Безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, зарубежных организаций и правительств, международных финансовых организаций.
Тема 5. Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов, методология их планирования.
1.Экономическое содержание бюджетных расходов, их классификация.
2.Понятие и содержание бюджета текущих расходов и бюджета развития.
3. Состав и структура расходов звеньев бюджетной системы.
4.Общие задачи и принципы финансирования расходов из федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики, социальную политику, внешнеэкономическую деятельность, национальную оборону и правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга.
5.«Электронный бюджет» в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Тема 6. Государственная поддержка инновационногопути развития экономики страны.
1.Значение бюджетных расходов, направляемых в реальный сектор экономики, особенности их финансирования.
2. Состав и структура расходов на поддержку отраслей реального сектора экономики.
3.Формы и методы предоставления бюджетных ассигнований на развитие промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта энергетики, связи, дорожного хозяйства, информатики и других отраслей экономики.
4.Порядок предоставления государственных дотаций, компенсаций, субсидий, товарных кредитов.
5.Влияние объемов и структуры бюджетных расходов на структурную перестройку экономики, укрепление конкурентоспособности российских предприятий, обеспечение экологической безопасности, совершенствование рыночных отношений и механизмов их регулирования.
6. Государственные инвестиции как расходы, стимулирующие экономический рост.
7.Развитие государственно-частного партнерства, обеспечение модернизации и технологического развития экономики.
Тема 7. Расходы бюджетов на образование, здравоохранение, социальную политику
1.Роль и значение расходов бюджетов на образование, здравоохранение, социальную политику.
2. Закрепление полномочий за нижестоящими бюджетными уровнями по финансированию расходов на образование,здравоохранение, социальную политику.
3.Состав и структура расходов на образование, здравоохранение, социальную политику источники их финансового
4.Методы планирования и финансирования расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы, расходов на текущее содержание учреждений образования, здравоохранения, социальной сферы. 5.Особенности исчисления затрат на материально-техническое содержание и финансовое обеспечение расходов на оказание государственных социальных услуг.
Тема 8. Организационно - правовые основы бюджетного процесса
1.Этапы бюджетного процесса, их содержание, значение и взаимосвязь.
2.Организационно - правовое регулирование бюджетного процесса
3.Участники бюджетного процесса и их полномочия.
4.Основные этапы бюджетного процесса, их характеристика и законодательное регулирование.
5.Содержание организационной, экономической и методической работы финансовых органов на всех этапах бюджетного процесса.
6. Основные направления совершенствования бюджетного процесса.
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия».
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре.
Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента.
Третий этап - Ролевое общение внутри группы.
Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры.
Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Задания. Подготовить доклады по результатам проведенных исследований:
- Бюджетное устройство и бюджетная система
- Межбюджетные отношения
- Экономическое содержание и основы мобилизации доходов в бюджет
- Экономическое содержание и назначение бюджетных расходов, методология их планирования
- Государственная поддержка инновационного пути развития экономики страны
- Расходы бюджетов на образование, здравоохранение, социальную политику
- Основы бюджетного процесса
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Перечень вопросов к зачету
1.Экономическая сущность и функции бюджета (УК-2, ПКС-5)
2.Роль бюджета в регулировании экономики страны. (УК-2, ПКС-5)
3. Бюджетная политика государства и основные критерии ее эффективности. (УК-2, ПКС-5)
4.Бюджетное устройство государства и его основные виды. (УК-2, ПКС-5)
5.Бюджетная система РФ и ее структура. (УК-2, ПКС-5)
6.Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. (УК-2, ПКС-5)
7.Бюджетная классификации, ее необходимость, законодательное закрепление и основная задача. (УК-2, ПКС-5)
8.Понятие кода бюджетной классификации и ее состав. (УК-2, ПКС-5)
9.Классификация доходов бюджетов. Структура кода классификации доходов бюджета. (УК-2, ПКС-5)
10.Классификация расходов бюджетов. Структура кода классификации расходов бюджетов(УК-2, ПКС-5)
11.Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. (УК-2, ПКС-5)
12.Социально-экономическая сущность и общая характеристика доходов бюджетов. (УК-2, ПКС-5)
13. Основные виды доходов бюджетов и их характеристика. (УК-2, ПКС-5)
14. Неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ. (УК-2, ПКС-5)
15. Безвозмездные поступления доходов бюджетов и их содержание. (УК-2, ПКС-5)
16.Формирование собственных доходов бюджетов субъектов РФ. (УК-2, ПКС-5)
17.Собственные доходы местных бюджетов и их характеристика. (УК-2, ПКС-5)
18. Налоговая система Российской Федерации, ее основные элементы. (УК-2, ПКС-5)
19.Понятие налога, его признаки, основные элементы и функции. (УК-2, ПКС-5)
20.Виды налоговых платежей в Российской Федерации. Определение коэффициента собираемости налогов. (УК-2, ПКС-5) 21.Налоговые доходы федерального бюджета и их характеристика. (УК-2, ПКС-5)
22.Региональные и местные налоговые доходы. (УК-2, ПКС-5)
23.Социально-экономическая сущность и общая характеристика расходов бюджетов. (УК-2, ПКС-5)
24.Расходные обязательства, понятие, уровни и основные виды. Реестры расходных обязательств. (УК-2, ПКС-5)
25.Бюджетные ассигнования и их виды. Понятие лимита бюджетных обязательств. (УК-2, ПКС-5)
26.Расходы федерального бюджета РФ. (УК-2, ПКС-5)
27.Расходы на обеспечение государственных функций и социально-ориентированные расходы. (УК-2, ПКС-5)
29.Классификация дефицитов бюджета. Источники финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. (УК-2, ПКС-5)
30.Межбюджетный федерализм и его модели. (УК-2, ПКС-5)
31.Основные этапы развития межбюджетных отношений в РФ. (УК-2, ПКС-5)
32.Межбюджетные трансферты и их основные формы. (УК-2, ПКС-5)
33.Фонды межбюджетных трансфертов, особенности их обеспечения и функционирования. (УК-2, ПКС-5)
34.Межбюджетные отношения в субъектах РФ и основные инструменты их регулирования. (УК-2, ПКС-5)
35.Понятие и сущность бюджетного процесса. Участники бюджетного(УК-2, ПКС-5) процесса и их бюджетные полномочия. (УК-2, ПКС-5)
36.Этапы и направления реформирования бюджетного процесса в России. (УК-2, ПКС-5)
37.Составление проекта федерального бюджета. (УК-2, ПКС-5)
38.Составление проектов региональных бюджетов. (УК-2, ПКС-5)
39.Общие положения рассмотрения и утверждения бюджетов. (УК-2, ПКС-5)
40.Этапы рассмотрения и утверждения бюджетов(УК-2, ПКС-5).
41. Исполнение бюджета как составная часть бюджетного процесса. (УК-2, ПКС-5)
42.Основы исполнения бюджета в Российской Федерации. (УК-2, ПКС-5)
43.Исполнение бюджетов по доходам, по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. (УК-2, ПКС-5) 44.Становление и развитие казначейской системы в России. (УК-2, ПКС-5)
45.Структура органов Федерального казначейства в РФ и их основные функции. (УК-2, ПКС-5)
46.Технологии и процедуры казначейского исполнения федерального бюджета по доходам. (УК-2, ПКС-5)
47.Технологии и процедуры казначейского исполнения федерального бюджета по расходам и завершению финансового года. (УК-2, ПКС-5)
48. Система государственного финансового контроля и ее основные элементы. (УК-2, ПКС-5)
49.Основные методы осуществления финансового контроля, общая характеристика. (УК-2, ПКС-5)
50. Проверки и ревизии как методы финансового контроля, их отличительные черты и виды. (УК-2, ПКС-5)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
для учета в рейтинге (оценка)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п