учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: целостное представление об теплоснабжении в энергетике предприятий ЖКХ. О видах топ-ливных энергетических ресурсов и их грамотном применении в технологических процессах предприятий
ПКС-2: Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам;
ПКС-2 Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-2 Способен участвовать в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных разработок энергообъектов и их элементов по стандартным методикам
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
форма текущего контроля успеваемости)
работ
3 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, компьютер с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, мультимедиа-проектор, 3 стендов. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Клавиатура с большими кнопками для людей с ограниченными возможностями (Беспроводная) Кнопка компьютерная SimplyWorks Switch 75 беспроводная Стол СИ-1,
Дарханов А.И. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы - Энергосбережение в теплотехнике и теплотехнологиях : для обучающихся инженерного факультета по направлению 35.03.06 "Электрооборудование и электротехнология" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Инженерный фак., Каф. "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" ; сост.: А. И. Дарханов, Н. С. Хусаев. - Улан-Удэ : [б. и.], 2017. - 17 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2231
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект кейс-задачи
3. Комплект вопросов для устного опроса
Потери электрической энергии
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предпосылки, область регулирования, назначение. (ПКС-2; ПКС-7)
2. Основные принципы регулирования потребления энергии, стимулирования экономию потребления энергоресурсов, техническое регулирование. (ПКС-2; ПКС-7)
3. Обзор поддерживающих подзаконных актов, поле регулирования, сроки принятия. (ПКС-2; ПКС-7)
Инструменты энергосбережения и повышения энергетической эффективности. (ПКС-2; ПКС-7)
4. Приведите структуру энергетической отрасли РФ. (ПКС-2; ПКС-7)
5. Опишите стадии трансформации первичных энергоресурсов. (ПКС-2; ПКС-7)
раскройте термины и определения: Энергетика. Электроэнергетика, Теплоэнергетика, Гидроэнергетика, Ядерная
6. Энергетический баланс: назначение, структура, область применения? Приведите основные требования к качеству энергоносителей. (ПКС-2; ПКС-7)
7. Энергетическое хозяйство РФ. состав и структура. (ПКС-2; ПКС-7)
8. Роль и место нетрадиционной и возобновляемой энергетики в структуре энергетического хозяйства РФ. (ПКС-2; ПКС-7)
9. Раскройте суть стратегического подхода к анализу и оценке предпосылок, структуры и методов борьбы с потерями энергоносителей. (ПКС-2; ПКС-7)
10. Приведите основные виды потерь в системах энергоснабжения. (ПКС-2; ПКС-7)
11. Программа повышения энергоэффективности: назначение, структура, требования? (ПКС-2; ПКС-7)
Раскрыть суть и область применения следующих энергосберегающих технологий: Автоматизация режимов горения (поддержание оптимального соотношения топливо-воздух). (ПКС-2; ПКС-7)
12. Безотходная технология теплообмена в системах локального теплоснабжения. Безреагентный метод обработки (активации ) воды для различных отраслей народного хозяйства и различных технологий. Вихревая технология деаэрирования. Внедрение новых водоподготовительных установок на источниках тепла. (ПКС-2; ПКС-7)
13. Замена физически и морально устаревших котлов на новые. Кислородное сжигание топлива. Метод глубокой утилизации тепла дымовых газов. Минимизация величины продувки котла. (ПКС-2; ПКС-7)
14. Надстройка котельных газотурбинными установками. Наладка водно-химического режима источников теплоснабжения. Обоснованное снижение температуры теплоносителя (срезка). (ПКС-2; ПКС-7)
15. Оптимизация расхода пара в деаэраторе котлоагрегата. Паровая винтовая машина (ПВМ) для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Повторное использование выпара в котлоагрегате. Предварительный подогрев питательной воды в котельной. (ПКС-2; ПКС-7)
16. Применение антинакипных устройств на теплообменниках. Применение пиковых энергоустановок для снятия возникающих пиковых нагрузок в городском хозяйстве. (ПКС-2; ПКС-7)
17. Режимно-наладочные работы на котлоагрегатах. Составление режимных карт. Реконструкция котельной промышленного предприятия в мини-ТЭЦ при помощи ГТУ. Сбор и возврат конденсата в котел. Стратегия развития генерирующих мощностей (схемное решение для энергосистем). Установка подогревателя воздуха или воды в котельной. Устранение присосов воздуха в газоходах и обмуровках котлов. Электромагнитный импульсатор. (ПКС-2; ПКС-7)
18. Раскрыть суть и область применения следующих энергосберегающих технологий. (ПК-1; ПК-2)
19. Замена ламп накаливания на люминесцентные. Замена устаревших трансформаторов на современные. (ПКС-2; ПКС-7)
20. Замена устаревших электродвигателей на современные энергоэффективные. Замена электрообогревателей на теплонакопители. Интеллектуальная система управления уличным и внутренним освещением на основе диммирования. (ПКС-2; ПКС-7)
21. Инфракрасные датчики движения и присутствия. Использование холодного наружного воздуха для питания компрессоров. Использование частотно-регулируемых приводов в ЖКХ. (ПКС-2; ПКС-7)
22. В чем суть стратегического подхода к организации водоснабжения и водоотведения. (ПКС-2; ПКС-7)
23.Раскройте принципы организации водоснабжения/водоотведения. (ПКС-2; ПКС-7)
24. Классифицируйте системы ГВС/ХВС. (ПКС-2; ПКС-7)
25. Классифицируйте потери энергоносителей. (ПКС-2; ПКС-7)
26. Приведите основные способы инструментального контроля. (ПКС-2; ПКС-7)
27. Опишите типовые решения повышения энергоэффективности на системах водоснабжения водоотведения, газоснабжения, вентиляции. (ПКС-2; ПКС-7)
Комплект тестовых заданий
Вопросы Варианты ответов
1.Показатели энергосбережения используют при:
а) планировании и оценке эффективности работ по энергосбережению;
б) проведении энергетических обследований (энергетического аудита) потребителей энергоресурсов;
в) формировании статистической отчетности по эффективности энергоиспользования;
г) все вышеперечисленные
2.Объектом деятельности по энергосбережению может быть:
а) определенная продукция;
б) технологический процесс;
в) предприятие;
г) субъект федерации;
д) Российская Федерация в целом;
е) все вышеперечисленные.
3.Организационную, техническую, научную, экономическую деятельность в области энергосбережения характеризуют:
а) показателями фактической экономии ТЭР, в т.ч. за счет нормирования энергопотребления на основе технологических регламентов и стандартов (отраслевых, региональных, предприятий); экономического стимулирования (отраслей, регионов, предприятий, персонала);
б) снижением потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний;
в) снижением энергоемкости производства продукции (на предприятии) и валового внутреннего продукта (в регионе, в
г) сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях — при приведении к равным объемам и структуре производства продукции;
д) все вышеперечисленные
4.При разработке рекомендаций необходимо:
а) определить техническую суть предлагаемого усовершенствования и принцип получения экономии;
б) рассчитать потенциальную годовую экономию в физическом и денежном выражении;
в) определить состав оборудования, необходимого для реализации рекомендаций, его примерную стоимость, стоимость доставки, установки и ввода в эксплуатацию;
г) рассмотреть все возможности снижения затрат, например изготовление и монтаж оборудования силами самого предприятия, организации, учреждения;
д) определить возможные побочные эффекты от внедрения рекомендаций, влияющие на реальную экономическую эффективность;
е) оценить общий экономический эффект предлагаемой рекомендации с учетом всего вышеперечисленного;
ж) определить источники денежных средств для реализации предложенных мероприятий;
з) все вышеперечисленные.
5.По срокам проведения энергетические обследования потребителей ТЭР подразделяются на:
а) первичные;
б) очередные;
в) внеочередные;
г) предэксплуатационные.
д) все вышеперечисленные.
6.Расположите этапы энергетического обследования в правильной очередности:
а) разработка рекомендаций по энергосбережению и составление энергетического паспорта;
б) сбор документации;
в) обследование объекта (инструментальное обследование, расчетные методы);
г) анализ информации.
7.Объектом деятельности по энергосбережению может быть:
а) определенная продукция;
б) технологический процесс;
в) предприятие;
г) субъект федерации;
д) Российская Федерация в целом;
е) все вышеперечисленные.
8.Организационную, техническую, научную, экономическую деятельность в области энергосбережения характеризуют:
а) показателями фактической экономии ТЭР, в т.ч. за счет нормирования энергопотребления на основе технологических регламентов и стандартов (отраслевых, региональных, предприятий); экономического стимулирования (отраслей, регионов, предприятий, персонала);
б) снижением потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний;
в) снижением энергоемкости производства продукции (на предприятии) и валового внутреннего продукта (в регионе, в стране), в т.ч. за счет внедрения элементов структурной перестройки энергопотребления, связанной с освоением менее энергоемких схем энергообеспечения, вовлечением в энергетический баланс нетрадиционных возобновляемых источников энергии, местных видов топлива, вторичных энергоресурсов;
г) сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях — при приведении к равным объемам и структуре производства продукции;
д) все вышеперечисленные.
9.Производственную (хозяйственную) деятельность в области энергосбережения характеризуют:
а) сравнительными показателями энергопотребления и энергоемкости производства продукции в отчетном году в сравнении с базовым годом в сопоставимых условиях — при приведении к равным объемам и структуре производства продукции;
б) абсолютными, удельными и относительными показателями энергопотребления, потерь энергетических ресурсов в ходе хозяйственной деятельности за определенный промежуток времени;
в) снижением потерь ТЭР, в т.ч. за счет оптимизации режимных параметров энергопотребления; проведения не требующих значительных инвестиций энергосберегающих мероприятий по результатам энергетических обследований; внедрения приборов и систем учета ТЭР; подготовки кадров; проведения рекламных и информационных кампаний.
10. Показатели энергоэффективности продукции классифицируют по:
а) группам однородной продукции.
б) виду используемых энергоресурсов (энергоносителей).
в) методам определения показателей;
г) формам записей значений;
в) все вышеперечисленные.
11. Методы определения показателей:
б) опытно-экспериментальный;
в) статистический;
г) приборный;
д) смешанный;
е) все вышеперечисленные.
12.Расчетно-аналитический метод основывается на:
а) использовании методик определения расчетных значений показателей при проектировании изделий;
б) данных специально организованных экспериментах с опытными образцами энергопотребляющей продукции с проведением специальных измерений характеристик для оценки показателей энергоэффективности;
в) подборе и обработке статистических данных по показателям энергоэффективности продукции, выбранным в качестве прототипов исследуемого образца;
г) проведении специальных испытаний промышленных образцов продукции и измерений фактических значений показателей энергоэффективности.
13. Опытно-экспериментальный метод основывается на:
а) использовании методик определения расчетных значений показателей при проектировании изделий;
б) данных специально организованных экспериментах с опытными образцами энергопотребляющей продукции с проведением специальных измерений характеристик для оценки показателей энергоэффективности;
в) подборе и обработке статистических данных по показателям энергоэффективности продукции, выбранным в качестве прототипов исследуемого образца;
г) проведении специальных испытаний промышленных образцов продукции и измерений фактических значений показателей энергоэффективности.
14.Техническая программа электрического хозяйства в общем случае включает:
а) составление баланса электрической энергии по объекту;
б) анализ расхода электроэнергии на собственные и хозяйственные нужды предприятия и его динамика за последние 2-3 года;
в) проверку эксплуатационного состояния электрической сети, баланс мощности по центрам питания, правильность выбора точек деления фидеров, симметричность нагрузки по фазам, загрузка силовых трансформаторов, кабельных и воздушных линий электропередачи. Проверяется применение практики сезонного отключения одного из двух трансформаторов на двухтрансформаторных подстанциях, замены установленных трансформаторов на трансформаторы меньшей мощности при устойчивом недоиспользовании номинальной мощности;
г) Проверку и анализ структуры и организации работы сбытовой (абонентской) службы, работа с потребителями, использование автоматизированных рабочих мест (АРМ), техническое оснащение службы, взаимодействие с смежными службами и организациями; а также организация работы по выявлению, безучетного потребления энергии;
д) все вышеперечисленные.
15. Электроприемник – это:
а) аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для получения электрической энергии;
б) аппарат, агрегат, механизм, предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии;
в) устройство для получения и последующей передачи электрической энергии.
16. С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ различают:
а) две группы электроприемников;
б) три группы электроприемников;
г) четыре группы электроприемников.
17. С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ к первой категории электроприемников относят:
а) нарушение электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни лю¬дей или значительный ущерб, связанный с повреждением оборудования, массовым браком продукции или длительным расстройством сложного технологического процесса;
б) перерыв в электроснабжении этих приемников связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов и про¬мышленного транспорта (металлорежущих станков, штамповочных прессов, механизмов текстильных фабрик и т. д.);
в) все вышеперечисленные.
18. С точки зрения бесперебойности электроснабжения по ПУЭ ко второй категории электроприемников относят:
а) нарушение электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни лю¬дей или значительный ущерб, связанный с повреждением оборудования, массовым браком продукции или длительным расстройством сложного технологического процесса;
б) перерыв в электроснабжении этих приемников связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих, механизмов и про¬мышленного транспорта (металлорежущих станков, штамповочных прессов, механизмов текстильных фабрик и т. д.);
в) все вышеперечисленные.
19. Подстанции подразделяются на:
а) узловые распределительные (УРП) напряжением 110-500 кВ;
б) главные понизительные (ГПП) напряжением 110-220/6-10-35 кВ;
в) подстанции глубоких вводов (ПГВ) напряжением 35-330/6-10 кВ;
г) цеховые трансформаторные подстанции (ТП) напряжением 6-10/0,38-0,66 кВ;
д) все вышеперечисленные.
20. На подстанциях промышленных предприятий могут применяться схемы соединений:
а) одиночная несекционированная система сбор¬ных шин;
б) одиночная секционированная система сбор¬ных шин;
г) двойная система сборных шин;
д) блочная схема;
е) моносхема;
ж) все вышеперечисленные.
21. Энергетический паспорт составляется:
а) согласно ГОСТ;
б) в произвольной форме;
в) допускается любой из вышеперечисленных вариантов.
22. Цели разработки энергетического паспорта предприятия для предприятия:
а) разработка плана энергосберегающих мероприятий и определение их экономической эффективности;
б) обоснование потребности предприятия в энергоресурсах в заданном объеме и эффективности их использования;
в) удовлетворение требований федеральных органов исполнительной власти РФ;
г) организация энергетического менеджмента на предприятии.
23. Энергетический паспорт разрабатывается:
а) на основе проведенного энергетического обследования объекта;
б) только на основе паспортных характеристик основного оборудования объекта;
в) только на основе предыдущего энергетического паспорта.
24. Ответственность за достоверность данных энергетического паспорта несут:
а) лица, проводившие энергетическое обследование;
б) административное руководство потребителя ТЭР;
в) федеральные органы исполнительной власти;
г) все вышеперечисленные.
25. . Информация, полученная из теплового и энергетического балансов предприятия, используется для исследования либо отдельного объекта, либо предприятия в целом. Методы исследования информации:
а) физический метод;
б) математический метод;
в) финансовый метод;
г) технико-экономический метод;
д) все вышеперечисленные.
26. Задача составления электробаланса:
а) определение расходов электроэнергии по всем статьям в целях четкого выделения ее расхода на основную продукцию, определения постоянных составляющих электропотребления, непосредственно не связанных с выпуском продукции, и потерь электроэнергии в системе электроснабжения предприятия;
б) определение удельных расходов электроэнергии на единицу продукции предприятия и сравнение с аналогичными показателями других предприятий;
в) выявление возможности сокращения нерациональных расходов энергии путем проведения различных мероприятий по усовершенствованию технологических процессов и снижению нерациональных вспомогательных затрат;
г) все вышеперечисленные.
27. Косвенные затраты электроэнергии идут на:
а) основные технологические процессы с выделением полезного расхода непосредственно на выпуск продукции, без учета потерь в различных звеньях энергоемкого технологического оборудования (на отпуск тепла, отпуск горячей воды системы ГВС, отпуск хозяйственно-питьевой воды и т.п.);
б) основные технологические процессы вследствие их несовершенства или нарушения технологических норм;
в) вентиляцию кондиционирование;
г) все вышеперечисленные
28. При оценке и анализе энергобаланса предприятия следует:
а) использовать данные, находящиеся в энергетическом паспорте предприятия, технологических регламентах, режимных картах, паспортах установок, а также в формах статистической отчетности;
б) изучить технические и энергетические характеристики основных технологических процессов и установок, а так же конструктивные особенности установок;
в) необходимо наметить пути совершенствования энергоиспользования на предприятии;
г) все вышеперечисленные.
29. Программы, используемые для расчета потерь электроэнергии должны:
а) программы должны выводить на печать суммарную нагрузку рассчитываемой электрической сети;
б) обеспечивать автоматическое варьирование режимов, оставляя необходимость контроля правильности представления лишь базового режима;
в) вместе с результатами расчета потерь выводить на печать обобщенные параметры рассчитываемых сетей: суммарные длины линий по сечениям, суммарные мощности трансформаторов и т.п., правильность данных о которых легко проверяется по отчетным данным АО-энерго;
г) одновременно с расчетом потерь рассчитывать гарантированные резервы их снижения;
д) рассчитывать потери электроэнергии в целом и каждую их структурную составляющую в виде трех значений: среднего (расчетного) значения и границ интервала их возможных значений, определенных с учетом методических и информационных погрешностей примененного метода расчета;
е) все вышеперечисленные.
30. Мероприятиями по экономии электроэнергии при использовании трансформаторов являются:
а) отключение силовых трансформаторов в воскресные дни и в нерабочие смены;
б) замена трансформаторов старой серии на трансформаторы новой серии с пониженными потерями;
г) использование автономных источников питания;
д) все вышеперечисленные.
Контрольные вопросы для устного опроса
1. Энергоаудит в системах электроснабжения
2. Энергосбережение в теплогенерирующих установках
3. Энергосбережение в производственных и отопительных котельных
4. Энергосбережение в тепловых сетях
5. Энергосбережение в теплотехнологиях
6. Вторичные топливно-энергетические ресурсы (ВЭР)
7. Возобновляемые топливно-энергетические ресурсы
8. Экономия топливно-энергетических ресурсов
9. Показатель энергосбережения
10. Основные категории энергосберегающих мероприятий
11. Основные направления оценки энергосберегающего потенциала
12. Топливно-энергетический баланс
13. Электробаланс промышленного предприятия
14. Прямые затраты электроэнергии
15. Косвенные затраты электроэнергии
16. Энергосбережение в теплогенерирующих установках
17. Энергосбережение в производственных и отопительных котельных
18. Энергосбережение в тепловых сетях
19. Энергосбережение в теплотехнологиях
20. Средства учета
21. Энергетический менеджмент
22. Природный энергоноситель
23. Экономия топливно-энергетических ресурсов
24. Виды измерений при инструментальном обследовании
25. Основные категории энергосберегающих мероприятий
Задача №1
Рассчитать удельный расход теплоты и условного топлива на выработку 1 кВт·ч; электроэнергии теплофикационной турбиной соответственно в конденсационном и теплофикационном режимах работы. Определить для теплофикационной установки удельную выработку электроэнергии на тепловом потреблении и экономию условного топлива на выработку 1 кВт·ч по сравнению с КЭС (Вкэс=0,34 кг/кВт∙ч), при использовании теплофикационных отборов в течение 3000, 4000, 5000 часов при общей продолжительности работы турбоустановки 7000 часов.
Задача№2
Определить количество теплоты, отдаваемое уходящими газами котельной завода водяному экономайзеру (утилизатору), для получения горячей воды, если температура газов на выходе из экономайзера , температура газов' на входе в экономайзер , коэффициент избытка воздуха за экономайзером αэк = 1,4, средняя объемная теплоемкость газов и расчетный расход топлива одного котла котельной установлены два одинаковых котла (n=2), работающих на донецком каменном угле марки D состава: СР=49,3%; НР=3,6%; SР=3%; NP=l %; OР =8,3%; АР=21,8%; wP=13%.
Задача№3
Определить экономию условного топлива при использовании теплоты вторичных энергоресурсов в котле - утилизаторе за счет теплоты уходящих газов двух промышленных печей, если температура газов на выходе из печей θ= 〖700〗^0 С, температура на выходе из котла - утилизатора θ = 〖200〗^0С, коэффициент избытка воздуха за котлом – утилизатором αу=1,35 , расчетный расход топлива двух печей Вр=0,036 мЗ /с, коэффициент, учитывающий несоответствие режима и числа часов работы котла - утилизатора и печей, β = 1,0, коэффициент потерь теплоты котла - утилизатора в окружающую среду ξ= 0,12, кпд замещаемой котельной ηку = 0,86 и коэффициент утилизации вэр δ = 0,76 Печь работает на природном газе Шебелинского месторождения состава:
СН4=94,1 %; С2H6=3,1 %; С3Н8=0,6%; C4H10=0,2%; С5H12=3=0,8%; N2=1,2% .
Задач№4
Определить количество использованной теплоты ВЭР при использовании
дящих газов трех промышленных печей, если температура газов на выходе из
печей θ =7000с, температура газов на выходе из котла - утилизатора θ' =2000с,
коэффициент избытка воздуха за котлом утилизатором αу = 1,3, расчетный расход топлива трех печей Вр=0,05 мЗ /с; коэффициент, учитывающий несоответствие расчета и числа часов работы котла - утилизатора и печей, β = 1,0, коэффициент потерь теплоты котла - утилизатора в окружающую среду ξ = 0,1 и коэффициент утилизации ВЭР δ = 0,75. Печи работают на природном газе Ставропольского месторождения состава: СО2=0,2%; СН4=98,2%; С2Н6=0,4%; СЗН8=0,1 %; C4H10=0,1 %; N2=1 %.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п