учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрификация и автоматизация технологических процессов
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение технологических основ автоматизации;
- выработка умения выбора средств автоматизации, роботизации;
освоение методов анализа качества, устойчивости и надежности работы системы
ПКС-1: Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы;
ПКС-1 Способен участвовать в испытаниях электрооборудования и средств автоматизации по стандартным методикам
ПКС-8 Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы
ПКС-8: Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы;
ПКС-1 Способен участвовать в испытаниях электрооборудования и средств автоматизации по стандартным методикам
ПКС-8 Способен участвовать в проведении лабораторных работ исследовательского характера по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы
форма текущего контроля успеваемости)
работ
http://bgsha.ru/art.php?i=4742.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания,
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для контрольных работ
Темы рефератов
Задания для выполнения лабораторных работ
Перечень тем конспектов
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Перечень тестовых заданий
Автоматизация и роботизация технологических процессов
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Микропроцессорные устройства. (ПКС-1, ПКС-8)
2. Буквенные обозначения на функциональных схемах. (ПКС-1, ПКС-8)
3. Управляющее устройство и объект управления. (ПКС-1, ПКС-8)
4. Расчет и выбор первичных преобразователей. (ПКС-1, ПКС-8)
5. Графические обозначения на функциональных схемах. (ПКС-1, ПКС-8)-1)
6. Обратные связи в системах автоматического управления. (ПКС-1, ПКС-8)
7. Первичные преобразователи температуры. (ПКС-1, ПКС-8)
8. Буквенные обозначения на принципиальных схемах. (ПКС-1, ПКС-8)
9. Классификация автоматических систем управления. (ПКС-1, ПКС-8)
10. Критерии устойчивости АСР. (ПКС-1, ПКС-8)
11. Графические обозначения на принципиальных схемах. (ПКС-1, ПКС-8)
12. Основные виды автоматизации. (ПКС-1, ПКС-8)
13. Переходная, весовая и частотные характеристики. (ПКС-1, ПКС-8)
14. Вторичные приборы. (ПКС-1, ПКС-8)
15. ГОСТы ЕСКД по автоматике. (ПКС-1, ПКС-8)
16. Понятие о типовых воздействиях. (ПКС-1, ПКС-8)
17. Параметры элементов автоматики. (ПКС-1, ПКС-8)
18. Виды и типы схем. (ПКС-1, ПКС-8)
19. Элементарные звенья АСР. (ПКС-1, ПКС-8)
20. Методика настройки тепловых реле. (ПКС-1, ПКС-8)
21. Функциональная схема автоматизации. (ПКС-1, ПКС-8)
22. Принцип действия и назначение электромагнитных реле. (ПКС-1, ПКС-8)
23. Прибор КОМ-4. (ПКС-1, ПКС-8)
24. Принципиальная схема автоматизации. (ПКС-1, ПКС-8)
25. Исполнительные элементы автоматики. (ПКС-1, ПКС-8)
26. Операторная форма записи дифференциального уравнения. (ПКС-1, ПКС-8)
27. Схемы соединения и подключений. (ПКС-1, ПКС-8)
28. Устройство и типы магнитных пускателей. (ПКС-1, ПКС-8)
29. Стенд для настройки пуско-защитной аппаратуры. (ПКС-1, ПКС-8)
30. Функции и параметры элементов автоматики. (ПКС-1, ПКС-8)
31. Передаточный коэффициент порог чувствительности. (ПКС-1, ПКС-8)
32. Статистические динамические характеристики объекта управления. (ПКС-1, ПКС-8)
33. Автоматические регуляторы. Законы регулирования. (ПКС-1, ПКС-8)
34. Автоматизация насосных установок (ПКС-1, ПКС-8)
35. Программные устройства (ПКС-1, ПКС-8)
36. Автоматизация процессов микроклимата (ПКС-1, ПКС-8)
37. Алгебраические критерии устойчивости. (ПКС-1, ПКС-8)
38. Принципиальная схема пуска АД. (ПКС-1, ПКС-8)
39. Командный электропневматический прибор. (ПКС-1, ПКС-8)
40. Устройства для защиты электродвигателей. (ПКС-1, ПКС-8)
42. Автоматизация процессов в растениеводстве. (ПКС-1, ПКС-8)
43. Логические элементы автоматики. (ПКС-1, ПКС-8)
44. Последовательное и параллельное соединение звеньев. (ПКС-1, ПКС-8)
45. Передаточная функция (ПКС-1, ПКС-8)
46. Влагомеры (ПКС-1, ПКС-8)
47. Частотные критерии устойчивости. (ПКС-1, ПКС-8)
48. Сушка с/х продукции. (ПКС-1, ПКС-8)
49. Электронные усилители. (ПКС-1, ПКС-8)
50. Схемы подключений. (ПКС-1, ПКС-8)
обучающихся.
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема: Введение. Основные понятия и терминология.
1. Что такое автоматика?
2. Что такое объект управления?
3. Ручное управление.
4. Автоматическое управление.
5. Частичная автоматизация - это...
Тема: Классификация электрических схем
1. Электрическая схема - это...
2. Идеализированные элементы электрических цепей.
3. Узел-это...
4. Контур - это...
5. Активные и пассивные цепи.
Тема: Принципиальные схемы
1. Что такое принципиальная схема?
2. Четкость действия схемы.
3. Удобство эксплуатации.
4. Правила выполнения схем.
5. Условные, графические обозначение элементов схем.
Тема: Схемы соединений и подключений
1. Схема внешних подключений.
2. Типы электрических схем соединений и подключений.
3. Функциональный чертеж.
4. Особенности внешнего подключения.
5. Структурный тип.
Тема: Основные элементы автоматики
1. Механизация- это...
2. Автоматическим управляющим устройством называют...
3. Регулируемые параметры управляемого процесса.
4. Линии обратной связи-это...
5. Виды автоматических систем.
Тема: Первичные преобразователи
1. Функциональные схемы измерительных преобразователей.
2. Основные требования к первичным преобразователям.
3. Классификация первичных преобразователей.
4. Основные характеристики первичных преобразователей.
5. Абсолютная погрешность первичного преобразователя.
Тема: Вторичные преобразователи
1. Основные требования к вторичным преобразователям.
2. Классификация вторичных преобразователей.
3. Основные характеристики вторичных преобразователей.
4. Потенциометрический метод измерения.
5. Цифровые вторичные преобразователи.
Тема: Релейные элементы
1. Принцип воздействия на выходную цепь.
2. Статическая характеристика.
3. Основные виды защиты.
4. Эксплуатация РЗА.
5. Общие характеристики релейных элементов.
Тема: Автоматические регуляторы
1. Автоматизация — это...
2. Поведение конкретной САР зависит от действия...
3. Регуляторы давления.
4. Основы автоматического регулирования.
5. Автоматическое регулирование с помощью микропроцессоров.
Тема: Исполнительные механизмы
2. К вспомогательным блокам исполнительных устройств относят...
3. Основная характеристика.
4. Исполнительные механизмы и устройства.
5. Общие сведения.
Тема: Цифровые автоматические системы
1. Цифровые автоматические системы.
2. Устройства и аппаратура.
3. Функции центрального вычислительного устройства.
4. Универсальная ЭВМ.
5. Дискретная природа вычислительного устройства.
Тема: Классификация САУ
1. Обыкновенные системы.
2. Разомкнутые системы автоматического управления.
3. Замкнутые системы автоматического управления.
4. Системами автоматического регулирования,
5. Классы автоматических систем управления.
Тема: Элементарные звенья автоматики
1. Звено направленного действия.
2. Входные и выходные звенья.
3. Безынерционное звено.
4. Дифференцирующее звено.
5. Колебательное звено.
Тема: Статистические и динамические характеристики
1. Статические характеристики.
2. Динамические характеристики.
3. Временные характеристики.
4. Частотные характеристики.
5. Статические, астатические элементы.
Тема: Определение устойчивости САУ
1. Устойчивость САУ.
2. Качество управления САУ.
3. Фундаментальные противоречия в рамках теории управления.
4. Длительность переходного процесса.
5. Колебательность N.
Тема: Технологические требования по разработке систем автоматического управления
1. Цель и задача системы автоматического управления.
2. Какие блоки составляют объект управления?
3. Какие режимы объекта управления и его блоков и сколько технологически допустимых переходов между этими режимами?
4. Какие датчики и исполнительные элементы могут быть применены для данной системы?
5. Какие функциональные и управляющие связи имеются между блоками, которые определяют будущую систему?
Комплект тестовых заданий
Введение. Основные понятия и терминология.
Датчиком называется:
1. Устройство, усиливающее сигнал, поступающий с выхода первичного преобразователя.
Устройство, которое автоматически поддерживает постоянное значение выходной величины.
Устройство, преобразующее контролируемую величину в выходной сигнал, удобный для передачи и дальнейшей обработки.
Усилительное устройство
Классификация устройств и элементов автоматики производится по:
Принципу действия
По функциональному назначению и виду энергии на входе и выходе
По статистической характеристике
По динамической характеристике
Передаточный коэффициент элемента автоматики называется статистическим в случае
1)к= y_1/x_1 2) к=∆y/∆x 3)к= ⨍(∆x) 4) к=x_1/y_1
Генераторные датчики:
Преобразуют контролируемый параметр в выходную величину
Вырабатывают ЭДС под действием измеряемой величины
Имеют выходной сигнал, пропорциональный измеряемой величине
Применяются как аккумуляторы
Потенциометрические датчики широко используются для ...
измерения деформаций
преобразования линейного или углового перемещения
измерения давления
Принцип действия какого датчика описывается выражением Е= - W2dФ/dt
электронного
температурного
индукционного
пьезоэлектрического
Измерительные преобразователи подразделяются на...
Электрические и механические 2. Первичные и вторичные
Релейные и позиционные 4.Гидравлические и пневматические
Выберите датчик для прибора КСМ 4
1. ТСМ 2. ТКП 3. ММТ 4. ТХК
Теплоэлектрические датчики перечислены в варианте...
Термопары, термобиметаллические, тепломеханические
Металлические терморезисторы, полупроводниковые терморезисторы
Дилатометрические
Термобиметаллические
При нагреве металлического терморезистора его сопротивление...
1. Остается постоянным 2. Уменьшается
3.Увеличивается 4. Наблюдается релейный эффект
Схемы соединений и подключений
1. Схема внешних подключений.
2. Типы электрических схем соединений и подключений.
3. Функциональный чертеж.
4. Особенности внешнего подключения.
5. Структурный тип.
6.5 Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Тема: Классификация электрических схем
6. Электрическая схема - это...
7. Идеализированные элементы электрических цепей.
8. Узел-это...
9. Контур-это..
10. Активные и пассивные цепи.
Тема: Принципиальные схемы
6. Что такое принципиальная схема?
7. Четкость действия схемы.
8. Удобство эксплуатации.
9. Правила выполнения схем.
10. Условные, графические обозначение элементов схем.
Тема: Основные элементы автоматики
1. Механизация- это...
2. Автоматическим управляющим устройством называют...
3. Регулируемые параметры управляемого процесса.
4. Линии обратной связи-это...
5. Виды автоматических систем.
6.4 Представление конспекта по темам
Перечень тем:
1. Принципиальные схемы.
2. Основные элементы автоматики.
3. Первичные преобразователи.
4. Вторичные преобразователи.
5. Релейные элементы.
6. Исполнительные механизмы.
7. Цифровые автоматические системы.
8. Классификация САУ.
8. Элементарные звенья автоматики.
9. Статистические и динамические характеристики.
11. Определение устойчивости САУ.
12. Технологические требования по разработке систем автоматического управления.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п