учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение и освоение фундаментальных знаний при планировании экспериментов, выборе объектов исследований, составлении схем опытов, подборе методик аналитических определений, системы учетов наблюдений, техники проведения экспериментальной работы, оценки и анализа полученных результатов.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД2 - ее знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации;
ИД3 - ее знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, вырабатывать стратегию действий.
ИД2 - плохо знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации;
ИД3 - плохо знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, вырабатывать стратегию действий.
ИД2 - знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, но допускает ошибки;
ИД3 - знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, вырабатывать стратегию действий, но допускает ошибки.
ИД2 - в полной мере знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации;
ИД3 - в полной мере знает решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, вырабатывать стратегию действий.
ИД2 - не умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации;
ИД3 - не умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации.
ИД2 - плохо умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации;
ИД3 - плохо умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации.
ИД2 - умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации, но допускает неточности;
ИД3 - умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации, но допускает неточности.
ИД2 - в полной мере умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации;
ИД3 - в полной мере умеет анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе доступных источников информации.
:
ИД2 - не владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности;
ИД3 - не владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности.
ИД2 - плохо владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности;
ИД3 - плохо владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности.
ИД2 - владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности, но допускает неточности;
ИД3 - владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности, но допускает неточности.
ИД2 - в полной мере владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности;
ИД3 - в полной мере владеет навыками разработки стратегии достижения поставленной цели как последовательность шагов, предвидя результат каждого из них и оценивая их влияние на внешнее окружение планируемой деятельности и на взаимоотношения участников этой деятельности.
ОПК-4: Способен проводить научные исследования, анализировать их результаты и готовить отчетные документы;;
ИД2 - не знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов;
ИД3 - не знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов и подготовки отчетных документов.
ИД2 - плохо знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов;
ИД3 - плохо знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов и подготовки отчетных документов.
ИД2 - знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов, но допускает неточности;
ИД3 - знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов и подготовки отчетных документов, но допускает неточности.
ИД2 - в полной мере знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов;
ИД3 - в полной мере знает способы проведения научных исследований, методы анализа результатов и подготовки отчетных документов.
ИД2 - не умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований;
ИД3 - не умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований и готовить отчетные документы.
ИД2 - умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований;
ИД3 - умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований и готовить отчетные документы.
ИД2 - умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований, но допускает ошибки;
ИД3 - умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований и готовить отчетные документы, но допускает ошибки.
ИД2 - в полной мере умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований;
ИД3 - в полной мере умеет проводить научные исследования, анализировать результаты исследований и готовить отчетные документы.
:
ИД2 - не владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов;
ИД3 - не владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов и подготовки отчетных документов.
ИД2 - владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов;
ИД3 - владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов и подготовки отчетных документов.
ИД2 - владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов, но допускает неточности;
ИД3 - владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов и подготовки отчетных документов, но допускает неточности.
ИД2 - в полной мере владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов;
ИД3 - в полной мере владеет навыками проведения научных исследований, анализа результатов и подготовки отчетных документов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Темы докладов, рефератов.
4. Комплект тестовых заданий.
5. перечень дискуссионных тем.
Методика экспериментальных исследований в агрохимии, агропочвоведении и агроэкологии
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Виды и уровни научных исследований. Общенаучные и специальные методы исследований (УК-1, ОПК-4,)
2.Особенности почвы как объекта химического исследования (УК-1, ОПК-4)
3.Система показателей химического состава почв (УК-1, ОПК-4)
4.Принципы определения и интерпретации уровней показателей (УК-1, ОПК-4)
5.Явление неоднородности почвенных свойств. Факторы, определяющие неоднородность (УК-1, ОПК-4)
6.Уровни неоднородности почвенных свойств (УК-1, ОПК-4)
7.Этапы работ по изучению пространственной вариабельности свойств почв (УК-1, ОПК-4)
8.Правила отбора и подготовки почвенных проб к анализу. Нормативные документы (УК-1, ОПК-4)
9.Отбор и подготовка растительных проб к анализу. Этапы отбора (УК-1, ОПК-4)
10.Инструментальные методы анализа (УК-1, ОПК-4)
11.Назначение инструментального анализа (УК-1, ОПК-4)
12.Классификация инструментальных методов анализа (УК-1, ОПК-4)
13.Точность результатов в инструментальном анализе (УК-1, ОПК-4)
14.Математическая обработка результатов опыта (УК-1, ОПК-4)
15.Лизиметрический метод исследования (УК-1, ОПК-4)
16.Полевой опыт. Величина, форма и методы. Организация широкого расположения делянок (УК-1, ОПК-4)
17.Спектральные методы (УК-1, ОПК-4)
18.Метод меченных атомов в агрохимических исследованиях. Радиоактивные изотопы в агрохимических исследованиях (УК-1, ОПК-4)
19.Основные методы статистической обработки данных, используемые в научной и практической работе (УК-1, ОПК-4)
20.Обработка урожайных данных полевого опыта дисперсионным методом (УК-1, ОПК-4)
21.Обработка урожайных данных вегетационного опыта (УК-1, ОПК-4)
22.Обработка данных динамики содержания азота, фосфора и калия в почве и растениях (УК-1, ОПК-4)
23.Методы атомной спектроскопии (УК-1, ОПК-4)
25.Атомно-эмиссионная спектрометрия (УК-1, ОПК-4)
26.Рефрактометрический метод (УК-1, ОПК-4)
27.Поляризационный метод (УК-1, ОПК-4)
28.Методы молекулярной спектроскопии (УК-1, ОПК-4)
29.Фотометрия (УК-1, ОПК-4)
30.Фотоколориметрический метод (УК-1, ОПК-4)
31.Электрохимические методы анализа (УК-1, ОПК-4)
32.Методы без протекания электродной реакции (УК-1, ОПК-4)
33.Кондуктометрический метод анализа (УК-1, ОПК-4)
34.Методы, основанные на протекании электродной реакции (УК-1, ОПК-4)
35.Кулонометрия (УК-1, ОПК-4)
36.Вольтамперометрия (УК-1, ОПК-4)
37.Потенциометрия (УК-1, ОПК-4)
38.Хроматография (УК-1, ОПК-4)
39.Классификация хроматографических методов (УК-1, ОПК-4)
40.Теоретические основы газовой хроматографии (УК-1, ОПК-4)
41.Экологические аспекты применения удобрений (УК-1, ОПК-4)
42.Аккумуляция нитратов в растительной продукции (УК-1, ОПК-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1.Объясните сущность Метода определения обменного аммония.
2.Расскажите о ходе выполнения работы.
3.Объясните принцип построения калибровочной кривой и определения по ней обменного аммония.
4.Можно ли определить концентрацию испытуемого раствора расчетным способом?
5.Объясните принцип работы на фотоколориметре.
6.Какие методы применяются для определения углерода в почве?
7.Какие трудности возникают при определении углерода?
8.Каковы преимущества фотоспектрометрического определения углерода перед титриметрическим?
9.На чем о сновано определение углерода методом Тюрина?
10.Что конкретно определяется микрохромовым методом Тюрина?
11.В чем состоят значение и принцип метода спектрометрии?
12.Какие задачи должны выполнять приборы для измерения светопоглощения? Приборы, применяемые в спектрометрии, и их составные части.
13.В чем заключаются различия между фотоэлектроколориметрами и спектрофотометрами?
14.Использование результатов анализа почв и растений с помощью спектрометрии.
15.В чем суть прямых потенциометрических измерений?
16.Какие электроды используются для измерения разности потенциалов при определении концентрации нитратиона? Каково назначение каждого из этих электродов?
17.Устройство и принцип работы нитратселективного электрода. К какому типу электродов он относится?
18.Дайте определение термину «электрохимия».
19.Как классифицируются вещества по своей способности проводить электрический ток?
20.Дайте определение «электрической проводимости». Какие в иды электрической проводимости вам известны?
21.Назовите виды электрической проводимости, их определения, размерности, взаимосвязь.
22.Что такое хроматография? Ее применение.
23.Назовите способы хроматографирования, дайте их характеристику.
24.Жидкостная хроматография, ее сущность и применение.
25.Газовая хроматография, ее сущность и применение.
26.Приборы для хроматографических анализов, устройство и принципиальная схема работы.
27.В чем отличие бумажной хроматографии от тонкослойной?
28.Что такое носитель, неподвижная фаза, подвижная фаза? Какие требования к ним предъявляются?
29.Перечислите способы осуществления бумажной хроматографии, кратко охарактеризуйте их.
30.Каким образом можно провести качественный анализ с помощью бумажной хроматографии?
31.Перечислите преимущества тонкослойной хроматографии.
32.Каким образом можно провести качественный и количественный анализ методом ТСХ?
33.Что такое время удерживания? Как его рассчитать для симметричных и несимметричных пятен?
34.Основные этапы проведения метода ТСХ и их особенности.
35.Назовите основные элементы оборудования, не обходимые для проведения ТСХ.
36.Перечислите области использования методов ТСХ и бумажной хроматографии.
37.Какие факторы влияют на образование структуры почвы?
38.С чем связано формирование неблагоприятной структуры в солонцах и агрономически ценной структуры в черноземах?
39.Сущность ситового анализа почвы.
40.Каким образом на структуру почвы влияют механические обработки, применение органических и минеральных
41.удобрений?
42.Какими приемами можно изменить структурное состояние разных типов почв?
43.Методы определения сложения почв. С какими
45.Раскройте сущность метода определения плотности агрегатов.
46.Приведите оценочные градации, характеризующие структурное состояниепочв.
47.Методы определения твердости, их сущность.
48.Диагностика строения пахотного слоя почвы.
49.Что такое лабораторная проба?
50.Каким методом диагностируется гранулометрический состав почвы ?
51.Данные гранулометрического состава почвы изображают методом…
52.Способность почвенных агрегатов противостоять размывающему действию воды называется…
53.Назовите физико-химический метод разделения и анализа смесей, основанный на распределении их компонентов между двумя фазами–неподвижной и подвижной (элюент), протекающей через неподвижную?
54.Техника проведения тонкослойной хроматографии
Комплект тестовых заданий
Первый вариант
1. Какие из нижеперечисленных элементов можно определять количественно методом эмиссионной фотометрии пламени? а) K. б) Na. в) Mo. г) W.
2. Какая составляющая энергии молекулы изменится преимущественно при поглощении излучения в ИК-области? а) Электронная. б) Колебательная. в) Вращательная.
3. Каким способом осуществляется возбуждение атомов в методе атомно-эмиссионной спектроскопии? а) Термическим. б) С помощью электромагнитного излучения. в) Потоком электронов.
4. На чем основаны фотометрические методы анализа? а) На избирательном поглощении света растворами анализируемых соединений. б) Отражении света растворами анализируемых соединений. в) Свечении, вызванным переходом электрона в возбужденное состояние. г) Излучении атомов, содержащихся в анализируемом образце.
5. Что такое спектры поглощения? а) Графическое изображение поглощаемой световой энергии по длинам волн. б) Графическое изображение распределения излучаемой световой энергии по динам волн. в) Графическое изображение распределения концентрации определяемого вещества по длинам волн. г) Графическое изображение распределения толщины светопоглощающего раствора по длинам волн.
6. Чем объясняется природа спектров поглощения в ультрафиолетовой и видимой областях спектра? а) Числом и перемещением электронов в поглощающих свет молекулах и ионов. б) Числом атомов, входящих в состав молекул. в) Колебанием атомных ядер, входящих в состав молекул. г) Перераспределением энергии между вращением и колебанием ядер в молекулах.
7. Каково назначение светофильтров, использующихся в фотоколориметрии? а) Светофильтры пропускают световое излучение лишь в определенном интервале длин волн, которое максимально поглощается раствором. б) Пропускают лучи монохроматического света. в) Пропускают лучи полихроматического света. г) Разлагают полихроматический свет на монохроматические составляющие.
8. Что понимают под контрастностью фотометрических реакций идентифицируемых соединений? а) Разность длин волн максимумов поглощения идентифицируемых соединений. б) Сумму длин волн максимумов поглощения идентифицируемых соединений. в) Максимальную длину волны поглощения определяемого элемента. г) Разность длин волн поглощения определяемого элемента и примесных элементов, присутствующих в растворе.
9. Какие растворы анализируют с помощью дифференциального фотометрического метода? а) Концентрированные растворы, у которых значение оптической плотности больше единицы. б) Растворы, у которых значение оптической плотности находится в интервале в) Растворы, у которых значение оптической плотности может изменяться в наиболее широком интервале значений г) Разбавленные растворы, у которых значение оптической плотности находится в интервале
10. Какое обязательное условие должно соблюдаться при определении концентрации раствора методом стандартных добавок? а) Линейная зависимость оптической плотности от концентрации. б) Прямая пропорциональная зависимость оптической плотности от концентрации. в) Отсутствие в растворе посторонних веществ. г) Оптические плотности анализируемого раствора с добавкой и без нее должны быть одинаковыми.
11. Каким фактором преимущественно определяется чувствительность фотометрического определения? а) Избыточным количеством добавленного фотометрического реагента. б) Строго стехиометрическим количеством добавленного фотометрического реагента. в) Значением молярного коэффициента поглощения. г) Оптической плотностью раствора.
12. Каким фотометрическим методом целесообразно воспользоваться при количественном определении компонента в пробе, состав которой неизвестен? а) Метод сравнения. б) Метод добавок. в) Метод градуировочного графика. г) Дифференциальный метод.
13. Какое влияние может оказывать рн раствора на выход окрашенного металлокомплекса, образованного только за счет донорноакцепторной (координационной) связи? а) Выход комплекса может увеличиваться с увеличением рн раствора. б) Выход комплекса может уменьшаться с увеличением рн раствора. в) Выход комплекса не зависит от рн раствора. г) Максимальный выход комплекса наблюдается в узком интервале рн раствора.
14. При какой кислотности раствора целесообразно проводить фотометрические реакции ионов металлов с анионами сильных кислот? а) В нейтральных средах. б) При любых значениях рн. в) В достаточно кислых средах. г) В узком интервале рн, где побочные реакции ионов металлов и реагента протекают в наименьшей степени.
15. Что называют оптической плотностью раствора? а) Разность интенсивности света до и после поглощающего слоя: I0-I. б) Отношение прошедшего через поглощающий слой светового потока к его величине до поглощения: I/I0. в) Степень поглощения света раствором: (I0 I)/I0. г) Логарифм отношения интенсивности света до его поглощения к интенсивности света, прошедшего через поглощающий слой: lg (I0/I).
16. Возможно ли одновременное фотометрическое определение двух компонентов при их совместном присутствии, если полосы поглощения в спектрах этих компонентов полностью перекрываются? а) Невозможно. б) Возможно с помощью
17. Какой из указанных факторов является основным, от которого зависит минимальная определяемая концентрация? а) Толщина поглощающего слоя раствора. б) Молярный коэффициент поглощения. в) рн раствора. г) Избыток добавляемого фотометрического реагента.
18. Какой фактор не влияет на соблюдение основного закона светопоглощения? а) Низкая устойчивость светопоглощающих соединений в растворах. б) Диссоциация светопоглощающих соединений при разбавлении растворов. в) Недостаточная монохроматичность поглощающего света. г) Толщина поглощающего слоя раствора.
19. Какая количественная характеристика в экстракционнофотометрическом методе непосредственно влияет на правильность получаемых результатов? а) Константа распределения. б) Коэффициент распределения. в) Степень извлечения. г) Фактор разделения.
20. Какому из перечисленных электродов присуще свойство обратимости потенциала относительно собственных ионов в растворе? а) Алюминиевый. б) Свинцовый. в) Хромовый. г) Платиновый.
21. В ионометрии наклон градуировочного графика зависит: а) от концентрации потенциалопределяющего иона; б) заряда потенциалопределяющего иона; в) скорости обмена электронами; г) стандартного электродного потенциала.
22. В основу прямой потенциометрии ионометрии положена зависимость потенциала индикаторного электрода от концентрации потенциалопределяющих ионов: а) тока от концентрации; б) тока от потенциала; в) потенциала индикаторного электрода от активности потенциалопределяющих ионов.
23. В каких реакциях стеклянный электрод служит индикаторным электродом? а) Окисления-восстановления. б) Комплексообразования. в) Нейтрализации. г) Осаждения.
24. В прямой потенциометрии (ионометрии) наиболее часто для определения концентрации анализируемого вещества используют методы: а) градуировочного графика; б) стандартных добавок; в) двойных добавок; г) стандартного удаления.
25. Для потенциометрической индикации точки эквивалентности необходимо: а) чтобы в области КТТ потенциал индикаторного электрода изменялся плавно; б) в области КТТ потенциал индикаторного электрода описывался законом эквивалентов; в) в области КТТ потенциал индикаторного электрода изменялся скачкообразно; г) до области КТТ потенциал индикаторного электрода изменялся скачкообразно, а затем плавно.
Второй вариант
1. Какое физическое явление лежит в основе фотометрических методов анализа? а) Поглощение света. б) Излучение света. в) Преломление света. г) Отражение света.
2. Какой параметр лежит в основе качественного полярографического анализа? а) Предельный диффузионный ток. б) Потенциал полуволны. в) Потенциал начала реакции. г) Миграционный ток.
3. Какую структуру имеют спектры атомов? а) Линейчатую. б) Полосатую. в) Сплошную.
4. Чем отличается спектрофотометрический метод анализа от фотоколориметрического? а) Спектрофотометрический анализ на поглощении полихроматичского света. б) Спектрофотометрический анализ основан на поглощении монохроматического света. в) В спектрофотометрическом анализе обходятся без использования светофильтра или монохроматора.
5. В каких случаях используется правило аддитивности оптической плотности? а) Когда каждый компонент поглощает свет в своей области спектра. б) В растворе присутствует только один компонент, поглощающий свет. в) В любой области спектра одновременно свет поглощает несколько компонентов и необходимо определить концентрацию каждого из них. г) В фотометрических методах анализа правило аддитивности не используется.
6. От чего зависит значение молярного коэффициента светопоглощения? а) От концентрации определяемого компонента. б) Толщины светопоглощающего слоя. в) Наличия примесей, присутствующих в растворе. г) Природы определяемого компонента.
7. Что является аналитическим сигналом в фотометрических методах анализа? а) Максимальная длина волны в спектре поглощения. б) Ширина спектральной линии. в) Оптическая плотность раствора. г) Концентрация определяемых компонентов.
8. В чем сущность дифференциального фотометрического метода? а) Оптическую плотность анализируемого раствора измеряют относительно растворителя. б) Оптическую плотность анализируемого раствора измеряют относительно раствора определяемого компонента с известной концентрацией. в) Оптическую плотность анализируемого раствора измеряют относительно раствора определяемого компонента с нулевой концентрацией. в) Оптическую плотность анализируемого раствора измеряют относительно раствора холостой пробы.
9. Какие стандартные растворы используются в методе двухсторонней дифференциальной фотометрии? а) Стандартные растворы с концентрацией большей, чем у раствора сравнения. б) Стандартные растворы с концентрацией меньшей, чем у раствора сравнения. в) Стандартные растворы с концентрацией большей и меньшей, чем у раствора сравнения. г) Стандартные растворы с концентрацией, близкой к концентрации раствора сравнения.
10. Какие типы комплексных соединений находят наибольшее применение в экстракционно-фотометрических методах анализа? а) Положительно заряженные хелаты. б) Отрицательно заряженные хелаты. в) Нейтральные внутрикомплексные соединения. г) Комплексные соединения любого типа.
11. Какой фотометрический метод количественного определения целесообразно использовать в заводской лаборатории, осуществляющей повседневный контроль за технологическим процессом? а) Метод сравнения оптических плотностей анализируемого и стандартного растворов. б) Метод добавок. в) Метод градуировочного графика. г) Фотометрическое титрование.
12. С какой целью измеряют оптическую плотность одного и того же раствора в кюветах с различной толщиной поглощающего слоя? а) Для получения более точных результатов. б) Выяснения соблюдения основного закона светопоглощения. в) Исключения систематических погрешностей. г) Уменьшения влияния посторонних веществ,
13. В чем состоит преимущество спектрофотометрии перед фотоколориметрией? а) В спектрофотометрии не требуется строгого соблюдения постоянства рн анализируемого раствора. б) Спектрофотометрия обеспечивает более высокую чувствительность и точность определений. в) В спектрофотометрии не требуется монохроматизация поглощаемого света. г) В спектрофотометрии не требуется количественный перевод определяемого компонента в светопоглощающее соединение.
14. Чем отличается спектрофотометрия от фотоколориметрии? а) В спектрофотометрии используется поглощение только полихроматического света. б) Спектрофотометрия применяется при анализе в более широком диапазоне длин волн поглощаемого света. в) В спектрофотометрии результаты определений не зависят от рн анализируемого раствора. г) Спектрофотометрию можно применять при анализе растворов светопоглощающих соединений.
15. Возможно ли одновременное фотоколориметрическое определение двух компонентов при их совместном присутствии? а) Возможно при соблюдении основного закона светопоглощения для каждого из компонентов. б) Возможно, если полосы поглощения компонентов находятся в разных областях видимого спектра или перекрываются только частично. в) Невозможно, так как окраска раствора будет смешанной, соответствующей наложению окрасок (цветов) обоих компонентов. г) Невозможно ни при каких условиях.
16. При какой кислотности раствора целесообразно проводить фотометрические реакции ионов металлов с анионами слабых кислот? а) В нейтральных средах. б) При любой кислотности. в) В достаточно кислых средах, исключающих реакции гидроксокомплексообразования катионов металлов. г) В узком интервале рн, где суммарный эффект гидроксокомплексообразования катионов металлов и протонизации реагента минимален.
17. С какой целью в фотометрическом анализе используют хорошо смешивающиеся с водой органические растворители? а) Для увеличения устойчивости неустойчивых в воде светопоглощающих соединений. б) Экстракции светопоглощающих соединений. в) Повышения селективности определений. г) Исключения отклонений от основного закона светопоглощения.
18. От каких из указанных факторов не зависит молярный коэффициент поглощения? а) От длины волны поглощаемого света. б) Концентрации раствора светопоглощающего соединения. в) Степени монохроматичности поглощаемого света. г) Толщины поглощающего слоя раствора.
19. Какой из перечисленных электродов относится к электродам второго рода? а) Платиновый. б) Каломельный. в) Серебряный. г) Стеклянный. 2. На межфазных границах каких электродов протекают ионообменные процессы? а) Инертных. б) Мембранных. в) Первого рода. г) Второго рода. д) Третьего рода.
20. Металлооксидные электроды являются разновидностью электродов: а) первого рода; б) второго рода; в) третьего рода; г) эти электроды выделяют в особую группу индикаторных электродов.
21. Для измерения рн наиболее часто применяют индикаторный электрод: а) хингидронный; б) водородный; в) стеклянный; г) сурьмяный.
22. При погружении стеклянного электрода в исследуемый раствор происходит: а) перенос электронов; б) необменная сорбция ионов Н; в) ассоциация силанольных групп.
23. Какой (какие) из перечисленных условий является (являются) обязательными при проведении прямых потенциометрических измерений? а) Постоянство температуры. б) Оптимальное значение рн раствора. в) Максимальная электропроводность, минимальное омическое сопротивление) раствора. г) Оптимальный состав анализируемого раствора с учетом д) Селективности электрода. е) Наличие вспомогательного электрода. ж) Все перечисленные условия.
24. Какой из перечисленных факторов не влияет на величину скачка потенциала при потенциометрическом титровании по реакции осаждения? а) Скорость титрования. б) Величина произведения растворимости осадка. в) Растворимость осадка. г) Концентрации растворов.
25. В методе потенциометрического осадительного титрования скачок титрования будет тем больше: а) чем больше произведение растворимости образующегося осадка; б) больше стандартный электродный потенциал индикаторного электрода; в) меньше произведение растворимости образующегося осадка; г) меньше стандартный электродный потенциал индикаторного электрода.
Перечень дискуссионных тем
1.Развитие учения о гумусе и почвенном плодородии от Тюрина и Ваксмана до наших дней
2.Методические и методологические принципы исследований почвообразовательных процессов
3.Воспроизводство плодородия почв
4.Инструментальные методы анализа. Назначение и классификация инструментального анализа
1.Почвы как объекты химического исследования
2.Классификация контактных методов инструментального анализа
3.Особенности методики пробоотбора при проведении эколого-токсикологического обследования территории
4.Методы определения базовых характеристик агрофизического состояния почвы
5.Влияние сельскохозяйственного использования земель на изменение свойств почв
6.Почвенная диагностика минерального питания сельскохозяйственных культур
7.Содержание нитратного азота в растениеводческой продукции
8.Теории и методы физики почв
9.Контактные методы контроля состояния окружающей среды
10.Методы и приборы контроля окружающей среды
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п