учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучить почвы и особенности почвенного покрова техногенных ландшафтов; систематику и диагностику городских почв; углубить знания о почвах, измененных деятельностью человека; рассмотреть процессы естественного и антропогенного почвообразования; проанализировать принципы отображения антропогенных изменений в новой «Классификации почв России» (1997) и их использование.
ПКС-1: Способен разрабатывать и осваивать экологически безопасные агротехнологии, позволяющие снизить экономические и экологические риски производства заданного количества и качества сельскохозяйственной продукции;
ИД-1ПКС-1 Разрабатывает и осваивает экологически безопасные агротехнологии, позволяющие снизить экономические и экологические риски производства заданного количества и качества сельскохозяйственной продукции
ИД-1ПКС-2 проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1ПКС-3 Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
ПКС-2: Способен провести агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий;
ИД-1ПКС-1 Разрабатывает и осваивает экологически безопасные агротехнологии, позволяющие снизить экономические и экологические риски производства заданного количества и качества сельскохозяйственной продукции
ИД-1ПКС-2 проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1ПКС-3 Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
ПКС-3: Способен разрабатывать методы снижения загрязнения почв и их реабилитации;
ИД-1ПКС-1 Разрабатывает и осваивает экологически безопасные агротехнологии, позволяющие снизить экономические и экологические риски производства заданного количества и качества сельскохозяйственной продукции
ИД-1ПКС-2 проводит агроэкологический мониторинг сельскохозяйственных угодий
ИД-1ПКС-3 Разрабатывает методы снижения загрязнения и их реабилитации.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
проверка задания
проверка задания
проверка задания
проверка задания
2. Ильина Л.П. Экологическая химия: учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. П. Ильина, Т. Ц. Жамсуева, А. В. Бардымова ; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Кафедра "Общая химия". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 140 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2273
3. Ильина Л.П. Экологическая химия: учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. П. Ильина, Т. Ц. Жамсуева, А. В. Бардымова ; Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, Кафедра "Общая химия". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 140 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2273
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Индивидуальные задания для ситуационных задач
3. Темы рефератов, докладов
4. Комплект тестовых заданий
Проблемы загрязнения и ремедиации почв
2) охватывает все разделы дисциплины
I вариант
Блок 1
1. Загрязнение почв происходит:
а) в форме атмосферных выпадений, поступления с почвенно-грунтовыми водами, вследствие химизации сельского и лесного хозяйства
б) за счет коммунальных отходов, отвалов, свалок, строительного мусора, разливов нефти и т.д.
в) все вышеперечисленное
2. При инвентаризации вредных выбросов определяются:
а) источник и место выброса, состав и количество загрязняющих веществ в отходящих газах, сточных водах
б) максимальная расчетная концентрация вредных веществ в приземном слое после рассеивания
в) все вышеперечисленное
3. Что понимается под антропогенной нагрузкой:
а) уровень влиянии комплекса источников и факторов воздействия всех видов хозяйственной деятельности на окружающую среду
б) специальные критерии оценки антропогенной нагрузки на природную среду в)
4. Специальные критерии оценки антропогенной нагрузки на природную среду региона включают
а) выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод
б) нарушение земель промышленными разработками, деградация сельскохозяйственных земель
в) все вышеперечисленные
5. Загрязняющие вещества подразделяются но агрегатному состоянию на:
а) твердые, жидкие
б) твердые, жидкие, газообразные (парообразные)
в) жидкие, газообразные (парообразные)
Блок 2
6. Основные загрязняющие вещества в атмосфере:
а) оксид азота, сернистый газ
б) фтороводород, ангидрид
в) диоксид и оксид углерода, соединения серы, азота
7. Согласно статистическим данным, загрязнения атмосферы от автомобилей, сжигание угля и нефти приходится
а) 50%
б) 80%
в) 60%
8. Сколько тонн сернистых веществ и пыли ежедневно выбрасывает крупная теплоэлектростанция
а) до 500 т. б) до 1000 т. в) до 1500 т.
9. На какое расстояние уносятся выбрасываемые вредные вещества от теплоэлектростаниций
а) до 5 км б) до 10км в) до 15 км
10. Промышленное загрязнение почв ведет в основном через атмосферу путем
а) осаждения паров, аэрозолей, пыли или растворенных соединений токсикантов с дождем и снегом
б) осаждения аэрозолей, или растворенных соединений токсикантов с дождем и снегом в) осаждения пыли или растворенных соединений токсикантов с дождем и снегом
11. Наибольшая доля в радиоактивных выпадениях приходится на
а) барий, литий, уран
б) алюминий, магний, бериллий
в) стронций-90, Йод-131 и цезий-137
Кейс - задания
12. Почвенный ключ (ключевой участок)
а) ландшафт, окружающие предприятие позволяющие осуществить природное районирование территории
б) детализированная территории с определенным размером контуров
в) небольшой по площади (1-10 га) участок, размеры которого зависят от сложности почвенного покрова и рельефа
13. Мониторинг это:
а) систему наблюдений за различными элементами природной среды в пространстве и во времени по заранее подготовленной программе
б) комплекс мер по защите растений
в) метод восстановления нарушенных земель
14 Почвенно-химический мониторинг включает
а) контроль за содержанием в почвах и сопредельных средах различных видов загрязняющих веществ
б) разработку системы показателей загрязнения, прогноз изменения содержания поллютантов в почвах на фоновых и техногенных территориях
в) все вышеперечисленное
15. Биоиндикация это:
а) обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций на них живых организмов и их сообществ
б) определение неблагоприятных факторов оказывающие вредное влияние на живые организмы
в) природные экосистемы, где аккумулируются загрязняющие вещества и создаются высокие нагрузки на биоту
II вариант Блок 1
1. Твердые вещества в зависимости от размера частиц составляют следующий убывающий ряд:
а) макрочастицы > сажа (агломераты углеродных частиц) > пыль > летучая зола > дым
б) макрочастицы > пыль > летучая зола > дым сажа (агломераты углеродных частиц) >
в) сажа (агломераты углеродных частиц) > пыль > летучая зола > дым >макрочастицы
2. По характеру воздействия на живые организмы различают загрязняющие веществ
а) общетоксического действия мутагенные, вредные
б) канцерогенные, опасные
в) общетоксического действия мутагенные и канцерогенные
3. На какие видовые группы в природоохранной деятельности разделяют загрязняющие вещества с учетом их химических свойств?
а) неорганические, органические
б) органические, синтетические
в) органические, производные
4. В зависимости от размеров выбросы загрязняющих веществ делят на:
а) массовые и немассовые
б) массовые и весовые
5. Почему выбросы в природоохранной практике учитываются в первую очередь
а) представляют опасность для растений и животных
б) нарушают биологический круговорот веществ в природе
в) резко ухудшают санитарно-гигиеническое состояние природной среды
Блок 2
6. Общую радиоактивность в системе СИ выражают
а) беккерелях (Бк)
б) кулонах (Ки)
в) амперах(А)
7. Особо токсичными для растений, животных и человека являются
а) свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, хром
б) никель, медь, цинк, ртуть
в) сурьма, мышьяк, кальций, литий
8. Какие показатели особенно сильно влияют на уровни загрязнения и токсикоэкологическую ситуацию:
а) биопродуктивность почв, и содержание в них гумуса; кислотно-основные условия почв и вод;
окислительно-восстановительные условия; концентрация почвенных растворов
б) поглотительная способность почв; гранулометрический состав почв; тип водного режима
в) все вышеперечисленные
9. Кем был введен термин "кислые дожди"
а) Смитом А.
б) Райнеролом П.
в) Бергардом Е.
10. Какие классы углеводородов различают в составе нефтей:
а) парафиновые (метановые) углеводороды (алканы), нафтеновые (алициклические) углеводороды, метаново-нафтеновые, нафтеново-ароматические
б) нафтеновые (алициклические) углеводороды, метаново-нафтеновые, нафтеново- ароматические
в) парафиновые (метановые) углеводороды
11. Наиболее опасные канцерогенных веществ поступающие в атмосферу:
а) полициклические ароматические углеводорода (ПАУ)
б) алициклические углеводороды (АУ)
в) метаново-нафтеновые углеводороды (МНУ)
Кейс - задания
12. В процессах миграции химически-загрязняющих веществ (ХЗВ) занимает
а)комплексобразование
б)структурность в) организованность
13. Что характерно для вещественного состава водных вытяжек:
а) водные вытяжки содержат большой набор органических соединений различного состава; вещества, содержащиеся в водных вытяжках, способны образовывать комплексы с ТМ; эти комплексы могут иметь в природных условиях различный знак заряда; на комплексообразование оказывает сильное влияние рН, конкурентное комплекоообразование, ионная сила раствора, состав
лигандов, наличие и состав неорганических анионов
б) водные вытяжки содержат большой набор органических соединений различного состава; вещества, содержащиеся в водных вытяжках, способны образовывать комплексы с ТМ; эти комплексы могут иметь в природных условиях различный знак заряда; наличие и состав неорганических анионов
в) на комплексообразование оказывает оильное влияние рН, конкурентное комплекоообразование, ионная сила раствора, состав лигандов, наличие и состав неорганических анионов
14. На какие группы условно делят совокупность компонентов, входящих в состав природных вод:
а) главные ионы, или макрокомпоненты, растворенные газы (кислород, азот, диоксид углерода, сероводорода и др.); биогенные элементы (соединения азота, фосфора, кремния)
б) микроэлементы; органические вещества
в) все вышеперечисленные
15. На какие группы разделяют источники поступления биогенных элементов в природные воды:
а) внешние и внутренние
б) искусственные и естественные
в) вредные, опасные, не опасные
III вариант Блок 1
1. Какие выделяют группы выбросов
а) твердые, жидкие
б) газовые, пылевые
в) организованные и неорганизованные
2. Наиболее опасные вещества загрязняющие окружающую среду:
а) сернистый газ, взвешенные частицы, оксид углерода, диоксид углерода, оксида азота, фотоокислители и реакционно-способные углеводорода, ртуть, свинец, кадмий
б) хлорированные органические соединения, нефть, микотоксины, нитраты, нитриты, нитрозамины, аммиак, отдельные микробные загрязнители, радиоактивные загрязнения
3. Что относят к неорганизованным выбросам
а) ТБО, химические вещества
б) газы, пыль, бытовой мусор
в) утечки через неплотности в аппаратах, арматуре, магистралях; испарение с поверхности сточной жидкости в системах канализации и сооружениях очистки сточных вод, испарение продуктов из резервуаров и хранилищ, разливы и залповые выброси продуктов при авариях и пожарах
4. В настоящее время приоритетные источники химического загрязнении биосферы подразделяют на
а) естественные и антропогенные
б) естественные и искусственные
в) синтетические и натуральные
5. Антропогенные источники подразделяются на
а) промышленные (или техногенные), транспортные и сельскохозяйственные
б) производственные, общественные
в) искусственные, естественные
Блок 2
6. Антропогенные источники выбрасывают в атмосферу канцерогенного 3,4-бензпирена
а) более 5000 т.
б) 1000 т.
в) 8000 т.
7. Сколько ежегодно в мире производится удобрений
а) около 100 млн.т.
б) около 150 млн.т
в) около 120 млн.т
8. К пестицидам относится
а) комплекс химических препаратов, предназначенных для борьбы с животными и растениями – это различные инсектициды, гербициды, фунгициды и т.п.
б) твердые, жидкие и др. средства защиты
в) удобрения, торф, сапропели
9. На какие группы в зависимости от характера использования разделяются пестициды
а) гербициды, альгициды, арборициды, фунгициды, бактерициды, инсектициды
б) акарициды, зооциды, лимациды, нематоциды, афициды - для борьбы с тлями
в) все вышеперечисленные
10. Наиболее обширную группу веществ среди пестицидов, как по масштабам практического применения, так и по ассортименту выпускаемых препаратов (около 40%) составляют
а) гербициды б) акарициды в) фунгициды
11. На какие подгруппы делятся гербициды по характеру действия на растения:
а) сплошные, избирательные (селективные) б) прямые, косвенные в) опасные, не опасные
Кейс -задания
12. Что понимается под предельно допустимыми концентрациями (ПДК):
а) такое их содержание в компонентах природной среды (воздухе, воде, почве), которое е вызывает патологических изменений, аномалий или заболеваний в ходе биологических процессов, а также не приводит к накоплению токсичных элементов в сельскохозяйственных культурах и не может нарушать биологический оптимум для сельскохозяйственных животных и человека
б) максимальное содержание вредных веществ в простых и сложных системах
в) концентрация химического соединения, которая не нарушает биологического оптимума для человека
13. а каких показателях должен основываться почвенный мониторинг по Г.В.Добровольскому, Д.С.Орлову и Т.А .Гришиной:
а) показатели долгосрочных изменений; показатели ранней диагностики развития
неблагоприятных изменений свойств почв и почвенных режимов
б) показатели сезонных изменений; показатели долгосрочных изменений; показатели ранней диагностики развития неблагоприятных изменений свойств почв и почвенных режимов
в) показатели сезонных изменений; показатели ранней диагностики развития неблагоприятных изменений свойств почв и почвенных режимов
14. Какие выделяют основные этапы в реакции почв на техногенное воздействие и эволюции их от естественного состояния до техногенно-нарушенного:
а) поступление и накопление химических загрязняющих веществ в почве; значительное изменение физических и химических свойств почвы (сдвиги в неблагоприятную сторону рН, изменение емкости катионного обмена» потеря почвенной структуры, гумуса); неблагоприятное воздействие почвенных условий на растительный покров
б) развитие процессов эрозии, дефляции; полное разрушение и уничтожение почвенных горизонтов; образование «техногенной пустыни»
в) все вышеперечисленные этапы
15. На какие группы подразделяются нарушенные территории
а) земли с насыпным грунтом (промышленные отходы, отвалы подземных горных разработок) и территории, поврежденные в результате выемки почвогрунта (карьеры, отвалы)
б) районы загрязненные нефтью, нефтепродуктами, канцерогенными углеводородами, и территории характеризуются повышенным содержанием азотфиксирующих, денитрифицирующих и сульфатредуцирующих микроорганизмов
1.Мир почв, измененных деятельностью человека: индивидуальность почвенных тел и континуальность почвообразования (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
2.Распространение антропогенно-измененных почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
3.Антропогенно-измененные почвы в земельном фонде мира (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
4.Антропогенно-измененные почвы в земельном фонде России (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
5.Виды антропогенных воздействий (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
6.Естественное и антропогенное почвообразование (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
7.Педогенетические концепции (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
8.Скорость почвообразования при вмешательстве человека (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
9.Антропогенно-измененные и антропогенные почвы в основных отечественных и зарубежных классификациях (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
10.Принципы отображения антропогенных изменений в новой «Классификации почв России» (1997) и их использование (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
11.Масштабы и особенности техногенных воздействий. (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
12.Группы техногенных почв и почвоподобных тел (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
13.Факторы почвообразования. (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
14.Почвы и почвенный покров в районах горных разработок. (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
15.Молодые аккумулятивные почвы на рыхлых техногенных породах. (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
16.Искусственные почвоподобные образования и почвы рекультивируемых земель (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
17.Общие факторы трансформации почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
18.Рекультивация нарушенных земель (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
19.Природно-городская система и почвы (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
20.Условия и факторы формирования городских почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
21.Систематика и диагностика городских почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
22.Свойства городских почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
23.Экологические функции городских почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
24.Неблагоприятные экологические процессы и их влияние на почвенный покров городов (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
25.Формирование и эволюция городских почв (ПКС-1, ПКС-2, ПКС-3)
1.Характеристика основных почвообразующих пород.
2.Особенности почвообразования.
3.Специфика микроэлементного состава почвообразующих пород.
4.Глобальные функции почвы.
5.Выветривание. Типы выветривания.
6.Почвообразовательные процессы.
7.Морфология почв.
8.Принцип классификации почв по гранулометрическому составу.
9.Органическое вещество почвы.
10.Поглотительная способность почв. Виды поглотительной способности. Буферность почв.
11.Эрозия почв.
12.Концепция городского почвообразования.
13.Специфические особенности городских почв.
14.Специфичность факторов формирования городских почв.
15.Разнообразие почв и почвоподобных тел в городских экосистемах.
16.Место городских почв в отечественных и зарубежных классификациях.
17.Влияние негативных экологических процессов города на свойства почв. 19. Генетические и экологические аспекты исследования и классификации
18.почв техногенных ландшафтов.
19.Эволюция техногенного рельефа и почвообразование.
20.Естественное восстановление растительного и почвенного покрова на отвалах горнодобывающей промышленности.
21.Микробные ценозы техногенных экосистем.
22.Гумусонакопление и качественный состав гумуса молодых почв техногенных ландшафтов.
23.Эволюция техногенных почв и техногенных грунтов.
24.Экологическое нормирование в экотоксикологии. Перспективы создания единой системы экологического и санитарного нормирования.
25.Особенности действия токсических веществ на организм.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п