учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Анатомия, физиология, фармакология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Токарь В.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
в научной работе.
Задачи: - показать взаимосвязь дисциплины «Патология животных, морфология,
физиология, фармакология и токсикология» с другими дисциплинами
учебного плана специальности, формирующей профессиональные знания
аспиранта;
- ознакомить аспирантов с современным оборудованием и аппаратурой,
используемой в данной научной области;
- привить уважение аспиранта к учебной и справочной литературе в
целях профессионального роста.
- изучить клеточный уровень структурной организации живых организмов: закономерности развития животных в пре- и постнатальном периодах онтогенеза; тканевый уровень организации живых организмов: органный уровень структурной организации животных организмов.
в научной работе.
Задачи: - показать взаимосвязь дисциплины «Патология животных, морфология,
физиология, фармакология и токсикология» с другими дисциплинами
учебного плана специальности, формирующей профессиональные знания
аспиранта;
- ознакомить аспирантов с современным оборудованием и аппаратурой,
используемой в данной научной области;
- привить уважение аспиранта к учебной и справочной литературе в
целях профессионального роста.
- изучить клеточный уровень структурной организации живых организмов: закономерности развития животных в пре- и постнатальном периодах онтогенеза; тканевый уровень организации живых организмов: органный уровень структурной организации животных организмов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Цитология. Клетка, включения, органоиды
Эпителиальные ткани. Секреция. Строение желез.
низших позвоночных. Костные ткани.
Мышечные ткани. Нервная ткань
система. Центральные и периферические
органы нейроэндокринной системы.
иммунной защиты (красный костный мозг,
тимус, селезенка, лимфоузлы).
средний и задний отделы пищеварительного
тракта. Экстрамуральные и интрамуральные
железы пищеварительного тракта. Слюнные
железы. Печень и поджелудочная железа
Половые железы и отделы полового тракта
самца и самки. Кожный покров и
производные кожного покрова. Кожа с
волосом и без волоса. Копыто
система
Цитология. Микроскоп. Гистологическая
техника
Соелинительная ткань
Нервная ткань
костный мозг, тимус, селезенка, лимфоузлы).
пищеварительного тракта. Экстрамуральные и интрамуральные железы
пищеварительного тракта. Слюнные железы. Печень и поджелудочная железа
полового тракта самца и самки. Кожный покров и производные кожного
покрова. Кожа с волосом и без волоса. Копыто
Спинной и головной мозг. Сосуды и оболочки.
защиты (красный костный мозг, тимус, селезенка,
лимфоузлы).
задний отделы пищеварительного тракта.
Экстрамуральные и интрамуральные железы
пищеварительного тракта. Слюнные железы. Печень
и поджелудочная железа.
Половые железы и отделы полового тракта самца и
самки. Кожный покров и производные кожного
покрова. Кожа с волосом и без волоса. Копыто.
Нервная система
ткани и ткани с специальными свойствами.
Хрящевые ткани
Центральные и периферические органы
нейроэндокринной системы.
Плацента, виды, характеристика
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Критерии оценки к зачету
Вопросы для устного опроса
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Морфология животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Общая характеристика, классификация эпителиальных тканей
2. Особенности сперматогенеза. Строение сперматозоида
3. Учение о клетке. Митотический цикл
4. Типы плацент млекопитающих, особенности их структурно-функциональной организации
5. Характеристика крови как ткани. Форменные элементы крови
6. Гистоструктура и функция 12-й кишки
7. Устройство микроскопа. Разрешающая способность микроскопа и определение её числового значения
8. Устройство и показатели микроскопа
9. Учение о клетке. Ультраструктура клетки
10. Морфофункциональная характеристика гипоталамуса
11. Эмбриональное развитие ланцетника
12. Строение яйцеклетки, овогенез
13. Оплодотворение, его морфология, физиология и биология
14. Гистологическая и функциональная характеристика семенников
15. Периоды эмбриогенеза. Типы дробления, способы гаструляции
16. Эмбриональное развитие птиц
17. Плодовые оболочки и их физиологическая роль
18. Митотический цикл
19. Гистологическая и функциональная характеристика молочной железы
20. Типы дробления, способы гаструляции, зародышевые листки (органогенез и гистогенез)
21. Понятие о ткани, её основная функция. Гистогенез и классификация тканей
22. Типы яйцеклеток в зависимости от количества и распределения в них желтка. Строение куриного яйца
23. Особенности эмбрионального развития млекопитающих
24. Классификация половых клеток самок по содержанию и распределению желтка. Строение куриного яйца
25. Строение и функции ядра клеток, плазмолеммы в сете современных данных
26. Клеточная теория, её развитие и значение
27. Структурно-функциональная характеристика гладкой мускулатуры
28. Гистоструктура и функция толстого отдела кишечника
29. Прямое и непрямое деление клеток. Биологическое значение митоза
30. Гистоструктура грубоволокнистой и пластинчатой кости, строение и физиологическая роль надкостницы
31. Рыхлая соединительная ткань
32. Классификация вен, артерий и сосудов микроциркуляторного русла
33. Гистологическая и морфофункциональная характеристика рыхлой соединительной ткани
34. Морфологические и функциональные особенности различных видов нейроглии
35. Нервные окончания, рефлекторная дуга и синапсы
36. Классификация эпителиев, источники их развития
37. Строение и функция мозжечка
38. Спинальные ганглии и периферические нервы
39. Клеточный цикл. Воспроизведение клеток
41. Клеточный цикл. Митоз
42. Структурные различия желез в зависимости от механизма секреции
43. Мезенхима и ретикулярная ткань
44. Классификация, строение хрящей, источники развития и регенерация
45. Общая характеристика, классификация мышечных тканей
46. Гистоструктура и функция кожного покрова млекопитающих и птиц
47. Строение пищевода и преджелудков
48. Гистоструктура и функция желудка
49. Гистофизиология яичников, развитие и строение жёлтого тела. Гаметогенез.
Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Форма, система оценивания, порядок проведения и организация текущего контроля успеваемостиобучающихся устанавливаются Положением об организации текущего контроля успеваемости обучающихся.
Вопросы для устного опроса
1. Для чего используют фиксацию гистологического материала?
+1. для инактивации ферментных систем, удаления микроорганизмов и сохранения структуры;
-2. для улучшения окрашивания;
-3. для удаления из объекта жидкости;
-4. для повышения контрастности;
2. Оксифилия - это:
-1. способность гистологических структур окрашиваться в разный цвет;
+2. способность гистологических структур окрашиваться кислыми красителями;
-3. способность гистологических структур окрашиваться в цвет, отличающийся от цвета красителя в растворе;
-4. способность гистологических структур окрашиваться основными красителями;
3. Учение о клетке называется:
-1. биология
-2. эмбриология
+3.цитология
-4. гистология
4. Плазмолемма – это оболочка:
-1. ядра
+2. клетки
-3. ядрышка
-4. рибосомы
5. По расположению белки мембран подразделяются на:
-1. транспортные, каталитические, структурные, рецепторные;
+2. интегральные, полуинтегральные, поверхностные;
-3. подвижные, полуподвижные, неподвижные;
-4. кристаллические, квазикристаллические;
6. Органеллы клетки подразделяются на:
-1. белковые, небелковые, смешанные;
+2. общие, специальные; мембранные, немембранные;
-3. общие, специальные, смешанные; мембранные, немембранные;
-4. общие, специальные; мембранные, немембранные, смешанные;
7. Какой вид клеточного деления приводит к образованию двух клеток с равным диплоидным набором хромосом?
-1. мейоз;
+2. митоз;
-3. цитотомия;
-4. эндомитоз;
8. Назовите начальную стадию эмбриогенеза:
-1. дробление;
-2. гаструляция;
+3. оплодотворение;
-4. органогенез;
9. У млекопитающих яйцеклетки:
а) олиголецитальные
б) полилецитальные
в) мезолецитальные
10. Назовите период эмбриогенеза, в который происходит переход от одноклеточной стадии развития к многоклеточной:
-1. оплодотворение;
-2. гаструляция;
-3. гистогенез;
+4. дробление;
11. Какие эпителии согласно морфофункциональной классификации входят в группу однослойных?
-1. однослойный однорядный; однослойный многорядный; однослойный переходный;
+2. однослойный однорядный; однослойный многорядный;
-3. однослойный однорядный; однослойный многорядный; однослойный переходный; неороговевающий;
-4. однослойный однорядный; однослойный многорядный; однослойный переходный; ороговевающий;
12. Какие эпителии согласно морфофункциональной классификации входят в группу многослойных?
-1. однорядный; многорядный; переходный;
+2. ороговевающий, неороговевающий, переходный;
-3. переходный;
-4. неороговевающий, ороговевающий, многорядный
13.Какова основная функция нейтрофилов?
-1. образование антител;
+2. фагоцитоз микроорганизмов и мелких частиц;
-3. фагоцитоз комплекса антиген-антитело;
-4. инактивация гистамина;
14. К безъядерным клеткам крови относятся:
-1. лимфоциты
-2. моноциты
+3.эритроциты
-4. базофилы
15. Фибробласты, фиброциты и гистиоциты являются постоянными клетками:
-1. эпителиев
+1.рыхлой соединительной ткани
-1. хрящевой ткани
-1. мезенхимы
16. Межклеточное вещество рыхлой соединительной ткани существует в виде:
-1. аморфного основного вещества
-2. аморфного основного вещества и эластических волокон
+3. аморфного основного вещества, эластических и коллагеновых волокон
-4. волокон
17. К клеткам костной ткани относятся:
+1.остеобласты
-2. миобласты
-3. хондробласты
-4. гемоцитобласты
18. Миоцит имеет:
-1.округлую форму
+2. веретеновидную форму
-3. овальную форму
-4. цилиндрическую
19. Мышечная оболочка кишечника построена из:
+1. гладкой мышечной ткани
-2. исчерченной мышечной ткани
-3. поперечно-полосатой мышечной ткани
-4.скелетной мышечной ткани
20. Какие различают разновидности макроглии?
-1. астроцитная, хороидная, танициты, олигодендроглия;
-2. астроцитная, эпендимная, волокнистая, плазматическая;
+3. астроцитная, эпендимоглия, олигодендроглия;
-4. хороидная, эпендимоглия, олигодендроглия;
Блок 2.
(1) преобладание в ядре гетерохроматина ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
(2) преобладание в ядре эухроматина А – если верно 1, 2, 4
(3) наличие четко выраженных одного (нескольких) ядрешек Б – если верно 2, 4
(4) нечетко выражены ядрешки В – если верно 1,4
(5) базофилия цитоплазмы Г – если верно 2,4
+Д – если верно 2, 3, 5
22. Липиды в клеточной мембране расположены послойно. Сколько таких липидных слоев содержит¬ся в мембране?
-1. 1;
+2. 2;
-3. 3;
-4. 4;
23. Укажите правильное чередование основных стадий развития:
-1. морула — бластула — органогенез — гаструла
-2. дробление — гаструла — бластоциста — органогенез
-3. зигота — гаструла — бластоциста — органогенез
+4. зигота — морула — бластоциста — гаструла — органогенез
24. Все утверждения верны, КРОМЕ:
-1. дерматом происходит из мезодермы
+2. нервная трубка происходит из энтодермы
-3. эпителий слизистой оболочки пищеварительного тракта развивается из энтодермы
-4. нервный гребень происходит из эктодермы
25. Клетка, специализированная для синтеза значительного количества белка с последующей его секрецией, содержит хорошо развитые:
-1. гладкую эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи
-2. свободные рибосомы, митохондрии
+3.гранулярную эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, митохондрии
-4. лизосомы, гладкую эндоплазматическую сеть
26. Многослойный плоский ороговевающий эпителий состоит из слоев. Все верно КРОМЕ:
- 1. базальный
+2. апикальный
-3. шиповатый
-4. зернистый
-5. блестящий
-6. роговой
27. Морфологические признаки нейтрофилов: Ответ: - А- если верно 1,2,3
(1) в цитоплазме мелкие гранулы, воспринимающие -Б- если верно 1,3
и кислые и основные краски +В- если верно 1,4
(2) в цитоплазме крупные гранулы, - Г- если верно 4
окрашенные кислой краской -Д- если верно 1,2,3,5
(3) в цитоплазме крупные грубые гранулы,
окрашенные основной краской
(4) гранулы распределены равномерно
(5) гранулы распределены неравномерно, группированы
28. Закончите предложение. Отросток, по которому нервный импульс передается от периферии к телу клетки, называется _______________.
29. Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
Вопрос: заросшие черепные швы образованы грубоволокнистой костной тканью.
Варианты ответов: да, нет
30. Соотнесите записанное в столбцах
Фиброциты кровь
Лейкоциты костная ткань
Хондроциты хрящевая ткань
Остеоциты рыхлая соединительная ткань
Миоциты мышечная ткань
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п