учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: изучение этапов развития диалектического принципа в познании почвы как естественно- исторического тела, обладающего плодородием; изучить методологию научного познания и экологической функции почв в биосфере; биогеохимические циклы круговорота веществ и энергии в земледелии как теоретической основы воспроизводства плодородия почв и реализации потенциальной продуктивности растений; систему экологического мониторинга и картографирования почвенного покрова агроландшафтов.
ПКС-7: Способен обобщать и анализировать результаты исследований, осуществлять их статистическую обработку;
ИД-1ПКС-7.1 Обобщает и анализирует результаты исследований, осуществляет их статистическую обработку
ИД-1ПКС-12.1 Осуществляет методическое сопровождение в процессе проектирования и реализации программ квалификации и тренинга сотрудников
:
:
ПКС-12: Способен провести повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в сфере агрохимии, агропочвоведении и агроэкологии;
ИД-1ПКС-7.1 Обобщает и анализирует результаты исследований, осуществляет их статистическую обработку
ИД-1ПКС-12.1 Осуществляет методическое сопровождение в процессе проектирования и реализации программ квалификации и тренинга сотрудников
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Краткая история развития агрохимии и почвоведения : учебное пособие / Ю. И. Ермохин, Л. М. Лихоманова, Ю. А. Азаренко, Н. В. Гоман. — Омск : Омский ГАУ, 2018. — 103 с.
3. Агрохимические основы эффективного применения удобрений в интенсивном земледелии / В. И. Никитишен. - М. : Наука , 1984. - 139 с. : табл., ил. - 1500 экз.. - (в пер.) : 2.70 р.
4. Бохиев В.Б., Бохиев Б.В. Научные основы и практические приемы обработки и защиты почв в бассейне оз. Байкал. – Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2003. – 240 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
3. Индивидуальные задания для ситуационных задач
4. Темы рефератов, докладов
5. Комплект тестовых заданий
История и методология в агрохимии, агропочвоведении и агроэкологии
2) охватывает все разделы дисциплины
I вариант
1.Трактат о слоях земных вышел в свет в 1763 г. – автор
1. Колумелла
2. Валери
3. М.В. Ломоносов
4. В.Н. Татищев
2.В Западной Европе были выпущены книги «Лесное почвоведение» (1893), «Почвоведение» (1905) на основе принципов В.В. Докучаева
1. Э. Эвальд
2. Э. Рамани
3. Э. Эбермайер
4. М.Э. Вольни
3.Кем впервые была выдвинута идея о полезащитном лесоразведении и осуществлена на практике?
1. П.А. Костычев
2. В.В. Докучаев
3. Н.М. Сибирцев
4. Г.И. Танфильев
4.Автор книги «Почвы черноземной области России»?
1. В.В. Докучаев
2. Н.М. Сибирцев
3. П.А. Костычев
5.Кто впервые разработал и использовал почвенно-геоморфологические методы исследования почв?
1. Н.М. Сибирцев
2. К.Д. Глинка
3. А.Р. Ферхмин
4. Г.Н. Высоцкий
6.На парижской выставке в 1899 г. была выставлена коллекция почв и почвенных карт России, заслужившие (Grand prix), составленные
1. П.В. Отоцким
2. Б.Б. Полыновым
3. В.В. Докучаевым
4. Л.И. Прасоловым
7.Развивал агрономическое направление в почвоведении…
1. В.В. Докучаев
2. П.А. Костычев
3. В.Р. Вильямс
4. П.В. Отоцкий
8.В классификацию почв ввел понятие полные зональные), интразональные, неполные почвы…
1. Б.Б. Полынов
2. К.Д. Глинка
3. Н.М. Сибирцев
4. В.В. Докучаев
9.В 1927 году была издана «Карта почв мира» - автор?
1. В.Г. Виленский
2. С.А. Захаров
3. П.С. Коссович
4. К.Д. Глинка
10.Кого Ю. Одум назвал первым русским экологом?
1. Л.И. Прасолова
2. К.К. Гедройца
3. В.В. Докучаева
4. П.А. Костычева
11.Автор учения о биосфере и ноосфере
1. В.Р. Волобуев
2. Г.В. Добровольский
3. В.И. Вернадский
4. В.А. Ковда
12.Академик В.Г. Минеев назвал его первым агрохимиком России
1. К.А. Тимирязева
2. А.В. Соколова
3. Н.С. Авдонина
4. Д.И. Менделеева
13.Разработал научные основы генетики минерального питания растений…
1. В.А. Вернадский
2. Н.И. Вавилов
3. К.А. Тимирязев
4. В.Г. Минеев
14.Первые обобщенные сведения об агрохимических свойствах Забайкалья (Бурятская АССР, Читинская область) опубликовали в 1969 году
1. О.В. Макеев
2. Л.Л. Убугунов
3. И.Г. Важенин и Е.А. Важенина
4. Н.Е. Абашеева
15.Для чего применяют в сельском хозяйстве фунгициды?
1. Против: сорняков
2. насекомых-вредителей
3. полегания растений
4. возбудителей грибковых болезней растений
16.Симбиотические азотофиксаторы
1. азотобактер
2. клостридии
3. клубеньковые бактерии
4. актиномицеты
17.Какие культуры высевают в Бурятии для улучшения азотного режима почв?
1. люцерна
2. кукуруза
3. рапс
4. донник
1. пшеница
2. ячмень
3. гречиха
4. рапс
19.Дефицитом какого питательного элемента характеризуется мерзлотная лугово-черноземная почва Бурятии?
1. калия
2. фосфора
3. серы
4. aзота
20.Автор книги «Оптимизация минерального питания капусты» (1987)?
1. И.Г. Важенин
2. Н.Н. Пигарева
3. Л.Л. Убугунов
4. М.Г. Меркушева
21.Какими свойствами почв определяется их экологическая функция?
1. физико-химическими
2. химическими
3. биологическими
4. 1, 2, 3
22.Тип гумуса определяется отношением:
1. С:N
2. P:Ca
3. Сгк:Сфк
4. Сфк:Сгк
23.Какая группа микроорганизмов преобладает в почвах Бурятии?
1. бактерии
2. грибы
3. актиномицеты
4. 1, 2
24.Впервые изучение динамики почвенных процессов в криолитозоне Западного Забайкалья было начато под руководством:
1. Н.А. Ногиной
2. К.А. Уфимцевой
3. О.В. Макеева
4. В.И. Дугарова
25.Биогеохимическое направление в исследовании почвенного покрова Забайкалья осуществляется под руководством
1. М.Г. Меркушевой
2. Л.Л. Убугунова
3. А.И. Куликова
4. В.И. Убугуновой
26.Кто является инициатором и руководителем организации биосферных заповедников в СССР?
1. Г.В. Добровольского
2. В.А. Ковда
3. М.А. Глазовская
4. И.П. Герасимов
27.В 1937 году впервые предложен быстрый и точный метод определения гумуса в почве
1. М.М. Кононовой
2. И.В. Тюриным
3. В.А. Ковдой
4. С.П. Кравковым
Установите соответствие:
соответствие кому
1. 28.
а Н.М. Сибирцев
б В.В. Докучаев
в Г.И. Танфильев
г К.Д. Глинка
2. 29.
а Г.Н. Высоцкий
б П.А. Костычев
в Б.Б. Полынов
г Л.И. Прасолов
3. 30.ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ О ПОГЛОТИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОЧВ
б А.Р. Ферхмин
в К.Н. Гедройц
г Д.В. Петербургский
4. 30. ВКЛАД УЧЕНОГО В ТЕОРИЮ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
а Ж.Б. Буссенго
б А.Д. Тэер
в Ю. Либих
г Н. Кноп
5. 32. ПОЧВОЙ СЛЕДУЕТ НАЗЫВАТЬ ДНЕВНЫЕ ИЛИ НАРУЖНЫЕ ГОРИЗОНТЫ ГОРНЫХ ПОРОД, естестввенно измененные совместным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов
а П.А. Костычев
б Н.М. Сибирцев
в В.В. Докучаев
г К.Д. Глинка
6. 33. разработал принципы методологии агрохимически эффективных генотипов хлебных злаков
а Д.Н. Прянишников
б К.А. Тимирязев
в Н.И. Вавилов
г А.В. Петербургский
7. 34. ВПЕРВЫЕ ОБОСНОВАЛ КОНЦЕПЦИЮ ЗОНАЛЬНОЙ АГРОНОМИИ, выделив зоны: «химизации», «физиации», «царство гидрации»
а П.В. Отоцкий
б С.А. Захаров
в В.В. Докучаев
г А.Н. Сабанин
8. 35. ОТКРЫЛ В ПОЧВЕ СВОБОДНО ЖИВУЩИЕ АЗОТОФИКСАТОРЫ – КЛОСТРИДИИ
а П.А. Костычев
б С.Н. Виноградский
в Н.Н. Сушкина
г И.Л. Клевенская
9. 36. о водном режиме почв:
вода в почве что кровь в живом организме а Б.Б. Полынов
б Г.Н. Высоцкий
в А.А. Роде
г П.С. Коссович
Вариант II
Укажите номер правильного ответа.
1.Впервые сообщил и теоретически обосновал эмпирические знания о почве античных земледельцев
1. Катон
2. Колумелла
3. Аристотель
4. Плиний старший
2.Кто впервые ввел в естественно-научные знания термин «чернозем»?
1. В.В. Докучаев
2. П.А. Костычев
3. М.В. Ломоносов
4. К.Д. Глинка
3.Автор книги «Русский чернозем»
1. П.А. Костычев
2. Г.Н. Высоцкий
3. В.В. Докучаев
4. П.В. Отоцкий
4.Создал генетическую классификацию почв и обосновал принципы их бонитировки в развитие учения В.В. Докучаева
1. С.А. Захаров
2. А.Р. Ферхмин
3. Н.М. Сибирцев
4. Г.Н. Высоцкий
5.Первый русский почвенный микробиолог
1. Е.Н. Виноградский
3. Е.Н. Мишустин
4. А.А. Имшенецкий
6.Кем сформулирован закон зональности, в том числе вертикальной зональности почв?
1. А.Н. Афонин
2. С.А. Захаров
3. В.В. Докучаев
4. П.А. Костычев
7.Автор книги «Наши степи прежде и теперь» (1892)
1. А.Н. Сабанин
2. Л.И. Прасолов
3. В.Р. Вильямс
4. В.В. Докучаев
8.Кто сформулировал понятие о промывном и непромывном водном режиме почв?
1. А.А. Измаильский
2. Г.Н. Высоцкий
3. С.А. Захаров
4. К.К. Гедройц
9.В каком году вышел в свет первый номер журнала «Почвоведение»?
1. 1886
2. 1899
3. 1927
4. 1953
10.Кто впервые представил классификацию почв в форме компактных таблиц?
1. К.Д. Глинка
2. Н.М. Сибирцев
3. А.Р. Ферхмин
4. Б.Б. Полынов
11.Сооснователи генетического почвоведения
1. П.А. Костычев и Н.М. Сибирцев
2. Л.И. Прасолов и Б.Б. Полынов
3. С.А. Захаров и П.С. Коссович
4. К.Д. Глинка и П.В. Отоцкий
12.Биологическое направление в почвоведении развивал
1. П.А. Костычев
2. А.Н. Сабанин
3. В.Р. Вильямс
4. П.В. Отоцкий
13.Кто был первым заведующим кафедрой генетического почвоведения (первой в мире), основанной В.В. Докучаевым?
1. Г.Н. Высоцкий
2. К.Д. Глинка
3. Н.М. Сибирцев
4. Г.И. Танфильев
14.Автор книги «Об основаниях генетической классификации почв» (1895)
1. В.В. Докучаев
2. С.А. Захаров
3. Н.М. Сибирцев
4. Л.И. Прасолов
15.Впервые теоретически обосновал способы мелиорации кислых и солонцовых почв (известкование, гипсование)
1. Г.Н. Высоцкий
2. Н.К. Гедройц
3. Г.И. Танфильев
4. П.С. Коссович
16.Считал, что только под влиянием грибной микрофлоры в почве образуются темноокрашенные продукты разложения органических веществ
1. П.А. Костычев
2. В.Р. Вильямс
4. А.Ф. Тюлин
17.В 1939 году была опубликована монография «География почв Сибири» - автор
1. Б.Б. Полынов
2. И.П. Герасимов
3. К.П. Горшенин
4. А.Н. Соколовский
18.Учение о биогеохимическом круговороте химических элементов в биосфере
1. В.В. Докучаев
2. В.И. Вернадский
3. В.А. Ковда
4. Г.В. Добровольский
19.Физиолого-биохимическое направление в агрохимии развивал:
1. К.А. Тимирязев
2. Д.Н. Прянишников
3. А.В. Соколов
4. В.Р. Вильямс
20.Впервые в России поставил опыты по изучению эффективности удобрений в разных почвенно-климатических условиях:
1. А.Н. Энгельгардт
2. Д.И. Менделеев
3. М.Г. Павлов
4. А.Д. Болотов
21.Кем впервые был сформулирован «Закон возврата» химических элементов, извлеченных растениями из почвы?
1. Ж.Б. Буссенго
2. А.Д. Тэер
3. Ю. Либих
4. Д. Лооз
22.Выделил из почвы перегнойные кислоты: ульминовая, гуминовая, креновая и апокреновая и изучил их свойства
1. И.В. Тюрин
2. М.М. Кононова
3. В.Р. Вильямс
4. В.В. Пономарева
23.Инициатор химико-технологической переработки отечественных низкокачественных фосфоритов для производства суперфосфата, преципитата, термофосфатов
1. А.Н. Энгельгардт
2. Д.И. Менделеев
3. Д.Н. Прянишников
4. С.И. Вольфкович
24.В каком научном учреждении под руководством Д.Н. Прянишникова эффективность удобрений изучалась по программе «Географической сети опытов»
1. Почвенный институт им. В.В. Докучаева
2. НИУИФ
3. ЦИНАО
4. ВИУА
25.Изучали генезис почв Забайкалья и разработали их классификацию в середине ХХ в.
1. Н.А. Ногина
2. К.А. Уфимцева
3. О.В. Макеев
4. 1, 2, 3
26.Автор монографии «Аллювиальные почвы речных долин бассейна Селенги» (1998), удостоенная Государственной премии РБ
1. В.И. Дугаров, А.И. Куликов
2. М.Г. Меркушева, Т.А. Аюшина
3. М.Г. Меркушева, Л.Л. Убугунов, В.М. Корсунов
В.И. Убугунова, Л.Л. Убугунов, В.М. Корсунов, П.Н. Балабко
27.Экологическая функция минеральных удобрений определяется:
2. активизацией микробиологической деятельности
3. повышением содержания гумуса
4. 1, 2
Установите соответствие:
соответствие кому
28. а В.В. Докучаев
б Т.В. Отоцкий
в СМ.П. Кравков
г Д.И. Менделеев
29. а Н.И. Вавилов
б К.А. Тимирязев
в Д.Н. Прянишников
г В.И. Вернадский
30. автор методологической концепции о ведущей роли условий увлажнения (рангом выше типа) в классификации почв
а В.В. Докучаев
б П.А. Костычев
в К.Д. Глинка
г С.А. Захаров
31. вклад ученого в развитие теории азотного питания растений а А.Д. Тэер
б Н. де Соссюр
в Ж.Б. Буссенго
г Б. Палиси
32. ОТМЕЧАЛ «всюдность жизни» и ввел понятие «живое вещество» планеты земля и его роли в круговороте вещества и энергии
а В.А. Ковда
б Г.В. Добровольский
в В.И. Вернадский
г В.Р. Волобуев
33. ВНЕС ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МЕТОДА ИСКУССТВЕННЫХ КУЛЬТУР И УСТАНОВИЛ ПОЛНУЮ ПИТАТЕЛЬНУЮ СМЕСЬ ДЛЯ ВОДНЫХ КУЛЬТУР
а Ю. Сакс
б Н. де Соссюр
в Н. Кноп
г Г. Гельригер
34. называя почвой рыхлый поверхностный слой суши земного шара, обладающий плодородием и способностью производить урожай растений
а Д.Н. Прянишников
б Н.М. Сибирцев
в П.А. Костычев
г В.А. Ковда
35. построил в россии первый вегетационный домик и демонстрировал в нем на всероссийской выставке опыты (нижний новгород, 1896)
а Д.И. Менделеев
б Д.Н. Прянишников
в К.А. Тимирязев
г Н.С. Авдонин
36. внес вклад в развитие травопольной системы в земледелии а П.А. Костычев
б В.Р. Вильямс
в А.Г. Болотов
г И.М. Комов
Вариант III
Укажите номер правильного ответа.
1.В 1775 г. был установлен состав воздуха, вскрыта сущность окисления, горения и дыхания, сформулированы взгляды на питание растений
2. Б. Палиси
3. А.П. Лавуазье
4. Ван-Гельмонт
2.Впервые в мире агрохимические опыты по изучению питания растений провел в вегетационном домике
1. А.Д. Тэер
2. Ю. Либих
3. Д. Лооз
4. Ж.Б. Буссенго
3.Вклад в развитие методологии агрохимических исследований в России первым внес
1. П.А. Костычев
2. Д.И. Менделеев
3. А.Д. Болотов
4. А.Н. Энгельгардт
4.Кто в классификации почв тип черноземов подразделил на подтипы: тучные, обыкновенные, темно-шоколадные
1. В.В. Докучаев
2. П.А. Костычев
3. Н.М. Сибирцев
4. К.Д. Глинка
5.В 1898 году вышла в свет схематическая почвенная карта Европейской России (М: 240 верст в 1 дюйме) – автор
1. Л.И. Прасолов
2. Б.Б. Полынов
3. С.А. Захаров
4. Н.М. Сибирцев
6.Под чьим руководством в 1914 г. была издана первая «Почвенная карта России»?
1. С.А. Захаров
2. Л.И. Прасолов
3. П.В. Отоцкий
4. К.Д. Глинка
7.Кто предложил классификацию почв с разделением их на 2 группы «автоморфные» и «гидроморфные» (1931)
1. Б.Б. Полынов
2. С.С. Неуструев
3. Г.И. Танфильев
4. Я.Н. Афанасьев
8.В 1901 г. вышла в свет детальная почвенная карта Европейской России (М: 60 верст в 1 дюйме)
1. Л.И. Прасолов, Б.Б. Полынов
2. Н.М. Сибирцев, А.Р. Ферхмин, Г.И. Танфильев
3. С.А. Захаров, П.В. Отоцкий
4. К.Д. Глинка, Г.Н. Высоцкий
9.Кто внедрил в почвенную науку радиоуглеродный метод определения абсолютного возраста почв?
1. В.А. Ковда
2. Г.В. Добровольский
3. И.П. Герасимов
4. Д.Г. Виленский
10.Кто разработал меры борьбы с засухой в степной зоне России и представил в книге «Наши степи прежде и теперь»?
1. П.А. Костычев
2. В.В. Докучаев
3. А.Н. Сабанин
4. К.Д. Глинка
11.Изучали почвы и способствовали составлению почвенной карты Китая
1. С.В. Зонн и В.М. Фридланд
2. И.П. Герасимов и В.А. Ковда
3. Л.И. Прасолов и Н.Н. Розов
4. И.Н. Антипов-Каратаев и Н.А. Ногина
12.Автор монографии «Органическое вещество почвы» (1963)
1. Л.Н. Александрова
2. В.В. Пономарева
3. М.М. Кононова
4. Д.С. Орлов
13.Об исключительной роли многолетних злаковых трав в формировании структуры черноземов писал:
1. П.А. Костычев
2. В.Р. Вильямс
3. В.В. Докучаев
4. М.И. Афонин
14.Что является источником энергии в почве?
1. азот
2. фосфор
3. гумус
15.Автор монографии «Экология почв» (1963)
1. В.А. Ковда
2. В.И. Вернадский
3. В.Р. Волобуев
4. Г.В. Добровольский
16.Обобщил научные сведения по гидрологии почв в монографии «Основы учения о почвенной влаге» (1965 – I т.; 1969 – II т.)
1. Г.Н. Высоцкий
2. Д.К. Глинка
3. А.А. Роде
4. В.А. Ковда
17.Кто впервые получил фосфорное удобрение обработкой костей животных серной кислотой
1. А.Н. Энгельгардт
2. Ю. Либих
3. Д.Н. Прянишников
4. Д.И. Менделеев
18.Промышленную технологию получения суперфосфата разработал:
1. А.Н. Лебедянцев
2. А.Н. Энгельгардт
3. Д.Б. Лооз
4. С.И. Вольфкович
19.Автор учения об элементарных почвенных процессах (ЭПП): свойства - процессы - факторы
1. В.В. Докучаев
2. Н.М. Сибирцев
3. В.А. Ковда
4. И.П. Герасимов
20.Разграничил биохимические функции биосферы
1. Г.В. Добровольский
2. В.И. Вернадский
3. В.А. Ковда
4. В.Р. Волобуев
21.Методология – это:
1. аспекты
2. принципы
3. способы
4. 1, 2, 3
22.Агрофизические свойства мерзлотных почв Западного Забайкалья в многолетней и сезонной динамике изучали:
1. В.И. Дугаров
2. А.И. Куликов
3. Н.Б. Бадмаев
4. 1, 2
23.Биопродуктивность и круговорот химических элементов в системе почва – растение в Западном Забайкалье исследовали:
1. М.Г. Меркушева
2. Н.Н. Пигарева
3. В.К. Кашин
4. А.Б. Гынинова
24.Агрохимические свойства мерзлотных почв изучены
1. Г.Д. Чимитдоржиевой
2. Н.Н. Пигаревой
3. Н.Е. Абашеевой
4. В.И. Убугуновой
25.Какие группы микроорганизмов участвуют в формировании водопрочной структуры почв?
1. грибы
2. бактерии
3. aктиномицеты
4. 1, 2, 3
26.Какую отрасль науки представляют Н.А. Красильников, Е.Н. Мишустин, А.Г. Звягинцев?
1. почвоведение
2. агрохимия
3. микробиология
4. физика почв
27.Какое открытие Д.Н. Прянишникова принесло ему мировую известность?
1. о эффективности фосфоритной муки на кислых почвах
2. о роли аммиака в питании растений и синтезе белка
3. о сроках применения нитратных и аммонийных форм удобрений
4. о технологии переработки апатита и фосфорита в суперфосфат
Установите соответствие:
соответствие кому
28. а Г.В. Добровольский
б Д.С. Орлов
в В.А. Ковда
г С.В. Зонн
29. а Л.А. Александрова
б В.В. Пономарева
в М.М. Кононова
г Н.И. Базилевич
30. ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ АГРОНОМ – АВТОР ТРАКТАТА «об удобрении земель» (1775) а И.М. Комов
б М.Г. Павлов
в А.Г. Болотов
г А. Пошман
31. ВПЕРВЫЕ УСТАНОВИЛ СПОСОБНОСТЬ БОБОВЫХ РАСТЕНИЙ УСВАИВАТЬ СВОБОДНЫЙ АЗОТ ВОЗДУХА БЛАГОДАРЯ КЛУБЕНЬКОВЫМ БАКТЕРИЯМ
а Ж.Б. Буссенго
б Д.Б. Лооз
в Г. Гельригель
г С.Н. Виноградский
32. АВТОР ТРУДА «аммиак как альфа и омега обмена азотистых веществ в растениях» (1952) а Д.И. Менделеев
б Д.Н. Прянишников
в В.Н. Кудеяров
г Э. Рассел
33. первое в мировой практике руководство «математическая статистика в почвоведении» выпустил в 1972 г. а Г. Иенни
б В.М. Фридланд
в Е.А. Дмитриев
г В.О. Таргульян
34. в 1888 году выделил чистую культуру клубеньковой бактерии, а также открыл азотобактер а С.Н. Виноградский
б М. Бейеринк
в А.А. Имшенецкий
г В.Л. Омелянский
35. в книге «биогеохимия почвенного покрова» (1985) дана оценка общепланетарной функции почв в развитие нового направления – биоэкологии
а Г.В. Добровольский
б В.А. Ковда
в В.И. Вернадский
г В.Н. Сукачев
36. вклад в разработку критерия агроэкологической оценки почв земледельческих территорий россии а В.Г. Минеев
б В.И. Кирюшин
в Н.Ф. Ганжара
г Б.М. Кленов
1.Современное состояние мирового производства и применения минеральных удобрений. Перспективы дальнейшего роста продуктивности агроландшафтов, в том числе в Забайкалье (ПКС-7, ПКС-12)
2.Тяжелые металлы: источники, миграционные потоки, центры и очаги аккумуляции в системе почва – растение; влияние на продуктивность и качество Органическое вещество и гумусное состояние почв агроландшафтов в криоаридных условиях. Концепция оптимизации содержания органического вещества в почвах (ПКС-7, ПКС-12)
3.Проблемы повышения запасов биологического азота в почвах и доли участия в биологическом круговороте и балансе азота в системе почва – растение (в том числе в Байкальском регионе) (ПКС-7, ПКС-12).
4.Что такое «экстра» азот в почве и какое участие принимает в азотном питании растений? (ПКС-7, ПКС-12)
6.Инновационные технологии внедрения в агропочвоведение в целях усиления азотного питания растений и повышения их продуктивности? (ПКС-7, ПКС-12)
7.Количественные и качественные параметры оценки энергетических ресурсов почв Бурятии (ПКС-7, ПКС-12)
8.Емкость и возобновляемость энергетических ресурсов в агроландшафтах? (ПКС-7, ПКС-12)
9.Методы определения энергетической эффективности ресурсов плодородия? (ПКС-7, ПКС-12)
10.Сформулируйте предложения по повышению энергетической емкости и экологической устойчивости почв агроландшафтов Бурятии (ПКС-7, ПКС-12)
11.Приемы комплексной химизации при экстенсивном и интенсивном сельском хозяйстве? (ПКС-7, ПКС-12)
12.Изменение свойств почв и качества сельскохозяйственной продукции под влиянием минеральных удобрений и других средств химизации при одновременном использовании (ПКС-7, ПКС-12)
13.Трудности и проблемы широкого внедрения «биологизации» в с.-х. производстве (ПКС-7, ПКС-12)
14.Биоразнообразие и биологическая активность почв агроэкосистем в условиях криоаридного климата; абиотические и биотические факторы, определяющие биоразнообразие почв в агроэкосистемах (ПКС-7, ПКС-12)
15.Биоудобрения: их роль и место в традиционном и биологическом земледелии; виды и форма биоудобрений (ПКС-7, ПКС-12)
16.Биологизация применения минеральных удобрений и средств защиты растений: минеральные удобрения в севооборотах; интегрированные приемы защиты растений (сочетание биологических и химических методов); их эффективность. (ПКС-7, ПКС-12)
17.Гранулометрический состав почв как фундаментальное свойство, характеризующее устойчивость и плодородие. (ПКС-7, ПКС-12)
18.Агропочвенное районирование и система природоохранных мероприятий в Байкальском регионе.
19.растений. (ПКС-7, ПКС-12)
20.Экологически опасные примеси в удобрениях; способы предупреждения загрязнения почв и растений химикатами. (ПКС-7, ПКС-12)
21.Детоксикация остаточных количеств средств химизации в почвах агроландшафтов. (ПКС-7, ПКС-12)
22.Азотный фонд. Иммобилизация и мобилизация азота почв и удобрений; оптимизация азотного режима почв агроландшафтов. (ПКС-7, ПКС-12)
23.Современные проблемы агропочвоведения, агрохимии, агроэкологии в связи с развитием ландшафтного земледелия. (ПКС-7, ПКС-12)
24.Роль почвенной и агрохимической науки в организации адаптивно-ландшафтной системы земледелия. (ПКС-7, ПКС-12)
25.Влияние рельефа и типа земель на распределение углерода органического вещества и гумуса и питательных веществ, определяющее приемы адаптивно-ландшафтного земледелия. (ПКС-7, ПКС-12)
26.Засоленные почвы и площадь их распространения в Забайкалье: перспективы их использования в сельскохозяйственном производстве. (ПКС-7, ПКС-12)
27.Гумусное состояние почв, изменение в процессе трансформации природных ландшафтов в агроландшафты: способы оптимизации баланса органического вещества и гумуса в агрогенных почвах. (ПКС-7, ПКС-12)
28.Планирование и применение средств химизации в системе адаптивно-ландшафтного земледелия. (ПКС-7, ПКС-12)
29.Биологическое (органическое) земледелие: определение, содержание; продуктивность и качество возделываемых культур; экономическая эффективность. (ПКС-7, ПКС-12)
Комплект вопросов самостоятельной работы обучающихся для устного опроса
Тема 1. Введение: цели и задачи изучения дисциплины, термины и понятия. Диалектический принцип в познании почв, их функционировании, экологической роли в биосфере
1.Понятие «Методология». Основная задача методологии науки.
2.Понятие « Наука». Цели, задачи и функции науки. Основные этапы развития науки.
3.Понятие «Научное знание», «Теория».
4.Понятие «Закон».Три основные группы законов
5.Понятия Метод и Методология. Основные общенаучные методы. Охарактеризуйте анализ и синтез как методы познания.
Тема 2. Этапы развития учения о почве, питании растений, плодородии почв, научных основ и методологии повышения продуктивности и устойчивости почвенного покрова в агроэкосистемах
1.Учение М.В. Ломоносова «О слоях земных», о происхождении чернозема. Разнообразие природных условий и почв России в трудах академических экспедиций XVIII в.
2.Роль агрохимии и физиологии растений в развитии агрономического почвоведения и земледелия в первой половине XIX в. Научное и методологическое значение трудов Н. Соссюра, Ю. Либиха, Ж. Буссенго, МТ. Павлова, ЯА. Линовского
3.Роль агрохимии и физиологии растений в развитии агрономического почвоведения и земледелия в первой половине XIX в. Теория минерального питания.
4.Успехи почвоведения и земледелия во второй половинеХ1Хв. на основе достижений агрохимии, агрофизики, почвенной микробиологии, растениеводства и картографии почв. Влияние трудов Д.И. Менделеева, А.Н. Энгельгардта, А.В. Советова, Ч. Дарвина, М. Вольни, С.Н. Виноградского, М. Бейеринка на развитие почвоведения.
Тема 3. Роль ученых России в развитии генетического почвоведения, методологии изучения и картографирования почв на принципах географической зональности природно-климатических условий
1.В каком году и кем был зафиксирован объект исследования - почва? Кратко охарактеризуйте этот объект.
2.Предыстория возникновения науки о почве. Черноземная экспедиция.
4.Разработка методологии исследования генезиса почв. Классификация почв
5.Идея исследования связи между силами, телами и явлениями, живой и мертвой природой, человеком, его бытом и духовным миром
Тема 4. Развитие и современное состояние химизации сельского хозяйства и методология применения удобрений и химических средств защиты растений в агроландшафтах
1.Перечислите главные вехи в развитии почвоведения на фоне исторических событий в России 1890- 1916 годов;
2.Покажите роль столыпинской реформы в изучении географии почв России.
3.Роль Сабанина в развитии метологии исследования почв
Тема 5. Экологические принципы в изучении и разработке способов охраны почвенного покрова от деградации
1.Перечислите главные вехи в развитии почвоведения на фоне исторических событий в России 1917- 1930 годов;
2.Российские почвоведы на 1 М/н конгресс почвоведов. Признание российской школы почвоведения.
3.Чему посвящены и какие проблемы разрешены в работах К.К. Гедройца ?
4.Чему посвящены и какие проблемы разрешены в работах Л. И. Прасолова?
5.Чему посвящены и какие проблемы разрешены в работах Б.Б. Полынова?
Тема 6. Развитие методологии оценки экологического состояния почв.
1.Заполнить пробел: Почвоведение утверждается как наука , охватывающая не только теоретические исследования, и не только прикладные в с/х, но и ……………………….
2.Дайте определение понятию «Охрана почв».
3.Назовите направления исследования в почвоведении, получивших наиболее активное развитие во 2 половине ХХ века.
4.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие геохимического направления в почвоведении
5.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в направление исследования биологического круговорота
6.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направления «Почвенная микробиология?»
7.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направление «География почв, картография почв, структура почвенного покрова»
8.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направление «Генезис, эволюция, классификация почв»
9.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направление «Органическое вещество почв»
10.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направления «Минералогия и микроморфология почв»
11.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направления «Влияние мерзлоты на почвообразоване»
12.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направления «Физика почв?»
13.Назовите ученых, внесших наибольший вклад в развитие направления «Химия почв?»
1.Создатель 1-й почвенной карты Сибири - К.Д. Глинка»
2.Становление и развитие опытной агрономии и агрономического почвоведения в трудах А. Тэера, А.Т. Болотова и других ученых XVIII в. Гипотезы о роли почвы в питании сельскохозяйственных растений. Значение Вольного экономического общества России в развитии сельского хозяйства и агрономического почвоведения
3.Разработка метода сравнительно-географического. Нижегородская и Полтавская экспедиции по картированию почв. Метод картографирования почв
4.Концепция устойчивого развития: история понятия, документы, принципы.
5.Экономический потенциал аграрного туризма в России и проблемы его реализации.
6.Экспедиция на Кавказ (1898-1900 гг.) и законы широтной зональности и вертикальной поясности. Работа «К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны».
7.Экологические проблемы агрохимии в интенсивном земледелии;
8.В.В. Докучаев – основатель науки почвоведение;
9.Эрозия, дефляция: причины развития, последствия и способы защиты почв.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п