учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Экономика предприятия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: -формирование системы знаний и практических навыков по организации производства на предприятиях АПК; разработка оперативных планов, графиков производства сельскохозяйственной продукции, составление смет на расходные материалы и оборудование; принятие управленческих решений по организации производства продукции сельского хозяйства в различных условиях хозяйствования; определение экономической эффективности производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ПКС-4ИД-Способен определять экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения инновационных технологий
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Организация производства на предприятиях АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
а) сельскохозяйственное машиностроение (правильно)
б) добывающая промышленность
в) мелиорация (правильно)
г) комбикормовая промышленность (правильно)
2. Какие функции выполняют отрасли I-й сферы АПК:
а) производство сельскохозяйственной продукции
б) производство технических средств (правильно)
в) хранение сельскохозяйственной продукции
г) агрохимическое обслуживание (правильно)
3. Какие функции выполняют отрасли III-ей сферы АПК:
а) промышленное и бытовое строительство в сельской местности
б) производство средств защиты сельскохозяйственных растений, профилактики и лечения животных
в) переработку сельскохозяйственной продукции (правильно)
г) сбыт сельскохозяйственной продукции (правильно)
4. Установите последовательность названных стадий процесса научного познания:
а) выдвижение гипотезы (гипотез) – 3
б) постановка проблемы – 1
в) выявление закономерностей – 4
г) накопление фактов, их оценка и обобщение – 2
5. Сельское хозяйство характеризуют особенности:
а) образование дифференциальной ренты (правильно)
б) совпадение периода производства и рабочего периода
в) взаимодействие экономического процесса воспроизводства с естественным (правильно)
г) земля является предметом, а не средством труда
6. Предприятие как социальную системы характеризуют:
а) экономическая обособленность (правильно)
б) коллективный труд (правильно)
в) плановость деятельности (правильно)
г) замкнутость организации производства
7. Организация производства на предприятии означает:
а) согласование коллективных действий работников (правильно)
б) обеспечение рационального соотношения элементов ресурсного потенциала (правильно)
в) взаимозаменяемость факторов производства (земли, труда, капитала)
г) централизацию управления деятельностью подразделений
8. Установите последовательность организации процесса производства на предприятии. Дополните их последовательно другими элементами организации процесса:
а) разработка производственной программы – 1
б) формирование трудовых коллективов – 2
в) выбор форм разделения и кооперации труда - 4
г) оснащение работников средствами производства – 3
9. Предприятие как производственную систему характеризуют:
а) наличие подсистем (подразделений), определяемое производственной и организационной структурой (правильно)
б) производственные и экономические связи с другими предприятиями (правильно)
в) разнородность используемых в процессе производства ресурсов (правильно)
г) самоуправляемость первичных трудовых коллективов
10. Расположите организационные формы производства в соответствии с классификационным признаком:
Признак классификации Организационная форма производства:
а) уровень разделения труда 1. мелкое, среднее, крупное
б) уровень обобществления труда 2. централизованное, децентрализованное
в) размер производства 3. индивидуальное, крупное коллективное
г) горизонтальная кооперация 4. специализированное, диверсифицированное
Ответ: а-4, б-3, в-1, г-2
11. Расположите организационные формы предприятия в соответствии с классификационным признаком:
Признак классификации Организационная форма предприятия
а) вид деятельности 1. мелкое, среднее, крупное
б) отношение к рынку 2. с правами юридического лица, не обладающие правом юридического лица
в) размер предприятия 3. товарное, натуральное (потребительское)
г) организационно-правовой статус 4. аграрное, агропромышленное
Ответ: а-4, б-3, в-1, г-2
12. Право предприятия как юридического лица означает:
а) экономическая самостоятельность
б) наличие обособленного имущества (правильно)
в) наличие расчетного счета в банке (правильно)
г) плановость в организации производства
13. К коммерческим предприятиям относятся:
а) производственные кооперативы (правильно)
б) потребительские кооперативы
г) хозяйственные товарищества (правильно)
14. Особенностями производственных кооперативов являются:
а) личное трудовое участие членов в деятельности (правильно)
б) участники (члены) имеют вещные права на имущество
в) возможность создания неделимого фонда (правильно)
г) неограниченность заемных средств в общих средствах, обеспечивающих деятельность
15.Что согласно теории А.В. Чаянова является основополагающим для определения оптимального размера предприятия:
а) фактор, находящийся в максимуме;
б) размер земельных ресурсов;
в) фактор, находящийся в минимуме (правильно);
г) размер трудовых ресурсов
16. К организационным закономерностям сельскохозяйственного производства относятся:
а) зависимость результативности производства от личности руководителя, его деловых и человеческих качеств (правильно)
б) эффективность работы подразделений при устойчивости трудового коллектива, высокой квалификации и мастерстве работников (правильно)
в) влияние социально-бытовых условий работников на производственные показатели (правильно)
г) необходимость первоочередного направления капиталовложений на прирост ресурса, находящегося в минимуме (правильно)
17. В соответствии с закономерностями рыночных отношений под предложением понимается:
а) вся совокупность купленных товаров
б) вся совокупность проданных товаров
в) совокупность товаров, которые продавцы готовы продать по соответствующей цене (правильно)
г) совокупность товаров, которые предприниматели готовы произвести независимо от цены
18. В соответствии с закономерностями рыночных отношений под спросом понимается:
а) совокупность товаров, которые производители предлагают к продаже по соответствующей цене
б) совокупность товаров, которые люди хотят иметь, независимо от того, могут они их купить или нет
в) совокупность товаров, которые потребители готовы купить по соответствующей цене (правильно)
г) совокупность товаров, на приобретение которых у покупателей есть средства
19. Окупаемость производственных затрат исчисляется использованием показателей:
а) прибыль
б) производственные затраты (правильно)
в) валовой доход
г) стоимость валовой продукции (правильно)
20. Принцип ограничения разнообразия в организации сельскохозяйственного производства обусловлен:
а) обеспеченностью ресурсами
б) биологическими особенностями растений (правильно)
в) физиологическими особенностями животных (правильно)
г) технологией производства продукции
21. Факторами повышения материальной заинтересованности работников в результатах труда являются:
а) оплата за объем выполненной работы
б) оплата за конечный результат работы коллектива (правильно)
в) система управления производством (правильно)
г) обустроенность быта (правильно)
22. Повышение ответственности работников за результаты труда обеспечивается:
а) увеличением численности управленческого персонала
б) развитием принципа самоуправления трудового коллектива (правильно)
в) систематическим экономическим анализом деятельности коллективов (правильно)
г) обоснованностью производственной программы предприятия (подразделения) (правильно)
23. Какой из законов организации, сформулированных А.А. Богдановым, отражает необходимость согласования целей организации:
а) композиции (правильно);
б) пропорциональности;
в) синергии;
г) онтогенеза
24. Какая группа закономерностей сельскохозяйственного производства предполагает зависимость от природных условий:
а) естественно-исторические(правильно);
б) технические и технологические;
в) организационные;
г) экономические и социальные;
д) экологические;
е) рыночных отношений
25. Что из нижеперечисленного является принципами организации производства:
а) обеспечение экономической эффективности (правильно);
б) децентрализация управления (правильно);
в) учет и соблюдение интересов собственника имущественного комплекса (правильно);
д) плановость организации производства (правильно);
е) сбалансированность факторов производства (правильно)
26. Что относится к внешним условиям реализации принципов организации производства для сельскохозяйственных предприятий:
а) регулирование сельского хозяйства (правильно);
б) эквивалентный межотраслевой обмен (правильно);
в) выбор перспективной формы хозяйствования;
г) освоение эффективной системы ведения хозяйства;
27. Какая организационная структура предполагает, что хозяйство подразделяется на бригады в отраслях растениеводства и животноводства, а также вспомогательные и обслуживающие производства:
а) двухступенчатая (правильно);
б) трехступенчатая;
в) четырехступенчатая;
г) смешанная.
28. Технологической основой системы растениеводства является:
а) система земледелия (правильно);
б) материально-техническая база отрасли;
в) система севооборотов;
г) организационно-экономические приемы построения отрасли.
29. Перечислите основные элементы системы животноводства:
а) размер и состав отраслей;
б) материально-техническая база отрасли (правильно);
в) технология производства (правильно);
г) организационно-экономические приемы построения отрасли (правильно).
30. Какие из нижеприведенных показателей используются для организационной оценки севооборотов:
а) выход валовой продукции на 1 га севооборотной площади;
б) рациональное использование материальных и трудовых ресурсов (правильно);
в) выполнение договорных обязательств (правильно);
г) соответствие принятой специализации (правильно).
31. Перечислите отличительные особенности основных средств производства:
а) используются в процессе производства более 1 производственного цикла (правильно);
б) не меняют своей натурально-вещественной формы в процессе производства (правильно);
в) полностью переносят свою стоимость за 1 производственный цикл;
г) переносят свою стоимость в процессе всего срока эксплуатации по частям (правильно).
32. Для устранения «пиков» потребности в тракторах в отдельные периоды можно воспользоваться следующими способами:
а) повышение коэффициента сменности;
б) выполнение части работы тракторами других марок;
в) удлинение календарных сроков проведения работ, не вызывающих отрицательного влияния на урожайность культур;
г) все ответы правильные (правильно).
33. Для проведения культурно-технических мероприятий по повышению плодородия почвы создаются первичные трудовые коллективы в форме:
а) механизированные отряды (правильно);
б) комплексные бригады;
в) специализированные бригады;
г) временные рабочие группы.
34. Укажите факторы, сдерживающие специализацию в сельскохозяйственных предприятиях:
а) применение севооборотов (правильно);
б) рациональное использование трудовых ресурсов в течение года (правильно);
в) развитие путей сообщения;
г) использование побочной продукции (правильно).
35. При каком значении коэффициента специализации принимается, что уровень специализации высокий:
а) менее 0,2;
б) от 0,2 до 0,4;
в) от 0,4 до 0,6 (правильно);
г) свыше 0,6.
36. Процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на предприятии, приводящий к увеличению выпуска продукции называется Концентрация производства
1. Особенности сельскохозяйственного производства (ПКС-4)
2. Концентрация производства, формы ее осуществления, размеры производства. (ПКС-4)
3. Производственные ресурсы в сельском хозяйстве. (ПКС-4)
4. Основные фонды предприятия. (ПКС-4)
5. Оборотные фонды предприятия. (ПКС-4)
7. Экономическая эффективность использования оборотных средств (ПКС-4)
8. Состав и структура сельхозугодий предприятия. (ПКС-4)
9. Понятие о нормировании труда (ПКС-4)
10. Характеристика земельных ресурсов (ПКС-4)
11. Характеристика трудовых ресурсов (ПКС-4)
12. Организация использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. (ПКС-4)
13. Организация материального стимулирования работников. (ПКС-4)
14. Каналы реализации сельхозпродукции. (ПКС-4)
15. Организация использования ресурсов в сельском хозяйстве. (ПКС-4)
16. Государственная поддержка сельского хозяйства (ПКС-4)
17. Специализация как форма общественного разделения труда в сельском хозяйстве. Показатели специализации и методика их определения (ПКС-4)
18. Методы экономических исследований, применяемые в сельском хозяйстве. (ПКС-4)
19. Личные подсобные хозяйства и их роль на современном этапе (ПКС-4)
20. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве и его особенности (ПКС-4)
21. Сущность и классификация организационных форм производства и предприятий АПК (ПКС-4)
22. Организационно-экономические основы деятельности акционерных обществ. (ПКС-4)
23. Организационно-экономические основы деятельности обществ с ограниченной ответственностью. (ПКС-4)
24. Организационно-экономические основы деятельности товариществ. (ПКС-4)
25. Организационно-экономические основы деятельности фермерских хозяйств и с/х кооперативов (ПКС-4)
26. Организационно-экономические основы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. (ПКС-4)
27. Методика установления расценок для труда скотников, обслуживающих молодняк крупного рогатого скота на откорме. (ПКС-4)
28. Методика установления расценок для оплаты труда чабанов, обслуживающих маток с ягнятами до отбивки (ПКС-4)
29. Организация овцеводства и пути повышения его экономической эффективности. (ПКС-4)
30. Рабочие планы, их содержание, значение для организации сельскохозяйственного производства (ПКС-4)
31. Организация птицеводства (ПКС-4)
32. Организация труда в чабанских бригадах. Принципы формирования отар. (ПКС-4)
33. Организация свиноводства, пути повышения экономической эффективности (ПКС-4)
34. Организация коневодства, пути повышения экономической эффективности отрасли (ПКС-4)
35. Организация кормопроизводства, пути повышения экономической эффективности кормов в рыночных условиях (ПКС-4)
36. Организация мясного скотоводства его особенности и пути повышения эффективности. (ПКС-4)
37. Нормы закрепления и оплаты труда работников овцеводства (ПКС-4)
38. Система планирования. Виды планов в с/х предприятиях. (ПКС-4)
39. Хозрасчетный доход и его распределение (ПКС-4)
40. Основные факторы и пути интенсификации сельского хозяйства (ПКС-4)
41. Организация молочного скотоводства и повышение его эффективности (ПКС-4)
42. Разнообразные формы хозяйствования на основе сочетания различных форм собственности: государственной, коллективной, частной. (ПКС-4)
43. Организация воспроизводства стада крупного рогатого скота (ПКС-4)
44. Структура стада и ее экономическое обоснование (ПКС-4)
45. Постоянные производственные бригады и принципы их организации (ПКС-4)
46. Формы и системы оплаты труда в сельском хозяйстве (ПКС-4)
47. Методика исчисления производительности труда в сельском хозяйстве (ПКС-4)
48. Пути повышения эффективности животноводства. (ПКС-4)
49. Основные пути развития сельского хозяйства. Факторы, показатели интенсификации производства (ПКС-4)
50. Диверсификация производства и продукции в сельскохозяйственных предприятиях. (ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что является объектом и предметом науки «Организация производства и предпринимательства в АПК»?
2. Какие задачи решает наука?
3. Какие методы используются для решения задач науки?
4. Перечислите закономерности сельскохозяйственного производства (их содержание)
5. Перечислите основные принципы организации сельскохозяйственного производства (их содержание)
6. Организационная форма производства и как они подразделяются?
7. Организационная форма предприятия и как они подразделяются?
8. Каковы отличительные особенности сельскохозяйственного кооператива? В чем отличия производственных и потребительских кооперативов?
9. Каковы отличительные особенности хозяйственных товариществ и обществ? Какие виды хозяйственных товариществ вы знаете?
10. Каковы отличительные особенности хозяйственных товариществ и обществ? Какие виды хозяйственных обществ вы знаете?
11. Какие виды унитарных предприятий вы знаете? Каковы особенности их функционирования?
12. Каковы основные принципы организации крестьянских (фермерских) хозяйств? Какие задачи стоят перед ними?
13. Какие вы знаете формы хозяйств населения, каковы их организационно-экономические признаки?
15. Дайте определение системы животноводства и охарактеризуйте их материально-технические, технологические и организационно-экономические элементы.
16. Назовите основные принципы прогнозирования и планирования развития сельскохозяйственных предприятий.
17. Каковы разделы и порядок разработки годового плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия?
18. В чем сущность перспективного планирования на предприятии?
19. В чем сущность оперативного планирования на предприятии?
20. Каковы экономические сущность и значение специализации в организации сельскохозяйственного производства?
21. Формы специализации сельскохозяйственного производства.
22. Изложите принципы рационального сочетания отраслей на предприятии.
23. Каков состав земельных угодий?
24. Какие формы собственности на землю вы знаете?
25. Как определяются размер земельного налога, арендной платы на землю, нормативная цена земли?
26. Каковы основные задачи землеустройства?
27. Перечислите основные показатели использования основных фондов и как их найти?
28. Что входит в состав оборотных средств предприятия?
29. Что такое лизинг? Как на его основе используются машины и оборудование?
30. Какие вы знаете формы технического обслуживания и ремонта тракторов?
31. Дайте понятие рабочей силы и трудовых ресурсов?
32. Что такое производительность труда и методика её определения?
33. Каковы основные принципы оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях?
34. В чем особенности материального стимулирования на предприятиях разных организационно-правовых форм?
35. Как производится оплата труда работников растениеводства?
36. Раскройте основную сущность и принципы хозяйственного расчета.
37. Назовите принципы и формы внутрихозяйственного расчета.
38. Понятие себестоимости продукции и ее виды.
39. Дайте классификацию затрат. Состав переменных издержек производства.
40. Дайте классификацию затрат. Состав постоянных издержек производства.
41. Что такое цена товара, продукции и из чего она складывается?
42. Понятие и критерии экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
43. Какие показатели характеризуют экономическую эффективность производства отдельных видов с/х продукции зерна, картофеля, овощей и кормовых культур?
51. Методика расчета потребности в кормах. Кормовой план и кормовой баланс. (ПКС-4)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п