учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
основам финансовой грамотности; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего
образования направления подготовки 38.03.01 Экономика
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области финансовой грамотности
населения; развитие знаний, умений, навыков применять методы личного экономического и
финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей,
использовать финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом),
контролировать собственные экономические и финансовые риски.
основам финансовой грамотности; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего
образования направления подготовки 38.03.01 Экономика
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области финансовой грамотности
населения; развитие знаний, умений, навыков применять методы личного экономического и
финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей,
использовать финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом),
контролировать собственные экономические и финансовые риски.
основам финансовой грамотности; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего
образования направления подготовки 38.03.01 Экономика
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области финансовой грамотности
населения; развитие знаний, умений, навыков применять методы личного экономического и
финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей,
использовать финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом),
контролировать собственные экономические и финансовые риски.
основам финансовой грамотности; формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной
деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего
образования направления подготовки 38.03.01 Экономика
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области финансовой грамотности
населения; развитие знаний, умений, навыков применять методы личного экономического и
финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей,
использовать финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом),
контролировать собственные экономические и финансовые риски.
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;
УК-10.2.ИД-1.Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личным и финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
принципы планирования экономической деятельности;
критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
общественной жизни. Деньги. Инфляция
Основы финансовой грамотности : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 "Экономика" / М. А. Баниева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филлипова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 121 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии),
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (темы письменных работ): перечень вопросов для самостоятельного изучения.
Комплект тестовых заданий
Основы финансовой грамотности
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1. (выберите один вариант ответа). Что такое деньги (ОПК-4)?
а) Товар, используемый для обмена
б) Универсальное средство обмена и мера стоимости
в) Форма кредита
г) Фонд накопления
Правильный ответ: б
Задание 2. (выберите один вариант ответа). Какая функция денег заключается в том, что они служат мерой стоимости товаров и услуг (ОПК-4)?
а) Средство обращения
б) Средство накопления
в) Мера стоимости
г) Средство платежа
Правильный ответ: в
Задание 3. (выберите один вариант ответа). Что такое кредит (ОПК-4)?
а) Обмен товарами
б) Передача денег или товаров во временное пользование с обязательством возврата
в) Способ оплаты труда
г) Форма налогообложения
Правильный ответ: б
Задание 4. (выберите один вариант ответа). Какая из перечисленных функций не относится к деньгам (ОПК-4)?
а) Средство обращения
б) Средство накопления
в) Средство производства
г) Мера стоимости
Правильный ответ: в
Задание 5. (выберите один вариант ответа). Что такое банк (ОПК-4)?
а) Торговая организация
б) Финансовое учреждение, осуществляющее операции с деньгами и кредитом
в) Производственное предприятие
г) Государственный орган
Правильный ответ: б
Задание 6. (выберите один вариант ответа). Как называется основной документ, подтверждающий вклад в банк (ОПК-4)?
а) Чек
б) Депозитный сертификат
в) Вексель
Правильный ответ: б
Задание 7. (выберите один вариант ответа). Что такое процент по кредиту (ОПК-4)?
а) Сумма основного долга
б) Плата за пользование заемными средствами
в) Комиссия за обслуживание счета
г) Налог на прибыль
Правильный ответ: б
Задание 8. (выберите один вариант ответа). Какая из следующих операций не является банковской (ОПК-4)?
а) Выдача кредитов
б) Прием вкладов
в) Производство товаров
г) Перевод денежных средств
Правильный ответ: в
Задание 9. (выберите один вариант ответа). Что такое эмиссия денег (ОПК-4)?
а) Сокращение денежной массы
б) Выпуск новых денег в обращение
в) Обмен валюты
г) Установление курса валют
Правильный ответ: б
Задание 10. (выберите один вариант ответа). Какая из функций центрального банка не является основной (ОПК-4)?
а) Эмиссия национальной валюты
б) Регулирование денежного обращения
в) Выдача потребительских кредитов населению
г) Контроль за деятельностью коммерческих банков
Правильный ответ: в
Задание 11. (выберите один вариант ответа). Что такое ликвидность банка (ОПК-4)?
а) Способность банка быстро погасить свои обязательства
б) Прибыль банка
в) Размер уставного капитала
г) Количество клиентов банка
Правильный ответ: а
Задание 12. (выберите один вариант ответа). Как называется документ, подтверждающий долг и обязательство его возврата (ОПК-4)?
а) Чек
б) Вексель
в) Депозит
г) Кредитный договор
Правильный ответ: б
Задание 13. (выберите один вариант ответа). Что такое инфляция (ОПК-4)?
а) Падение цен на товары и услуги
б) Рост общего уровня цен в экономике
в) Увеличение производства
г) Снижение налогов
Правильный ответ: б
Задание 14. (выберите один вариант ответа). Для чего банки устанавливают резервные требования (ОПК-4)?
а) Для увеличения прибыли
б) Для обеспечения устойчивости и ликвидности
в) Для контроля за инфляцией
г) Для снижения налогов
Правильный ответ: б
Задание 15. (выберите один вариант ответа). Что такое безналичные деньги (ОПК-4)?
а) Деньги в виде монет и банкнот
б) Денежные средства на счетах в банках
в) Золото и драгоценные металлы
г) Товарные чеки
Правильный ответ: б
Задание 16. (выберите один вариант ответа). Какая из перечисленных валют является мировой резервной валютой (ОПК-4)?
а) Евро
б) Японская иена
в) Доллар США
г) Российский рубль
Правильный ответ: в
Задание 17. (выберите один вариант ответа). Что означает термин «ликвидные активы» банка (ОПК-4)?
а) Активы, которые можно быстро продать или использовать для погашения обязательств
б) Основные средства банка
г) Нематериальные активы
Правильный ответ: а
Задание 18. (выберите один вариант ответа). Что такое депозит (ОПК-4)?
а) Кредит, выданный банком
б) Сумма денег, внесенная на хранение в банк
в) Плата за услуги банка
г) Процент по кредиту
Правильный ответ: б
Задание 19. (выберите один вариант ответа). Что такое кредитоспособность заемщика (ОПК-4)?
а) Способность заемщика погасить кредит в срок
б) Размер кредита
в) Процентная ставка по кредиту
г) Срок кредита
Правильный ответ: а
Задание 20. (выберите один вариант ответа). Как называется процесс обмена одной валюты на другую (ОПК-4)?
а) Депозит
б) Конвертация
в) Инфляция
г) Амортизация
Правильный ответ: б
Задание 21. (выберите один вариант ответа). Что такое номинальная стоимость денег (ОПК-4)?
а) Реальная покупательная способность денег
б) Указанная на банкноте или монете стоимость
в) Стоимость золота, обеспечивающего деньги
г) Стоимость товаров на рынке
Правильный ответ: б
Задание 22. (выберите один вариант ответа). Что такое кредитный рейтинг (ОПК-4)?
а) Оценка платежеспособности заемщика
б) Ставка по кредиту
в) Срок кредита
г) Вид кредита
Правильный ответ: а
Задание 23. (выберите один вариант ответа). Какой из перечисленных видов кредита является краткосрочным (ОПК-4)?
а) Ипотечный кредит
б) Овердрафт
в) Автокредит
г) Образовательный кредит
Правильный ответ: б
Задание 24. (выберите один вариант ответа). Что такое банковская гарантия (ОПК-4)?
а) Обязательство банка выплатить сумму в случае неисполнения обязательств клиентом
б) Кредит, выданный банком
в) Вклад клиента в банк
г) Процент по депозиту
Правильный ответ: а
Задание 25. (выберите один вариант ответа). Что такое процентная ставка (ОПК-4)?
а) Сумма кредита
б) Плата за пользование кредитом, выраженная в процентах от суммы кредита
в) Срок кредита
г) Размер залога
Правильный ответ: б
Задание 26. (выберите один вариант ответа). Какая из функций центрального банка связана с контролем за инфляцией (ОПК-4)?
а) Эмиссия денег
б) Денежно-кредитная политика
в) Выдача кредитов населению
г) Обслуживание счетов предприятий
Правильный ответ: б
Задание 27. (выберите один вариант ответа). Что такое валютный курс (ОПК-4)?
а) Цена одной валюты, выраженная в другой валюте
б) Ставка по кредиту в иностранной валюте
в) Сумма вклада в иностранной валюте
г) Стоимость золота на рынке
Правильный ответ: а
Задание 28. (выберите один вариант ответа). Что такое чек (ОПК-4)?
а) Документ, дающий право получить деньги в банке
б) Кредитный договор
г) Процент по кредиту
Правильный ответ: а
Задание 29. (выберите один вариант ответа). Что такое капитал банка (ОПК-4)?
а) Средства, вложенные владельцами банка и накопленная прибыль
б) Сумма выданных кредитов
в) Общая сумма вкладов клиентов
г) Денежные средства в кассе банка
Правильный ответ: а
Задание 30. (выберите один вариант ответа). Что такое ликвидность денежных средств (ОПК-4)?
а) Способность быстро превратить деньги в товары и услуги
б) Количество денег в обращении
в) Сумма кредитов
г) Размер депозитов
Правильный ответ: а
Задание 31. (выберите один вариант ответа). Что такое банковский счет (ОПК-4)?
а) Место хранения наличных денег
б) Запись о денежных средствах клиента в банке
в) Кредитный договор
г) Вексель
Правильный ответ: б
Задание 32. (выберите один вариант ответа). Что такое инфляция спроса (ОПК-4)?
а) Рост цен из-за увеличения спроса на товары и услуги
б) Падение цен из-за снижения спроса
в) Рост цен из-за увеличения издержек производства
г) Стабилизация цен
Правильный ответ: а
Задание 33. (выберите один вариант ответа). Что такое коммерческий банк (ОПК-4)?
а) Государственный банк, выпускающий деньги
б) Финансовое учреждение, предоставляющее кредиты и принимающее вклады
в) Организация, выпускающая облигации
г) Инвестиционный фонд
Правильный ответ: б
Задание 34. (выберите один вариант ответа). Что такое резервный фонд банка (ОПК-4)?
а) Средства, предназначенные для покрытия возможных убытков
б) Основной капитал банка
в) Сумма выданных кредитов
г) Денежные средства на счетах клиентов
Правильный ответ: а
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 35. Установите правильную последовательность этапов эмиссии денег (ОПК-4):
а) Распределение денег в экономике → Производство денег → Контроль за денежной массой → Вывод из обращения
б) Производство денег → Распределение денег в экономике → Контроль за денежной массой → Вывод из обращения
в) Контроль за денежной массой → Производство денег → Распределение денег в экономике → Вывод из обращения
г) Производство денег → Контроль за денежной массой → Распределение денег в экономике → Вывод из обращения
Правильный ответ: б
Задание 37. Установите соответствие между видами кредитов и их характеристиками (ОПК-4):
1. Потребительский кредит
2. Ипотечный кредит
3. Овердрафт
4. Рефинансирование
а) Кредит на покупку жилья
б) Краткосрочный кредит на покрытие кассового разрыва
в) Кредит на покупку товаров и услуг для личных нужд
г) Кредит для погашения других кредитов
Правильный ответ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-г
Задание 38. Установите последовательность стадий банковского кредитного процесса (ОПК-4):
а) Анализ кредитоспособности → Выдача кредита → Мониторинг использования кредита → Возврат кредита
б) Выдача кредита → Анализ кредитоспособности → Мониторинг использования кредита → Возврат кредита
в) Анализ кредитоспособности → Мониторинг использования кредита → Выдача кредита → Возврат кредита
г) Мониторинг использования кредита → Анализ кредитоспособности → Выдача кредита → Возврат кредита
Правильный ответ: а
Задание 39. Установите соответствие между функциями денег и их описанием (ОПК-4):
1. Средство обращения
3. Средство накопления
4. Средство платежа
а) Используются для оценки стоимости товаров и услуг
б) Используются для расчётов при покупке товаров и услуг
в) Позволяют сохранять стоимость во времени
г) Обеспечивают обмен товарами и услугами
Правильный ответ: 1-г, 2-а, 3-в, 4-б
Задание 40. Установите правильную последовательность этапов создания банковского вклада (ОПК-4):
а) Выбор банка → Открытие вклада → Внесение средств → Получение процентов
б) Открытие вклада → Выбор банка → Внесение средств → Получение процентов
в) Внесение средств → Выбор банка → Открытие вклада → Получение процентов
г) Выбор банка → Внесение средств → Открытие вклада → Получение процентов
Правильный ответ: а
Задание 41. Установите соответствие между видами банков и их функциями:
1. Центральный банк
2. Коммерческий банк
3. Инвестиционный банк
4. Сберегательный банк
а) Управление денежной массой и кредитной политикой
б) Привлечение вкладов и выдача кредитов населению и предприятиям
в) Организация операций с ценными бумагами и инвестициями
г) Формирование сбережений населения
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Задание 42. Установите правильную последовательность этапов кредитного договора (ОПК-4):
а) Переговоры → Подписание договора → Анализ заявки → Выдача кредита
б) Анализ заявки → Переговоры → Подписание договора → Выдача кредита
в) Переговоры → Анализ заявки → Подписание договора → Выдача кредита
г) Анализ заявки → Подписание договора → Переговоры → Выдача кредита
Правильный ответ: в
Задание 43. Установите соответствие между типами денег и их примерами (ОПК-4):
1. Товарные деньги
2. Бумажные деньги
3. Безналичные деньги
4. Электронные деньги
а) Золото и серебро
б) Банкноты и монеты
в) Денежные средства на банковских счетах
г) Деньги на электронных кошельках
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Задание 44. Установите правильную последовательность операций с кредитной картой (ОПК-4):
а) Получение карты → Пополнение счета → Оплата покупок → Погашение задолженности
б) Пополнение счета → Получение карты → Оплата покупок → Погашение задолженности
в) Получение карты → Оплата покупок → Погашение задолженности → Пополнение счета
г) Оплата покупок → Получение карты → Пополнение счета → Погашение задолженности
Правильный ответ: а
Задание 45. Установите соответствие между видами банковских операций и их примерами (ОПК-4):
1. Активные операции
2. Пассивные операции
3. Комиссионные операции
4. Валютные операции
а) Выдача кредитов
б) Привлечение вкладов
в) Обслуживание переводов и платежей
г) Покупка и продажа иностранной валюты
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Задание 46. Установите правильную последовательность этапов проведения денежно-кредитной политики (ОПК-4):
а) Определение целей → Выбор инструментов → Реализация → Оценка результатов
б) Выбор инструментов → Определение целей → Реализация → Оценка результатов
в) Определение целей → Реализация → Выбор инструментов → Оценка результатов
г) Реализация → Определение целей → Выбор инструментов → Оценка результатов
Задание 47. Установите соответствие между видами кредитных рисков и их определениями (ОПК-4):
1. Кредитный риск
2. Процентный риск
3. Ликвидный риск
4. Операционный риск
а) Риск потерь из-за изменения процентных ставок
б) Риск непогашения кредита заемщиком
в) Риск недостатка ликвидных средств
г) Риск потерь из-за сбоев в работе банка
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-в, 4-г
Задание 48. Установите правильную последовательность этапов работы с вкладом (ОПК-4):
а) Выбор вклада → Открытие счета → Внесение средств → Получение процентов
б) Открытие счета → Выбор вклада → Внесение средств → Получение процентов
в) Внесение средств → Открытие счета → Выбор вклада → Получение процентов
г) Выбор вклада → Внесение средств → Открытие счета → Получение процентов
Правильный ответ: а
Задание 49. Установите соответствие между видами банковских счетов и их назначением (ОПК-4):
1. Расчетный счет
2. Сберегательный счет
3. Валютный счет
4. Депозитный счет
а) Для хранения и накопления средств с начислением процентов
б) Для расчетов и платежей между юридическими лицами
в) Для операций в иностранной валюте
г) Для долгосрочного хранения средств с ограничением снятия
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-в, 4-г
Задание 50. Установите правильную последовательность этапов ликвидации банка (ОПК-4):
а) Приостановка операций → Продажа активов → Выплата обязательств → Ликвидация
б) Продажа активов → Приостановка операций → Выплата обязательств → Ликвидация
в) Приостановка операций → Выплата обязательств → Продажа активов → Ликвидация
г) Выплата обязательств → Приостановка операций → Продажа активов → Ликвидация
Правильный ответ: а
Задание 51. Установите соответствие между видами процентных ставок и их характеристиками (ОПК-4):
1. Фиксированная ставка
2. Плавающая ставка
3. Номинальная ставка
4. Реальная ставка
а) Процентная ставка, не меняющаяся в течение срока кредита
б) Процентная ставка, изменяющаяся в зависимости от рыночных условий
в) Процентная ставка без учета инфляции
г) Процентная ставка с учетом инфляции
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Задание 52. Установите правильную последовательность этапов получения кредита в банке (ОПК-4):
а) Подача заявки → Рассмотрение заявки → Подписание договора → Получение средств
б) Рассмотрение заявки → Подача заявки → Подписание договора → Получение средств
в) Подача заявки → Подписание договора → Рассмотрение заявки → Получение средств
г) Подписание договора → Подача заявки → Рассмотрение заявки → Получение средств
Правильный ответ: а
Задание 53. Установите соответствие между видами банковских гарантий и их назначением (ОПК-4):
1. Платежная гарантия
2. Исполнительская гарантия
3. Тендерная гарантия
4. Гарантия возврата аванса
а) Гарантирует оплату поставщику
б) Гарантирует выполнение обязательств по контракту
в) Гарантирует участие в тендере
г) Гарантирует возврат авансового платежа
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Задание 54. Установите правильную последовательность этапов проведения валютной операции (ОПК-4):
б) Определение курса → Заключение сделки → Перевод валюты → Контроль исполнения
в) Определение курса → Перевод валюты → Заключение сделки → Контроль исполнения
г) Перевод валюты → Определение курса → Заключение сделки → Контроль исполнения
Правильный ответ: б
Задание 55. Установите соответствие между видами банковских рисков и примерами (ОПК-4):
1. Риск ликвидности
2. Риск кредитного дефолта
3. Рыночный риск
4. Операционный риск
а) Невозможность быстро продать активы без потерь
б) Невыполнение заемщиком обязательств по кредиту
в) Потери из-за колебаний рыночных цен
г) Потери из-за ошибок сотрудников банка
Правильный ответ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-г
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 56 (Кейс-задание) (ОПК-4). Вы продали автомобиль за 500 000 рублей. Для покупки нового автомобиля вам не хватает денег. Два банка предлагают:
● Банк А - вклад на 1 год под 9% годовых, без права снятия до срока.
● Банк Б - сберегательный счет с правом снятия в любое время под 1% в месяц (12% годовых), но есть слухи о возможном банкротстве банка.
Вопрос: Куда лучше вложить деньги? Нужно ли вкладывать всю сумму в один банк?
Варианты:
а) Вложить всю сумму в Банк А, так как он надежнее.
б) Вложить всю сумму в Банк Б, так как процент выше.
в) Разделить сумму между двумя банками для снижения рисков.
г) Не вкладывать деньги в банк, а хранить дома.
Правильный ответ:
в) Разделить сумму между двумя банками для снижения рисков. Банк А более надежен, но процент ниже. Банк Б предлагает больший доход, но есть риск банкротства, поэтому диверсификация снижает риски потерь
Задание 57 (Кейс-задание) (ОПК-4). Студентка Мария хочет купить компьютер и графический планшет. Есть два варианта:
● Купить офисный компьютер и планшет с 10% скидкой за 91 800 рублей.
● Купить ноутбук за 65 000 рублей по акции 0-0-24, но дополнительно купить планшет и мышь за 35 000 рублей (без акции).
● Банк предлагает кредит на 2,5 года под 14% годовых со страховкой, либо 18% без страховки.
Вопросы:
1. Какой вариант Мария может себе позволить?
2. Как быстрее выплатить кредит?
Варианты:
а) Купить комплект с 10% скидкой и оплатить сразу.
б) Взять кредит на ноутбук и дополнительно купить аксессуары.
в) Взять кредит с страховкой, чтобы снизить ставку.
г) Взять кредит без страховки, чтобы платить меньше сейчас.
Правильный ответ:
1. б) Взять кредит на ноутбук и аксессуары, т.к. есть рассрочка 0-0-24.
2. в) Быстрее выплатить кредит помогает страховка, так как снижает ставку до 14%
Задание 58 (Кейс-задание) (ОПК-4). Пенсионер Иван Михайлович держал сбережения дома. После ограбления он задумался о надежности такого способа хранения.
Вопрос: Что следует сделать Ивану Михайловичу для безопасного хранения денег? Что важно проверить при обращении в банк?
Варианты: а) Продолжать хранить деньги дома, но в тайнике.
б) Положить деньги в банк с лицензией.
в) Положить деньги в небанковскую финансовую организацию.
г) Инвестировать деньги в акции.
Правильный ответ:
б) Положить деньги в банк с лицензией. При операциях важно проверить наличие лицензии банка, информацию о которой можно получить на сайте Центрального банка РФ или в самом банке
Задание 59 (Кейс-задание) (ОПК-4). Ситуация: Виктории 14 лет, она выбирает карту из трёх вариантов с разными условиями кэшбэка и обслуживания. Мама выбрала карту «Удача», папа хочет карту с максимальной выгодой для разных трат.
Вопросы:
1. По каким категориям Виктория получит кэшбэк?
3. Какая сумма кэшбэка будет у мамы за билет на самолёт 4500 руб.?
4. Приведите аргумент в пользу карты Виктории и другой карты.
Варианты:
1. Кэшбэк по билетам в кино, кафе, учебникам, бассейну, связи.
2. Папе - карту с универсальным кэшбэком.
3. Маме - 5% от 4500 = 225 рублей.
4. Виктория: карта с кэшбэком по категориям трат; мама: карта с большим кэшбэком на путешествия.
Правильный ответ:
1. Кэшбэк по категориям, указанным в карте Виктории (например, кино, кафе).
2. Папе стоит оформить карту с универсальным или максимальным кэшбэком по разным категориям.
3. Мама получит 225 рублей кэшбэка.
4. Аргумент в пользу Виктории - карта оптимальна для её трат; другая карта выгодна для тех, кто тратит на путешествия и разные категории
1. Понятие и сущность финансовой грамотности населения
2. Цели и задачи финансовой грамотности населения
3. Роль повышения финансовой грамотности населения для экономического развития страны
4. Зарубежный опыт реализации программ по повышению финансовой грамотности населения
5. Практика повышения финансовой грамотности в зарубежных странах
6. Американский опыт повышения финансовой грамотности населения
7. Экономическая роль домашнего хозяйства его цели, задачи и функции
8. Виды домашних хозяйств
9. Связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами. Два уровня анализа домашних хозяйств: микроэкономический и макроэкономический
10. Финансовая система РФ
11. Место домашних хозяйств в финансовой системе страны
12. Баланс доходов и расходов населения. Сектор "домашние хозяйства" в СНС
13. Семейный бюджет: функции и принципы организации.
14. Виды семейных бюджетов
15. Управление семейным бюджетом
16. Понятие личных (семейных) доходов
17. Виды личных и семейных доходов
18. Заработная плата: порядок начисления
19. Социальные выплаты: виды и значение
20. Доходы от предпринимательской деятельности
21. Прожиточный минимум
22. Понятие личных (семейных) расходов
23. Расходы на потребительские нужды
24. Обязательные расходы.
25. Желательные расходы (имиджевые расходы)
26. Потребительские расходы в расчете на душу населения.
27. Понятие и виды личных сбережений
28. Составление личного (семейного) финансового плана
29. Сущность и необходимость налогов
30. Виды и классификация налогов
31. Основные методы исчисления и взимания налогов
32. Налоговые вычеты
33. Экономическая сущность страхования
34. Классификация страхования
35. Страхование имущества физических лиц
36. Личное страхование
37. Экономическая сущность кредита
38. Вклады и депозиты физических лиц
39. Расчетно-кассовые операции физических лиц
40. Кредитование физических лиц
41. Современный финансовый рынок
42. Мошенничество на финансовом рынке
43. Защита прав потребителей финансовых услуг
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных источников
Тема 1. Основы финансовой грамотности населения
Изучение сайта: ваши финансы.рф
Задание 1. Охарактеризуйте понятие и сущность финансовой грамотности населения
Задание 2. Перечислите цели и задачи финансовой грамотности населения
Задание 3. Раскройте роль финансовой грамотности населения для экономического развития страны
Тема 2. Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Изучение сайта: ваши финансы.рф
Изучение рейтинга финансовой грамотности регионов 2018г. в соответствии с индикаторами финансовой грамотности.
Задание 1. Проанализируйте экономическое поведение и уровень финансовой грамотности населения.
Задание 2. Изучите Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. и назовите ее основные направления.
Задание 3. Перечислите индикаторы финансовой грамотности
Тема 3. Мировой опыт стран в решении проблем по повышению уровня финансовой грамотности населения
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по теме на примере одной страны
Задание 1. Изучите зарубежный опыт реализации программ по повышению финансовой грамотности населения
Задание 2. Охарактеризуйте практику повышения финансовой грамотности в зарубежных странах
Тема 4. Роль домашних хозяйств в рыночной экономике
Выполнение творческого задания по теме
Задание 1. Охарактеризуйте экономическую роль домашнего хозяйства его цели, задачи и функции
Задание 2. Установите связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами
Тема 5. Место домашних хозяйств в финансовой системе страны
Выполнение творческого задания по теме: «Баланс доходов и расходов населения Республики Бурятия»
Задание 1. Распишите Финансовую систему РФ,
Задание 2. Охарактеризуйте место домашних хозяйств в финансовой системе РФ
Задание 3. Сектор "домашние хозяйства" в Системе национального счетоводства. Баланс доходов и расходов населения.
Тема 6. Семейный бюджет как основа домашних хозяйств
Тест «Семейный бюджет»
Заполнение «Дневника доходов и расходов»
Решение задач
Задание 1. Охарактеризуйте и проанализируйте семейный бюджет: его виды, функции и принципы организации.
Задание 2. Раскройте виды семейного бюджета.
Задание 3. Перечислите стратегии управления семейным бюджетом
Тема 7. Доходы семейного бюджета
Тест «Доходы семейного бюджета»
Заполнение «Дневника доходов и расходов»
Решение задач
Задание 1. Изучите и проанализируйте структуру активов домашнего хозяйства.
Задание 2. Раскройте виды личных (семейных) доходов.
Тема 8. Расходы семейного бюджета
Тест «Расходы семейного бюджета»
Заполнение «Дневника доходов и расходов»
Решение задач
Задание 1. Раскройте и проанализируйте виды личных (семейных) расходов.
Задание 2. Составьте схему классификации личных (семейных) расходов.
Тема 9. Планирование личных сбережений
Тест «Планирование личных сбережений»
Заполнение таблицы «Личные (семейные) сбережения»
Подготовка группового проекта «Личные (семейные) сбережения»
Задание 1. Охарактеризуйте и проанализируйте этапы формирования семейного бюджета.
Задание 2. Изучите и проанализируйте порядок составления личного финансового плана.
Задание 3. Используя нормативно - расчетные показатели: прожиточный минимум, восстановительный потребительский бюджет, бюджет среднего достатка рассчитайте семейный бюджет на предстоящий период с учетом сбережений
Задание 4. Рассчитайте резервы сбережений домашнего хозяйства.
Тема 10. Налоги с физических лиц
Тест «Налоги»
Заполнение налоговых деклараций
Задание 1. Охарактеризуйте и проанализируйте необходимость налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами.
Задание 2. Изучите и проанализируйте виды и классификацию налогов в России.
Задание 3. Изучите и проанализируйте налоговые вычеты.
Тема 11. Страхование физических лиц
Тест «Страхование»
Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения»
Расчет страховых платежей и страхового возмещения по видам личного и имущественного страхования физических лиц
Задание 1. Охарактеризуйте и проанализируйте экономическую сущность страхования.
Задание 2. Составьте схему классификации страхования.
Задание 3. Раскройте и проанализируйте страхование имущества физических лиц.
Задание 4. Раскройте содержание личного страхования
Задание 5. Раскройте основы социального страхования в РФ
Тема 12. Кредитование физических лиц
Расчет взносов по видам кредитов на сайте Банки.ру
Задание 1. Охарактеризуйте и проанализируйте виды сбережений.
Задание 2. Раскройте формы личных сбережений
Задание 3. Изучите и проанализируйте индивидуальный инвестиционный счет
Задание 4. Изучите и проанализируйте инвестиции в недвижимость: плюсы и минусы
Тема 13. Как избежать финансового мошенничества и «финансовых пирамид»
Изучение сайта: ваши финансы.рф, хочумогузнаю.рф
Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по теме
Задание 1. Охарактеризуйте современный финансовый рынок
Задание 2. Дайте понятие мошенничества на финансовом рынке
Задание 3. Перечислите способы защиты прав потребителей финансовых услуг.
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры. Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на заданную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады
Тема: Доходы семейного бюджета.
Заработная плата как основной источник доходов семьи
Предпринимательский доход: сущность и значение
Социальные трансферты: понятие и значение для доходов семьи
Классификация доходов семейного бюджета
Тема: Налоги с физических лиц.
Налоги с физических лиц в налоговой системе государства
Прямые налоги с физических лиц
Косвенные налоги и их значение для государства
Налоговые вычеты
Социальные налоговые вычеты
Имущественные налоговые вычеты
Перечень вопросов к экзамену
1. Понятие и сущность финансовой грамотности населения (УК-10)
2. Цели и задачи финансовой грамотности населения (УК-10)
3. Роль повышения финансовой грамотности населения для экономического развития страны (УК-10)
4. Анализ уровня финансовой грамотности населения РФ (УК-10)
5. Основные направления Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. (УК-10)
6. Индикаторы и система мониторинга финансовой грамотности в РФ (УК-10)
7. Зарубежный опыт реализации программ по повышению финансовой грамотности населения (УК-10)
8. Практика повышения финансовой грамотности в зарубежных странах (УК-10)
9. Американский опыт повышения финансовой грамотности населения (УК-10)
10. Экономическая роль домашнего хозяйства его цели, задачи и функции (УК-10)
11. Виды домашних хозяйств (УК-10)
12. Связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами (УК-10)
13. Два уровня анализа домашних хозяйств: микроэкономический и макроэкономический (УК-10)
14. Финансовая система РФ (УК-10)
15. Место домашних хозяйств в финансовой системе страны (УК-10)
16. Баланс доходов и расходов населения. Сектор «домашние хозяйства» в СНС (УК-10)
17. Семейный бюджет: функции и принципы организации (УК-10)
18. Виды семейных бюджетов (УК-10)
19. Управление семейным бюджетом (УК-10)
20. Понятие личных (семейных) доходов (УК-10)
21. Виды личных и семейных доходов (УК-10)
22. Заработная плата: порядок начисления (УК-10)
23. Социальные выплаты: виды и значение (УК-10)
24. Доходы от предпринимательской деятельности (УК-10)
25. Прочие доходы. Прожиточный минимум (УК-10)
26. Понятие личных (семейных) расходов (УК-10)
27. Расходы на потребительские нужды (УК-10)
28. Обязательные расходы ( УК-10)
30. Потребительские расходы в расчете на душу населения (УК-10)
31. Понятие и виды личных сбережений (УК-10)
32. Составление личного (семейного) финансового плана (УК-10)
33. Сущность и необходимость налогов (УК-10)
34. Виды и классификация налогов (УК-10)
35. Основные методы исчисления и взимания налогов (УК-10)
36. Налоговые вычеты (УК-10)
37. Экономическая сущность страхования (УК-10)
38. Классификация страхования (УК-10)
39. Страхование имущества физических лиц (УК-10)
40. Личное страхование (УК-10)
41. Экономическая сущность кредита (УК-10)
42. Вклады и депозиты физических лиц (УК-10)
43. Расчетно-кассовые операции физических лиц (УК-10)
44. Кредитование физических лиц (УК-10)
45. Современный финансовый рынок (УК-10)
46. Мошенничество на финансовом рынке (УК-10)
47. Защита прав потребителей финансовых услуг (УК-10)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п