учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
реализации возможностей в получении качественной продукции полевых культур
Задачи: изучение механизмов ферментативных и биоэнергетических превращений, причины и параметры изменения химического состава растений в зависимости от генотипа, природно-климатических условий, плодородия почвы, водного режима и уровня питания растений, приемов агротехники; углубление знаний по биохимическим основам формирования урожая растений и получения высококачественной, экологически безопасной растительной продукции; изучение биохимические превращения при созревании, хранении и переработке растительной продукции, ознакомление магистрантов с современными биохимическими методами и достижениями биохимической науки
реализации возможностей в получении качественной продукции полевых культур
Задачи: изучение механизмов ферментативных и биоэнергетических превращений, причины и параметры изменения химического состава растений в зависимости от генотипа, природно-климатических условий, плодородия почвы, водного режима и уровня питания растений, приемов агротехники; углубление знаний по биохимическим основам формирования урожая растений и получения высококачественной, экологически безопасной растительной продукции; изучение биохимические превращения при созревании, хранении и переработке растительной продукции, ознакомление магистрантов с современными биохимическими методами и достижениями биохимической науки
ПКС-6: Способен разработать теоретические модели, позволяющие прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов;
ПКС-11: Готов выполнять функции преподавателя в образовательных организациях;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Третьяков Н.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений:/ Третьяков Н.Н. Кошкин Е.И., Макрушин Н.М. и др – М.: Колос, 2000 – 640 с. (108экз) Библиотека БГСХА
Плешков Б. П. Биохимия сельскохозяйственных растений : доп. Упр. высшего и сред.спец. образования ГАК СССР в качестве учебника для студентов вузов по спец. "Агрохимия и почвоведение" / Б. П. Плешков. - 5-е изд., доп. и перераб. - М. :Агропромиздат, 1987. - 494 с. (25 экз Библиотека БГСХА
Рузавин Ю.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных культур : Рек. УМО вузов РФ по агр. образованию в качестве учеб.пособия / Ю. Н. Рузавин, А. С. Сыренжапова ; ФГОУ ВПО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова". Каф.почвоведения и агрохимии. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2006. - 116 с. (45 экз.) Библиотека БГСХА
Дополнительная литература
Рузавин Ю.Н. Методические указания по проведению лабораторно-практических занятий по физиологии и биохимии растений / Рузавин Ю.Н. – Улан-Удэ: изд-во БГСХА, 2000. - 96 с. (25 экз.) Библиотека БГСХА
Плешков Б.П. Практикум по биохимии растений: учебное пособие для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности "Агрохимия и почвоведение" / Б. П. Плешков. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Колос , 1985. - 255 с (14 экз) Библиотека БГСХА
Биохимия растений : учебное пособие для обучающихся по агрономическим направлениям подготовки высшей школы / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: А. С. Сыренжапова, А. В. Буянтуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 199 с. http://bgsha.ru/art.php?i=4665
Рузавин Ю.Н. Физиология и биохимия растений: методические указания к лабораторным занятиям / Ю. Н. Рузавин, И. Б. Чимитдоржиева, М. А. Шиханова ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 156 с. (20 экз.) Библиотека БГСХА
РузавинЮ.Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений : методические указания по самостоятельной работе для студентов очного и заочного обучения агрономического факультета / Ю. Н. Рузавин, И. Н. Лаврентьева, М. Р. Маладаева ; ДКПиО при МСХ РФ ФГОУ ВПО"БГСХА"Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН; Кафедра почвоведения и агрохимии. - Улан-Удэ : БГСХА, 2004. - 64 с. (35 экз.) Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
ПКС-11 - Готов выполнять функции преподавателя в образовательных организациях
Биохимические показатели качества сельскохозяйственной продукции
2) охватывает все разделы дисциплины
I вариант
Укажите номер правильного ответа:
1. НА СКОЛЬКО ТИПОВ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ МАКРОЭРГИЧЕСКИЕ ФОСФАТЫ:
1) четыре; 2) два; 3) пять; 4) десять.
2. АТФ В КЛЕТКАХ ОБРАЗУЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СКОЛЬКИХ ТИПОВ РЕАКЦИЙ:
1) двух; 2) одной; 3) четырех; 4) пяти.
3. ЭНТРОПИЯ СИСТЕМЫ - ЭТО:
1) мера внутренней энергии; 2) мера хаотичности;
3) мера упорядочения; 4) мера тепловой энергии;
4. АТФ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ:
1) белков; 2) нуклеотидов; 3) полисахаридов; 4) фосфолипидов.
5. МОДИФИКАЦИЯ БИОПОЛИМЕРОВ В КЛЕТКЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА НОСИТ НАЗВАНИЕ:
1) репликация; 2) трансляция; 3) процессинг; 4) транскрипция.
6. КАКОЕ ВЕЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ АКТИВАТОРОМ ФЕРМЕНТОВ:
1) магний; 2) танин; 3) серебро; 4) ацетилхолин.
7. ФЕРМЕНТЫ, КАТАЛИЗИРУЮЩИЕ РЕАКЦИЮ ПЕРЕНОСА ГРУПП, НАЗЫВАЮТСЯ:
1) оксиредуктазы; 2) трансферазы; 3) гидролазы; 4) лиазы;
1) ранение наследственной информации; 2) доставка аминокислот к месту сборки белков;
3) «энергетическая валюта» клетки; 4) активизация аминокислот.
9. В ОСНОВУ КОНСТАНТЫ Л. МИХАЭЛИСА ПОЛОЖЕНО:
1. кислотность среды;
2. температура;
3. концентрация фермента;
4. концентрация субстрата.
10. ДЛЯ ОЦЕНКИ АКТИВНОСТИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФЕРМЕНТОВ ПОЛЬЗУЮТСЯ:
1. количеством субстрата;
2. удельным и молекулярным показателями;
3. температурным показателем;
4. специфичностью ферментов.
11. ФЕРМЕНТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КЛАССОВ:
1) 8; 2) 10; 3) 5; 4) 6;
12. ВИТАМИН, КОТОРЫЙ ЛЕГКО РАЗРУШАЕТСЯ ПРИ НАГРЕВАНИИ:
1) биотин; 2) рибофлавин; 3) никотиновая кислота; 4) аскорбиновая кислота.
13. НАЗОВИТЕ САМЫЙ СЛАДКИЙ МОНОСАХАРИД:
1. глюкоза; 2. фруктоза; 3. D-маноза; 4. D-галактоза.
14. УКАЖИТЕ КУЛЬТУРУ, У КОТОРОЙ КРАХМАЛ ПОЛНОСТЬЮ СОСТОИТ ИЗ АМИЛОПЕКТИНА:
1. картофель;
2. пшеница;
3. ячмень;
4. просо.
15. ЦИКЛ КАЛЬВИНА ПРИ ФОТОСИНТЕЗЕ ПРОТЕКАЕТ:
1. в ламеллах гран;
2. в строме;
3. во внешней мембране оболочки;
4. во внутренней мембране оболочки.
16. ПЕРВИЧНЫМ ПРОДУКТОМ ФАЗЫ КАРБОКСИЛИРОВАНИЯ В ЦИКЛЕ КАЛЬВИНА ЯВЛЯЕТСЯ:
1. 3-фосфоглицериновая кислота;
2. диоксиацетонфосфат;
3. глицеральдегид-3-фосфат;
4. фруктозо-6-фосфат.
17. ПРОСТЕТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАТАЛАЗЫ:
1. железо;
2. железопорфирин;
3. медь;
4. медьпорфирин.
18. КАКАЯ ЖИРНАЯ КИСЛОТА ЯВЛЯЕТСЯ НАСЫЩЕННОЙ:
1. арахисовая;
2. стеариновая;
3. лауриновая;
4. олеиновая.
19. ИОДНЫЕ ЧИСЛА БОЛЬШИНСТВА РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ КОЛЕБЛЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЕЛАХ:
1) 20-25; 2) 120-160; 3) 30-50; 4) 60-70.
20. ЕЖЕДНЕВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ВИТАМИНЕ А СОСТАВЛЯЕТ (В МГ/%):
1) 20; 2) 10; 3) 2; 4) 4.
21. СЫРЬЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВИТАМИНА Е СЛУЖИТ:
1. дрожжи;
2. жир печени морских рыб;
3. коровье масло;
4. зародыши пшеницы.
22. СОДЕРЖАНИЕ ВИТАМИНА С В РАСТЕНИЯХ ПОВЫШАЮТ:
1. азотные удобрения;
2. азотные и калийные;
3. калийные и фосфорные;
4. магневые.
23. НАИБОЛЬШУЮ РОЛЬ В РЕАКЦИЯХ КАРБОКСИЛИРОВАНИЯ ИГРАЕТ ВИТАМИН:
1. парааминобензойная кислота;
2. фолиевая кислота;
3. инозит;
4. биотин.
24. ФОРМА АЗОТА ЯДОВИТАЯ ДЛЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА:
1. мочевина;
2. нитратная;
3. нитритная;
4. аммиачная.
1. треонин;
2. метионин;
3. глицин;
4. серин.
26. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА ПЕПТИДНУЮ СВЯЗЬ:
1. нингидриновая;
2. ксантопротеиновая;
3. биуретовая;
4. реакция Миллона
27. СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ ЭТАПОВ СИНТЕЗА БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ:
1) 2; 2) 3; 3) 6; 4) 4.
28. ИСХОДНЫМ ПРОДУКТОМ ДЛЯ СИНТЕЗА АЛКАЛОИДОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. аминокислоты;
2. белки;
3. органические кислоты;
4. гормоны.
29. СОЛОНИНЫ ЧАКОНИНЫ ЭТО:
1. алкалоиды;
2. гликоалкалоиды;
3. D – гликозиды;
4. С- гликозиды.
30. НАЗОВИТЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ В ЗЕРНЕ, КОТОРОЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАЛО ЗОЛЫ:
1) рис; 2) просо; 3) кукуруза; 4) пшеница.
31. ПРОЛАМИНЫ ПШЕНИЦЫ И РЖИ НАЗЫВАЮТСЯ:
1) вицилин; 2) зеин; 3) гордеин; 4) эдестин.
32. КАКОЕ УДОБРЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА НАКОПЛЕНИЕ АЛКАЛОИДОВ В РАСТЕНИЯХ:
1) KCl; 2) K2SO4; 3) CaCO3; 4) CO(NH2)2.
33. ПРИ СОЗДАНИИ НОВЫХ СОРТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ, ЧТОБЫ В БЕЛКОВОМ КОМПЛЕКСЕ ПРЕОБЛАДАЛИ:
1) альбумины; 2) глютелины; 3) проламины; 4) глобулины.
34. СОДЕРЖАНИЕ КЛЕКОВИНЫ В ЗЕРНЕ СИЛЬНОЙ ПШЕНИЦЫ (в %):
1) 15-20; 2) 20-25; 3) более 28; 4) 26-28.
35. УГЛЕВОДНЫЙ КОМПЛЕКС КОРНЕПЛОДОВ В ОСНОВНОМ ПРЕДСТАВЛЕН:
1) сахарозой и моносахаридами; 2) пектиновыми веществами;
3) клетчаткой и крахмалом; 4) крахмалом и пектиновыми веществами.
36. СОДЕРЖАНИЕ ЖИРОВ В СЕМЕНАХ МАСЛИНИЧНЫХ КУЛЬТУР В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЮТ (в %):
1) 10; 2) 30-50; 3) 15-20; 4) 70-80.
37. НА ДОЛЮ ГЛОБУЛИНОВ В ОБЩЕМ БЕЛКОВОМ КОМПЛЕКСЕ СЕМЯН ЗЕРНО-БОБОВЫХ РАСТЕНИЙ ПРИХОДИТСЯ (в %):
1) 10-20; 2) 40-55; 3) 60-70; 4) 75-85.
38. ОКОЛО 90 % СУХОГО ВЕЩЕСТВА КЛЕЙКОВИНЫ ПРИХОДИТСЯ НА:
1) липиды; 2) запасные белки; 3) крахмал; 4) сахара.
39. НИЗКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ БЕЛКОВ КУКУРУЗЫ СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО ЗЕИН НЕ СОДЕРЖИТ:
1) метионина; 2) тирозина; 3) лизина; 4) серина.
40. КОЛИЧЕСТВО КРАХМАЛА В ЗЕРНЕ ПШЕНИЦЫ МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ (в %):
1) 49-73; 2) 55-70; 3) 45-68; 4) 70-86.
41. УКАЖИТЕ КУЛЬТУРУ В ЗОЛЕ, КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ МНОГО КРЕМНИЯ:
1) пшеница; 2) просо; 3) кукуруза; 4) рожь.
42. ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ ИСТОЧНИКОМ ВИТАМИНА:
1) тиамина; 2) аскорбиновой кислоты; 3) каротина; 4) цитрина.
43. ОСНОВНАЯ МАССА УГЛЕВОДОВ ПРИ НАЛИВЕ ЗЕРНА ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ ПОСТУПАЕТ ИЗ:
1) листьев нижнего яруса; 2) листьев нижнего яруса и стеблей;
3) листьев среднего яруса и стеблей; 4) листьев верхнего яруса.
44. БЕЛКИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ В ОСНОВНОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ:
1) альбулинами и проламинами; 2) глютелинами и проламинами;
3) глобулинами и альбуминами; 4) проламинами и глобулинами.
45. В БЕЛКОВОМ КОМПЛЕКСЕ СЕМЯН БОБОВЫХ КУЛЬТУР ПРЕОБЛАДАЮТ:
1) проламины и глютелины; 2) глобулины;
3) проламины; 4) альбумины.
46. В БЕЛКАХ СЕМЯН БОБОВЫХ СОДЕРЖИТСЯ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО АМИНОКИСЛОТЫ:
1) метионина; 2) лизина; 3) триптофана; 4) аргинина.
47. В ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ЗЕРНА В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО ЛЕТА С ПОНИЖЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В СЕМЕНАХ ЗЕРНОБОБОВЫХ НАКАПЛИВАЕТСЯ БОЛЬШЕ:
48. К ХОРОШО ВЫСЫХАЮЩИМ МАСЛАМ ОТНОСЯТСЯ:
1) льняное; 2) подсолнечное;
3) соевое; 4) касторовое.
49. В ЖМЫХАХ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТСЯ ПОСЛЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЖИРОВ ИЗ СЕМЯН МАСЯНИЧНЫХ КУЛЬТУР ВЫСОКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1) клетчатки; 2) жиров; 3) белков; 4) углеводов.
50. НАИБОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ПИТАТЕЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ БОБОВЫЕ ТРАВЫ ИМЕЮТ В ФАЗУ:
1) цветения; 2) бутонизации; 3) до бутанизации; 4) после цветения.
51. БЕЛКИ КЛУБНЕЙ КАРТОФЕЛЯ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ БОЛЬШЕ ВСЕГО СОДЕРЖАТ:
1) альбуминов и глютелинов; 2) альбуминов; 3) проламинов и альбуминов; 4) глобулинов.
52. КЛУБНИ КАРТОФЕЛЯ ОПАСНЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИЩУ И НА КОРМ СКОТУ, ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО ГЛИКОАЛКАЛОИДОВ СОДЕРЖИТСЯ (В МГ %):
1) 5; 2) свыше 20; 3) 15; 4) 10.
53. ФИТОГОРМОНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ УСКОРЕНИЕ СОЗРЕВАНИЯ ТОМАТОВ:
1) ауксины; 2) гиббереллины; 3) этилен; 4) цитокинины.
54. ХОРОШИЕ КУЛИНАРНЫЕ КАЧЕСТВА ИМЕЮТ КЛУБНИ КАРТОФЕЛЯ, У КОТОРЫХ ОТНОШЕНИЕ РАВНО:
1) 10; 2) 4-6; 3) 8-10 4) 12-16.
1. Открытие ферментов, положившее начало развитию биохимической науки (ПКС-6, ПКС-11).
2. Влияние экологических факторов среды на синтез запасных веществ в зерне злаковых культур (ПКС-6, ПКС-11).
3. Способы повышения питательной ценности и качества зерна злаковых культур (ПКС-6, ПКС-11).
4. Изменение содержания белков, углеводов и витаминов в онтогенезе зернобобовых культур и влияние внешних условий на его качественный состав (ПКС-6, ПКС-11).
5. Пути образования аминокислотного состава злаковых и зернобобовых культур (ПКС-6, ПКС-11).
6. Особенности биохимического состава зерна зернобобовых культур (ПКС-6, ПКС-11).
7. Биохимические процессы формирования масличных культур в период онтогенеза и способы повышения качественного состава продуктивных органов (ПКС-6, ПКС-11).
8. Влияние природно-климатических факторов, погодных условий и минерального питания на химический состав масличных культур (ПКС-6, ПКС-11).
9. Основные биохимические процессы, происходящие при созревании зерна семян масличных растений (ПКС-6, ПКС-11).
10. Вклад реутилизации в накопление сухого вещества зерном пшеницы (ПКС-6, ПКС-11).
11. Влияние основных элементов минерального питания на урожайность и качество зерна пшеницы (ПКС-6, ПКС-11).
12. Основные этапы питания полевых культур. Поступление питательных веществ в растения разных групп в различные периоды их роста. «Критический» и «максимальный» периоды поступления питательных веществ в растения (ПКС-6, ПКС-11).
13. Химический состав сухого вещества различных полевых растений. Критерии качества продукции растениеводства (ПКС-6, ПКС-11).
14. Что такое реутилизация отдельных элементов питания растений? Объясните на примерах (ПКС-6, ПКС-11).
15. Что такое биологический и хозяйственный выносы элементов питания? Покажите их уровень на примере картофеля (ПКС-6, ПКС-11).
16. Назовите типы питания растений, объясните их основные положения (ОПК-4, ПКС-6, ПКС-11).
17. Назвать условия необходимые для эффективного симбиоза и повышения уровня азотфиксации и бобовых культур (ПКС-6, ПКС-11).
18. Назовите источники поступления азота для развития плодов у различных зернобобовых культур,
19. Особенности химического состава зерновых и зернобобовых культур. Значение генотипа в интенсификации синтеза запасных веществ и формировании качества урожая сельскохозяйственных культур (ПКС-6, ПКС-11).
20. Оптимизация биохимических процессов накопления белков и крахмала в зерне злаковых и зернобобовых (ПКС-6, ПКС-11).
21. Каковы возможности улучшения качества продукции в с особенностями химического состава зернобобовых культур? (ПКС-6, ПКС-11).
22. Основные биохимические процессы, при формировании корнеплодов и клубней картофеля, овощей, плодов и ягод (ПКС-6, ПКС-11).
23. Каковы физиологические потребности картофеля в минеральном питании, на каком этапе роста и развития растения наиболее нуждаются в минеральных элементах? (ПКС-6, ПКС-11).
24. Назовите возможные причины накопления нитратов в клубнях и пути его снижения. (ПКС-6, ПКС-11).
25. Какие физиологические и биохимические процессы протекают в клубнях после уборки? (ПКС-6, ПКС-11).
26. Дайте физиологическое обоснование требований к условиям хранения клубней (ПКС-6, ПКС-11).
27. Оптимизация синтеза сахаров, азотистых веществ и витаминов в корнеплодах, овощах, плодах и ягодах (ПКС-6, ПКС-11).
28. Молекулярно-биохимические подходы в разработке приемов получения биологически полноценной и экологически чистой растительной продукции (ПКС-6, ПКС-11).
30. Формирование при выращивании растений оптимального соотношения белков и углеводов, сахаров и органических кислот, липидов и витаминов, количественного и качественного состава минеральных веществ (ПКС-6, ПКС-11).
1. Основные направления развития современной биохимической науки.
2. Механизм образования запасных белков. Связь обмена азотистых веществ с обменом углеводов и липидов. Энергетика обмена азотистых веществ
3. Биохимические основы формирования качества урожая зерна злаковых и зернобобовых культур.
4. Основные биохимические процессы, происходящие при созревании зерна семян масличных растений
5. Основные биохимические процессы формирования корнеплодов и клубней картофеля.
6. Основные биохимические процессы формировании овощей, плодов и ягод.
7. Молекулярно-биохимические подходы в разработке приемов получения биологически полноценной и экологически чистой растительной продукции в странах ЕС.
8. Молекулярно-биохимические подходы в разработке приемов получения биологически полноценной и экологически чистой растительной продукции в странах СНГ.
9. Динамика углеводов, азотистых веществ и витаминов в вегетативной массе кормовых трав;
10. Условия интенсификации синтеза жиров в семенах масличных культур и возможности улучшения их качественного состава.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п