учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Электрификация и автоматизация технологических процессов
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2, 3
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение современных технологий производства продукции растениеводства и животноводства в условиях многоуровневого хозяйствования и различных форм собственности
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ИД-1УК-1Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
ИД-3УК-1Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
специальностям / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: А. П. Батудаев [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО
БГСХА, 2019. - 255 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2090
Земледелие с основами почвоведения и агрохимии / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО
"Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова. – Улан-Удэ : Бурятская государственная
сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2022. – 162 с. Библиотека БГСХА
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект тестовых заданий
Темы рефератов (презентаций)
Комплект заданий
Основы растениеводства и животноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Расскажите о главных морфологических признаках почвы.
2.Какие горизонты выделяются в профиле почвы?
3. Что называется мощностью почвы?
4.Что такое гранулометрический состав почвы?
5.Что такое структура почвы?
6.Расскажите о физических свойствах почвы?
7.Значение воды в жизни растений.
8.Какие выделяются формы почвенной влаги?
9.Какие выделяются группы по характеру связи с твердой фазой почвы и степени подвижности воды?
10.Дайте определение влажности почвы?
11.Что такое наименьшая влагоемкость (НВ) и полная влагоемкость (ПВ)?
12.Какие в зависимости от количества осадков и их испарения выделяют типы водного режима?
13.Что такое почвенный воздух?
14.Что понимается под термином «аэрация»?
15.Какими свойствами почвы определяется газообмен?
16.Дайте характеристику воздухопроницаемости и воздухоемкости?
17.Назовите источники тепла в почве.
18.Назовите основные тепловые свойства почвы.
19.Дайте характеристику весовой и обьемной теплоемкости.
20.Макроэлементы – что это такое?
21.Что собой представляют микроэлементы?
22.Что такое «физический песок» и «физическая глина»?
23.Агрегаты, какой размерности являются агрономически ценными, глыбистыми и пылью?
24.Какие приняты оценки структурного состояния почвы?
25.Классификация структурного состояния почвы по содержанию агрегатов 0,25-10,0 мм в процентах к воздушно-сухой
массы почвы.
26. Какие выделяются факторы жизни растений?
27. Какой закон иллюстрирует «Бочка» Добенека?
28. Кто первым сформулировал закон минимума?
29.Какие необходимы параметры почвы для определения доступной (продуктивной) влажности почвы?
Тема: Сорные растения и меры борьбы с ними
1. Охарактеризуйте вред, наносимый сорняками сельскому хозяйству.
2. Почему не удается полностью уничтожить сорную растительность?
3. Что такое порог вредоносности, перечислите и изложите их сущность?
4. На каких признаках построена классификация сорняков?
5. Назовите современную классификацию сорняков?
6. Что такое карта засоренности полей и как её составляют?
7. Что представляют собой предупредительные меры борьбы с сорнякми и какие из них вам известны?
8. Каковы приспособительные особенности семян сорняков?
9. В чем состоят различия между способами борьбы с сорняками?
10. В чем роль химических мер борьбы с сорняками, их преимущества и недостатки с прочими?
11. Назовите признаки, по которым классифицируют сорные растения?
12. Какие признаки (свойства) положены в основу классификации гербицидов?
13. Чем вызвана необходимость системы мероприятий по борьбе с сорняками и её составные части?
14. В чем заключается сущность комплексных мер борьбы с сорными растениями?
15. Что такое интегрированная система защиты растений?
16. В чем заключается сущность комплексных мер борьбы с сорными растениями?
Тема: Севообороты
1. Что представляет собой предшественники?
2. Сгруппируйте сельскохозяйственные культуры как предшественники?
3. Какие предшественники яровой пшеницы лучшие в условиях Забайкалья?
4. Что такое паровое поле севооборота?
5. Какие Вам известны виды пара? Охарактеризуйте их.
6. Какие пары получили наибольшее распространение в Бурятии и почему?
7. Расскажите о роли чистого пара в борьбе с сорняками.
8. Что такое сборное поле севооборота и требования, предъявляемые к нему.
9. Занятые пары и их роль в современном земледелии.
10. Расскажите о сидеральных парах.
11. Какие из зерновых культур дают больший урожай зерна по чистому пару?
12. Какие предшественники предпочтительные для овса?
13. Какое последействие оказывает яровая пшеница на последующие культуры?
15. Какие типы и виды севооборотов Вам известны?
16. Чем отличаются зернопаровые севообороты от плодосменных?
17. Что представляет собой ротация севооборотов?
18. Что такое схема севооборотов?
19. Что понимаете под понятием «введение» и «освоение» севооборота?
20. Какой агрономический документ отражает состояние севооборота во времени?
21. Что понимаете под продуктивностью севооборота и по каким показателям она определяется?
22. Расскажите о системе удобрения в севооборотах.
23. Какова продуктивность севооборотов в земледельческих зонах Бурятии?
Тема: Обработка почвы
1. Что такое обработка почвы?
2. Какие технологические приемы обработки почвы Вы знаете?
3. Что Вы можете сказать о теоретическом обосновании обработки почвы в Бурятии?
4. Какие системы обработки чистого пара применяются в Бурятии?
5. Какие виды обработки почвы Вы знаете?
6. Расскажите о системе обработки в занятых парах.
7. Что представляет собой зяблевая обработка почвы?
8. Ваше отношение к плоскорезной обработке почвы в полевых севооборотах.
9. Как влияют различные обработки пара на содержание продуктивной влаги в почве?
10. Как влияет обработка почвы на ее биологическую активность?
11. Как влияет система обработки почвы на засоренность культур севооборота?
12. Что можете сказать о разноглубинной обработке почвы?
13. Для чего необходимо проводить углубление пахотного слоя почвы?
14. Что такое весновспашка и Ваше отношение к ней?
15. Что понимаете под прикатыванием почвы, и как этот прием используется в условиях Бурятии?
16. Как реагируют зерновые культуры на различные обработки почвы?
17. Расскажите о сроках подъема зяби и его особенности в Бурятии.
18. Как влияет состояние поверхности почвы на эродируемость почвы?
19. Зависит ли эффективность различных систем обработки почвы от биологических особенностей
сельскохозяйственных культур?
20. Расскажите о теоретическом обосновании прикатывания почвы в условиях Бурятии.
21. Как влияет прикатывание почвы на урожайность зерновых культур?
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Что такое почва и её плодородие (УК-2).
2. Почва как средство сельскохозяйственного производства (УК-2).
3. Выветривание горных пород и его типы (УК-2).
4. Факторы почвообразования (УК-2).
5. Роль высших зеленых растений в почвообразовании (УК-2).
6. Роль климата, рельефа и возраста почвы в почвообразовании (УК-2).
7. Морфологические признаки почвы и их значение(УК-2).
8. Охарактеризуйте основные почвенные горизонты (УК-2).
9. Органическое вещество почвы. Образование гумуса (УК-2).
10. Гумус, состав и его свойства (УК-2).
11. Гранулометрический состав почвы (УК-2).
12. Основные физические свойства почвы (УК-2).
13. Структура почвы и пути его регулирования (УК-2).
14. Классификация почв по гранулометрическому составу (по Н.А. Качинскому) (УК-2).
15. Реакция почвы и виды почвенной кислотности (УК-2).
16. Каштановые почвы, их характеристика (УК-2).
17. Черноземные почвы, их характеристика (УК-2).
18. Что такое водопрочность агрегатов иагрономически ценные агрегаты (УК-2).
19. Влажность почвы. Методы определения влажности почвы (УК-2).
20. Влагоемкость почвы и её виды (УК-2).
21. Воздушные свойства почвы (УК-2).
22. Физико-механические свойства почвы (УК-2).
23. Почвенный раствор. Состав и свойства (УК-2).
24. Тепловые свойства почвы (УК-2).
25. Требование растений к свету, теплу, влаге (УК-2).
26. Законы земледелия (УК-2).
27. Водный режим и его регулирование (УК-2).
28. Воздушный режим и его регулирование (УК-2).
29. Тепловой режим и его регулирование(УК-2).
30. Питательный режим и его регулирование (УК-2).
32. Воспроизводство плодородия почвы (УК-2).
33. Сорные растения. Вред, причиняемый сорняками сельскому хозяйству (УК-2).
34. Биологические особенности сорных растений (УК-2).
35. Классификация сорных растений (УК-2).
36. Эфемеры и двулетние сорняки. Перечислите представителей (УК-2).
37. Яровые сорняки. Перечислите представителей (УК-2).
38. Озимые и зимующие сорняки. Перечислите представителей (УК-2).
39. Методы учета сорных растений (УК-2).
40. Карта засоренности. Методика её составления (УК-2).
41. Пороги вредоносности сорных растений (УК-2).
42. Классификация мер борьбы с сорняками (УК-2).
43. Система предупредительных мероприятий(УК-2).
44. Система истребительных мероприятий (УК-2).
45. Агротехнические меры борьбы с сорняками (УК-2).
46. Биологические меры борьбы с сорняками (УК-2).
47. Химические меры борьбы с сорняками (УК-2).
48. Условия эффективного использования гербицидов (УК-2).
49. Комплексная система мер борьбы с сорняками (УК-2).
50. Севооборот, ротация, чистый пар и схема севооборота (УК-2).
51. Причины чередования сельскохозяйственных культур (УК-2).
52. Предшественник, поле, звено, ротация севооборота (УК-2).
53. Классификация севооборотов (УК-2).
54. Ротационная таблица, монокультура, сборное поле, повторный посев (УК-2).
55. Группы предшественников (УК-2).
56. Составьте ротационную таблицу для севооборота: ч/пар-пшеница-ячмень-овсе на з/м (УК-2).
57. Классификация паров и их задачи (функции) (УК-2).
58. Полевой севооборот. Виды полевого севооборота (УК-2).
59. Кормовой севооборот. Виды кормового севооборота (УК-2).
60. Специальный севооборот и виды специального севооборота (УК-2).
61. Оценка севооборота. Основные показатели оценки (УК-2).
62. Основы обработки почвы (УК-2).
63. Технологические операции, выполняемые при обработке почвы (УК-2).
64. Прием и способ обработки почвы (УК-2).
65. Основная обработка почвы (УК-2).
66. Плоскорезная обработка почвы (УК-2).
67. Поверхностная обработка почвы (УК-2).
68. Безотвальная обработка почвы(УК-2).
69. Специальные приемы основной обработки почвы (УК-2).
70. Специальные приемы поверхностной и мелкой обработок почвы (УК-2).
71. Предпосевная обработка почвы (УК-2).
72. Зяблевая обработка почвы (УК-2).
73. Паровая обработка почвы в Забайкалье (УК-2).
74. Минимализация обработки почвы. Условия её эффективного применения (УК-2).
75. Системы земледелия (УК-2).
76. Типы и виды систем земледелия (УК-2).
77. Нормы высева, глубина, способы и сроки посева полевых культур Забайкалья (УК-2).
78. Послепосевная обработка почвы (УК-2).
79. Посев. Способы посева, площадь питания, глубина посева и норма высева (УК-2).
80. Деградация почвы и её причины (УК-2).
81. Водная и ветровая эрозия. Меры борьбы с ними (УК-2).
82. Питание растений. Типы питания растений (УК-2).
83. Роль удобрений в питании растений (УК-2).
84. Минеральные удобрения, их значение (УК-2).
85. Органические» удобрения, их значение (УК-2).
86. Зеленые удобрения, их характеристики и роль в современном земледелии (УК-2).
87. Химическая мелиорация почв (УК-2).
88. Система применения удобрений в севообороте (УК-2).
89. Способы внесения удобрений (УК-2).
90. Микроудобрения и их роль в питании растений (УК-2).
91. Что подразумевают под термином экстерьер животного (УК-2).
92. Перечислите методы оценки животных по экстерьеру (УК-2).
93. Что понимают под конституцией животных(УК-2).
94. Какие инструменты используются для взятия промеров тела?(УК-2).
95. Что такое индексы телосложениям(УК-2).
96. Назовите основные закономерности роста и развития(УК-2).
97. От чего зависит продуктивность сельскохозяйственных животных(УК-2).
98. По каким показателям оценивают шерстную продуктивность овец(УК-2).
100. Что понимают под определением порода животных(УК-2).
101. К заводским (культурным) породам относятся породы ….?(УК-2).
102. Что понимается под термином «отбор» (УК-2).
103. Удаление низкопродуктивных животных из стада для реализации на мясо называется:(УК-2)
104. Что понимаете под подбором сельскохозяйственных животных(УК-2)
105. Назовите основные методы разведения сельскохозяйственных животных(УК-2)
106. Что понимают под чистопородным разведением(УК-2)
107. Что такое генеалогическая линия (УК-2)
108. Что понимают под термином «скрещивание», перечислите виды скрещивания(УК-2).
109. Что такое рациональное кормление животных(УК-2)
110. Что такое сухое вещество корма(УК-2)
111. Органическая часть корма состоит из:…..? (УК-2)
112. Переваримыми называют такие питательные вещества, которые в результате пищеварения…(УК-2).
113. Что является критерием для разделения кормов на объемистые и концентрированные (УК-2)
114. Необходимыми для силосования бактериями являются:… (УК-2)
115. До какой влажности сушат траву при изготовлении сенажа (УК-2)
1. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства.
2. История развития земледелия России в XIX веке.
3. Законы земледелия, их значение в современный период.
4. Проблемы плодородия почв и пути их решения.
5. Сорные растения Бурятии. Особенности борьбы с ними.
6. Эрозия почвы, меры борьбы в различных зонах.
7. Ветровая эрозия в Бурятии.
8. Зональная система земледелия Республики Бурятия.
9. Вклад Д.Н. Прянишникова в развитие отечественного земледелия.
10. Физико-механические свойства почвы.
11. Требования культурных растений к условиям жизни.
12. Законы земледелия и их использование.
13. Водный режим почвы и его регулирование.
14. Состав гумуса и его свойства.
15. Вред, наносимый сорными растениями.
Комплект заданий для практических занятий
Тема: Требования сельскохозяйственных растений к теплу, свету воде
Задача 1. Определить объемную массу почвы, если объем взятой почвы составляет 100 см3, масса данной абсолютно
сухой почвы составляет 110 г.
Задача 2. Рассчитать плотность почвы для слоя 0-10 см, если масса сырой почвы 140 г, объем этой почвы 100 см3,
влажность – 28%.
Задача 3. Определить объемную массу для слоя почвы 0-10 см, если цилиндр, которым проводился отбор образца, имел
радиус 2,5 см, высоту – 10 см. Масса сырой почвы в цилиндре составляла 250 г, влажность – 20%.
Задача 4. Определить плотность почвы, если оббьем взятой почвы составляет 90 см3, масса данной абсолютно-сухой
почвы 120 г.
Задача 5. Определить плотность почвы для слоя почвы 10-20 см, если цилиндр, которым проводился отбор образца, имел
радиус 2,8 см, высоту – 8 см. Масса абсолютно сухой почвы 245 г.
Тема: Севообороты. Классификация и организация севооборотов. Проектирование севооборотов
1) Составить схему севооборота по данной структуре использования пашни. Определить число полей в севообороте, тип
и вид севооборота, для какой земледельческой зоны республики можно рекомендовать?
Структура пашни:
-ячмень - 25%
-пшеница - 25%
-пар чистый - 25%
-овес на з/м - 25%.
2) Составить схему севооборота по следующей структуре пашни:
-овес -10%
-пшеница -30%
- пар чистый -20%
-кукуруза -10%
-подсолнечник -10%
-овес на з/м -20%
Итого: 100%.
-пар занятый -20%
- овес – 20%
- горох-20%
-ячмень-20%
4) Составить схему севооборота, состоящую из одного поля яровой пшеницы, одного поля овса и одного поля пара
занятого. Рассчитать структуру использования пашни, определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой
зоны Бурятии можно рекомендовать?
5) Составить схему севооборота, где яровой пшеницей занято 25%, чистым паром – 25%, овсом – 50%, кукурузой – 25%.
Определить тип и вид севооборота, для какого по своему направлению хозяйства он подходит и в какой земледельческой
зоне оно должно находиться?
6) Составить схему севооборота при следующей представленности культур и пара – овес – 20%, яровая пшеница – 30%,
горох – 20%, чистый пар – 20%, яровая рожь – 10%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
7) Разместить в схеме прифермского севооборота культуры следующим образом: подсолнечник на силос будет занимать
20%, овес – 20%, кукуруза – 20%, картофель – 10%, турнепс – 10%, горох + овес – 20%. Для какой земледельческой зоны
республики можно рекомендовать составленную схему?
8) Почвозащитный с полосным размещением культур и пара севооборот имеет следующую структуру: пар чистый –
20%, зерновые – 60%, пропашные – 20%. Определить тип и вид севооборота.
9) Составить полевой шестипольный севооборот, в котором под зерновыми занято 66,6% пашни, пропашными – 16,7% и
зернобобовыми – 16,7%. Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны его можно рекомендовать?
10) В схеме севооборота представлены многолетние травы пятилетнего срока использования, которые занимают 50%
площади пашни, кукуруза – 10%, яровая пшеница – 20%, овес – 20%. Составить схему почвозащитного севооборота с
полосным размещением культур и многолетних трав, определить тип и вид севооборота.
11) Разработать почвозащитный севооборот, где посевами зерновых будет занято 66,6%, а чистым паром – 33,4%
площади. Для какой зоны можно рекомендовать эту схему, определить тип вид севооборота.
По заданным площадям посевов сельскохозяйственных культур и пара
Необходимо составить схемы севооборотов по заданным площадям посева сельскохозяйственных культур и паров. При
составлении схем севооборотов ведущую зерновую культуру или их семенные посевы размещать по лучшим
предшественникам. При составлении схем севооборотов можно использовать сборное поле, где размещается несколько
культур одной хозяйственно-биологической группы (зерновые, пропашные и т.д.). Решите следующие задачи.
1. Составить схему севооборота при следующей структуре использования пашни: яровая пшеница – 200 га,
чистый пар – 201 га, овес – 400 га, кукуруза – 201 га. Указать тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны
его можно рекомендовать?
2. Составить схему севооборота, в которой под яровую пшеницу отведены 300 га, чистый пар – 301 га, донник –
300 га, овес – 300 га. Определить тип и вид севооборота. Для какой земледельческой зоны его можно рекомендовать?
3. Схема полосного почвозащитного севооборота включает зерновые культуры 500 га, чистый пар – 250 га.
Определить тип и вид севооборота, количество звеньев, указать, в какой зоне она может быть рекомендована.
4. Составить схему полевого севооборота, в которой зерновые и зернобобовые культуры занимают 750 га,
пропашные – 300 га. Средний размер поля севооборота равен 150 га. Определить структуру посевов, указать тип и вид
севооборота.
5. Составить схему севооборота, в которой зерновые занимают 1200 га, чистый пар – 400 га, однолетние травы
летнего срока посева – 400 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру использования пашни.
6. Разработать схему севооборота, где сидеральный донниковый пар занимает 180 га, яровая пшеница – 270 га,
яровая рожь – 90 га, горох – 180 га, овес – 180 га. Определить тип и вид севооборота. Рассчитать структуру
использования пашни.
7. Составить схему 4-польного полевого севооборота из следующего набора сельскохозяйственных культур и
паров: чистый пар – 200 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га, ячмень – 100 га, занятый пар – 200 га, яровая рожь – 100 га.
Определить тип и вид севооборота, для какой земледельческой зоны он более приемлем?
8. Составить схему полевого севооборота, указать тип и вид, где он может быть внедрен? Набор культур и пара
следующий: зерновые – 1200 га, из них: яровая пшеница – 800 га, овес – 200 га, ячмень – 200 га; пропашные – 400 га;
чистый пар – 400 га.
9. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 800 га, из них: яровая рожь – 200 га, яровая пшеница –
400 га, овес – 200 га; пар занятый (донник) – 200 га, чистый пар – 200 га.
10. Донник в севообороте занимают 400 га, зерновые – 400 га. Составить схему 4-польного севооборота.
Определить тип и вид севооборота, в какой земледельческой зоны он более приемлем?
11. Составить схему севооборота, где зерновые занимают 300 га, донник – 100 га, пшеница – 100 га, овес – 100 га,
ячмень – 100 га. Определить тип и вид севооборота.
Тема: Научные основы обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы
1. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепной зоне Бурятии. Предшественник - зерносмесь на
сенаж. Тип засоренности корневищно-стержнекорневой, встречаются и малолетние сорняки, степень засоренности 3
балла. Поле имеет крутизну склона от 3-5 градусов. Почва серая лесная. Имеет место ветровая и водная эрозии почвы.
2. Разработать систему обработки чистого пара в степной зоне. Предшественник - овес. Тип засоренности
корневищно-малолетний, степень засоренности 4 балла. Крутизна склона от 1-3 градусов. Почва - чернозем мучнисто-
карбонатный.
засорения - корневищно-малолетний, степень засорения 4 балла. Почвы каштановые, легкого гранулометрического
состава, рельеф равнинный.
4. Разработать систему обработки чистого пара в лесостепи. Предшественник - зерновые, тип засоренности -
корневищно-малолетний и составляет 3 балла. Рельеф невыровненный, крутизна склона составляет 3-5 градусов. Почва
серая лесная, мощность пахотного слоя 20 см.
5. Разработать рациональную, научно-обоснованную систему обработки чистого пара в лесостепной зоне. Почва
серая лесная, предшественник зернофуражные культуры, засоренность корнеотпрысковыми сорняками и составляет 2
балла. Рельеф равнинный.
6. Разработать систему обработки кулисного пара в степной зоне Западного Забайкалья. Предшественник - овес,
тип засорения - корневищно-малолетний, степень засорения поля 3 балла. Почва каштановая, мощность пахотного слоя
20 см. В качестве кулисного растения использовать горчицу.
7. Разработать систему обработки почвы чистого пара под яровую пшеницу в сухостепной зоне. Засоренность поля
корневищными и малолетними сорняками. Степень
засоренности 3 балла. Почва каштановая, предшественник - зерновые на сенаж, поле подвержено ветровой эрозии.
8. Разработать систему обработки почвы в сидеральном пару. Лесостепная зона. В качестве сидератов
используется отава донника второго года пользования. Тип засорения корнеотпрысково-малолетний и составляет 3
балла. Поле не подвержено ветровой эрозии.
9. Разработать систему обработки почвы чистого пара под овес в степной зоне Бурятии. Почва имеет
легкосуглинистый гранулометрический состав. Поле
засорено пыреем ползучим, степень засорения 3 балла, имеются и малолетние сорняки. Предшественник – однолетние
травы.
10. Разработать систему обработки занятого пара в степной зоне. Парозанимающая культура – горохоовсяная
смесь на зеленый корм, тип засорения корневищно-стержнекорневой. Засоренность 3 балла.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п