учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Экономика предприятия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гармаева С.И.
(представитель работодателя)
письменной речи студентов, научить применять эти навыки при решении различных коммуникативных
задач.
Задачи: ознакомить с различными нормами литературного языка, обучить навыкам исправления
речевых ошибок; дать необходимые знания о национальном языке как о достоянии народа с учетом его
стратификации; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте
эффективного общения; сформировать навыки делового общения (письменного и устного).
письменной речи студентов, научить применять эти навыки при решении различных коммуникативных
задач.
Задачи: ознакомить с различными нормами литературного языка, обучить навыкам исправления
речевых ошибок; дать необходимые знания о национальном языке как о достоянии народа с учетом его
стратификации; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте
эффективного общения; сформировать навыки делового общения (письменного и устного).
письменной речи студентов, научить применять эти навыки при решении различных коммуникативных
задач.
Задачи: ознакомить с различными нормами литературного языка, обучить навыкам исправления
речевых ошибок; дать необходимые знания о национальном языке как о достоянии народа с учетом его
стратификации; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте
эффективного общения; сформировать навыки делового общения (письменного и устного).
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
ИД-2 УК-4 не знает информационно-коммуникационные технологии для поиска необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 не знает особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 плохо знает информационно-коммуникационные технологии для поиска необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 плохо знает особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 знает в достаточной мере информационно-коммуникационные технологии для поиска необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 знает в достаточной мере особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 знает в полной мере информационно-коммуникационные технологии для поиска необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 знает в полной мере особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 не умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 не умеет вести деловую переписку с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на
государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 плохо умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 плохо умеет вести деловую переписку с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 в достаточной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 в достаточной мере умеет вести деловую переписку с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 в полной мере умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 в полной мере умеет вести деловую переписку с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 не владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 не владеет навыками ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 плохо владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 плохо владеет навыками ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 в достаточной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 в достаточной мере владеет навыками ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
ИД-2 УК-4 в полной мере владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном языке РФ
ИД-3 УК-4 в полной мере владеет навыками ведения деловой переписки с учетом особенностей стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурных различий в формате корреспонденции на государственном языке РФ
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах;
ИД-2 УК-9 не знает специфику применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 не знает об особенностях специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 плохо знает специфику применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 плохо знает об особенностях специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 знает в достаточной мере специфику применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 знает в достаточной мере об особенностях специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 знает в полной мере специфику применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 знает в полной мере об особенностях специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 не умеет применять в практической деятельности и социальной сфере
базовые дефектологические методы
ИД-3 УК-9 не умеет использовать специальные методы по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 плохо умеет применять в практической деятельности и социальной сфере
базовые дефектологические методы
ИД-3 УК-9 плохо умеет использовать специальные методы по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 в достаточной мере умеет применять в практической деятельности и социальной сфере
базовые дефектологические методы
ИД-3 УК-9 в достаточной мере умеет использовать специальные методы по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 в полной мере умеет применять в практической деятельности и социальной сфере
базовые дефектологические методы
ИД-3 УК-9 в полной мере умеет использовать специальные методы по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 не владеет навыками применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 не владеет навыками использования специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 плохо владеет навыками применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 плохо владеет навыками использования специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 в достаточной мере владеет навыками применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 в достаточной мере владеет навыками использования специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
ИД-2 УК-9 в полной мере владеет навыками применения в практической деятельности и социальной сфере
базовых дефектологических методов
ИД-3 УК-9 в полной мере владеет навыками использования специальных методов по выявлению и устранению
проблем, связанных с дефектологией
форма текущего контроля успеваемости)
работ
язык и культура речи». Язык как средство
общения. Формы существования
национального языка. Особенности
современного русского языка.
язык и культура речи». Язык как средство
общения. Формы существования
национального языка. Особенности
современного русского языка.
понятий особенностей, признаков
понятий особенностей, признаков
Понятие языковой нормы. Орфоэпические
нормы русского языка. Орфографические
нормы
Понятие языковой нормы. Орфоэпические
нормы русского языка. Орфографические
нормы
морфологические нормы
синтаксические нормы
жанры
подстили и жанры
текстом
текстом
Характеристика официально-делового текста.
Типы документов. Реквизиты
Характеристика официально-делового текста.
Типы документов. Реквизиты
Характеристика официально-делового текста.
Типы документов. Реквизиты
общение. Художественные тропы.
Стилистические фигуры
общение. Художественные тропы.
Стилистические фигуры
Публичное выступление. Типы и виды речи
Публичное выступление. Типы и виды речи
Публичное выступление. Типы и виды речи
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Комплект творческих заданий
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов обучающихся
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Кейс-задания
Русский язык и культура речи
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека? Каковы основные и второстепенные функции языка? (УК-4, УК-9)
2. Особенности современного русского литературного языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка, его особенности. (УК-4, УК-9)
3. Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»? Каковы основные особенности русского языка, отличающие его от других языков? (УК-4, УК-9)
4. Каков статус современного русского литературного языка? (УК-4, УК-9)
5. Нелитературные формы существования национального языка: территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргон, сленг, профессиональная речь), просторечие. Области их функционирования. (УК-4, УК-9)
6. Язык и речь. Устная и письменная речь. (УК-4, УК-9)
7. Современная речевая ситуация. Понятие культуры речи, ее составляющие. (УК-4, УК-9)
8. Понятие языковой нормы. Литературная норма как основополагающее понятие культуры речи. Виды норм, их развитие. (УК-4, УК-9)
9. Историческая изменчивость литературной нормы и ее вариативность. (УК-4, УК-9)
10. Понятие произносительной нормы и ее вариативность. Произношение согласных звуков, некоторых сочетаний согласных. Особенности произношения иностранных слов. (УК-4, УК-9)
12. Лексические нормы. Лексическое богатство речи. Нарушение лексических норм, типы ошибок. (УК-4, УК-9)
13. Фразеологические нормы. (УК-4, УК-9)
14. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имен существительных. Употребление форм русского глагола. (УК-4, УК-9)
15. Синтаксические нормы. Согласование сказуемого с подлежащим. (УК-4, УК-9)
16. Словари, их роль в формировании речевой культуры. (УК-4, УК-9)
17. Функциональные стили русского языка, их характеристика. (УК-4, УК-9)
18. Особенности официально-делового стиля. (УК-4, УК-9)
19. Особенности научного стиля. (УК-4, УК-9)
20. Характеристика газетно-публицистического стиля. (УК-4, УК-9)
21. Стилистическая окраска слов. Стилистическое использование жаргонизмов, разговорной и просторечной лексики. (УК-4, УК-9)
22. Основы красноречия. Оратор и его аудитория. Особенности устной публичной речи. (УК-4, УК-9)
23. Композиция публичного выступления. (УК-4, УК-9)
24. Аргументация в ораторской речи. (УК-4, УК-9)
25. Основы полемического мастерства. (УК-4, УК-9)
Комплект заданий для практических работ (УК-4, УК-9)
Тема. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы русского языка. Орфографические нормы.
Задание 1. Прочитать и сделать краткий конспект теоретического материала по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи: Нормативный аспект» – С.4-11.
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания:
• задание №1 (стр.45; при выполнении обязательно пользоваться орфоэпическим словарем русского языка);
• задание №10 (стр.49).
Тема. Лексические нормы русского языка.
Задание 1. Прочитать и сделать краткий конспект теоретического материала по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи: Нормативный аспект» – С.11-14.
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания (при выполнении всех заданий обязательно пользоваться толковым словарем русского языка или словарем иностранных слов):
• задание №13: подобрать к представленным глаголам наиболее частотные существительные. Например: возбудить (что?) интерес, подозрения (в ком?) в собеседнике (у кого?) у окружающих;
• задание №14;
• задание №15;
• задание №17: составить словосочетания с паронимами или выписать из толкового словаря определения для разграничения значений паронимов (выполняется письменно в тетради);
• задание №24: выписать в тетрадь в столбик иностранные слова и, пользуясь толковым словарем русского языка и словарем иностранных слов, выписать к указанным словам определения;
• задание №25 (пользуясь словарем иностранных слов, соотнести представленные слова термины и толкования. Например: бартер – 7(торговая сделка на основе натурального обмена))
Тема. Фразеологические нормы русского языка
Задание 1. Прочитать теоретический материал по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи: Нормативный аспект» – С.14-19.
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания:
• задание №31: пользуясь ресурсом информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.bibliotekar.ru/encSlov/index.htm), определить авторов крылатых выражений и художественные произведения-источники;
• задание №33: найти в предложениях фразеологизмы, восходящие в античной мифологии, и подчеркнуть, пользуясь представленным ниже материалом для справок, определить значение фразеологизмов (например, в первом предложении античный фразеологизм – ариаднина нить – значение 4-е (способ, помогающий выйти из трудного положения)). При затруднениях обратиться к теоретическому материалу на стр.16-17.
Тема. Морфологические нормы русского языка (Часть 1: Трудные случаи употребления имен существительных)
Задание 1. Прочитать и сделать краткий конспект теоретического материала по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи: Нормативный аспект» – С.19-26.
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания (при выполнении всех заданий обязательно пользоваться орфографическим словарем русского языка):
• задание №34: выберите и подчеркните правильный вариант;
• задание №35: там, где это возможно, образовать формы множественного числа от представленных существительных;
• задание №36: там, где это возможно, образовать формы единственного числа от представленных существительных;
• задание №38: определить род несклоняемых существительных (наряду со словарем рекомендуется чаще обращаться к теоретическому материалу на стр.19-22, а также использовать словарик в конце учебника);
• задание №44: образовать форму родительного падежа множественного числа. Например: англичане – англичан (наряду со словарем рекомендуется чаще обращаться к теоретическому материалу на стр.19-22).
Тема. Морфологические нормы русского языка (Часть 2: Трудные случаи употребления других частей речи)
Задание 1. Прочитать теоретический материал по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи:
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания:
• задание №46: найти и устранить ошибки в употреблении числительных оба-обе; устранить и другие речевые ошибки;
• задание №47: найти в предложениях случаи неправильного выбора формы числительного; при выполнении задания сверять каждое предложение с п.5 правил на стр.28-29;
• задание №49 (1): записать словами представленные числительные и просклонять по падежам.
Тема. Синтаксические нормы русского языка
Задание 1. Прочитать теоретический материал по теме в учебно-методическом пособии «Русский язык и культура речи: Нормативный аспект» – С.29-36.
Задание 2. Выполнить к практическому занятию письменные задания:
• задание №51: раскройте скобки, составьте и запишите в тетради словосочетания, используя, где необходимо, предлоги;
• задание №52: поставьте сказуемое в форме единственного или множественного числа; при выполнении задания сверять каждое предложение с разделом «Согласование сказуемого с подлежащим» на стр.30-31.
Тема. Основы ораторского искусства. Публичное выступление. Типы и виды речи
Задание 1. Подготовиться и выступить перед группой с речью информативного характера, учитывая все требования, предъявляемые к ораторским выступлениям.
Задание 2. Подготовиться и выступить перед группой с речью убеждающего характера, учитывая все требования, предъявляемые к ораторским выступлениям.
Комплект контрольных вопросов для проведения опросов (УК-4, УК-9)
Тема. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы русского языка. Орфографические нормы.
1. Нормативный аспект культуры речи
2. Понятие языковой нормы
3. Орфоэпические нормы русского языка: правила произношения гласных звуков
4. Орфоэпические нормы русского языка: произношение согласных звуков
5. Литературное ударение
6. Орфографические нормы: принципы русской орфографии
Тема. Лексические нормы русского языка.
1. Лексическая сочетаемость
2. Паронимы, ошибки связанные со смешением паронимов
3. Плеоназм – смысловая избыточность выражений
4. Причины возникновения плеоназма
5. Закрепление некоторых плеонастических сочетаний в литературной норме
6. Тавтология
Тема. Фразеологические нормы русского языка
1. Виды фразеологизмов: собственно фразеологизмы; пословицы и поговорки; крылатые слова и выражения
2. Специфика фразеологизмов
3. Классификация русских фразеологизмов по происхождению: античные фразеологизмы; библейские фразеологизмы; бытовые фразеологизмы; новые фразеологизмы
4. Значение наиболее известных античных фразеологизмов
Тема. Грамматические нормы русского языка: морфологические нормы
1. Род имен существительных
2. Склонение имен существительных
3. Варианты падежных форм
4. Склонение собственных имен существительных
5. Употребление недостаточных глаголов
6. Изобилующие глаголы
7. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных
8. Склонение составных количественных числительных
9. Склонение составных порядковых числительных
10. Категории слов, употребляющихся с собирательными числительными
11. Употребление числительных оба, обе.
Тема. Грамматические нормы русского языка: синтаксические нормы
1. Согласование сказуемого с подлежащим
2. Ошибки управления
3. Трудности выбора правильного предлога и падежной формы
4. Нормы оформления деепричастного оборота
5. Порядок слов в предложении
Тема. Научный стиль. Формы работы с научным текстом
1. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: монография, научная статья, научный доклад, тезисы (статей, докладов), аннотация, реферат, рецензия, конспект.
2. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров.
3. Определение научных понятий.
4. Аргументация.
5. Общие требования к написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.
Тема. Официально-деловая письменная речь. Характеристика официально-делового текста. Типы документов. Реквизиты
1. Общая характеристика официально-делового стиля
2. Подстилевое и жанровое разнообразие официально-делового стиля
3. Реквизиты документа – обязательные элементы оформления документа
4. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы служебной документации
5. Особенности делового этикета в служебной переписке.
6. Заявление. Требования к составлению документа
7. Резюме и автобиография. Общие черты и принципиальные различия данных видов документов
8. Объяснительная записка. Требования к составлению документа
9. Расписка. Требования к составлению документа
10. Личная доверенность. Требования к составлению документа
11. Деловые письма. Коммерческие и этикетные письма.
12. Ответ на запрос, рекламацию
13. Реквизиты делового письма.
Тема. Основы ораторского искусства. Публичное выступление. Типы и виды речи
1. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ее актуальность.
3. Части выступления: вступление, главная часть, заключение.
4. Методы подачи материала в публичном выступлении
5. Приемы привлечения внимания аудитории
6. Организация начала и конца выступления
7. Виды ораторской речи.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся (УК-4, УК-9)
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы русского языка. Орфографические нормы.
1. Нормативный аспект культуры речи
2. Понятие языковой нормы
3. Орфоэпические нормы русского языка: правила произношения гласных звуков
4. Орфоэпические нормы русского языка: произношение согласных звуков
5. Литературное ударение
6. Орфографические нормы: принципы русской орфографии
Тема. Научный стиль. Формы работы с научным текстом
1. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: монография, научная статья, научный доклад, тезисы (статей, докладов), аннотация, реферат, рецензия, конспект.
2. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров.
3. Определение научных понятий.
4. Аргументация.
5. Общие требования к написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.
6. Требования к оформлению цитат, ссылок, библиографического списка.
Тема. Официально-деловая письменная речь. Характеристика официально-делового текста. Типы документов. Реквизиты
1. Общая характеристика официально-делового стиля
2. Подстилевое и жанровое разнообразие официально-делового стиля
3. Реквизиты документа – обязательные элементы оформления документа
4. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы служебной документации
5. Особенности делового этикета в служебной переписке.
6. Заявление. Требования к составлению документа
7. Резюме и автобиография. Общие черты и принципиальные различия данных видов документов
8. Объяснительная записка. Требования к составлению документа
9. Расписка. Требования к составлению документа
10. Личная доверенность. Требования к составлению документа
11. Деловые письма. Коммерческие и этикетные письма.
12. Ответ на запрос, рекламацию
13. Реквизиты делового письма.
Тема. Основы ораторского искусства. Публичное выступление. Типы и виды речи
1. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, ее актуальность.
3. Части выступления: вступление, главная часть, заключение.
4. Методы подачи материала в публичном выступлении
5. Приемы привлечения внимания аудитории
6. Организация начала и конца выступления
7. Виды ораторской речи.
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных источников
Тема. Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Язык как средство общения. Формы
1. Наблюдения за речью окружающих: выписать в тетрадь ненормированную лексику (просторечные слова и выражения, диалектизмы, жаргонизмы, профессиональную речь и т.д.).
Тема. Понятие языковой нормы. Виды и причины речевых ошибок.
1. Наблюдения за речью окружающих: выписать в тетрадь примеры наиболее распространенных ошибок.
2. Реферат на тему «Происхождение античных фразеологизмов»
Тема. Научный стиль. Формы работы с научным текстом
1. Научный стиль в его устной и письменной разновидности: учебник, статья, доклад, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, рецензия, конспект, тезисы (статей, докладов).
Тема. Официально-деловая письменная речь. Характеристика официально-делового текста. Типы документов. Реквизиты
1. Общие функции документа: информационная (сохранение информации); социальная (документ социально значим, так как порожден той или иной социальной потребностью); коммуникативная (документ – это средство связи между отдельными элементами общественной структуры, в частности между учреждениями); культурная (документ – средство закрепления и передачи культурных традиций, этапов развития цивилизации).
2. Специальные функции документа: управленческая (документ – инструмент управления персоналом); правовая (документ – средство закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе); функция исторического источника (документ выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества).
3. Реквизиты документа – обязательные элементы оформления документа.
4. Обязательные и необязательные реквизиты.
5. Формуляр - совокупность реквизитов документа.
6. Структура и содержание служебных документов.
7. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция.
8. Ответ на запрос, жалобу.
9. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы служебной документации.
10. Новые тенденции в практике русского делового письма.
Комплект тестовых заданий (УК-4, УК-9)
Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи.
Тема: Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы русского языка. Орфографические нормы.
Задание 1. (выберите один вариант ответа) Укажите слова со звуком [о] (графическим е):
а) афера
б) опека
в) шлем
г) двоеженство +
Задание 2. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите слова, в которых произносится [чн]:
а) будочник +
б) скучный
в) девичник
г) встречный +
Задание 3. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог:
а) темно
б) партер
в) искра +
г) торты +
Задание 4. (выберите несколько вариантов ответа) Определите слова со вторым ударным слогом:
а) каталог
б) окружит
в) овен +
г) огниво +
Задание 5. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите слова, в которых ударение выделено неверно:
а) маркировАть
б) плЕсневеть
в) побАловать +
г) закупОрить +
Задание 6. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите слова с первым ударным слогом:
а) щавель
б) дефис
в) Гордиев узел +
г) броня (закрепление чего-либо за кем-либо) +
Задание 7. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите слова, в которых ударение падает на третий слог:
а) кружевца
б) ходатайство
в) исповедание +
г) алкоголь +
Задание 8. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите слова с акцентологическими вариантами:
а) камбала
в) гренки
г) лосось +
Задание 9. (выберите несколько вариантов ответа) Определите строку, в которой все слова имеют ударное окончание:
а) началась, позвонит, областей, ведомостей +
б) простыней, плоскостей, близки, начата +
в) прибылей, мощностей, клала, создана
г) создали, начала, местностей, отраслей
Задание 10. (выберите один вариант ответа) Укажите слова с твердым согласным перед е:
а) академия
б) декада
в) декан
г) кодекс +
Тема: Лексические нормы русского языка
Задание 1. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите случаи нарушения сочетаемости слов:
а) повысить спрос
б) играть значение +
в) автор инициативы +
г) большинство времени +
Задание 2. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите случаи нарушения сочетаемости слов:
а) увеличение уровня благосостояния +
б) подорожание себестоимости +
в) одолжить кому-нибудь немного денег
г) улучшить ветеринарное обслуживание животноводства +
Задание 3. (выберите один вариант ответа) Укажите предложение с тавтологией:
а) Если следовать вашей логике, то и исследований не может быть. +
б) Если говорить о готовой, построенной теории, то она обретает четкость.
в) Если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.
г) И это реальная действительность.
Задание 4. (выберите один вариант ответа) Найдите предложение с речевой избыточностью:
а) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.
б) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.
в) Лекции по химии я предпочту футбольный матч.
г) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна. +
Задание 5. (выберите один вариант ответа) Определите предложение с многозначными словами:
а) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.
б) Даже фундамент дома был разрушен.
в) После тяжелого приступа больной начал отходить. +
г) Появление гувернантки было для нее неожиданным.
Задание 6. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите предложения с речевыми недочетами:
а) Различные технологии по-разному воздействуют на окружающую среду. +
б) Философия учит людей жить.
в) Обсуждая Маяковского, он показывает себя критиком, который обсуждает всех. +
г) Думаю, невозможно все понять и объяснить.
Задание 7. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите предложения с речевыми ошибками:
а) Точная и определенная позиция – не лучшая стратегия научного поиска.
б) В кафе на самом видном месте висел прейскурант цен. +
в) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле. +
г) Докладчик приводит нас к важному выводу. +
Задание 8. (выберите один вариант ответа) Найдите предложения без речевых недочетов:
а) В начале перестройки шахтеры дебатировали с работниками Министерства угольной промышленности. +
б) Это высказывание немного категорично и не должно соответствовать действительности.
в) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.
г) В повести не открыто ничего интересного.
Задание 9. (выберите несколько вариантов ответа) Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость:
а) Автор говорит, что формируется третья технологическая революция. +
б) Два партизанских отряда воссоединились только глубокой осенью.
в) Заведующий кафедрой расписался под документом. +
г) Я вас очень прошу принять меня на работу.
Задание 10. (выберите один вариант ответа) Определите предложения без речевых ошибок:
а) По общим сведениям, студенты сдают хорошие результаты.
б) С поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. +
в) В нашем возрасте не стоит тратить на это внимание.
г) В своей речи он часто использует высокопоставленную лексику.
Тема: Грамматические нормы русского языка: морфологические нормы
Задание 1. (выберите один вариант ответа) Из приведенных ниже пар слов выберите те, которые кроме
а) товар – товары
б) реальность – реальности
в) выброс – выбросы
г) грязь – грязи +
Задание 2. (выберите один вариант ответа) Укажите вариант, в котором все слова принадлежат к мужскому роду:
а) манго, метро, виски
б) рантье, атташе, импресарио +
в) беж, хинди, визави
г) кепи, интервью, сопрано
Задание 3. (выберите один вариант ответа) Укажите вариант, в котором все слова в Р.п. имеют окончание ов:
а) кулоны, армяне, цыгане
б) яблоки, браслеты, турки
в) габариты, рекруты, ананасы +
г) казаки, центнеры, макароны
Задание 4. (выберите один вариант ответа) Отметьте предложения, в которых нет грамматических ошибок:
а) Давно хочу посмотреть на этот загадочный Хуанхэ.
б) Я уже поднимался на этот Дыхтау.
в) Конго – вторая по длине в Африке. +
г) Изменившаяся за столько лет Дели встретила нас радостно.
Задание 5. (выберите один вариант ответа) Укажите вариант, в котором все слова могут иметь степени сравнения:
а) артистичный, немой, интересный
б) экономический, путевый, абстрактный
б) ясный, ответственный, экстренный
г) упорный, важный, дешевый +
Задание 6. (выберите один вариант ответа) Выберите вариант, в котором все имена существительные сочетаются с собирательными числительными:
а) друзья, прохожие, коллеги +
б) старосты, зайчата, дни
в) дочери, генералы, студенты
г) медведи, брюки, знакомые
Задание 7. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки:
а) Я поступил в академию в двух тысяча семнадцатом году. +
б) У обоих часов сломаны стрелки. +
в) В полутораста километрах от города находится озеро.
г) Атлет поднял штангу весом сто сорок с половиной килограмм. +
Задание 8. (выберите несколько вариантов ответа) Отметьте словосочетания без речевых ошибок:
а) к двумстам пятнадцати бланкам +
б) тремя восьмыми зерна +
в) на тысяче шестьсот восьмидесятом метре
г) более два миллиона человек
Задание 9. (выберите один вариант ответа) Укажите предложение, в котором глагол употреблен неверно:
а) В кресле дремлет котенок.
б) Его постоянно что-нибудь гложет: то злость, то зависть, то ревность.
в) Почини кран: вода все время каплет.
г) Налагать повязку тоже надо уметь. +
Задание 10. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите предложения, в которых неверно употреблена форма деепричастия:
а) Приехав в Москву, сразу идите на Красную площадь.
б) Он шел не торопившись. +
в) Часто ездя в командировки, он привык жить в гостиницах. +
г) Выбирая подарки, прислушивайтесь к голосу сердца.
Тема: Грамматические нормы русского языка: синтаксические нормы
Задание 1. (выберите несколько вариантов ответа) Отметьте предложения с синтаксическими ошибками:
а) В современном мире бурно развиваются наука, техника, образование. +
б) Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.
в) Четыре пса бежали за нами следом.
г) И психика и разум людей построен так, чтобы все непонятное со временем являлось доступным. +
Задание 2. (выберите один вариант ответа) Укажите предложения без синтаксических ошибок:
а) Я всегда пью чай с лимоном и удовольствием.
б) Речь идет про науку и технику, что она не портит экологию.
в) У каждого свое и независимое мнение на эту тему.
г) Мне бы не хотелось разочароваться в своей профессии. +
Задание 3. (выберите несколько вариантов ответа) Определите, в каких предложениях содержатся синтаксические ошибки:
б) Работа профкома ведется в соответствии с планом и на основе его утверждения.
в) Вы думаете, что можно оскорбиться вашим невниманием?
г) Здесь не всегда и не во всех деталях можно избежать непонятных мест. +
Задание 4. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите предложения без речевых недочетов:
а) Он мог посвящать целый час изучению своего лица.
б) Пастер пускает стрелы в тех самоуверенных мужей, которые не дают себе труда дойти до глубины проблемы. +
в) И он сказал себе: «Что мое изобретение гроша ломаного не стоит». +
г) Я вынужден оплатить труд рабочим.
Задание 5. (выберите несколько вариантов ответа) Отметьте предложения, в которых нарушен порядок слов:
а) Вы точно передали содержание прочитанного.
б) Всесторонне использовались возникающие ситуации в классе. +
в) Для ритмической большей организации текста Есенин использует повторы. +
г) Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге.
Задание 6. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите предложения без речевых недочетов:
а) Я буду голосовать только за вашу кандидатуру. +
б) Из данного интервью можно проследить чувства автора.
в) Мы привыкли дискутировать о роли личности в истории. +
г) А также одним из выразительных средств является применение автором метафоры и иносказаний.
Задание 7. (выберите несколько вариантов ответа) Определите, в каких предложениях нарушено согласование между подлежащим и сказуемым:
а) Тысяча человек присутствовала на инаугурации.
б) На пересдачу зачета по экономике пришли все пятнадцать задолжников.
в) Никто, кроме Юры, не опоздали. +
г) В жизни должны сочетаться плохое и хорошее, радостное и грустное. +
Задание 8. (выберите несколько вариантов ответа) Найдите предложения, в которых допущены речевые ошибки:
а) Весь мир строится на неопределенности, непонятности, неясности, другими словами на загадке. +
б) Эта фраза заставляет вдуматься и разобраться для себя в поставленной автором проблеме. +
в) Никогда не стоит потворствовать лени.
г) Я обещаю: буду посылать вам письма каждую неделю.
Задание 9. (выберите несколько вариантов ответа) Отметьте фразы с ошибочным управлением:
а) Наш директор – человек предубежденный к другим. +
б) Наши футболисты в который раз не смогли продемонстрировать превосходство над противником.
в) Предпосылки для построения нового общества были налицо.
г) Она предстала его глазам. +
Задание 10. (выберите несколько вариантов ответа) Укажите предложения без синтаксических ошибок:
а) Ученые на пресс-конференции подняли такую важную особенно для нас проблему, как соотношение развития проблем науки и проблем экологии, связанные с этим.
б) Здесь описаны уникальный препарат, его действие, а также и о самом авторе.
в) Когда он проснулся, ему сообщили, что его ожидают приятели. +
г) Ему нечего было оставить детям, так как его фирма разорилась. +
Кейс-задания (УК-4, УК-9)
Количество кейс-заданий: 3
Кейс-задания / Кейс 1 подзадача 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Природа человека с древнейших времён до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своём проявлении: человек очень много говорит.
(2) Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, образованные люди проводили время в беседах. (3) И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. (4) По данным американских учёных, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. (5) Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц.
(6) Значит, говорили и говорим мы действительно много. (7) < … >, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, (не)получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. (8) Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. (9) Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – С. 31–32.
Главная информация, содержащаяся в тексте, верно передана в предложении …
а) Ещё в античные времена образованные люди уделяли много внимания общению друг с другом, и сейчас процесс общения занимает более половины рабочего времени.
б) Если у человека нет специальной речевой подготовки, то в процессе общения он не может донести до
в) С древних пор человеку свойственно то, что он много говорит, но, чтобы не терять в процессе общения значительную часть информации, чтобы общаться эффективно, нужно совершенствовать как владение собственным словом, так и восприятие чужой речи.
г) В процессе общения при передаче информации теряется примерно её половина, так как люди говорят много, но не всегда эффективно по причине слабой речевой подготовки.
Кейс-задания / Кейс 1 подзадача 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Природа человека с древнейших времён до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своём проявлении: человек очень много говорит.
(2) Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, образованные люди проводили время в беседах. (3) И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. (4) По данным американских учёных, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. (5) Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц.
(6) Значит, говорили и говорим мы действительно много. (7) < … >, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, (не)получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. (8) Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. (9) Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – С. 31–32.
Средством связи предложений 7 и 8 является (являются) …
а) контекстные синонимы
б) лексический повтор
в) однокоренные слова
г) союз
Кейс-задания / Кейс 1 подзадача 3
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Природа человека с древнейших времён до наших дней осталась неизменной по крайней мере в одном своём проявлении: человек очень много говорит.
(2) Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, образованные люди проводили время в беседах. (3) И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. (4) По данным американских учёных, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. (5) Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает «наговорить» около 400 томов объёмом по тысяче страниц.
(6) Значит, говорили и говорим мы действительно много. (7) < … >, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, (не)получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. (8) Причины потерь – и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. (9) Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – С. 31–32.
На месте угловых скобок в предложении 7 можно поставить союз …
а) также
б) зато
в) но
г) да
Кейс-задания / Кейс 2 подзадача 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Спонтанность разговорной речи, её большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или просто как ошибка. (2) Происходит это < … > (по)тому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. (3) На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные. (4) Разговорные особенности регулярно, последовательно проявляют себя в речи носителей языка, которые безупречно владеют кодифицированными нормами и всеми кодифицированными функциональными разновидностями литературного языка. (5) Поэтому разговорная речь – это одна из полноправных литературных разновидностей языка, а не какое-то языковое образование, стоящее, как кажется некоторым носителям языка, на обочине литературного языка или вообще за его
Правильными являются утверждения, согласно которым в предложении 5 …
Укажите не менее двух вариантов ответа:
а) обособлен причастный оборот
б) отделено придаточное предложение от главной части
в) обособлен деепричастный оборот
г) выделено вводное предложение
Кейс-задания / Кейс 2 подзадача 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Спонтанность разговорной речи, её большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или просто как ошибка. (2) Происходит это < … > (по)тому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. (3) На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные. (4) Разговорные особенности регулярно, последовательно проявляют себя в речи носителей языка, которые безупречно владеют кодифицированными нормами и всеми кодифицированными функциональными разновидностями литературного языка. (5) Поэтому разговорная речь – это одна из полноправных литературных разновидностей языка, а не какое-то языковое образование, стоящее, как кажется некоторым носителям языка, на обочине литературного языка или вообще за его пределами.
В предложении 2 слово (по)тому пишется …
а) слитно
б) раздельно
Кейс-задания / Кейс 2 подзадача 3
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Спонтанность разговорной речи, её большие отличия от кодифицированной речи ведут к тому, что так или иначе зафиксированные на письме разговорные тексты оставляют у носителей языка впечатление некоторой неупорядоченности, многое в этих текстах воспринимается как речевая небрежность или просто как ошибка. (2) Происходит это < … > (по)тому, что разговорная речь оценивается с позиций кодифицированных предписаний. (3) На самом же деле она имеет свои нормы, которые не могут и не должны оцениваться как ненормативные. (4) Разговорные особенности регулярно, последовательно проявляют себя в речи носителей языка, которые безупречно владеют кодифицированными нормами и всеми кодифицированными функциональными разновидностями литературного языка. (5) Поэтому разговорная речь – это одна из полноправных литературных разновидностей языка, а не какое-то языковое образование, стоящее, как кажется некоторым носителям языка, на обочине литературного языка или вообще за его пределами.
В предложении 5 обнаруживается такое средство выразительности, как …
Решение: В предложении 5 использована метафора (на обочине литературного языка).
Кейс-задания / Кейс 3 подзадача 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (3) Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха. (4) Боязни, иногда просто опасения. (5) Грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, (не) защищёнными против них.
(8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) < … > он уверен, что его слово и так весомо.
(10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело … мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
(12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
(Д. С. Лихачёв)
Главная информация, содержащаяся в тексте, верно передана в предложении …
а) Бравирование грубостью в языке, в манерах, неряшество в одежде – всё это свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости.
б) Язык является важнейшей частью общего поведения человека, свидетельствует о его вкусе, о его отношении к окружающему миру и к самому себе, позволяет определить степень интеллигентности человека, его психологической уравновешенности, поэтому надо учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи.
г) Грубо говорящие люди с помощью жаргонных, циничных выражений демонстрируют презрение к тем явлениям жизни, которые их беспокоят, мучат, травмируют и перед которыми они чувствуют свою слабость.
Кейс-задания / Кейс 3 подзадача 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (3) Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха. (4) Боязни, иногда просто опасения. (5) Грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, (не) защищёнными против них.
(8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) < … > он уверен, что его слово и так весомо.
(10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело … мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
(12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
(Д. С. Лихачёв)
В предложении 7 обнаруживается такое средство выразительности, как …
Решение: В предложении 7 использована метафора (плюющиеся словами).
Кейс-задания / Кейс 3 подзадача 3
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(2) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (3) Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха. (4) Боязни, иногда просто опасения. (5) Грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, (не) защищёнными против них.
(8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (9) < … > он уверен, что его слово и так весомо.
(10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело … мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
(12) Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
(Д. С. Лихачёв)
На месте угловых скобок в предложении 9 можно поставить союз …
а) Но
б) Зато
в) Потому что
г) Да
Тема. Научный стиль. Формы работы с научным текстом
Задание 1. Составить аннотацию, реферат и тезисы любой статьи (по своей специальности или направлению подготовки, за последние пять лет) из научного сборника «Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова».
Тема. Официально-деловая письменная речь. Характеристика официально-делового текста. Типы документов. Реквизиты.
• заявление (в двух вариантах: «от студента» и «студента»), желательно в рукописном виде;
• автобиография, с достоверными автобиографическими сведениями студента, допускается в рукописном виде;
• резюме, с достоверными автобиографическими сведениями студента, единственное исключение: при отсутствии опыта работы студенту разрешается представить, что он уже окончил обучение в Академии и ищет работу по своему направлению подготовки. Соответственно, в пункте «Опыт работы» указывать сведения о практике на предприятии (можно придумать), и дата составления резюме должна быть не настоящая, а соответствовать времени окончания вуза.
• объяснительная записка, любая, на любой случай, но от своего имени;
• расписка, любая, на любой случай, но от своего имени;
• личная доверенность, любая, на любой случай, но от своего имени;
• образец делового письма, любого, на любой случай, но от своего имени; со всеми необходимыми реквизитами помимо текста: наименованием организации-отправителя, юридическим адресом, телефоном, факсом, адресом электронной почты организации-отправителя; регистрационным номером исходящего письма, датой составления и т.д.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п