учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение понятийным аппаратом дисциплины; приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей личности; приобретение опыта анализа познавательной и профессиональной деятельности людей, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидностью.
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
ИД-2 не знает и не понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 не знает и не понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-4 не знает и не понимает социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ИД-2 знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-4 знает и понимает социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ИД-2 в целом знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в целом знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-4 в целом знает и понимает социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ИД-2 в совершенстве знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в совершенстве знает и понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-4 в совершенстве знает и понимает социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ИД-2 не умеет понимать особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 не умеет оценивает результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 не умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 умеет понимать особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 умеет оценивает результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 в целом умеет понимать особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в целом умеет оценивает результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 в целом умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 в совершенстве умеет понимать особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в совершенстве умеет оценивает результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 в совершенстве умеет эффективно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 не владеет навыками оценки поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 не владеет навыками анализа и оценки результатов (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 не владеет навыками взаимодействия с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 владеет навыками оценки поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 владеет навыками анализа и оценки результатов (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 владеет навыками взаимодействия с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 в целом владеет навыками оценки поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в целом владеет навыками анализа и оценки результатов (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 в целом владеет навыками взаимодействия с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
ИД-2 в совершенстве владеет навыками оценки поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категории групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки- по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
ИД-3 в совершенстве владеет навыками анализа и оценки результатов (последствия) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
ИД-4 в совершенстве владеет навыками взаимодействия с другими членами команды, в т.ч.
участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации
результатов работы команды
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ИД-2 не знает и не понимает задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 не знает и не понимает технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 знает и понимает задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 знает и понимает технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в целом знает и понимает задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в целом знает и понимает технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в совершенстве знает и понимает задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в совершенстве знает и понимает технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 не умеет решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 не умеет применять технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 умеет решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 умеет применять технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в целом умеет решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в целом умеет применять технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в совершенстве умеет решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в совершенстве умеет применять технологии и навыки управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 не владеет навыками применения задач собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 не владеет навыками технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 владеет навыками применения задач собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 владеет навыками технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в целом владеет навыками применения задач собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в целом владеет навыками технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
ИД-2 в совершенстве владеет навыками применения задач собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить и сохранить здоровье в процессе жизнедеятельности
ИД-3 в совершенстве владеет навыками технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни, в том числе с использованием здоровьесберегающих подходов и методик
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах;
ИД-2 не знает и не понимает экономические ситуации в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 не знает и не понимает методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 знает и понимает экономические ситуации в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 знает и понимает методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 в целом знает и понимает экономические ситуации в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в целом знает и понимает методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 в совершенстве знает и понимает экономические ситуации в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в совершенстве знает и понимает методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 не умеет обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 не умеет применить методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 умеет обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 умеет применить методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 в целом умеет обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в целом умеет применить методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 в совершенстве умеет обосновывать принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в совершенстве умеет применить методику анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 не владеет навыками принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 не владеет навыками методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
грамотность в профессиональной деятельности; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности; критерии оценки затрат и обоснованности экономических решений
ИД-2 владеет навыками принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 владеет навыками методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 в целом владеет навыками принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в целом владеет навыками методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ИД-2 в совершенстве владеет навыками принятие экономических решений в различных областях жизнедеятельности на основе учета факторов эффективности; планировать деятельность с учетом экономически оправданные затрат, направленных на достижение результата
ИД-3 в совершенстве владеет навыками методикой анализа, расчета и оценки экономической целесообразности планируемой деятельности (проекта), его финансирования из внебюджетных и бюджетных источников
ОПК-6: Способен участвовать в процессе подготовки и реализации основных программ профессионального обучения, основных профессиональных программ и дополнительных профессиональных программ;
ИД-2 не знает и не понимает основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 знает и понимает основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в целом знает и понимает основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в совершенстве знает и понимает основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 не умеет применять в практической деятельности основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 умеет применять в практической деятельности основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в целом умеет применять в практической деятельности основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в совершенстве умеет применять в практической деятельности основные программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 не владеет навыками подготовки и реализации основной программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 владеет навыками подготовки и реализации основной программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в целом владеет навыками подготовки и реализации основной программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
ИД-2 в совершенстве владеет навыками подготовки и реализации основной программы профессионального обучения, основные профессиональные программы и дополнительные профессиональные программы
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Задания для тренингов
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Темы эссе
Вопросы дискуссии
Комплект тестовых заданий
Психология и педагогика
2) охватывает все разделы дисциплины
Выберите один из возможных вариантов ответа:
Блок 1. (– выберите один вариант ответа).
1. Предметом современной психологической науки является:
а) Психика;
б) Поведение;
в) Факты, механизмы и закономерности психической деятельности;
г) Все ответы верны.
2. Основателем психоанализа является:
а) З. Фрейд;
б) К. Юнг;
в) Э. Эриксон;
г) А. Маслоу.
3. Развитие психики человека изучает:
а) возрастная психология;
б) психология развития;
в) сравнительная психология;
г) геронтопсихология.
4. Закономерная ответная реакция организма на действие определенного раздражителя?
А) инстинкт;
Б) ощущение;
В) рефлекс;
Г) чувство.
5. Привычки и убеждения, сознательность являются элементами
А) психических свойств личности;
Б) психических образований личности;
В) психических процессов личности;
Г) эмоционально-волевой сферы.
6. Потребность – это:
а) основной источник активности человека и животного; состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования;
б) обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир;
в) свойственная всем живым образованиям способность реагирования на структурные изменения;
г) Все ответы верны.
7. Совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие
А) темперамент;
Б) характер;
В) способности;
Г) задатки.
8. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях:
А) эмоции;
В) воля;
г) перенос.
9. Процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией называется:
а) коммуникация;
б) интеракция;
в) перцепция;
г) апперцепция.
10. Вид коммуникации где основной единицей является слово, обозначающее предметы и явления в виде обобщенных характеристик — понятий является:
А) вербальная;
Б) паравербальная;
В) невербальная;
Г) экстравербальная.
11. Знаковая система, включающая жесты, мимику, взгляды называется:
А) оптико-кинетическая;
б) пространственно- временная;
в) паралингвистическая;
г) экстралингвистическая.
12. Объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей:
А) конкуренция;
Б) кооперация;
В) соревнование;
Г) нет варианта.
13. Группы, объединяющие людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни или деятельности:
А) условные;
Б) реальные;
В) лабораторные;
Г) большие.
14. Суть данного эффекта заключается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впечатление способствует формированию негативных оценок.
а) эффект первичности и новизны;
б) эффект ореола;
в) эффект проекции;
г) эффект края.
15. Способ воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению:
А) убеждение;
Б) внушение;
В) психическое заражение;
Г) манипуляция.
16. Семейный конфликт относится к виду конфликта:
А) внутриличностного;
Б) межличностного;
В) группового;
Г) межгруппового.
Блок 2 (-вставьте пропущенные термины):
1. Психология тесно связана с ___________, поскольку зародилась в ее недрах.
2. Дифференциальная психология изучает ____________.
3. Раздражения, идущие от внутренней среды, и ощущения от них возникающие называют__________
4. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь – это ________ ___________процессы.
5. Основным методом изучения явлений сознания был метод _________
6. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К свойствам личности относятся _________,_______,____________,_________.
8. Максимальная интенсивность раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется ____________ порогом ощущений.
9. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладающий высокой скоростью реакции, – это _________________
Блок 3. Кейсы:
Кейс 1. Содержание научного эксперимента этого ученого кратко сводилось к следующему: «Собаке дают пищу и звенят звоночком, делают это сочетание сигналов несколько раз, а потом однажды звонят звоночком, а еды не дают, у собаки же выделяется на это дело слюна».
Подзадача 1. Укажите имя ученого, проводившего данный научный эксперимент:
а) И.М. Сеченов;
б) Дж. Уотсон;
в) И.П. Павлов;
г) Л.С. Выготский.
а) аналитическая психология;
б) гештальт психология;
в) гуманистическая психология;
г) бихевиоризм.
Подзадача 3. Представителями данного научного направления являются: (укажите не менее двух вариантов ответов):
а) Дж. Уотсон, А. Бандура;
б) А. Маслоу, К. Роджерс;
в) М. Вертгеймер, К. Коффка;
г) К. Халл, Б. Скиннер.
Кейс 2. Данные группы (коллективы) представляют собой небольшие по составу общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии.
Подзадача 1. О каких группах (коллективах) идет речь. Укажите не менее двух вариантов ответов.
а) нация, раса;
б) сотрудники отдела, тренинговая группа;
в) класс, студенческая группа;
г) фанаты футбольного клуба, зрители стадиона.
Подзадача 2. В каких видах деятельности происходит непосредственное личное взаимодействие? Укажите не менее двух видов деятельности
Тесты по разделу «Основы инклюзии»
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Совместное обучение и воспитание лиц, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
а) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:
а) создание оптимальных условий для социализации для лиц с ОВЗ и инвалидностью
б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Различают два вида интеграции:
а) внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
4. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?
а) психолого-медико-педагогическая комиссия
б) дефектолог
в) медико-социальная экспертиза
5. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:
а) А.Н. Леонтьева
б) С.Л. Рубинштейна
в) Л.С. Выготского
6. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:
а) питание
б) услуги сурдопереводчика
в) учебники
7. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
а) Великобритания
б) Россия
в) Франция
8. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:
а) нарушения слуха (глухие)
б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)
в) нарушения зрения (слепые)
г) нарушения зрения (слабовидящие)
д) тяжелые нарушения речи
е) нарушения опорно-двигательного аппарата
ж) задержка психического развития
з) умственно отсталые
и) расстройства аутистического спектра
к) сложный дефект (два и более нарушений)
л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями
м) все ответы верны
9. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных
A) отсутствия детей с ОВЗ
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа
B) обучения детей с ОВЗ на дому
10. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:
а) свобода в передвижении
б) право жить среди равных
в) свобода выбора
11. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
а) 60-ые г.г. XX в.
б) 90-ые г.г. XX
в) 70-ые г.г. XX в.
12. К специальным образовательным условиям для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью относится:
а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды
б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью
в) индивидуальный образовательный маршрут лиц с ОВЗ и инвалидностью
г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
13. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
а) инклюзия не может носить массовый характер
б) инклюзия должна носить массовый характер
14. Тьютор – это:
а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника обучающегося в образовательное пространство
б) координатор деятельности ПМПк
в) помощник руководителя образовательного учреждения
15. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:
а) индивидуальных особенностей лица с ОВЗ, инвалидностью
б) уровня подготовки педагогов
в) занятости родителей
16. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:
а) на основе сотрудничества и эмпатии
б) на принципе оберегания
в) с учетом возрастных особенностей
17. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов
б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников
в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения
18. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:
а) коммуникация
б) умения проводить операции с числами
в) навыки работы в команде
г) уступчивость
19. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:
а) только педагогический состав
б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)
в) все специалисты сопровождения обучающегося с ОВЗ
20. Для кого предназначен шрифт Брайля?
а) слепых
б) глухонемых
в) инвалидами с признаками ДЦП
г) для всех людей с отклонениями и без отклонений
21. Наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости является:
а) болезнь Альцгеймера;
б) синдром Дауна;
в) психопатия;
г) болезнь Майера.
2. Место психологии в системе наук.
3. История развития психологического знания и основные направления в психологии..
4. Методы научных психологических исследований..
6. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики..
7. Понятие и виды конфликтов..
8. Способы разрешения конфликтов..
9. Структура сознания..
10. Психические образования и их характеристики..
11. Вторая сигнальная система. Функции речи..
12. Ощущения и восприятие..
13. Воображение и внимание..
14. Память и ее виды..
15. Эмоционально-волевые процессы и их характеристика..
16. Задатки и способности, креативность..
17. Мышление и интеллект..
18. Характер и темперамент..
19. Виды и средства невербальной коммуникации.
20. Общение и его структура. Роль общения..
21. Общение как интеракция..
22. Общение как перцепция..
23. Способы воздействия. Приемы аттракции..
24. Психология малых групп..
25. Межгрупповые отношения и взаимодействия..
26. Воспитание как общественное явление..
27. Предмет педагогики. Ее связь с другими науками..
28. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания..
29. Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности..
30. Движущие силы воспитания как педагогического процесса..
31. Система образования в Российской Федерации.
32. Формы организации обучения.
33. Методы контроля за учебной деятельностью..
34. Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
35. Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование».
36. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования.
37. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.
38. Основные этапы развития инклюзивного образования.
39. Основные понятия и категории инклюзивного обучения.
40. Принципы инклюзивного образования.
41. Особенности нозологий у лиц с нарушениями слуха.
42. Особенности нозологий у лиц с нарушениями зрения.
43. Особенности нозологий у лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.
44. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями слуха.
45. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями зрения.
46. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.
47. Психологическое сопровождение процесса образовательной интеграции.
48. Социальная политика в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
49. Система социальной работы с лицами с нарушением здоровья.
50. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ профессиональной сфере.
51. Состояние инклюзивной среды в России
52. Состояние инклюзивной среды в Бурятии.
53. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов.
Тема 1. Психология как наука.
1. Предмет, объект, методологические принципы и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. Основные направления в психологии.
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность.
2. Основные функции психики.
3. Структура психики.
Тема 3. Психология личности
1. Индивид, личность, индивидуальность.
2. Способности и задатки.
3. Характер. Темперамент.
Тема 4. Психические процессы и состояния личности
1. Познавательные процессы
3. Высшие психические процессы: воображение, память, мышление и интеллект; творчество; внимание, мнемические процессы.
Тема 5. Личность в деятельности и общении
1. Общение и речь.
2. Способы воздействия в общении.
3. Приемы аттрактивного восприятия.
Тема 6. Психология групп
1. Понятие «группа».
2. Особенности психологии больших групп.
3. Психология малых групп и ее диагностика.
Тема 7. Конфликтное взаимодействие
1. Понятие и роль конфликтов.
2. Структура и динамика конфликта.
3. Виды конфликтов.
Тема 8. Педагогика как наука
1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
2. Основные категории педагогики.
Тема 9. Теория и практика образования и обучения
1. Образование как общечеловеческая ценность.
2. Образовательная система России.
3. Формы организации учебной деятельности.
Тема 10. Организационные формы обучения и воспитания.
1. Нормативные документы образовательной деятельности.
2. Формы контроля учебной деятельности.
3. Понятие, функции и формы воспитания.
Тема 11. История развития инклюзивного образования
4. Основные этапы развития инклюзивного образования за рубежом.
5. Основные этапы развития в России инклюзивного образования.
Тема 12. Клинико-психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
1. Особенности нозологий у лиц с нарушениями слуха.
2. Особенности нозологий у лиц с нарушениями зрения.
3. Особенности нозологий у лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.
Тема 13. Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучающихся с разными нозологиями.
2. Психологическое и социальное сопровождение процесса образовательной интеграции.
Тема 14. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ в социальной и профессиональной сферах
1. Социальная политика в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
2. Система социальной работы с лицами с нарушением здоровья.
3. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ профессиональной сфере.
Задания для тренингов
Тема «Личность в деятельности и общении»
Тренинг «Зеркало»
Цели:
• научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке;
• убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами;
• развить эмпатические возможности участников тренинга.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: большая комната, позволяющая свободное движение участников.
Время: 30-60 мин.
Ход упражнения. Первый этап
Группа разбивается на пары. В каждой паре один игрок - первый номер, второй игрок - второй номер. По команде тренера вторые номера превратятся в зеркало. Первый номер - это человек перед зеркалом, выполняющий в свободной форме простые физические движения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный.
Участники пытаются максимально точно пристроиться друг к другу т. е. ощутить не только физиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, понять его эмоциональную подоплеку. В таком режиме пары работают 5-7 мин. Затем роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет играть роль человека перед зеркалом, а первый превратится в зеркало.
Обсуждение первого этапа упражнения:
- Кем легче быть в этом упражнении?
- Удалось ли вам почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?
- Может ли подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации?
Тренинг «Крокодил»
Ход игры:
Каждая команда должна придумать слово: имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) Каждый игрок по очереди встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать другой команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.
Вся работа является актерской-пантомимической.
Если по истечении 2 мин. команда не угадала загаданное слово, то загадывающая команда получает очко. Команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.
Тема Психология групп
Имитационная игра «Воздушная катастрофа в пустыне»
Самолет только что произвел вынужденную посадку в пустыне Сахара. Он полностью разрушен. Спаслась только ваша группа. Ближайшее селение расположено на расстоянии 115 км.
После воздушной катастрофы остались 15 предметов. Останетесь ли вы в живых, зависит от того, удастся ли вам дойти до ближайшего поселения, Ваша задача - расположить по порядку перечисленные ниже 15 предметов. Критерием является значение предметов в поддержании вашей жизни. Предмет № 1 является наиболее важным, предмет №15 - наименее важным.
Сохранившиеся предметы:
1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестности
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита
7. Охотничье ружье с боеприпасами.
8. Парашют.
9. Пачка соли в таблетках (1000 шт.)
10. 1,5 л воды на каждого
11. Определитель съедобных животных
12. Солнечные очки на каждого спасшегося.
13. 2 л водки.
14. Одна легкая накидка на каждого
15. Карманное зеркало.
Процедуры:
1. Принятие индивидуальных решений.
2. Выработка коллективного решения в группах.
3. Экспертное решение и подсчет индивидуальных ошибок.
4. Межгрупповое взаимодействие: дискуссия, подсчет групповых ошибок.
5. Анализ результатов и подведение итогов игры.
«Кто твой друг»
Цель - рефлексия, развитие навыков социальной перцепции.
У каждого из вас в группе уже появился тот, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его "психологический портрет". Указывать на внешность не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей.
Каждый выступает со своим описанием перед группой. Все остальные должны узнать этого человека. Автор должен сообщить, кто из участников прав после того, как выскажутся все желающие. Это упражнение показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности.
Тема Конфликтное взаимодействие
Игра «Поведение в конфликте»
Цели:
- сформировать понятие о видах поведения в конфликте как способах его решения;
- показать психологические факторы, определяющие конфликт;
- научиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте.
Ведущий делит всех участников на пять групп. Каждой группе он дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
1. Стиль «Уступка»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Стиль «Соперничество»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа готовит сценку, в которой проигрывает предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:
Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Упражнение «Если бы... я стал бы...»
Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Тема: Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Игра на знакомство «Разрекламируй друга!»
Группа разбивается на пары. Важно проследить, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом.
Вводная: Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Задание 1. (время на выполнение - 7 минут). Каждый из участников пары подумает и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве. Качество это может быть любым, но значимым. Рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб.
Задание 2. После того, как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется подумать, каким образом представить перед членами клуба вашего друга.
Отрекомендовать его вы можете любым эффективным способом. Например,
• интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
• рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
• инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
• комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
• стихотворение, песня.
Позаботьтесь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Не забудьте назвать имя товарища! Продолжительность выступления - 5 минут. Продолжительность подготовки - 20 минут.
За 1 минуту до конца ведущий объявляет минутную готовность.
Ведущий: Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников! Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! Завершение: после того, как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки
«Я и мой мир вокруг меня»
Цель проведения игры: осознание участниками занятия сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
Участникам игры дается следующая инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».
Далее каждого участника просят показать рисунок и рассказать о нем что-либо. Желательны ответы на следующие вопросы:
Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет?
Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее?
Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром?
К чему из окружения ты обращен на рисунке?
Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?
Что это для тебя значит?
Далее проводится групповое обсуждение. В процессе дискуссии учащиеся должны понять, что, несмотря на то что одинаково тяжелые жизненные переживания действительно часто сближают людей, взаимопонимание между людьми все же основывается, как правило, не на этом, а на общности интересов, близком личностном развитии, профессиональной общности.
Критерии оценивания эффективности тренинга
- Реакции. На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников тренинга. Оцениваться может как тренинг в целом, так и его отдельные части или аспекты. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении тренер, как правило, задаёт схему/структуру отзыва – указывает, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, какое самое яркое впечатление от тренинга у меня осталось; что полезного я для себя я вынес; какие рекомендации могут дать себе и группе; основной вывод, который я сделал за эти дни, и т.п. Затем участники по очереди высказывают своё мнение. Подобная оценка тренинга делается сразу по завершении обучения.
- Усвоение. На уровне усвоения оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников, что они смогут использовать на своем рабочем месте. Ключевой вопрос: чему научились участники? Какие знания приобрели участники? Какие умения были улучшены (или какие новые сформированы)? Какие установки изменились? На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как профессиональные и поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Оценивать прогресс
- Поведение. на данном уровне важно оценить практические результаты тренинга: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в реальных ситуациях и насколько эффективно они.
Для сравнения нового поведения с прежним используются как формальные методы (квалифицированный экзамен, аттестация, выполнение контрольных заданий на рабочем месте), так и неформальные (структурированное наблюдение, ведение рабочих дневников и т.д.).
Этот вид оценки проводится только спустя некоторое время после завершения тренинга, когда участники смогут попрактиковаться в применении новых знаний и умения.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. Психология как наука
1. Дать определения терминам:
Психе. Психика. Интроспекция. Ассоциация. Бихевиоризм. Психоанализ. Сознание.
2. Обозначить хронологию этапов развития предмета психологии:
Душа как предмет психологии - …
Поведение как предмет психологии - …
Сознание как предмет психологии - …
Закономерности развития и функционирования психики как предмет психологии - …
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Соотношение психических явлении и работы мозга.
2. Понятие анализатора. Виды анализаторов.
3. Состояния сознания.
Тема 3. Психология личности
1. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
2. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
3. Синтетические свойства характера: моральная воспитанность, сила, полнота, уравновешенность, оригинальность, цельность, твердость характера.
Тема 4. Психические процессы и состояния личности
1. Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления.
2. Основные виды умственных операций.
3. Виды эмоций и чувств.
Тема 5. Личность в деятельности и общении
1. В чем проявляются эмоционально-выразительные функции речи?
2. Охарактеризуйте основные виды речи.
3. Психологические способы воздействия в общении.
Тема 6. Психология групп
1. Организационно-психологическая структура общества.
2. Методы диагностики внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Тема 7. Конфликтное взаимодействие
1. Правила поведения в условиях делового конфликта.
2. Приемы смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в процессе делового общения.
3. Особенности конфликтов с потребителями и заказчиками туристского продукта.
Тема 8. Педагогика как наука
1. Связь педагогики с другими науками.
2. Общая характеристика процесса обучения.
3. Информатизация учебного процесса.
Тема 9. Теория и практика образования и обучения
1. Образование как общечеловеческая ценность.
2. Основные требования ООП, предъявляемые к вашему направлению.
Тема 10. Организационные формы обучения и воспитания
1. Формы и контроль самостоятельной работы
2. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС).
3. Воспитательные мероприятия.
Тема 11. История развития инклюзивного образования
1. Философские и этические основы инклюзивного образования.
2. Зарубежный опыт реализации инклюзивного образования.
3. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в России.
Тема 12. Клинико-психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
1. Особенности нозологий у лиц с задержкой психического развития.
2. Особенности нозологий у лиц с нарушениями интеллекта.
3. Особенности нозологий у лиц с нарушениями речи.
Тема 13. Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
4. Участие семьи в процессе инклюзивного образования.
5. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
6. Принципы инклюзивной педагогики.
Тема 4. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ в социальной и профессиональной сферах
2. Реабилитация и абилитация инвалидов.
3. Типы адаптации инвалидов к обществу.
Темы эссе
1. Мой характер и темперамент и его роль в жизни.
2. Реализовал ли я свои способности в жизни?
3. Как учитывать психические свойства личности клиента в предложении ему туристского продукта?
Вопросы дискуссии
1. Эффективные формы обучения.
2. Достоинства и недостатки ЭИОС.
3. Роль воспитания в высшей школе.
4. Состояние и проблемы инклюзивной среды в Бурятии.
5. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов.
6. Социальная среда для людей с ограниченными возможностями в Бурятии.
7. Доступная среда в БГСХА.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п