учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Мелиорация, рекультивация и охрана земель
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
интерпретации полученных материалов; структуре, составе документов, используемых при экологической
оценке состояния территорий разного уровня детализации; об основных принципах экологического
мониторинга.
Задачи: определять методы эколого-экономической и технологической оценки и принципы
экологических изысканий; использовать методы эколого-экономической и технологической оценки
эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования;
выявлять методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и
реализации проектов природообустройства и водопользования.
интерпретации полученных материалов; структуре, составе документов, используемых при экологической
оценке состояния территорий разного уровня детализации; об основных принципах экологического
мониторинга.
Задачи: определять методы эколого-экономической и технологической оценки и принципы
экологических изысканий; использовать методы эколого-экономической и технологической оценки
эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования;
выявлять методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и
реализации проектов природообустройства и водопользования.
интерпретации полученных материалов; структуре, составе документов, используемых при экологической
оценке состояния территорий разного уровня детализации; об основных принципах экологического
мониторинга.
Задачи: определять методы эколого-экономической и технологической оценки и принципы
экологических изысканий; использовать методы эколого-экономической и технологической оценки
эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования;
выявлять методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и
реализации проектов природообустройства и водопользования.
интерпретации полученных материалов; структуре, составе документов, используемых при экологической
оценке состояния территорий разного уровня детализации; об основных принципах экологического
мониторинга.
Задачи: определять методы эколого-экономической и технологической оценки и принципы
экологических изысканий; использовать методы эколого-экономической и технологической оценки
эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования;
выявлять методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и
реализации проектов природообустройства и водопользования.
ПКС-3: Способен к деятельности по оценке мелиоративного состо-яния земель и контролю рационального использования водных ресурсов на мелиоративных системах;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
курса. Экологическая устойчивость. Методы,
параметры, критерии, показатели.
основные компоненты окружающей среды.
Адаптационные и компенсаторные механизмы
саморегуляции. Энергетическая,
информационная стратегия экологической
устойчивости. Биохимические циклы.
Цели, задачи курса.
Экологическая
устойчивость. Методы,
параметры, критерии,
показатели.
окружающей среды,
основные компоненты
окружающей среды.
Адаптационные и
компенсаторные
механизмы
саморегуляции.
Энергетическая,
информационная
стратегия экологической
устойчивости.
Биохимические циклы.
Экологическая устойчивость. Методы,
параметры, критерии, показатели.
основные компоненты окружающей среды.
Адаптационные и компенсаторные механизмы
саморегуляции. Энергетическая,
информационная стратегия экологической
устойчивости. Биохимические циклы.
Ландшафт, климат, литология.
Экологическая оценка. Методы и
принципы. Международные нормативно
правовые документы в области
ЭО.
Методы, система масштабов проведения
исследований, уровни пространственной
дифференциации и генерализации.
Использование ГИС при обследовании.
Принципы и значение полевых экологических
изысканий.
Ландшафт, климат, литология.
Экологическая оценка. Методы и
принципы. Международные нормативно
правовые документы в области
ЭО.
Методы, система масштабов проведения
исследований, уровни пространственной
дифференциации и генерализации.
Использование ГИС при обследовании.
Принципы и значение полевых экологических
изысканий.
загрязнения, качество воздуха.
Экологический мониторинг воздуха.
Российский и зарубежный варианты
организации мониторинга.
состояния водных объектов. Водосборный
бассейн, водный объект, гидробионты,
качество вод. Оценка биологических ресурсов
водных экосистем, качества воды,
возможности возобновления и
восстановления
экологического равновесия
документация РФ, требования безопасности и
экологичности в использовании земель.
Почвы, гумусовое состояние. Животный,
растительный мир, биологическое
разнообразие, продуктивность.
территориальный
комплекс. Ландшафт,
климат, литология.
Экологическая оценка.
Методы и
принципы.
Международные
нормативно-правовые
документы в области
ЭО.
обследование
территории. Методы,
система масштабов
проведения
исследований, уровни
пространственной
дифференциации и
генерализации.
Использование ГИС при
обследовании. Принципы
и значение полевых
экологических изысканий.
уровень загрязнения,
качество воздуха.
Экологический
мониторинг воздуха.
Российский и зарубежный
варианты организации
мониторинга.
обследование и оценка
состояния водных
объектов. Водосборный
бассейн, водный объект,
гидробионты, качество
вод. Оценка
биологических ресурсов
водных экосистем,
качества воды,
возможности
возобновления и
восстановления
экологического равновесия
обследования и оценка
почв. Нормативно
правовая
документация РФ,
требования безопасности
и экологичности в
использовании земель.
Почвы, гумусовое
состояние. Животный,
растительный мир,
биологическое
разнообразие,
продуктивность.
экологического состояния
наземных экосистем.
Параметры и критерии
экологического состояния
фитоценозов и популяций
животных, трофические
цепи. Ранжирование,
районирование
территорий. Особо
охраняемые природные
территории. Социально
медико-экологическое
благополучие населения.
воздуха. Российский и зарубежный варианты
организации мониторинга.
состояния водных объектов. Водосборный
бассейн, водный объект, гидробионты, качество
вод. Оценка биологических ресурсов водных
экосистем, качества воды, возможности
возобновления и восстановления экологического
равновесия
оценка почв. Нормативно-правовая
документация РФ, требования безопасности и
экологичности в использовании земель. Почвы,
гумусовое состояние. Животный, растительный
мир, биологическое разнообразие,
продуктивность.
наземных экосистем. Параметры и критерии
экологического состояния фитоценозов и
популяций животных, трофические цепи.
Ранжирование, районирование территорий.
Особо охраняемые природные территории.
Социально-медико-экологическое благополучие
населения.
водопользование" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. С. Б. Цыдыпова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 152 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=923
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы дискуссий
Темы рефератов
Деловая игра
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Тестовые задания
Обследование и экологическая оценка территорий
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Мониторинг, позволяющий оценить современное состояние всей природной системы Земля
называется:
1. Глобальный
2. Региональный
3. детальный
4. локальный
5. биосферный
2. Мониторинг, наблюдающий за параметрами геосферы называется:
1. биоэкологический
2. климатический
3. геоэкологический
3. Мониторинг промышленных выбросов существляется гос. Службой:
1.ЕГСМ
2. ГСН
3.Госкомэкология
4. ГЭМ
5. СИАК
4. Основные производственно - хозяйственный нормативы для воздушной среды– это:
1. ПДУ
2. ПДК
3. ПДС
4. ПДВ
5. ВСС
5. Экологической нормой (по статическому признаку) называют такое состояние земель, когда общая
площадь нарушенных земель менее:
1. 5 %
2. от 5 до 20 %
3. от 20 до 50 %
4. более 50 %
6. Метод измерения концентрации вещества в растворе, основанный на изменении
электрохимических
параметров (потенциал, ток) называется:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
7.К шумам относятся акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-200 Гц
3.200-2000 Гц
4.20-20000 Гц
5. более 20000 Гц
8. Величина, учитывающая чувствительность к облучению различных тканей человека
1.поглощенная доза
2. энергетическая экспозиция
3. уровень интенсивности
4. экивалентная доза
5. эффективная доза ионизирующего излучения
9. К источникам естественных электромагнитных полей относится:
1. электромагнитное поле земли
2. бытовая техника
3. воздушные линии электропередач
4. солнечные лучи
5. морские волны
10.Для регистрации ионизирующих излучений и измерения их параметров используют:
1.шумомеры
2.люксометры
3.дозиметры
4. Фотоэлектроколориметры (ФЭК)
5. хроматографы
11.Инфразвук - это акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-200 Гц
3.200-2000 Гц
4.20000-1000 М Гц
5. более 20000 Гц
12. Тяжелые металлы относятся к загрязнениям:
2. Энергетическим
3. Химическим
4. Макробиологическим
13.Мониторинг, позволяющий оценить современное состояние природной среды в отдельных
крупных районах называется:
1. Глобальный
2. Региональный
3. детальный
4. локальный
5. биосферный
14. Мониторинг, наблюдающий за состоянием и изменением климата называется:
1. биоэкологический
2. климатический
3. геоэкологический
4. геосферный
15. Сбором информации о фактических и ожидаемых неблагоприятных изменениях состояния
окружающей природной среды занимается гос. Служба:
1.ЕГСМ
2. ГСН
3.Госкомэкология
4. ГЭМ
5. СИАК
16. Экологическим кризисом (по статическому признаку) называют такое состояние земель, когда
общая площадь нарушенных земель менее:
1. 5 %
2. от 5 до 20 %
3. от 20 до 50 %
4. более 50 %
17. Метод измерения концентрации вещества в растворе, основанный на титровании называется:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
18. Стационарные посты служат для наблюдения за
1 загрязнением воздуха под заводскими трубами
2. наиболее загрязняемых местах города
3. границами парковых зон
4. местами плотной застройки
5. загрязнением почвы под заводскими трубами
19. К дистанционному методу экологического мониторинга относится:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
20. Подфакельные посты служат для наблюдения за
1 загрязнением воздуха под заводскими трубами
2. наиболее загрязняемых местах города
3. границами парковых зон
4. местами плотной застройки
5. загрязнением почвы под заводскими трубами
21.Человек слышит акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-20000 Гц
3.200-2000 Гц
4.2000-20000 Гц
5. более 20000 Гц
22.Единица измерения для уровня интенсивности звука это:
1. Гц
2. м2
3. дБ
4. Вольт
5. Грей
23. По всей РФ имеют единое значения-
1. ПДВ
2. ПДС
3. ПДК
4. ВСВ
5. ВСС
24. Процессы стратификации характеризуются критерием
1. Вехнэра
2. Фебера
3. Бофорта
4. Ричардсона
5.Израэль
25. Чужеродные биоте вещества называются
1. Персистентные
2. Органические
3. Неорганические
4. Биологические
5. Микробиологические
1. Что такое экологическая устойчивость (ПКС-3)
2. Показатели экологической устойчивости. (ПКС-3)
3. Понятия о качестве окружающей среды, основные компоненты окружающей среды (ПКС-3).
Адаптационные и компенсаторные механизмы саморегуляции (ПКС-3).
4. Энергетическая, информационная стратегия экологической устойчивости (ПКС-3) .
5. Среды жизни, компоненты окружающей природной среды, экологические и биологические
объекты разного уровня структурной организации (ПКС-3).
6. Глобальные экологические проблемы (ПКС-3) .
7. Среды жизни, компоненты окружающей природной среды (ПКС-3).
8. Уровни структурной организации окружающей среды (ПКС-3).
9. Природно-территориальный комплекс. Ландшафт, климат, литология.
10. Экологическая оценка. Методы и принципы экологической оценки..
11. Международные нормативно-правовые документы в области ЭО (ПКС-3)
12. Природно-территориальный комплекс (ПКС-3).
13. Экологическое обследование и оценка состояния водных объектов (ПКС-3).
14. Водосборный бассейн, водный объект, гидробионты, качество вод (ПКС-3).
15. Оценка биологических ресурсов водных экосистем, качества воды, возможности
возобновления и восстановления экологического равновесия. (ПКС-3)
16. Методы, система масштабов проведения исследований, уровни пространственной
дифференциации и генерализации ПКС-3).
17. Принципы и значение полевых экологических изысканий(ПКС-3).
18. Использование ГИС при обследовании (ПКС-3)
19. Атмосферный воздух, уровень загрязнения, качество воздуха(ПКС-3).
20. Экологический мониторинг воздуха (ПКС-3).
21. Российский и зарубежный варианты организации мониторинга воздуха(ПКС-3)
22. Методы экологического обследования и оценка почв(ПКС-3).
23. Нормативно-правовая документация РФ, требования безопасности и экологичности в
использовании земель (ПКС-3).
24. Почвы, гумусовое состояние (ПКС-3).
25. Животный, растительный мир, биологическое разнообразие, продуктивность(ПКС-3).
26. Методы оценки и экологического состояния наземных экосистем(ПКС-3).
27. Параметры и критерии экологического состояния фитоценозов и популяций животных,
трофические цепи (ПКС-3).
28. Ранжирование, районирование территорий (ПКС-3).
29. Особо охраняемые природные территории (ПКС-3).
30. Социально-медико-экологическое благополучие населения (ПКС-3).
Темы дискуссий1
1. Анализ состояния здоровья населения как индикатора экологических проблем территории.
2. Техногенные катастрофы и экологическая обстановка
3. Влияние отрасли (по выбору) на близлежащие территории
4. Загрязнение окружающей среды ТБО: человек против человека.
Шкала оценки – полнота раскрытия темы; – степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины; – знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок; – умение логически выстроить материал ответа; – умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы; – степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала
(стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие
грамматических ошибок);
Темы рефератов
1. Оценка мелиоративных проблем и устойчивости плодородия пахотных земель.
2. Фитосанитарный и экологически мониторинг.
3. Экологическая оценка климатических и микроклиматических условий.
4. Экологическая оценка рельефа и почвообразующих пород.
5. Экологическая оценка почв, загрязненных тяжелыми металлами.
6. Экологическая оценка рисков загрязнения
земель и продукции растениеводства
нитратами и пестицидами.
7. Экологическая оценка земель, загрязненных нефтепродуктами и радионуклидами.
8. Экологическая оценка эродированных почв и эрозионных процессов.
9. Экологическая оценка гумусового состояния почв.
10. Экологическая оценка кислотности почв.
11. Региональные оценки деградационных процессов и экологического качества
земель
1.
Тема (проблема) Современные агроэкологические проблемы оптимизации земледелия в
России
Научиться соблюдать регламент процедуры Внутреннего аудита, правильно ориентироваться в
процессе данного мероприятия, выступать на публике, отвечать и задавать вопросы, участвовать в
обсуждениях, выступлениях и т.д.
Роли: - руководитель структурного подразделения; - работники; - аудитор 1; - аудитор 2; - аудитор 3;
Ожидаемый (е) результат (ы): обучающиеся на практическом примере могут приобрести навыки
соблюдения регламента процедуры Внутреннего аудита; публичного выступления, а также научиться
правильно формулировать и задавать вопросы, делать предложения, высказывать свою точку зрения
и т.д.
2. Тема 1 (проблема) Парниковый эффект – проблема мегаполисов.
сформировать представления о причинах парникового эффекте, создать представления парниковом
эффекте как о глобальной экологической проблеме, влияющей на функционирование биосферы,
научиться правильно ориентироваться в процессе данного мероприятия, выступать на публике,
отвечать и задавать вопросы, участвовать в обсуждениях, выступлениях и т.д.
Роли: - выступающий 1; - выступающий 2; - выступающий n; - председатель жюри; - член жюри 1;
- член жюри 2; - представители науки; - представители образования.
Ожидаемый (е) результат (ы): обучающиеся на практическом примере могут приобрести навыки
публичного выступления, а также научиться правильно формулировать и задавать вопросы, делать
предложения, высказывать свою точку зрения и т.д.
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
1. Автоматизированная книга истории полей.
2. Адаптация моделей СППР к условиям конкретного региона и хозяйства.
3. Алгоритмы оценки потенциальной урожайности культуры на рабочем участке.
4. Алгоритмы расчета рациональных доз удобрений на рабочем участке.
5. Алгоритмы региональной автоматизированной системы
комплексной оценки
качества экосистем.
6. Анализ физической функции поддержания благоприятных условий для работы
сельхозмашин.
7. Модули оптимизации выборы культуры на рабочем участке. Модули оптимизации выбора
и модификации агротехнологии.
8. Научные основыобследования и
экологической оценки ландшафта. Экологическое
9. Оценка гидрофизической функции обеспечения сельскохозяйственных культур доступной
влагой.
10. Оценка мелиоративных проблем и устойчивости плодородия пахотных земель.
11. Перспективы развития информационно-методического обеспечения экологической
оценки земель и обеспечения земледелия.
12. Проблемные экологические ситуации сельскохозяйственного землепользования.
13. Региональные оценки деградационных процессов и экологического качества земель
14. Структура локальной информационно-справочной системой для агроэкологической
оптимизации земледелия на уровне конкурентного хозяйства и поля.
15. Уровни информационно-методического обеспечения
экологической
оценки
ландшафта.
16. Фитосанитарный и экологически мониторинг.
17. Химические параметры обеспечения продукционного процесса доступными формами
элементов питания.
18. Экологическая оценка гумусового состояния почв.
19. Экологическая оценка кислотности почв.
20. Экологическая оценка почв, загрязненных тяжелыми металлами.
21. Экологическая оценка рельефа и почвообразующих пород.
22. Экологическая оценка эродированных почв и эрозионных процессов.
23. Экологическая оценка земель, загрязненных
нефтепродуктами
и радионуклидами.
24. Экологическая оценка рисков загрязнения земель и продукции растениеводства нитратами
и пестицидами.
25. Экологические функции почв и земель. Современные задачи обследования и оценки
экологического состояния экосистем.
26. Экологическая оценка климатических и микроклиматических условий.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п