учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Мантатова Н.В.
(представитель работодателя)
знаний и практических навыков по специальности в объеме, необходимом для оказания
квалифицированной помощи при патологии беременности, родов и в послеродовом периоде для
поддержания замкнутого цикла воспроизводства при получении животноводческой продукции.
Задачи: формирование представления о физиологических и патологических процессах,
происходящих в организме и репродуктивных органах животных в период осеменения, оплодотворения,
беременности, родов и послеродовом периоде; приобретение знаний и навыков по биотехнике
репродукции животных; по профилактике и терапии акушерско-гинекологических заболеваний и
бесплодия животных..
знаний и практических навыков по специальности в объеме, необходимом для оказания
квалифицированной помощи при патологии беременности, родов и в послеродовом периоде для
поддержания замкнутого цикла воспроизводства при получении животноводческой продукции.
Задачи: формирование представления о физиологических и патологических процессах,
происходящих в организме и репродуктивных органах животных в период осеменения, оплодотворения,
беременности, родов и послеродовом периоде; приобретение знаний и навыков по биотехнике
репродукции животных; по профилактике и терапии акушерско-гинекологических заболеваний и
бесплодия животных..
знаний и практических навыков по специальности в объеме, необходимом для оказания
квалифицированной помощи при патологии беременности, родов и в послеродовом периоде для
поддержания замкнутого цикла воспроизводства при получении животноводческой продукции.
Задачи: формирование представления о физиологических и патологических процессах,
происходящих в организме и репродуктивных органах животных в период осеменения, оплодотворения,
беременности, родов и послеродовом периоде; приобретение знаний и навыков по биотехнике
репродукции животных; по профилактике и терапии акушерско-гинекологических заболеваний и
бесплодия животных..
знаний и практических навыков по специальности в объеме, необходимом для оказания
квалифицированной помощи при патологии беременности, родов и в послеродовом периоде для
поддержания замкнутого цикла воспроизводства при получении животноводческой продукции.
Задачи: формирование представления о физиологических и патологических процессах,
происходящих в организме и репродуктивных органах животных в период осеменения, оплодотворения,
беременности, родов и послеродовом периоде; приобретение знаний и навыков по биотехнике
репродукции животных; по профилактике и терапии акушерско-гинекологических заболеваний и
бесплодия животных..
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
молочной железы; анатомо-физиологические особенности половой системы самок и самцов разных
видов животных; классификацию полового цикла самок, динамику полового акта у разных видов
животных и половые рефлексы самцов и самок; теоретические основы получения спермы и
естественного и искусственного осеменения самок разных видов животных; биохимию и физиологию
спермы с учетом видовых особенностей; физиологию оплодотворения, беременности, родов,
послеродового периода; сущность метода трансплантации эмбрионов; патологию беременности,
родов, послеродового периода; болезни новорожденных; классификацию и этиологию абортов;
значение ветеринарной гинекологии и андрологии в профилактике и ликвидации бесплодия;
анатомию, физиологию и патологию молочной железы.:
самок разных видов животных; определять беременность у самок разных видов животных (наружным,
вагинальным методами, ректально у коров и кобыл, лабораторными и другими методами);
устанавливать причину патологии беременности, родов и послеродового периода; организовывать
профилактику болезней беременных животных, осложнения родов, послеродового периода и
болезней новорожденных; организовывать работу в родильном отделении и профилактории;
оказывать помощь роженицам (родовспоможение) и новорожденным животным; исследовать
животных на мастит; проводить комплексную профилактику при маститах и болезнях сосков вымени;
определять экономический ущерб от бесплодия и малоплодия животных; обосновывать
экономическую, зоотехническую и ветеринарную значимость биотехники размножения животных;
определять качество спермы; готовить среды для разбавления и хранения спермы производителей
при краткосрочном хранении; проводить отбор и подбор доноров и реципиентов для трансплантации
зародышей.:
деятельности
лекарственный средств, навыками работы на лабораторном оборудовании, способами дачи
лекарственного вещества, приемами оказания помощи во время родов разным видам животных;
методами получения спермы от самцов-производителей посредством искусственной вагины;
методами оценки качества спермы; методами патогенетической терапии при акушерско-гинекологической патологии, в том числе и при маститах; методами инструментальной диагностики
состояния репродуктивных органов и молочной железы; навыками акушерской помощи во время
родов и ухода за новорожденными и проведения искусственного осеменения животных, технологией
организации проведения мероприятий по трансплантации эмбрионов; владеть методами терапии и
профилактики родовой и послеродовой патологии.:
при осуществлении профессиональной деятельности
профессиональной деятельности, но допускает ошибки
деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Анатомические особенности строения
половых органов самок и самцов разных
видов животных и их функции.
самцов. Овогенез. Сперматогенез. Половая и
физиологическая зрелость.
Нейрогуморальная регуляция половой
функции. Половые рефлексы.
диагностика. Методы диагностики
беременности.
периода.
диагностика. Методы диагностики
беременности.
периода.
самцов. Овогенез. Сперматогенез. Половая и
физиологическая зрелость.
новорожденных и их болезни.
новорожденных и их болезни.
самок и самцов.Болезни матки, яичников. Акушерскогинекологическая диспансеризация.
самок и самцов.
животных с акушерско-гинекологическими
заболеваниями. Оформление протокола
клинического исследования
половой функции гонадотропными гормонами,
гормонами яичника, простагландинами и
другими биологически активными
препаратами
Агалактия и гипогалактия, маститы.
Агалактия и гипогалактия, маститы
Агалактия и гипогалактия, маститы
вымени. Маститы у разных видов животных.
половой функции гонадотропными гормонами,
гормонами яичника, простагландинами и
другими биологически активными
препаратами.
сельскохозяйственных животных.
хранения спермы в различных температурных
режимах.
Хранение спермы в жидком азоте -196 .
Срок хранения спермы.
искусственного осеменения самок
сельскохозяйственных животных. Подготовка
рабочего места
оформлению истории болезни и курсовой работы для обучающихся по специальности 36.05.01
Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: Ж. Н. Жапов, Г.
Н. Гармаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 44 с.
Акушерство и гинекология: рабочая тетрадь для лабораторно-практических занятий и
самостоятельной работы для обучающихся по специальности 36.05.01 «Ветеринария» / Г. Н.
Гармаева, Б. Ц. Гармаева, Ж. Н. Жапов, А. В. Муруев ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА
им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 80 с
Акушерство и биотехника размножения сельскохозяйственных животных : рабочая тетрадь для
лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы для обучающихся по специальности
36.05.01 «Ветеринария» / Г. Н. Гармаева, Ж. Н. Жапов, Б. Ц. Гармаева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская
ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 58 с.
Акушерство и гинекология. Диагностика, лечение и профилактика маститов у коров:
методические указания для самостоятельных работ обучающихся по специальности 36.05.01
«Ветеринария» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Г. Н.
Гармаева, Б. Ц. Гармаева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 49 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы текущего контроля (устный опрос)
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1. (Выберите один вариант ответа). К наружным половым органам самки относят? (ОПК-4, ИД-1ОПК-4)
а) половые губы, клитор, преддверие влагалища
в) половые губы, влагалище, преддверие влагалище
б) клитор, половые губы, матка
Правильный ответ: а
Задание 2. (Выберите один вариант ответа).К внутренним половым органам самки относят? (ОПК-4, ИД-1ОПК-4)
а) преддверие влагалища, половые губы, влагалище
б) влагалище, матка, яйцеводы, яичники
в) преддверие влагалища, влагалище, матка
Правильный ответ: б
Задание 3. (Выберите один вариант ответа).Наружные половые органы самца? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
б) семенники, придатки семенника
в) придаточные половые железы
Правильный ответ: а
Задание 4 . (Выберите один вариант ответа).Внутренние половые органы самца?(ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) семенники, придатки семенников, семяпроводы
б) придаточные половые железы
в) половой член, семенники
Правильный ответ: а
Задание 5. (Выберите один вариант ответа). Сложный нейрогуморальный рефлекторный процесс, сопровождающийся комплексом физиологических и морфологических изменений в половых органах и во всем организме самки – это? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) половой цикл
б) овуляция
в) половая охота
Правильный ответ: а
Задание 6. (Выберите один вариант ответа). Разрыв созревшего фолликула называется ?(ОПК-4, ИД-1 ОПК-2)
а) половой охотой
б) общей реакцией
в) овуляцией
Правильный ответ: в
Задание 7. (Выберите один вариант ответа).Рефлексологический метод диагностики основан ?(ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) на учете реакции самки на самца
б) на внешнем осмотре
в) на вагинальном исследовании
Правильный ответ: а
Задание 8. (Выберите один вариант ответа).Эстрогены вырабатываю? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) яичниками;
б) в гипофизе;
в) в гипоталамусе
Правильный ответ: а
Задание 9. (Выберите один вариант ответа).Классификация полового цикла по Хиппу? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) стадия возбуждения, торможения и уравновешивания
б) стадии проэструса, эструса, метэструса, диэструса
в) фазы течки, общей реакции, охоты и овуляции
Правильный ответ: б
Задание 10. (Выберите один вариант ответа).Продолжительность полового цикла у коров? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) 28-32 дня
б) 14-18 дней
в) 20-22 дня
Правильный ответ: в
Задание 11. (Выберите один вариант ответа).Влагалищный тип естественного осеменения? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) у свиней, коз и сук;
б) у свиней, сук и кобыл;
в) у овец, коз и коров.
Правильный ответ: в
Задание 12. (Выберите один вариант ответа).Оплодотворение происходит? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) рогах матке;
б) яйцепроводе;
в) теле матки.
Правильный ответ: б
Задание 13. (Выберите один вариант ответа).Продолжительность беременности у коров? (ОПК-4, ИД-1 ОПК-4)
а) 114 дней;
б) 150 дней;
в) 282 дня.
Правильный ответ: в
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 14. Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1. Кобыл, свиней, верблюдиц относят а)Животные с влагалищным типом естественного осеменения
2. Коровы, овцы, козы
б)Животные маточным типом естественного осеменения
3. Сука, дикие животные в) Полицикличные животные
4. Однокопытные, крупный рогатый скот, свинья г) Моноцикличные животные
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
Задание 15.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго
1. Эстрогены вырабатываются а) Матка
2. Простагландин 2F альфа вырабатывается б) Желтое тело яичника
3. Фолликулостимулирующий гормон вырабатывает в) гипофиз
4. Гормон прогестерон
вырабатывается г) яичники
Правильный ответ: 1-г 2-а, 3-в, 4-в
Задание 16.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1. Продолжительность полового цикла у овец а) 20-22 дня
2.Продолжительность полового цикла у коров б) 20-21день
3. Продолжительность полового цикла у кобыл в) 14-18 суток
4. Продолжительность полового цикла у свиней г) 12-16 дней
Правильный ответ: 1-в, 2-а, 3-г, 4-б
Задание 17.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2 ОПК-4)
1.Суягность овец продолжается а)330-345 дней
2.У свиней продолжительность супоросности составляет
б) 140-160 дней
3. У коров продолжительность стельности составляет в) 105-112 дней
4. У кобыл продолжительность беременности составляет г) 250-295 дней
Правильный ответ: 1-б, 2-г, 3-в, 4-а
Задание 18.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1. Синоним беременности у коров а)жеребость
2.Синоним беременности у овец б) супоросность
3. Синоним беременности у кобыл в) суягность
4. Синоним беременности у свиньи г) стельность
Правильный ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б
Задание 19.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1.Аборт с мацерацией плода а)высыхание плода в полости матки
2.Скрытый аборт б)гнилостное разложение плода
3. Мумификация плода в) гибель зигот или эмбрионов с последующим их рассасыванием плода
4. Путрификация плода г) разжижение и размягчение тканей
Правильный ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б
Задание 20.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1.Клинические методы диагностики беременности основаны а) внешний осмотр, пальпацию, аускультацию
2.Наружные методы диагностики беременности включают б)на сборе анамнеза, наружном и внутреннем исследовании
3. Лабораторные методы диагностики беременности основаны на определении в) в осмотре состояния слизистой оболочки влагалища и канала шейки матки
4. Вагинальный метод диагностики беременности у коров заключается г) прогестерона в крови и молоке
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
Задание 21.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1.Эклампсия это а)расстройство функции почек
2.Нефропатия беременных б)тяжелый токсикоз с судорогами и комой
3. Гепатопатия беременных это в)скоплением транссудата в подкожной клетчатке брюшной стенки, подгрудка, тазовых конечностей и вымени
4. Отек беременных г) расстройство функции печени
Правильный ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
Задание 22.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
1. При ректальном исследовании беременный рог в 2 раза больше небеременного, флюктуирует. Верхушки рогов матки опущены в брюшную полость. Ощущается межроговая борозда
а)в 5 месяцев
2.При ректальном исследовании большая часть рогов матки – в брюшной полости. Беременный рог в 3-4 раза больше небеременного. Межроговая борозда сглажена. При пальпации ощущается флюктуация б)в 7 месяцев
3. При ректальном исследовании размер карункулов – с куриное яйцо или более. При глубоком введении руки в направлении кисти к нижней стенке живота прощупываются части плода в) в3 месяца
4. При ректальном исследовании матка – в брюшной полости, прощупывается плод. Размер карункулов – с голубиное яйцо
г)в2 месяца
Правильный ответ: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б
Задание 23.Укажите соответствие, выписав к каждому элементу первого столбца соответствующий элемент второго столбца. (ОПК-4, ИД-2ОПК-4)
2.Членорасположение плода это б)отношение анатомической области плода ко входу в таз
3. Предлежание плода это в) отношение спины плода к стенкам живота матери
4. Положение плода это г) отношение конечностей, головы и хвоста плода к его туловищу
Правильный ответ: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 24.Кейс-задача.У коровы 4-х летнего возраста роды проходили трудно, поэтому в выведении плода ей оказывалась помощь силой четырёх человек. В хозяйстве не практикуют выпаивания околоплодных вод коровам сразу после отёла. Корове не дали облизать новорождённого, не напоили её подсоленной или подслащённой водой. В течение 16 часов после выведения плода послед не отделился. Он лишь на 6 см выступает за пределы вульвы.
При клиническом исследовании коровы установлено: температура тела 39о С, частота пульса 58 уд./мин., дыхания – 24
дых. дв./мин.; сокращения рубца слабые, вялые, короткие – 2 раза в 2 минуты. Упитанность у коровы ниже средней, аппетит нормальный. Беременность у коровы протекала нормально.
Ферма благополучна по инфекционным болезням. Обращает на себя внимание факт острой нехватки кормов в хозяйстве. (ОПК-4, ИД-3ОПК-4)
1.1 Установить диагноз:
а. Частичное задержание последа
б. Полное задержание последа
в. Неполное задержание последа
г. Эндометрит
Правильный ответ: б
1.2 Какие методы лечения можно применить для данного заболевания:
а.консервативные
б. оперативные
в. классические
Правильный ответ: а,б,в
1.3. Установить соответствие между формами абортов и их содержанием
1) Задержание последа после опороса считается по истечению?
2) Задержание последа после отела считается по истечению?
а) 6 часов
б) 12 часов
в) 3 часов
Правильный ответ: 1- в, 2-а
Задание 25.Кейс-задача.У нетели, осеменённой при вольной случке в стаде, обнаружены потуги. Рост и развитие нетели нормальные. Результаты плановых исследований нетели на туберкулёз, бруцеллёз и лейкоз отрицательные.
При клиническом исследовании нетели установлено: температура тела 39,4о С, частота пульса 95 уд./мин., дыхания - 24 дых. дв./мин., сокращений рубца – 4 раза за 2 мин. Нетель изгибает спину, приподнимает хвост и тужится. В периоды усиления потуг она прекращает есть корм.
При ректальном исследовании установлено: тазовые связки плотные, плод живой, предлежание плода головное. При вагинальном исследовании установлено, что шейка матки закрыта.
При наружном исследовании не обнаружено изменений половых губ, истечений из половой щели нет; таз у коровы неродовой. При пробном доении выдаивается небольшое количество мутноватой клейкой массы. Фекалии и моча нормальные, видимых повреждений кожи и слизистых оболочек нет.(ОПК-4, ИД-3ОПК-4)
1.1 1.1 Установить диагноз:
а. Спазм шейки матки
б. Преждевременные схватки и потуги
в. Неполное раскрытие канала шейки матки
г. Вагинит
Правильный ответ: а
1.2 Роды это?
а. физиологический процесс, в результате которого зрелый плод, плодные оболочки вместе с плодной частью плаценты и околоплодными водами выводятся из полости матки
б. физиологический процесс, в результате которого выводится из организма матери плод с плодными оболочками
в. выведение плода из организма матери и околоплодных вод
Правильный ответ: а, б
1.3. Установить соответствие между формами абортов и их содержанием
1. Потуги это?
2. Схватки это?
а) сокращение мышц матки
б) сокращение мышц брюшной стенки (брюшного пресса) и диафрагмы
Правильный ответ: 1- б, 2-а
1. Биологическое назначение половых органов самок.
3. Какие половые органы самки относятся к наружным?
4. Какие половые органы самки относятся к внутренним?
5. Функция яичников.
6. Овогенез.
7. Что такое граафов пузырек?
8. Строение фолликула.
9. Гормоны фолликула.
10. Желтое тело, его образование.
11. Гормон желтого тела.
12. Строение яичников у коров и овец.
13. Строение яичников у свиньи.
14. Строение яичников у кобылы.
15. Яйцепроводы, их строение и функция.
16. Особенности слизистой оболочки матки у коров и овец.
17. Особенности слизистой оболочки матки у свиньи и кобылы.
18. Строение шейки матки у коров и овец.
19. Строение шейки матки у свиней.
20. Строение шейки матки у кобыл.
21. Особенности строения влагалища у свиней.
22. Мочеполовое преддверие, его функция.
23. Артерии питающие матку.
24. Артерии питающие яичник.
25. Артерии питающие шейку матки и влагалище.
26. Биологическое назначение полового аппарата самцов.
27. Перечислить половые органы самцов.
28. Перечислить органы вырабатывающие половые клетки, сохраняющие и выводящие их.
29. Органы совокупления самки и самца.
30. Строение и функции мошонки.
31. Строение и функции семенников.
32. Спермиогенез.
33. Строение и функция придатка семенника.
34. Строение и функция семяпроводов.
35. Перечислить придаточные половые железы.
36. Особенности придаточных половых желез у различных видов с/х животных.
37. Значение секретов придаточных половых желез.
38. Половой член, его строение.
39. Видовые особенности строения полового члена.
40. Видовые особенности строения препуция и его функция.
41. Артерии питающие семенники.
42. Артерии питающие придаток семенника.
43. Перечислить животных с маточным типом естественного осеменения.
44. Перечислить животных с влагалищным типом естественного осемения.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Краткая история развития ветеринарного акушерства, гинекологии и биотехники размножения животных.
2. Половые рефлексы самок и самцов.
3. Виды торможения половых рефлексов у производителей, их предупреждение и устранение.
4. Половой цикл самок. Видовые особенности проявления полового цикла.
5. Половая и физиологическая зрелость организма самок и самцов.
6. Нейрогуморальная регуляция половой функции.
7. Полноценные и неполноценные половые циклы самок.
8. Влияние внешних и внутренних факторов на половую функцию самок.
9. Методы диагностики половой охоты и овуляции у самок разных видов животных.
10. Оплодотворение. Факторы, способствующие оплодотворению.
11. Гонадальные гормоны и их роль в воспроизводительной функции.
12. Гормоны для вызывания суперовуляции у доноров.
13. Влияние беременности на организм матери.
14. Желтые тела, их развитие. Строение и функции.
15. Лабораторные методы диагностики беременности и их оценка.
16. Наружные методы диагностики беременности и их оценка.
17. Признаки стельности в 2, 3 и 4 месяца.
18. Признаки стельности в 5 и 6 месяцев.
19. Кормление, уход, содержание и эксплуатация беременных животных.
20. Залеживание беременных.
21. Периоды родов.
22. Отеки беременных.
23. Признаки стельности в 7 и 8 месяцев.
24. Беременность.
26. Плодные оболочки и воды.
27. Типы плацент.
28. Плацентарный барьер. Плацента как эндокринный орган.
29. Незаразные аборты.
30. Мумификация.
31. Мацерация плода.
32. Гнилостное разложение плода.
33. Скрытые аборты. Профилактика абортов.
34. Роды. Факторы, обуславливающие роды.
35. Показатели нормального течения послеродового периода.
36. Слабость родовой деятельности.
37. Помощь при нормальных родах.
38. Акушерский инструментарий, его назначение и применение.
39. Сущность и специфика оперативного акушерства, его основные задачи.
40. Основные принципы родовспоможения.
41. Определение возраста плода.
42. Положение, предлежание, позиция и членорасположение плода.
43. Предвестники родов.
44. Сроки инволюции половых органов. Лохии.
45. Бурные схватки и потуги.
46. Кесарево сечение.
47. Выпадение влагалища.
48. Задержание последа.
49. Выпадение матки.
50. Послеродовая септицемия, пиемия и септикопиемия.
51. Родильный парез.
52. Залеживание после родов.
53. Инфекционный фолликулярный вестибуло-вагинит коров.
54. Трихомоноз.
55. Вибриоз.
56. Болезни шейки матки.
57. Хронические эндометриты.
58. Метроррагии у коров.
59. Пиометра.
60. Оофориты.
61. Персистентное желтое тело.
62. Скручивание матки.
63. Киста желтого тела. Анафродизия.
64. Послеродовой период.
65. Методика гинекологического исследования.
66. Маточные грыжи.
67. Поедание последа и плода.
68. Периметрит.
69. Атония и гипотония матки.
70. Сальпингиты.
71. Параметрит.
72. Склероз и атрофия яичников.
73. Эндометриты.
74. Фолликулярные кисты. Нимфомания.
75. Гипофункция яичников.
76. Ранняя гинекологическая диспансеризация коров и ее роль в профилактике бесплодия.
77. Болезни новорожденных.
78. Влияние машинного и ручного доения на состояние молочной железы.
79. Методика исследования вымени.
80. Распространение и экономический ущерб, причиняемый маститами.
81. Серозный мастит.
82. Катаральный мастит.
83. Гнойные маститы.
84. Фибринозный мастит.
85. Геморрагический мастит.
86. Лакторрея.
87. Маститы овец.
88. Исходы маститов.
89. Физиология молочной железы.
90. Классификация маститов.
91. Методы обезболивания молочной железы.
92. Пороки молока.
94. Субклинические маститы.
95. Агалактия и гипогалактия.
96. Задержание молока.
97. Сужение соскового канала.
98. Профилактика болезней молочной железы.
99. Методы повышения воспроизводительной способности самцов.
100. Бесплодие, обусловленное недостатками в организации и проведении осеменения.
101. Бесплодие, обусловленное нарушением кормления.
102. Бесплодие при неправильном содержании.
103. Иммунные факторы бесплодия.
104. Бесплодие, обусловленное возрастными изменениями.
105. Бесплодие врожденного происхождения.
106. Классификация причин бесплодия и яловости животных.
107. Понятие о бесплодии и яловости.
108. Бесплодие, обусловленное неправильной эксплуатацией.
109. Импотенция производителей.
110. Инфантилизм.
111. Крипторхизм.
112. Распространение и ущерб, причиняемый бесплодием и яловостью.
113. Методы стимуляции и синхронизации половой функции самок.
114. Способы получения спермы и их оценка.
115. Агглютинация спермиев.
116. Капацитация спермиев.
117. Гликолиз спермиев.
118. Способы искусственного осеменения коров.
119. Маточный тип естественного осеменения.
120. Влагалищный тип естественного осеменения.
121. Значение искусственного осеменения в животноводстве.
122. Определение концентрации и выживаемости спермиев.
123. Два физиологических типа спермиев.
124. Определение качества спермы по густоте и подвижности.
125. Определение качества спермы по интенсивности дыхания по проценту живых спермиев.
126. Дыхание спермиев.
127. Способы искусственного осеменения коров.
128. Способы получения спермы и их оценка.
129. Состав разбавляющих сред для спермы разных видов животных.
130. Влияние света, температуры и химических веществ на выживаемость спермиев.
131. Организация искусственного осеменения свиней.
132. Организация искусственного осеменения коров и телок.
133. Показатели свежеполученной и сохраненной спермы, пригодной для осеменения.
134. Осмотическое давление, рН спермы, буферность спермы.
135. Организация искусственного осеменения овец.
136. Применение синтетических сред для разбавления спермы.
137. Сроки и кратность осеменения самок.
138. Аспермия, олигоспермия, некроспермия, тератоспермия.
139. Организация работы государственной станции по племенному делу и искусственному осеменению (племпредприятий).
140. Правила подготовки искусственных вагин для хряка жеребца.
141. Методы и сроки хранения спермы быка, барана, жеребца и хряка.
142. Трансплантация эмбрионов – биотехнологический метод воспроизводства животных.
143. Индуцирование (вызывание) суперовуляции у самок сельскохозяйственных животных.
144. Синхронизация половой охоты у доноров и реципиентов и ее значение.
145. Ветеринарно-зоотехнические требования, предъявляемых к донорам.
146. Методы пересадки эмбрионов реципиентам.
147. Получение двоен пересадкой реципиентам.
148. Методы получения (вымывания) эмбрионов у коров, овец и свиней.
149. Хирургические методы извлечения эмбрионов у КРС и овец.
150. Нехирургические методы извлечения эмбрионов у КРС и овец.
151. Оценка качества эмбрионов и кратковременное их хранение.
152. Криоконсервирование эмбрионов и ее значение в биотехнологии.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п