учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Землеустройство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - получение знаний о составе, строении Земли, экзогенных и эндогенных процессах, минералах и горных породах, о почве как естественно-историческом теле природы - изучение происхождения, состав и свойства органической и минеральной части почвы, ее поглотительной способности, кислотно-щелочных и окислительно-восстановительных процессов, экологических функций; ознакомление с факторами, общей схемой и процессами почвообразования; - о морфологических признаках, о типах почв и их географическом распространении, о плодородии, о картографировании и бонитировке почв; эффективное использование земельного фонда и охрана почв от эрозии, засоления, загрязнения, заболачивания и других негативных процессов, - изменение почв при освоении, мелиорации и рекультивации,- выработка умений пользоваться современной почвенной терминологией, лабораторным оборудованием, измерительными приборами, химической посудой и реактивами, применяемыми в аналитической практике при исследовании почвенных образцов, обобщать и правильно интерпретировать результаты анализов почвенных образцов
ОПК-2: Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений;
- факторы и условия почвообразования;
- основные почвенные процессы;
- законы зональности;
- основные типы и свойства почв по почвенно-географическим зонам;
- строение и состав почв;
- изменения почв при освоении, мелиорации и рекультивации земель.:
ИД2 - Не знает и не понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий;
ИД3 - Не знает и не понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в области почвоведения и инженерной геологии
ИД2 - Плохо знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий;
ИД3 - Плохо знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в области почвоведения и инженерной геологии.
ИД2 - Знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий;
ИД3 - Знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в области почвоведения и инженерной геологии.
ИД2 - В полной мере знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий;
ИД3 - В полной мере знает и понимает способы использования знаний о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в области почвоведения и инженерной геологии.
- прогнозировать почвообразовательные процессы в результате природообустройства;
- правильно выбрать направление использования мелиоративных земель с учетом водной, ветровой эрозии, миграции и трансформации химических веществ;
- учитывать экологические последствия мелиорации и рекультивации земель:
ИД2 - не умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать знания о земельных ресурсах при разработке мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах муниципального образования, субъекта федерации, региона;
ИД3 - не умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать знания о земельных ресурсах при разработке мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах муниципального образования, субъекта федерации, региона; проводить оценку экологической эффективности природоохранных систем; оценивать качество и пригодность использования природного и антропогенного ресурсно-экологического потенциала
ИД2 - умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; но не соблюдает системный и интегрированный подход к решению экологических проблем;
ИД3 - умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; но не соблюдает системный и интегрированный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области почвоведения и инженерной геологии.
ИД2 - умеет применять способы использования земельных ресурсов для организации их рационального использования; формирует системный и интегрированный подход к решению экологических проблем, но допускает ошибки;
ИД3 - умеет применять способы использования земельных ресурсов для организации их рационального использования; формирует системный и интегрированный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области почвоведения и инженерной геологии, но допускает ошибки.
ИД1 - умеет применять способы использования земельных ресурсов для организации их рационального использования; формирует системный и интегрированный подход к решению экологических проблем;
ИД1 - умеет применять способы использования земельных ресурсов для организации их рационального использования; формирует системный и интегрированный подход к решению экологических проблем с проводимой политикой в области почвоведения и инженерной геологии.
- материалами почвенных обследований;
- работой с почвенными картами;
- методикой построения и чтения геологических карт и разрезов:
ИД2 - Не владеет навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров;
ИД3 - Не владеет навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров, антропогенные нагрузки сельскохозяйственных угодий.
ИД2 - владеет некоторыми навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров;
ИД3 - владеет некоторыми навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров, антропогенные нагрузки сельскохозяйственных угодий.
ИД2 - владеет навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров, но допускает неточности;
ИД3 - владеет навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров, антропогенные нагрузки сельскохозяйственных угодий, но допускает неточности.
ИД2 - в полной мере владеет некоторыми навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров;
ИД3 - в полной мере владеет некоторыми навыками определения основных показателей, характеризующих климат, почвенный покров, антропогенные нагрузки сельскохозяйственных угодий.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Эндогенные процессы, их роль в формировании рельефа. Положительные, отрицательные формы рельефа. Генетическая, морфологическая классификация форм рельефа.
Экзогенные процессы, формирование четвертичных отложений.
Формирование строения почвенного профиля как итог почвообразования. Морфологические признаки почв, их зависимость и проявление в различных природных условиях (почвообразующих факторов).
Кислотность, буферность почв. Регулирование кислотности почв.
Почвенный раствор, его состав, влияние на свойства почвы, регулирование.
Физико-механические свойства почв, их зависимость от гранулометрического агрегатного состава, влажности почв, мероприятия по улучшению физико-механических свойств почв.
Типы водного режима, пути его регулирования.
Воздушные свойства почв, состояние почвенного воздуха почв в различных природных условиях, типах почв, почвенных горизонтах.
Тепловые свойства, тепловой режим почв, источники тепла, регулирование теплового режима.
Виды плодородия почв, его мониторинг. Пути сохранения и повышения плодородия почв.
Почвы тундровой зоны, условия их формирования, краткая характеристика.
Бурые почвы, условия почвообразования, строение, состав, свойства, сельскохозяйственное использование.
Серо-бурые почвы пустынь, их характеристика.
Песчаные почвы, пески, формирование песчаных отложений. Пески как объект мелиорации.
Почвы поймы, их формирование, строение, состав, свойства, сельскохозяйственное использование, мероприятия по повышению плодородия.
Почвы горных областей, появление вертикальной зональности. Характеристика условий почвообразования. Основные типы почв горных систем Забайкалья, Бурятии, их формирование, свойства.
Характеристика почвенного покрова Бурятии, основных типов почв агроландшафтов.
Каштановые почвы зоны сухих степей, условия их формирования, строение, состав, свойства, агроэкологическое состояние.
Серые лесные (дерновые лесные) почвы, черноземы Бурятии, их формирование, строение, свойства, сельскохозяйственное использование, мероприятия по сохранению плодородия.
Бонитировка почв, назначение, основные
Содержание инженерно-геологических исследований.
Геологические процессы, проявляющиеся в Забайкалье, пути их предупреждения.
Влияние инженерно-геологических условий на экологию территорий. Особенности производственной деятельности человека на водосборной площади оз. Байкал.
Почвоведение и инженерная геология : рабочая тетрадь для проведения лабораторных занятий для обучающихся очного и заочного обучения по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» / И. Б. Чимитдоржиева, Н. Н. Дармаева ; Министерство сельского хозяйства РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 63 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01422. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Чимитдоржиева, Ирина Бураловна.
Почвоведение и инженерная геология : учебно-методическое пособие для обучающихся очного и заочного обучения по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры, 20.03.02 Природообустройство и водопользование, 35.03.11 Гидромелиорация / И. Б. Чимитдоржиева ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВПО БГСХА, 2019. - 149 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01189. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 146-147 (18 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный
3. Почвоведение и инженерная геология : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки «Гидромелиорация», «Природообустройство и водопользование» / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. И. Б. Чимитдоржиева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2024. - 137 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02947. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Тестовые задания
3. Комплект вопросов для устного опроса
4.Перечень тем для круглого стола
5. Кейс-задачи
Почвоведение и инженерная геология
2) охватывает все разделы дисциплины
Темы рефератов
1. История развития геологии.
2. Формы и размеры Земли. Характеристика земной поверхности.
3. Гидросфера, ее состав, физические свойства воды.
4. Земная кора, ее строение, вещественный состав.
5. Выветривание горных пород. Тип выветривания.
6. Характеристика осадочных пород, осадочные породы – агроруды, их использование в сельском хозяйстве.
7. Эндогенные геологические процессы – магматизм, вулканизм, их влияние на формирование поверхности Земли.
8. Землетрясения тектонические нарушения, их причины и последствия.
9. Цунами, причины их возникновения.
10. Метаморфизм, его типы, характеристика метаморфических пород.
11. Подземные воды, их классификация, характеристика, влияние на почвообразование.
12. Горные и материковые ледники. Процессы оледениения на территории Земли, их последствия.
13. Основные почвообразующие минералы, их характеристика и влияние на свойства почв.
14. Определение времени в геологии. Геохронологическая шкала.
16. Геологическое и геоморфологическое строение территории Бурятия.
17. Формирование подземной гидросферы.
18. Подземные воды, их классификация, характеристика.
19. Химический состав подземных вод, их зависимость от происхождения, водовмещающих пород.
20. Межпластовые подземные воды, их характеристика.
21. Режим, баланс, запасы подземных вод.
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
Выбрать правильный ответ
1. Основные минералы в почве:
А. Полевой шпат, слюды, кварц, глинистые
Б. Кварц, каолинит, кальцит, галит
В. Лимонит, полевой шпат, кварц, кальцит
Г. Слюда, гематит, ортоклаз, корунд.
2. Классификация почв по гранулометрическому составу:
А. П.А. Костычев
Б. Н.А. Качинский.
В. К.К. Гедройц
Г. И.В. Тюрин.
3. Во фракцию физического песка не входит:
А. Песок крупный
Б. Пыль средняя
В. Песок мелкий
Г. Пыль крупная
4. Гуминовые кислоты растворяются в:
А. Воде
Б. Воде и кислотах
В. Кислотах
Г. Щелочах.
5. Основной таксономической единицей действующей классификации почв России является:
А. Серия
Б. Тип
В. Вид
Г. Семейство
6. Подзолистый процесс происходит:
А. При выпотном режиме
Б. Под луговой растительностью
В. Под лесной хвойной растительностью
Г. Низком содержании оснований в породе.
7. Чернозем выщелоченный содержит в составе почвенно-поглощающего комплекса катионы:
А. Водорода
Б. Кальция
В. Натрия
Г. Алюминия
8. Актуальная кислотность почв обусловлена ионами:
А. Водорода, находящимся в почвенном растворе в свободном состоянии
Б. Водорода, находящимся в кристаллической решетке минералов
В. Водорода, находящимся в поглощенном состоянии в ППК
Г. Натрия, находящимся в поглощенном состоянии в составе ППК
9. Наиболее агрономически ценные почвенные агрегаты имеют размеры, мм:
А. 0,05-0,1
Б. 0,25-10
В. 20-30
Г. мене 0,001
10. Среди составных частей почвы наибольшей теплоемкостью обладает:
А. Вода
Б. Органическое вещество
В. Физический песок
Г. Физическая глина
11. Профиль дерново-подзолистой почвы включает горизонты:
А. Глеевый
Б. Выщелоченный
В. Гумусово-элювиальный
Г. Иллювиальный
12. Красноземы и желтоземы формируются в зоне:
Б. Сухих субтропиков
В. Степей
Г. Сухих степей
13. Крупномасштабные почвенные карты:
А. Позволяют выявить закономерности почвенного покрова природных зон
Б. Составляются путем обобщения карт других масштабов
В. Являются основным видом почвенных карт
Г. Используются при закладке опытных полей и многолетних насаждений
14. Почвообразующими породами чаще всего являются:
А. Рыхлые четвертичные отложения
Б. Магматические горные породы
В. Метаморфические горные породы
Г. Вторичные минералы
15. Голубовато-серая окраска обусловлена присутствием:
А. Гумуса
Б. Гипса
В. Двухвалентного железа
Г. Трехвалентного железа
16. Строение профиля серой лесной почвы:
А. А1 – А2 – В – С
Б. А1 – А1А2 – А2 В – В – С
В. А – А В – В – С
Г. А – А1 – В – ВС – С
17. Тип водного режима сухостепной зоны:
А. мерзлотный
Б. непромывной
В. застойный
Г. промывной
18. Результат физического выветривания горных пород:
А. окисление
Б. гидролиз минералов
В механическое разрушение пород
Г. образование органоминеральных соединений
ВАРИАНТ 2
Выбрать правильный ответ
1. Во фракцию физической глины входит:
А. песок мелкий
Б. песок средний
В. пыль средняя
Г. пыль крупная
2. К тяжелым почвам относят почвы:
А. тяжелосуглинистые
Б. легкосуглинистые
В. среднесуглинистые
Г. супесчаные.
3. Сущность сравнительно-географического метода исследований состоит в:
А. изучении почвенных режимов непосредственно в полевых условиях
Б. сравнении состава и свойств каждого из почвенных горизонтов и материнской породы
В. выявлении коррелятивных связей между строением, составом, свойствами почв и факторами почвообразования
Г. сравнении географического положения разных почв.
4. Оптимальная величина общей пористости почв составляет от объема почвы в %:
А. 0-20
Б. 75-85
В. 55-65
Г. 30-40
5. Чернозем выщелоченный содержит в составе почвенно-поглощающего комплекса катионы:
А. водорода
Б. кальция
В. натрия
Г. магния
6. В одну агропроизводственную группу можно объединить почвы:
А. освоенные и среднеокультуренные
Б. среднесуглинистые и глинистые
В. супесчаные и легкосуглнистые
Г. слабосмытые и сильносмытые
7. Характерными особенностями лессов являются:
Б. повышенное содержание пылеватых и илистых фракций
В. постепенный переход от землистого материала верхних слоев через крупнообломочный к исходной коренной породе
Г. рыхлое сложение и высокая пористость
8. Частицы размером менее 0,001 мм называются:
А. илом
Б. физическим песком
В. физической глиной
Г. мелкоземом
9. Почва отличается от почвообразующей породы:
А. наличием гумуса
Б. отсутствием новообразований
В. присутствием включений
Г. составом минералов
10. Ржаво-охристая окраска обусловлена присутствием:
А.простых солей
Б. карбонатов
В. гумуса
Г. трехвалентного железа
11. Строение профиля солончака
А. А0 – Т1 – Т2 – Т 3 – G
Б. А – В – С
В. Ас – Вс – Сс
Г. А – В 1 – В2 – В3 – С
12. Дерновый горизонт имеют почвы:
А. каштановые
Б. болотные
В. лугово-черноземные
Г, подзолистые
13. Специфическая часть гумуса представлена:
А. микробной биомассой
Б. азотистыми соединениями
В. дубильными веществами
Г. гумусовыми кислотами
14. Почвенно-поглощающий комплекс - это:
А. все звенья твердой фазы почвы, способные к поглощению вещества
Б. суммарная поверхность почвенных частиц
В. совокупность почвенных коллоидов вместе с поглощенными ионами на коллоидах
Г. ионы водорода
15. Гранулометрический состав почв способствующий проявлению ветровой эрозии:
А. глинистый
Б. песчаный
В. тяжелосуглинистый
Г. суглинистый
16. Коэффициент увлажнения - это:
А. Годовое количество атмосферных осадков
Б. Количество испарившейся грунтовой воды
В. Количество воды, необходимое для роста и развития растений
Г. отношение среднемноголетнего количества осадков к количеству испарившейся воды с открытой водной поверхности за год.
17. Основоположником научного почвоведения признан:
А. Ломоносов М.В.
Б. Докучаев В.В.
Г. Вернадский В.И.
Г. Берцелиус И.
18. Главным участником биологического круговорота зольных элементов и азота в почвах являются:
А. микроорганизмы
Б. почвенные животные
В. вода
Г. растительность
ВАРИАНТ 3
Выбрать правильный ответ
1. К тяжелым относят почвы:
А. тяжелосуглинистые
Б. легкосуглинистые
В. среднесуглинистые
2. Формы рельефа, образованные ветром:
А. аккумулятивные, скульптурные
Б. дюны, котловины выдувания
В. дюны, пески
Г. дюны, барханы
3. Индекс элювиального горизонта подзолистых почв:
А. А 2
Б. А1 А2
В. В
Г. А2 В
4. Органические кислоты растворимые в щелочных и водных растворах аммиака, осаждаемые из растворов кислотами в виде амофрного хлопьевидного осадка называется:
А. фульвокислотами
Б. гумином
В. гуминовыми кислотами
Г. детритом
5. Гумус почвы – это:
А. Органический материал, оказавшийся в почве после отмирания живых организмов
Б. Смесь органических веществ пропитывающая минеральную часть почвы и утратившая связь с анатомическим строением органических остатков и живых организмов
В. гуминовые кислоты и их производные
Г. химические соединения
6. Кислотность, используемая для определения доз извести при известковании почв:
А. актуальная
Б. потенциальная
В. обменная
Г. гидролитическая
7. Для легких и малогумусных почв Забайкалья характерна структура:
А. а. пылеватая, пылевато-комковатая
Б. столбчатая
В. призматическая
Г.зернистая, ореховатая
8. Плотность почвы – это:
А. абсолютно сухой почвы в единице объема
Б. единицы объема абсолютно сухой почвы
В. сухой почвы с ненарушенной структурой в 1 см3
Г. влажной почвы
9. Закон вертикальной зональности проявляется в условиях:
А. равнинных территорий
Б. горного рельефа
В. пойм
Г. тундры
10. Состав гумуса северной тайги:
А. гуматный
Б. гуматно-фульватный
В. фульватный
Г. фульватно-гуматный
11. Почвообразовательный процесс, формирующий черноземные почвы:
А. дерновый
Б. оглеения
В. засоления
Г. торфообразования
12. Почвы Забайкалья, наиболее используемые в сельскохозяйственном производстве:
А. дерново-лесные
Б. каштановые, черноземы
В. дерново-подзолистые
Г. таежно-лесные
13. Крупномасштабные почвенные карты характеризуют:
А. сортоиспытательных участков
Б. совхозов, фермерских хозяйств
В. материков
Г. регионов
14.Минералы более устойчивые к выветриванию:
А. кварц
Б. амфиболы
В. полевые шпаты
Г. пироксены
А. гуматного типа с гуматами натрия
Б. гуматного типа с гуматами кальция
В. фульватного типа
Г. фульватно-гуматного типа
16. Четвертичные отложения характеризуются большим количеством соединений кальция:
А. ледниковые
Б. флювиогляциальные
В. озерно-ледниковые
Г. лессы
17.К первой категории земель по пригодности в сельском хозяйстве относят земли:
А. нарушенные земли
Б. пригодные под пашню
В. пригодные после мелиорации
Г. пастбищные
18. Наиболее плодородные почвы сухостепной зоны:
А. светло-каштановые
Б. солончаки
В. темно-каштановые
Г. бурые полупустынные
ВАРИАНТ 4
Выбрать правильный ответ
1. Верхний слой литосферы называется:
А. верхней мантией
Б. корой выветривания
В. экзосферой
Г. базальтовым слоем
2. Почвоведение как самостоятельная наука сформировалась:
А. чуть более 100 лет тому назад
Б. около 300 лет
В. 1000-1500
Г. около 50 лет.
3. Минеральный состав почвы и многие ее химические и физико-химические свойства зависят преимущественно от:
А. почвообразующей породы
Б. грунтовых вод
В. рельефа местности
Г. растений и животных
4. Энергетика почвообразования связана в первую очередь:
А. водами
Б. рельефом
В. климатом
Г. антропогенным фактором
5. Главным источником азота в почвах является:
А. атмосфера
Б. гидросфера
В. листосфера
Г. антропогенная деятельность
6. Там, где коэффициент увлажнения больше 1, в почве складывается водный режим:
А. застойный
Б. ирригационный
В. промывной
Г. мерзлотный
7. Скелет почвы представлен:
А. генетическими горизонтами
Б. крупными обломками горных пород и первичных минералов
В. останками животных
Г. подземными органами растений
8. Соотношение физического песка и физической глины в почве называется:
А. химическим составом
Б. гранулометрическим составом
В. механическими элементами
Г. минералогическим составом
9. Способность почв обеспечивать растения во все этапы их роста и развития необходимыми элементами минерального питания, влагой и воздухом получила название:
А. химических свойств
Б. буферности
В. плодородия
10. Гипсование солонцеватых и известкование кислых почв является примером:
А. рекультивации
Б. химической мелиорации
В. санаций
Г. противоэрозионных работ
11. Первичные минералы почвы:
А. кварц, полевой шпат, апатит
Б. оксиды, гидрооксиды, силикаты
В. глинистые, сульфаты, нитраты
Г. вода, самородные элементы
12. Две большие группы, на которые можно разделить почвообразующие породы по химическому составу:
А. рыхлые и плотные
Б. четвертичные и дочетвертичные
В. карбонатные и некарбонатные
Г. сульфатные и нитратные
13. Плотность твердой фазы почвы – это масса:
А. твердой фазы почвы ы 1 см3
Б. единицы объема минеральной части почвы
В. единицы объема твердой фазы почвы при полном заполнении объема твердой фазой
Г. абсолютно сухой почвы в единице объема.
14. Теплоемкость выше:
А. у сухой почвы
Б. воды
В. влажной почвы
Г. органических остатков
15. Тип гумуса черноземов:
А. фульватный
Б. гуматно-фульватный
В. фульватно-гуматный
Г. гуматный
16.: К первичным минералам относятся:
А. каолинит
Б. полевые шпаты, кварц
В. простые соли
Г.монтмориллонит
17.При использовании почвенных карт и картограмм в целях рационального применения удобрений учитывают:
А. питательный режим
Б. физические свойства
В. однородность почвенного покрова
Г. гранулометрический состав
18. Большой липкостью обладают почвы:
А. песчаные
Б. легкосуглинистые
В. глинистые
Г. супесчаные
ВАРИАНТ 5
Выбрать правильный ответ
1. К мезорельефу относятся следующие формы рельефа:
а. западины и блюдца
б. балки, овраги, холмы, гривы, ложбины
в. плоскогорье, равнины, кочки
г. понижения, котловины
2. Разновидности почв различаются между собой:
А. свойствами, обусловленными степенью развития почвообразовательных процессов
Б. генезисом и свойствами почвообразующих пород
В. по гранулометрическому составу
Г. по залеганию на разных элементах рельефа
3. Дерновый процесс почвообразования происходит:
А. под травянистой растительностью
Б. при избыточном увлажнении грунтовыми водами
В. при умеренной биологической активности
Г. при периодическом поступлении взвешенных частиц с паводковыми водами.
4. Наиболее вредным для растений является тип засоления:
А. хлоридно-сульфатный
Б. хлоридный
В. сульфатный
5. Лучшими для возделывания овощных культур являются почвы:
А. подзолистые
Б. аллювиальные луговые
В. дерново-глеевые
Г. аллювиально-дерновые
6. По обеспеченности теплом выделяют следующие географические (термические) пояса:
А. гумидный и семигумидный
Б. аридный и субаридный
В. полярный, субтропический и тропический
Г. бореальный и суббореальный
7. Мезорельеф оказывает влияние на:
А. перераспределение тепла и влаги
Б. континентальность климата
В. широтную зональность
Г. формирование географических поясов
8. Автоморфные почвы формируются:
А. при близком залегании грунтовых вод
Б. в условиях свободного стока атмосферных вод и глубоком залегании грунтовых вод (более 6 м)
В. при длительном застое атмосферных вод
Г. при глубоком залегании грунтовых вод и недостаточном атмосферном увлажнении
9. Гидроморфные почвы формируются:
А. на вершине склонов
Б. в притеррасной части поймы
В. при свободном оттоке атмосферных вод
Г. при глубоком залегании грунтовых вод и недостаточном атмосферном увлажнении
10. Травянистый опад степной зоны характеризуется:
А. низкой зольностью
Б. высоким содержанием смол
В. обогащенностью биофильными элементами
Г. повышенным содержанием лигнина и дубильных веществ.
11. Кислые магматические породы, преобладающие в Бурятии – это:
А. базальты
Б. габбро
В. граниты
Г. вулканический туф
12. Четвертичные отложения оставшиеся на месте выветривания:
А.морские
Б. элювиальные
В. эоловые
Г. озерно-ледниковые
13.К факторам химического выветривания относятся:
А. изменение температурного режима
Б. атмосферные явления
В. физического воздействия воды
Г. реакция окисления, гидролиза
14. Глеевый горизонт образуется при:
А. недостаточном увлажнении
Б. переменном увлажнении и иссушении
В. постоянном атмосферно и грунтовом увлажнении
Г. залегании грунтовых вод глубже 6 м.
15. Почва представляет собой систему:
А. двухфазную
Б. четырехфазную
В. трехфазную
Г. однофазную
16. Гипсование солонцеватых и известкование кислых почв является примером:
А. рекультивации
Б. химической мелиорации
В. санаций
Г. противоэрозионных работ
17. Там, где коэффициент увлажнения больше 1, в почве складывается водный режим:
А. застойный
Б. ирригационный
В. промывной
Г. мерзлотный
18. Кислотность, используемая для определения доз извести при известковании почв:
А. актуальная
В. обменная
Г. гидролитическая
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что изучает геология? Ее народнохозяйственное значение.
2. Форма, размеры, физические свойства и химический состав Земли.
3. Внутренние и внешние сферы Земли, их характеристика.
4. Строение земной коры, характеристика ее слоев.
5. Биосфера. Ее роль в жизни Земли и почвообразовательном процессе.
6. Эндогенные процессы: магматизм (плутонизм) и вулканизм. Продукты вулканической деятельности. Типы вулканов.
7. Экзогенные процессы. Основные агенты. Выветривание и его типы.
8. Геологический круговорот веществ, его итоги, значение в формировании почвообразующих пород.
9. Геологическая деятельность ветра, характеристика эоловых отложений.
10. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, их влияние на формирование рельефа четвертичных отложений.
11. Геологическая деятельность морей, озер, болот, их участие в формировании четвертичных отложений.
12. Геологическая деятельность ледников.
13. Химический и вещественный состав земной коры.
14. Понятие о минералах, их морфологические, физические, оптические свойства.
15. Генезис минералов.
16. Происхождение, характеристика, почвообразующее значение первичных, вторичных минералов.
17. Классификация минералов. Характеристика самородных минералов.
18. Происхождение, классификация, характеристика силикатов, алюмосиликатов, их породо- и почвообразующее значение.
19. Минералы органического происхождения, их характеристика и использование.
20. Магматические горные породы, их образование.
21. Классификация магматических горных пород. Характеристика, минералогический, химический состав кислых магматических пород, почвообразующее, экологическое значение.
22. Средние магматические породы, характеристика основных представителей, их почвообразующее значение.
23. Магматические породы основного состава, их минералогический состав, выветривание, значение в почвообразовании.
24. Процессы выветривания магматических пород, их продукты.
25. Осадочные горные породы. Общая характеристика, химический и минералогический состав. Обломочные осадки, их почвообразующая роль.
26. Метаморфические горные породы. Общая характеристика, почвообразующая роль.
27. Виды воды в горных породах. Происхождение подземных вод, их характеристика, значение в водном балансе.
28. Грунтовые воды, их режим, состав, значение в процессах почвообразования, экологическом состоянии почвенного покрова.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1. Эрозия почв. Мероприятия по борьбе с эрозией. Опустынивание, засоление почв.
2. Поглотительная способность почв, регулирование состава поглотительных катионов различных типов почв.
3. Общие физические свойства почв, структурное состояние почв. Физико-механические свойства. Водный режим почв, водные свойства почв, водные свойства, их зависимость от минералогического, гранулометрического состава и состава ППК, методы регулирования.
Кейс-задачи
1. При химическом анализе почвообразующих пород в одной из них преобладали соединения СаСО3, MgCO3, NaCl, Na2SO4, Na2CO3, а в другой – Al2O3, Al(OH)3, Fe2O3, Fe(OH)3. Объясните, на каких типах кор выветривания сформированы указанные почвообразующие породы, назовите условия их формирования.
2. В процессе изменения, выветривания магматической горной породы произошли изменения: - в одном случае появились такие продукты, как MgCO3, CaCo3, K2CO3, SiO2•nH2O, в другом – горная порода стала более рыхлой, раздробленной, химический состав ее остался прежним. Назовите, каким типам выветривания подверглась магматическая порода.
3. На землепользованиях хозяйства (степная зона) преобладают аллювиальные почвы: болотные, луговые и дерновые. В каком типе почв происходит: 1) консервация растительных остатков в виде оторфованного горизонта; 2) преобладание минерализационных процессы; 3) отмечаются наиболее оптимальные условия для синтеза гумуса?
4. Показателем качественного состава гумуса является отношение Сгк:Сфк, которое колеблется от 0,4 до 3. В каком случае формируется гумус гуматного характера, а в каком – фульватного? Назовите типы почв, имеющие гуматный, гуматно-фульватный, фульватно-гуматный и фульватный составы гумуса.
5. Различные типы почв степной зоны (черноземы, каштановые, солонцы) различаются между собой по содержанию гумуса. Какое среднее содержание гумуса в различных типах почв и в чем причина этих различий?
6. Охарактеризуйте количественный и качественный составы гумуса лесных, лесостепных и степных почв Бурятии. Каково их отличие по этому показателю от аналогов европейской части России?
7. В образцах различных типов почв обнаружены два типа коллоидов различных по свойствам и отношению к
8. В одном образце почвы определены величины ЕКО и сумма обменных оснований, их показатели составили 35 и 30 мг-экв на 100 г почвы. Укажите, какой из показателей отражает искомые величины? Дайте им определение и характеристику.
9. В двух различных образцах одинаковых по гранулометрическому составу и содержанию гумуса оказалась разная величина ЕКО: 25 и 17 мг-экв. на 100 г почвы. Объясните, в чем возможная причина полученного результата анализа?
10. При анализе образцов каштановой почвы, отобранных из горизонтов Апах и В1, выяснилось, что они имеют одинаковый гранулометрический состав и мало отличаются между собой по минералогическому составу, но ЕКО в Апах составила 28, в В1 – 18 мг.-экв. на 100 г почвы. Объясните причину указанного различия.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п