учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомить обучающихся с происхождением, биологическими особенностями, конституцией, экстерьером и интерьером сельскохозяйственных животных; изучить продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы; породы сельскохозяйственных животных; воспроизводство стада и выращивание молодняка; основы племенной работы, методы разведения животных; технологии производства продукции животноводства.
ОПК-2: Способен интерпретировать и оценивать в профессиональной деятельности влияние на физиологическое состояние организма животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
ИД-1ОПК-2.1
ИД-2ОПК-2.2
ИД-3ОПК-2.3
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Продуктивность с.-х. животных
Продуктивность с.-х. животных
Туников, Г.М. Разведение животных с основами частной зоотехнии : учебник / Г.М. Туников, А.А. Коровушкин. — 3-е изд., стер. . — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 744 с.
Разведение с основами частной зоотехнии: учебник / А.И. Чикалёв, Ю.А. Юлдашбаев, Ф.Р. Фейзуллаев. — М.: КУРС : ИНФРА-М, 2019. — 256 с.
Дополнительная литература
Жигачев А.И. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных с основами частной зоотехнии.-СПб.: ООО «Квадро», 2012.-336 с. (15 экз.)
Технология интенсивного животноводства: учебник / А. И. Баранников, В. Н. Приступа, Ю. А. Колосов ; ред. В. Н. Приступа. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 602 с. - (Высшее образование). – 71 экз.
Овцеводство и козоводство : Рек. МСХ РФ в качестве учебника / В. А. Мороз. - [Б. м.] : СтГАУ "Агрус", 2005. - 495 с. : ил. (18 экз.)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Разведение и основы зоотехнии
2) охватывает все разделы дисциплины
ОПК-2
1. Интерьер сельскохозяйственных животных (ОПК-2)
2. Присвоение кличек и мечение (ОПК-2)
3. Изучение статей тела, пороков и недостатков экстерьера и их
влияние на продуктивность животных(ОПК-2)
4. Изменение пропорций телосложения животных разных видов с возрастом (ОПК-2)
5. Понятие о породе (ОПК-2)
6. Структура и классификация пород(ОПК-2)
7. Акклиматизация пород (ОПК-2)
8. Продуктивность с.-х. животных(ОПК-2)
9. Молочная продуктивность разных видов с.-х. животных (ОПК-2)
10.Мясная продуктивность с.-х. животных (ОПК-2)
11.Отбор в животноводстве (ОПК-2)
12.Признаки, учитываемые при отборе с.-х. животных (ОПК-2)
13.Методы селекции с.-х. животных (ОПК-2)
14.Особенности отбора различных видов с.-х. животны (ОПК-2)
15.Принципы установления бонитировочных классов с.-х. животных (ОПК-2)
16.Подбор в животноводстве (ОПК-2)
17.Методы разведения с.-х. животных(ОПК-2)
18.Разведение по линиям и семействам (ОПК-2)
19.Скрещивание в животноводстве (ОПК-2)
20.Межвидовая гибридизация (примеры продуктивного использования) (ОПК-2)
21.Породы с.-х. животных разводимых в Ставропольском крае (ОПК-2)
22.Организация выставок с/х животных (ОПК-2)
23.Применение малозатратных и нетрадиционных технологий при
производстве продукции животноводства (ОПК-2)
24.Основы первичной переработки продукции животноводства,
утилизация отходов (ОПК-2)
25.Разведение мелких животных (кролики, нутрии, шиншиллы) (ОПК-2)
26.Методы изучения роста и развития с.-х. животных. (ОПК-2)
27. Половая и хозяйственная зрелость животных. (ОПК-2)
28. Продолжительность использования с.-х. животных и проблема их долголетия. (ОПК-2)
29. Условия, благоприятствующие оценке и отбору с.-х. животных. (ОПК-2)
30. Оценка животных по продуктивности (на примере крупного рогатого скота). Факторы, влияющие на
продуктивность животных. (ОПК-2)
31. Оценка животных по конституции, экстерьеру. (ОПК-2)
32. Оценка животных по родословным. (ОПК-2)
33. Интерьер с.-х. животных и методы его изучения. (ОПК-2)
34. Понятие об индивидуальном развитии с.-х. животных. (ОПК-2)
35. Понятие о племенной работе. (ОПК-2)
36. Основные принципы подбора. (ОПК-2)
37. Способы и методы подбора. (ОПК-2)
38. Применение инбридинга в животноводстве. (ОПК-2)
39. Классификация инбридинга. (ОПК-2)
40. Использование промышленного скрещивания и его экономическая эффективность. (ОПК-2)
41. Гибридизация и ее использование в животноводстве. (ОПК-2)
42. Использование гетерозиса в животноводстве. (ОПК-2)
43. Классификация линий в животноводстве. (ОПК-2)
Комплект контрольных вопросов для семинарских занятий
По теме: Происхождение сельскохозяйственных животных. Учение о породе»;
«Конституция, экстерьер и интерьер сельскохозяйственных животных»; «Рост и развитие
сельскохозяйственных животных»
1. Время и место одомашнивания животных.
2. Дикие предки и сородичи домашних животных.
3. Какие виды животных относятся к сельскохозяйственным животным?
4. Какие изменения происходят с животными в процессе одомашнивания?
5.Что называется породой, породной группой?
6.Минимальная численность животных в породе крупного рогатого скота.
7. Какие породы выведены в России за последние годы?
продуктивности.
9. Различия между перерождением и вырождением пород при акклиматизации.
10. Факторы, влияющие на формирование конституции.
11. Методы оценки экстерьера с.-х. животных.
12. Связь интерьерных показателей с продуктивностью и здоровьем животных.
13. Как взаимосвязаны процессы роста и развития?
14. Охарактеризовать основные закономерности роста и развития животных
15. Формы недоразвития животных: эмбрионализм, инфантилизм, неотения.
16. Как продлить сроки использования с.-х. животных?
17. Методы направленного выращивания молодняка с.-х. животных.
По теме: «Отбор и подбор в животноводстве»; «Методы разведения сельскохозяйственных
животных»; «Племенная работа в скотоводстве»
1. Оценка и отбор с.-х. животных по продуктивности.
2. Влияние условий внешней среды на эффективность отбора.
3. Показатели технологического отбора в животноводстве.
4. Использование гомогенного отбора в животноводстве.
5. Условия применения гетерогенного подбора.
6. Организация подбора животных при искусственном осеменении.
1. Сущность различных методов разведения с.-х. животных.
2. Особенности разведения по линиям и семействам.
3. С какой целью проводят промышленное и переменное скрещивания?
4. Привести пример выведения новой породы.
5. Понятие об «освежении» и «прилитие крови».
6. Биологические особенности гибридов в животноводстве.
7. Значение учета в племенном деле.
8. Что такое бонитировка? С какой целью и когда она проводится?
9. По каким признакам бонитируют коров, быков производителей, молодняк?
10. Какие существуют методы оценки быков – производителей по качеству потомства?
11. Какие требования по продуктивности, экстерьеру, приспособленности к машинному доению
предъявляются животным при отборе.
12. Какие методы разведения применяются в товарных и племенных хозяйствах? Методы и
формы отбора и подбора в этих хозяйствах.
13. Методы предупреждения инбредной депрессии?
по теме: «Биологические особенности крупного рогатого скота
и народнохозяйственное значение отрасли»; «Зоотехнические аспекты воспроизводства стада и
выращивание ремонтного молодняка»;
1. Каковы биологические особенности крупного рогатого скота в отличие от других видов
сельскохозяйственных животных?
2. Постановления и Правительства РФ по вопросам увеличения продукции скотоводства.
3. Типы конституции скота разного направления продуктивности.
4. Наиболее часто встречающиеся экстерьерные пороки молочного скота.
5. На какие стати экстерьера обращают особое внимание при отборе животных для крупных
механизированных ферм (комплексов)?
6. Оценка коров по пригодности их к машинному доению.
10
7. Сколько лет в среднем используется корова в хозяйстве? От чего зависит срок
использования?
8. Какие факторы влияют на молочную продуктивность коровы?
9. Факторы, влияющие на жирномолочность.
10. Различия в химическом составе молока и молозива.
11. Как определить средний % жира в молоке коров за лактацию?
12. Как определить количество молочного жира?
13. Как оценить по молочной продуктивности корову, лактационный период которой длится
более 305 дней, менее 305 дней?
14. Что такое лактационная кривая и на основании каких данных она строится?
15. 14.Как определить удой на фуражную корову?
16. Факторы, влияющие на мясную продуктивность. Что такое убойная масса, убойный выход?
17. Каковы показатели убойного выхода у крупного рогатого скота разного направления
продуктивности.
18. 17Характерные особенности пород молочного, мясного и молочно мясного направления
продуктивности.
19. Какое место по численности в нашей стране занимают породы: молочные, молочно-мясные,
мясные? Какие из молочных пород наиболее многочисленные?
20. 19Какие породы разводят в вашей местности? К какому направлению продуктивности они
относятся?
21. 20.Какие породы молочного и молочно-мясного направления перспективны при
использовании на фермах промышленного типа?
23. Биологические особенности и народнохозяйственное значение зебу.
24. В каком возрасте наступает половая и хозяйственная зрелость крупного рогатого скота?
25. Что такое сервис-период, сухостойный период?
26. Их продолжительность и влияние на хозяйственное использование животных?
27. Как правильно подготовить корову к отелу и провести его? В чем преимущество отела в
денниках?
28. Каковы достоинства и недостатки различных методов выращивания телят?
29. Молозивный период его значение для выращивания телят?
30. Особенности выращивания молодняка в молочный и послемолочный период.
31. В каком возрасте ставят быков на проверку по качеству потомства?
по теме: «Современные технологии производства молока»; «Современные технологии
производства говядины»
1.
Особенности привязного и беспривязного способов содержания коров? Их достоинства
и недостатки с точки зрения ветеринарной и зооинженерной службы.
2.
Механизация отдельных производственных процессов (раздача кормов, удаление
навоза, доение) на молочных комплексах с разными способами содержания животных.
3.
4.
5.
Требования, предъявляемые к корове при отборе на комплексы.
Принципы формирования технологических групп?
Сколько и каких цехов выделяется при поточно-цеховой системе? Цель и задачи
каждого цеха? Время пребывания животных в каждом цехе?
6.
Какие мероприятия проводятся на фермах по повышению продуктивности животных и
снижению затрат на производство продукции?
7.
8.
9.
10.
Какие технологии производства говядины существуют в молочном скотоводстве?
Чем отличается производство говядины в молочном и мясном скотоводстве?
Что такое нагул? Организация нагула
Планируемые приросты живой массы при откорме и нагуле крупного рогатого скота.
Технология производства шерсти и баранины
по теме: «Биологические особенности и продуктивность овец.
1. Какие биологические особенности характерны для овец?
2. Планы Правительства по развитию овцеводства в нашей стране;
3. Что положено в основу разделения овец на группы согласно зоологической классификации.
4. На какие типы конституции подразделяются овцы? Характерные особенности овец разного
типа конституции.
5. Смушки. Образование, развитие и формы завитков, сроки и правила убоя смушковых ягнят.
Классификация каракульских смушков.
6. Овчины. Шубные и меховые овчины, их первичная обработка. Мясная продуктивность.
Основные показатели мясной продуктивности. Организация и техника откорма овец.
11
по теме: «Воспроизводство стада.».
1. Когда наступает физиологическая и хозяйственная зрелость овец?
2. Как подготовить к случке маток и баранов?
3. Какие биологические нормативы нужно знать для организации проведения случки и ягнения
овец?
4. Положительные и отрицательные стороны зимних и весенних ягнений.
5. Как правильно организовать выращивание ягнят в разных климатических зонах и при
разных технологиях организации отрасли?
по теме: «Технологии производства продуктов овцеводства».
1. В чем разница между индивидуальной и классной бонитировками овец.
2. Признаки, характеризующие каждый класс тонкорунных овец.
3. Когда и по каким признакам бонитируют овец разных видов?
4. На какие пороки и недостатки экстерьера обращают внимание при отборе овец разного
направления продуктивности.
5. Какова наследуемость, повторяемость. Изменчивость отдельных селекционных признаков?
6. В каких случаях и с какой целью применяется однородный и разнородный подбор?
7. Что такое структура стада? Как правильно сформировать маточные отары и группы
баранов-производителей?
8. Особенности проведения случки и ягнения овец.
10. Требования к нормам в условиях крупных ферм.
11. Способы подготовки и раздачи кормов на фермах.
Технология производства и переработки продукции птицеводства.
по теме: «Биологические особенности и продуктивность птицы».
1. Постановления правительства, способствующие развитию промышленного птицеводства.
Роль различных хозяйств (по форме собственности) в производстве яиц и мяса с.-х. птицы.
2. Биологические особенности с.-х. птицы, обуславливающие низкие затраты средств и
труда при производстве яиц и мяса.
3. Понятия цикла яйцекладки и яйценоскости. Физиологическая функция.
4. Яичник и яйцевод — органы образования и несения яиц.
5. Учет и оценка яичной продуктивности в племенных и промышленных хозяйствах.
6.
Факторы наследственности и среды, влияющие на яичную продуктивность.
7.
8.
9.
На каких особенностях роста и развития с.-х. птицы базируется мясное птицеводство.
Показатели, характеризующие мясную продуктивность.
Бройлерная птица и показатели, характеризующие.
по теме: «Особенности племенной работы в птицеводстве».
1. Принципы классификации пород с.-х. птицы.
2. Признаки экстерьера и продуктивности пород кур леггорн, русская белая, плимутрок и
корниш.
3. Особенности экстерьера и продуктивности современных заводских пород уток, гусей, индеек.
4. Линейное разведение — метод совершенствования заводских пород с. х. птицы.
5. Яичные кроссы кур, организация племенной работы с ними.
6. Мясные кроссы кур, используемые для производства мяса бройлеров.
7. Экстерьерные особенности и продуктивность пекинских уток
8. Породы индеек и их кроссы, созданные на основе породы белой широкогрудой.
Экстерьерные и продуктивные их особенности.
9.Холмогорские, крупные серые, горьковские, рейнские, эмбденские гуси. Их экстерьерные и
продуктивные признаки.
по теме: «Воспроизводство поголовья птиц и технологии производства яиц и мяса птицы разных
видов».
1.Понятие технологии производства яиц и мяса птицы.
2. Основные производственные подразделения в технологии производства продуктов
птицеводства.
3. Основная, сопряженная и побочная продукция в технологическом процессе производства яиц и
мяса.
4.Безотходная технология и ее значение в повышении экономичности специализированных
птицеводческих предприятий.
5.Технологическая карта-график, организация ветеринарной и зоотехнической работы по его
выполнению.
12
6.Основные производственные показатели цеха родительского стада, инкубации, выращивания
ремонтного молодняка, бройлеров.
7. Эмбриогенез с.-х. птицы.
8. Режим инкубации и организация его контроля.
9. Биологический контроль в цехе инкубации.
10. Воспроизводительная способность птицы и мероприятия, ее повышающие.
11. Системы содержания с.-х. птицы в различных технологических подразделениях (клеточная,
напольная, на сетчатых полах).
12. Автоматизация и механизация основных производственных процессов технологии
производства яиц и мяса.
13. Значение оптимального микроклимата и его контроль при содержании птицы в различных
технологических подразделениях.
14. Особенности кормления кур родительского стада, ремонтного молодняка и птицы,
выращиваемой на мясо.
15. Калибровка яиц, различные методы их прединкубационной обработки, раздельное
выращивание цыплят, способствующие совершенствованию технологии и снижению затрат труда
и средств на единицу продукции.
Технология производства продукции свиноводства
по теме: «Биологические особенности и продуктивные качества свиней разных пород».
1.
2.
Какими хозяйственно-биологическими особенностями обладают свиньи?
Срок супоросости свиноматок. Сколько опоросов в год можно получить от одной
3. Последнее постановление правительства по улучшению свиноводства в стране.
Различия в конституции свиней разных хозяйственных направлений.
Наследственные экстерьерные дефекты у свиней.
Существенные экстерьерные пороки у свиней.
Откормочные и мясные качества у свиней разного направления продуктивности.
8. . Какие породы свиней являются основными в вашей экономической зоне, почему?
9.
Чем определяется выбор породы для определенной зоны?
10. Какие породы - относятся к мясному, беконному, мясосальному типу?
по теме: «Племенная работа и воспроизводство стада свиней».
1. В каком возрасте наступает половая зрелость у свиней?
2. Как правильно кормить хряка-производителя?
3. Половой цикл свиней.
4. Как правильно кормить и ухаживать за супоросными и подсосными свиноматками?
5. Факторы, влияющие на бесплодие и малоплодие свиней.
Как правильно организовать выращивание поросят в разные возрастные периоды?
6. Какие основные признаки учитываются при отборе и подборе свиней?
7. Какие методы разведения применяются в свиноводстве?
8. Основные отличия племенной работы в товарных и племенных стадах. Как правильно
организовать бонитировку свиней и учет результатов племенной работы?
по теме: «Производство свинины на промышленной основе, в фермерских и крестьянских
хозяйствах».
1. Основные отличия промышленного комплекса по производству свинины от обычной
свиноводческой фермы.
2. Особенности содержания и кормления животных на комплексах разного типа.
3. Что такое циклограмма и как она составляется?
4. Оптимальные требования к микроклимату на комплексах.
Коневодство.
по теме: «Биологические особенности лошадей. Рабочие качества лошадей и их использование».
1. Биологические особенности лошади.
2. Значение коневодства в настоящее время.
3. Классификация лошадей по их хозяйственному использованию.
4. Пороки экстерьера у лошадей.
5. Как правильно распределять лошадей для работы?
6 Какое место в общем производстве мяса занимает конина?
7 Как развито мясное коневодство у нас в стране?
8.Какое значение имеет кобылье молоко? Его состав.
13
по теме: «Племенная работа в коневодстве».
1. Какие методы отбора и подбора применяются в племенных и пользовательных хозяйствах?
2. Когда проводится бонитировка лошадей, с какой целью, по каким показателям?
3.Воспроизводство конепоголовья и выращивание молодняка
4. Какие биологические особенности лошадей нужно знать, чтобы правильно организовать
случку и выжеребку?
5. Факторы, вызывающие аборты у кобыл, и мероприятия по их предотвращению.
6. Как правильно провести выжеребку кобыл?
7. Как правильно выращивать жеребят в разные возрастные периоды?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п