учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение состояние шерстяного комплекса в мировой практике, прогноза динамики шерстяной отрасли в России; типов шерстяных волокон, признаков и свойств шерсти, методов контроля качества шерсти, морфологию руна и влияния различных факторов на шерстяную продуктивность овец; первичную обработку шерсти на стригальном пункте, её классировки и классификацию по межгосударственному стандарту; требований по переработке и продаже шерсти.
ПКС-3: Способен планировать и организовать эффективное использование животных, материалов и оборудования;
ИД-1ПКС-3 Знать: принципы эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-2ПКС-3 Уметь: планировать эффективное использование племенных животных и материалов.
ИД-3ПКС-3 Владеть: навыками организации эффективного использования животных,материалов и оборудования
ИД-1ПКС-4 Знать: современные методы и приемы (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-2ПКС-4 Уметь: обосновать использование современных методов и приемов (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-3ПКС-4 Владеть: современными методами и приемами (индексная селекция, биотехнологические методы) комплекснойоценки и селекции животны
ПКС-4: Способен использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции животных;
ИД-1ПКС-3 Знать: принципы эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-2ПКС-3 Уметь: планировать эффективное использование племенных животных и материалов.
ИД-3ПКС-3 Владеть: навыками организации эффективного использования животных,материалов и оборудования
ИД-1ПКС-4 Знать: современные методы и приемы (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-2ПКС-4 Уметь: обосновать использование современных методов и приемов (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-3ПКС-4 Владеть: современными методами и приемами (индексная селекция, биотехнологические методы) комплекснойоценки и селекции животны
животных
форма текущего контроля успеваемости)
работ
История эволюция руна
Шерстяное волокно, признаки и свойства шерсти
Морфология руна. Влияние различных факторов на шерстяную продуктивность
Стрижка овец и классировка шерсти
Переработка и реализация шерсти
Жамьянов Б.В. Шерстоведение [Электронный ресурс]: методические указания по самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 «Зоотехния» / Сост.: Б.В. Жамьянов, В.А. Ачитуев – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 107 с. ¬
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Шерстоведение
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что называется натуральной шерстью и от каких видов животных она используется?
2. Понятие о синтетических волокнах и источниках их получения.
3. Из каких волокон состоит шерсть? Дайте их краткую характеристику.
4. В чем различие искусственных волокон от синтетических?
5. Какие группы шерсти вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
6. Из каких волокон состоит тонкая шерсть?
7. Из каких волокон состоит полутонкая шерсть? Дайте их характеристику.
8. Перечислите основные типы шерстяных волокон. Дайте их характеристику.
9. Что называется «песигой»?
10. Что называется «кроющий волос»?
11. Понятие об искусственных волокнах и источниках их получения.
12. Из каких волокон состоит полугрубая шерсть? Дайте их характеристику.
13. Из каких волокон состоит грубая шерсть? Дайте их характеристику.
14. В чем особенности гистологического строения пуховых волокон?
15. Перечислите, в каких волокнах имеется сердцевинный слой. Его значение.
16. Строение чешуйчатого слоя и его значение.
17. В чем сходство и различие в гистологическом строении переходного волоса и ости?
18. В чем сходство и различие в гистологическом строении ости и мертвого волоса?
19. В чем сходство и различие в гистологическом строении пуха и переходного волоса?
20. Корковый слой шерстного волокна и его значение.
21. Перечислить основные технические свойства овечьей шерсти.
22. Что такое извитость, ее значение и методы определения.
23. Какую извитость называют нормальной?
24. О чем свидетельствует появление извитости «нитка»?
25. Что такое тонина шерстяного волокна и ее значение при производстве изделия?
26. Способы определения тонины шерсти.
27. От каких факторов зависит тонина шерсти у овец?
28. В чем сходство и отличие советской классификации тонины шерсти от брадфордской?
29. Что такое крепость шерсти?
30. Лабораторный способ определения крепости шерсти.
31. Органолептический определения крепости шерсти.
32. Какие факторы оказывают влияние на длину шерсти?
33. Что такое естественная длина шерсти?
34. Что такое истинная длина шерсти?
35. Что такое растяжимость шерсти?
36. Как определяется процент растяжимости шерсти?
37. Что такое эластичность шерсти?
38. Что такое упругость шерсти?
39. Связь между толщиной шерсти и конституцией животного.
40. Связь между извитостью и толщиной шерсти.
Перечень вопросов к экзамену
1. Какие секторы шерстного комплекса определяют его структуру?
2. Какими особенностями обусловлена структура шерстного комплекса?
3. Назовите основные направления общемирового развития шерстного комплекса?
4. Какое место РФ в рейтинге мирового производства шерсти?
5. Какое место в рейтинге мирового поголовья овец РФ?
6. Назовите возможные направления расширения товарного рынка?
7. Каковы возможные факторы повышения конкурентоспособности российских тканей?
8. Какой вид текстильного волокна называется шерстью?
9. Каковы существенные отличия овечьей шерсти от других волокон?
10. Шерсть каких редких видов животных вам известна?
11. Перечислите основные слои кожи. Какое их назначение?
12. Назовите основные фазы формирования шерстной продуктивности?
13. Какие типы фолликулов вы знаете?
14. Что такое линька, её механизм и виды?
15. В чем суть механизма связи типов фолликулов с типом шерстных волокон?
16. Назовите основные части шерстяного волокна их функции?
17. В чем заключаются особенности гистологического строения шерстного волокна?
18. Каковы функции слоев шерстного волокна?
19. Расскажите об основных отличиях и вариациях типов шерстных волокон?
20. Какие признаки и свойства, характерные для шерсти имеют экономическое значение?
21. Что такое тонина шерсти и какие способы её определения?
22. В каких показателях измеряется тонина шерсти?
23. Что такое прочность шерсти и каковы методы её измерения?
25. Какими элементами представлен химический состав шерсти?
26. Перечислите группы пороков и дефектов шерсти?
27. Какие наиболее эффективные методы и приемы устранения пороков и дефектов шерсти?
28. Назовите виды шерсти. Каковы их различия?
29. Что понимается под термином «руно»?
30. Что такое косицы, штапель, каковы их формы и назначения?
31. Каковы основные ингредиенты немытой шерсти?
32. Какие существуют вариации волокон внутри руна?
33. Что понимается под термином «жиропот» и какова его роль?
34. Каковы факторы, влияющие на оценку выхода мытой шерсти?
35. Как рассчитать выход мытой шерсти?
36. Каково влияние генетического фактора на уровень шерстной продуктивности?
37. Каковы внешние факторы, влияющие на уровень шерстной продуктивности?
38. Каким образом фактор кормления влияет на уровень шерстной продуктивности?
39. Каковы особенности ухода и содержания овец шерстного направления?
40. Назовите срок стрижки овец и от чего они зависят?
41. Какие бывают виды стрижки овец?
42. Каковы основные требования к расположению стригальных пунктов?
43. Назовите основное оборудование стригальных пунктов?
44. Какие инструменты используются для стрижки овец?
45. Назовите приемы и способы стрижки овец?
46. В чем состоят принципы классировки шерсти?
47. В чем состоит суть классировки шерсти к продаже?
48. Как правильно обираются и свертываются руна?
49. В чем суть сортировки низших сортов шерсти?
50. Каковы особенности классировки ягнячьей шерсти?
51. Назовите основные правила прессования шерсти.
52. Какие способы прядения шерсти вы знаете. Назовите их?
53. В чем различия требований к переработке кроссбредной шерсти?
54. Назовите основные функции Австралийской корпорации шерсти?
55. Каковы особенности работы Австралийской службы анализа шерсти?
Комплект тестовых заданий
Вопрос - Какие источники получения синтетических волокон вы знаете
-хлопчатник;
-древесина;
+нефть;
-шелк.
Вопрос - Отличие натуральной шерсти от других волокон по гигроскопичности
-плохая
-отсутствует
+хорошая
-удовлетворительная
Вопрос - Из скольких слоев состоит кожа овец
-из одного
-двух
+трех
-четырех
Вопрос - Сколько слоев имеется в остевом волокне
-два
+три
-один
-четыре
Вопрос - Какой слой шерстинки является наиболее ценным в технологическом отношении
-сердцевинный
-чешуйчатый
+корковый
Вопрос - Какой из этих признаков не свойственен мериносовой шерсти
-хорошая уравненность
-тонина до 25 мкм
-достаточное количество жиропота
+проросшие цветные волокна
Вопрос - Из каких типов волокон состоит шерсть грубошерстных пород овец
-пуховых, переходных
-остевых, пуховых, переходных
+мертвых, остевых, переходных, пуховых
-переходных
+пуховых
-остевых, пуховых, переходных
-мертвых, остевых, переходных, пуховых
-переходных
Вопрос - Сколько мкм соответствует 60 качеству шерсти
-18,0-20,5
-20,6-23,0
+23,1-25,0
-25,1-27,0
Вопрос - Какие сорта шерсти по госту относятся к низшим
-тавро;
+клюнкер, обножка
-свалок;
-базовая пожелтевшая.
Вопрос - Сколько штук трудноотделимого сора (репья-пилки) должно содержаться в мытой однородной шерсти свободного от сора
-до десяти
+до шести
-тридцати
-тридцати шести
Вопрос - Пороки шерсти, связанные с неправильным содержанием овец
-тавро
+базовая
-обножка
-перестрига
Вопрос - Пороки шерсти, допускаемые при стрижке
-тавро
+перестрига
-базовая
-свалок
Вопрос - Какие источники получения искусственных волокон вы знаете
-газ
-лен
-нефть
+древесина
Вопрос - Чем отличается пуховое волокно от переходного
-упругостью;
-цветом
+гистологическим строением;
-блеском
Вопрос - Сколько слоев имеется в переходном волосе
-два
-один
+три
-четыре
Вопрос - Из каких типов волокон состоит тонкая шерсть
+пуховых
-остевых
-переходных
-мертвых
Вопрос - Из каких типов волокон состоит полутонкая шерсть
-пуховых
+пуховых, переходных
-остевых, пуховых
-мертвых, сухих
Вопрос - Желательные формы извитости мериносовой шерсти
-растянутая
-петлистая
-высокая
+нормальная
Вопрос - Сколько мкм соответствует 64 качеству шерсти
-18,0-20,5;
+20,6-23,0;
-23,1-25,0:
-25,1-27,0.
Вопрос - Пороки шерсти, связанные с недокормом овец
-желтяк
-клюнкер
+голодная тонина
Вопрос - Отличительные особенности горения натуральной шерсти от других видов волокон
-быстро
-без запаха
+с запахом
-с остатком золы
Вопрос - Какого качества шерсть является более тонкой
+80
-70
-64
-60
Вопрос - Какая шерсть по источникам получения наиболее ценная
-коровья
-конская
+овечья
-собачья
Вопрос - Чем отличается остевое волокно от пухового
-цветом
+гистологическим строением
-блеском
-извитостью
Вопрос - Назовите наиболее развитый слой пухового волокна
-чешуйчатый
+корковый
-сердцевинный
Вопрос - Какой из этих признаков не свойственен мериносовой шерсти
-хорошая уравненность
-тонина до 25 мкм
-достаточное количество жиропота
+проросшие цветные волокна
Вопрос - Из каких типов волокон состоит полугрубая шерсть
-пуховых, переходных
+остевых, пуховых, переходных
-переходных, остевых
-пуховых
Вопрос - Желательный цвет жиропота шерсти
-желтый
-зеленый
-кремовый
+белый
Вопрос - Сколько процентов легко отделимого сора содержится в шерсти в свободной от сора
+до одного
-пяти
-десяти
-двадцати
Вопрос - Порок шерсти, связанный с нарушением технологией стрижки овец
-тавро
-базовая
-желтяк
+перестрига
Вопрос - Изделия, получаемые при переработке грубой шерсти
+войлок
-драп
-фетр
-костюмная ткань
Вопрос - Отличие натуральной шерсти от других волокон по показателю
прядомости
-плохая
-не прядется
+хорошая
-удовлетворительная
Вопрос - Из скольких слоев состоит мертвый волос
-из одного
-двух
+трех
-четырех
-чешуйчатый
+корковый
-сердцевинный
Вопрос - На сколько классов длины делится по госту тонкая шерсть
-три
-два
+четыре
-пять
Вопрос - Пороки шерсти, связанные сильным загрязнением каловой массой
-ослабление прочности
-базовая
+кизяк
-голодная тонина
Вопрос - Изделия, получаемые при переработке тонкой шерсти
-войлок
-драп
-валяная обувь
+костюмная ткань
Вопрос - Как отличить первичные волосяные фолликулы от вторичных
+по глубине залегания в коже
-по интенсивности горения
-по химическому составу
-по цвету
Вопрос - Чем обусловлена ломкость волоса
-развитым корковым слоем
+развитым сердцевинным слоем
-развитым чешуйчатым слоем
-длиной шерсти
Вопрос - Сколько мкм соответствует 70 качеству шерсти
+18,0-20,5
-20,6-23,0
-23,1-25,0
-25,1-27,0
Вопрос - Пороки шерсти, связанные с нарушением технологии кормления:
-чесотка
-шкурка
+засорение растительными примесями;
-базовая.
Вопрос - Для каких целей применяется трепальная машинаВопрос -
+для удаления механических примесей
-для удаления шпагата, тряпок
-для удаления шерсти «тавро»
-для удаления влаги
Вопрос - Что относится к растительным волокнамВопрос -
-шелк
+хлопок
-нейлон
-капрон
Вопрос - В шерстном покрове овец различают следующие основные типы волокон:
-пух, ость, мертвый волос.
-пух, ость, мертвый волос, переходный волос.
-пух, ость, мертвый, переходный волос.
+пух, ость, мертвый волос, сухой, переходный волос, песига.
Вопрос - Пуховые волокна (пух) входит в состав шерсти, получаемой от пород:
-тонкорунных, полутонкорунных, полугрубошерстных.
+тонкорунных, полутонкорунных, полугрубошерстных и грубошерстных.
-тонкорунных, полутонкорунных.
-только тонкорунных.
Вопрос - Основные отличия полугрубой шерсти от грубой:
-имеется пух.
-ость более тонкая.
+нет мертвого волоса.
-состоит из пуха, переходного волоса.
Вопрос - Песига:
-шерсть покрывающая новорожденных тонкорунных ягнят.
+волокна встречающиеся в шерстном покрове тонкорунных ягнят.
-волокна встречающиеся в шерстном покрове грубошерстных ягнят.
Вопрос - Кроющий волос растет на:
-конечностях, брюхе.
+конечностях, лицевой части головы.
-конечностях лицевой части головы, хвосте, спине.
-конечностях.
Вопрос - Ость входит в состав:
-грубой шерсти.
+грубой и полугрубой шерсти.
-грубой, полугрубой, полутонкой шерсти.
-только полугрубой.
Вопрос - Тонкая шерсть делится на качества:
-80-70
-80-70-64-60-58
-только 70
+80-70-64-60
Комплект ситуационных задач (заданий)
1. Рассчитать шерстный коэффициент для баранов и маток грозненской породы с живой массой 85 и 48 кг и настригом мытой шерсти 6,5 и 3,1 кг.
2. Рассчитать шерстный коэффициент для баранов и маток алтайской породы с живой массой 105 и 55 кг и настригом мытой шерсти 6,5 и 3,2 кг.
3. Рассчитать шерстный коэффициент для баранов и маток бурятского типа забайкальской тонкорунной породы с живой массой 95 и 50 кг и настригом мытой шерсти 6,0 и 2,8 кг.
4. Рассчитать шерстный коэффициент для баранов и маток волгоградской породы с живой массой 100 и 58 кг и настригом мытой шерсти 5,7 и 2,6 кг.
5. Рассчитать морфологический состав шерсти бурятских грубошерстных овец при содержании в пробе из 500 волокон – 48 шт. остевых, 53 переходных и 399 пуховых волокон.
6. По данным настрига шерсти ведущих стад рассчитать коэффициент шерстности овец каждых из 4-х внутрипородных типов.
7. Рассчитать средние значения тонины шерсти и её ошибки в мкм при количестве исследованных волокон -200 шт.(n), сумме отклонений - 350 (عРа=350), Ра²=2004, цена деления окуляр-микрометра – 2,05.
8. Рассчитать среднее значение длины шерсти и ее ошибки (см) при количестве исследованных волокон -100 шт.(n), сумме отклонений - 106 (عРа=106), Ра²=356, цена деления – 0,5 см.
9. Средняя разрывная нагрузка пучков тонкой шерсти 0,018 кг и общий вес после разрыва 3 г. Рассчитать среднюю разрывную длину.
10. Влияние на жиропота шерсти различных факторов. У маток бурятского типа забайкальской тонкорунной породы с белым цветом жиропота в нем содержится жира 72,7 % и пота 27,3 %, со светло-кремовым жиропотом 55,6 и 44,4 %. Определить соотношение жира и пота в жиропоте шерсти.
11. Влияние на выход мытой шерсти различных факторов. В шерсти у ярок бурятского типа забайкальской тонкорунной породы содержится жиропота 22,5 %, минеральных и растительных примесей 21,5 %. Определить выход мытой шерсти.
12. Влияние различных факторов на шерстную продуктивность овец. В стаде овец ООО ПЗ «Боргойский» Джидинского района при затрате кормов на 1 ц. шерсти 100 и 110 к.ед. настриг шерсти составляет – 2,1 и 2,2 кг в мытом волокне. Каков будет ожидаемый мытой шерсти при затрате кормов на 1 ц. шерсти 80 ц. к.ед..
1. Что называется натуральной шерстью и от каких видов животных она используется
2. Понятие о синтетических волокнах и источниках их получения.
3. Из каких волокон состоит шерсть? Дайте их краткую характеристику.
4. Понятие об искусственных волокнах и источниках их получения.
5. Строение чешуйчатого слоя и его значение.
6. Корковый слой шерстного волокна и его значение.
7. Что такое извитость, ее значение и методы определения.
8. Способы определения тонины шерсти.
9. Что такое крепость шерсти
10. Лабораторный способ определения крепости шерсти.
11. Органолептический определения крепости шерсти.
12. Связь между толщиной шерсти и конституцией животного.
13. Связь между извитостью и толщиной шерсти.
14. Жиропот и его значение.
15. Способы определения выхода чистой шерсти.
16. Порядок и техника мойки шерсти.
15. Характеристика тонкой мериносовой шерсти.
16. Характеристика тонкой немериносовой шерсти.
20. Дайте характеристику пожелтевшей шерсти.
21. Принцип деления тонкой шерсти по толщине.
22. Характеристика тонкой шерсти 60 качества.
23. Характеристика тонкой шерсти 64 качества.
24. Характеристика тонкой шерсти 70 качества
25. Характеристика тонкой шерсти 1-й длины.
26. Характеристика тонкой шерсти 2-й длины.
27. Характеристика тонкой шерсти 3-й длины.
28. Характеристика тонкой шерсти 4-й длины.
29. Характеристика шерсти малозасоренной.
30. Характеристика шерсти сильнозасоренной.
31. Характеристика шерсти дефектной.
32. Характеристика шерсти сорно-дефектной.
33. Меры борьбы с засоренностью шерсти.
34. Меры борьбы с дефектностью шерсти.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п